А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане"
план-конспект по литературе по теме
Предварительный просмотр:
РАЗРАБОТКА УРОКА
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
ПО ТЕМЕ
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане,
о сыне его славном и могучем
богатыре князе Гвидоне Салтановиче
и о прекрасной Царевне Лебеди»
(заключительный урок по теме)
Учитель начальных классов МОУ ТЭЛ г. Новороссийска
Литвиненко Татьяна Анатольевна
Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне лебеди».
Цели: показать разнообразные виды работы, используемые на уроках чтения; учить детей работать со сказкой; развивать умение интонацией передавать настроение; развивать навыки выразительного чтения и пересказа; учить анализировать поступки героев; учить давать характеристику героям по плану; учить работать по картинному плану; развивать внимание, память, речь; воспитывать положительные качества.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, книги А.С. Пушкина для организации книжной выставки, чистоговорка для артикуляционной гимнастики, иллюстрации к сказке, выполненные детьми, слова из текста для словарной работы, план для характеристики героев, кроссворд и отдельные буквы для составления слов-отгадок.
Ход урока:
- Организационный момент.
Запись числа и темы урока.
Постановка темы и цели.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством А. С. Пушкина.
2.1. Творчество А.С. Пушкина.
Учитель: - Чей портрет вы видите на стенде?
(портрет русского поэта А.С. Пушкина)
- Что интересного из жизни поэта вы знаете?
Рассказ интересных фактов из биографии поэта учащимися:
А.С.Пушкин родился 6 июня 1799 года в районе Немецкой слободы на окраине Москвы в семье дворянина, потомка знатного боярского рода. Начальное домашнее воспитание получил от гувернантов-французов, бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, которая научила Сашу писать и читать по-русски, и любимой няни Арины Родионовны, рассказавшей будущему поэту множество замечательных русских сказок. В 12 лет родители определили сына в только что открытый Царскосельский Императорский лицей, по окончании которого в 1817 году он был принят на государственную службу. По приказу царя Пушкин был сослан в село Михайловское, где он вплотную столкнулся с жизнью деревни, узнал её, полюбил её песни, басни и сказки. Он часто бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян, заводил беседы с ямщиками, со странниками, записывал все меткие слова и выражения, запоминал песни слепцов – старинные и грозные песни о горькой народной доле. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и всё же не переставал изучать его всю жизнь. Пушкин написал пять сказок и перенёс в них чудесные и живые образы народной фантазии, вместе с народом высмеивая и осуждая глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр.
Учитель: - Рассмотрите книги со сказками А.С. Пушкина на нашей книжной выставке и назовите их. (Дети называют сказки Пушкина.)
Учитель: - Разгадайте кроссворд «Сказки А.С. Пушкина» для того, чтобы я могла оценить, насколько хорошо вы знакомы с творчеством поэта. Я решила немного усложнить вам задание: слова-отгадки нужно собрать из рассыпавшихся букв.
(во время выкладывания букв с учениками проводится орфографическая минутка).
2.2. Артикуляционная гимнастика.
- Прочитайте чистоговорку медленно, и вы узнаете, чем мы будем заниматься на уроке.
Ок-ок-ок – начинается урок
Ать-ать-ать – сказку Пушкина будем мы читать
Ить-ить-ить – будем сказку мы делить
Ять-ять-ять – план картинный составлять
Ет-ет-ет – дадим анализ сказочных примет
Ев-ев-ев – охарактеризуем героев
- Прочитайте шёпотом с ускорением.
- Громко выразительно.
3. Проверка домашнего задания.
3.1. Анализ сказочных примет. (Выборочное чтение.)
Учитель: - Прочитайте название сказки. Из чего ясно, что это сказка?
- Докажите, что прочитанное произведение – сказка.
- Какие устойчивые эпитеты и выражения встречаются в сказке Пушкина?
- Где в сказке встречаются троекратные повторы?
(с приведением примеров).
3.2. Работа по составленному картинному плану.
На доске вывешены иллюстрации картинного плана сказки.
1 часть:
- Выбор невесты.
- Обман царя.
- Чудесное спасение.
- Встреча с лебедем.
- Корабельщики на острове.
2 часть:
1) Первая встреча с отцом.
2) Первое чудо.
3) Гости у князя Гвидона.
4) Вторая встреча с отцом.
5) Второе чудо.
3 часть:
1) Женитьба Гвидона.
2) Встреча гостей.
3) В гостях у Салтана.
4) Счастливая встреча.
Проверка домашнего задания:
Первая группа учащихся инсценирует часть (выбор невесты).
(До слов «В те поры война была…)
Вторая группа учащихся пересказывает вторую часть (до слов «В синем море звёзды блещут…») и третью часть (до слов «Мать и сын теперь на воле…»).
