Методическая разработка к занятию с вокальной группой, вокальным ансамблем
методическая разработка по музыке

Иванова Ольга Павловна

Методическая разработка к занятию для вокального ансамбля по «Сценическому перевоплощению».

Для развитие умения у детей перевоплощения на сцене во время выступления, для передачи характера исполняемого произведения.

Составленный комплек упражнений на разминку артикуляционного аппарата, упражнений для снятие психофизических и психоэммоциональных зажимов во время исполнения, план работы над эмоциональным фоном, художественно-смысловой передачей и передачей чувств и эмоций произведений.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx38.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

  1. Дом детского творчества
  2. Выборгского района Санкт-Петербурга
  3. «ЮНОСТЬ»

Методическая разработка

к  занятию

с  вокальным ансамблем

Педагога дополнительного образования

Хоровой студии «Спутник»:

Ивановой Ольги Павловны

Санкт-Петербург

2020

Тема занятия:

«Сценическое перевоплощение»

Коллектив:

Хоровая студия «Спутник», вокальный ансамбль - 2 год обучения.

Отдел:

Культурологии

Возраст детей:

10-13 лет

Место проведения:

ГБУ ДО ДДТ  «Юность»

Цель  занятия:  

Развитие умения перевоплощения на сцене, передачи характера исполняемого произведения.

Задачи занятия:

  • обучающие:

  • Разъяснить  понятие  «Сценическое перевоплощение», привести яркие примеры.
  • Дать необходимые знания в области сценической деятельности по  передачи смысла исполняемого произведения;
  • Сформировать практические умения и навыки исполнения;
  • Выработать навыки переключения в исполнении  разнохарактерных произведений.

  • развивающие 
  • Развитие образного и творческого мышления;
  • Развитие умения анализировать смысловое содержание произведений;
  • Развитие самостоятельности мышления во время занятия;
  • Развитие навыков собранности внимания;
  • Расширение кругозора и развитие интереса к сценической деятельности;
  • Развитие художественного вкуса;
  • Развитие сценических, исполнительских способностей;
  • Развитие умения анализировать выполненную работу.

воспитательные:

  • Формирование художественной  культуры пения у воспитанников;
  • Формирование нравственно-эстетической потребности и духовной культуры средствами вокального творчества;
  • Умение раскрыть смысловое содержание исполняемого произведения используя знания о сценическом перевоплощении;
  • Формирование  социальной активности обучающихся;
  • Формирование интереса и позитивного отношения к предмету «Вокальный ансамбль».

Методы и приемы работы

  • СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ:
  • -рассказ педагога;
  • -беседа
  • -вопросы;
  • -указание;
  • -пояснение;
  • -объяснение;
  • -педагогическая оценка
  • ПРАКТИЕСКИЕ МЕТОДЫ:
  • -упражнение;
  • -практическая работа
  • -метод контроля  результативности обучения
  • НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ:
  • -наблюдение;
  • -демонстрация;
  • -показ способов действий и выполнения задания

Педагогические технологии

  • Технология усвоения и закрепления знаний
  • Технология коллективной творческой деятельности
  • Технология гуманно-личностной педагогики 
  • Технология проблемного обучения (поиск проблемы и её решения)
  • Технология программированного обучения
  • Технология блочного обучения

 

Методические пособия и дидактические материалы:

  • Составленный комплекс упражнений и материала распевания
  • Разработка критериев  освоения и понимания материала по данной теме.
  • Конспект занятия.

Техническое оснащение:

  • Фортепиано
  • Стулья

Литература, используемая при подготовке занятия:

  1. Образовательная программа хоровой студии «Спутник», «Вокальный ансамбль» (4 год обучения)
  2. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. – М.: Просвещение,  1968.
  3. Бутенко Э. Сценическое перевоплощение. Теория и практика. 3-е издание. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2007. - 160с.
  4. Метлов Н. А. Музыка – детям. – М.: Просвещение, 1985.
  5. Овчинникова Л. И. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами вокального, хорового исполнительства  / Л. И. Овчинникова // Молодой ученый. — 2015. — №1.2. — С. 37-39.

