Рабочая учебная программа по разделу "Музыка" для детей средней группы
рабочая программа по музыке на тему
Учебная рабочая программа основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, в основу которого положена идея интеграции содержания разных образовательных областей вокруг единой, общей темы, которая на определенное время (неделю) становится объединяющей, например «Зимняя сказка», «Моя Воркута», «В гостях у Деда Мороза» и др.. Выбор темы учитывает интересы детей, задачи развития и воспитания, текущие явления и яркие события (времена года, праздники).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_detstvu_dlya_sredney_gruppy.doc | 665 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26 «Маячок»
«
Рабочая учебная программа
по разделу «Музыка»
для средней группы
Составитель:
музыкальный руководитель высшей категории
Чудинова Оксана Викторовна
г.Воркута
20__ г.
Пояснительная записка
Основания для разработки учебной рабочей программы:
- Законом Российской Федерации «Об образовании» (пункт 1 статьи 9; статья 12; пункт 4 статьи 13; пункты 1,2,4,5,6,8 статьи 14; пункты 1,2,6,7 статьи 15; пункт 3 статьи 18; пункты 2, 3 статьи 32; пункты 1,5,7 статьи 51);
- Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011г. № 2562 (пункты 10,13,19,20,21,29,30,31,44);
- СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26;
- Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утверждёнными приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2011года № 655;
- Уставом МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 21 «Умка» г. Воркуты.
- Примерный базисный учебный план для образовательных учреждений Республики Коми, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития воспитанников МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида» № 21 «Умка»г.Воркуты.
2) - Федеральный закон от 24.07.1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
- Конвенция о правах ребёнка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989 года;
- Концепция развития дошкольного, общего и дополнительного образования Республики Коми на 2011-2015гг.;
- Концепция национального образования в Республике Коми
Музыкальное воспитание занимает одно из ведущих мест в системе дошкольного образования. Одной из актуальных проблем педагогики является проблема развития творческих качеств личности. Их формирование эффективно проходит в различных видах музыкальной деятельности. В процессе занятий музыкой дети так же знакомятся с лучшими образцами народной и классической музыки. Музыкальная деятельность развивает воображение, память, эстетический вкус, формирует эмоциональную сферу, способствует развитию личности, ее умственному, нравственному и физическому совершенствованию. Все это способствует всестороннему развитию ребенка.
Учебная рабочая программа основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, в основу которого положена идея интеграции содержания разных образовательных областей вокруг единой, общей темы, которая на определенное время (неделю) становится объединяющей, например «Зимняя сказка», «Моя Воркута», «В гостях у Деда Мороза» и др.. Выбор темы учитывает интересы детей, задачи развития и воспитания, текущие явления и яркие события (времена года, праздники).
Данная рабочая программа по музыкальному развитию детей состоит из двух частей:
Основная часть состоит из: Основной общеобразовательной программы МБДОУ № 21, общеобразовательной программы «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.
Дополнительная часть: парциальные программы «Росинка» Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова; «Музыкальные шедевры» О.П. Радынова
Рабочая программа отвечает требованиям возрастным особенностям детей. Программа разработана с учетом дидактических принципов - их развивающего обучения, психологических особенностей детей младшего дошкольного возраста и включает в себя следующие разделы:
- восприятие музыки;
- пение;
- музыкально-ритмические движения;
- элементарное музицирование
-творчество (игровое, песенное, танцевальное)
Цель программы — ввести ребенка в мир музыки, вызвать эмоциональный отклик на нее, способствовать развитию интереса к музыке, развитию музыкальных и творческих способностей, создавать предпосылки для развития музыкально-эстетического сознания.
Музыкальные занятия состоят из трех частей.
1.Вводная часть
Музыкально-ритмические упражнения . Цель – настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.
2.Основная часть
Слушание музыки. Цель – приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, и эмоционально на них реагировать.
Подпевание и пение. Цель – развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем.
В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.
3.Заключительная часть.
Игра или пляска. Цель – доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес к музыкальным занятиям и желание приходить на них.
На занятиях используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально – дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.
Длительность занятий.
Занятия проводятся два раза в неделю по 20 минут. Количество занятий в год – 72
Связь с другими образовательными областями
«Физическая культура» | развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности |
«Здоровье» | сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация. |
«Коммуникация» | развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; общение в процессе распределения ролей в музыкальных играх; особенности выразительного исполнения песен и танцев. |
«Познание» | расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества |
«Социализация» | формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, понимание эмоций и чувств для полноценного восприятия музыки. |
«Художественное творчество» | развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества. |
«Чтение художественной литературы» | использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений |
«Безопасность» | формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности, развитие умений безопасного пользования техническими средствами, носителями музыки. |
Формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности
Восприятие музыки | Пение | Музыкально-ритмическая деятельность | Элементарное музицирование | Творчество | |
Непосредственная образовательная деятельность | Занятия Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: -Другие занятия -Театрализованная деятельность -Слушание музыкальных сказок, - Беседы с детьми о музыке; -Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов - Рассматривание иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности; - Рассматривание портретов композиторов | Занятия Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: -Театрализованная деятельность -Пение знакомых песен во время игр, прогулок в теплую погоду | Занятия Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: -Театрализованная деятельность -Музыкальные игры, хороводы с пением -Инсценирование песен -Развитие танцевально-игрового творчества - Празднование дней рождения | Занятия Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: -Театрализованная деятельность -Игры с элементами аккомпанемента - Празднование дней рождения | Занятия Праздники, развлечения В повседневной жизни: -Театрализованная деятельность - Игры - Празднование дней рождения |
Образовательная деятельность в режимные моменты | Использование музыки: -на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; - во время умывания - на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность) - во время прогулки (в теплое время) - в сюжетно-ролевых играх - перед дневным сном - при пробуждении - на праздниках и развлечениях | Использование пения: - на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки (в теплое время) - в сюжетно-ролевых играх -в театрализованной деятельности - на праздниках и развлечениях | Использование музыкально-ритмических движений: -на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки - в сюжетно-ролевых играх - на праздниках и развлечениях | - на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки - в сюжетно-ролевых играх - на праздниках и развлечениях | - на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки - в сюжетно-ролевых играх - на праздниках и развлечениях |
