Урок в 5 классе ФГОС по музыке. Тема урока "Писатели и поэты о музыке и музыкантах".
проект по музыке на тему
В классе 13 учеников. Разделились на 4 группы, которые выполняют задания по карточкам. В каждой группе выбран учитель, который оценивает работу группы. Для выразительного чтения, заранее дается ученику(це) отрывок из поэмы Л. Болеславского "Моцарт ". Подготовлена презентация о Моцарте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок в 5 классе "Писатели и поэты о музыке и музыкантах" | 99 КБ |
Презентация Вольфганг Амадей Моцарт | 325.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 5 классе
Раздел: Музыка и литература.
Тема: «Писатели и поэты о музыке и музыкантах»
Цель урока: Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей.
Задачи:
- Развитие эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
- Расширение представлений о творчестве западноевропейского композитора В.-А.Моцарта;
- Знакомство учащихся с поэтическими, литературными и музыкальными шедеврами;
- Формирование готовности и способности учавствовать в коллективной исполнительской, творческой деятельности;
- Развитие чувств стиля, умений ориентироваться в многообразии отечественного и зарубежного музыкального искусства.
Материалы к уроку:
Литературные произведения: отрывок из сказки В.Цыферова «Тайна запечного сверчка», отрывок из трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери», отрывок из поэмы Л. Болеславского «Моцарт».
Музыкальные произведения В. А. Моцарта: фрагмент Симфонии №40, «Маленькая ночная серенада», хор «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы «Волшебная флейта». «Лакримоза» 7 часть Реквиема,
Наглядные пособия:
- портрет В. А. Моцарт;
- презентация на тему В. А. Моцарт.
Основные этапы урока:
- Приветствие, исполнение песни «Сани» сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко - 5 мин.
- Организационный момент, определение темы – 3 мин.
- Знакомство с композитором – 4 мин.
- отрывок из сказки В.Цыферова «Тайна запечного сверчка», слушание «Маленькой ночной серенады», работа с карточкой – 5 мин.
- Слушание хора «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы «Волшебная флейта», работа с карточкой– 5 мин.
- Рассказ о создании Реквиема, чтение отрывка из трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» – 10 мин.
- Слушание «Лакримоза» – 3 мин.
8. Работа с карточкой –– 3 мин.
9. Отрывок из из поэмы Л. Болеславского «Моцарт» – 2 мин
10. Рефлексия, оценивание детей,объявление Д/З – 5 мин
№ | Этапы урока | Художественно-педагогическая деятельность учителя | Художественно-эстетическая деятельность учащихся | Ожидаемый результат |
1. | Эмоциональный настрой. Художественное исполнение песни | Каждой группе дана карточка с тремя заданиями. Приветствие детям. Исполняется новогодняя песня - «Сани» | Класс разбит на 4 группы. В каждой группе выбран капитан, который будет оценивать работу учащихся группы. Исполнять песни современных композиторов; понимать особенности музыкального воплощения стихотворного текста. | Восприятие песни «Сани». Внимание, сосредоточенность детей, исполнение песни. |
2. | Организационный момент, определение темы. Слайд 1. «Писатели и поэты о музыке и музыкантах». Звучит фрагмент Симфонии №40 В.-А.Моцарта | Ребята, вспомним , музыку каких композиторов мы слушали на предыдущих уроках, каких писателей и поэтов назовете, которые писали о этих музыкантах, о их их музыке. О каком композиторе , и музыку какого композитора мы сегодня будем слушать, нам подскажет сама музыка. Слушаем. | Повторение предыдущего материала. Определение темы урока. | О музыке Г.Свиридова рассказал писатель В. Астафьев «Слово о мастере. А. Граши «Горсть земли» и Л. Озеров «Вальс» о жизни и музыке Ф.Шопена». Ответ детей- Симфония №40. |
