Технологическая карта урока литературы "Русские поэты 20 века о Родине" ( 6 класс)
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Вострикова Ольга Викторовна

Технологическая карта урока литературы "Русские поэты 20 века о Родине"  (6 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vostrikova.proekt.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Составила Вострикова Ольга Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №8  г. Сергиева Посада

Класс: 5

Предмет: литература

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2014 г

Название раздела, темы: Писатели и поэты 20в. о Родине, Родной природе и о себе.  

Тема мероприятия: Русские поэты 20 века о Родине.

Цели урока: 1) Образовательная: знакомство со стихотворениями И.А.Бунина «Помню - долгий зимний вечер», Н.М. Рубцова «Родная деревня», Дона-Аминадо «Города и годы», с краткой биографией поэтов, идейно-художественный смысл стихотворений .

                       2) Развивающая: создать условия для развития  коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь); развитие творческих способностей.

                       3) Воспитательная: содействовать формированию патриотических чувств; содействовать развитию интереса  к изучению литературы.

Планируемые результаты: 

Предметные: познакомить с краткой биографией поэтов, с тематикой и идейно-художественным содержанием их стихотворений, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Метапредметные УУД:  

-результативные: организация рабочего места, принятие учебной цели, целеполагание;

-познавательные: планирование, сравнение, обобщение, анализ, синтез;

- коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

-межпредметные: связывать между собой и обобщать предметные знания по литературе, истории.

- надпредметные: отвечать на вопросы и решать задачи непродуктивного характера, формулировать гипотезы, выделить главную мысль.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие  моральной готовности ценить свою Родину. На примере отношения поэтов к Родине прививать у детей чувство патриотизма.

Средства обучения:  оформление столов, компьютер, учебник,  раздаточный материал(лист оценки работ команд, листочки зеленого, красного, желтого цвета), ствол дерева с ветвями без листьев, репродукция картины И.И. Шишкина  «Рожь»

Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.

              Ресурсы сети Интернет:

  1. Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе (http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/3.html)
  2. Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. Методические советы (http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_5kl_Metod/2.html#3)

План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Организация начала урока

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

-Здравствуйте, давайте пожелаем друг другу  успеха на уроке, улыбнитесь и мы начинаем.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

1.Мотивация к учебной деятельности

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные УУД:  акцентировать любовь к Родине.

 регулятивные УУД: целеполагание

- Какое домашнее задание было задано?

 Проблемный вопрос:

-Как вы думаете, что общего у всех этих стихотворений?

Целеполагание.

-Давайте сформулируем тему нашего урока.

- Прочтите название раздела, Здесь не только о Родине, но и о себе..т.е о личностном восприятии Родины..

Анализ, сопоставление.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.

2.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание

- К какому роду литературы относятся произведения изучаемого раздела?

- Как вы думаете, каким образом мы построим сегодня работу, какие задачи нам нужно решить?

Отвечают на вопросы.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Формулируют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

  1. Проверка домашнего задания  

Словесный, познавательный, эвристический,

наглядный.

Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

личностные УУД: ценностное отношение к внутреннему миру человека.

регулятивные УУД: взаимооценка

личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Проверка

команды по очереди знакомят друг друга с  интересными фактами из биографии поэтов от каждой команды

  + выразительное чтение каждого стихотворения

  1. Бунин «Помню долгий зимний вечер»
  2. Дон-Аминадо «Города и годы»
  3. Н.М.Рубцов «Родная деревня»

- Что общего в биографиях Бунина и Дона-Аминандо?

Оценивание

Заполнение листа оценки работы команд (приложение1)

- оформление стола,

- биография поэта,

- Насколько выразительно было прочитано стихотворение?

Выступления учащихся.

Выразительное чтение.

Отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся записывают автора, название стихотворения , тему, идею. Рисуют смайлик отражающий восприятие стихотворения.

Коллективная оценка

2.Работа с литературоведческими понятиями.

