Календарно-тематическое планирование по музыке 6 класс
календарно-тематическое планирование по музыке (6 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МУЗЫКЕ 6 КЛАСС НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ урока | Тема урока | Решаемые проблемы | Виды деятельности (элементы содержания, контроль) | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | Дата | ||||||
Предметные | Личностные УУД Метапредметные УУД | план | факт | ||||||||
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч) | |||||||||||
1 | Удивительный мир музыкальных образов. | Что роднит музыкальную и разговорную речь? | Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке. Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.
| Знать/понимать: что музыкальный образ – живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной и инструментальной музыке. Уметь: Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Владеть навыками музицирования: исполнение песен, напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений. | Личностные: речевая декламация и романс - этот связь прошлого и настоящего. Регулятивные: самостоятельно отличать интонацию романса и речи. Познавательные: знать единство музыкальной и поэтической речи романса. Коммуникативные: знать особенности мелодической линии | ||||||
2 | Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. | Какими бывают образы в вокальной музыке? | Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки – романс. Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса..
| Знать/понимать: жизненно – образное содержание музыкальных произведений разных жанров. Уметь: различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — народная, композиторская. | Личностные: знать известные русские романсы. Регулятивные:: самостоятельно определять, почему романсы живут в памяти народа. Познавательные: различать какие качества души русского человека запечатлены в муз. образах романса. Коммуникативные: находить поэтическое и и муз. выражение главной мысли романса. | ||||||
3 | Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Что такое музыкальный портрет? | Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации. Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.
С.С.Прокофьева «Золушка». | Знать/понимать: способы создания различных образов: музыкальный портрет. Понимать, что каждое музыкальное произведение благодаря эмоциональному воздействию позволяет пережить всю глубину чувств. Уметь: Уметь анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, выявлять своеобразие почерка композитора – М.Глинки. | Личностные: научиться испытывать глубокие и возвышенные чувства в общении с природой. Регулятивные: самостоятельно отличать характер музыкальных произведений. Познавательные: уметь определять форму романса Коммуникативные: знать поэтические эпиграфы раскрывающие смысл романса. | ||||||
4 | Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. Комбинированный урок | В чем отличия и сходства музыкального и живописного портретов? | Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации. Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.
С.С.Прокофьева «Золушка». | Знать/понимать: способы создания различных образов: музыкальный портрет. Понимать, что каждое музыкальное произведение благодаря эмоциональному воздействию позволяет пережить всю глубину чувств. Уметь: Уметь анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, выявлять своеобразие почерка композитора – М.Глинки. | Личностные: научиться испытывать глубокие и возвышенные чувства в общении с природой. Регулятивные: самостоятельно отличать характер музыкальных произведений. Познавательные: уметь определять форму романса Коммуникативные: знать поэтические эпиграфы раскрывающие смысл романса. | ||||||
5 | «Уноси мое сердце в звенящую даль…». Урок комплексного применения ЗУН. | Как формировалась русская классическая школа? | Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов. Лирические образы романсов С.В.Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В.Рахманинова. Выразительность и изобра-зительность в музыке.
| Знать/понимать: Знать имена выдающихся русских композиторов: А.Варламов, А.Гурилев, М.Глинка, С.Рахманинов, Н.Римский- Корсаков. Знать определения музыкальных жанров и терминов: романс, баркарола, серенада. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки, сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников, передавать свои музыкальные впечатления в рисунке. | Личностные: уметь более глубоко вникать в музыкальный образ романса. Регулятивные: самостоятельно определять, что помогает композитору наиболее ярко передавать особенности главного лирического образа романса. Познавательные: знать музыкальные термины, помогающие передать музыкальные и поэтические образы романса. Коммуникативные: знать приемы развития музыки в романсе. | ||||||
6 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Почему Ф.И. Шаляпин знаменит? | Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин. Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина.
