Методическая разработка к занятию с вокальной группой, вокальным ансамблем
методическая разработка по музыке
Методическая разработка к занятию для вокального ансамбля по «Сценическому перевоплощению».
Для развитие умения у детей перевоплощения на сцене во время выступления, для передачи характера исполняемого произведения.
Составленный комплек упражнений на разминку артикуляционного аппарата, упражнений для снятие психофизических и психоэммоциональных зажимов во время исполнения, план работы над эмоциональным фоном, художественно-смысловой передачей и передачей чувств и эмоций произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 38.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
- Дом детского творчества
- Выборгского района Санкт-Петербурга
- «ЮНОСТЬ»
Методическая разработка
к занятию
с вокальным ансамблем
Педагога дополнительного образования
Хоровой студии «Спутник»:
Ивановой Ольги Павловны
Санкт-Петербург
2020
Тема занятия:
«Сценическое перевоплощение»
Коллектив:
Хоровая студия «Спутник», вокальный ансамбль - 2 год обучения.
Отдел:
Культурологии
Возраст детей:
10-13 лет
Место проведения:
ГБУ ДО ДДТ «Юность»
Цель занятия:
Развитие умения перевоплощения на сцене, передачи характера исполняемого произведения.
Задачи занятия:
- обучающие:
- Разъяснить понятие «Сценическое перевоплощение», привести яркие примеры.
- Дать необходимые знания в области сценической деятельности по передачи смысла исполняемого произведения;
- Сформировать практические умения и навыки исполнения;
- Выработать навыки переключения в исполнении разнохарактерных произведений.
- развивающие
- Развитие образного и творческого мышления;
- Развитие умения анализировать смысловое содержание произведений;
- Развитие самостоятельности мышления во время занятия;
- Развитие навыков собранности внимания;
- Расширение кругозора и развитие интереса к сценической деятельности;
- Развитие художественного вкуса;
- Развитие сценических, исполнительских способностей;
- Развитие умения анализировать выполненную работу.
воспитательные:
- Формирование художественной культуры пения у воспитанников;
- Формирование нравственно-эстетической потребности и духовной культуры средствами вокального творчества;
- Умение раскрыть смысловое содержание исполняемого произведения используя знания о сценическом перевоплощении;
- Формирование социальной активности обучающихся;
- Формирование интереса и позитивного отношения к предмету «Вокальный ансамбль».
Методы и приемы работы
- СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ:
- -рассказ педагога;
- -беседа
- -вопросы;
- -указание;
- -пояснение;
- -объяснение;
- -педагогическая оценка
- ПРАКТИЕСКИЕ МЕТОДЫ:
- -упражнение;
- -практическая работа
- -метод контроля результативности обучения
- НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ:
- -наблюдение;
- -демонстрация;
- -показ способов действий и выполнения задания
Педагогические технологии
- Технология усвоения и закрепления знаний
- Технология коллективной творческой деятельности
- Технология гуманно-личностной педагогики
- Технология проблемного обучения (поиск проблемы и её решения)
- Технология программированного обучения
- Технология блочного обучения
Методические пособия и дидактические материалы:
- Составленный комплекс упражнений и материала распевания
- Разработка критериев освоения и понимания материала по данной теме.
- Конспект занятия.
Техническое оснащение:
- Фортепиано
- Стулья
Литература, используемая при подготовке занятия:
- Образовательная программа хоровой студии «Спутник», «Вокальный ансамбль» (4 год обучения)
- Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. – М.: Просвещение, 1968.
- Бутенко Э. Сценическое перевоплощение. Теория и практика. 3-е издание. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2007. - 160с.
- Метлов Н. А. Музыка – детям. – М.: Просвещение, 1985.
- Овчинникова Л. И. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами вокального, хорового исполнительства / Л. И. Овчинникова // Молодой ученый. — 2015. — №1.2. — С. 37-39.
