Вокальный кружок "Мир вокального искусства"
рабочая программа по музыке по теме

Брянцева Татьяна Георгиевна

Программа кружка вокального искусства для начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vokalnyy_kruzhak_.doc384.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №15 имени Героя Советского Союза Михалько Василия Пимоновича с. Отрадо - Кубанского муниципального образования Гулькевичский район

                                                                                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

                    Кружок «Мир вокального пения»

                   направленность: художественно – эстетическая

                   срок реализации                           4 года

                   возраст обучающихся                  7-10 лет

                     

Составитель:                                                Брянцева Татьяна Георгиевна

                                                                учитель музыки

  1. Пояснительная записка

Мир вокального искусства

Недельная нагрузка – 1 час

Всего за год – 34 часа

Мир вокального искусства. 1 – 4 классы: программа, разработки занятий, методические рекомендации / авт. – сост. Г.А. Суязова. – Волгоград: Учитель, 2009 г.

Программа полностью соответствует программе курса внеурочной деятельности «Мир вокального искусства» автор: Г.А. Суязова. – Волгоград: Учитель, 2009

Цель программы – создание детского вокального коллектива, приобщить школьников к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.

Задачи:

- расширить знания обучающихся о музыкальной грамоте и искусстве вокала, жанрах, стилях вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка;

- воспитывать у обучающихся уважение к певческим традициям, духовному наследию предыдущих поколений;

- развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, навыки ансамблевого пения, творческое воображение;

- сформировать вокальную и сценическую культуру обучающихся, как неотъемлемую часть их общей духовной культуры;

- помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками вокальной деятельности;

- содействовать популяризации детской школьной вокальной студии, через активную концертную исполнительскую деятельность.

В учебном процессе по освоению вокальных традиций можно выделить три основных этапа: учебно –организационный; учебно – познавательный; учебно – творческий.

Программа определяет три направления в обучении детей:

- постановка голоса и основы музыкальной грамотности;

- вокально – хоровая работа;

- концертно – исполнительская деятельность;

Программа предусматривает сочетание практической методики вокального воспитания детей на групповых и индивидуальных занятиях, предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов.

Актуальность учебно – методического комплекса.

Система современного российского образования ориентирована на реализацию стратегических государственных задач и поэтому строится на принципах новой образовательной парадигмы, ориентирующей школу на развитие каждого обучающегося в соответствии с его способностями, интересами и потребностями.

С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. В период школьного обучения представляется важным реализовать творческий потенциал обучающихся, приобщая школьников к певческому искусству, формируя у них певческие навыки. Успешной реализации потребности в творческом самовыражении способствуют сольное и ансамблевое пение, исполнение современных песен с музыкальным сопровождением. Вызвано это в том числе и победами представителей нашей страны на международном детском конкурсе «Евровидение», а также большим количеством музыкальных конкурсов и фестивалей для детей и юношества различной направленности (народное пение, эстрадное и др.)

Более того, новейшие компьютерные технологии, современная музыкальная аппаратура дают возможность ребенку, даже не знающему основ вокальной техники, попробовать свои силы в искусстве пения. Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста.

Поиск оптимальных путей совершенствования процесса обучения, воспитания и развития обучающихся привел к необходимости создания такой атмосферы в школе, в которой каждый ребенок может найти свою нишу, обогатить себя творчески, интеллектуально и духовно. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный певческими способностями мог овладеть комплексом необходимых умений.

                  Новизна комплекса.

Учебно – методическая программа позволяет организовать занятия вокалом с обучающимися школьного возраста от 7 до 10 лет, имеющих разные стартовые способности.

В данных условиях программа определяет содержание обучения вокалу школьников, методы и приемы работы педагога по формированию и развитию вокальных умений и навыков, знакомит педагогов с наиболее приемлемыми в этой области педагогическими технологиями. В программе предоставлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся, его последовательные шаги, система практических занятий и методических рекомендаций.

                  Практическая значимость программы.

