Технологическая карта урока литературы "Русские поэты 20 века о Родине" ( 6 класс)
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Технологическая карта урока литературы "Русские поэты 20 века о Родине" (6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vostrikova.proekt.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Составила Вострикова Ольга Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №8 г. Сергиева Посада
Класс: 5
Предмет: литература
Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2014 г
Название раздела, темы: Писатели и поэты 20в. о Родине, Родной природе и о себе.
Тема мероприятия: Русские поэты 20 века о Родине.
Цели урока: 1) Образовательная: знакомство со стихотворениями И.А.Бунина «Помню - долгий зимний вечер», Н.М. Рубцова «Родная деревня», Дона-Аминадо «Города и годы», с краткой биографией поэтов, идейно-художественный смысл стихотворений .
2) Развивающая: создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь); развитие творческих способностей.
3) Воспитательная: содействовать формированию патриотических чувств; содействовать развитию интереса к изучению литературы.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с краткой биографией поэтов, с тематикой и идейно-художественным содержанием их стихотворений, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Метапредметные УУД:
-результативные: организация рабочего места, принятие учебной цели, целеполагание;
-познавательные: планирование, сравнение, обобщение, анализ, синтез;
- коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
-межпредметные: связывать между собой и обобщать предметные знания по литературе, истории.
- надпредметные: отвечать на вопросы и решать задачи непродуктивного характера, формулировать гипотезы, выделить главную мысль.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности ценить свою Родину. На примере отношения поэтов к Родине прививать у детей чувство патриотизма.
Средства обучения: оформление столов, компьютер, учебник, раздаточный материал(лист оценки работ команд, листочки зеленого, красного, желтого цвета), ствол дерева с ветвями без листьев, репродукция картины И.И. Шишкина «Рожь»
Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.
Ресурсы сети Интернет:
- Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе (http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/3.html)
- Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. Методические советы (http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_5kl_Metod/2.html#3)
План урока | Методы обучения | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. | ||||
Организация начала урока | Словесный, метод мотивации учебной деятельности | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция | Психологический настрой детей на урок. -Здравствуйте, давайте пожелаем друг другу успеха на уроке, улыбнитесь и мы начинаем. | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность |
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности | ||||
1.Мотивация к учебной деятельности | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные УУД: акцентировать любовь к Родине. регулятивные УУД: целеполагание | - Какое домашнее задание было задано? Проблемный вопрос: -Как вы думаете, что общего у всех этих стихотворений? Целеполагание. -Давайте сформулируем тему нашего урока. - Прочтите название раздела, Здесь не только о Родине, но и о себе..т.е о личностном восприятии Родины.. | Анализ, сопоставление. Построение развернутого ответа на поставленный вопрос. Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений. |
2.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач. | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные УУД: целеполагание | - К какому роду литературы относятся произведения изучаемого раздела? - Как вы думаете, каким образом мы построим сегодня работу, какие задачи нам нужно решить? | Отвечают на вопросы. Построение развернутого ответа на поставленный вопрос. Формулируют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок |
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. | ||||
| Словесный, познавательный, эвристический, наглядный. Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией. | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения. личностные УУД: ценностное отношение к внутреннему миру человека. регулятивные УУД: взаимооценка личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа; познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Проверка команды по очереди знакомят друг друга с интересными фактами из биографии поэтов от каждой команды + выразительное чтение каждого стихотворения
- Что общего в биографиях Бунина и Дона-Аминандо? Оценивание Заполнение листа оценки работы команд (приложение1) - оформление стола, - биография поэта, - Насколько выразительно было прочитано стихотворение? | Выступления учащихся. Выразительное чтение. Отвечают на вопросы учителя. Учащиеся записывают автора, название стихотворения , тему, идею. Рисуют смайлик отражающий восприятие стихотворения. Коллективная оценка |
