А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане"
план-конспект по литературе по теме

Литвиненко Татьяна Анатольевна

разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Skazka_o_care_saltane..doc47 КБ

Предварительный просмотр:

                                    РАЗРАБОТКА УРОКА

                            ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

                                            ПО ТЕМЕ

                     А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане,

                          о сыне его славном и могучем

                     богатыре князе Гвидоне Салтановиче

                         и о прекрасной Царевне Лебеди»

                          (заключительный урок по теме)

    Учитель начальных классов МОУ ТЭЛ г. Новороссийска

                         Литвиненко Татьяна Анатольевна

Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне лебеди».

Цели: показать разнообразные виды работы, используемые на уроках чтения; учить детей работать со сказкой; развивать умение интонацией передавать настроение; развивать навыки выразительного чтения и пересказа; учить анализировать поступки героев; учить давать характеристику героям по плану; учить работать по картинному плану; развивать внимание, память, речь; воспитывать положительные качества.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, книги А.С. Пушкина для организации книжной выставки, чистоговорка для артикуляционной гимнастики, иллюстрации к сказке, выполненные детьми, слова из текста для словарной работы, план для характеристики героев, кроссворд и отдельные буквы для составления слов-отгадок.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Запись числа и темы урока.

Постановка темы и цели.

 - Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством А. С. Пушкина.

2.1. Творчество А.С. Пушкина.

     Учитель: - Чей портрет вы видите на стенде?

                  (портрет русского поэта А.С. Пушкина)

- Что интересного из жизни поэта вы знаете?

Рассказ интересных фактов из биографии поэта учащимися:

А.С.Пушкин родился 6 июня 1799 года в районе Немецкой слободы на окраине Москвы в семье дворянина, потомка знатного боярского рода. Начальное домашнее воспитание получил от гувернантов-французов, бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, которая научила Сашу писать и читать по-русски, и любимой няни Арины Родионовны, рассказавшей будущему поэту множество замечательных русских сказок. В 12 лет родители определили сына в только что открытый Царскосельский Императорский лицей, по окончании которого в 1817 году он был принят на государственную службу. По приказу царя Пушкин был сослан в село Михайловское, где он вплотную столкнулся с жизнью деревни, узнал её, полюбил её песни, басни и сказки. Он часто бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян, заводил беседы с ямщиками, со странниками, записывал все меткие слова и выражения, запоминал песни слепцов – старинные и грозные песни о горькой народной доле. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и всё же не переставал изучать его всю жизнь. Пушкин написал пять сказок и перенёс в них чудесные и живые образы народной фантазии, вместе с народом высмеивая и осуждая глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр.

Учитель: - Рассмотрите книги со сказками А.С. Пушкина на нашей книжной выставке и назовите их. (Дети называют сказки Пушкина.)

Учитель: - Разгадайте кроссворд «Сказки А.С. Пушкина» для того, чтобы я могла оценить, насколько хорошо вы знакомы с творчеством поэта. Я решила немного усложнить вам задание: слова-отгадки нужно собрать из рассыпавшихся букв.

(во время выкладывания букв с учениками проводится орфографическая минутка).

 

2.2. Артикуляционная гимнастика.

- Прочитайте чистоговорку медленно, и вы узнаете, чем мы будем заниматься на уроке.

Ок-ок-ок – начинается урок

Ать-ать-ать – сказку Пушкина будем мы читать

Ить-ить-ить – будем сказку мы делить

Ять-ять-ять – план картинный составлять

Ет-ет-ет – дадим анализ сказочных примет

Ев-ев-ев – охарактеризуем героев

- Прочитайте шёпотом с ускорением.

          - Громко выразительно.

 3. Проверка домашнего задания.

3.1. Анализ сказочных примет. (Выборочное чтение.)

Учитель: - Прочитайте название сказки. Из чего ясно, что это сказка?

- Докажите, что прочитанное произведение – сказка.

- Какие устойчивые эпитеты и выражения встречаются в сказке Пушкина?

- Где в сказке встречаются троекратные повторы?

(с приведением примеров).

3.2. Работа по составленному картинному плану.

    На доске вывешены иллюстрации картинного плана сказки.

1 часть:

  1. Выбор невесты.
  2. Обман царя.
  3. Чудесное спасение.
  4. Встреча с лебедем.
  5. Корабельщики на острове.

 2 часть:

1) Первая встреча с отцом.

2) Первое чудо.

3) Гости у князя Гвидона.

4) Вторая встреча с отцом.

5) Второе чудо.

     3 часть:

1) Женитьба Гвидона.

2) Встреча гостей.

3) В гостях у Салтана.

4) Счастливая встреча.

Проверка домашнего задания:

     Первая группа учащихся инсценирует часть (выбор невесты).

     (До слов «В те поры война была…)

Вторая группа учащихся пересказывает вторую часть (до слов «В синем море звёзды блещут…») и третью часть (до слов «Мать и сын теперь на воле…»).