Занятия в вокальном кружке повышают самооценку обучающихся, придают им чувства внутренней уверенности, как в глазах окружающих, так и в своих глазах, дает им возможность развивать их коммуникативные навыки, тем самым расширяя круг их личностного общения. Вокальный кружок представляет собой уникальную образовательную и воспитательную среду, способствующую творческому развитию каждого его обучающегося.

  1. Учебно – тематический план

Первый год обучения

п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

аудиторные

Внеаудит.

Голосовой аппарат и его функции.

4

4

1

Акустика голосового аппарата

1

Развитие музыкального слуха

2

Строение голосового аппарата и его работа в пении

1

пение

3

Развитие показателей певческого голосообразования

1

пение

4

Атака  звука. Работа артикуляционного аппарата

1

Постановка голоса

Певческая установка и певческая позиция

4

4

5

Мышечное чувство вокалиста

1

6

Вокально-певческая постановка корпуса

1

7

Вокальные упражнения по  методике А.Попова «Физвокализ»

1

пение

8

Влияние различных звуков на организм человека. Основы музыкотерапии.

1

Формирование певческого дыхания. Отработка полученных вокальных навыков.

4

4

9

Механизм дыхания.

1

10

Знакомство с основными видами дыхания.

1

Упражнение на дыхание

11

Освоение навыков смешанного дыхания.

1

12

Упражнения на отработку навыков дыхания через нос

1

Упражнение на дыхание

Гигиена певческого голоса

1

1

13

Гигиенические правила и рекомендации для правильной голосовой деятельности

1

Основы музыкальной грамотности

5

5

14

Названия нот. Нотный стан. Скрипичный ключ.

1

15

Музыкальные длительности. Музыкальные паузы

1

пение

16

Сильные и слабые доли. Музыкальный акцент.

1

17

Музыкальные темпы.

1

пение

18

Динамические оттенки

1

Развитие музыкального слуха,  памяти, чувства ритма

2

2

19

Освоение ритмических последовательностей

1

Работа со схемой

20

Упражнения на развитие музыкальной памяти

1

Дикция. Артикуляция.

3

3

21

Понятие об  артикуляционном аппарате

1

22

Упражнения на выработку  свободной артикуляции

1

23

Пение гласных и согласных звуков. Скороговорки

1

пение

Звуковедение. Распевания.

3

3

24

Основные виды звуковедения.

1

25

Исполнение  упражнений на легато.

1

пение

26

Исполнение упражнений на стаккато.

1

пение

Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения.

2

2

27

Знакомство с основными  жанрами вокальной музыки

1

28

Авторские песни  для детей современных композиторов

1

пение

Сценическая культура и сценический образ.

3

3

29

Правила и основы поведения на сцене, на занятии, репетиции.

1

30

Мимический тренинг

1

31

Работа над содержанием исполняемой песни, создание музыкального образа.

1

Концертно -  исполнительская деятельность

 2

2

32

Отчётный концерт

1

пение

33

Праздники, концерты, выступления на конкурсах и фестивалях

1

пение

                                                                                                                               

              Второй год обучени

Наименование разделов, блоков тем

Всего часов

Кол – во часов

Характеристика деятельности учащихся

аудит

Внеауд.

Голосовой аппарат и его функции

2

1

Вводное занятие

1

2

Прослушивание голосов

1

пение

Певческая установка и певческая позиция

2

3

Певческая установка

1

4

Распевание

1

Скороговорки

Формирование певческого дыхания. Отработка полученных вокальных навыков

4

5

Дыхание

1

Работа над дыханием

6

Вокальная позиция

1

Вокальное пение

7

Звуковедение

1

8

Дикция

1

скороговорки

Гигиена певческого голоса

2

9

Рекомендации для правильной голосовой деятельности

1

10

Гигиенические правила для правильной голосовой деятельности

1

Основы музыкальной грамотности

4

11

Основы музыкальной грамоты

1

12

Нотный стан

1

13

Названия нот

1

Разучивание нот

14

Музыкальные паузы

1

пение

Развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма

3

15

Развитие музыкального слуха

1

пение

16

Развитие музыкальной памяти

1

17

Развитие чувства ритма

1

Теоретико- аналитическая работа

6

18

Народное творчество

1

Хоровое пение

19

Народное творчество

1

20

Беседа о творчестве композиторов- классиков

1

21

Беседа о творчестве современных композиторов

1

22

Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении

1

23

Просомтр видеозаписи выступлений детских хоровых коллективов

1

Звуковедение. Распевания.

