Шестова И. И. 5 класс 12 урок Музыка - главный герой рассказа.
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

Шестова Ирина Ивановна

Этот урок был разработан мною и показан 18.11.2015г. в рамках районного конкурса "Учитель года 2016".  В уроке используются рассказы Ольги Сосновской "Детские годы Моцарта" и Геннадия Цыферова "Тайна запечного сверчка".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 113 Дёмского района

  городского округа город Уфа Республики Башкортостан

 

                          Шестова Ирина Ивановна

                 учитель музыки первой категории

ОТКРЫТЫЙ УРОК

5 КЛАСС

ТЕМА: МУЗЫКА- ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РАССКАЗА

                                       

                                             Уфа – 2015

Тема: Музыка главный герой рассказа

Тип: Комбинированный,  с углублением и расширением темы.

Цель: На примере рассказов Г. Цыферова и О. Сосновской познакомить с творчеством композитора В. А. Моцарта.

Задачи:

- Образовательная: углубить знания учащихся о жизни и особенностях творчества Моцарта через рассказы Г. Цыферова и О. Сосновской, обогатить знания понятиями: серенада, менуэт, опера.

- Развивающая: способствовать формированию универсальных учебных действий.  Личностных: стремилась реализовать творческий потенциал детей.  Коммуникативных:  учила слушать друг друга, вести диалог.   Познавательных:  приобщала к шедеврам мировой музыкальной культуры, профессиональному творчеству.  Регулятивных:  развивала духовно-нравственные ценности человечества,  выраженные в  звуках музыкального произведения.

Овладению навыков: анализа музыкальных произведений, пластического интонирования, вокального исполнения, самостоятельного применения знаний; способствовать развитию художественного вкуса и эмоциональной сферы учащихся.

- Воспитательная: способствовать воспитанию духовной, эстетической и общей культуры личности, а также собственного отношения к музыке Моцарта.

Оборудование: компьютерная презентация с использованием портретов Моцарта, иллюстраций к произведениям о композиторе и музыки Моцарта

Г. Цыферова и О. Сосновской, проектор, экран, фортепиано.  Раздаточный материал:  словарь эстетических терминов, средства музыкальной выразительности,  слова песни.

Музыкальное оформление:

В. А. Моцарт «Колыбельная»

В. А. Моцарт «Маленькая ночная серенада»

В. А. Моцарт Хор из оперы «Волшебная флейта»

 В. А. Моцарт Симфония № 40

Поль Мориа «Менуэт»

Литературное оформление:

Г. Цыферов рассказ «Тайна запечного сверчка»

О. Сосновская рассказ  «Детские годы Моцарта»

В. Боков стихотворение «Счастье!..»

Технологическая карта урока

Тема урока, его место в целом программы: Музыка – главный герой рассказа.

Это 12 урок в  5 классе в разделе «Музыка и Литература».

Возможная личностно-значимая проблема: уметь чувствовать собственной отношение к музыке Моцарта.

Планируемые результаты изучения материала:

Учащиеся постигают мир композитора через его творения, страницы жизни, изображение в художественных произведениях, выявляют уровень знаний о форме музыкальных произведений, музыкальных жанрах, обобщают изученный материал по теме урока

Методы обучения и формы организации учебной деятельности: иллюстративно-репродуктивный, эвристический, исследовательский

Развитие умений учащихся: погружение в мир искусства, общение с художественными произведениями способствует развитию умений и навыков, необходимых грамотному слушателю, читателю и зрителю.  Материал, используемый на уроке, способствует формированию собственного мнения, выработке личностного отношения к личности и творениям композитора. Учащиеся анализирует изученное, сравнивают, интерпретируют. Развиваются воображение, эстетическая восприимчивость, способности к эмоционально-ценностному восприятию, креативность.

Основные понятия и термины: серенада, опера,  менуэт; вундеркинд,

пение bel canto.

  1. Вход  

  Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Ивановна, сегодня урок музыки проведу я.

Звучит музыка: (В. А. Моцарт Колыбельная)  Слайд 1 музыка

- Вы прослушали музыкальный фрагмент, знаком ли он вам? Знаете ли вы автора ?

-

-  Эту  «Колыбельную песню»  создал В. А.  Моцарт.

(ПОРТРЕТ  В.А. Моцарта с годами жизни).  Слайд 2

- Много ли прожил Моцарт?

- 35 лет.