Репродуктивный метод

«План анализа литературного произведения»

– Давайте вспомним план анализа и литературоведческие термины, которые нам сегодня пригодятся в дальнейшей работе.

Ответы на вопросы

Этап 4. Практикум. Аналитическая работа  с текстом 

3.Самостоятельный анализ стихотворений в группе.

Проблемный, метод групповой организации учащихся

Задание. 

- Сейчас мы проанализируем эти три стихотворения, пользуясь планом анализа.

  Оценивание  

Вывод.

-Так чувствуют поэты  Родину, через собственные воспоминания и ощущения.

Исследовательская работа.

Самостоятельный анализ стихотворения, представление результатов работы.

Отвечают на вопрос учителя.

4.Физ. минутка (пауза релаксации)

личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.

Физ. минутка.

Активно выполняют физические  упражнения

5.Сопоставительный анализ текста стихотворения Бунина и картины И.И.Шишкина «Рожь»

Выступление перед аудиторией .

личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, обеспечивающая личностный моральный выбор; развитие творческого мышления

регулятивные УУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.

познавательные УУД: абстрагирование

коммуникативные  УУД: строить монологические высказывания;

Вводная беседа

- Внимательно рассмотрите картину И.Шишкина «Рожь». Какие краски использовал художник?

-При помощи чего создается впечатление летней жары?

-Какие растения средней полосы России вы заметили?

- Покажите на картине И.Шишкина , где может возникнуть «шепот леса», «где ходят медленно и плавно золотые волны ржи», « зреющие колосья»

-Чего из стихотворения И. Бунина не хватает на картине И.Шишкина?

-Нарисуйте словесно летнее ржаное поле, используя слова Бунина.

Групповая работа.

Словесное рисование

Этап 6. Рефлексия.  Подведение итогов урока

1.Обобщение

Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.

Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Сегодня мы получили удовольствие от стихотворений о Родине и родной природе. Давайте посмотрим , дерево с какой кроной мы смогли вырастить.

Учащиеся прикрепляют листочки на доску .

Ответы на вопросы.

2.Самооценка

Самоанализ

Анализ работы учащихся.

Самооценка работы на уроке.

3.Домашнее задание

Словесный, наглядный.

 Письменный ответ на вопрос «Почему в стихотворениях Бунина и Дона-Аминадо  главным становятся воспоминиания?»Выразительное чтение стихотворений Д.Б Кедрина и А.А. Прокофьева с одинаковым названием «Аленушка». Поиск в интернете сведений о Д.Кедрине, А. Прокофьеве.  

Записывают

задания в дневники.

4.Рефлексия

Метод контроля,

познавательно-рефлексивный

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?

Итоговый комментарий.

Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека)

Приложение 1 .    Лист оценки работы групп.

 

1-я группа

2-я группа

3-я группа

Оформление стола

Биография поэта

Чтение стихотворений

Словесное рисование

Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 «а» классе ФГОС «Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов»

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 «а» классе «Виды предложений  по наличию и отсутствию второстепенных членов» ФГОС. ...

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 «а» классе.

Технологическая карта урока с прописанными УУД , действиями учителя и учащихся на разных этапах урока...

Технологическая карта урока литературы на основе дифференцированного обучения. 8 класс. "Капитанская дочка" А.С.Пушкин

Данная технологиченская карта разработа с учетом разного уровня познавательной активности учащихся одного класса и позволяет учителю вовлечь в работу весь класс....

Технологическая карта урока по русскому языку в 5-м классе "Самостоятельныечасти речи.Их отличие от служебных частей речи".

Данный материал поможет учителю при проведении урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект (технологическая карта) урока - практикума "Юные поэты". (Речевая практика, 4 класс (для обучающихся с умственной отсталостью (лёгкими интеллектуальными нарушениями)).

Тема:  Урок – практикум «Юные поэты»Цель: Учить детей подбирать окончания слов, слова «в рифму», основываясь на ритмическом рисунке и содержании текста.Задачи:...