Статья Духовно-нравственное воспитание детей
учебно-методический материал по музыке на тему
Статья " Духовно-нравственное воспитание детей средствами музыкального искусства"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie_detey.docx | 25.48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание детей средствами музыкального искусства
Огромное собрание народов, населяющих шестую часть земного шара, переживает в настоящее время один из важнейших этапов своей истории. Идет активный процесс возвращения к истокам нашей духовности и культуры, которые на протяжении жизни трех поколений практически не оказывали никакого влияния на умы и сердца наших соотечественников. Страна, исторически принадлежавшая к христианской культуре, по существу, выпала из нее.
За последнее десятилетие наблюдается необычно возросший интерес к религии. Это объясняется, в частности, тем, что люди нуждаются в нравственной, духовной, религиозной опоре. Основы жизни благочестивого, православного человека - в его духовном, нравственном и физическом здоровье.
Глубинная преемственность в культурных и нравственных традициях возникает лишь там, где ребенок начинает осваивать их с раннего возраста. Во множестве российских школ активный процесс внедрения народоведения в систему воспитания и обучения нового подрастающего поколения, по формированию системы миропонимания, выработанной предками по тем основным параметрам человеческой жизни, которые бытийно, нравственно и эстетически являются стержневыми для любого народа и любой эпохи.
Кому же, как ни нам, людям искусства, найти заветную тропинку к душам наших детей и раскрыть мир Любви и Добра на примерах христианской морали. Это нужно не только им, но и нам, учителям. Ведь учитель - это, прежде всего, духовный и нравственный наставник, праведник и гуманист, - без этих добродетелей мы не можем взывать к их сознанию, не имеем на то морального права.
«Русский человек без Православия - дрянь» - говаривал Федор Михайлович Достоевский, а уж он-то знал, в какие адские бездны способна опускаться душа человеческая, забывшая Бога. «Если вы сыграете или споете что-либо такое, что западает в душу слушающих и заставит их воздохнуть ко Господу или вознестись к нему со славословием и благодарением, то вы то же сделаете, что делает хороший проповедник в церкви» - так сказал в свое время святитель Феофан. А Оптинские старцы, великие наставники духовной жизни, благословляли занятия классической музыкой. Хороший урок музыки - это час вдохновенной работы души и ума, дающий радость, несущий христианское мироощущение. Приведу несколько примеров того, как христианское мировоззрение позволяет раскрыть глубинный, скрытый смысл произведения в его духовном плане.
«Торжественная увертюра 1812 г.» П.И. Чайковского. В этом произведении Чайковский воссоздает огромную эпическую музыкальную картину Бородинского сражения (ведь Храм Христа Спасителя построен в честь победы над французами). Музыкальным лейтмотивом французов является «Марсельеза», русских характеризует народная музыка - плясовая «У ворот, ворот батюшкиных» и лирическая протяжная. Увертюра построена на противоборствующем столкновении этих музыкальных тем.
Впечатляюще для слушателя звучит вступление увертюры: она начинается молитвой «Тропарь Кресту и молитва за Отечество». Слова молитвы не нуждаются в разъяснениях и комментариях: молящиеся просят помощи у Бога и благословения на победу над врагом: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое...». В конце увертюры музыка молитвы повторяется, но уже в другом варианте: тема звучит утверждающе, как благодарность Богу за победу в войне. Увертюра заканчивается первым российским гимном «Боже царя храни!», звучащим в празднично-победном характере, с колоколами. Существует еще один вариант увертюры, предназначенный для исполнения на открытом воздухе: с дополнительным духовым оркестром, церковными колоколами и военными пушками.
«Шестая симфония» П.И. Чайковского. Исследователи совершенно справедливо называют ее «исповедью» самого автора, «трагическим документом эпохи». При знакомстве с музыкой «Шестой симфонии» вполне правомерны такие проблемные вопросы, которые заставили бы детей задуматься над смыслом жизни, ценностными ориентирами:
- Какие мысли, чувства, переживания хотел передать композитор в своей «исповеди», если учесть что она была написана в последние годы жизни Чайковского?
- Какую картину мира предлагают увидеть слушателям лирический герой «Шестой симфонии» П.И. Чайковского?
При ответах на эти вопросы выстраивается целостная картина, помогающая лучше понять это музыкальное произведение.
- часть. Состарившийся человек (вступление к I части) как бы вновь переживает свою жизнь и хочет понять, так ли он ее прожил, как надо, как от нас требует Господь. Как прошла юность? Первые утраты тяжелы, но молодость безоглядна.
- часть. Любовь. Такой ли была пора любви, какой ей следовало быть?
- часть. Зрелые годы. Слава, признание. Но что она дает в вечности?
- часть. Ты стар. Так ли ты жил? Тебе трудно расстаться с жизнью. Что ты сделал для ближнего, для Бога? Мало, почти ничего. Все поглотила слава. С чем я предстану перед Небесным Судией? Этот риторический вопрос остается без ответа, как бы повисает в воздухе... И мы вместе с детьми приходим к выводу, что эта исповедь, но не перед людьми, а перед Творцом.
