Музыкальный пейзаж
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему
Методическая разработка интегрироаанного урока для 5 класса по предмету "Музыка" с использованием технологии "Альтернатива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gez.l.v.muzykalnyy_peyzazh.doc | 103 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 80»
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства для 5 класса
по теме «Музыкальный пейзаж»
Гезь Лариса Владимировна,
учитель музыки.
Цель: формирование у обучающихся ценностно-эстетических компетенций в процессе восприятия музыкальных и художественных произведений.
Данная цель достигается путем решения следующих задач, отражающих личностное, познавательное, коммуникативное, социальное и эстетическое развитие школьников.
Личностное развитие обучающихся направлено на:
• реализацию их творческого потенциала;
• овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности;
• выработку готовности выражать свое отношение к искусству;
• формирование мотивации к художественному познанию окружающей действительности.
Познавательное развитие обучающихся связано с:
• активизацией творческого мышления, включенного воображения, рефлексии;
• формированием целостного представления о музыке и изобразительном искусстве;
• закрепление и обогащение знаний о средствах выразительности в музыке и живописи;
• осознанием роли искусства в жизни человека.
Коммуникативное развитие школьников определяет:
• умение слушать, уважение к мнению других;
• способность встать на позицию другого человека;
• готовность вести диалог.
Эстетическое развитие учащихся направлено на:
• развитие «внутреннего» зрения, воображения, художественного мышления;
• формирование эстетического отношения к действительности;
• развитие эстетических чувств.
Тип урока: проблемно-развивающий.
Формы организации на уроке: групповая, фронтальная
Материально-техническое оснащение урока:
1. Аудиозаписи:
- П.И.Чайковский «Январь. У камелька» пьеса для фортепиано из альбома - «Времена года».
- Песни: «Здравствуй, новый день!» музыка А. Петряшевой, слова И. Филимоновой; «Зимняя сказка» музыка А. Пинегина, слова А. Усачёва.
2. Репродукции картин:
А. Саврасов «Зимний пейзаж», И. Грабарь «Иней», «Зимнее утро».
3. Мультимедийная презентация по теме «Можем ли мы увидеть музыку?».
4. Оборудование: для учителя - ноутбук, проектор; для учащихся – гуашь, альбом для рисования, кисти, палитра.
План урока.
Этапы. Используемые методы. | Содержание, виды деятельности | Планируемые результаты |
Методы: словесный, деятельностно-практический. | Приветствие. Исполнение песни. Беседа. | Личностные: ощущение психологического комфорта, эмоциональный настрой. Познавательные: обобщение ранее полученных знаний. Регулятивные: эмоционально передавать содержание песни в хоровом исполнении. |
Методы: словесный, наглядно-зрительный, проблемно-поисковый, деятельностный, ассоциативный. | Слушание музыки. Беседа. Актуализация новых знаний. Практическая работа: работа в группах, заполнение таблиц, создание творческих индивидуальных работ. Сравнение и анализ средств музыкальной выразительности. | Личностные: развитие ассоциативного мышления; распознавание и эмоциональный отклик на выразительные и изобразительные особенности музыки. Регулятивные: выбор действий в соответствии с поставленной задачей; формирование способов, умений и навыков творческой деятельности. Познавательные: усвоение общности и специфики средств выразительности музыки и ИЗО, выявление схожих по смыслу интонаций. Коммуникативные: приобщение к сотворчеству в процессе восприятия музыки и изобразительной деятельности. |
3. Итоговый. Рефлексивно-оценочный метод. Способы выявления результатов урока: - презентация продуктов творческой деятельности; -обобщение эмоциональных впечатлений; - самоанализ и самопознание. | Демонстрация творческих продуктов деятельности. Самостоятельное определение темы урока. Подведение итога урока. | Личностные: получение эмоционального удовлетворения от творческой самореализации. Познавательные: осознание взаимосвязи двух видов искусства. Коммуникативные: умение позитивно воспринимать художественные образы в рисунках детей. Регулятивные: оценивание своих действий в соответствии с поставленной задачей. |
ХОД УРОКА.
Вводный этап.
1. Музыкальное приветствие: «Здравствуй, новый день!»
2. Исполнение песни «Зимняя сказка»
Задача: введение детей в образное пространство темы урока.
Слушание песни. Беседа об её содержании, красоте зимней природы, которую можно передать в звуках музыки, поэтическом тексте.
Задание: выразительно исполнить песню, передать её содержание.
3. Беседа об искусстве.
Задача: выяснить у учащихся, какие виды искусства они знают, перечислить их средства выразительности.
- Что такое искусство?
- Какие знаете виды искусства?
- Для чего человек создаёт произведения искусства? Что он в них передаёт?
- Взаимосвязь, каких видов искусства рассматривали в теме первого полугодия?