Третья группа учащихся читает выразительно четвёртую часть - чтением «Канон» (читают 2 ученика, один начинает, другой опаздывает от него на 3-4 слова). (До слов «И нарёкся: князь Гвидон…»).

Четвёртая группа учащихся даёт объяснение словарных слов, значение которых они должны были узнать с помощью словаря:

ЗЫБЕЙ – зыбь – лёгкая волна;

КЛИВ – клюв.

     ГРАД – город;

КОЛЫМАГА – большая старинная телега;

ДВОР – придворные, ближайшие к царю или князю люди;

ВЕНЕЦ – драгоценный головной убор.

Пятая группа учащихся пересказывает пятую часть «Корабельщики на острове».

  1. Работа над сказкой.

4.1. Беседа.

- Какие чувства остались у вас после чтения сказки? (Ответы учащихся.)

- Хороший ли конец у сказки? Почему?

(У сказки хороший конец, ведь в сказке всегда добро побеждает зло.)

 - Давайте более подробно разберём сказку. Но отвечать на мои вопросы нужно словами из текста, зачитывая их.

          4.2. Выборочное чтение (с опорой на картинный план).

  1. Какое желание появилось у Гвидона после посещения его гостей? (Он захотел увидеть отца. с. 102).
  2. Каким увидел князь Гвидон своего отца?

    (с. 103 последние 3 строки и с. 104 1 строка).

  1. О каком первом чуде услышал Гвидон? (с. 105).
  2. В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу? (с. 108).
  3. О каком чуде узнал князь на этот раз? (с. 111).
  4. Как оказался князь Гвидон у царя в третий раз? (с. 115).
  5. О каком чуде он узнал на этот раз? (с. 117-118).
  6. О чём Гвидон не забывает напомнить корабельщикам, даже в момент женитьбы? (с. 122).
  7. Кто и как был наказан в этой сказке? (с. 128).
  1. Физ. минутка. (имитирование движений)

     - Изобразите волны, набегающие на берег.

- Гвидона, натягивающего лук.

- Танцующую белку, поющую песенки.

  1. Закрепление материала.

6.1. Характеристика героев.

Учитель: - Назовите героев сказки. Давайте попробуем, опираясь на план, составить характеристику героям сказки. Но, характеризуя героя, не забудьте рассказать о том, является он положительным или отрицательным героем сказки и почему вы так думаете.

(Запись плана характеристики.)

      План характеристики героев.

  1. Имя героя, его место жительства.
  2. Действия и поступки, совершаемые героем, их характеристика.
  3. Опишите внешность и характер героя.
  4. Отношение автора к герою.
  5. Ваше отношение к герою.

Характеристика.

Вызванные к доске ученики при помощи класса с опорой на план пытается дать характеристику: царю Салтану, царевне Лебедь, сватье Бабе-Бабарихе.

6.2. Дыхательное упражнение «Волшебный клубочек».

Наматывание на клубок – вдох (на 4 счёта), ждём – задержка (на 2 счёта), разматывание – выдох (счёт на 8).

6.3.Чтение по цепочке заключительной части сказки.

(от слов «Все теперь идут в палаты…»).

7. Итог урока.

- Понравилась вам прочитанная сказка или нет?

- Чем сказка А.С.Пушкина интересна современному читателю?

- Чему научила нас эта сказка?

- Какой вид работы урока вам понравился и запомнился?

  1. Домашнее задание.

      Выучить понравившийся отрывок сказки А.С. Пушкина наизусть и

      сделать к нему иллюстрацию в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановичеи о прекрасной царевне Лебеди" урок- КВН

Данный урок проводится либо в конце первой четверти, либо после изучения темы "Карты", "Горные породы", "Координаты"....

"Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановичеи о прекрасной царевне Лебеди" урок- КВН

Данный урок включает обобщение по теме :"Карта, полезные ископаемые, путешественники....

Конспект урока по слушанию музыки. Сказка в музыке. Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане».

Данный урок способствует формированию музыкального кругозора и общей осведомленности о музыке, воспитанию музыкального вкуса, т.е. наличию интереса, определенных пристрастий и предпочтений (любимые пр...

Три чуда из сказки А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане ..."

Данный урок проводился в 7 классе с учащимися коррекционной школы 8 вида. К нему имеется презентация, если кому она понадобится пишите valya99@mail.ru...

Конспект интегрированного урока ИЗО и музыки в 7 классе "Беседа "Книжная иллюстрация" (иллюстрации художника В.М.Конашевича "Сказки о царе Салтане" А.С.Пушкина). Особенности творчества Н.А.Римскова - Крсакова".

Основная задача уроков ИЗО и музыки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида – это коррекция недостатков развития школьн...

Интегрированный урок по ИЗО и музыке в 7 классе по теме:"Беседа на тему "Книжная иллюстрация" (иллюстрации художника В.М.Конашевича "Сказки о царе Салтане" А.С.Пушкина).Особенности творчесства Н.А.Римского- Корсакова"

Основная задача уроков ИЗО и музыки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида – это коррекция недостатков развития школьн...