Самостоятельная деятельность детей | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов, элементов костюмов для театрализованной деятельности. ТСО Игры в «праздники», «концерт», «оркестр», «музыкальные занятия», «телевизор» | Создание условий для са мостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных), иллюстраций знакомых песен, музыкальных игрушек, макетов инструментов, хорошо иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному репертуару», театральных кукол, атрибутов для театрализации, элементов костюмов различных персонажей. Портреты композиторов. Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра), способствующих сочинению мелодий по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, пьесы, танцы. Игры в «детскую оперу», «спектакль», «кукольный театр» с игрушками, куклами, где используют песенную импровизацию, озвучивая персонажей. Музыкально-дидактические игры Инсценировка песен, хороводов Музицирование с песенной импровизацией Пение знакомых песен при рассматривании иллюстраций в детских книгах, репродукций, портретов композиторов, предметов окружающей действительности Пение знакомых песен при рассматривании иллюстраций в детских книгах, репродукций, портретов композиторов, предметов окружающей действительности | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: -подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, хорошо иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному репертуару», атрибутов для музыкально-игровых упражнений, -подбор элементов костюмов различных персонажей для инсценировки песен, музыкальных игр и постановок небольших музыкальных спектаклей Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра), способствующих импровизации движений разных персонажей животных и людей под музыку соответствующего характера Придумывание простейших танцевальных движений Инсценировка песен, хороводов, Составление композиций русских танцев, вариаций элементов плясовых движений Придумывание выразительных действий с воображаемыми предметами | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, хорошо иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному репертуару», театральных кукол, атрибутов и элементов костюмов для театрализации. Портреты композиторов. Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра), способствующих импровизации в музицировании Импровизация на инструментах Музыкально-дидактические игры Игры-драматизации Аккомпанемент в пении, танце и др Детский ансамбль, оркестр Игры в «концерт», «спектакль», «музыкальные занятия», «оркестр». Подбор на инструментах знакомых мелодий и сочинения новых | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряженья. Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра), способствующих импровизации в пении, движении, музицировании Импровизация мелодий на собственные слова, придумывание песенок Придумывание простейших танцевальных движений Инсценирование содержания песен, хороводов Составление композиций танца Импровизация на инструментах Музыкально-дидактические игры Игры-драматизации Аккомпанемент в пении, танце и другое Детский ансамбль, оркестр Игры в «концерт», «спектакль», «музыкальные занятия», «оркестр», |
Совместная деятельность с семьей | Консультации для родителей Родительские собрания Индивидуальные беседы Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, оркестр) Открытые музыкальные занятия для родителей Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки) Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье Посещения музеев, выставок, детских музыкальных театров Прослушивание аудиозаписей, Прослушивание аудиозаписей с просмотром соответствующих иллюстраций, репродукций картин, портретов композиторов Просмотр видеофильмов | Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр) Открытые музыкальные занятия для родителей Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье Посещения спектаклей кукольных и др. театров Совместное пение знакомых песен при рассматривании иллюстраций в детских книгах, репродукций, портретов композиторов, предметов окружающей действительности Создание совместных песенников | Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр) Открытые мероприятия для родителей Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки) Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье Посещения детских музыкальных театров Создание фонотеки, видеотеки с любимыми танцами детей | Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр) Открытые мероприятия для родителей Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки) Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье Посещения детских кукольных и др. театров Совместный ансамбль, оркестр | Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр) Открытые музыкальные занятия для родителей Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки) Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье Посещения детских музыкальных театров |
Краткая характеристика группы | Задачи музыкального развития на возрастном этапе |
Пятый год жизни во многом определяет последующее развитие ребенка. Он становится достаточно активным, а действия его – более осознанными, самостоятельными. Возрастает интерес к музыкальной деятельности, понимание, чем надо заниматься, какие требования выполнять во время пения, игр, танцев. Наличие некоторого музыкального опыта позволяет детям достаточно активно представлять себя в практической деятельности. Они легко узнают знакомые песни, пьесы, отличают наиболее яркие, выразительные средства в музыке. Музыкально-ритмические движения дети в этом возрасте выполняют более выразительно и самостоятельно. В этом возрасте значительно укрепляются детские голосовые связки, налаживается вокально-слуховая координация, формируется слуховой контроль и дети начинают лучше владеть голосом, но певческий голос еще хрупок, нуждается в бережной охране и требует негромкого звукоизвлечения. Наиболее удобный звуковой диапазон в пределах ре – си первой октавы. |
|
Итоги освоения содержания образовательной области «Музыка»
Группа | Достижения ребенка (Что нас радует) | Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагога и родителей |
Средняя группа |
|
|
Работа с родителями
Средняя группа
Участие в родительских собраниях | Встречи, беседы | Информация в родительском уголке | Праздники и развлечения | |
Сентябрь | Беседа на тему: «Музыкальное воспитание в семье – это важно» | Консультация «Как развивать музыкальные способности у детей дошкольного возраста» Стенд «Подарите детям ритм» | ||
Октябрь | Консультация «Воспитание интереса к музыке» | Индивидуальные беседы по результатам диагностики | Консультация «Как играть с тишиной и для чего?» Стенд «Музыкальные загадки, стихи» | Осенний бал |
Ноябрь | Беседа на тему: «Развитие творческого потенциала» | Консультация «Об использовании детских музыкальных инструментов» Стенд «Возрастные особенности развития слуха и голоса детей 4-5лет» | День города | |
Декабрь | Беседа на тему: «Домашний праздник» | Консультация «Новогодние игрушки своими руками» Стенд «Рекомендации для родителей перед утренником» Стенд «Какие песни мы поем» | Новый год | |
Январь | Беседа на тему: «Музыка в детстве закладывает жизненные навыки» | Консультация «Музыкальные игры для развития чувства ритма» Стенд «Ритм в музыкальном развитии детей» | Рождественские колядки | |
Февраль | Консультация «Организация музыкально-эстетического воспитание в семье в современных улосвиях» | Беседа на тему: «От природы музыкален каждый» | Консультация «Музыкальное воспитание как средство формирование личности» Стенд «Проявление музыкальных способностей говорит о…» | День защитника отечества |
Март | Беседа на тему: «Музыкотерапия как стимул для развития» | Консультация «Из истории музыкальных инструментов» Стенд «Правила поведения родителей на утреннике» | Праздник бабушек и мам | |
Апрель | Консультация «Возрастные уровни музыкального развития детей» | Индивидуальные беседы по результатам диагностики | Консультация «Воспитание души ребенка» Стенд «Советы родителям по организации самостоятельной музыкальной деятельности детей» | День здоровья |
