Шестова И. И. 5 класс 12 урок Музыка - главный герой рассказа.
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме
Этот урок был разработан мною и показан 18.11.2015г. в рамках районного конкурса "Учитель года 2016". В уроке используются рассказы Ольги Сосновской "Детские годы Моцарта" и Геннадия Цыферова "Тайна запечного сверчка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 29.74 КБ |
дидактический материал | 15.62 КБ |
самоанализ урока | 15.3 КБ |
vam_otkrytyy_urok.pptx | 2.52 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 113 Дёмского района
городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Шестова Ирина Ивановна
учитель музыки первой категории
ОТКРЫТЫЙ УРОК
5 КЛАСС
ТЕМА: МУЗЫКА- ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РАССКАЗА
Уфа – 2015
Тема: Музыка главный герой рассказа
Тип: Комбинированный, с углублением и расширением темы.
Цель: На примере рассказов Г. Цыферова и О. Сосновской познакомить с творчеством композитора В. А. Моцарта.
Задачи:
- Образовательная: углубить знания учащихся о жизни и особенностях творчества Моцарта через рассказы Г. Цыферова и О. Сосновской, обогатить знания понятиями: серенада, менуэт, опера.
- Развивающая: способствовать формированию универсальных учебных действий. Личностных: стремилась реализовать творческий потенциал детей. Коммуникативных: учила слушать друг друга, вести диалог. Познавательных: приобщала к шедеврам мировой музыкальной культуры, профессиональному творчеству. Регулятивных: развивала духовно-нравственные ценности человечества, выраженные в звуках музыкального произведения.
Овладению навыков: анализа музыкальных произведений, пластического интонирования, вокального исполнения, самостоятельного применения знаний; способствовать развитию художественного вкуса и эмоциональной сферы учащихся.
- Воспитательная: способствовать воспитанию духовной, эстетической и общей культуры личности, а также собственного отношения к музыке Моцарта.
Оборудование: компьютерная презентация с использованием портретов Моцарта, иллюстраций к произведениям о композиторе и музыки Моцарта
Г. Цыферова и О. Сосновской, проектор, экран, фортепиано. Раздаточный материал: словарь эстетических терминов, средства музыкальной выразительности, слова песни.
Музыкальное оформление:
В. А. Моцарт «Колыбельная»
В. А. Моцарт «Маленькая ночная серенада»
В. А. Моцарт Хор из оперы «Волшебная флейта»
В. А. Моцарт Симфония № 40
Поль Мориа «Менуэт»
Литературное оформление:
Г. Цыферов рассказ «Тайна запечного сверчка»
О. Сосновская рассказ «Детские годы Моцарта»
В. Боков стихотворение «Счастье!..»
Технологическая карта урока
Тема урока, его место в целом программы: Музыка – главный герой рассказа.
Это 12 урок в 5 классе в разделе «Музыка и Литература».
Возможная личностно-значимая проблема: уметь чувствовать собственной отношение к музыке Моцарта.
Планируемые результаты изучения материала:
Учащиеся постигают мир композитора через его творения, страницы жизни, изображение в художественных произведениях, выявляют уровень знаний о форме музыкальных произведений, музыкальных жанрах, обобщают изученный материал по теме урока
Методы обучения и формы организации учебной деятельности: иллюстративно-репродуктивный, эвристический, исследовательский
Развитие умений учащихся: погружение в мир искусства, общение с художественными произведениями способствует развитию умений и навыков, необходимых грамотному слушателю, читателю и зрителю. Материал, используемый на уроке, способствует формированию собственного мнения, выработке личностного отношения к личности и творениям композитора. Учащиеся анализирует изученное, сравнивают, интерпретируют. Развиваются воображение, эстетическая восприимчивость, способности к эмоционально-ценностному восприятию, креативность.
Основные понятия и термины: серенада, опера, менуэт; вундеркинд,
пение bel canto.
- Вход
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Ивановна, сегодня урок музыки проведу я.
Звучит музыка: (В. А. Моцарт Колыбельная) Слайд 1 музыка
- Вы прослушали музыкальный фрагмент, знаком ли он вам? Знаете ли вы автора ?
-
- Эту «Колыбельную песню» создал В. А. Моцарт.
(ПОРТРЕТ В.А. Моцарта с годами жизни). Слайд 2
- Много ли прожил Моцарт?
