Проектная технология в работе музыкального руководителя в условиях ФГОС дошкольного образования
статья по музыке на тему
Работа в режиме к ФГОС требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, направленных на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей..В данном выступлении мною представлен опыт работы по использованию в деятельности ДОУ проектного метода – инновационного и актуального, который влияет на качество образования, профессионализм и компетентность педагогов, способствует развитию креативности, объединяет знания полученные педагогами в ходе методических мероприятий ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnye_tehnologii_v_rabote_muzykalnogo_rukovoditelya.docx | 21.33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проектная технология в работе музыкального руководителя в условиях ФГОС дошкольного образования
Уварова Марина Рудольфовна
"Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка.
Ни одно из искусств не обладает такой действенной воспитательной силой, как музыка, являющаяся средством духовного самосознания человека.
Дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребенка с элементарными основами музыкального искусства, начинает формироваться его личностное отношение к музыкальным образам, закладываются предпосылки музыкального вкуса.
Основная задача педагога – приобщить ребенка к удивительному и прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности детей, помочь через художественное восприятие музыкальных образов осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать нравственно – эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемое.
Работа в рамках реализации ФГОС ДО требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, направленных на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Успешно эти задачи решаются через использование в деятельности ДОУ проектной технологии - инновационной и актуальной в наше время.
Эффективность проектной деятельности обусловлена особым взаимодействием разных разделов образовательной программы. Решая поставленные задачи, воспитатели и музыкальный руководитель тесно сотрудничают в рамках подготовки и реализации проектов. Особенностью проектной деятельности является то, что тематика проектов может быть разнообразна. Отсюда и разнообразие видов деятельности, методов и форм работы с детьми - беседы, чтение стихов и художественной литературы, разучивание подвижных, пальчиковых, дидактических игр, коллективные и индивидуальные работы по аппликации, рисованию, лепке, физкультурные развлечения, cпортивные досуги, сбор и рассматривание разных природных материалов на прогулке (для игры по сенсорике, рассматривание репродукций и составление рассказа по картине, разучивание песен, ритмических движений, танцев, хороводов, ритмодикломаций, слушание музыкальных произведений, посещение музея, экскурсии в парк и т. д.
В своей работе я использовала методическую литературу, которая позволила убедиться в эффективности данной технологии и внедрить ее в образовательную деятельность с детьми:
- учебно-методическое пособие «Проектная технология в работе с дошкольниками», составитель Н. А. Полякова,
- публикацию в журнале «Ребёнок в детском саду» по теме «Педагогическое проектирование в ДОУ», автор Л. Д. Морозова, «Проектный метод в музыкально-ритмической деятельности», работы И. Ю. Жуйковой.
В практике работы, совместно с педагогами и специалистами образовательного учреждения были разработаны и реализованы различные образовательные проекты.
И первым опытом в этом направлении стал проект «Традиции Устьянского района», который был разработан совместно с учителем – логопедом ОУ Переславцевой С.Н. и воспитателем Филимоновой И.Ю. в рамках инновационного проекта образовательного учреждения «Родной свой край люби и знай». Участниками данного проекта стали дети 5-7 лет, педагоги ДОУ, родители и учреждения социального окружения.
Актуальность данного проекта в том, что мы на протяжении многих лет приобщаем детей к изучению традиций родного края. Дошкольника отличает доверчивость, ему присущи подражательность, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Поэтому период дошкольного возраста наиболее благоприятен для воспитания любви к своей малой Родине.
Целью проекта являлось формирование у детей дошкольного и младшего школьного возраста представления о себе как о будущих гражданах Устьянского края, достойных продолжателях и хранителях его культурных традиций.
Задачи представлены на слайде:
1. Разработать систему мероприятий с целью повышения заинтересованности педагогов в изучении традиций Устьянского района, истории родного края.
- Изучить литературу и подобрать материал;
-Оказать консультативную помощь участникам образовательного процесса через привлечение компетентных органов (музей.,библиотека, ДК, коллективы народного творчества и т.д.)
2.Обогатить материально-техническую базу в учреждении по данной теме: приобрести необходимые материалы, использовать ИКТ, пополнить библиотеку методической и художественной литературой по данной теме
3. Сформировать знания и представления у детей дошкольного возраста о традициях и истории Устьянского края: апробировать перспективный план мероприятий с детьми дошкольного возраста по данной теме (экскурсии, выставки, посещение краеведческого музея, развлечения, литературная викторина, отгадывание кроссвордов, музыкальные занятия , творческая мастерская); обогащать знания детей через создания в группах уголков краеведения.