- Да, это совсем небольшой отрезок времени жизни, но, тем не менее, нет в мире человека, который бы никогда не слышал это имя. А что вы знаете о нём?

- (ответы)

- Все вы правы.  В 4 года он создал своё первое произведение, в 6 лет его уже знали в Австрии и Германии, а в 10 лет – во всей Европе. Его называли «чудо-ребёнком XVIII века», т.е. «ВУНДЕРКИНДом».  Слайд 3

- Знаете ли вы, в какой стране он родился? В каком городе?

-  Австрия. Зальцбург.  Слайд 4

- Верно. В этом городе находится музыке Моцарта. Слайд 5

Жизнь австрийского композитора была удивительной и необычной. Ему посвящено много литературных произведений, в том числе и рассказов. Например, Геннадий Цыферов в рассказе «Тайна запечного сверчка» описывает «Колыбельную песню», звучащую в начале урока. По сути, именно эта музыка стала главным героем рассказа в момент описания поездки Моцарта с выступлениями по Европе. Слайд 6

II.  Определение темы урока.

- Итак, на уроке мы затронем 3 сферы: МУЗЫКА, РАССКАЗ и ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ.

Попробуйте сами с помощью этих трех слов определить тему урока.

- «МУЗЫКА – главный герой рассказа».

- Что же вы сегодня узнаете на уроке?   Слайд 7

   (Наводящий вопрос: Вы много знаете рассказов о Моцарте?)

          -  

III. Восприятие музыки.

- В рассказе Геннадия Цыферова «Тайна запечного сверчка», к которому мы уже обращались, говорится о маленьком Моцарте. Вот строки оттуда: «В тот вечерний час в доме Моцартов было тихо. Закутавшись в папин сюртук, Вольфганг дремал в кресле. И вдруг! Что бы это могло быть?! Такой долгий и странный звук…

Малыш встал, чтобы посмотреть. Да это же сам запечный Сверчок со своей волшебной скрипочкой! Он поднял свою волшебную скрипочку, вскинул смычок… и заиграл… Он играл так прекрасно, что, не выдержав, мальчик воскликнул: Какая прелесть! Никто в Зальцбурге не играет так хорошо!» - Это были лишь фантазии маленького Моцарта. Но в песнях простого сверчка будущий композитор уже слышал свои будущие произведения. Слайд 8 (6)

Мы услышим одно из них. Подумайте, какие чувства вызывает у вас эта музыка?

СЛУШАНИЕ: В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада» . – 1 раз  слайд 9 музыка

- Что вы можете сказать о ней? (На столе термины эмоций). 

- Музыка светлая, танцевальная, радостная, изящная …

- Сейчас мы еще раз послушаем это произведение. Попробуем выполнить задание по группам. Распределимся следующим образом: вы – первая группа, а вы – вторая, вы третья. Ваши задания: для 1 группы –  определите лад музыки; 2 группа – обратите внимание меняется  ли динамика в музыке; для 3 группы – тембры каких инструментов вы услышите. Чтобы вы не спутались – задания написаны на доске. Будьте внимательны! Слайд 10 музыка

СЛУШАНИЕ:  В. А. Моцарт «Маленькая ночная серенада» . – 2 раз

- 1 группа – В основном лад мажор, но иногда звучит минор.

- 2 группа – Динамика меняется: звучит то громко, то тихо.

- Изменчивость лада не случайна,  контраст ощущался в жизни самого композитора, любовь к праздникам и нестабильный бюджет; переменчивость настроений происходила несколько раз за день.

- 3 группа – Мы услышали струнную группу инструментов.  

- Верно. Моцарт создал много произведений для струнных инструментов, этому были причины. Во-первых, он с детства не любил звучание трубы. Об этом можно узнать из рассказа О. Сосновской «Детские годы Моцарта»: «Как-то отец Леопольд Моцарт попросил своего друга Шахтнера заиграть внезапно над ухом мальчика, чтобы избавить его от страха перед этим инструментом. Что тогда сделалось с маленьким Вольфгангом, он побледнел и со всех ног убежал из комнаты». Слайд 11

Во-вторых, в XVIII веке, струнно-смычковая группа инструментов уже сформировалась и часто звучала в музыкальных салонах знати и на праздниках.   Слайд 12

IV. Физкультминутка – Музыкально-ритмические движения.

- Скажите, где могла звучать эта музыка?

- На балах.

- В какое время суток устраивали балы в XVIII веке?