3

24

Основные виды звуковедения

1

25

Унисон

1

пение

26

Двухголосие

1

пение

Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения

2

27

Хоровое пение

1

28

Работа с солистами

1

Импровизация

2

29

Работа над манерой исполнения песен

1

30

Создание музыкального образа

1

Концертно – исполнительская деятельность

4

31

Открытый урок для родителей

1

выступление

32

Отчетный концерт

1

выступление

33

Выступление на конкурсе детской песни

1

34

Экскурсия

1

             

Третий год обучения        

Наименование разделов, блоков тем

Всего часов

Кол – во часов

Характеристика деятельности учащихся

аудит

Внеауд.

Голосовой аппарат и его функции

2

1

Вводное занятие

1

2

Прослушивание голосов

1

пение

Певческая установка и певческая позиция

2

3

Певческая установка

1

4

Распевание

1

Скороговорки

Формирование певческого дыхания. Отработка полученных вокальных навыков

4

5

Дыхание

1

Работа над дыханием

6

Вокальная позиция

1

Вокальное пение

7

Звуковедение

1

8

Дикция

1

скороговорки

Гигиена певческого голоса

2

9

Рекомендации для правильной голосовой деятельности

1

10

Гигиенические правила для правильной голосовой деятельности

1

Основы музыкальной грамотности

4

11

Основы музыкальной грамоты

1

12

Нотный стан

1

13

Названия нот

1

Разучивание нот

14

Музыкальные паузы

1

пение

Развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма

3

15

Развитие музыкального слуха

1

пение

16

Развитие музыкальной памяти

1

17

Развитие чувства ритма

1

Теоретико- аналитическая работа

6

18

Народное творчество

1

Хоровое пение

19

Народное творчество

1

20

Беседа о творчестве композиторов- классиков

1

21

Беседа о творчестве современных композиторов

1

22

Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении

1

23

Просомтр видеозаписи выступлений детских хоровых коллективов

1

Звуковедение. Распевания.

3

24

Основные виды звуковедения

1

25

Унисон

1

пение

26

Двухголосие

1

пение

Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения

2

27

Хоровое пение

1

28

Работа с солистами

1

Импровизация

2

29

Работа над манерой исполнения песен

1

30

Создание музыкального образа

1

Концертно – исполнительская деятельность

4

31

Открытый урок для родителей

1

выступление

32

Отчетный концерт

1

выступление

33

Выступление на конкурсе детской песни

1

34

Экскурсия

1

               

Четвертый год обучения.

Наименование разделов, блоков тем

Всего часов

Кол – во часов

Характеристика деятельности учащихся

аудит

Внеауд.