  1. Ласковая Е.В. Речеголосовой тренинг. / Е.В. Ласковая. - М.: «ИПЦ Маска», 2006. – 100 с.

Этапы  занятия

Время

1

Организационная часть

     3 минуты

2

Сообщение темы и цели занятия

2 минуты

3

Теоретическая часть

5

минут

4

Практическая работа

25

минут

5

Подведение итогов занятия. Оценка деятельности учащихся

      5 минут

6

Рефлексия

     5 минут

8

Всего

45 мин.


Ход  занятия.

  1. Организационная часть:
  • приветствие обучающихся.
  • проверка готовности детей к занятию
  • создание психологического настроя на работу.

  1. Сообщение темы и цель занятия.
  • Тема: «Сценическое перевоплощение»
  • Цель: Развитие умения перевоплощения на сцене и передачи характера исполняемого произведения

  1. Теоретическая часть занятия:
  • Разъяснение и беседа по теме:

  • Что понимается под «Музыкальным перевоплощением»;
  • Основные составляющие, из чего складывается сценический, музыкальный образ при исполнении.

- Настрой на определённый лад произведения

- Проникновение в смысл исполняемого произведения

- осознание о чём поётся в  произведении

- погружение в атмосферу исполняемой песни

- актёрское, образное переключение

- Сценическое движение

- передача чувств и эмоций

  • Беседа «Что такое эмоции?»
  • Влияние эмоций на исполнение вокальных произведений;
  • Переключение эмоционального настроения при исполнении песен;
  • С помощью чего мы можем передавать эмоции со сцены

1.Поза тела

2.Выражение лица (открытые или закрытые глаза, рот и т. п.)

3.Дыхательные движения (амплитуда и частота).

  1. Практическая часть занятия: 
  • Упражнение - игра на переключение эмоций  «Здравствуйте».
  • Педагог здоровается с воспитанниками, проявляя какое-либо одно состояние: радость, печаль, удивление, обида, злость, подозрительность.

Воспитанники приветствуют педагога  согласно, тому настроению, с которым пришли на занятие, стараясь, как можно точнее передать эмоциональное состояние.

  • Педагог здоровается с воспитанниками, проявляя каждое из состояний по порядку: радость, печаль, удивление, обида, злость, подозрительность.

Задача детей распознать эмоцию и ответить с этим же эмоциональным настроением.

  • Упражнения на разминку артикуляционного аппарата
  • Упражнение «Трубочка»

 Высунуть  язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку.

  • Упражнение «Улыбка – грусть»

Задача быстро переключаясь, переменно выражать на лице широкую улыбку и  грустное выражение, чередуя.

  • Упражнение «Вибрация».

Смыкая губы, берется активный вдох и выдыхается через рот, таким образом, чтобы  получилось со звуком «фырк» как у лошади. Задача делать выдох равномерным и длинным, расширяя объём своего дыхания. Упражнение варьируется, как длинными вибрациями, так и короткими.

  • Упражнения на снятия психических и физических зажимов.
  • «Пластилиновые фигурки».

-  Положение первое. Нужно представить, что вы фигурка из пластилина, которую очень долго держали в холодильнике, замерзшая, жёсткая и твёрдая.

- Положение второе. Кто-нибудь должен попытаться поменять вашу позу, нужно не забывать, что застывший пластилин (то есть вы) должен осложнять его работу, сопротивляться.

- Положение третье. Представить, что в помещении вдруг одновременно включили множество отопительных приборов.  Начинайте «таять». Нужно учитывать что это процесс, а не мгновенное перевоплощение. В первую очередь должны оплывать те части тела кукол, на которые «ушло меньше пластилина»: пальцы, шея, руки, затем ноги. Это и будет абсолютным мышечным расслаблением.

  • «Ростки».

Из положения сидя на корточках (колени обхватить руками вырасти вверх, встав и выпрямиться полностью. Постепенно распрямляемся, раскрываемся и устремляемся вверх. Желательно по распределению времени на стадии своего «роста» равномерно (на счёт 5).