Май | Беседа на тему: «Влияние музыки на развитие ребенка» | Консультация «Учить ли ребенка музыке?» Стенд «Какие песни мы поем» | 9 мая |
МОНИТОРИНГ
Диагностические игровые ситуации для исследования музыкальных способностей детей
Средняя группа
Раздел | Исследуемый показатель | Диагностическая игровая ситуация | Критерии оценки |
Восприятие | 1.1. Проявления интереса к музыке | «Расскажи о чем музыка» Цель: изучить особенности проявления интереса к музыке, развития умений детей определять характер музыки, ее жанр, умение высказываться о ней. Диагностический материал: картинки с изображением жанров музыки (марша, танца). Музыкальный репертура: 1. Н.Г.«Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковский, «Полька» П.И. Чайковский, 2. С.Г.«Полька» Глинка, «Смелый наездник» Шумана, 3. К.Г.«Марш» Тиличеевой, «Шуточка» Селиванова Организация игры. Детям предлагается послушать и различить две пьесы, разные по жанру (марш, плясовая), с помощью пособия, показать соответствующую картинку, рассказать о чем музыка, какая она. | 3 балла – интерес устойчивый, внимание сосредоточено до конца прослушивания, 2 балла – внимание не устойчивое, но эмоционально реагирует, 1 балл – отсутствие интереса, слабый интерес, эмоциональная реакция отсутствует, |
1.2. Определение характера и жанра музыки , умение рассказать о содержании | 3 балла – высказывается о характере прослушанных произведений, может определить характер, рассказать, о чем песня 2 балла – вербальные характеристики отсутствуют, если не задавать наводящих вопросов, не может рассказать о содержании, но может определить характер. 1 балл – словесно не высказывается, почти не реагируют на музыку. | ||
1.3. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту | «Отгадай» Цель: изучить уровень развития музыкальной памяти. Музыкальный репертуар: 1. Н.Г.«Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковский, «Дождик» Парцхаладзе, «Лошадка» Банниковой, 2.С.Г. «Вальс» Шопен, «Андрей – воробей»Тиличеевой, «Дед Мороз» Шуман, 3. К.Г.«Баба Яга» П.И. Чайковский, «Песня жаворонка» П.И.Чайковский, «Солнышко» Е.Гомоновой Организация игры. Ребенку предлагается прослушать несколько знакомых музыкальных произведений и угадать название, о чем музыка. | 3 балла – узнает самостоятельно 2 балла – узнает с помощью наводящих вопросов. 1 балл – не узнает | |
Пение | 2.1. Пение знакомой песни самостоятельно с музыкальным сопровождением. | «Маленький концерт» Цель: выявить точность и чистоту интонирования, уровень развития вокальных навыков Музыкальный репертуар: 1. Н.Г.«Песенка – приветствие» Картушиной, «Паровоз» Картушиной, 2.С.Г. «Мороз» р.н.п, Зимние забавы» Картушиной, 3. К.Г.«Кошкин дом» р.н.п, «Гуси» Картушиной. Организация игры. Ребенку предлагается исполнить песню для других детей как будто на концерте. | 3 балла – пропевает всю фразу, дикция четкая, интонирование близкое к правильному, слышит пение соседа, старается петь в ансамбле 2 балла – подпевание отдельных слов, дикция не разборчива, забывает слова, но старается петь вместе со всеми 1 балл – интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания |
2.1. Пение малознакомой песни с музыкальным сопровождением | |||
Раздел | Исследуемый показатель | Диагностическая игровая ситуация | Критерии оценки |
Музыкальный слух | 3.1. Звуковысотный | «Кто поет?» Цель: выявить уровень развития звуковысотного слуха Диагностический материал: карточки, на которых изображён медведь, зайчик, птичка; Музыкальный репертуар: «Зайчик» М. Старокадомского. «Медведь» В. Ребикова, «Воробушки» М. Карасёва. Организация игры. Ребенку предлагается прослушать музыкальные произведения и выбрать соответствующую музыке карточку. | 3 балла – делает правильный выбор самостоятельно 2 балла – делает правильный выбор с помощью педагога 1 балл – делает неправильный выбор |
3.2. Динамический | «Барабанщик» Цель: определить уровень развития динамического чувства. Организация игры. Ребенку предлагается стать музыкантом и подыграть на барабане оркестру. Включается музыка в аудиозаписи. Если музыка играет громко ребенок стучит громко, если музыка играет тихо, ребенок стучит тихо. | 3 балла – определяет правильно самостоятельно 2 балла – определяет правильно с помощью взрослого 1 балл – не определяет | |
3.3. Тембровый | «Отгадай, какой это музыкальный инструмент» Цель — изучить восприятие тембра музыкальных звуков. Диагностический материал: музыкальные инструменты (дудочка, погремушка, барабан, колокольчик, гармошка), ширма, изображения музыкальных инструментов. Игра проводится с подгруппой детей (4—5 человек). Организация игры. Детям предлагается отгадать, что за музыкальный инструмент звучит. За ширмой разложены музыкальные инструменты, которые не видны детям. На ширме располагаются изображения этих инструментов. Педагог воспроизводит звук на каком-либо музыкальном инструменте и спрашивает у воспитанников: «Какой музыкальный инструмент звучит?» или «На каком музыкальном инструменте я играю?» | 3 балла – ребенок правильно назвал музыкальный инструмент. 2 балла — ребенок, сомневаясь, показал на картинку с изображением звучащего музыкального инструмента или со второй попытки показал правильно, назвал его с подсказкой. 1 балл — ребенок не назвал музыкальный инструмент и не смог показать его на картинке или показал неправильно. | |
Музыкально-ритмические движения | 4.1. Соответствие движений характеру, ритму музыки | «Потанцуем с матрешкой» Цель: выявить уровень соответствия движений характеру музыки, ритмичность двигательных навыков. Музыкальный репертуар: 1. Н.Г.«Всадники» Витлина, «Полянка» р.н.м, 2. С.Г.«Смелый наездник» Шумана, «Зайчики» Рожавского, 3. К.Г.«Марширующие поросята» Берлин, «Экосез» Жилина Организация игровой ситуации. Детям предлагается определить какая музыка звучит и придумать какие танцевальные движения можно под нее станцевать. На втором этапе игры детям предлагается потанцевать с матрешкой и повторять за ней танцевальные движения (притопы одной ногой поочередно, пружинка, хлопки и др.) | 3 балла – двигается и хлопает ритмично согласовывая движения с музыкой 2 балла – ритмичность периодическая, движения соответствуют характеру музыки. 1 балл – движения не ритмичны, не соответствуют характеру музыки. |
Раздел | Исследуемый показатель | Диагностическая игровая ситуация | Критерии оценки |
Музыкально-ритмические движения | 4.2. Воспроизвести хлопками простейший ритмический рисунок мелодии (3-5 звуков) | Д/и «Веселые подружки» (II вариант) Цель: выявить уровень развития чувство ритма. Диагностический материал: плоские фигурки из картона (5шт), разрисованные в русском стиле, деревянные ложки, металлофон. Организация игры. Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц». Музыкальный руководитель: Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так умеет Дашенька! Музыкальный руководитель берет матрешку и выстукивает деревянной подставкой-катушкой ритмический рисунок. Ребенок выходит и выстукивает ритм на металлофоне, ложках. | 3 балла – воспроизводит ритм точно 2 балла – воспроизводит метр 1 балл – беспорядочные хлопки |
Музыкальное творчество | 5.1. Песенное творчество | «Спой свое имя» Цель: изучить уровень развития песенного творчества Организация игры. К детям приходит клоун Петруша (игрушка). Знакомится с детьми и пропевает свое имя. Спрашивает как кого зовут. Детям предлагается пропеть свое имя для клоуна Петруши. | 3 балла – проявляет оригинальность в исполнении 2 балла – стремится проявить оригинальность, но действует в основном по показу 1 балл – не проявляет оригинальности |
5.2. Танцевально – игровое творчество | «Лесные жители» Цель: оценить уровень развития музыкально-игрового творчества. Организация игры. Детям предлагается под музыку изобразить движениями лесных зверей (зайчика, медведя, лисичку, волка, птичек). |
3 балла – выразительно двигается, проявляет оригинальность в изобретении игровых образов. 2 балла – стремится к выразительности, но действует в основном по показу. 1 балл – исполняет движения не выразительно и не эмоционально |
Низкий уровень 1 – 1,6
Средний уровень 1,7 – 2,3
Высокий уровень 2,4 – 3