| Знать/понимать: имена известных исполнителей (Ф.Шаляпин, А.Нежданова, И.Архипова, М.Каллас, Э.Карузо, Е.Образцова), понятие бельканто. Уметь: размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы. | Личностные: гордиться великим русским певцом Ф.Шаляпиным Регулятивные: самостоятельно выявлять связь музыки, театра, ИЗО ( на творчестве Ф.Шаляпина) Познавательные: понимать красоту и правду в искусстве. Коммуникативные: расширять муз. компетентность. | ||||||
7 | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Урок-лекция. | Как при помощи интонаций раскрывается образ? | Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки. Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя).
| Знать/понимать: Знать особенности русского свадебного обряда, значение песен во время обряда, Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных). Уметь: по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов. | Личностные: понимать и любить русские народные обряды Регулятивные: самостоятельно различать диалог в РНП Познавательные: Знать , как при помощи интонаций раскрывается образ. Коммуникативные: разучивание песни «Матушка, что во поле пыльно» | ||||||
8 | Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. Комбинированный урок | В чем заключается искусство прекрасного пения? | Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей. Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.
| Знать/понимать: известных исполнителей - (Ф.Шаляпин, А.Нежданова, И.Архипова, М.Каллас, Э.Карузо, Е.Образцова. Знать определения музыкальных жанров и терминов: опера, романс, баркарола, серенада, баллада, знакомство со стилем пения- бельканто. Уметь: наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа. | Личностные: расширять музыкальный кругозор. Регулятивные: самостоятельно сравнивать мелодические линии муз. произведений. Познавательные: знать музыкальные термины. Коммуникативные: разучивание песни М. Глинки «Венецианская ночь» | ||||||
9 | Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь». Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний. | Как отличить пейзажные зарисовки в музыке? | Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов. Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.
| Знать/понимать: имена зарубежных композиторов: Ф.Шуберт и его произведения. Знать определения музыкальных жанров и терминов: баллада. Уметь: различать эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств. Выделять музыкальные средства выразительности, передавать свои музыкальные впечатления в устрой форме. | Личностные: уважительно относится к творчеству Ф.Шуберта. Регулятивные: самостоятельно сравнивать язык трех худ. произведений: литер, муз, и ИЗО Познавательные: знать музыкальные термины. Коммуникативные: отличать пейзажные зарисовки в музыке Шуберта. | ||||||
10 | Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. Урок-лекция. | В чем особенности русской духовной музыки? | Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси. Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование.
| Знать/понимать: особенности народ-ного искусства. Понимать значение определений: - а капелла, знаменный распев, партесное пение. Знать жанры церковного пения: тропарь, стихира, величание, молитва. Уметь: по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка народная. | Личностные: уважать традиции русской духовной музыки. Регулятивные: знать обряды, сопровождаемые пением, пляской, игрой. Познавательные: знать народные муз. инструменты. Коммуникативные: уметь описывать образы гусляров в преданиях, легендах и былинах | ||||||
11 | Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт. Урок-лекция. | Как определить тесную связь музыки? | Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт. Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.
| Знать/понимать: особенности развития народной и духовной музыки в Древней Руси, знакомство с некоторыми характерными этапами развития церковной музыки в историческом контексте (от знаменного распева до партесного пения). Знать композитора М.Березовского. Уметь: по характерным признакам определять принадлежность музы-кальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка народная, религиозная. | Личностные: уважать традиции русской духовной музыки. Регулятивные: самостоятельно определять традиционные жанры духовного музыкального искусства. Познавательные: определять тесную связь слов и музыки духовного концерта. Коммуникативные: углублять знание жанра хорового концерта. | ||||||
12 | «Фрески Софии Киевской». Комбинированный урок | Как развивались традиции русской классической музыкальной школы? | Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки. Фрагменты из концертной симфонии В.Кикта «Фрески Софии Киевской»:
| Знать/понимать: какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты. Уметь: наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа на примере музыки В.Кикты. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств. | Личностные: уважать и любить историю Родины Регулятивные: самостоятельно определять средства выразительности влияющие на характер музыки. (темп, регистр, динамика, ритм) Познавательные: владеть знаниями муз. терминов. Коммуникативные: знать приемы раскрытия муз. образов. | ||||||
13 | «Перезвоны» Молитва. Комбинир ованный урок | Как развивались традиции русской классической музыкальной школы? | Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.