- Ласковая Е.В. Речеголосовой тренинг. / Е.В. Ласковая. - М.: «ИПЦ Маска», 2006. – 100 с.
Этапы занятия | Время | |
1 | Организационная часть | 3 минуты |
2 | Сообщение темы и цели занятия | 2 минуты |
3 | Теоретическая часть | 5 минут |
4 | Практическая работа | 25 минут |
5 | Подведение итогов занятия. Оценка деятельности учащихся | 5 минут |
6 | Рефлексия | 5 минут |
8 | Всего | 45 мин. |
Ход занятия.
- Организационная часть:
- приветствие обучающихся.
- проверка готовности детей к занятию
- создание психологического настроя на работу.
- Сообщение темы и цель занятия.
- Тема: «Сценическое перевоплощение»
- Цель: Развитие умения перевоплощения на сцене и передачи характера исполняемого произведения
- Теоретическая часть занятия:
- Разъяснение и беседа по теме:
- Что понимается под «Музыкальным перевоплощением»;
- Основные составляющие, из чего складывается сценический, музыкальный образ при исполнении.
- Настрой на определённый лад произведения
- Проникновение в смысл исполняемого произведения
- осознание о чём поётся в произведении
- погружение в атмосферу исполняемой песни
- актёрское, образное переключение
- Сценическое движение
- передача чувств и эмоций
- Беседа «Что такое эмоции?»
- Влияние эмоций на исполнение вокальных произведений;
- Переключение эмоционального настроения при исполнении песен;
- С помощью чего мы можем передавать эмоции со сцены
1.Поза тела
2.Выражение лица (открытые или закрытые глаза, рот и т. п.)
3.Дыхательные движения (амплитуда и частота).
- Практическая часть занятия:
- Упражнение - игра на переключение эмоций «Здравствуйте».
- Педагог здоровается с воспитанниками, проявляя какое-либо одно состояние: радость, печаль, удивление, обида, злость, подозрительность.
Воспитанники приветствуют педагога согласно, тому настроению, с которым пришли на занятие, стараясь, как можно точнее передать эмоциональное состояние.
- Педагог здоровается с воспитанниками, проявляя каждое из состояний по порядку: радость, печаль, удивление, обида, злость, подозрительность.
Задача детей распознать эмоцию и ответить с этим же эмоциональным настроением.
- Упражнения на разминку артикуляционного аппарата
- Упражнение «Трубочка»
Высунуть язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку.
- Упражнение «Улыбка – грусть»
Задача быстро переключаясь, переменно выражать на лице широкую улыбку и грустное выражение, чередуя.
- Упражнение «Вибрация».
Смыкая губы, берется активный вдох и выдыхается через рот, таким образом, чтобы получилось со звуком «фырк» как у лошади. Задача делать выдох равномерным и длинным, расширяя объём своего дыхания. Упражнение варьируется, как длинными вибрациями, так и короткими.
- Упражнения на снятия психических и физических зажимов.
- «Пластилиновые фигурки».
- Положение первое. Нужно представить, что вы фигурка из пластилина, которую очень долго держали в холодильнике, замерзшая, жёсткая и твёрдая.
- Положение второе. Кто-нибудь должен попытаться поменять вашу позу, нужно не забывать, что застывший пластилин (то есть вы) должен осложнять его работу, сопротивляться.
- Положение третье. Представить, что в помещении вдруг одновременно включили множество отопительных приборов. Начинайте «таять». Нужно учитывать что это процесс, а не мгновенное перевоплощение. В первую очередь должны оплывать те части тела кукол, на которые «ушло меньше пластилина»: пальцы, шея, руки, затем ноги. Это и будет абсолютным мышечным расслаблением.
- «Ростки».
Из положения сидя на корточках (колени обхватить руками вырасти вверх, встав и выпрямиться полностью. Постепенно распрямляемся, раскрываемся и устремляемся вверх. Желательно по распределению времени на стадии своего «роста» равномерно (на счёт 5).