Этапы реализации программы в работе с детьми
I неделя сентября | Тема недели «Осень золотая» | |||
Муз.-обр. деят. | Восприятие | Исполнительство | Творчество | |
НОД | Рассказать детям о том, что звуки бывают разные: стук, шорох, грохот, скрип и др. | Обогащать музыкальные впечатления детей, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку грустного характера | Развивать представления детей на основе песенного музыкального репертуара об осенних изменениях в природе. Учить ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко-умеренно-тихо), регистрами (высокий-средний-низкий). Побуждать использовать знакомые музыкальные инструменты в соответствии с характером музыкального произведения. | Развивать предпосылки творческих проявлений. |
ОД в ходе режимных моментов |
| |||
Самостоятел. деятельность | Прививать у детей устойчивый интерес к самостоятельному музицированию, слушание музыкальных произведений осенней тематики по желанию. |
II неделя сентября | Тема недели «Красота вокруг нас» | |||
Муз.-обр. деят. | Восприятие | Исполнительство | Творчество | |
НОД | Расширять знания детей о звуках природы | Обогащать музыкальные впечатления детей, учить слышать и находить звуки природы в музыке (капает дождик, поют птички и др.) | Упражнять детей в чистом интонировании квинты, кварты (вверх, вниз) Развивать умение правильно, не спеша брать дыхание между музыкальными фразами. Познакомить с движением подскоки, учить его выполнять. Учить выполнять движения по тексту. Развивать умение самостоятельно подбирать муз. инструменты в соответствии с музыкальным образом. | Продолжать развивать предпосылки творческих проявлений |
ОД в ходе режимных моментов |
| |||
Самостоятел. деятельность | Побуждать детей играть в музыкально дидактические игры |
III неделя сентября | Тема недели «Чудесный мир детства» | |||
Муз.-обр. деят. | Восприятие | Исполнительство | Творчество | |
НОД | Рассмотреть детские музыкальные инструменты. Послушать их звучание. | Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку веселого, радостного характера. | Упражнять детей в умении удерживать интонацию на одном звуке. Учить детей петь естественным голосом, исполнять песню легким звуком. Развивать согласованность движений с ритмом и характером музыки. Познакомить с музыкальным инструментом треугольник. | Учить самостоятельно находить интонацию, исполняя различные звукоподражания |
ОД в ходе режимных моментов |
| |||
Самостоятел. деятельность | Побуждать придумывать выразительных действий с воображаемыми предметами |
IV неделя сентября | Тема недели «Наш любимый детский сад» | |||
Муз.-обр. деят. | Восприятие | Исполнительство | Творчество | |
НОД | Продолжать знакомство с детскими музыкальными инструментами. | Продолжать развивать интерес детей к музыке, желание ее слушать. Закреплять результаты восприятия музыки через использование худ. произведений и других видов искусств. | Учить в пении каждой песни передавать особенности характера музыки. Развивать способность к выразительному пению. Учить начинать движение после вступления и заканчивать с окончанием музыки. Развивать чувство ритма, умение правильно извлекать звук на музыкальном треугольнике. | Учить самостоятельно находить интонацию пропевая название игрушек. |
ОД в ходе режимных моментов |
| |||
Самостоятел. деятельность | Поддерживать у детей устойчивый интерес к самостоятельному музицированию на детских музыкальных инструментах | |||
I неделя октября | Тема недели «Музыкальный калейдоскоп» | |||
Муз.-обр. деят. | Восприятие | Исполнительство | Творчество | |
НОД | Рассказать детям о том, что музыкальные инструменты бывают клавишными, струнными, ударными, духовыми | Прививать детям любовь к музыке, формировать умение слушать внимательно, самостоятельно определять характер музыкального произведения. | Развивать звуковысотный слух. Слышать и точно передавать в пении поступенное движение мелодии вверх, вниз, скачкообразно. Закреплять умение выставлять ногу поочередно на носок и пятку. Развивать координацию движений. Продолжать учить правильным приемам звукоизвлечения на музыкальном треугольнике. | Учить самостоятельно находить интонацию пропевая свое имя. |
ОД в ходе режимных моментов |
| |||
Самостоятел. деятельность | Поддерживать желание детей петь, танцевать, играть с музыкальными игрушками |
II неделя октября | Тема недели «Природа вокруг нас» | |||
Муз.-обр. деят. | Восприятие | Исполнительство | Творчество | |
НОД | Развивать знания детей о звуках природы | Формировать чувство бережного отношения к природе на музыкальном материале осенней тематики. | Воспитывать бережное отношение к природе, формировать представления о сезонных изменениях на основе муз. материала. Учить отчетливо пропевать гласные в словах, согласные в конце слов. Развивать умение воспроизводить на шумовых муз.инструментах звуки природы (дождь, шорох, крик птиц и др). Осваивать навыки совместной игры в ансамбле на музыкальном треугольнике. | Поощрять стремление отражать в творческих музыкальных играх представления о сезонных изменениях. |
ОД в ходе режимных моментов |
| |||
Самостоятел. деятельность | Побуждать использовать знакомые песни, игры и хороводы в самостоятельной деятельности |
III неделя октября | Тема недели «Будь здоров» | |||
Муз.-обр. деят. | Восприятие | Исполнительство | Творчество | |
НОД | Рассказать детям о том как можно использовать музыку во время занятий спортом, физкультурой. | Вызвать у детей отклик на музыку шутливого характера, учить различать смену характера музыки. Формировать навык культурного слушания музыки. | Способствовать развитию музыкального слуха, сохранению здоровья на основе вокальных упражнений. Учить петь естественным голосом без надрыва. Закреплять умение двигаться в соответствии с контрастным характером музыки, динамикой, регистром. Обогащать звучание танцевальной музыки игрой на бубне, деревянных ложках. | Развивать у детей способность самостоятельно выбирать движения в свободных плясках |
ОД в ходе режимных моментов |
| |||
Самостоятел. деятельность | Совершенствовать звуковысотный слух в музыкально-дидактических играх изготовленных из безопасных для здоровья материалов. |
IV неделя октября | Тема недели «В гостях у мультяшек» | |||
Муз.-обр. деят. | Восприятие | Исполнительство | Творчество | |
НОД | Дать понятие детям о том как используется музыка в мультфильмах | Развивать умение различать грустную и веселую музыку. Формировать навык показывать рукой направление мелодии. | Учить детей дружно начинать пение после вступления, вместе заканчивать с окончанием музыки, выполнять логические ударения в музыкальных фразах. Закреплять умение менять движения в соответствии с формой музыкального. Развивать навык игры на шумовых музыкальных инструментах. | Учить детей действовать самостоятельно при передачи игрового образа |
ОД в ходе режимных моментов |
| |||
Самостоятел. деятельность | Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра), способствующих импровизации в музицировании |
I неделя ноября | Тема недели «Поздняя осень» | |||
Муз.-обр. деят. | Восприятие | Исполнительство | Творчество | |
НОД | Развивать знания детей об ударном музыкальном инструменте колокольчик. | Развивать способность воспринимать эмоционально-образное содержание музыки, опираясь на наблюдения за природными явлениями. | Продолжать развивать знания детей о сезонных изменениях на основе песенного материала.. Учить брать дыхание между короткими муз. фразами. Учить самостоятельно строится в пары, в круг. Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружения по одному. Учить передавать ритмический рисунок на колокольчиках, музыкальном треугольнике. | Продолжать развивать у детей способность самостоятельно выбирать движения в свободных плясках. |
ОД в ходе режимных моментов |
| |||
Самостоятел. деятельность | Способствовать устойчивому интересу к музыкальной деятельности. |
II неделя ноября | Тема недели «Неделя вежливости» | |||
Муз.-обр. деят. | Восприятие | Исполнительство | Творчество | |