- 35 лет.
- Да, это совсем небольшой отрезок времени жизни, но, тем не менее, нет в мире человека, который бы никогда не слышал это имя. А что вы знаете о нём?
- (ответы)
- Все вы правы. В 4 года он создал своё первое произведение, в 6 лет его уже знали в Австрии и Германии, а в 10 лет – во всей Европе. Его называли «чудо-ребёнком XVIII века», т.е. «ВУНДЕРКИНДом». Слайд 3
- Знаете ли вы, в какой стране он родился? В каком городе?
- Австрия. Зальцбург. Слайд 4
- Верно. В этом городе находится музыке Моцарта. Слайд 5
Жизнь австрийского композитора была удивительной и необычной. Ему посвящено много литературных произведений, в том числе и рассказов. Например, Геннадий Цыферов в рассказе «Тайна запечного сверчка» описывает «Колыбельную песню», звучащую в начале урока. По сути, именно эта музыка стала главным героем рассказа в момент описания поездки Моцарта с выступлениями по Европе. Слайд 6
II. Определение темы урока.
- Итак, на уроке мы затронем 3 сферы: МУЗЫКА, РАССКАЗ и ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ.
Попробуйте сами с помощью этих трех слов определить тему урока.
- «МУЗЫКА – главный герой рассказа».
- Что же вы сегодня узнаете на уроке? Слайд 7
(Наводящий вопрос: Вы много знаете рассказов о Моцарте?)
-
III. Восприятие музыки.
- В рассказе Геннадия Цыферова «Тайна запечного сверчка», к которому мы уже обращались, говорится о маленьком Моцарте. Вот строки оттуда: «В тот вечерний час в доме Моцартов было тихо. Закутавшись в папин сюртук, Вольфганг дремал в кресле. И вдруг! Что бы это могло быть?! Такой долгий и странный звук…
Малыш встал, чтобы посмотреть. Да это же сам запечный Сверчок со своей волшебной скрипочкой! Он поднял свою волшебную скрипочку, вскинул смычок… и заиграл… Он играл так прекрасно, что, не выдержав, мальчик воскликнул: Какая прелесть! Никто в Зальцбурге не играет так хорошо!» - Это были лишь фантазии маленького Моцарта. Но в песнях простого сверчка будущий композитор уже слышал свои будущие произведения. Слайд 8 (6)
Мы услышим одно из них. Подумайте, какие чувства вызывает у вас эта музыка?
СЛУШАНИЕ: В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада» . – 1 раз слайд 9 музыка
- Что вы можете сказать о ней? (На столе термины эмоций).
- Музыка светлая, танцевальная, радостная, изящная …
- Сейчас мы еще раз послушаем это произведение. Попробуем выполнить задание по группам. Распределимся следующим образом: вы – первая группа, а вы – вторая, вы третья. Ваши задания: для 1 группы – определите лад музыки; 2 группа – обратите внимание меняется ли динамика в музыке; для 3 группы – тембры каких инструментов вы услышите. Чтобы вы не спутались – задания написаны на доске. Будьте внимательны! Слайд 10 музыка
СЛУШАНИЕ: В. А. Моцарт «Маленькая ночная серенада» . – 2 раз
- 1 группа – В основном лад мажор, но иногда звучит минор.
- 2 группа – Динамика меняется: звучит то громко, то тихо.
- Изменчивость лада не случайна, контраст ощущался в жизни самого композитора, любовь к праздникам и нестабильный бюджет; переменчивость настроений происходила несколько раз за день.
- 3 группа – Мы услышали струнную группу инструментов.
- Верно. Моцарт создал много произведений для струнных инструментов, этому были причины. Во-первых, он с детства не любил звучание трубы. Об этом можно узнать из рассказа О. Сосновской «Детские годы Моцарта»: «Как-то отец Леопольд Моцарт попросил своего друга Шахтнера заиграть внезапно над ухом мальчика, чтобы избавить его от страха перед этим инструментом. Что тогда сделалось с маленьким Вольфгангом, он побледнел и со всех ног убежал из комнаты». Слайд 11
Во-вторых, в XVIII веке, струнно-смычковая группа инструментов уже сформировалась и часто звучала в музыкальных салонах знати и на праздниках. Слайд 12
IV. Физкультминутка – Музыкально-ритмические движения.
- Скажите, где могла звучать эта музыка?