Природа наделила человека воображением, которое он воплощает в своих произведениях через слово, звуки, краски. Искусство открывает нам мир, оно обращено к нашим чувствам, мыслям. Когда художник берёт в руки перо, кисть или лист нотной бумаги, это значит, что он хочет поделиться с людьми своими ощущениями, сокровенными тайнами, открытиями. Чтобы понять смысл созданных произведений, ощутить их эмоциональное воздействие, требуются чуткость и внимание, воображение и наблюдательность, знание особенностей языка каждого вида искусства, которым и передаётся замысел автора.
Информационно-практический этап.
1. Беседа о средствах выразительности, жанрах музыки и изобразительного искусства
Задача: показать общность двух видов искусства через средства выразительности.
Музыка звучит во времени, чтобы произведение понять, надо дослушать его до конца, вслушаться. Художественные произведения существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, воспринимаются нами зрительно.
Разные виды искусства передают содержание своими средствами, которые перекликаются между собой
Задание: сравнить средства выразительности музыки и ИЗО.
Интонация ЛИНИЯ
Мелодия КОНТУР РИСУНОК
Ритм ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ
Динамика НАСЫЩЕННОСТЬ ЦВЕТА
Лад НАСТРОЕНИЕ
Тембр ЦВЕТОВАЯ ГАММА
Форма КОМПОЗИЦИЯ
- На картинах художников мы можем увидеть: разные жанры (просмотр слайдов).
Задание: подберите по смыслу слово, которое обозначает жанр изобразительного искусства.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас.
Или принц в плаще старинном
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька - твой сосед.
Обязательно картина называется… «портрет».
Портрет - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей.
Если видишь на картине чашку чая на столе,
Или морс в большом графине, или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или фрукты, или торт,
Или все предметы сразу, знай: что это… «натюрморт».
Натюрморт - картина, изображающая повседневные, обыденные вещи, неодушевленные предметы.
Если видишь на картине поле, речку, лес и луг
Иль заснеженные дали да с берёзками вокруг.
Иль пустынную равнину, или море, или пляж.
Знай: такая вот картина называется… «пейзаж»!
Пейзаж - картина, изображающая природу или какую-либо местность
(лес, поле, горы, роща, деревня, город).
Исторические картины. Один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в истории народов.
На уроках будем находить общее между музыкой и изобразительным искусством, и узнаем, что такое «музыкальная» живопись и «живописная» музыка.
Сегодня на уроке ответим на вопрос: «Можем ли мы увидеть музыку?»
2. Слушание: П.И. Чайковский «Январь. У камелька» (название не сообщается)
Задача: развивать эмоционально-образное восприятие, анализировать средства музыки.
Прозвучала пьеса из альбома для фортепиано «Времена года» П.И. Чайковского.
- Вспомните, почему композитор так назвал своё произведение?
Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы – цикл фортепианных пьес П.И. Чайковского «Времена года». Природа занимала особое место в жизни П.И. Чайковского. В письмах и дневниках композитора сохранилось большое количество высказываний о природе, на основании которых можно понять, как он любил русскую природу, и что она для него значила, например: «Даже искусство не может дать тех моментов восторга, которые даёт природа».
- Сколько в альбоме «Времена года» П.И. Чайковского пьес?
(12 пьес, посвященных каждому месяцу года)
- Какое время года передаётся в прослушанном музыкальном фрагменте? (зима)
- Название пьесы «Январь. У камелька» (у камина).
- Какими средствами передает композитор картину зимней природы?
Дети обсуждают в группах, заполняют таблицу 1 (средства музыки).
Озвучивают свои варианты (песенная мелодия, неторопливый темп, неяркая динамика, минорная окраска звука...)
Таблица 1
Средства музыки | Картина зимней природы |
Интонация - спокойная, песенная Мелодия - плавная, напевная Ритм - чередование долгих и коротких звуков Темп - умеренный Лад - минор Динамика - не очень громко, тихо Тембр - инструмент соло: фортепиано | Светлая, тихая, умиротворенная, с мягко падающими снежинками |
Повторное слушание пьесы «Январь».
Задание: представить зимнюю картину природы в своём воображении. Какая она?
Дети подбирают слова-характеристики, записывают в таблицу (картина зимней природы)
Возможно, сидя у теплого камина, человек любуется зимним пейзажем за окном. Его состояние задумчивости созвучно морозному настроению природы.
- А какой еще может быть зима?
Ответы детей: Холодная, с колючей снежной вьюгой, завывающим ветром…
Задание: представить такую зимнюю картину природы, подобрать слова-характеристики, записать в таблицу 2 (картина зимней природы). Работа в группах.
Таблица 2.