НОД | Развивать знания детей об ударном музыкальном инструменте барабане | Учить определять жанр и характер произведения, понимать изобразительный характер музыки. | Учить точно интонировать большую и малую терцию, секунду. Учить детей петь легким звуком в оживленном темпе. Совершенствовать навык различать и передавать в движении характер и динамические изменения в музыке, исполнять пляски с предметами. Учить передавать ритмический рисунок на барабане, колокольчиках. | Учить комбинировать между собой самостоятельно выбранные движения в свободной пляске . |
ОД в ходе режимных моментов |
| |||
Самостоятел. деятельность | Создавать условия для закрепления полученных музыкальных впечатлений |
III неделя ноября | Тема недели «Моя Воркута» | |||
Муз.-обр. деят. | Восприятие | Исполнительство | Творчество | |
НОД | Расширять знания детей об ударном музыкальном инструменте бубне | Развивать патриотические чувства на основе музыкального материала. | Развивать знания о родном городе патриотические чувства, на основе песенного материала. Учить вместе начинать и заканчивать песню. Совершенствовать движения под марш. Учить ориентироваться в пространстве. Учить передавать ритмический рисунок на барабане, бубне, колокольчиках. | Продолжать развивать у детей умение самостоятельно находить интонацию, исполняя различные звукоподражания. |
ОД в ходе режимных моментов |
| |||
Самостоятел. деятельность | Пение по желанию знакомых песен при рассматривании иллюстраций в детских книгах действительности |
IV неделя ноября | Тема недели «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» | |||
Восприятие | Исполнительство | Творчество | ||
НОД | Развивать знания детей об ударном музыкальном инструменте музыкальном треугольнике | Учить понимать средства музыкальной выразительности. Эмоционально откликаться на музыку ласкового, нежного характера. | Учить точно интонировать скачки на кварту, квинту. Формировать умение петь с музыкальным сопровождением и без него. Развивать певческое дыхание, артикуляционный аппарат. Осваивать умение двигаться в хороводах, танцах по кругу, выполнять простейшие перестроения из круга в рассыпную и обратно. Расширять тембровые представления детей в игре на музыкальных инструментах | Поощрять детские импровизации простейших мотивов |
ОД в ходе режимных моментов |
| |||
Самостоятел. деятельность | Поощрять желание исполнять знакомые игры, песни, хоровода. |
I неделя декабря | Тема недели «Зимняя сказка» | |||
Муз.-обр. деят. | Восприятие | Исполнительство | Творчество | |
НОД | Познакомить с ударными музыкальными инструментами металлофон, ксилофон. | Развивать способность активно воспринимать эмоционально-образное содержание музыки, опираясь на наблюдения за природными явлениями. | Упражнять в точной передачи ритмического рисунка мелодии, отдельных музыкальных фраз хлопками. Учить самостоятельно менять движения в соответствии со сменой 2-х,3-х частной формой музыки. Осваивать приемы игры на металлофоне, ксилофоне. | Учить импровизировать песенный музыкальный ответ на вопрос педагога. |
ОД в ходе режимных моментов |
| |||
Самостоятел. деятельность | Совершенствовать исполнительские умения в самостоятельной музыкальной деятельности, внести в музыкальный уголок записи песен о зиме. |
II неделя декабря | Тема недели «Любимые игрушки» | |||
Муз.-обр. деят. | Восприятие | Исполнительство | Творчество | |
НОД | Развивать знания детей о русском народном музыкальном инструменте деревянные ложки | Учить подбирать к прослушанному музыкальному произведению разнообразные определения ласковая, нежная, печальная, жалобная, добрая. | Учить петь протяжно, ласково, соблюдая ритм, отчетливо произносить слова. Совершенствовать умение самостоятельно менять движение в соответствии с изменением характера музыки, перестраиваться в круг из положения врассыпную. Осваивать приемы игры на деревянных ложках. Учить начинать и заканчивать игру на детских муз. инструментах с началом и окончанием музыки. | Поощрять попытки детей передавать характерные особенности персонажей, выраженных в музыке |
ОД в ходе режимных моментов |
| |||
Самостоятел. деятельность | Создать условия для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек |
III неделя декабря | Тема недели «Зимние забавы» | |||
Муз.-обр. деят. | Восприятие | Исполнительство | Творчество | |
НОД | Развивать знания детей о русском народном ударном музыкальном инструменте трещетки | Закреплять результаты восприятия музыки через использования худ. произведений других видов искусств. Учить поддерживать беседу с педагогом прослушанном произведении. | Формировать представления о зимнем времени года, его особенностях на тематическом песенном материале. Добиваться выразительности чистоты звучания. Учить двигаться в соответствии с характером музыки, создавать игровой образ соответствующий характеру. Совершенствовать знакомые плясовые движения. Осваивать приемы игры на трещетках. | Обогащать содержание музыкальных игр танцевальными импровизациями. |
ОД в ходе режимных моментов |
| |||
Самостоятел. деятельность | Внести в музыкальный уголок записи детских песен о зиме. Побуждать самостоятельно выбирать музыкальные произведения для прослушивания |
IV неделя декабря | Тема недели «В гостях у Деда Мороза» | |||
Муз.-обр. деят | Восприятие | Исполнительство | Творчество | |
НОД | Обобщить знания детей об ударных музыкальных инструментах. | Прививать детям любовь к музыке, формировать умение слушать внимательно, самостоятельно определять характер музыкального | Развивать представления детей о новогоднем празднике на основе тематического песенного материала. Стремиться петь легким звуком, достигая слитности пения в ансамбле. Побуждать детей ритмично передавать игровые образы. Продолжать совершенствовать знакомые танцевальные движения. Развивать способность играть на детских муз. инструментах в ансамбле. | Продолжать обогащать содержание музыкальных игр танцевальными импровизациями |
ОД в ходе режимных моментов |
| |||
Самостоятел. деятельность | Побуждать детей использовать знакомые песни, игры и хороводы в самостоятельной деятельности |
I неделя января | Тема недели «Волшебные снежинки» | |||
Муз.-обр. деят | Восприятие | Исполнительство | Творчество | |
НОД | Развивать знания детей о музыкальных звуках. Рассказать что с их помощью можно многое рассказать и узнать. | Учить эмоционально откликаться на музыку плавного, нежного, ласкового характера, самостоятельно определять характер произведения, его отдельных интонаций. | Продолжать формировать представления о зимнем времени года, его особенностях на тематическом песенном материале. Учить выполнять плавные приседания и легкие поскоки. Продолжать осваивать приемы правильного звукоизвлечения на трещетках, бубне. | Самостоятельно находить движения для передачи зимних игр и забав |
ОД в ходе режимных моментов |
| |||
Самостоятел. деятельность | Поддерживать у детей устойчивый интерес к самостоятельному музицированию. |
II неделя января | Тема недели «В гостях у Снежной королевы» | |||
Муз.-обр. деят | Восприятие | Исполнительство | Творчество | |
НОД | Расширять представления детей об ударных музыкальных инструментах | Побуждать детей высказываться о прослушанном музыкальном произведении, подбирать разнообразные определения. | Совершенствовать у детей умение чисто интонировать поступенное и скачкообразное движение мелодии вверх-вниз. Совершенствовать умение двигаться легко, самостоятельно меняя характер движений, согласовывая движения с темпом и ритмом музыки. Продолжать осваивать приемы правильного звукоизвлечения на барабане и деревянных ложках. | Побуждать детей к творческим проявлениям в игре на детских музыкальных инструментах |
ОД в ходе режимных моментов |
| |||
Самостоятел. деятельность | Способствовать устойчивому интересу к музыкальной деятельности |
III неделя января | Тема недели «Доброта есть у всех» | |||
Муз.-обр. деят | Восприятие | Исполнительство | Творчество | |
НОД | Закреплять представления детей об ударных музыкальных инструментах | Развивать восприятие средств музыкальной выразительности, передающих игровые образы музыки и способность их различать, высказываться о них. | Учить передавать интонацией характер музыки. Закреплять у детей умение самостоятельно начинать пение после вступления. Учить самостоятельно начинать движения после вступления. Подводить к выразительному исполнению танцевально-игровых образов. Способствовать развитию умения передавать в игре на ударных муз. инструментах простейший ритмический рисунок. | Побуждать детей самостоятельно импровизировать знакомую считалку |