- Упражнения на подготовку голосового аппарата к работе.
- Упражнение на правильное дыхание во время пения.
Медленные вдохи через нос и выдохи через рот. Выравнивание дыхания, следим что бы плечи не поднимались в след за вдохом. Пользуемся дыханием брюшной полость, правильное дыхания во время пения – дыхание диафрагмой.
- Упражнение на формирование единой манеры звучания, сливание тембровой окраски.
На звук «М», исполняются закрытым ртом качания на двух нотах, на нотах верхнего регистра приоткрываемся на звук «Ю».
- Распевание «Миия» по трём близлежащим нотам.
- Распевание слога «Лё» в технике стаккато по трезвучию вверх и вниз.
- Распевание глиссандо слога «Ой» на квинту вверх.
- Распевание фразы «Я пою, хорошо пою» нисходящий ходом.
- Исполнение разучиваемых произведений.
Работа над эмоциональным фоном, художественно-смысловой передачей и передачей чувств и эмоций произведений.
Пропевание песенного репертуара коллектива, с применение полученных знаний и усвоенных навыков по теме «Музыкальное перевоплощение».
Исполняемый репертуар:
«Радуга-дуга » Муз. Б. К. Неупокоев, слова И. Неупокоева.
«Сказки гуляют по свету» Муз. Е. Н. Птичкин, слова М. С. Пляцковский.
«У каждого из нас своя Россия» Муз. Я.Дубравин,
слова Г.Прусова.
Задача состоит в передачи разного характера песен и передача атмосферы, настроения произведения, чувств автора. Умение переключаться с песни на песню, включаясь в лад и характер исполняемой песни.
- Подведение итогов занятия, формирование выводов:
- Подведение итогов практической работы. Анализ выполнения всех поставленных задач, проработанных моментов.
- Анализ и оценка качества работы обучающихся на занятии.
- Закрепление полученных знаний.
- Контроль
Виды контроля:
текущий
тематический
Методы контроля:
наблюдение
устный опрос
практическая проверка (исполнение произведений)
Формы контроля:
Фронтальный
- Рефлексия:
Высказывания детей о своём отношении к проведенному занятию через упражнение «Ассоциации».
Педагог говорит: «Сегодняшнее Занятие на сценическое перевоплощение», а дети по очереди должны назвать любое слово, пришедшее ему в голову, которое ассоциируется с проведённым занятием, при желании ассоциацию можно показать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого занятия кружка «Эстрадный вокальный ансамбль»
Открытое занятие на тему: «Овладение приемами эстрадного пения»...
Методическая разработка "Роль резонанса в достижении вершин вокального мастерства"
Методическая разработка "Роль резонанса в достижении вершин вокального мастерства"...
методичесая разработка «Вводное занятие» по программе «Развитие вокально-хоровых навыков у детей среднего хора»
Цель методической разработки: Создание условий, способствующих развитию у детей интереса к хоровому пению и повышению их эмоциональной и музыкально-творческой активности.Занятие ориентировано на...
Методическая разработка проведения занятий на уроках вокала по теме: «Игровые формы и приемы изучения темы «Интервалы» как один из способов развития вокального слуха ребенка школьного возраста.»
Игровые формы и приемы изучения темы «Интервалы» как один из способов развития вокального слуха ребенка школьного возраста. Тема в образовательной программе ДМТ «Вдохновение» , раздел «Вока...
Занятие в старшей группе вокальной студии на тему: «Чтобы помнили…»
Занятие в старшей группе вокальной студии на тему: «Чтобы помнили…»...
Методическая разработка итогового занятия в возрастной группе 7 лет
Итоговый мониториг освоения обучающимися образовательной программы по хоккею с шайбой второго года обучения с применением игровых технологий....
Методическая разработка. Конспект занятия в средней группе "В гостях у куклы Ани".
Конспект занятия в средней группе по формированию лексико-грамматических категорий "В гостях у куклы Ани" (тема "Мебель")....