рабочая программа по предмету "Музыка и движение" для обучающейся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа по музыке (10 класс) на тему

Антипова Оксана Анатольевна

рабочая программа "Музыка и движение" 1 класс (для умственно-отсталых) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_i_dvizhenie.docx32.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования

 «Марковская средняя общеобразовательная школа»

            «Рассмотрено»

Руководитель МО 1 уровня обучения

___________/Бодрышева О.Ю./

Протокол №____        

от«___» _________        2016г.

«Согласовано»

Заместитель директора  по УВР

МОУ ИРМО «Марковская СОШ»

______________        /Журова А.Н./

«___» _________        2016г.

«Утверждено»

Директор МОУ ИРМО «Марковская СОШ»

 ________________/Ехлакова Е.В.        /

Приказ №        ______

 от    «___» _________        2016г.

Рабочая программа

индивидуального обучения на дому

по предмету «Музыка и движение»

для обучающейся 1 класса по адаптированной основной общеобразовательной программе

образования обучающихся  с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

2016-2017учебный год

Разработчик программы:

Антипова Оксана Анатольевна

учитель музыки

  1. Пояснительная записка

Адаптивная рабочая программа по предмету «Музыка и движение» для детей с глубокой (умеренной) умственной отсталостью разработана в соответствиис требованиями, предъявляемыми к структуре, условиям, реализации, планируемым результатам освоения АООП в:

  1. Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  2. Приказе Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19 декабря 2014 г. № 1599
  3. Проекте примерной адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цели программы:

- эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку и использование приобретенного музыкального опыта в жизни.

- развивать способность к коллективной деятельности;

-воспитание и развитие стремления учащихся устанавливать коммуникативные контакты с окружающими;

- расширять круг общения;

- совершенствовать средства общения.

Задачи программы:

- организация музыкально-речевой среды;

- пробуждение речевой активности учащихся;

- пробуждение интереса к музыкальным занятиям;

- формирование музыкально-ритмические движений;

- развитие музыкального вкуса.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Музыкальные занятия являются обязательным компонентом коррекционно-педагогической работы, проводимые с детьми (с интеллектуальными нарушениями). Они оказывают благотворное влияние на все стороны их психического развития. Разнообразные музыкальные тембры, ритмы, темпы обогащают слуховой опыт детей, влияют на интенсивность и качество движений. Положительные эмоции, которые возникают в процессе слушания и исполнения мелодий, песенок, плясок,  активизируют внимание, стимулируют речевую деятельность (особенно ее коммуникативную функцию), развивают память, музыкальный слух,  воздействуют на общее состояние всего организма ребенка.

Программа по музыке включает в себя следующие разделы: пение, слушание музыки. Пение - основное средство музыкального воспитания. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух,  память,  чувство ритма.  Пение способствует развитию речи.  Особенно важным лечебным средством является хоровое пение. Тексты песен и красота мелодий должны быть простыми, доступными для пения и восприятия детей со сложным дефектом развития. Пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата, поэтому песенный репертуар  должен  соответствовать  возрасту и  особенностям речевого развития детей. Дети, которым трудно воспроизвести всю песню, овладевают пением отдельных её частей. В содержание каждого музыкально-ритмического занятия входит слушание музыки,  которое  способствует  расширению  у  детей  представлений  о музыкальных произведениях.  Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, повышает музыкальную восприимчивость, эмоциональность, воспитывает музыкальный вкус. С помощью учителя дети объясняют свои чувства, настроения, мысли, которые вызвала в  них  музыка.   Для слушания  и  исполнения  подбираются  только высокохудожественные, красивые, с яркой мелодией произведения.

Движение - специальный компонент занятий, который имеет целью активизировать музыкальное восприятие детей через движение, привить им навык осознанного отношения к музыке, помочь выявить и музыкальные и творческие способности. Движение как реакция на прослушанное, как творческое отображение музыки в действии свойственно и детям с интеллектуальным недоразвитием.

Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени в соответствии с метроритмическим рисунком музыкального произведения.  Определенная метрическая пульсация, с которой связано движение ребенка, вызывает согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной деятельности), а также эмоционально положительное состояние психики, что содействует общему укреплению организма. В раздел «Музыка и движение» входят: целенаправленное, последовательное формирование ритмического чувства посредством музыкально- ритмических упражнений, музыкальных игр, хороводов, танцевальных движений, игры на музыкальных инструментах. Вся система музыкально-ритмических средств варьируется на занятиях в зависимости от физических нарушений,  состояния двигательной сферы ребенка,  от коррекционных задач музыкально-педагогической работы.