Третья группа учащихся читает выразительно четвёртую часть - чтением «Канон» (читают 2 ученика, один начинает, другой опаздывает от него на 3-4 слова). (До слов «И нарёкся: князь Гвидон…»).
Четвёртая группа учащихся даёт объяснение словарных слов, значение которых они должны были узнать с помощью словаря:
ЗЫБЕЙ – зыбь – лёгкая волна;
КЛИВ – клюв.
ГРАД – город;
КОЛЫМАГА – большая старинная телега;
ДВОР – придворные, ближайшие к царю или князю люди;
ВЕНЕЦ – драгоценный головной убор.
Пятая группа учащихся пересказывает пятую часть «Корабельщики на острове».
- Работа над сказкой.
4.1. Беседа.
- Какие чувства остались у вас после чтения сказки? (Ответы учащихся.)
- Хороший ли конец у сказки? Почему?
(У сказки хороший конец, ведь в сказке всегда добро побеждает зло.)
- Давайте более подробно разберём сказку. Но отвечать на мои вопросы нужно словами из текста, зачитывая их.
4.2. Выборочное чтение (с опорой на картинный план).
- Какое желание появилось у Гвидона после посещения его гостей? (Он захотел увидеть отца. с. 102).
- Каким увидел князь Гвидон своего отца?
(с. 103 последние 3 строки и с. 104 1 строка).
- О каком первом чуде услышал Гвидон? (с. 105).
- В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу? (с. 108).
- О каком чуде узнал князь на этот раз? (с. 111).
- Как оказался князь Гвидон у царя в третий раз? (с. 115).
- О каком чуде он узнал на этот раз? (с. 117-118).
- О чём Гвидон не забывает напомнить корабельщикам, даже в момент женитьбы? (с. 122).
- Кто и как был наказан в этой сказке? (с. 128).
- Физ. минутка. (имитирование движений)
- Изобразите волны, набегающие на берег.
- Гвидона, натягивающего лук.
- Танцующую белку, поющую песенки.
- Закрепление материала.
6.1. Характеристика героев.
Учитель: - Назовите героев сказки. Давайте попробуем, опираясь на план, составить характеристику героям сказки. Но, характеризуя героя, не забудьте рассказать о том, является он положительным или отрицательным героем сказки и почему вы так думаете.
(Запись плана характеристики.)
План характеристики героев.
- Имя героя, его место жительства.
- Действия и поступки, совершаемые героем, их характеристика.
- Опишите внешность и характер героя.
- Отношение автора к герою.
- Ваше отношение к герою.
Характеристика.
Вызванные к доске ученики при помощи класса с опорой на план пытается дать характеристику: царю Салтану, царевне Лебедь, сватье Бабе-Бабарихе.
6.2. Дыхательное упражнение «Волшебный клубочек».
Наматывание на клубок – вдох (на 4 счёта), ждём – задержка (на 2 счёта), разматывание – выдох (счёт на 8).
6.3.Чтение по цепочке заключительной части сказки.
(от слов «Все теперь идут в палаты…»).
7. Итог урока.
- Понравилась вам прочитанная сказка или нет?
- Чем сказка А.С.Пушкина интересна современному читателю?
- Чему научила нас эта сказка?
- Какой вид работы урока вам понравился и запомнился?
- Домашнее задание.
Выучить понравившийся отрывок сказки А.С. Пушкина наизусть и
сделать к нему иллюстрацию в тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановичеи о прекрасной царевне Лебеди" урок- КВН
Данный урок проводится либо в конце первой четверти, либо после изучения темы "Карты", "Горные породы", "Координаты"....
"Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановичеи о прекрасной царевне Лебеди" урок- КВН
Данный урок включает обобщение по теме :"Карта, полезные ископаемые, путешественники....
Конспект урока по слушанию музыки. Сказка в музыке. Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане».
Данный урок способствует формированию музыкального кругозора и общей осведомленности о музыке, воспитанию музыкального вкуса, т.е. наличию интереса, определенных пристрастий и предпочтений (любимые пр...
Три чуда из сказки А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане ..."
Данный урок проводился в 7 классе с учащимися коррекционной школы 8 вида. К нему имеется презентация, если кому она понадобится пишите valya99@mail.ru...
Конспект интегрированного урока ИЗО и музыки в 7 классе "Беседа "Книжная иллюстрация" (иллюстрации художника В.М.Конашевича "Сказки о царе Салтане" А.С.Пушкина). Особенности творчества Н.А.Римскова - Крсакова".
Основная задача уроков ИЗО и музыки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида – это коррекция недостатков развития школьн...
Интегрированный урок по ИЗО и музыке в 7 классе по теме:"Беседа на тему "Книжная иллюстрация" (иллюстрации художника В.М.Конашевича "Сказки о царе Салтане" А.С.Пушкина).Особенности творчесства Н.А.Римского- Корсакова"
Основная задача уроков ИЗО и музыки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида – это коррекция недостатков развития школьн...