| Знать/понимать: значение выявления глубоких связей с русским народным музыкальным творчеством и осмысление интонационно-жанрового богатства народной музыки, значение молитвы в музыке отечественных композиторов. Уметь: соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы. | Личностные: уважать и любить историю Родины Регулятивные: самостоятельно определять средства выразительности влияющие на характер музыки. (темп, регистр, динамика, ритм) Познавательные: владеть знаниями муз. терминов. Комуникативные: знать приемы раскрытия муз. образов. | ||||||
14 | Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | В чем особенность стиля барокко? | Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека). Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха.
| Знать/понимать: определения музыкальных жанров и терминов: фуга, токката, полифония, хорал, кантата, реквием. Знать имена зарубежных композиторов - И.Бах, и их произведения. Понимать особенности полифонического изложения музыки. Получить представление о стиле барокко. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы. | Личностные: знать и любить шедевры духовной полифонической музыки. Регулятивные: самостоятельно отличать характер музыкальных тем муз. произведения. Познавательные: отличать светскую и духовную церковную музыку. Коммуникативные: определять близость хоралов к народным песням. | ||||||
15 | Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал. | В чем особенность стиля барокко? | Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека). Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха.
А.Городницкий «Атланты» | Знать/понимать: определения музы-кальных жанров и терминов: фуга, токката, полифония, хорал, кантата, реквием. Знать имена зарубежных композиторов - И.Бах, и их произведения. Понимать особенности полифонического изложения музыки. Получить представление о стиле барокко. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы. | Личностные: знать и любить шедевры духовной полифонической музыки. Регулятивные: самостоятельно отличать характер музыкальных тем муз. произведения. Познавательные: отличать светскую и духовную церковную музыку. Коммуникативные: определять близость хоралов к народным песням. | ||||||
16 | Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана». Урок расширения знаний. | Какие приемы раскрытия музыкальных образов существуют? | Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К.Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки. Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов. Фрагменты из кантаты Дж.Перголези «Стабат матер»:
Фрагменты из сценической кантаты К.Орфа «Кармина Бурана»: « №1. О, Фортуна!»:
| Знать/понимать: особенности языка западноевропейской музыки на примере кантаты и реквиема. Знать произведения К.Орфа – сценическая кантата, особенности его творчества, понятия: реквием, кантата, полифония. Уметь: совершенствовать умения и навыки самообразования, проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, выявлять средства музыкальной выразительности и приемы развития музыки. | Личностные: уважать традиции западно-европейской духовной музыки Регулятивные: самостоятельно определять полифонический склад музыки. Познавательные: знать голоса хора Коммуникативные: знать приемы раскрытия музыкальных образов. | ||||||
17 | Авторская музыка: прошлое и настоящее. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | В чем особенности авторской песни? | Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства :бардовская песня . Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни – барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни.
| Знать/понимать: определения музыкальных жанров и терминов: авторская песня, имена авторов бардовской песни: Б.Окуджава, Ю.Ким, В.Высоцкий, А.Городницкий. Историю развития авторской песни. Уметь: совершенствовать умения и навыки самообразования, высказывать собственную точку зрения, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия; сравнивать различные исполнительские трактовоки одного и того же произведения и выявления их своеобразия. | Личностные: формировать художественный вкус. Регулятивные: самостоятельно объяснять понятия: бард, ваганты,и т.д. Познавательные: знать жанры и особенности авторской песни. Коммуникативные: выполнение творческого задания. | ||||||
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (17 ч) | |||||||||||
18 | Джаз – искусство 20 века. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | В чем особенности джазовых ритмов? | Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз - спиричуэл, блюз. Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.