- На балах.
- В какое время суток устраивали балы в XVIII веке?
- Вечером, ночью. Слайд 13
Эта музыка так и называется «Маленькая ночная серенада». Серенада – с французского «ночная прохлада». Музыкальное произведение, исполняемое в ночное время перед домом какого-либо лица в знак почитания или любви. Слайд 14
Под такую музыку танцевали в эпоху Моцарта. Самым популярным танцем был менуэт. Слайд 15 музыка
Давайте попробуем его станцевать.
(Учим движения Менуэта, и танцуем под музыку П. Мориа)
Справились, понравилось вам исполнение?
А вы знаете, первое произведение, которое разучил Моцарт был именно «Менуэт», об этом мы тоже узнаем из рассказа Геннадия Цыферова. «Среди многих записей старшого Моцарта есть такие волшебные строчки: «Этот менуэт и трио Вольфганггерль выучил 20 января 1761 года и половине десятого вечера в возрасте четырёх лет за день до своего рождения».
V. Вокально-хоровая работа.
В.А.Моцарт создал целую галерею образов: нежно-лирических, парадно-торжественных, шутливо-комических. Таким примером является сказка, в которой есть злые и добрые волшебники, герои – искатели приключений. Называется это произведение «Волшебная флейта». Слайд 16
- Что такое флейта?
- Это деревянный духовой инструмент.
- А волшебная она, потому что когда на ней играл главный герой, принц Тамино, всё вокруг становилось сказочно-прекрасным, а злодеи – добрыми.
Сейчас мы услышим фрагмент, в каком жанре создана музыка?
В. А. Моцарт Хор из оперы «Волшебная флейта». Слайд 16 музыка
- Пел хор, играл оркестр, значит это Опера.
В рассказе О. Сосновской есть интересные строки о первой опере композитора:
«Мальчику приснился удивительный сон: на большой роскошной сцене шла опера, в оркестре сидел он, Вольфганг Амадей Моцарт, со скрипкой в руках и управлял спектаклем. Музыка походила на итальянскую, только была ему незнакома. А ведь он так легко запоминал любую мелодию. И вдруг мальчик понял, что ему снится его собственная опера!»
- Возможно, что ему снилось именно это вокальное произведение. И сейчас мы попробуем его исполнить. Слайд 17 СЛОВА
- Сели как исполнители.
- Манера народная или академическая?
- Да, в операх звучит bel canto, т. е. прекрасное пение. Мы тоже будем петь в этой манере – все гласные приближаются к букве «о».
Исполнение, работа над звуковедением.
Понравилось вам ваше исполнение?
VI. Итог урока. Слайд с книгами 18
Скажите, какие рассказы вы сегодня услышали на уроке? ………….
Назовите главного героя рассказов: …………………..
Сам композитор Моцарт, или его музыка?..........................
Значит музыка может быть главным героем рассказов?.............
- Жизнь Моцарта описывают не только писатели, но и поэты.
- К примеру, поэт Виктор Боков написал о нём такие строчки:
Счастье! Звучит нестареющий Моцарт!
Музыкой я несказанно обласкан,
Сердце, в порыве высоких эмоций,
Каждому хочет добра и согласья! Слайд 19
(Опираясь на кроссворд) слайд 20
- Какой танец был популярен в XVIII веке?
- Менуэт.1
- Какое сочинение приснилось маленькому Моцарту в рассказе О. Сосновской? Опера 2
- В каком городе находится музей Моцарта?
- Зальцбург. 3
- В какой опере звучит хор, который мы исполняли на уроке
«Волшебная флейта». 4
- Ещё какое произведение Моцарта вы узнали сегодня?
- «Маленькая ночная серенада» 5,
- Какие инструменты преобладают в музыке Моцарта?
- Струнные. 6
Может, найдёте 7 слово, которое спрятано в кроссворде?
- МОЦАРТ.
VII. Рефлексия.
- Чем для вас сегодня стала музыка Моцарта? (особенности мелодии, характера; что испытываете вы при звучании музыки Моцарта?)
- Что вам понравилось в вашей работе? Что получилось, над чем ещё надо поработать?