1

Вводное занятие

1

1

Вокально- хоровая работа

21

2

Прослушивание голосов

1

1

пение

3

Распевание

1

1

пение

4

Распевание

1

1

5

Дыхание

1

1

Работа над дыханием

6

Дыхание

1

1

7

Унисон

1

1

пение

8

Унисон

1

1

9

Вокальная позиция

1

1

10

Вокальная позиция

1

1

11

Дикция

1

1

Скороговорки

12

Звуковедение

1

1

13

Двухголосие

1

1

пение

14

Двухголосие

1

1

15

Работа с солистами

1

1

Вокальное пение

16

Работа с солистами

1

1

Вокальное пение

17

Работа с солистами

1

1

Вокальное пение

18

Работа с солистами

1

1

Вокальное пение

19

Сводные репетиции

1

1

пение

20

Сводные репетиции

1

1

пение

21

Сводные репетиции

1

1

пение

22

Сводные репетиции

1

1

пение

Музыкально- теоретическая подготовка

6

23

Элементы музыкальной грамоты

1

1

24

Элементы музыкальной грамоты

1

1

25

Развитие музыкального слуха, памяти

1

1

Прослушивание записей

26

Развитие музыкального слуха, памяти

1

1

Прослушивание записей

27

Развитие чувства ритма

1

1

28

Развитие чувства ритма

1

1

Теоретико- аналитическая работа

3

29

Беседа о гигиене певческого голоса

1

1

30

Беседа о ародном творчестве

1

1

31

Беседа о творчестве современных композиторов

1

1

Концертно- исполнительская деятельность

3

32

Праздники, выступления

1

1

пение

33

Праздники, выступления

1

1

пение

34

Экскурсия

1

1

                                                                                     

  1. Содержание программы полностью соответствует программе курса внеурочной деятельности «Мир вокального искусства» автор: Г.А. Суязова. – Волгоград: Учитель, 2009
  2. Предполагаемые результаты.

1 – й год обучения

В результате обучения  пению  в вокальном кружке воспитанник  должен   знать и  понимать строение артикуляционного аппарата; особенности певческого голоса; гигиену певческого голоса; понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»; понимать элементарные дирижерские действия и правильно следовать им; основы музыкальной грамоты. Уметь: правильно дышать; петь короткие фразы на одном дыхании; в подвижных песнях делать быстрый вдох; петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен; петь легким звуком без напряжения; на звуки ЛЯ первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни; к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера; к концу года показывать результат элементов двухголосия.

2 ой год обучения

В результате обучения  пению  в вокальном кружке воспитанник  должен   знать и  понимать:соблюдать певческую установку; понимать дирижерские жесты и правильно следовать им; жанры вокальной музыки. Уметь: правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч; точно повторить заданный звук; в подвижных песнях делать быстрый вдох; правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса; петь чисто и слаженно в унисон; петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен; дать критическую оценку своему исполнению; к концу года показать результат исполнения двухголосия без музыкального сопровождения; принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.

3 – ий год обучения

В результате обучения  пению  в вокальном кружке воспитанник  должен   знать и  понимать:основные типы голосов; жанры вокальной музыки; типы дыхания; поведение певца до выхода на сцену и во время концерта; реабилитация при простудных заболеваниях; образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное творчество. Уметь: петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно; петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы; петь несложные двухголосные каноны; импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико – ритмические модели, стихотворные тексты и др.; исполнять образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное творчество

4 - ый год обучения.

В результате обучения  пению  в вокальном кружке воспитанник  должен   знать и  понимать: основные типы голосов; жанры вокальной музыки; типы дыхания; поведение певца до выхода на сцену и во время концерта; реабилитация при простудных заболеваниях; особенности многоголосого пения; обоснованность сценического образа. Уметь: петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно; петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы; исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно; принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.

  1. Формы и виды контроля: наблюдения педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников кружка в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах.
  2. Методические рекомендации. Тематическое построение программы позволяет педагогам дополнительного образования объединить ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Программа вокального кружка позволяет в условиях общеобразовательной школы через систему дополнительного образования расширить возможности образовательной области «Искусства»; Она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп в течение четырех лет обучения;

Программа будет успешно реализована:

- если будет выдан весь предусмотренный программой теоретический и практический материал;

- будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;

- будет использован разнообразный методический материал по программе учебного курса;

-  будет создана библиотека вокально – хоровой литературы;

- будут разработаны в кабинете технические средства, отвечающие условиям учебного процесса.

  1. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств

материально – технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Басина Н.Э., Сусловы О.А. «С кисточкой и музыкой в ладошке». – М.: Линка – Пресс, 1997. – 146с.

1

2

Манакова, И.П., Салмина, Н.Г. «Дети. Мир звуков. Музыка» Свердловск, 1991. – 121с.

