Технологическая карта урока " Гармонии задумчивый поэт"
методическая разработка по музыке (5 класс)
Ознакомить с музыкальными произведениями разных жанров и форм (фортепианные пьесы- полонез, мазурка, вальс, прелюдия, этюд, ноктюрн ) Способствовать накоплению музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки западноевропейских композиторов, на примере творчества Ф.Шопена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya-karta-uroka-garmonii_zadumchivyy_poet.f.shopen.docx | 32.8 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Дашкина Мария Александровна
ГБОУ СОШ № 469, Выборгский район
Предмет: музыка
УМК:Музыка. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Класс: 5
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы обучения:
наглядно-иллюстративный метод, методы побуждающего и подводящего диалога, метод размышления о музыке, метод ассоциаций, практический метод, метод сравнения.
Образовательные технологии:
технология проблемно-диалогового обучения (фасилитированная дискуссия)
элементы технологии критического мышления (кроссворд«Шопен»)
Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроке:
Этапы урока | Формы диагностики | Методы диагностики |
Самоопределение к деятельности | Фронтальная | Методы устной диагностики (беседа, наблюдение) |
Актуализация знаний | Фронтальная | наглядно-иллюстративный (презентация), методы подводящего и побуждающего диалога, методы устной диагностики (беседа, наблюдение). |
Постановка учебной задачи | Фронтальная | Методы устной диагностики (беседа, наблюдение). |
“Открытие” новых знаний | Фронтальная, групповая | Методы устной диагностики (беседа, дискуссия, наблюдение) Метод письменной диагностики (выполнение заданий в рабочем листе) Практический метод (анализ фрагментов музыкальных произведений) |
Включение новых знаний в систему знаний и подведение итогов по теме урока | Групповая, индивидуальная | Практические методы (кроссворд «Шопен») |
Рефлексия | Индивидуальная | Метод письменной диагностики (заполнение листа рефлексии) |
Домашнее задание | Фронтальная | Метод устной диагностики (наблюдение) |
Формы организации учебной деятельности:фронтальная, в малых группах, индивидуальная.
Оборудование:компьютер, проектор, интерактивная доска, акустическая аппаратура,
Сергеева Г.П., Музыка: 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций/Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, М.,Просвещение, 2015.
Сергеева Г.П. Уроки музыки. Поурочные разработки. 5 классы/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, М., Просвещение, 2013.
Методическое обеспечение, ресурсы: фрагменты произведений : Полонез ля мажор, мазурки ля минор, фа мажор, си-бемоль мажор, вальс си минор.
Тема года (тема раздела) | Музыка и литература | |||
Тема урока | Гармонии задумчивый поэт. Ф.Шопен | |||
Художественно -педагогическая идея урока | Ознакомить с музыкальными произведениями разных жанров и форм (фортепианные пьесы- полонез, мазурка, вальс, прелюдия, этюд, ноктюрн ) Способствовать накоплению музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки западноевропейских композиторов, на примере творчества Ф.Шопена. | |||
Цель | Цель урока для учащихся | Педагогическая цель урока | ||
Осмысление связи между эмоциональным состоянием и творчеством композитора | Создание условий для формирования представления о творчестве и стиле Ф.Шопена | |||
Задачи | Задачи урока для учащихся | Педагогические задачи урока | ||
1.Познакомиться с жизнью композитора 2.Прослушать примеры музыкальных произведений 3.Выявить отличительные особенности 4.Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения своих чувств и мыслей 5.Разгадать кроссворд | Воспитательные – содействовать достижению личностных результатов:
Развивающие – способствовать достижению метапредметных результатов (УУД)и формированию:
Образовательные – обеспечить достижение предметных результатов:
| |||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся (содержание заданий) | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | |||
1 мин. | Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), побуждающего диалога, методы устной диагностики (беседа, наблюдение) Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на деятельность. -Мы изучаем раздел под названием « Музыка и литература». Этот раздел очень обширен и продолжается темами « Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Слово о мастере. Гармонии задумчивый поэт» | Приветствуют учителя. Включаются в деятельность: слушают, отвечают на вопросы и обосновывают свои ответы. | Повторение темы о музыкальных жанрах зарубежных композиторах. | Регулятивные (саморегуляция - способность к мобилизации на учебную деятельность); Личностные (интерес к К творчеству композитора,мотивация к обучению) |
5 мин. | Методы: наглядно-иллюстративный (презентация « Писатели и поэты о музыке и музыкантах»), побуждающего диалога, методы устной диагностики (беседа, наблюдение) | Слушают учителя,вступают в диалог,отвечают на вопросы | Активизируют имеющиеся знания,погружаются в тему. | Регулятивные (готовность выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность); коммуникативные (умение работать во взаимодействии с классом и учителем); |
5 мин. | Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), методы подводящего и побуждающего диалога, методы устной диагностики (беседа, наблюдение). Подводит учащихся к формулированию темы урока: -Многим композиторам приходилось жить на чужбине. Фридерик Шопен всю свою недолгую жизнь (39 лет) прожил и умер во Франции. Но поляки похоронили его сердце в Польше, в костле Святого Креста. Они чтят и помнят своего земляка. Давайте вспомним какую музыку писал Шопен? Какой был его любимый музыкальный инструмент? Предлагаю игру ассоциации на тему Шопена, называйте слова, которые могут быть связаны с этим именем. | 1. Заслушивают изречения, предложенные учителем. 2.Отвечая на вопросы, формулируют тему урока. 3. Осмысливают и принимают цель и задачи урока. | Активизируют имеющиеся знания, погружаются в тему | Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия); коммуникативные (умение аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса, сотрудничать с другими детьми в поиске информации). |