  • Упражнения на подготовку голосового аппарата к работе.

  • Упражнение на правильное дыхание во время пения.

Медленные вдохи через нос и выдохи через рот. Выравнивание дыхания, следим что бы плечи не поднимались в след за вдохом. Пользуемся дыханием брюшной полость, правильное дыхания во время пения – дыхание диафрагмой.

  • Упражнение на формирование единой манеры звучания, сливание тембровой окраски.

                   На звук «М», исполняются закрытым ртом  качания на двух      нотах, на нотах верхнего регистра приоткрываемся на звук «Ю».

  • Распевание «Миия» по трём близлежащим нотам.
  • Распевание слога «Лё» в технике стаккато по трезвучию вверх и вниз.  
  • Распевание  глиссандо слога «Ой» на квинту вверх.
  • Распевание фразы «Я пою, хорошо пою» нисходящий ходом.
  • Исполнение разучиваемых произведений.

Работа над эмоциональным фоном, художественно-смысловой передачей и передачей чувств и эмоций произведений.

Пропевание песенного репертуара коллектива, с применение полученных знаний и усвоенных навыков по теме «Музыкальное перевоплощение».

Исполняемый репертуар:

«Радуга-дуга » Муз. Б. К. Неупокоев, слова И. Неупокоева.

 «Сказки гуляют по свету» Муз. Е. Н. Птичкин, слова М. С. Пляцковский.

«У каждого из нас своя Россия» Муз. Я.Дубравин,

слова Г.Прусова.

Задача состоит в передачи разного характера песен и передача атмосферы, настроения  произведения, чувств автора. Умение переключаться с песни на песню, включаясь в лад и характер исполняемой песни.

  1. Подведение итогов занятия, формирование выводов:

  • Подведение итогов практической работы. Анализ выполнения всех поставленных задач, проработанных моментов.
  • Анализ и оценка качества работы обучающихся на занятии.
  • Закрепление полученных знаний.

  1. Контроль

Виды контроля:

текущий

тематический

Методы контроля:

наблюдение

устный опрос

практическая проверка (исполнение произведений)

Формы контроля:

Фронтальный

  1. Рефлексия:

Высказывания детей о своём отношении к проведенному занятию через упражнение «Ассоциации».

Педагог говорит: «Сегодняшнее Занятие на сценическое перевоплощение», а дети по очереди должны назвать любое слово, пришедшее ему в голову, которое ассоциируется с проведённым занятием, при желании ассоциацию можно показать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия кружка «Эстрадный вокальный ансамбль»

Открытое занятие на тему: «Овладение приемами эстрадного пения»...

Методическая разработка "Роль резонанса в достижении вершин вокального мастерства"

Методическая разработка "Роль резонанса в достижении вершин вокального мастерства"...

методичесая разработка «Вводное занятие» по программе «Развитие вокально-хоровых навыков у детей среднего хора»

Цель методической разработки: Создание условий, способствующих развитию у детей интереса к хоровому пению и повышению их эмоциональной и музыкально-творческой активности.Занятие ориентировано на...

Методическая разработка проведения занятий на уроках вокала по теме: «Игровые формы и приемы изучения темы «Интервалы» как один из способов развития вокального слуха ребенка школьного возраста.»

Игровые формы и приемы изучения темы «Интервалы» как один из способов развития вокального слуха ребенка школьного возраста.  Тема в образовательной программе ДМТ «Вдохновение» , раздел «Вока...

Занятие в старшей группе вокальной студии на тему: «Чтобы помнили…»

Занятие в старшей группе вокальной студии на тему: «Чтобы помнили…»...

Методическая разработка итогового занятия в возрастной группе 7 лет

Итоговый мониториг освоения обучающимися образовательной программы по хоккею с шайбой второго года обучения с применением игровых технологий....

Методическая разработка. Конспект занятия в средней группе "В гостях у куклы Ани".

Конспект занятия в средней группе по формированию лексико-грамматических категорий "В гостях у куклы Ани" (тема "Мебель")....