ОД в ходе режимных моментов |
| |||
Самостоятел. деятельность | Создавать условия для закрепления полученных музыкальных впечатлений. |
IV неделя января | Тема недели « Моя любимая машинка» | |||
Муз.-обр. деят | Восприятие | Исполнительство | Творчество | |
НОД | Развивать представления детей о звуках улицы (гудок машин, шум проезжей части и др. | Стимулировать детей к самостоятельному поиску определения эмоционального содержания музыки. Продолжать развивать слушательскую культуру. | Развивать певческие навыки, умение петь в ансамбле, передавать в пении характер, добиваться чистого интонирования мелодии, выразительного исполнения. Упражнять в спокойном шаге, шаге с высоким подъемом ног, легком поскоке. Совершенствовать знакомые танцевальные движения в парах. Воспитывать интерес к музицированию. | Развивать творческую активность, внимание, ловкость в музыкально-игровой деятельности |
ОД в ходе режимных моментов |
| |||
Самостоятел. деятельность | Побуждать детей использовать знакомые песни, игры, хороводы в музыкальной деятельности |
I неделя февраля | Тема недели «История и традиции» | |||
Муз.-обр. деят | Восприятие | Исполнительство | Творчество | |
НОД | Дать понятие о том, что музыкальные звуки бывают высокими и низкими | Формировать целостное представления картины окружающего мира, патриотические чувства на основе музыкального материала. | Упражнять в точном интонировании мелодии, воспроизведении ритмического рисунка песни. Развивать умение выполнять движение, в общем, для всех темпе, координировать его. Осваивать прыжки на двух ногах с небольшим продвижением в перед. Способствовать накоплению необходимых музыкально-слуховых представлений. | Расширять представления об окружающем мире, традициях на основе тематических музыкальных игр. |
ОД в ходе режимных моментов | Д/и «Прогулка» (28) П/и «Тихо – громко» (28)
| |||
Самостоятел. деятельность | Наполнять новым содержанием музыкальную предметно-развивающую среду по мере ознакомления с новым материалом. |
II неделя февраля | Тема недели «У Лукоморья» | |||
Муз.-обр. деят | Восприятие | Исполнительство | Творчество | |
НОД | Развивать знания детей о высоте звуков на примере музыкального материала | Учить различать оттенки настроения в муз. произведениях, средства музыкальной выразительности. | Развивать умение самостоятельно определять характер песни, узнавать по вступлению. Продолжать развивать голосовой и артикуляционный аппарат. Учить сохранять осанку, двигаться ритмично, сменой движения реагировать на изменение силы звучания. Совершенствовать пружинящие движения ногами слегка приседая. Формировать навык правильного звукоизвлечения на ксилофоне. | Учить свободно применять и видоизменять знакомые танцевальные движения. |
ОД в ходе режимных моментов | П/и , «Эй ребята не зевай» (51,48)
| |||
Самостоятел. деятельность | Внести в музыкальный уголок иллюстрации к музыкальным сказкам, записи музыкальных сказок. |
III неделя февраля | Тема недели «Почемучки» | |||
Муз.-обр. деят | Восприятие | Исполнительство | Творчество | |
НОД | Дать понятие о том, что музыкальные звуки бывают тихими и громкими | Стимулировать детей к самостоятельному поиску определений эмоционального содержания музыки | Закреплять умение начинать пение после вступления самостоятельно с музыкальным сопровождением и без него. Использовать русские народные плясовые движения в общей пляске. Двигаться выразительно в парах. Совершенствовать выставление ноги на носок, на пятку. Формировать навык правильного звукоизвлечения на металлофоне. | Стимулировать желание детей найти музыкальный ответ на музыкальный вопрос в простейших заданиях |
ОД в ходе режимных моментов |
| |||
Самостоятел. деятельность | Создать условия для инсценирования содержания песен, хороводов |
IV неделя февраля | Тема недели «Наша армия сильна!» | |||
Муз.-обр. деят | Восприятие | Исполнительство | Творчество | |
НОД | Развивать знания детей о динамике звуков на примере музыкального материала. | Продолжать развивать патриотические чувства на основе музыкального материала. | Развивать патриотические чувства, способность передавать бодрый, веселый характер песни в пении. Совершенствовать ходьбу и легкий бег по кругу, знакомые танцевальные движения по одному и в парах. Учить воспроизводить на ксилофоне попевки построенные на одном звуке. | Поощрять самостоятельное использование детских муз. инструментов в музыкальных играх |
ОД в ходе режимных моментов |
| |||
Самостоятел. деятельность | Предложить в игровой форме самостоятельно устроить концерт для пап |
I неделя марта | Тема недели «Праздник бабушек и мам» | |||
Муз.-обр. деят | Восприятие | Исполнительство | Творчество | |
НОД | Дать понятие о том, что музыкальные звуки бывают короткими и длинными. | Познакомить с музыкальным жанром песня. Побуждать детей высказываться о характере музыки. | Совершенствовать умение детей правильно, не спеша брать дыхание между музыкальными фразами. Развивать у детей представления о международном женском дне на основе песенного материала. Совершенствовать выполнение ритмических движений. Учить передавать на ударных инструментах равномерный ритм попевки. | Побуждать детей самостоятельно подбирать и комбинировать движения в свободной пляске. |
ОД в ходе режимных моментов |
| |||
Самостоятел. деятельность | Предложить в игровой форме самостоятельно устроить музыкальный концерт для мам |
II неделя марта | Тема недели «Здравствуй весна» | |||
Муз.-обр. деят | Восприятие | Исполнительство | Творчество | |
НОД | Формировать знания детей о длительности звуков на примере музыкального материала. | Развивать способность активно воспринимать эмоционально-образное содержание музыки, опираясь на наблюдения за природными явлениями, переживаниями детей | Расширять знания детей о весеннем времени года на основе тематического песенного материала. Учить детей петь легким звуком в подвижном темпе. Учить менять движения со сменой ее динамики. Развивать умение двигаться в соответствии с характером музыки. Продолжать осваивать навыки игры на ксилофоне, учить правильно извлекать звук | Развивать умение импровизировать действия танцуя с цветами. |
ОД в ходе режимных моментов |
| |||
Самостоятел. деятельность | Внести в музыкальный уголок записи песен о весне, иллюстрации с изображением весенней природы |
III неделя марта | Тема недели «Книжный калейдоскоп» | |||
Муз.-обр. деят | Восприятие | Исполнительство | Творчество | |
НОД | Развивать знания детей о возможностях музыки: может рассказать звуками историю, сказку, рассказ и т.д. | Продолжать знакомить с музыкальным жанром песня. Обогащать музыкальные впечатления детей, развивать эмоциональную отзывчивость | Упражнять в умении интонировать мелодия в поступенном движении вверх, а также чисто пропевать скачок на квинту и кварту вниз. Закреплять умение чувствовать в музыке переход от умеренного к быстрому или медленному темпу и реагировать на это сменой темпа движений. Развивать способность самостоятельно подбирать муз. инструменты в зависимости от тембровых особенностей пьесы. | Учить импровизировать окончание мелодии, начатой взрослым. |
ОД в ходе режимных моментов |
| |||
Самостоятел. деятельность | Побуждать слушать музыкальные сказки, самостоятельно инсценировать их. |
IV неделя марта | Тема недели «Неделя театра» | |||
Муз.-обр. деят | Восприятие | Исполнительство | Творчество | |
НОД | Рассказать о том как в театральной деятельности используют музыкальные произведения | Учить различать образы в музыке, воспринимать и отличать изобразительные элементы. Развивать знания детей о чертах песенности в музыке. | Учить петь напевно, в умеренном темпе, точно соблюдая ритмический рисунок и четко пропевая слова. Развивать умение скакать с ноги на ногу, выполнять пружинку. Осваивать навыки игры на муз. молоточках на двух звуках, развивать звуковысотный слух, чувство ритма | Стимулировать творческие проявления детей предлагая им для свободного танца различные атрибуты и игрушки. |