Использование всего многообразия музыкально-ритмических средств в различных сочетаниях обусловлено конечными целями  социальной  реабилитации  детей  с интеллектуальным недоразвитием.

III. Место учебного предмета в учебном плане

Назначение программы: для индивидуального обучения на дому по предмету «Музыка и движение» для обучающейся 1 класса по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 вариант

Категория обучающихся: обучающиеся МОУ ИРМО «Марковская СОШ»  

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени:17 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 0,5 часа в неделю

IV. Планируемые результаты освоения учебного предмета

.

Личностные результаты:

        

  • Положительное отношение к учебным занятиям
  • Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»;
  • Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;
  • Освоить роль ученика;
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо);
  • Формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, физ. минутка).

Метапредметные результаты

Познавательная компетентность:

  • Учащиеся целенаправленно наблюдают за предметом (явлением).
  • Понимают и выполняют простые речевые инструкции.
  • Понимают обращенную речь.
  • Откликаются и знают свои имя, фамилию.

Информационная компетентность:

  • Учащиеся понимают назначение учебника.

Коммуникативная компетентность:

  • Поддерживают эмоциональный контакт со взрослым.
  • Адекватно реагируют на обращения и действия знакомых людей.
  • Используют доступные знаковые системы (речь, мимика, жесты) в игре, учебных ситуациях, для выражения просьбы.

Социально-трудовая компетентность:

  • Учащиеся владеют элементарными социальными умениями (здороваются, прощаются, благодарят) возможными для них способами.

Здоровье - сберегающая компетентность:

  • Учащиеся знают и соблюдают правила личной гигиены.
  • Умеют правильно определять личные вещи и использовать их по назначению.

Предметные УУД:
- способность к коллективной деятельности;
- навык слушания произведения;
- развитие артикуляционного аппарата при пропевании;
- воспитание и развитие стремления учащихся устанавливать коммуникативные контакты с окружающими;
- совершенствовать средства общения.

V. Содержание учебного предмета

Формировать первые положительные эмоции на мелодичную музыку (русские народные песни, напевного, колыбельного характера – «Бай, качи-качи», «Баю-бай», классическая музыка «Детский альбом» П.Чайковского, В.-А. Моцарта, С.С. Прокофьева и др), ритмический рисунок мелодии (напр., «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков» и др.), природные звуки (поэтичная картина природы в пьесе «Песня жаворонка»)

Развивать музыкальный слух, стимулировать реакции слухового внимания.

Приучать детей сосредотачивать внимание на источнике звука, слушать игру на разных детских музыкальных инструментах (колокольчиках, дудочке, губной гармонике, музыкальных треугольниках, металлофоне)

Побуждать находить источник звучания: погремушку, колокольчик, поющего взрослого («Ах ты, береза» рус. нар. мелодия, «Агу, малыш», «Потягушки», «Ищи колокольчик», «Ехали-ехали»)

Побуждать откликаться общим оживлением и улыбкой на музыкальные звуки, песни для самых маленьких («Петушок», «Ладушки», «Летит галка»)

Способствовать развитию слухового внимания, сосредоточению в ответ на звучание музыки. (Напр., музыка русских классиков «Детская полька» М.Глинки, Н. Римского-Корсакова «Колыбельная», «Море», «Белка» и пр)

Формировать элементарные действия с музыкальными инструментами (шуметь погремушкой, звенеть колокольчиками).

Учить детей реагировать движением на веселую музыку («Калинка», «Ах, вы, сени», «Из-под дуба», «Пойду ль я, выйду ль я», украинский «Гопак», белорусская «Бульба».

VI. Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во

часов

Виды учебной деятельности

теоретические

знания

практические

знания

1

Музыкальное знакомство.

1

Выявление первичных знаний о музыке.

Слушание . Беседа. Уметь правильно реагировать на музыку различного характера.

2

Песенка-приветствие « Ну здравствуйте, ребята»

1

Развитие памяти и внимания

Пение, подражание голосам животных: щенята, мышата. Слушание. (презентация)

3

Русская народная песня «Во поле берёза»

1

Развитие памяти и внимания; навыка пения. Совершенствование навыка правильного  произношения текста песни.

Эмоциональная отзывчивость на мелодию

Разучивание рус.нар. песни «Во поле берёза» (презентация)

4

Знакомство с музыкально-шумовыми инструментами

1

Знакомство с музыкально-шумовыми инструментам. Что такое маракас.

Слушание. Игра на маракасе. «Во поле берёза»- повторение

5

Музыкально-ритмические упражнения «Прохлопай имя»

1

Умение правильно держать маракас

Ритмическая игра.

