Конспект урока "Музыка и литература. Мир русской песни" 5 класс
план-конспект урока по музыке на тему

Крупа Наталья Викторовна

Конспект урока "Музыка и литература. Мир русской песни" 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx32.03 КБ
Файл sl_p._pesnya_o_rossii.docx13.71 КБ
Файл soberi_slova.docx13.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УРОК  МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ

(Программа «Музыка. 5-7 кл.» авт. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская)

Тема полугодия: Музыка и литература

Тема урока: Мир русской песни

Цель:  сформировать представление о тесной связи в  русской песне двух искусств: музыки и литературы, показать на примерах значение этого жанра в духовном возрождении России.

Задачи:

1.Обучающая – научить выделять особенности русской народной песни, определять жанры русских народных песен, познакомить с творчеством выдающихся композиторов классической музыки.

2.Развивающая – развивать интонационно-образное мышление, музыкальную память, чувство ритма, тембровый слух, вокальные навыки при исполнении музыки в народном  стиле.

3. Воспитывающая – формировать эстетический вкус на примерах  народных музыкальных произведений, способствовать становлению позитивного отношения к народному творчеству, воспитывать ценностные человеческие качества: доброту, справедливость, сострадание, умение дружить.

Оснащение урока: мультимедийный проектор, медиапрезентация по теме урока, фортепьяно, аккордеон, портреты композиторов, учебник «Музыка 5 кл.» Г. П. Сергеева, Е.Д.Критская

Ход урока

I.Организационный момент.

1. Вход под музыку. 

2. Музыкальное приветствие.

3. Музыкальное приветствие – попевка-диалог «Родина моя» исполняется приемом «эхо» учителем и учащимся с построчным повтором текста:

Родина моя – российская земля!

Дружно здесь живем, весело поем!

                

II. Постановка целей урока.

Я очень рада новой встрече с вами. На прошлом уроке мы беседовали о том, что музыка и литература очень тесно взаимосвязаны. Сегодня продолжим этот разговор. Наш урок я хочу начать с таких стихотворных строчек Е. Растопчиной:

Какая власть сравниться с властью их?

Друг с другом мы через слова и звуки

Сближаемся …Блаженство, радость, муки,

Любовь, вражду - все облекаем в них…

В словах и звуках вечный ключ сердец!

- О чем говорит нам поэтесса?

- В каком музыкальном жанре мы встречаем взаимосвязь поэзии и музыки? (в песне)

Сегодня на уроке мы проследим взаимосвязь музыки и литературы на примере жанра русской народной песни.

III. Повторение изученного материала.

Главным жанром вокальной музыки является песня, потому, что песня неразлучна с человеком. Чтобы не происходило в нашей жизни, всегда рядом песня. Я наиграю мелодию одной вам известной песни. Определите её название и авторов.( «Песня о России»  муз. В. Локтев, сл .О Высотской).  

Я предлагаю вам её исполнить.

 «Песня о России»  муз. В. Локтевасл. ОВысотской) – исполнение.  

Слушая и исполняя  эту песню, мы понимаем, как много можно высказать в одном небольшом произведении.

- Какие чувства вызывает у вас эта песня?

(любовь к родине, нежность)

- Можно ли однозначно сказать, что важнее в этой песне – слова или мелодия? Почему?

IV. Изучение новой темы.

Хорошая песня – целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьезное и сложное сочинение. Песня поддерживает человека в его радостях и невзгодах, утешает в трудную минуту. Так писал о песне русский поэт 19 века Иван Суриков:

Как кому на свете                              

Дышится, живется-

Такова и песня

У него поется…

Жизнь дает для песни

Образы и звуки:

Даст ли она радость,

Даст ли скорбь и муки.

Даст ли день роскошный.        

Тьму ли без рассвета-

То и отразится

В песне у поэта.

То же можно сказать и о песне народной. Сегодня мы поговорим о многообразии русской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Это строки из стихотворения С.Есенина «Русская песня».

Песня русская в березах, в хлебах –

 На покосах, на морозах,

 На санях и на лугах…

 На ветру шумят рябины,

 Каждый слушать их готов.

 Сколько песен у России –

 Сколько во поле цветов!

 Кто сложил ее, не знаю,

 Только песня та добра,

 Песня с детства мне родная

 И подруга, и сестра!

 А слова ее простые

 Душу трогают до слез, столько песен из России,

 Сколько в рощицах берез.