1

3

Энциклопедия для юных музыкантов/авт. – сост. И.Ю. Куберский. – СПб.: ООО «Золотой век», 1996. – 576с.

1

2.Печатные пособия

Таблицы с основными разделами программы обучения

1

3.Технические средства обучения

Компьютер с программным обеспечением.

Мультимедийный проектор.

Экспозиционный экран.

Аудио/видеомагнитофон, СD/DVD проигрыватель

1

4.Экранно – звуковые пособия

Видеофильмы DVD

Слайды (диапозитивы) по основным темам курса

1

5.Оборудование класса

1

Ученические столы 2 местные с комплектом стульев

1

2

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.

1

  1.                 СПИСОК ЛИТЕРАТУРы         
  1. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам –  М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.
  2. Добровольская Н., Орлова Н. Что нужно знать учителю о детском голосе. – М.:
  3. Емельянов Е.В.  Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб.: Издательство «Лань»;  Издательство «Планета музыки», 2007.
  4. Емельянов Е.В. Фонопедический метод развития голоса. Методическое пособие / составитель Трифонова И. – Спб., 2000.
  5. .     5. Исаева И. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей.
  6. М.: Издательство «Астрель», 2006.
  7. Исаева И. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей.                – М.: Издательство «Астрель», 2006.
  8. Казьмин В.Д. Дыхательная гимнастика при вашей болезни (дыхательная гимнастика А. Стрельниковой. – Ростов-на-Дону: Издательство «Баро-пресс», 2004.
  9. Лебедева Л.Д. Практика арттерапии. – Спб., 2002.
  10. Пекерская В. Вокальный букварь. – М.,1996.
  11. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: теория и практика. – М.: Владос, 2000.
  12. Петрушин В.И. Слушай. Пой. Играй: пособие для музыкального самообразования
  13. Потороев В.А. Элементарные сведения по гигиене и культуре использования голосового аппарата. –  Липецк, Информационно-методический центр, 2006.
  14. Программа педагога дополнительного образования. От разработки до реализации / сост. Н.К.Беспятова. – М.: Айрис – Пресс, 2003.
  15. Суязова Г.А. Мир вокального искусства. –  Волгоград:  Изд-во «Учитель», 2007.

  1. Г.П.Стулова, Теория и практика работы с детским хором М.: ВЛАДОС 2002г.
  2. Н.Б.Гонтаренко, Сольное пение: Секреты вокального мастерства. – Ростов н/Д: Феникс, 2007г

Тематический план  (1-й год обучения)

Цель: сформировать у обучающихся основы вокальных умений и  навыков через усложнение репертуара, ритма и метра, использование голосовых импровизаций, пунктирного ритма

        

Голосовой аппарат и его функции.

4

Певческая установка и певческая позиция

4

Формирование певческого дыхания. Отработка полученных вокальных навыков.

4

Гигиена певческого голоса

1

Основы музыкальной грамотности

5

Развитие музыкального слуха,  памяти, чувства ритма

2

Дикция. Артикуляция.

3

Звуковедение. Распевания.

3

Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения.

2

Сценическая культура и сценический образ.

3

Концертно -  исполнительская деятельность

 2

Тематический план  (2-й год обучения)

Цель: сформировать у обучающихся основы вокальных умений и  навыков через усложнение репертуара, ритма и метра, использование голосовых импровизаций, пунктирного ритма

Голосовой аппарат и его функции

2

Певческая установка и певческая позиция

2

Формирование певческого дыхания. Отработка полученных вокальных навыков.

4

Гигиена певческого голоса

2

Основы музыкальной грамотности

4

Развитие музыкального слуха,  памяти, чувства ритма.

3

Теоретико - аналитическая работа

6

Звуковедение. Распевания

3

Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения.

2

Импровизация

2

Концертно -  исполнительская

 деятельность

4

                                                                                                                                   

                                                                                                Итого:34часа


 Примерный концертный репертуар второго года обучения:

1«Весёлый старичок» – сл. Д. Хармса, муз Г. Портнова.