| Знать/понимать: истоки джаза, определения музыкальных жанров и терминов: джаз, спиричуэл, блюз. Знать имена выдающихся джазовых композиторов и исполнителей: Дж.Гершвин, Л.Армстронг, Д.Эллингтон. Уметь: анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Творческое самовыражение учащихся в хоровом исполнении песен. | Личностные: знать и любить джазовую музыку Регулятивные: самостоятельно определят особенности джазовых ритмов. Познавательные: находить главные муз. темы в импровизациях джаза. Коммуникативные: разучивание песни. | ||||||
19 | Вечные темы искусства и жизни. Вводный. Расширение и углубление знаний. | Что такое программная музыка? | Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд. Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна. Программная и не программная музыка.
| Знать/понимать: что жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Понимать, что все искусства связаны между собой. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Знать выдающихся исполнителей симфонической и камерной музыки. Уметь: выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. | Личностные: расширять музыкальный кругозор. Регулятивные: знать основные жанры музыки : песня, романс, кантата, симфоническая опера, балет. Познавательные: знать отличие камерной музыки от симфонической. Коммуникативные: знать жанры камерной музыки ( баллада, ноктюрн, инструментальный концерт, симфоническая миниатюра) | ||||||
20 | Образы камерной музыки. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Как развивался жанр камерной инструментальной музыки? | Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки..
| Знать/понимать: жанры камерной музыки: инструментальная баллада, ноктюрн, прелюдия, инструментальный концерт. Понимать строение музыкальных форм: рондо, вариация. Уметь: узнавать произведения определенного композитора. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Анализировать различные трактовки одного и того же музыкального жанра, аргументируя интерпретацию замысла композитора. | Личностные: расширять образно-эмоциональный диапазон своих муз. познаний. Регулятивные: самостоятельно распознавать по национальной принадлежности музыкальные произведения Шопена Познавательные: эмоционально откликаться на муз. шедевры Шопена. Коммуникативные: знать жанр музыки ноктюрн | ||||||
21 | Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. Урок расширения знаний. | В чем особенности жанра инструментальной баллады? | Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная – инструментальная баллада, ноктюрн. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами. Особенности жанра инструментальной баллады. Ф.Шопен – создатель жанра инструментальной баллады. Разнообразие музыкальных образов в одном произведении. Расширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа.
| Знать/понимать: что баллада один из жанров романтического искусства, а создателем инструментальной баллады был Ф. Шопен. Уметь: выразительно исполнять песни, передавая в них музыкальные образы. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Анализировать различные трактовки одного и того же музыкального жанра, аргументируя интерпретацию замысла композитора. | Личностные: ценить музыкальные шедевры. Регулятивные: самостоятельно определять особенности камерной музыки Познавательные: эмоционально почувствовать, как музыка раскрывает духовный мир человека. Коммуникативные: четко определять средства муз. выразительности, помогающие понять содержание музыки. | ||||||
22 | Инструментальный концерт. «Итальянский концерт». Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Как зарождался и развивался жанр инструментального концерта? | Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж. А.Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»:
| Знать/понимать: значение программной музыки, закрепить представления о различных видах концерта: хоровой духовный концерт, инструментальны, особенности стиля барокко. Уметь: определять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения. | Личностные: ценить актуальность старинной музыки. Регулятивные: Самостоятельно определять части инструм. Концерта Вивальди ( быстро-медленно-быстро) Познавательные: вспомнить жанр духовного концерта. Коммуникативные: знать форму построения первой части концерта ( «Весна») -рондо, вариация. | ||||||
23 | «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Картинная галерея. | Что такое выразительность и изобразительность в музыке? | Стилевое многообразие музыки ХХ столетия. Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента. Выразительность и изобразительность в музыке.