27 мин. | Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), методы побуждающего и подводящего диалога, метод сравнения, методы устной диагностики (беседа, дискуссия, наблюдение), -Предлагает учащимся прочитать стихи о музыке Шопена -Предлагает вспомнить историю его жизни. -Предлагает послушать полонез ля мажор и определить с каким периодом в жизни связана эта музыка. -Какие интонации в музыке вы услышали?( Героические, приподнято-торжественные, призывные.) -Как звучит мелодия? (Решительно, уверенно, как пламенная речь оратора) -Какой ритм в полонезе Шопена? (Пунктирный) Слушают вальс ми минор ,размышляют о музыке. -Шопен также сочинял мазурки. Мазурка- старинный польский танец. Слушают мазурку ля минор. -Что можно сказать о мелодии мазурки? -Какими чувствами исполнена мелодия мазурки? (на доске- задумчиво, мечтательно, как воспоминание, грустно, проникновенно, ,поэтично, сердечно, лирично.) -Познакомимся еще с такими жанрами как прелюдия, этюд. Прелюдия означает вступление, но у Шопена эти миниатюрные ,законченные пьесы. Этюд означает пьеса виртуозного характера. Шопен был великим пианистом, в своих этюдах он создавал яркие, красочные образы. Послушаем одни из них. Что можно сказать о музыке ,характере, средствах выразительности? | -Слушают учителя, вступают в диалог, отвечают на вопросы -Анализируют музыкальные фрагменты -Сопоставляют выразительные особенности языка музыки, -Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта | Расширение представления о жизни и творчестве Шопена. | Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность; развитие монологической речи, умение находить ответы на вопросы); коммуникативные (умение сотрудничать с другими детьми в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса. познавательные (умение работать с информационными источниками, умение анализировать литературные тексты с целью выделения главного; умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера); личностные (эмоциональная отзывчивость на музыку, проявление интереса к музыкальному искусству на основе эмоционального восприятия творчества композиторов. |
5 мин. | Методы: подводящий диалог, метод сравнения, практический метод диагностики Технологии: элементы технологии критического мышления (кроссворд ) -на основе полученных знаний предлагает учащимся индивидуально выполнить задание в виде кроссворда на тему творчества Шопена. | -Делают выводы о неповторимом, узнаваемом стиле Шопена -Выражают своё мнение в виде творческой работы | Расширение представления о стиле в творчестве Шопена. | Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность; коммуникативные (умение сотрудничать с другими детьми в поиске и сборе информации работать в парах и группах); познавательные (умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера); |
1 мин. | Метод: письменной диагностики (заполнение листа рефлексии). 1.Подводит итоги урока: предлагает учащимся оценить личные результаты своего участия в процессе урока. Анализирует ответы, представленные в листах рефлексии. | Заполняют лист рефлексии: Сегодня я узнал… Мне было интересно… Мне было трудно… У меня получилось … Я почувствовал, что… Меня удивило… Мне захотелось… | Регулятивные (умение объективно оценивать себя и других ребят в учебном процессе); личностные (осознание своей принадлежности к мировой музыкальной культуре); | |
1 мин. | Составить впечатление об одном произведении Шопена на выбор. | Записывают домашнее задание и задают уточняющие вопросы. | Закрепление изученного материала | Записывают домашнее задание и задают уточняющие вопросы. |
Разгадать кроссворд
- Имя композитора Шопена
- В какой стране родился Шопен
- Быстрый, польский, народный танец
- Пьеса для совершенствования техники игры на каком-либо инструменте
- Торжественный польский танец-шествие
- Пьеса ,переводится как « подготовка»
- Семейство чёрных и белых клавиш
- Пьеса, в основу которого положена легенда, предание.
- Небольшая пьеса лирического содержания, переводится как «ночной»
- Направление 19 века в искусстве, отражает чувства, внутренний мир человека
1Ф | ||||||||||||||||||||||||
2 | О | |||||||||||||||||||||||
3 | Р | |||||||||||||||||||||||
4 | Т | |||||||||||||||||||||||
5 | Е | |||||||||||||||||||||||
6П | ||||||||||||||||||||||||
7 | И | |||||||||||||||||||||||
8 | А | |||||||||||||||||||||||
9Н | ||||||||||||||||||||||||
10 | О |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки в 5 классе "Гармонии задумчивый поэт"
Конспект урока музыки в 5 классе "Гармонии задумчивый поэт"...
"Гармонии задумчивый поэт" презентация к уроку музыки в 5 классе
Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме "Гармонии задумчивый поэт"...
Технологическая карта урока литературы "Русские поэты 20 века о Родине" ( 6 класс)
Технологическая карта урока литературы "Русские поэты 20 века о Родине" (6 класс)...
Презентация к уроку в 5 классе по теме "Гармонии задумчивый поэт"
Презентация составлена к уроку в 5 классе по учебнику Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской "Гармонии задумчивый поэт" и посвящена жизни и творчеству великого польского композитора Ф.Шопена....
Конспект урока "Гармонии задумчивый поэт"
Конспект урока в 5 классе...
Конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Гармонии задумчивый поэт"
На данном уроке продолжаетс знакомство учащихся с творчетвом польского копозитора Ф.Шопена. На уроке активизируется воображение эстетических переживаний учащихся на основе восприятия музыки и по...
Конспект (технологическая карта) урока - практикума "Юные поэты". (Речевая практика, 4 класс (для обучающихся с умственной отсталостью (лёгкими интеллектуальными нарушениями)).
Тема: Урок – практикум «Юные поэты»Цель: Учить детей подбирать окончания слов, слова «в рифму», основываясь на ритмическом рисунке и содержании текста.Задачи:...