  1. «Я на бабушку похожа» – сл. и муз. Т. Агафоновой.
  2. «Песенка про деда» – сл. и муз Т. Агафоновой и Ю. Простакова.
  3. «Наша с тобой земля» – сл. и муз. Ю. Верижникова
  4. «Так уж получилось» – сл. Н. Соловьёвой, муз Г. Струве
  5. «Радуга»  – сл. Р. Голосовой, муз. Е. Архиповой
  6. «Если все вокруг подружатся»  – сл. П. Синявского муз. Е. Архиповой
  7.  «Песня про лягушонка» – сл. Л. Изергиной, муз. С. Ранда.
  8. «Мама» – сл. Ю. Энтина, муз. Буржоа
  9.  «Кот Мурлыка» – сл. и муз. Е. Олиферовой
  10.  «Падают снежинки» – муз. А. Ермолова
  11.  «Билетик в детство» - сл.и муз. А.Петрашовой
  12.  « Весёлый ветер» - муз И. Дунаевского
  13.  «Шарманка»  - муз. А.Варламова
  14.   «Радость моя» - муз.Е.Зарицкой

           Основные требования к знаниям, умениям и навыкам (2-й год обучения)

В результате обучения  пению   в вокальном кружке воспитанник  должен

  • соблюдать певческую установку;
  • понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
  • знать жанры вокальной музыки;
  • знать  произведения различных жанров;
  • знать имена великих  вокалистов России и мира;

уметь:

  • правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
  • точно повторить заданный звук;
  • в подвижных песнях делать быстрый вдох;

     правильно показать самое красивое индивидуальное звучание голоса;

  • петь чисто и слаженно в унисон;
  • петь без сопровождения отдельные  попевки и отрывки из песен;
  • исполнять попевки и упражнения в различных музыкальных темпах;
  • уверенно интонировать мелодию, различать движение мелодии вверх и вниз; петь несложные интервалы в объёме терции, кварты и квинты;
  • дать критическую оценку своему исполнению;
  • характеризовать выступления великих вокалистов.
  • использовать элементы ритмики и движения под музыку;
  • работать в сценическом образе;
  • принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.

Тематический план (3-й год обучения)

Цель: через исполнение популярных произведений с обязательной  голосовой импровизацией способствовать формированию  позиции обучающегося в мире искусства и вокала, совершенствованию исполнительского мастерства

Голосовой аппарат и его функции

2

Певческая установка и певческая позиция

3

Формирование певческого дыхания.

Отработка полученных вокальных навыков.

2

Гигиена певческого голоса.

3

Основы музыкальной грамоты.

2

Развитие музыкального слуха, ритма и памяти.

4

Дикция. Артикуляция.

2

Звуковедение. Распевания.

6

Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения.

4

Импровизация

2

Сценическая культура

и сценический образ.

2

Концертно - исполнительская

 деятельность

2

                                                                                                                     Итого: 34 часа

  Примерный концертный репертуар третьего года обучения:

  1. «Рождественская» - сл. И.Шевчук, муз. Е. Зарицкой.
  2. «Перелётный возраст» - сл. И. Шевчук, муз. Е. Зарицкой.
  3. «Мамины глаза» - сл. И. Шевчук, муз. Е.Зарицкой.
  4. «Я люблю рисовать» - сл. и муз. Т.Морозовой.
  5. «Балалайка» - сл. и муз. Т.Морозовой.
  6. «Школа» - сл. и муз. В. Началова.
  7. «Учитель» - сл. Ю. Началовой, муз. В. Началова.
  8. «Мама» - сл.А.Владимирова, муз. В. Началова.
  9. «Мой Рыжик» - сл. А. Барто , муз. В. Началова.
  10.  «Летние каникулы» - сл. Дж. Родари, муз. В. Началова.
  11.  «Звёзды надежды» - сл. В. Деревягина, муз. Л. Деревягиной.
  12.  «Валентинки» муз Е. Зарицкой
  13.  «Праздник» - сл. и муз. А.Ермолова
  14.  «Молодая лошадь» - сл. и муз. Ю. Пряжникова
  15.  «Половинки» - муз. Ю. Пряжникова
  16.  «Сто святых церквей» - сл. С.Красикова, муз. В.Морозова
  17.  «Что может быть лучше России» - муз. Е. Птичкина