| Знать/понимать: осознать взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, изобразительного искусства, а также легкой и серьезной музыки. Синтезатор. Уметь: определять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения. | Личностные: интересоваться современной электронной музыкой. Регулятивные: самостоятельно составлять музыкальный образ, эстетическо-нравственный фон и художественный образ. Познавательные: осмысливать звуковой мир произведений космической тематики. Коммуникативные: уметь находить сходство и различие в композициях ( Космос и Вселенная) | ||||||
24 | Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. Сообщение и усвоение новых знаний. | Как возник жанр музыкальной иллюстрации? | Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов. Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке. Фрагменты музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Тройка» Г.Свиридова «Метель»:
| Знать/понимать: понимать значение симфонического оркестра в раскрытии образов литературного сочинения. Различать звучание различных музыкальных инструментов, понимать определение программной музыки. Уметь: выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Определять тембры музыкальных инструментов, выявлять средства выразительности, форму, приемы развития музыкальных произведений. | Личностные: глубоко вдумываться в муз. образы Свиридова. Регулятивные: самостоятельно отличать главные мелодики музыки Свиридова. Познавательные: знать историю возникновения жанра музыкальные иллюстрации. Коммуникативные: уметь находить сходство и различие в композициях | ||||||
25 | Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. | Как возник жанр музыкальной иллюстрации? | Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов. Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке. Фрагменты музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Тройка» Г.Свиридова «Метель»:
О.Митяев «Как здорово | Знать/понимать: понимать значение симфонического оркестра в раскрытии образов литературного сочинения. Различать звучание различных музыкальных инструментов, понимать определение программной музыки. Уметь: выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Определять тембры музыкальных инструментов, выявлять средства выразительности, форму, приемы развития музыкальных произведений | Личностные: глубоко вдумываться в муз. образы Свиридова. Регулятивные: самостоятельно отличать главные мелодики музыки Свиридова. Познавательные: знать историю возникновения жанра музыкальные иллюстрации. | ||||||
26 | Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен. Расширение и углубление знаний. | В чем сходства и различия произведений Моцарта и Чайковского? | Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки. Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.
| Знать/понимать: имена выдающихся русских: П.Чайковский и зарубежных- В.Моцарт. композиторов и их произведения, уметь войти в мир музыкальных образов композиторов П.Чайковского и В.Моцарта. Понимать значение интерпретаций в произведениях. Уметь: осознать взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки. Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения. | Личностные: с уважением относится к современным интерпретациям. Регулятивные: самостоятельно узнавать главную тему в «Моцартиане» Познавательные: определять жанр музыки. Коммуникативные: знать сходство и различия произведений Моцарта и Чайковского | ||||||
27 | Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен. | В чем сходства и различия произведений Моцарта и Чайковского? | Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки. Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.
Е.Крылатов, сл.Е.Евтушенко «Ольховая сережка». | Знать/понимать: имена выдающихся русских: П.Чайковский и зарубежных- В.Моцарт. композиторов и их произведения, уметь войти в мир музыкальных образов композиторов П.Чайковского и В.Моцарта. Понимать значение интерпретаций в произведениях. Уметь: осознать взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки. Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения. | Личностные: с уважением относится к современным интерпретациям. Регулятивные: самостоятельно узнавать главную тему в «Моцартиане» Познавательные: определять жанр музыки. Коммуникативные: знать сходство и различия произведений Моцарта и Чайковского | ||||||
28 | Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Что такое сонатная форма? | Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке. Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.
| Знать/понимать: имена зарубежных композиторов: Л.Бетховен и его произведения. Понимать строение сонатной формы на примере увертюры «Эгмонт». Уметь: сравнивать различные исполнительские трактовки одного и того же произведения и выявлять их своеобразие, высказывать собственную точку зрения. | Личностные: развивать в себе патриотическое отношение к Родине. Регулятивные: самостоятельно отличать главные темы увертюры. Познавательные: знать, какие интонации использует композитор, для изображения апофеоза героизма. Коммуникативные: знать выразительные средства для сопоставления конфликтных состояний. | ||||||
29 | Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». | Что такое сонатная форма? | Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке. Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.
