ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребенка
консультация по музыке на тему
ФГОС дошкольного образования
о музыкальном развитии ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_o_muzykalnom_razvitii.doc | 147.33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ФГОС дошкольного образования
о музыкальном развитии ребенка
Первое, что следует отметить, познакомившись с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – Стандарт), - это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребенка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа ДОО формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание программы, в т.ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Основное содержание образовательной области «Музыка», к которой мы успели привыкнуть в логике ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, теперь представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» наряду с изобразительным и литературным искусством.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Задачи музыкального воспитания в различных образовательных областях
В других образовательных областях, обозначенных в Стандарте, раскрыты задачи музыкального воспитания и развития ребенка.
Так, например, касательно образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» речь идет о формировании представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
В образовательной области «Речевое развитие» речь идет о развитии звуковой и интонационной культуры речи.
Образовательная область «Физическое развитие» подразумевает задачи развития таких физических качеств, как координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Виды музыкальной деятельности
Стандарт определяет возрастосообразные виды деятельности, в т.ч. и музыкальную деятельность детей.
В младенческом возрасте (2 месяца- 1 год) – это непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры.
В раннем возрасте (1 год – 3 года) – это предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.
Для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – это игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Формы музыкальной деятельности
Исходя из предложенных Стандартом возрастосообразных видов деятельности, становится возможным конкретизировать формы музыкальной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста (таблица). Предложенные формы практико-ориентированного характера в первую очередь прорастают из культурных практик ребенка.
Вариативные формы музыкальной деятельности
детей раннего и дошкольного возраста в детском саду
Возраст | Ведущая деятельность | Возрастосообразные формы музыкальной деятельности |
1-3 года | Предметная, предметно-манипулятивная | Игровое экспериментирование со звуками на предметной основе Игры-эксперименты со звуками и игры-путешествия в разнообразный мир звуков (немузыкальных и музыкальных) Предметное коллекционирование (выставка погремушек, детских музыкальных инструментов, любимых музыкальных игрушек и т.п.) Музыкально-игровые приемы (звукоподражание) Музыкальные и музыкально-литературные загадки Музыкальные пальчиковые и музыкальные логоритмические игры Музыкально-двигательные игры-импровизации Музыкальные сказки (слушание и исполнительство) |
3-5 лет | Игровая (сюжетно-ролевая игра) | Музыкальные сюжетно-ролевые игры (песня-игра) Музыкальные игры-фантазирования Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе Усложняющиеся игры-эксперименты и игры-путешествия Музыкально-дидактические игры Игры-этюды по мотивам музыкальных произведений Сюжетные проблемные ситуации или ситуации с ролевым взаимодействием Концерты-загадки Беседы, в т.ч. по вопросам детей о музыке |
5-7 лет | Сложные интегративные виды деятельности | Проблемные и ситуационные задачи, их широкая вариативность, полипроблемность Музыкально-дидактическая игра Компьютерные музыкальные игры Исследовательская (опытная)деятельность Проектная деятельность Театрализованная деятельность Хороводная игра Музыкальные игры-импровизации Музыкальные конкурсы, фестивали, концерты Музыкальные экскурсии и прогулки, музыкальный музей Интегративная деятельность (художественная полидеятельность) Клуб музыкальных интересов Коллекционирование (в т.ч. и музыкальных впечатлений) Самостоятельная музыкальная деятельность детей |
Программы и технологии музыкального воспитания
Стандартом допускается привлечение парциальных программ и авторских технологий для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Не секрет, что музыкальные руководители редко работают по разделу «Музыка» примерной образовательной программы дошкольного образования, которую выбирает учреждение. Практически всегда привлекаются парциальные программы, например, «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой, «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной и др. На их основе музыкальный руководитель разрабатывает свою программу, которая успешна и результативна, сориентирована на воспитанников детского сада, их потребности, интересы и возможности учреждения. Именно так и должен сегодня выглядеть раздел образовательной программы детского сада, связанный с музыкальным развитием детей раннего и дошкольного возраста.
Если музыкальный руководитель использует парциальную программу в полном объеме, ничего не меняя в ней, то достаточно ссылки на эту программу, авторские технологии, методики, формы организации образовательной работы. Но такой вариант встречается крайне редко, поскольку приближенная к идеалу программа возможна при личном участии или вдумчивой переработке музыкальным руководителем существующих программ, с опорой на свой опыт профессиональной деятельности.
Образовательная программа утверждается учреждением самостоятельно в соответствии со Стандартом и с учетом Примерных программ.
В соответствии со Стандартом увеличилось соотношение времени на часть, формируемую участниками образовательных отношений. Теперь это 40% от времени пребывания ребенка в детском саду.
Эта часть программы может включать различные направления (например, углубленное художественно-эстетическое развитие, музыкальное развитие), выбранное участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.
Данная часть программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, родителей (законных представителей) и педагогов.
Как показывает опыт, программы, связанные с музыкальной логоритмикой и ритмопластикой, с творческим музицированием, с музыкальным театром, детской хореографией и танцами, фольклором, очень востребованы и детьми, и родителями.
В целом художественно-эстетическое направление – самое перспективное для части программы, формируемой участниками образовательных отношений.
Психолого-педагогические условия реализации программы
Остановимся на психолого-педагогических условиях реализации программы в соответствии со Стандартом.
- Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.
- Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей).
- Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.
- Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.
- Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
- Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
- Защита детей от всех форм физического и психического насилия.
- Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Целевые ориентиры дошкольного образования
В соответствии со Стандартом для решения образовательных задач может проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (или мониторинга).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться специалистом исключительно для решения образовательных задач:
- индивидуализации образования (в т.ч. поддержки ребенка в музыкальной деятельности, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его музыкального развития);
- оптимизации работы с группой детей на музыкальных занятиях, в самостоятельной музыкальной деятельности.
Требования Стандарта к результатам освоения Программы даны в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в т.ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- обладает установкой на положительное отношение к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет своим чувства, в т.ч. веру в себя, стареется разрешать конфликты;
- обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Музыкальное содержание и музыкальная деятельность объективно помогают ребенку освоить заданные целевые ориентиры.
Литература:
Деркунская В.А. ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребенка.- ж. Справочник музыкального руководителя, № 2, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Что такое ФГОС дошкольного образования?"
С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не...
Виды деятельности по ФГОС дошкольного образования
Создание предметно – пространственной развивающей образовательной средыдля реализацииразличных видов деятельностисогласно ФГОС.Предметно – пространственная развивающая образовательная среда.Области:Со...
Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО
Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП Д...
проект примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
Проект примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистическо...
Проектная технология в работе музыкального руководителя в условиях ФГОС дошкольного образования
Работа в режиме к ФГОС требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, направленных на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей..В данном выступлен...
Рабочая программа дошкольного образования по музыкальному развитию детей дошкольного возраста с ЗПР
Ведущая цель Программы - создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, театрализованной деятельности....
Рабочая программа воспитателя ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образования (подготовительная к школе группа, 6-7 лет) Составлена на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Рабочая программавоспитателя ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образования(подготовительная к школе группа, 6-7 лет) Составлена на основе «Примерной основной общеобразовательной программы ...