   Основные требования к знаниям, умениям и навыкам. (3 год обучения)  

В результате обучения  пению  в вокальном кружке  воспитанник  должен знать и понимать:

  •  основные типы голосов;  
  •  жанры вокальной музыки;
  •  типы дыхания;
  •  поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
  •  реабилитация при простудных заболеваниях;
  •  особенности многоголосого пения;

      обоснованность сценического образа.

уметь:

  •  петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
  •  петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
  •  исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
  •  принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.

Тематический план (4-й год обучения)

Цель: через исполнение популярных произведений с обязательной  голосовой импровизацией способствовать формированию  позиции обучающегося в мире искусства и вокала, совершенствованию исполнительского мастерства

Вводное занятие

1

Вокально- хоровая работа

21

Музыкально- теоретическая подготовка

6

Теоретико- аналитическая работа

3

Концертно- исполнительская деятельность

3

                                                                                                                     Итого: 34 часа

  Примерный концертный репертуар четвертого года обучения:

Песня « Часы» . Левивой.

Песня « Разноцветная осень» Т. Морозовой

Песня « Учителям» Т. Кулиновой

Песня « Наши мамы» Т. Морозовой

Песня «Мама – Лучший друг» Д. Трубачева

Песня «Битва под Москвой» Ю. Верижникова

Песня «Буратино» Е. Зарицкой

Песня «Новогодняя сказка» С. Суэтова

Песня «Три желания» Е. Зарицкой

« Рождественская песня» П. Синявского

Песня « Новый год» Ю. Верижникова

Песня « Новогодняя кадриль» А. Филиппенко

Песня « Белый снег» Г. Пономоренко

Песня « Будущий солдат» Д. Трубачев

«Песня  о солдате» В. Мигули

Песня «Ты не бойся, мама, я солдат» М. Протасова

Песня «Гляжу в озера синие» Л. Афанасьева

Песня « Партизанский сынок» Ю. Верижникова

Песня «Ветераны» Д. Трубачев

Песня « Салют» М. Протасова

Песня « Росиночка – Россия» А. Филиппенко

Песня « Золотая Россия» Е. Цыброва

         Основные требования к знаниям, умениям и навыкам. (4-год обучения)  

В результате обучения  пению  в вокальном кружке воспитанник  должен знать и понимать:

  •  основные типы голосов;  
  •  жанры вокальной музыки;
  •  типы дыхания;
  •  поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
  •  реабилитация при простудных заболеваниях;
  •  особенности многоголосого пения;

      обоснованность сценического образа.

уметь:

  •  петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
  •  петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
  •  исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
  •  принимать активное участие во всех концертах, фестивалях

        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам –  М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.

Добровольская Н., Орлова Н. Что нужно знать учителю о детском голосе. – М.:

Емельянов Е.В.  Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб.: Издательство «Лань»;  Издательство «Планета музыки», 2007.

Емельянов Е.В. Фонопедический метод развития голоса. Методическое пособие / составитель Трифонова И. – Спб., 2000.

  5. Исаева И. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей.

М.: Издательство «Астрель», 2006.

Исаева И. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей.                – М.: Издательство «Астрель», 2006.

Казьмин В.Д. Дыхательная гимнастика при вашей болезни (дыхательная гимнастика А. Стрельниковой. – Ростов-на-Дону: Издательство «Баро-пресс», 2004.

Лебедева Л.Д. Практика арттерапии. – Спб., 2002.

Пекерская В. Вокальный букварь. – М.,1996.

Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: теория и практика. – М.: Владос, 2000.