- Вечером, ночью.  Слайд 13

Эта музыка так и называется «Маленькая ночная серенада». Серенада – с французского «ночная прохлада». Музыкальное произведение, исполняемое в ночное время перед домом какого-либо лица в знак почитания или любви.   Слайд 14

Под такую музыку танцевали в эпоху Моцарта. Самым популярным танцем был менуэт.  Слайд 15 музыка

Давайте попробуем его станцевать.

(Учим движения Менуэта, и танцуем под музыку П. Мориа)

Справились, понравилось вам исполнение?

А вы знаете, первое произведение, которое разучил Моцарт был именно «Менуэт», об этом мы тоже узнаем из рассказа Геннадия Цыферова. «Среди многих записей старшого Моцарта есть такие волшебные строчки: «Этот менуэт и трио Вольфганггерль выучил 20 января 1761 года и половине десятого вечера в возрасте четырёх лет за день до своего рождения».  

V.  Вокально-хоровая работа.

В.А.Моцарт создал целую галерею образов: нежно-лирических, парадно-торжественных, шутливо-комических. Таким примером является сказка, в которой есть злые и добрые волшебники, герои – искатели приключений. Называется это произведение «Волшебная флейта».  Слайд 16

- Что такое флейта?

- Это деревянный духовой инструмент.

- А волшебная она, потому что когда на ней играл главный герой,  принц Тамино, всё вокруг становилось сказочно-прекрасным, а злодеи – добрыми.

Сейчас мы услышим фрагмент, в каком жанре создана музыка?

В. А. Моцарт Хор из оперы «Волшебная флейта».  Слайд 16 музыка

- Пел хор, играл оркестр, значит это Опера.

В рассказе О. Сосновской есть интересные строки о первой опере композитора:

«Мальчику приснился удивительный сон: на большой роскошной сцене шла опера, в оркестре сидел он, Вольфганг Амадей Моцарт, со скрипкой в руках и управлял спектаклем.  Музыка походила на итальянскую, только была ему незнакома. А ведь он так легко запоминал любую мелодию. И вдруг мальчик понял, что ему снится его собственная опера!»

- Возможно, что ему снилось именно это вокальное произведение. И сейчас мы попробуем его исполнить.  Слайд 17 СЛОВА

  • Сели как исполнители.
  • Манера народная или академическая?

- Да, в операх звучит bel canto, т. е. прекрасное пение. Мы тоже будем петь в этой манере – все гласные приближаются к букве «о».

Исполнение, работа над звуковедением.

Понравилось вам ваше исполнение?

VI. Итог урока.  Слайд с книгами 18

Скажите, какие рассказы вы сегодня услышали на уроке? ………….

Назовите главного героя рассказов: …………………..

Сам композитор Моцарт, или его музыка?..........................

Значит музыка может быть главным героем рассказов?.............

-  Жизнь Моцарта описывают не только писатели, но и поэты.

- К примеру, поэт Виктор Боков написал о нём такие строчки:

Счастье! Звучит нестареющий Моцарт!

Музыкой я несказанно обласкан,

Сердце, в порыве высоких эмоций,

Каждому хочет добра и согласья!  Слайд 19

            (Опираясь на кроссворд)  слайд 20

- Какой танец был популярен в XVIII веке?

- Менуэт.1

- Какое сочинение приснилось маленькому Моцарту в рассказе О. Сосновской? Опера 2

- В каком городе находится музей Моцарта?

- Зальцбург. 3

- В какой опере звучит хор, который мы исполняли на уроке

    «Волшебная флейта». 4

- Ещё   какое произведение Моцарта вы узнали сегодня?

-  «Маленькая ночная серенада» 5,

- Какие инструменты преобладают в музыке Моцарта?

- Струнные. 6

Может,  найдёте 7 слово, которое спрятано в кроссворде?

- МОЦАРТ.

 VII.   Рефлексия.

- Чем для вас сегодня стала музыка Моцарта? (особенности мелодии, характера; что испытываете вы при звучании музыки Моцарта?)

- Что вам понравилось в вашей работе? Что получилось,  над чем ещё надо поработать?

VIII. Домашнее задание.  Слайд 21

- Мы сегодня с вами обратились к рассказам о Моцарте. Эти рассказы вы можете найти в сети Интернет, на моей страничке ВКонтакте: Шестова Ирина, или в школьной библиотеке. Найдите и прочитайте их. Это и станет вашим домашним заданием.