VIII. Домашнее задание. Слайд 21
- Мы сегодня с вами обратились к рассказам о Моцарте. Эти рассказы вы можете найти в сети Интернет, на моей страничке ВКонтакте: Шестова Ирина, или в школьной библиотеке. Найдите и прочитайте их. Это и станет вашим домашним заданием.
В заключение нашей встречи я хочу пожелать вам и себе, чтобы наши сердца не уставали дарить добро и согласие. И пусть вам поможет в этом музыка нестареющего Моцарта! Слайд 22
Предварительный просмотр:
СЛОВАРЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ОБРАЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ МУЗЫКИ (ТЕРМИНЫ)
Радостная Игривая Задорная Звонкая Озорная Шутливая Забавная Солнечная Сверкающая Ослепительная Улыбающаяся Яркая | Спокойная Добрая Неторопливая Убаюкивающая Колыбельная Мягкая Плавная Напевная Протяжная Мирная Светлая Прозрачная Беззаботная | Взволнованная Встревоженная Стремительная Вьюжная Ненастная Тревожная Беспокойная Торопливая Щемящая Трепещущая Отчаявшаяся Раскаявшаяся Надломленная | Торжественная Праздничная Важная Гордая Величественная Призывная Ликующая Восторженная Пышная Шумная Жизнеутверждающая Оптимистичная Грациозная | Таинственная Сказочная Волшебная Колючая Пугливая Осторожная Загадочная Настороженная Острая Подкрадывающаяся | Поэтичная Возвышенная Мечтательная Одухотворенная Сердечная Задушевная Трепетная Душевная Напевная Проникновенная Чуткая Лиричная Завороженная |
Грустная Печальная Жалобная Тоскливая Скорбная Хмурая Плачущая Просящая | Серьезная Сдержанная | Мужественная Боевая Смелая Отважная Решительная Богатырская Грозная Суровая Динамичная | Тяжелая Грузная Громоздкая Мощная Неуклюжая Угловатая Густая Насыщенная | Нежная Ласковая Задумчивая Мечтательная Легкая Светлая Трогательная Приветливая Доверчивая | Страшная Зловещая Сердитая Недовольная Темная Трагичная Тягучая Грозная |
Музыкально-сценический жанр: опера, балет, оперетта;
Средства музыкальной выразительности:
Мелодия: поступенная, скачкообразная;
Динамика: тихо, умеренно, громко;
Темп: медленно, подвижно, быстро;
Лад: мажор, минор;
Метр: двухдольный, трёхдольный, четырёхдольный;
Звуковедение: плавно, отрывисто, отчётливо;
Тип музыки: песенность, танцевальность, маршевость;
Тембр: Голос: дискант, сопрано, альт, тенор, бас;
Хор: детский, женский, мужской, смешанный;
Группы инструментов: струнные, духовые, ударные, клавишные;
Оркестр: симфонический, народный;
Послушай, как звуки хрустально чисты
Послушай, как звуки хрустально чисты,
Тра-ла-ла, ла-ла, тра-ла-ла-ла,
Тра-ла-ла-ла.
Нигде я не слышал такой красоты.
Тра-ла-ла, ла-ла, тра-ла-ла-ла,
Тра-ла-ла-ла.
Предварительный просмотр:
САМОАНАЛИЗ
Тема моего педагогического проекта «Метапредметные связи на уроках музыки как средство формирования эстетической культуры школьников».
Тема урока: Музыка – главный герой рассказа.
Тип урока: комбинированный, с углублением и расширением темы.
Цель урока: На примере творчества Г. Цыферова и О. Сосновской, доказать, что музыка может являться главным героем рассказов.
Задачи:
- Образовательная: углубить знания учащихся о жизни и особенностях творчества Моцарта через рассказы Г. Цыферова и О. Сосновской, обогатить знания понятиями: серенада, менуэт, опера.
- Развивающая: способствовать формированию универсальных учебных действий. Личностных: стремилась реализовать творческий потенциал детей. Коммуникативных: учила слушать друг друга, вести диалог. Познавательных: приобщала к шедеврам мировой музыкальной культуры, профессиональному творчеству. Регулятивных: развивала духовно-нравственные ценности человечества, выраженные в звуках музыкального произведения.