Е.Крылатов, сл.Е.Евтушенко «Ольховая сережка». | Знать/понимать: имена зарубежных композиторов: Л.Бетховен и его произведения. Понимать строение сонатной формы на примере увертюры «Эгмонт». Уметь: сравнивать различные исполнительские трактовки одного и того же произведения и выявлять их своеобразие, высказывать собственную точку зрения. | Личностные: развивать в себе патриотическое отношение к Родине. Регулятивные: самостоятельно отличать главные темы увертюры. Познавательные: знать, какие интонации использует композитор, для изображения апофеоза героизма. Коммуникативные: знать выразительные средства для сопоставления конфликтных состояний. | ||||||
30 | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» | Почему «Ромео и Джульетта» повесть-трагедия? | Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке. Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.
| Знать/понимать: имена выдающихся русских (П.Чайковский) композиторов и их произведения. Понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора; Уметь: выявлять связь музыки с другими искусствами, историей и жизнью, определять приемы развития и средства выразительности | Личностные: уважительно относится к классическим шедеврам музыки и литературы. Регулятивные: самостоятельно определять выразительные средства музыкальных образов. Познавательные: знать, почему композитор использует прием волнообразного развития мелодии. Коммуникативные: читать повесть-трагедию У.Шекспира «Ромео и Джульетта» | ||||||
31 | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» | Почему «Ромео и Джульетта» повесть-трагедия? | Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке. Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.
| Знать/понимать: имена выдающихся русских (П.Чайковский) композиторов и их произведения. Понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора; Уметь: выявлять связь музыки с другими искусствами, историей и жизнью, определять приемы развития и средства выразительности | Личностные: уважительно относится к классическим шедеврам музыки и литературы. Регулятивные: самостоятельно определять выразительные средства музыкальных образов. Познавательные: знать, почему композитор использует прием волнообразного развития мелодии. Коммуникативные: читать повесть-трагедию У.Шекспира «Ромео и Джульетта» | ||||||
32 - 33 | Мир музыкального театра. | Как взаимодействуют слово, музыка, сценическое действие и хореография? | Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера. Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов. Фрагменты балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»: ( на выбор учителя)
Фрагменты из рок-оперы А.Журбина «Орфей и Эвридика»: ( на выбор учителя)
| Знать/понимать: имена выдающихся русских и современных композиторов: С.Прокофьев, П.Чайковский, А.Журбин и их произведения. Понимать жизненно – образное содержание музыкальных произведений. Уметь: Различать звучание различных музыкальных инструментов. Выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Уметь узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, произведения современных композиторов. Сравнивать различные исполнительские трактовки одного и того же произведения и выявления их своеобразия. | Личностные: уважительно относится к классическим шедеврам музыки и литературы. Регулятивные: самостоятельно определять выразительные средства музыкальных образов. Познавательные: знать, почему композитор использует прием волнообразного развития мелодии. Коммуникативные: Различать звучание различных музыкальных инструментов. | ||||||
34 | Образы киномузыки. Проверочная работа. | Можно ли без знания языка понять образ героя? | Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Творчество отечественных композиторов-песенников - И.О. Дунаевский. Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов. Тестирование по темам года. (на выбор учителя) И.Дунаевский Музыка из к/ф «Дети капитана Гранта»:
Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию». | Знать/понимать: Знать имена выдающихся композиторов современности: И.Дунаевский, Г.Свиридов, А.Журбин, Э.Артемьев, Л.Бернстайн и их произведения. Уметь: сравнивать различные исполнительские трактовки одного и того же произведения и выявления их своеобразия. Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру. Выразительно исполнять песни. Применять музыкальные знания, умения и навыки в сфере музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушание музыки в свободное от уроков время. | Личностные: интересоваться шедеврами русского и зарубежного муз. кино. Регулятивные: самостоятельно различать интонации тембров, вздохов, окраски голосов. Познавательные: если не знать англ. яз, будет ли понятен муз. и кино-образ героев. Коммуникативные: знать, кого из героев характеризует повторяющаяся муз. тема |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...