В заключение нашей встречи я хочу пожелать вам и себе, чтобы наши сердца не уставали дарить добро и согласие. И пусть вам поможет в этом музыка нестареющего Моцарта! Слайд 22



Предварительный просмотр:

СЛОВАРЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО -  ОБРАЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ МУЗЫКИ (ТЕРМИНЫ)

Веселая

Радостная

Игривая

Задорная

Звонкая

Озорная

Шутливая

Забавная

Солнечная

Сверкающая

Ослепительная

Улыбающаяся

Яркая

Спокойная

Добрая

Неторопливая

Убаюкивающая

Колыбельная

Мягкая

Плавная

Напевная

Протяжная

Мирная

Светлая

Прозрачная

Беззаботная

Взволнованная

Встревоженная

Стремительная

Вьюжная

Ненастная

Тревожная

Беспокойная

Торопливая

Щемящая

Трепещущая

Отчаявшаяся

Раскаявшаяся

Надломленная

Торжественная

Праздничная

Важная

Гордая

Величественная

Призывная

Ликующая

Восторженная

Пышная

Шумная

Жизнеутверждающая

Оптимистичная

Грациозная

Таинственная

Сказочная

Волшебная

Колючая

Пугливая

Осторожная

Загадочная

Настороженная

Острая

Подкрадывающаяся

Поэтичная

Возвышенная

Мечтательная

Одухотворенная

Сердечная

Задушевная

Трепетная

Душевная

Напевная

Проникновенная

Чуткая

Лиричная

Завороженная

Грустная

Печальная

Жалобная

Тоскливая

Скорбная

Хмурая

Плачущая

Просящая  

Серьезная

Сдержанная

Мужественная

Боевая Смелая

Отважная

Решительная

Богатырская

Грозная

Суровая

Динамичная

 Тяжелая

Грузная

Громоздкая

Мощная

Неуклюжая

Угловатая

Густая

Насыщенная  

Нежная

Ласковая

Задумчивая

Мечтательная

Легкая  Светлая

Трогательная

Приветливая

Доверчивая

Страшная

Зловещая

Сердитая

Недовольная

Темная

Трагичная

Тягучая

Грозная

Музыкально-сценический жанр: опера, балет, оперетта;

Средства музыкальной выразительности:

Мелодия:                поступенная, скачкообразная;

Динамика:             тихо,  умеренно, громко;

Темп:                       медленно, подвижно, быстро;

Лад:                          мажор,  минор;

Метр:                       двухдольный, трёхдольный, четырёхдольный;

Звуковедение:        плавно, отрывисто, отчётливо;

Тип музыки:          песенность, танцевальность, маршевость;

Тембр:                    Голос: дискант, сопрано, альт, тенор, бас;

                                 Хор:    детский, женский, мужской, смешанный;

                                 Группы инструментов: струнные, духовые, ударные, клавишные;

                                 Оркестр: симфонический, народный;

Послушай, как звуки хрустально чисты

Послушай, как звуки хрустально чисты,

Тра-ла-ла, ла-ла, тра-ла-ла-ла,

Тра-ла-ла-ла.

Нигде я не слышал такой красоты.

Тра-ла-ла, ла-ла, тра-ла-ла-ла,

Тра-ла-ла-ла.



Предварительный просмотр:

                                     САМОАНАЛИЗ

Тема моего педагогического проекта «Метапредметные связи на уроках музыки как средство формирования эстетической культуры школьников».

Тема урока: Музыка – главный герой рассказа.

Тип урока: комбинированный, с углублением и расширением темы.

Цель урока: На примере творчества Г. Цыферова и О. Сосновской, доказать, что музыка может являться главным героем рассказов.

Задачи:

- Образовательная: углубить знания учащихся о жизни и особенностях творчества Моцарта через рассказы Г. Цыферова и О. Сосновской, обогатить знания понятиями: серенада, менуэт, опера.

- Развивающая: способствовать формированию универсальных учебных действий.  Личностных: стремилась реализовать творческий потенциал детей.  Коммуникативных:  учила слушать друг друга, вести диалог.   Познавательных:  приобщала к шедеврам мировой музыкальной культуры, профессиональному творчеству.  Регулятивных:  развивала духовно-нравственные ценности человечества,  выраженные в  звуках музыкального произведения.

Овладению навыков: анализа музыкальных произведений, пластического интонирования, вокального исполнения, самостоятельного применения знаний; способствовать развитию художественного вкуса и эмоциональной сферы учащихся.