Овладению навыков: анализа музыкальных произведений, пластического интонирования, вокального исполнения, самостоятельного применения знаний; способствовать развитию художественного вкуса и эмоциональной сферы учащихся.
- Воспитательная: способствовать воспитанию духовной, эстетической и общей культуры личности, а также собственного отношения к музыке Моцарта.
При подготовке к уроку учитывала возрастные особенности школьников.
В 5 классе это 12 урок в разделе «Музыка и Литература». Состоял он из следующих этапов.
- Организационный этап. Прослушивание Колыбельной песни Моцарта позволило создать проблемно-диалогическую ситуацию. В ней мы актуализировали знания учащихся, которые помогли сформулировать тему и цель урока. Эта задача была выполнена при помощи диалогического метода и метода ретроспективы.
- На основном этапе, чтобы достичь цели урока и доказать детям, что музыка может являтся главным героем рассказов, мы обратились к творчеству Г. Цыферова и О. Сосновской. Тем самым была достигнута образовательная задача урока, углублены знания учащихся о жизни и особенностях творчества В. А. Моцарта. Прослушивание, исполнение и анализ музыкальных произведений способствовали формированию и развитию универсальных учебных действий учащихся; закреплению навыков анализа, пластического интонирования и вокального исполнения; развитию художественой, эмоциональной и эстетической культуры детей. Сегодня на уроке были использованы следующие технологии: Проблемно-диалогические (выведение темы); адаптированной системы обучения (АСО – работа в группах); создание учебных ситуаций (выбор, неожиданность); здоровье-сберегающая и кейс-технологии (методы игрового проектирования и ситуационного анализа) были использованы при проведении физкультминутки.
- На заключительном этапе был подведён итог урока и рефлексия. Судя по ответам учащихся, они поняли, что музыка может быть главным героем рассказов. Материал урока был доступным, наглядным, что подтверждается активностью детей в подведении итога урока.
Думаю, что цель урока достигнута. Время было распределено рационально. Психологическая атмосфера на уроке была благоприятная, рабочая, доверительная.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кроссворд: 1. Лирическая песня о любви, в исполнении которой участвует 1 инструмент и 1 голос; 2. Главная мысль музыки (мотив, напев); 3. К какому жанру относятся полька, краковяк, менуэт, вальс? 4. Пение без слов. 5. Музыкально-сценический жанр, в котором все герои поют? 6. Скорость в музыке.
Вольфганг Амадей Моцарт 1756 - 1791
Австрия. Город Зальцбург – родина Моцарта
Дом – музей Моцарта.
«Чудо – ребёнок XVIII века» ВУНДЕРКИНД
Тема: Особенности музыки Вольфганга Амадея Моцарта Цель: Выяснить какое влияние оказывает музыка В. А. Моцарта на людей
СЕРЕНАДА С французского «ночная прохлада». Исполняется в ночное время перед домом какого-либо лица в знак почитания и любви
Менуэт
Опера «Волшебная флейта»
Виктор Боков Счастье! Звучит нестареющий Моцарт! Музыкой я несказанно обласкан. Сердце в порыве высоких эмоций Каждому хочет добра и согласья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 5 классе "Музыка - главный герой басни"
Урок музыки в 5 классе "Музыка - главный герой басни".Знакомство с понятием "квартет", композитором А.Бородиным....
Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни"
Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни". Фотограabb с урока в приложении....
Разработка урока "Музыка- главный герой сказки"
Подробная разработка урока музыки в 5 классе...
Открытый урок по теме "Музыка - главный герой рассказа"
Разработка открытого урока в 5 классе по теме "Музыка - главный герой рассказа", был разработан мною и проведён 18.11.2015 в рамках районного конкурса "Учитель года 2016"...
Открытый урок по теме "Музыка - главный герой рассказа"
Разработка открытого урока в 5 классе по теме "Музыка - главный герой рассказа", был разработан мною и проведён 18.11.2015 в рамках районного конкурса "Учитель года 2016"...
Урок "Музыка - главный герой басни", 5 класс
Методическая разработка представлена в форме технологической карты урока « Музыка - главный герой басни» в рамках реализации ФГОС. Контингент учащихся – 5 класс. Урок является восьмым в теме «Музыка и...
Конспект урока по музыке в 5 классе "Музыка - главный герой сказки"
Методическая разработка урока по музыке в 5 классе....