6

Музыкально-ритмические упражнения.

1

Развитие памяти и внимания. Восприятие через узнавание, эмоциональный отклик на ритм

Разучивание движений под музыку «Мишка Гумибер» (презентация)

7

Упражнения на создание ритмического рисунка с помощью маракаса.

1

 Развитие памяти и внимания. Восприятие через узнавание, эмоциональный отклик на ритм. Сопровождение игрой на маракасе рус.нар. песен.

«Во поле берёза», «Ёлочка» (презентации)

8

Игры под музыку, включающие ритмические движения

1

Развитие памяти и внимания. Эмоциональный отклик на ритм Умение согласовывать движение с музыкой

Песни-физминутки «Мишка Гумибер»,

«Маленькие звёзды»(презентации)

9

Музыкально-дидактическая игра с использованием погремушки

1

Умение согласовывать движение с музыкой , эмоциональное восприятие музыки

Игра «Повтори как я»,

 

10

Слушание и пропевание попевок.

1

Развитие памяти и внимания. Эмоциональное восприятие музыки

Прослушивание фрагментов детских

разнохарактерных  произведений «Сорока», «Ладушки».

11

Слушание маленьких пьес из детского альбома П.И. Чайковского «Вальс», «Марш оловянных солдатиков»

1

Развитие памяти и внимания. Эмоциональное восприятие музыки (грустная-весёлая). Умение различать вальс от марша.

П. Чайковский «Детский альбом»- Вальс, Марш. Портрет П. Чайковского (презентация)

12

Слушание игры на русских народных инструментах. Балалайка, рожок, гусли.

1

Развитие памяти и внимания. Прислушивание к звучанию инструментов.

Слушание русских народных инструментов в сольном и оркестровом звучании (презентация)

13

Музыкально-дидактическая игра «Узнай, какой инструмент звучит»,

1

Развитие памяти и внимания. Эмоциональное восприятие музыки

Слушание, работа с карточками.

14

Пение (разучивание)русских народных песен «Заинька», «Колыбельная»

1

Эмоциональный отклик на характер песни.

Умение вступать и заканчивать с музыкой.

Разучивание, пение «Заинька» (с инструментальным сопровождением ), «Колыбельная» (театрализация действий при пении) (презентация)

15

Пение русской народной песни «Ах, вы, сени» с игрой на ложках.

1

Эмоциональный отклик на характер песни.

Умение вступать и заканчивать с музыкой

Разучивание, пение «Ах, вы, сени» (с инструментальным сопровождением ),

16

Пение русской народной песни «Калинка» с игрой на маракасе

1

Эмоциональный отклик на характер песни.

Умение вступать и заканчивать с музыкой

Разучивание, пение «Калинка» (с инструментальным сопровождением ),

17

Музыкально-дидактические игры  «Угадай мелодию», «Эхо», «Узнай музыкальный инструмент»

1

Эмоциональный отклик на характер песен.

Слушание, работа с карточками.

Итого

17

VII. Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое, информационное, методическое оснащение образовательного процесса.

Видеоматериалы:

-«Виртуальное путешествие в оркестр»               «Народные инструменты»

-«Симфонический оркестр»                                      -Мультфильмы

Демонстрационный материал:

-Портреты композиторов

-«Симфонический оркестр»-группы инструментов

-«Эмоции»

Индивидуальный раздаточный материал:

-карточки «Ритмические фигуры»

-музыкальное лото

-куклы, игрушки

Техническое оснащение:

-Музыкальные, ударные, шумовые инструменты.

-Компакт-диски, CD и аудиозаписи: «Голоса природы», «Театральные шумы», «Мастерская релаксации», «Танцевальные переменки», «Пальчиковая гимнастика под музыку», «Музыка народов мира», записи русской классической и зарубежной музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по математике для учащихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа по предмету «Математика» для 5 класса разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся c умственной отсталост...

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс.

Рабочая программа для  обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Русский язык»предметная область: «Язык и речевая практика»к...

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс.

Рабочая программа для  обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Русский язык»предметная область: «Язык и речевая практика»к...

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класс.

Рабочая программа для  обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Русский язык»предметная область: «Язык и речевая практика»к...

Рабочая программа по чтению (литературному) для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс.

Рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Чтение»предметная область: «Язык и речевая практика»класс: 6...

Рабочая программа по чтению (литературному) для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс.

Рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Чтение (литературное чтение)»предметная область: «Язык и речевая практи...

Рабочая программа по чтению (литературному) для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класс.

Рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Чтение (литературное чтение)»предметная область: «Язык и речевая практи...