3. | Знакомство с композитором В.А. Моцартом. Слайд 2. Слайд 3. Слайд 4. | Жизнь австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта удивительна и необычна. Его яркий, щедрый талант, постоянное творческое горение дали совершенно поразительные, единственные в своём роде результаты. Моцарт прожил всего 35 лет. Ребята, а вы знаете как часто его называют?-- Гений. С трех лет Моцарт начал играть на клавесине. Когда папа Леопольд Моцарт занимался со старшей дочерью Анной Марией, маленький Вольфганг дотягивался до клавиш и играл созвучия. К 6 годам стал настоящим музыкантом . Им восхищались император и императрица, а венская публика выкрикивала «прелестно, прелестно!». Вся венская аристократия только и говорила о маленьком виртуозе[7]. «Чюдо-ребенок» так его называли. Портрет шестилетнего Вольфганга в костюме, подаренном императрицей. Моцартом написано около 50 симфоний, 19 опер, сонаты, квартеты, квинтеты и другие произведения различных жанров. Моцартом написано около 50 симфоний, 19 опер, сонаты, квартеты, квинтеты и другие произведения различных жанров. Многочисленные легенды сложены о его жизни и смерти. Дымкой тайны окутано творчество музыканта- с первых детских опытов сочинения музыки мальчиком-вундеркиндом до последнего сочинения его «лебединой песни»- «Реквиема» | Восприятие материала. | Слушание материала. |
4. | Слайд 5. Художественное восприятие. Знакомство со сказкой В.Цыферова «Тайна запечного сверчка». Звучит «Маленькая ночная серенада». Работа с карточкой | Тайну маленького Моцарта раскрыл в своем произведении, в сказке, писатель Геннадий Циферов. Она называется «Тайна запечного сверчка». (Зачитывается фрагмент). (в сказке звучит «Маленькая ночная серенада»). Заполните карточку с первым заданием. | Определять характерные признаки музыки и литературы. Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме | Выполнение задания в карточке |
5. | Слайд 6. Художественное восприятие и исполнение песни. Звучит хор «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы «Волшебная флейта». Исполнение песни «Откуда приятный и нежный тот звон» Работа с карточкой. | О том ,что музыка Вольфгана имеет волшебное звучание вы убедитесь сами, прослушав хор «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы «Волшебная флейта». Сама музыка нам говорит, что эта сказка светлая и добрая. А теперь попробуем сами исполнить и тоже хором. Старайтесь передать нежность и теплоту песн своим звучанием. Заполните карточку со вторым заданием. | Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме | Слушание хора «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы «Волшебная флейта». Исполнение хора «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы «Волшебная флейта». Выполнение задания в карточке. |
6- | Слайд 7. Рассказ о создании Реквиема. Знакомство с трагедией А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Слайд 8. Чтение отрывка из трагедии А.С. Пушкина (учебник с.46) «Моцарт и Сальери»
Звучит «Лакримоза» 7 часть из Реквиема. | «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…» сказал о Моцарте великий русский поэт А. С. Пушкин. Именно музыка Моцарта становится одним из главных действующих лиц маленькой трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Еще одна очень загадочная история произошла с Моцартом уже в зрелом возрасте. Однажды к Вольфгану пришел некий загадочный незнакомец, одетым во все черное, и заказал композитору написать Реквием. Моцарт принялся за работу в то время, когда болезнь уже подтачивала его силы. Он создает одно из самых скорбных во всем мировом искусстве сочинений – Реквием. Реквием - музыкальное произведение траурного характера для хора с оркестром. В переводе с латинского-покой, отдых, успокоение. Умирающий композитор, последние месяцы своей жизни посвятивший этому произведению, так писал о нем в одном из своих писем: (читать письмо Моцарта другу из учебника на стр 45) Впечатлительному Вольфгангу показалось, что это произведение – предсказание его гибели. Так и получилось. Моцарт не успел завершить свое произведение. Работу закончил его ученик Ф.Зюсмайер. Душевное состояние автора с огромной драматической силой передал в трагедии «Моцарт и Сальери» А.С.