Эти произведения традиционно относятся к светской музыке, но анализ показывает, что за светской формой скрыто несветское содержание. Например, за формой Пятой симфонии Бетховена - обращение его к Богу от богоборчества в молодости. А в основе музыкальной драмы Р. Вагнера «Кольцо нибелунга» апокалиптическое видение мира.
Есть произведения, в которых композитор приближается к духовным истинам, но есть и такие, которые потворствуют греховным страстям. Г.В. Свиридов, чья музыка, как родниковая струя,- раз услышишь, - не забудешь,- однажды поделился своими размышлениями: «Недостатки общества сказываются и в музыке. Современный мир оброс недостатками, пороками и грехами».
Воспитание музыкального вкуса - дело серьезное и ответственное. Стоит понаблюдать за собой, и можно увидеть, что ум и сердце нередко тянутся к впечатлениям легким и пустым, а душа к праздности. Важно противопоставить вовремя этой пустоте и бездушию достойный нравственно-духовный противовес. Учитель на уроке музыки обращается к своим ученикам: «Наши «уста» умеют петь, теперь надо научить петь наше «сердце». С Божьего благословения споем». И вдруг тихо и плавно зазвучала церковная песня, облагораживая чувства, возвышая желания над обыденным и низким. Пением можно выразить лучше, чем словом и жестом, самые потаенные, глубокие душевные состояния - восторг, тревогу, грусть, надежду, радость, умиление, благодарность, благословение. Духовный репертуар обширен и многопланов. Это и Рождественские, Пасхальные, Троицкие праздничные песни для детей, духовные хоры и песнопения. Если к духовной теме обращаться постоянно и последовательно, то это органично входит в жизнедеятельную сферу ребенка, «и таится за всем этим величайшее благословение и чистота народного сердца, открытость его миру горнему» (И. Доброхвалов).
В священном писании сказано: «Вера без дел мертва» [Иаков 2.20]. Очень важно, чтобы то, к чему взывали мы на уроках музыки, что “вживляли” во внеклассной и внешкольной деятельности, благодатными всходами проростало во всех сферах жизнедеятельности наших воспитанников в своем социокультурном пространстве. Это и забота о ближнем, и активная экологическая и краеведческая деятельность, и организация работы по духовному, нравственному и физическому оздоровлению населения.
Есть такая народная поговорка: «Не построй семь церквей - пристрой семь детей». В наше непростое время, когда в стране такое множество беспризорных детей, детей - сирот, несчастных детей, у которых родители - алкоголики, так необходимы наши общие усилия в духовно- нравственном оздоровлении общества.
У русского философа Владимира Лосского есть замечательные слова: «Любовь Бога к человеку столь велика, что Он не может принуждать! Он ждет у дверей нашей души, но никогда не дерзает их взломать!» Как же помочь ребенку понять истину, не искалечив свою жизнь, не утратив веру в Добро, Справедливость и Любовь? Позовем его за собой, своим искусством, душевным порывом и чистыми устремлениями, чтобы он путь свой нашел, осознал, что не зря пришел в этот мир, что в этом сокрыт высокий, сокровенный смысл бытия.
Благодарю тебя, Господь,
Что чудны так Твои края,
Где и душа моя и плоть Прониклись тайной бытия.
- Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках музыки
Аннотация: Статья посвящена вопросам духовно - нравственного воспитания учащихся на уроках музыки. Рассматривается система формирования духовно-нравственных качеств в системе воспитания на уроках музыки. Перестройка происходящая во всех сферах жизни нашей страны, прямо и непосредственно касается и нас, работников педагогического фронта.
Разрабатываются новые концепции общего образования и воспитания школьников. Чрезвычайно остро стоит проблема развития нравственной и духовной культуры общества, и в связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения школы к искусству как одному из важнейших средств раскрытия нравственного и духовного потенциала личности, стимулирования его развития. Духовное возрождение России... Сего дня об этом много говорят. И главная задача учителя музыки состоит в том, чтобы в изучении отечественного музыкального искусства раскрыть высокий духовный смысл русского искусства, несущего в себе веру, добро, любовь, нравственность. В практике массового музыкального образования главным становиться обращение учащихся к произведениям искусства как к духовному опыту поколений, проживание их в собственной музыкальной деятельности, что позволит активно формировать эмоционально- ценностный, нравственно-эстетический опыт подростков, а также опыт музыкально художественного творчества. Приоритетным направлением содержания программы "Музыка” Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, является русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции (в том числе и Русской православный церкви), современные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира. Работая с УМК "Музыка” Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой для I - VI классов в обращении к учащимся затрагиваются важные проблемы, связанные с постижением разных видов искусства как способа общения, способа познания, единение прошлого, настоящего, будущего: «Искусство обладает удивительным свойством: оно помогает человеку прикоснуться к чувствам, мыслям и переживание тех людей, которые жили много веков тому назад, лучше понять самого себя и своих современников, а также представить, каким будет человек будущего, нового времени» Духовно - нравственное развитие включает четыре раздела тем: "Россия - Родина моя”, "День, полный событий”, "О России петь, что стремиться в храм”, "Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” Я согласна с авторами программы в том, что именно возвращение к родным истокам, "погружение” в мир родных интонаций, тем, образов создает необходимую почву для более глубокого понимания учащимися шедевров мирового искусства.
