«Опера «Иван Сусанин.».
план-конспект урока по музыке по теме
Цель :формировать у обучающихся умение раскрывать образы Защитников Родины в опере
Тип «Урок- закрепление»,
Задачи урока:
Воспитательные-воспитать любовь к музыке М.И.Глинки,к его творчеству,к опере «Иван Сусанин»
Развивающие-развивать мышление ,воображение,речь ,кругозор на примере оперы М.И.Глинки, способствовать развитию зоркости, логики;
Обучающие-обучать вокально –хоровым навыкам на примере вокальных примеров из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин»,организовать наблюдение; учить делать выводы и обобщения при изучении темы; способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pigaleva_l.a._o_susanine_3_klass.docx | 285.11 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Автор: Пигалева Людмила Александровна
Место работы: МБОУ СОШ №22 г. Краснодар
Должность: учитель музыки
урок 3 класс .
Вечно в памяти народной будет жить Иван Сусанин".(Эпиграф)
Тема урока: «Опера «Иван Сусанин.».
Цель :формировать у обучающихся умение раскрывать образы Защитников Родины в опере
Тип «Урок- закрепление»,
Задачи урока:
Воспитательные-воспитать любовь к музыке М.И.Глинки,к его творчеству,к опере «Иван Сусанин»
Развивающие-развивать мышление ,воображение,речь ,кругозор на примере оперы М.И.Глинки, способствовать развитию зоркости, логики;
Обучающие-обучать вокально –хоровым навыкам на примере вокальных примеров из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин»,организовать наблюдение; учить делать выводы и обобщения при изучении темы; способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи
Ход урока:
1.Организация урока:
а.Вход в класс под музыку М.И.Глинки»Патриотическая песня»
б Музыкальное приветствие
в.изучение нового материала
Задачи: вывести и подвести ребят на тему урока.
У.Сегодня у нас в гостях солнце русской музыки.Кто же это?
Дети: Глинка.
У.Что значит солнце русской музыки? Почему его так назвали?
Дети:он писал русскую музыку.вы вошли в класс под музыку,которая выразила необыкновенные чувства,какие?
Дети:патриотические
У: как вы думаете .какая будет тема нашего урока?
Дети: патриотическая,о любви к Родине.
У: какого вы знаете героя,который ценой своей жизни ,спас нашу Родину от польских захватчиков.Это простой русских креастьянин.Кто он?
Дети : Иван Сукснин.
У: правильно,тема так и называется «Иван Сусанин», а так как у нас урок связан с музыкой,какой жанр произведения посвящён этому герою?
Дети: опера.
У:давайте теперь полностью назовём тему урока
Дети:«Опера «Иван Сусанин».
У: . «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») — опера Михаила Ивановича Глинки в 4 актах с эпилогом. В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Автор либретто — барон Егор Розен .Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года в петербургском Большом театре. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы явился подвиг крестьянина села Домнина Ивана Сусанина, о котором рассказывают многочисленные костромские предания. Величавый образ крестьянина, ставшего символом героизма и патриотической верности, воплощен в опере как живой народный тип, наделен богатством мысли, глубиной чувств, показан на широком фоне русской народной жизни и природы.
2. Речитатив и ария Сусанина «Чуют правду» М.Глинка из 4 действия:.
Задачи: показать детям ,как стоически Иван Сусанин принял смерть от польских врагов.
Зима. В доме Сусанина идут приготовления к свадьбе, но девушки, пришедшие со свадебной песней на девичник, застают в хате одну рыдающую Антониду. Она рассказывает (романс Антониды-напеть фрагмент из романса), что отряд поляков, спешащих в Москву на выручку польскому войску, заставил Сусанина служить им провожатым и Сусанин, тайно послав своего приемного сына Ваню за помощью, ушёл с врагами. Согласившись служить проводником полякам, Сусанин намеренно завел их в лесную глушь и бездорожье, откуда им нет выхода. Усталый отряд спит. Сусанину не спится: он предчувствует свою гибель от рук разъяренных врагов. Звучит потрясающая по музыке ария “Чуют правду”..