- Воспитательная: способствовать воспитанию духовной, эстетической и общей культуры личности, а также собственного отношения к музыке Моцарта.

При подготовке к уроку учитывала возрастные особенности школьников.

В 5 классе это 12 урок в разделе «Музыка и Литература». Состоял он из следующих этапов.

  1. Организационный этап.  Прослушивание Колыбельной  песни Моцарта  позволило создать проблемно-диалогическую ситуацию.  В ней мы актуализировали знания учащихся, которые помогли сформулировать тему и цель урока. Эта задача была выполнена при помощи диалогического метода и метода ретроспективы.
  2.  На основном этапе, чтобы достичь цели урока и доказать детям, что музыка может являтся главным героем рассказов, мы обратились к творчеству Г. Цыферова и О. Сосновской. Тем самым была достигнута образовательная задача урока, углублены знания учащихся о жизни и особенностях творчества В. А. Моцарта.  Прослушивание, исполнение и анализ музыкальных произведений способствовали формированию и развитию универсальных учебных действий учащихся; закреплению навыков анализа, пластического интонирования и вокального исполнения; развитию художественой, эмоциональной и эстетической культуры детей.                             Сегодня на уроке были использованы  следующие технологии: Проблемно-диалогические (выведение темы); адаптированной системы обучения (АСО – работа в группах); создание учебных ситуаций (выбор, неожиданность);  здоровье-сберегающая   и кейс-технологии (методы игрового проектирования и ситуационного анализа) были использованы при проведении физкультминутки.
  3. На заключительном этапе  был подведён итог урока и рефлексия. Судя по ответам учащихся,  они поняли, что музыка может быть главным героем рассказов.  Материал урока  был доступным, наглядным, что подтверждается активностью детей в подведении итога урока.

Думаю, что цель урока достигнута. Время было распределено рационально. Психологическая атмосфера на уроке была благоприятная, рабочая, доверительная.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Кроссворд: 1. Лирическая песня о любви, в исполнении которой участвует 1 инструмент и 1 голос; 2. Главная мысль музыки (мотив, напев); 3. К какому жанру относятся полька, краковяк, менуэт, вальс? 4. Пение без слов. 5. Музыкально-сценический жанр, в котором все герои поют? 6. Скорость в музыке.

Слайд 3

Вольфганг Амадей Моцарт 1756 - 1791

Слайд 4

Австрия. Город Зальцбург – родина Моцарта

Слайд 5

Дом – музей Моцарта.

Слайд 7

«Чудо – ребёнок XVIII века» ВУНДЕРКИНД

Слайд 9

Тема: Особенности музыки Вольфганга Амадея Моцарта Цель: Выяснить какое влияние оказывает музыка В. А. Моцарта на людей

Слайд 15

СЕРЕНАДА С французского «ночная прохлада». Исполняется в ночное время перед домом какого-либо лица в знак почитания и любви

Слайд 16

Менуэт

Слайд 18

Опера «Волшебная флейта»

Слайд 19

Виктор Боков Счастье! Звучит нестареющий Моцарт! Музыкой я несказанно обласкан. Сердце в порыве высоких эмоций Каждому хочет добра и согласья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 5 классе "Музыка - главный герой басни"

Урок музыки в 5 классе "Музыка - главный герой басни".Знакомство с понятием "квартет", композитором А.Бородиным....

Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни"

Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни". Фотограabb с урока в приложении....

Разработка урока "Музыка- главный герой сказки"

Подробная разработка урока музыки в 5 классе...

Открытый урок по теме "Музыка - главный герой рассказа"

Разработка открытого урока в 5 классе по теме "Музыка - главный герой рассказа", был разработан мною и проведён 18.11.2015  в рамках районного конкурса "Учитель года 2016"...

Открытый урок по теме "Музыка - главный герой рассказа"

Разработка открытого урока в 5 классе по теме "Музыка - главный герой рассказа", был разработан мною и проведён 18.11.2015  в рамках районного конкурса "Учитель года 2016"...

Урок "Музыка - главный герой басни", 5 класс

Методическая разработка представлена в форме технологической карты урока « Музыка - главный герой басни» в рамках реализации ФГОС. Контингент учащихся – 5 класс. Урок является восьмым в теме «Музыка и...

Конспект урока по музыке в 5 классе "Музыка - главный герой сказки"

Методическая разработка урока по музыке в 5 классе....