"День, полный событий” - так называется следующий раздел. Задача - раскрыть перед учащимися связь музыки с жизнью, помочь им глубже и тоньше почувствовать и познать внутренний мир человека, ярче ощутить красоту природы, воспринимать музыку как интонационно - образную речь, обращенную к сердцу, уму и душе человека.
"О России петь - что стремиться в храм” - этот раздел назван поэтической строкой Игоря Северянина из его стихотворения "Запевка”. Он абсолютно новый в содержании программы и посвящен постепенному и очень бережному введению учащихся в художественные образы духовной музыки.
"Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” - раздел, в котором русский фольклор тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями, рассматривается в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека. Люди издавна считали, что музыка обладает великой чудодейственной силой. Среди вечных гем музыкального искусства есть одна, которую даже трудно назвать "темой”, так велико и так всеобъемлюще ее значение в музыке различных эпох. Она связана с той частью человеческого существа, которая во все века стремилась к свету и истине, к высшему, нетленному, одухотворяющему все лучшее, что есть в мире: красоту природы, великое искусство, добрые дела.
Хорошо, что сейчас возрос интерес к духовной музыке, потому что она учит состраданию к человеку, любви к ближнему, развивает чувство красоты, гармонии. В 5 классе после прослушивания фрагментов из концертной симфонии для арфы с оркестром В.Кикты при кажущемся спокойствии детей идет огромная внутренняя работа, которая проявляется в стремлении пожалеть стареньких, помочь больным и немощным. Это драгоценное свойство души сострадания, сопереживания очень важно сохранить, не растерять.
Еще раз обратимся к "Сикстинской Мадонне” Рафаэля и "Аве, Марии” Шуберта в 6 классе. Рассматривая картины Рафаэля, Васнецова, иконы Богоматери Владимирской, Донской, Тихвинской отмечаем, что нигде, ни в одной из них мы не найдем пересечения взглядов Марии и младенца. Их взгляды обращены к нам. Это одна из важнейших тайн иконы. Она всегда обращена к молящемуся, всегда включает предстоящего человека в свое пространство, и в этом внутреннем пространстве входит с ним в общение. Их взгляды обращены к нам. И мы должны либо войти в их духовное пространство, либо так и остаться сторонним наблюдателем.
В православной Руси с особой любовью и почитанием относились к колоколам и колокольному звону. Вспомним песню "Вечерний звон”, которую слушаем в 5 классе, "Вечерний звон” И.Левитана... Дети сами приходят к мысли, что колокольный звон на Руси был чем - то большим, чем простое явление колокольного звона: в нем словно отразилась русская душа, русская жизнь. Не случайно нигде колокола не были так тесно связаны со всем укладом жизни, как на Руси. Люди хорошо понимали язык колоколов, ведь их звон сопровождал человека от рождения до смерти.
Литература:
- Исаева Л.А., Кириленко Н.П., Мишутина О.В., Пугачева С.В. «Урок музыки - урок искусства» Издательство Саратовского педагогического института 2001 г.
- Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Т.С. Шмагина «Музыка» 1-4 класс методическое пособие для учителя М. «Просвещение» 2004 г. с.206
- Критской Е.Д., Сергеевой Г.П. «Уроки музыки» 5-6 классы Пособие для учителя М. «Просвещение» 2007 г. с. 3-5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. " Духовно – нравственное воспитание на уроках географии через интеграцию с литературой»
Базовые национальные ценности должны лежать в основе всего уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Необходима интеграция всех программ, всего содержания...
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки"
Педагог – профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром ребенка. Задача учителя музыки - воспитание души.«Человек должен родиться дважды,- писал Гегель,- один раз естественно, а затем духовно...
Статья "Духовно-нравственное воспитание личности учащегося"
Статья- выступление о духовно-нравственном воспитании на уроках информатики. Задача учителя информатики те только научить применению информационных технологий, но и приобщить в процессе о...
Статья "Духовно-нравственное воспитание школьников в образовательном учреждении" (из опыта работы)
В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец – общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, к...
Статья "Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Публикация статьи в сборнике материалов практико-ориентированного семинара в г. Ангарске по проблеме «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»....
Статья: Духовно-нравственное воспитание детей через погружение в традиции русского народа.
Цель: формировать духовно-нравственные качества личности школьников....