У: какими красками наделяет М.Глинка саму арию?
Дети:В оркестре звучит музыка, изображающая вой ветра. Вьюга усиливается.Тёмные,сумрачные краски.
У:Сусанин видит, что враги начинают подозревать неладное и его неминуемо ждет смерть. Смело смотрит он ей в глаза: "Чуют правду! Смерть близка, но не страшна она, свой долг исполнил я". Мысленно прощается Сусанин с Антонидой, Богданом и Ваней. Поднимается вьюга. В ее завываниях Сусанину то грезится светлый образ Антониды, то чудятся поляки. Просыпаются враги. Они допытываются, куда завел их русский крестьянин. "Туда завел я вас... где вам от лютой вьюги погибать! Где вам голодной смертью помирать!" - с достоинством отвечает Сусанин. В злобном ожесточении поляки убивают Сусанина.Каким вам кажется финал оперы?
Дети: Финал оперы составляет самая драматичная ее сцена.
У: почему Иван Сусанин не указал дорогу на Москву,а завёл поляков в глубокий лес?
Дети: он любил свою Родину,свой народ и не хотел,чтобы по Руси гуляли и правили иноземцы.
У: можно с уверенностью сказать,что Иван сусанин –всенародный герой?
Дети : да,его подвиг живёт в сердцах уже почти четыре столетия.
3. «Вспомним ,братцы ,Русь и славу» русская народная песня.
Заадчи: определить в чём тайна русской песни:
У: Народная мудрость гласит: «В русской песне живет душа русского народа». Особая отличительная черта русских песен — отсутствие агрессивности. Русские люди, славяне издревле занимались миролюбивыми занятиями — земледелием и скотоводством. Они не завоеватели, а защитники, так было во все времена. Вспомним, братцы, Русь и славу,
И пойдем врагов разить.
Защитим свою державу,
Лучше смерть, чем в рабстве жить.
У: какая сила звучит в русской песне7
Дети: могучесть, исполинская силушка и в тоже время, открытость звучит в русской песне:
У: Как затянет, как зальется
Песней русскою народ,
И откуда что берется,
Прямо к сердцу так и льнет.
:Что заложено в русской песне?
Дети:это не хвастовство, а великая любовь к своей русской культуре.
У:Не случайно Россия сегодня испытывает огромный натиск, направленный на уничтожение русской культуры. Могущества России боятся: загадка русской души непонятна, ведь за ней кроется глубинное, сокровенное, что вынашивалось и защищалось веками нашими предками, — истинная Православная вера.
4.Итог урока :великая любовь к своей русской культуре заложена в русской песне,музыке русских композиторов.
5.Оценки:
6.Д/задание: написать ,чем понравилась опера «Иван Сусанин» М.Глини.
7.выход:Хор «Славься» из эпилога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опера "Иван Сусанин"
Таблицы и формы письменных работ для учащихся для текущей аттетстации по теме М.И.Глинка "Иван Сусанин". Таблицы обучающиеся могут составить дома (с предварительным объяснением преподавателя), а табли...
Разработка урока "Опера Иван Сусанин"
Разработка урока : опера "Иван Сусанин" для 3х классов...
Презентация опера "Иван Сусанин"
Презентация по музыке 7 класс...
Опера " Иван Сусанин " М.И.Глинка
Краткое содержание оперы М.Глинки, история создания, значение оперы для русской музыки....
Презентация к уроку музыки "М.И.Глинка опера "Иван Сусанин"
Презентация к уроку музыки "М.И.Глинка опера "Иван Сусанин" для обучающихся 7 класса...
Историко-героическая опера "Иван Сусанин" в творчестве К.Кавоса и М.И.Глинки.
Истоки возникновения жанра историко-героической оперы а России, сравнительный анализ сюжетов опер К Кавоса и М.И.Глинки, история постановки оперы Глинки "Иван Сусанин" или "Жизнь за царя"....