Пушкин. «Реквием» - довольно крупное сочинение, оно состоит из 12 частей. Сейчас прозвучит самая короткая, но, несомненно самая прекрасная 7 часть «Реквиема» Моцарта, она называется «Лакримоза», которую можно перевести как «слеза». Первые слова хора так и звучат: «Слезным будет этот день». Слушание «Лакримоза» Пропоем слова Лакримоза по нотам. На карточке выполните 3 задание. | Восприятие материала. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы. Воплощать художественно-образное содержание литературного произведения в драматизации. . Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме | Слушание материала На стр 46 из учебника дети по ролям читают отрывок из трагедии «Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина Исполнение двух тактов Лакримозы. Выполнение задания в карточке. |
7. | Слайд 9. Сегодня урок, посвященный В.А. Моцарту, (--).завершит словами из поэмы Льва Болеславского «Моцарт». | Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. | Ученик (ца) читает отрывок из поэмы «Моцарт» Льва Болеславского, заранее подготовленного. | |
8. | Слайд 10. Рефлексия. Домашнее задание. | Так музыка одного и того же композитора может заставить нас улыбаться и испытывать печаль. Сила этой музыки не только в ее чисто музыкальной красоте, но и в глубокой жизненной правдивости. Вопросы: 1. Какие музыкальные произведения слушали на уроке? 2. Какие литературные сочинения прозвучали на уроке и каких писателей и поэтов? 3. Какую роль музыки играет в литературе? А домашнее задание для вас будет таким: попробуйте себя в роли поэта, попытайтесь найти или сочинить стихотворение на выбор о Моцарте, Шопене, Свиридове или написать небольшой рассказ. Я благодарю вас за внимание, на этом наш урок закончен. | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям. Определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы. . Определять характерные признаки музыки и литературы. Самостоятельно подбирать сходные или контрастные литературные произведения к изучаемой музыке. | Симфонии №40, .«Маленькая ночная серенада», хор «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы «Волшебная флейта», «Лакримоза» 7 ч. из Реквиема. Геннадий Циферов. «Тайна запечного сверчка», трагедия «Моцарт и Сальери» А.С.Пушкин, поэма "Моцарт" Льва Болеславского). Благодаря музыке появились многие произведения литературы – от незатейливых сказок до шедевров поэзии. Не появились бы литературные сочинения, если бы не было таких гениев как Свиридов, Шопен, Моцарт? |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вольфганг Амадей Моцарт ( 1756-1791) 18 век Родился в г. Зальцбурге в Австрии
Геннадий Михайлович Цыферов
Опера «Волшеб-ная флейта»
«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…». Александр Сергеевич Пушкин Трагедия «Моцарт и Сальери»
Реквием - музыкальное произведение траурного характера для хора с оркестром. В переводе с латинского-покой, отдых, успокоение.
Болеславский Лев Ионович Поэма "Моцарт".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"
Технологическая карта -это трудность для начинающих учителей ,работающих во ФГОС ООО...
Урок музыки в 5 классе «Писатели и поэты о музыке и музыкантах»
Урок по программе Г.П. Сергеевой в 5 классе, который расширяет представление учащихся о творчестве композитора В.А.Моцарта....
Конспект урока в 5 классе по теме "Писатели и поэты о музыке и музыкантах".
Конспект урока в 5 классе по теме "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"....
Презентация урока по музыке в 5 классе "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"
Презентация урока по музыке в 5 классе "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"...
Тема урока : Писатели и поэты о музыке и музыкантах
Цель: Выявить общие черты связи музыки и литературы, анализируя музыкальные, поэтические и прозаические произведения;активизировать воображение эстетических переживаний учащихся на о...
Дополнительный информационный материал для 5 класса, раздел "Что роднит музыку и литературу?", тема урока: "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"
Информационный материал...
Конспект урока музыки в 5 классе "Писатели и поэты о музыке и музыкантах".
В помощь учителю музыки конспект урока о трех выдающихся композиторах....