ОД в ходе режимных моментов |
| |||
Самостоятел. деятельность | Внести в музыкальный уголок портреты зарубежных композиторов |
I неделя апреля | Тема недели «От улыбки станет всем светлей» | |||
Муз.-обр. деят | Восприятие | Исполнительство | Творчество | |
НОД | Развивать знания детей о клавишных музыкальных инструментах. | Развивать способность воспринимать и различать изобразительные элементы музыки, высказываться об эмоционально-образном содержании музыки. | Упражнять в пении малой и большой секунды вверх и вниз. Совершенствовать умение чувствовать и передавать голосом скачки мелодии. Упражнять в прямом галопе, выставлении ноги на носок и пятку. Продолжать осваивать навыки игры на муз. молоточках на двух звуках, развивать звуковысотный слух, чувство ритма | Учить заканчивать песню небольшой фразой, использую ответно-вопросную форму и допевая до тоники. |
ОД в ходе режимных моментов |
| |||
Самостоятел. деятельность | Внести в музыкальный уголок новые музыкальные игрушки. Побуждать детей использовать их в игровой деятельности |
II неделя апреля | Тема недели «Пернатые друзья» | |||
Муз.-обр. деят | Восприятие | Исполнительство | Творчество | |
НОД | Расширять знания детей о клавишных музыкальных инструментах: фортепиано, рояль | Развивать у детей представления об изобразительных возможностях музыки, ее способности отображать явления окружающей действительности. | Продолжать развивать представления детей о сезонных изменениях на основе тематического песенного материала. Формировать основы певческой культуры. Совершенствовать умение выполнять движения в соответствии с содержанием музыки согласовывать движения с музыкой, меняя их в зависимости от характера музыки. Учить подыгрывать на детских музыкальных инструментах фортепианной пьесе. | Учить находить ласковую интонацию, напевая кукле колыбельную или веселую мелодию. |
ОД в ходе режимных моментов |
| |||
Самостоятел. деятельность | Совершенствовать динамический, ритмический слух и исполнительские умения на материале музыкальных игр. |
III неделя апреля | Тема недели «Неделя здоровья» | |||
Муз.-обр. деят | Восприятие | Исполнительство | Творчество | |
НОД | Познакомить детей с клавишным музыкальным инструментом клавесин | Обогащать музыкальные впечатления детей. Продолжать формировать основы слушательской культуры. | Способствовать развитию музыкального слуха, сохранению здоровья и физического развития на основе песенного материала и вокальных упражнений. Упражнять в выполнении танцевальных движений с предметами, следить за осанкой. Продолжать учить подыгрывать на детских музыкальных инструментах фортепианной пьесе. | Развивать творческие проявления в игре на детских музыкальных инструментах. |
ОД в ходе режимных моментов |
| |||
Самостоятел. деятельность | Поддерживать у детей устойчивый интерес к самостоятельному музицированию на детских музыкальных инструментах |
IV неделя апреля | Тема недели «Вперед к звездам» | |||
Муз.-обр. деят | Восприятие | Исполнительство | Творчество | |
НОД | Развивать знания детей о клавишных музыкальных инструментах баян, аккордеон, гармошка | Уточнять представления детей об особенностях весеннего календарного периода на музыкальном материале весенней тематики. | Совершенствовать умение чувствовать и передавать голосом скачки мелодии, умение передавать веселый игровой характер песни, петь выразительно. Учить различать двухчастную форму музыки, самостоятельно начинать и заканчивать движения в соответствии с музыкой. Обогащать музыкальные впечатления детей посредством игры на детских музыкальных инструментах. | Развивать творческие проявления в музыкально-игровой деятельности. |
ОД в ходе режимных моментов |
| |||
Самостоятел. деятельность | Создавать для детей игровые творческие ситуации (сюжетно-ролевая игра), способствующие импровизации в пении, движении, музицировании |
I неделя мая | Тема недели «Этот день победы, порохом пропах!» | |||
Муз.-обр. деят | Восприятие | Исполнительство | Творчество | |
НОД | Дать понятие о жанре музыки марш. Рассказать о характерных чертах марша в музыке. | Развивать патриотические чувства, формировать представления о ВОВ, солдатах, на основе музыкального материала. | Формировать представления детей о празднике «День Победы» на основе тематического песенного материала. Учить различать и передавать в движении смену характера музыки, кружиться парами, энергично притопывать ногами. Развивать чувство ритма, учить играть на ударных муз. инструментах в ансамбле. | Формировать умение сочинять мелодию марша. |
ОД в ходе режимных моментов |
| |||
Самостоятел. деятельность | Поощрять желание самостоятельно играть в музыкально-дидактические игры |
II неделя мая | Тема недели «Лучик, лучик пригревай! Деток солнышко встречай» | |||
Муз.-обр. деят | Восприятие | Исполнительство | Творчество | |
НОД | Дать понятие о жанре музыки танец. Рассказать о характерных чертах танца в музыке | Учить различать яркие интонации, средства выразительности музыки, выражать свои впечатления от прослушанного словами. | Учить сольному исполнению ранее выученных песен. Петь легким звуком в бодром темпе. Учить передавать игровые образы, данные в музыке. Упражнять в хороводном шаге. Прививать интерес к совместному музицированию. | Развивать умение импровизировать действия танцуя с игрушками |
ОД в ходе режимных моментов |
| |||
Самостоятел. деятельность | Вызвать желание придумывать простейшие танцевальные движения |
III неделя мая | Тема недели «Пусть всегда будет мама, пусть всегда будет папа, пусть всегда буду я!» | |||
Муз.-обр. деят | Восприятие | Исполнительство | Творчество | |
НОД | Дать понятие о жанре музыки песня. Рассказать о характерных чертах песни в музыке | Воспитывать любовь и уважение к своей семье и ближайшему окружению на основе музыкального материала | Учить начинать петь сразу после вступления, передавать характер песни, брать дыхание между фразами. Совершенствовать музыкально-двигательные навыки. Развивать звуковысотный слух, совершенствовать навык правильного звукоизвлечения на ударных муз. инструментах. | Формировать танцевально-игровую культуру детей на основе музыкальных игр. |
ОД в ходе режимных моментов |
| |||
Самостоятел. деятельность | Закреплять полученные музыкальные впечатления на слушательских сеансах. |
IV неделя мая | Тема недели «Хочу все знать» | |||
Муз.-обр. деят | Восприятие | Исполнительство | Творчество | |
НОД | Закреплять первичные знания детей о жанрах музыки | Обогащать музыкальные впечатления детей. Развивать способность характеризовать эмоционально-образное содержание музыкального произведения. | Вырабатывать привычку слушать себя и товарищей. Развивать слуховое внимание, музыкальную память. Закреплять знакомые танцевальные и плясовые движения, навык передачи в движении характера музыки. Закреплять навык правильного звукоизвлечения на ударных музыкальных инструментах. | Продолжать побуждать детей к творческим проявлениям в игре на детских музыкальных инструментах |
ОД в ходе режимных моментов |
| |||
Самостоятел. деятельность | Побуждать детей использовать в самостоятельной деятельности знакомые песни, хороводы, музыкальные игры. |
Репертуар средней группы
Слушание | Пение | Муз. игры | Музыкально-ритмические упражнения | Пляски, танцы | ДМИ | |
Сентябрь | Русские наигрыши «Балалайка», Дудочка Г.Свиридов «Дождик» | Распевки: «Лесенка» Тиличеевой (6), «Колокольчики» Картушиной (8,29) Песни: «Осень наступила» Насауленко («Колокольчик» №19-2000;12Ф) «Дождик» Парцхаладзе (12Ф) | П/и «Грибочки» И.Смирновой («Колокольчик» №0-1996) П/и «Кап-кап» Л.Мочаловой («Муз.Оливье» №4(15)-2015; (12Ф) Д/и «Три цветка» (9) | «Марш» Тиличеевой (12Ф) «Лошадка» Банниковой (12Ф) «Игра ищи игрушку» р.н.м. (12Ф) | «Листопад» С.Н. Хачко («Колокольчик» №43-2009) «Хоровод в лесу» Старченко («Колокольчик» №23-2001) | «Мы идем с флажками» муз. Тиличеевой |