Средства музыки | Картина зимней природы |
Интонация – напряженная, взволнованная, стремительная Мелодия – отрывистая, волнообразная Ритм-чередование коротких звуков Темп - быстрый Лад - минор Динамика - не очень громко, громко Тембр – оркестр, инструментальный ансамбль | Холодная, с колючей снежной вьюгой, завывающим ветром… |
- Какими средствами можно передать этот образ зимней природы?
Заполнить таблицу в группах (средства музыки).
Слушание произведения (например, «Зима» Антонио Вивальди, которое передает образ холодной, вьюжной зимы).
Таблица 3. Итог работы групп.
Средства выразительности | Первый вариант Картина зимней природы в музыке П.И.Чайковского | Альтернативный вариант Зимняя природа в музыке |
Интонация | спокойная, песенная | напряженная, взволнованная, стремительная |
Мелодия | плавная, напевная | отрывистая, волнообразная |
Ритм | чередование долгих и коротких звуков | чередование коротких звуков |
Темп | умеренный | быстрый |
Лад | минор | минор |
Динамика | не очень громко, тихо | не очень громко, громко |
Тембр | инструмент соло: фортепиано | оркестр, инструментальный ансамбль |
Средства музыки изменяются в связи с другим образом зимы в музыкальном произведении.
3. Практическая работа.
Задача: развивать ассоциативно-образное мышление детей.
Задание: изобразить зимнюю картину, переданную в музыке.
Обсуждение с учащимися полученной на листе цветовой гаммы созвучной музыке.
На фоне звучания музыки учащиеся создают красками образ зимней природы.
Итоговый этап.
1. Презентация продуктов творческой деятельности детей.
Задача: подвести к самостоятельному определению темы урока, сделать анализ выставки.
Задание: организовать классную картинную галерею из законченных рисунков.
Учащиеся демонстрируют свои работы на выставке. Высказывают свои впечатления, эмоции от выполнения творческой работы, создания общей картины зимнего пейзажа.
- Можем ли мы увидеть музыку? (ответы детей) Назовите тему урока.
- Как вы понимаете, что такое «Музыкальный пейзаж»?
Для того чтобы, увидеть музыку, создать её зримый образ, необходимо вслушаться в произведение, знать средства музыки, которые использовал композитор.
9. Домашнее задание: подобрать произведения русских композиторов, картины художников, созвучные зимней природе.
В сравнении произведений разных видов искусства и их средств выразительности у школьников рождаются художественно-образные ассоциации, которые побуждают детей к творческому самовыражению.
Альтернативный подход развивает познавательный интерес, побуждает учащихся к поиску созвучных образу музыки средств выразительности, помогает глубже прочувствовать, осознать и проявить своё отношение к её восприятию.
ЛИТЕРАТУРА
- Аллекова Е.М. Живопись. – М.: Слово, 2001
- Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М., 1989.
- Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
- Изобразительное искусство.5 класс: поурочные планы по программе
Б.М. Неменского/ авт.- сост. О.В. Свиридова. – Волгоград : Учитель, 2010.
- Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. – М.: Просвещение, 1998.
- Маслова Л.П. Педагогика искусства. – Новосибирск, 2000.
- Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 1998.
- Программа «Музыка». 5-8 класс. Под ред. Кабалевского Д.Б. – М.: Просвещение,2008.
- Сергеева Е.П., Критская Е.Д. Музыка 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
- Ячменева В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока№8 - 3четверть, 5 класс "Картины природы в музыке. Музыкальные пейзажи"
Конспект урока №8 по теме 3 четверти за 5 класс "Можем ли мы увидеть музыку?" (Взаимосвязь музыки и живописи)...
Урок с презентацией "Музыкальная палитра осеннего пейзажа"
Музыкально – образная педагогика на уроке музыке....
Разработка урока "Музыкальная палитра весеннего пейзажа"
Музыкально – образная педагогика на уроке музыке....
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства по теме «Музыкальный пейзаж».
Данный урок разработан учителями музыки и изобразительного искусства для учащихся 5-х классов, с целью – дать возможность детям прочувствовать, осознать, проявить своё отношение к разным видам и...
Пейзаж – поэтичная и музыкальная живопись
Методическая разработка Урок искусства в 8 классе по программе «Искусство 8 – 9 класс»...
музыкально-литературная композиция"Пейзажи России"
Великие творения русских поэтов, художников и музыкантов объединяет любовь к родине, к жизни, умение в самом простом и привычном находить свет души, открывать его людям, заставляя их вслушиваться и в...
План - конспект интегрированного урока развития речи, ИЗО, музыки на тему: "Музыкальный пейзаж"
Данный урок развития речи, изобразительного искусства и музыки представляет собой интегрированный урок русского языка. В ходе урока учащиеся совершенствуют свои речевые умения выра...