2.Работа с литературоведческими понятиями. | Репродуктивный метод | «План анализа литературного произведения» – Давайте вспомним план анализа и литературоведческие термины, которые нам сегодня пригодятся в дальнейшей работе. | Ответы на вопросы | |
Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом | ||||
3.Самостоятельный анализ стихотворений в группе. | Проблемный, метод групповой организации учащихся | Задание. - Сейчас мы проанализируем эти три стихотворения, пользуясь планом анализа. Оценивание Вывод. -Так чувствуют поэты Родину, через собственные воспоминания и ощущения. | Исследовательская работа. Самостоятельный анализ стихотворения, представление результатов работы. Отвечают на вопрос учителя. | |
4.Физ. минутка (пауза релаксации) | личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя. коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие. | Физ. минутка. | Активно выполняют физические упражнения | |
5.Сопоставительный анализ текста стихотворения Бунина и картины И.И.Шишкина «Рожь» | Выступление перед аудиторией . | личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, обеспечивающая личностный моральный выбор; развитие творческого мышления регулятивные УУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь. познавательные УУД: абстрагирование коммуникативные УУД: строить монологические высказывания; | Вводная беседа - Внимательно рассмотрите картину И.Шишкина «Рожь». Какие краски использовал художник? -При помощи чего создается впечатление летней жары? -Какие растения средней полосы России вы заметили? - Покажите на картине И.Шишкина , где может возникнуть «шепот леса», «где ходят медленно и плавно золотые волны ржи», « зреющие колосья» -Чего из стихотворения И. Бунина не хватает на картине И.Шишкина? -Нарисуйте словесно летнее ржаное поле, используя слова Бунина. | Групповая работа. Словесное рисование |
Этап 6. Рефлексия. Подведение итогов урока | ||||
1.Обобщение | Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией. | Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом. Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи. Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками | Сегодня мы получили удовольствие от стихотворений о Родине и родной природе. Давайте посмотрим , дерево с какой кроной мы смогли вырастить. Учащиеся прикрепляют листочки на доску . | Ответы на вопросы. |
2.Самооценка | Самоанализ | Анализ работы учащихся. | Самооценка работы на уроке. | |
3.Домашнее задание | Словесный, наглядный. | Письменный ответ на вопрос «Почему в стихотворениях Бунина и Дона-Аминадо главным становятся воспоминиания?»Выразительное чтение стихотворений Д.Б Кедрина и А.А. Прокофьева с одинаковым названием «Аленушка». Поиск в интернете сведений о Д.Кедрине, А. Прокофьеве. | Записывают задания в дневники. | |
4.Рефлексия | Метод контроля, познавательно-рефлексивный | регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя? Итоговый комментарий. | Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) |
Приложение 1 . Лист оценки работы групп.
1-я группа | 2-я группа | 3-я группа | |
Оформление стола | |||
Биография поэта | |||
Чтение стихотворений | |||
Словесное рисование | |||
Итог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 «а» классе ФГОС «Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов»
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 «а» классе «Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов» ФГОС. ...
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 «а» классе.
Технологическая карта урока с прописанными УУД , действиями учителя и учащихся на разных этапах урока...
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 а классе по теме : Мягкий знак, обозначающий и не обозначающий мягкость согласного.
Данная технологическая карта урока по русскому языку разработана по ФГОС....
Технологическая карта урока литературы на основе дифференцированного обучения. 8 класс. "Капитанская дочка" А.С.Пушкин
Данная технологиченская карта разработа с учетом разного уровня познавательной активности учащихся одного класса и позволяет учителю вовлечь в работу весь класс....
Технологическая карта урока по русскому языку в 5-м классе "Самостоятельныечасти речи.Их отличие от служебных частей речи".
Данный материал поможет учителю при проведении урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока литературы в малокомплектной школе 7-8 класс
Урок литературы в малокомплектной школе...
Конспект (технологическая карта) урока - практикума "Юные поэты". (Речевая практика, 4 класс (для обучающихся с умственной отсталостью (лёгкими интеллектуальными нарушениями)).
Тема: Урок – практикум «Юные поэты»Цель: Учить детей подбирать окончания слов, слова «в рифму», основываясь на ритмическом рисунке и содержании текста.Задачи:...