Октябрь | Гладков «В коробке с карандашами» П.И. Чайковский «Рсенняя песня» | Распевки: «Курица» Тиличеевой (6) «Песенка –приветствие» Картушиной (8,6) Песни: «Осенний хоровод» Гольцевой (12) «Песня про осень» Н.Я.Соломыкиной («Колокольчик» №34-2005) | П/и «Осень по садочку ходила» Караваевой («Колокольчик» №30-2003) Д/и «Три грибочка» Е.Платонова («Муз.Оливье» №4(15)-2015; (12Ф) П/и «Игра с Ёжиком» М.В. Сидоровой («Колокольчик» №28 – 2003) | «Марш» Шуберта (12Ф) «Всадники» Витлина (12Ф) «Колпачок» р.н.м. (12Ф) «Выставление ноги на пятку» Лещинский (12Ф) | «Осень в золотой косынке» Н.П. Бобковой («Колокольчик» №34-2005; (12Ф) «Спляшем полечку» Т.В. Бокач («Колокольчик» №30-2003) | «Небо синее» муз. Тиличеевой |
Ноябрь | П.И. Чайковский «Детский альбом» - «Мама» Звучание: колокольчики, бубен, барабан, музыкальный треугольник | Распевки: «Эхо» Тиличеевой (6) «Паровоз» Картушиной (8,22) Песни: «До чего же хорошо» (12) «На лесной полянке» С.Кравченко («Муз.Оливье» №1(2)-2015;12Ф) «Зимушка» Л.Мочалова («Муз.Оливье» №3-2013;12Ф) | Д/и «Три медведя» II вар.(9) П/и «Шапочка» (12Ф) П/и «Ой, зима» Л.Б. Гусева («Колокольчик» №31-2004) | «Марш» Дунаевского (12Ф) «Упражнение с флажками» (12Ф) «Вальс» Шуберта (12Ф) «Ой, мороз» Г.Вихаревой (12Ф) | «Каблучок мой, топай сильнее» (12Ф) Хороводная пдяска «Башмачки» (12Ф) | «Треугольник» М.Рожкова («Муз.Оливье» №3(7)-2014) |
Декабрь | П.И. Чайковский «Зимнее утро» Звучание: ксилофон, металлофон, деревянные ложки. | Распевки: «Скачем по лестнице» Тиличеевой (6) «Мороз» р.н.п (8,60) Песни: «Ах елочка нарядная» Л.Кириллова («Муз.Оливье» №3-2013; 12ф) «Дед Мороза ждем» Н.Большакова («Муз.Оливье» №3-2013; 12Ф) «Праздник Новый год» О.Лыкова («Муз.Оливье» №5(16)-2015; 12Ф) | Д/и «Веселые подружки» II вар. (12) П/и «Игра с Дедом Морозом» А.А. Ивановой («Колокольчик» №46 2011) П/и «Игра с Дедом Морозом» И.Смотрина («Муз.Оливье» №5(16)-2015; 12Ф) П/и «Новогодний паровозик» (12Ф) | «Смелый наездник» Шумана (12Ф) «Барабанщик» Кабалевского (12Ф) «Как в лесу под новый год» (12Ф) «Хороводная» Селиверстовой (12Ф) | «Вот какая елка»М.Рожкова («Муз.Оливье» №3-2013 Сюжетные танцы героев. | «Птица и птенчики» Тиличеевой |
Январь | Р.Шуман «Смелый наездник» П.И. Чайковский «Игра в лошадки» | Распевки: «Зимние забавы» Картушиной (8,43) «Дудочка» Карасевой (6) Песни: «Зима пришла» Качаевой (12Ф) «Снег-снежок» Некрасовой(12Ф) | Д/и «Прогулка» П/и «По зимним дорожкам» Парахневич(12Ф) П/и «Санки» (12Ф) | «Кошки и котята» Раухвергера (12Ф) «Лошадка Зорька» (12Ф) «Полечка» Кабалевского (12Ф) | Пляска парами «Шаг назад, шаг вперед» (12Ф) | «Лесенка» Тиличеевой |
Февраль | «Вальс-шутка» Д.Шостакович Детские песни про Российскую армию | Распевки: «Лесенка» Картушиной (8,46) «Кукушка» Тиличеевой (6) Песни: «Будем в армии служить» Чичкова (12Ф) «Мы цветочки мамины» Т.А. Эльпорт («Колокольчик»№41-2008;12Ф) «Мамочке любимой» Гомоновой (12) | Д/и «Музыкальное окошко» II вар. (9) П/и «Шагаем по дорожкам» Л.В. Кириллова («Муз.Оливье» №1-2013; 12Ф) | «Латвийская народная мелодия» (12Ф) «Марш солдатиков» Юцкевич (12Ф) «Как пошли наши подружки» р.н.м. (12Ф) | «Танец по кругу» Селиверстовой (12Ф) Пляска в рассыпную «Мы для мамы зайчики» «Детская полька» В.Алференко («Муз.Оливье» №1-2013; (12Ф) | «Смелый пилот» Тиличеевой |
Март | «Грустная песня» Г.Свиридов «Мама – первое слово» Ю.Энтина | Распевки: «Кошкин дом» р.н.п (8,60) «Труба» Тиличеевой (6) Песни: «Маме» З.Б. Качаевой («Колокольчик» №37 – 2007) «Весенняя» Т.Лебзак («Муз.Оливье» №2(6)-2014;12Ф) | Д/и «Удивительный светофор» II вар. (9) П/и «Пешеходы и машины» (12Ф) П/и «Карусели» (12Ф) | «Марширующие поросята» Берлин (12Ф) «Вот так вот» Фрида (12Ф) «Французская народная мелодия» (12Ф) «Летчики и аэродром» (12Ф) | «Детская полька» В.Алференко («Муз.Оливье» №1-2013; (12Ф) «Весенний хоровод» «Детская полька» В.Алференко («Муз.Оливье» №1-2013; (12Ф) | «Гори ясно» р.н.м. |
Апрель | П.И. Чайковский «Детский альбом» «Песня жаворонка» Э.Григ «Птички» | Распевки: «Барабан» Тиличеевой (6) «Здравствуйте» Картушиной (8,54) Песни: «Песня красок» Н.Я.Соломыкиной (колокольчик №41-2008) «Земля – наш общий дом» Н.Б. Караваевой (колокольчик №25-2002) | Д/и «Веселые гудки» II вар. (9) П/и «Ты похлопай вместе с нами» (12Ф) П/и «Колпачек» (12Ф) | «Марш» Тиличеевой (12Ф) «Экосез» Жилина (12Ф) «Паровоз» Эрнесака (12Ф) «Шуточка» Селиванова (12Ф) | Пляска в кругу «Веснушки и солнечные зайчики» (12Ф) «Танец цыплят» (12Ф) | «Дождик» р.н.м. |
Май | «День Победы» П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» | Распевки: «Гуси» Картушиной (8,29) «У кота воркота» р.н.п. (8) Песни: «Что такое детство» Т.В. Бокач («Колокольчик» №21-2001) «Солнечное лето» Л.Тимченко («Муз.Оливье» №3(7)-2014; 12Ф) | П/и «По летним дорожкам» Парахневич («Муз.Оливье» №4(8)-2014; (12Ф) Д/и «Волшебная дудочка» I вар. (9) | «Марш» Шуберта (12Ф) «Воробей» (12Ф) «Птички летают» (12Ф) «Вальс – шутка» Шостаковича (12Ф) «Немецкий танец» Бетховена (12Ф) | Народная пляска «Спляшем Ваня» «Детская полька» В.Алференко («Муз.Оливье» №1-2013; (12Ф) | «Месяц май» Тиличеевой |
Информационно-методическое обеспечение программы по музыке для детей средней группы
- Примерная общеобразовательная программа «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014
- Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. А.Г.Гогоберидзе, В.А. Деркунская – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010
- «Музыкальное развитие детей 2-7 лет. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» И.М.Сучкова, Г.В.Головнева, Е.А.Лысова – Волгоград, 2011г
- Музыка в детском саду. Средняя группа сост.Н.А.Ветлугина и др. – М., Музыка 1990г
- «Музыка и движения» упражнения, игры, пляски для детей 4-5л– М., 1981
- «Учим петь детей». Песни и упражнения для развития голоса. С.И. Мерзлякова – Москва, ООО «ТЦ Сфера», 2014г
- «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» сост. О.Н.Арсеневская – изд. «Учитель», 2011г
- «Вокально-хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушиной – Москва 2012г
- «Сборник музыкальных игр для детей 3 – 7 лет. Сост. Чудинова О.В.
- «Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста» пособие для музыкальных руководителей З.Я. Роот - М., Айрис пресс, 2004
- «Музыкально-дидактические игры для дошкольников» Н.Г. Кононова - М., Просвещение 1982г
- Сборник музыки для детей средней группы + CD диск
- Настольная книга музыкального руководителя Автор-составитель И.П. Равчеева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по реализации коррекционно-образовательной работы в группе компенсирующей направленности для детей 6-го года жизни.
Данная программа рассчитана на пребывание ребёнка в группе компенсирующей направленности с пятилетнего возраста. Коррекционная работа представляет собой целенаправл...
Рабочая учебная программа по разделу "Музыка" для детей 2 младшей группы
Музыкальное развитие занимает одно из ведущих мест в системе дошкольного образования. Одной из актуальных проблем педагогики является проблема развития творческих качеств личности. Их формирование эфф...
Рабочая учебная программа по разделу "Музыка" для детей старшей группы
Учебная рабочая программа основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, в основу которого положена идея интеграции содержания разных образовательных областей ...
Рабочая учебная программа по разделу "Музыка" для детей подготовительной группы
Учебная рабочая программа основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, в основу которого положена идея интеграции содержания разных образовательных областей ...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА специальной медицинской группы по физической культуре. Базовый уровень, начальное общее, среднее общее образование, 2022-2023 учебный год.
В результате освоения полного курса физической культуры обучающийся должен:Знать/понимать:- роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и проф...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (ПЛАВАНИЕ) ГРУПП ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 3 ЛЕТ ДО 8 ЛЕТ
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (ПЛАВАНИЕ)ГРУПП ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 3 ЛЕТ ДО 8 ЛЕТ...
Рабочая программа учителя-логопеда для детей средней группы группы с системным недоразвитием речи
Рабочая программа (далее – Программа) разработана для организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми, имеющими речевой профиль «Системное недоразвитие речи&raq...