 Словно музыка степная

 Золотая рожь встает

 В полный голос слышен колос –

 Это Родина поет!

 Песни русские такие, что охота подпевать…

 Столько песен у России, -

 Никому не сосчитать!

Что же хотел поэт донести до нас своими поэтическими строками?

(русская песня рассказывает о жизни русских людей, то,  что она душевная и добрая, что песен много и  их не сосчитать)

Правильно, народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей, рассказывала об их праздниках и буднях. Персонажи русской песни пашут, сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину. На уроках музыки вы неоднократно знакомились с народной музыкой и народными песнями. Вспомните         жанры народных песен.        

  • Игра «Собери слоги – назови жанр»

Е ис ри то чес

Дат ски  сол е

До тру вы е

 со вы пля  е

ри чес ли ки е

 е точ ны шу  

 е деб сва ны

туш час ки

  • Слушая и исполняя песни, определите к какому жанру она относится,  и заполните таблицу.

Название песни

Жанр песни

Во поле береза стояла

хороводная

Солдатушки, браво, ребятушки!

солдатская

Лебедин мой,  лебедин

плясовая

Эй, ухнем

трудовая

Камаринская

плясовая

  • Р.н.п. «Камаринская», анализ средств музыкальной выразительности

 Расскажите об особенностях жанра плясовых песен.

В русской плясовой песне, который каждый участник старается придумать новое движение и перещеголять других в умении и ловкости. Русские пляски исполняются  в присядку, притопами, скачками, скольжениями. Участники при помощи этих движений показывают свою удаль.

Композиторы всех времен черпали свое вдохновение в народной песне.

Не перечислить всех превращений народной песни! Преображенная композитором, мастером своего дела, она сверкает новыми гранями, удивляет своей красотой и задором! Так из маленькой плясовой возникла симфоническая музыка. Автор этого чуда – русский композитор М.И. Глинка. «Камаринская» – гениальная фантазия на 2 подлинные народные темы. «Помнишь, – говорил Глинка сестре, – у нас частенько на свадьбах певали «Из-за гор, гор, высоких гор», а потом на гуляньях плясовую «Камаринскую»? Я связал эти песни в одно музыкальное произведение, стремясь удовлетворить одновременно настоящих знатоков и обычную публику. Вот была моя задача».  Он говорил: «Сочиняет музыку народ, а мы же, композиторы, только аранжируем ее».

  • «Камаринская» фантазия для симфонического оркестра М.И. Глинки (фрагмент) – слушание, анализ средств выразительности.

(На доске – портрет композитора, на экране – иллюстрация русской плясовой).

В результате глубокого изучения особенностей народных песен, Глинка сумел найти такие приёмы развития, которые характерны именно для русского музыкального фольклора, и создать произведения, отразившие существенные стороны народной жизни и народного характера.

( Проводится сравнительный анализ двух произведений)

Несмотря на то, что песен так много, и все они такие разные, есть главная черта, особенность, которая объединяет все русские песни. Назовите её.

( на доске слово из разбросанных букв  ПВЧЕЕСУЬТ  (певучесть)

* Знакомство с русской народной песней  «Стоит ива одинокая»

- Какое настроение в этой песне ?  (нежное, лирическое)

- Какая мелодия? (темп, звуковедение)

Мелодия песни нетороплива, как бескрайние просторы нашей родины.

- Ребята, просмотрите текст песни. Что вы заметили в словах песни? (повторение слов)

 - Разучивание песни по фразам (четыре фразы)

 - Можно, ребята, и по другому исполнить эту песню.

( Запевает один (солист), и потом подхватывают все поющие, весь хор с сопровождением инструмента или без него)

 - Давайте исполним песню так: солист запевает первую строчку, и дальше поет весь класс вместе.

Песни бывают разными по характеру. Медленные, задумчивые, лирические, печальные, веселые, быстрые, шуточные, например, частушки.

- А кто знает, что такое частушка? (От слово «частый» – это короткая, быстрая, а иногда медленная песенка, у которой много куплетов. По содержанию может быть различной: можно услышать сатиру, юмор, лирическое раздумье. Ритм в частушке четкий, танцевальный. Может быть в сопровождении инструмента балалайки или гармошки. Издавна пользуется популярностью.)

Сегодня на уроке у нас будут звучать частушки на школьную тему.

  • Творческое задание «Собери частушку».

