Интегрированный урок А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
план-конспект урока по музыке по теме

Бардина Наталия Геннадиевна

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока

литература, музыка, ИЗО

для четвертого класса.

   Тема: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

   Цели: Посредством интеграции учебных предметов в одном уроке дать возможность детям увидеть многогранность литературного произведения, лучше осмыслить сказку, увидеть в ней добро и зло, красоту слова, музыки, изобразительного искусства, научить понимать музыку, видеть в ней литературных героев, их поступки.

План урока.

Учитель начальных классов:

I. Организация класса к уроку.

II. Сообщение темы урока.

  - В течение ряда уроков мы с удовольствием работали над произведением А. С. Пушкина (хоровое чтение с доски красочно написанного названия сказки). Сегодня у нас заключительный урок по сказке, мы еще раз прочитаем полюбившиеся строки, узнаем, чем она закончится. Вам всем захотелось выполнить рисунки. Неудивительно, что произведения Пушкина побуждают творить художников и композиторов, а музыка и живопись нам помогают глубже их понять, осмыслить.

Слайд: Портрет А.С. Пушкина

III. Краткая биографическая справка о поэте, подготовленная учащимися:

  -  А. С. Пушкин родился 6 июня 1799 года, «Пушкин был родовой москвич, - писал его современник. – Нет сомнения, что первым зародышем своего дарования обязан, был окружающей его атмосфере». Александру было 12 лет, когда родители решили определить сына в только что основанный Царскосельский лицей. В лицее Пушкин начал всерьёз сочинять стихи. Литературному творчеству он посвятил всю свою жизнь. А. Пушкин специально для детей не писал, но всегда испытывал интерес к детскому миру. Неслучайно многие произведения Пушкина вошли в круг детского чтения, в первую очередь сказки. Любовь к сказке приходит из его раннего детства, от бабушки М. А. Ганнибал, от дядьки Никиты Козлова, от нянюшки Арины Родионовны. Перечислите сказки, написанные, Александром Сергеевичем Пушкиным! Сказка о царе Салтане написана в год женитьбы поэта в 1831 году в Петербурге.

IV. Выразительное чтение наизусть отрывков из сказки в соответствии с выставкой рисунков учащихся, отражающей сюжет сказки.

   Открываются створки доски, на которых прикреплено название сказки, дети видят выставку своих работ, выполненных на уроке ИЗО. Учащиеся читают отрывки, анализируют чтение товарищей.

V. Изображение сказки через музыку.

Учитель музыки:

Слайд: Портрет Н. А. Римского-Корсакова

- Замечательный музыкальный сказочник, русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал музыку (оперу) к этой сказке. Она была написана к 100-летию со дня рождения А.С.Пушкина. Музыка даёт вторую жизнь литературным произведениям, делает их яркими, многогранными, обогащает их.

В опере «Сказка о царе Салтане» Римский-Корсаков средствами музыки раскрывает смысл сказки, рисует образы ее героев, создает красочные оркестровые картины.

 Все вы теперь хорошо знаете сказку. Царица и князь Гвидон оказались жертвами злой зависти. Они оторваны от царя. Гвидон тосковал по отцу, ему хотелось его увидеть. Скажите, смог ли он осуществить своё желание? Кто ему в этом помог? Сейчас вы послушаете музыку Римского-Корсакова «Полёт шмеля». В сказке Пушкина Гвидон трижды в разном обличье совершает полет, в опере – один раз. (Дети слушают).

 - Какая музыка по характеру?

- Музыка передает жужжание и легкое, как ветерок, движение летящего шмеля. Она звучит не назойливо, в ней ликование, радость. Почему?

 - Какие инструменты исполняют музыку?

Д: кларнет, струнная группа (пиццикато).

Учитель начальных классов:

 - А как звучит отрывок о полёте шмеля в стихах Пушкина?

 - Какие три чуда Лебедь подарила князю Гвидону?

 - Прочитайте о каждом. Что вы заметили? (Читать нужно по-разному.)

Учитель музыки:

 - Послушайте заключительную картину оперы, программа которой изложена в эпиграфе «Три чуда» и определите, кого из героев сказки изображает композитор?

 Дети определяют характер музыки: 1) белочка, 2) тридцать три богатыря, 3) царевна Лебедь.