Петрушин В.И. Слушай. Пой. Играй: пособие для музыкального самообразования

Потороев В.А. Элементарные сведения по гигиене и культуре использования голосового аппарата. –  Липецк, Информационно-методический центр, 2006.

Программа педагога дополнительного образования. От разработки до реализации / сост. Н.К.Беспятова. – М.: Айрис – Пресс, 2003.

Суязова Г.А. Мир вокального искусства. –  Волгоград:  Изд-во «Учитель», 2007

П.Стулова, Теория и практика работы с детским хором М.: ВЛАДОС 2002г.

Рецензия

на рабочую программу внеурочной деятельности по вокальному пению

«Мир вокального пения», разработанную

учителем начальных классов МБОУ СОШ №15 им. В.П.Михалько  

Вороновой Ириной Николаевной

          Данная программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе методических рекомендаций департамента образования и науки об организации внеурочной деятельности в начальной школе. Содержание программы представлено различными видами работы: распевание, вокальное пение, хоровое пение, развитие музыкального слуха, развитие музыкальной памяти, развитие чувства ритма. Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7 – 10 лет, на 4 года обучения: 1 –й год – 33 часа, 2 – й год и последующие – 34 часа в год, 4 часа в месяц.

Актуальность программы обусловлена необходимостью в данном возрасте формирования и развития у младших школьников музыкального слуха, музыкальной культуры, чувство ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, приобщение к музыкальному искусству посредством вокально – певческого жанра, как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности. Кружок «Мир вокального пения» предполагает развитие творческих и музыкальных способностей, которые пронизывают все этапы развития личности ребенка.

Программа составлена грамотно и включает в себя следующие структурные компоненты: пояснительную записку, учебно – тематический план, содержание программы, планируемые результаты, формы и методы контроля, методические рекомендации, перечень материально – технического оснащения. В пояснительной записке обозначена актуальность изучения данной программы,  представлены цели, задачи, основополагающие принципы построения программы, а так же формы и методы обучения. Учебно – тематическое планирование включает в себя не только перечень тем, но и характеристику деятельности учащихся, что предполагает реализацию деятельностного подхода при обучении и лежит в основе ФГОС НОО. Содержание программы выстроено с учетом возрастных особенностей младших школьников и предусматривает изучение материала с учетом концентрического принципа, от простого к сложному. Планируемые результаты включают в себя не только предметные, но и  метапредметные показатели. Важно отметить, что формы контроля позволяют отследить динамику творческих способностей обучающихся.

Составной частью программы является методический комментарий реализации данной программы, что делает программу доступной широкому кругу педагогической общественности.

Рецензия составлена _______________ 2013 г.

Рецензент:                                       Руководитель РМО

учителей начальных

 классов Л.Л. Скоморохова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для педагогов вокально-эстрадных объединений по теме «Вокальные упражнения»

В работе даются теоретические основы работы с вокалистом над вокальными упражнениями. Для педагогов не имеющих музыкального образования и опыта работы описывается методика работы над правильностью исп...

Методическое пособие для педагогов вокально-эстрадных объединений по теме «Вокальные упражнения»

В работе даются теоретические основы работы с вокалистом над вокальными упражнениями. Для педагогов не имеющих музыкального образования и опыта работы описывается методика работы над правильностью исп...

Методическое пособие для педагогов вокально-эстрадных объединений по теме «Вокальные упражнения»

В работе даются теоретические основы работы с вокалистом над вокальными упражнениями. Для педагогов не имеющих музыкального образования и опыта работы описывается методика работы над правильностью исп...

Методическое пособие для педагогов вокально-эстрадных объединений по теме «Вокальные упражнения»

В работе даются теоретические основы работы с вокалистом над вокальными упражнениями. Для педагогов не имеющих музыкального образования и опыта работы описывается методика работы над правильностью исп...

Методическая разработка к занятию с вокальной группой, вокальным ансамблем

Методическая разработка к занятию для вокального ансамбля по «Сценическому перевоплощению».Для развитие умения у детей перевоплощения на сцене во время выступления, для передачи характера ...