Не смотрите так, девчонки,

 Мы не заволнуемся,

                                                                  Мы поучимся на славу

                                                                  И посоревнуемся.

Мы, как видите, красавцы,

 И сердца у нас горят

                                                                  Да к тому же мастера мы

                                                                  Петь частушки для девчат.

Я читаю очень быстро,

 В школе все гордятся мной

                                                                Ни один мальчишка в классе

                                                                 Не угонится за мной.

Я танцую и пою,

И учусь отлично.

 Да к тому же, посмотрите.

 Очень симпатична.

Ох, девчонки, не волнуйтесь

Я ведь тоже не плохой,

 И в учебе все в порядке –

 Скоро буду я герой.

Ах, как мне не погордиться

Хороши мои дела,

 Все контрольные работы

 На пятерочки сдала.

- Кто хочет исполнить частушки? (По желанию ребят)

V. Домашнее задание.

Остается только удивляться, насколько талантлив народ, который создает такие красивые песни! Не менее талантливы и вы, дети. Поэтому домашнее задание для вас будет творческим: сочините частушки о себе, своих друзьях, своем классе. А так же выполните задание в творческой тетради: стр.14-17.

VI. Итог урока. Оценивание детей. Рефлексия.

  • Игра-тест  «Верите ли вы, что…» 

Я буду задавать вам вопросы, каждый из которых будет начинаться словами «Верите ли вы что…», а вы должны будете ответить: «Да» или «Нет».

- Верите ли вы, что есть много жанров русской песни?

- Верители вы, что русская песня поется только хором?

- Верите ли вы, что Н. А. Римский-Корсаков сочинил фантазию на тему «Камаринской»?

- Верите , ли вы, что короткая, быстрая, а иногда медленная песенка, у которой много куплетов называется частушкой?

- Верите ли вы, что в песне объединились несколько видов искусства?

(Да, поэзия и музыка)

Народная песня - это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью. Любовью к людям, к своей земле, к своему Творцу. Песенное богатство народа – его духовное богатство.

Русь и в песне-то могуча,

Широка и глубока,

И свободна, и гремуча,

И привольна, и звонка!

Ребята, на доске три смайлика, передающих разные настроения: улыбающийся, серьёзный и грустный. Я прошу вас оценить свою работу на уроке, нарисовав на листочке одно из этих настроений.

Музыкальное прощание «Вот урок окончен!» - «До свидания!»



Предварительный просмотр:

Песня о России

1. Посмотри, как всё красиво,
Посмотри - простор какой.
Точно мать, склонилась ива
Над заснувшею рекой.
Ветерок метнулся разом,
Облаков прорвав кольцо.
И ромашка жёлтым глазом
Смотрит солнышку в лицо.

Припев:
Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
/В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней,
Нет страны её родней.-2р./

Песня о России

1. Посмотри, как всё красиво,
Посмотри - простор какой.
Точно мать, склонилась ива
Над заснувшею рекой.
Ветерок метнулся разом,
Облаков прорвав кольцо.
И ромашка жёлтым глазом
Смотрит солнышку в лицо.

Припев:
Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
/В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней,
Нет страны её родней.-2р./



Предварительный просмотр:

кие Ис ри то чес

дат ски  Сол е

до Тру вы е

 со вы Пля  е

ри чес Ли ки е

 е точ ны Шу  

 е деб Сва ны

туш Час ки

П е в у ч е с т ь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...

План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...

Конспект открытого урока литературы "Очарованье русского романса" в 8 классе

Конспект урока литературы в 8 классеТема урока: «Очарованье русского романса»Учителя русского языка и литературы МОУ ООШ с.Талалихино Гешко Е.В. Цель урока: познакомить учащихся с жанровыми особе...

Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса по теме " М.В. Ломоносов "Ода на день восшествия..."- типичное произведение в духе классицизма".

Ода «На день восшествия...», «Вечернее размышление...». Прославление Родины, мира, науки. Просвещение в произведениях Ломоносова.Словарная работа: духовные оды, метафорический язык, ораторский с...

Конспекты уроков по литературе за курс 8 класса

Здесь представлены различные уроки по литературе для 8 класса....

План-конспект урока по литературе (внеклассное чтение) 5 класс К.Д. Ушинский "Слепая лошадь"

Интерпретация сказки К.Д. Ушинский "слепая лошадь". При разработке урока использована технология "Педагогическая мастерская" ....