«Белочка» - музыка легкая, «кукольная», изображаются движения маленького веселого героя, (тема песни изображает грациозную подвижную белочку);

«33 богатыря» - на фоне аккомпонимента, изображающего рокот морского прибоя, возникает маршевая тема – второе чудо.

«Царевна Лебедь» - звучит музыка, рисующая облик прекрасной Царевны.

 - Что общего в музыке и в стихах о трёх чудах? (Отношение к событиям, характер героев, лучше представляем их внутреннее состояние).

- Как вы думаете, не слыша эту музыку, могли ли мы более полно и четко рассмотреть образы главных героев? Почему?

 VI. Беседа по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

Слайд: Портрет М. А. Врубеля

Слайд: репродукция картины «Царевна-Лебедь»

Учитель начальных классов:

VII. Работа с текстом заключительной части сказки.

 - Как обычно заканчиваются волшебные фольклорные сказки?

 - Какое зло наказано в сказке А. С. Пушкина? Кто считает, что ткачиха с поварихой, сватьей бабой Бабарихой уже наказаны? Как? - Только ли укусами Гвидона?

- А как, по-вашему, к ним относится автор? Что стало в финале с этими героями?

Комментированное чтение16 части.

- Почему счастливый князь Гвидон всё-таки грустит – «Под окном сидит, молча на море глядит»?

 - Почему притихло море? Ведь до этого гости приплывали под аккомпанемент строк:

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

 - Как рисует автор радость Гвидона, увидевшего корабли отца?

 - Почему Гвидон сразу не открылся Салтану?

В город он повёл царя

Ничего не говоря.

 - Сохранилась ли любовь к жене, сыну в душе Салтана?  

 - А как чувствуют себя виновницы всех бед в сказке?

 - Прощает ли их Гвидон? Салтан? Автор? А мы?

 - Знакома ли вам такая концовка сказки?

VIII. Работа с текстом после чтения.

Составление киносценария.

 - Перечитайте начало 16-й части. Отметьте, где меняется точка зрения в тексте.

 - Сколько кадров может быть в вашем кинофильме? Какие?

Названия кадров появляются на слайде.

  1. Гвидон у окна.
  2. Флот Салтана.
  3. Радость Гвидона.
  4. Флот подходит.
  5. Гвидон наводит трубу.
  6. Царь наводит трубу.
  7. Общее удивление.
  8. Приветствие гостей.
  9. Встреча отца и гостей с Гвидоном.

Вывод о динамичности, объёмности действия.

IX. Итог урока.

  • Каков главный смысл сказки?  (Сила любви, крепкая семья, победа жизни над смертью).
  • Какими впечатлениями вы бы хотели поделиться?
  • Для чего мы совместно провели урок чтения, музыки и изобразительного искусства?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Три чуда из сказки А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане ..."

Данный урок проводился в 7 классе с учащимися коррекционной школы 8 вида. К нему имеется презентация, если кому она понадобится пишите valya99@mail.ru...

Конспект интегрированного урока ИЗО и музыки в 7 классе "Беседа "Книжная иллюстрация" (иллюстрации художника В.М.Конашевича "Сказки о царе Салтане" А.С.Пушкина). Особенности творчества Н.А.Римскова - Крсакова".

Основная задача уроков ИЗО и музыки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида – это коррекция недостатков развития школьн...

Интегрированный урок по ИЗО и музыке в 7 классе по теме:"Беседа на тему "Книжная иллюстрация" (иллюстрации художника В.М.Конашевича "Сказки о царе Салтане" А.С.Пушкина).Особенности творчесства Н.А.Римского- Корсакова"

Основная задача уроков ИЗО и музыки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида – это коррекция недостатков развития школьн...

Интегрированный урок литературы, музыки и ИЗО «Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского- Корсакова и в изобразительном искусстве.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ, МУЗЫКИ И ИЗО.  2 класс. Тема: «Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского- Корсакова и в изобразительном искусстве.Цели: 1.Образовательная - ...

А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Конспект урока по чтению в 7 классе "А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."ГБОУ Чербинская школа-интернат для детей с ОВЗучитель русского языка и чтения: Эргеп Чойгана Монгушевна...

Анализ произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане..." в соответствии с вопросами учебника для обучающихся 7 класса с интеллектуальными нарушениями

Анализ произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане..." в соответствии с вопросами учебника для обучающихся 7 класса с интеллектуальными нарушениями...