4.Внести изменения в планирование воспитательно-образовательного процесса по региональному компоненту.
Реализация проекта осуществлялась по 4 направлениям: «Устьяны – столица северного меда», «Ветераны Великой Отечественной войны Устьянского района», «Прокопьевская ярмарка», «Природа Устьянского края». По каждому направлению был реализован ряд мероприятий.
По направлению «Устьяны-столица северного мёда» особенно запомнились: игра-викторина для старших дошкольников «В гостях у пчёл», творческая мастерская по тестопластике на тему «Мы на луг ходили, пчёлку мы лепили» для детей старшего дошкольного возраста, составление и разгадывание кроссворда «Что мы знаем о пчёлах». Цикл мероприятий был завершен развлечением «Устьяны-столица северного мёда».
По направлению «Ветераны Великой Отечественной войны Устьянского района» в тематический план работы были внесены изменения и включены мероприятия о героях Великой Отечественной войны: рассказ и подборка материалов (ксерокопии фото, статей из газет, сборник «Она завещала нам песни и росы», МУК «Устьянский краеведческий музей) о снайпере Розе Егоровне Шаниной, рассказ о герое войны Кашине Николае Ивановиче. Разработаны сценарии, подготовлены и проведены мероприятия: праздник «Дню победы-наш салют», музыкально-литературная композиции «Памяти павших будем достойны», подготовлена презентация и слайд-шоу «Вечная слава героям» к песне «День победы»
Интересная работа по направлению «Природа Устьянского края» была проведена совместно с педагогами подготовительной группы. Активное участие в работе принимали родители. В течение года они подбирали и сами изготавливали фотографии самых ярких, самых красивых мест и явлений природы нашего района. И так у нас появился фотоальбом «Природа Устьянского края». А стихи Устьянских поэтов, также собранные родителями совместно с детьми, пополнили нашу поэтическую картотеку.
Большая работа была проведена по направлению «Прокопьевская ярмарка»: рассказ и познавательная беседа о Прокопьевской ярмарке, подготовлена мультимедиа презентация, рассказ о истории возникновения села Бестужево ( М.Шалаурова со слов Е.Р.Кашиной)
Итоговым мероприятием по этому направлению явилось развлечение для детей дошкольного возраста «Осенняя ярмарка», которое стало в нашем учреждении традиционным.
2012 году – это ярмарка «Осенняя карусель» в которой принял участие фольклорный коллектив «Разлапушки». Дети были разделены на четыре площадки: «Молодецкие забавы», «Игровая», «Весёлая частушка», «Желаний и загадок». После общего хоровода дети и взрослые отправились покупать ярмарочный товар.
2013 год –это «Город мастеров», где мастера своего дела передавали свои навыки и умения нашим дошколятам.
2014 год – мы подготовили и провели игровую программу «Осенний винегрет». В соревновании участвовали команда «Фруктов» и «Овощей». Дети с удовольствием танцевали и пели с весёлым клоуном «Помидоркиным».
2015 год - в гости к детям пришла весёлая Баба-Яга, переодетая в «Царицу Осень». Дети пели частушки, отгадывали загадки, играли в различные игры на следующих станциях: «Фруктовая», «Медовая», «Грибная», «Овощная».
2016 год- мы провели «Мастер-классы» на которых вместе с детьми изготовили бусы из рябины, птичку из ткани, пчелу из рулона.
2017 год- в этом году мы побывали на пасеке деда Тимофея, играли в музыкальную игру «Мишки и пчёлы», танцевали с весёлой труженицей-пчёлкой и пробовали вкусный Устьянский мёд.
В ходе реализации данного проекта у нас появилась и еще одна традиция: ежегодно отмечать народный календарный праздник широкой Масленицы. Дети вместе со взрослыми с большим желанием принимают участие в этом празднике: изготавливают совместно с педагогами чучело масленицы, разучивают песни и хороводы, принимают участие в различных играх, разыгрывают сценки и конечно с удовольствием пьют чай и кушают блины.
Продолжая работу по теме «Проектная деятельность в работе музыкального руководителя в рамках реализации ФГОС ДО» был разработан проект «Если мы войну забудем, вновь придёт война» для детей подготовительной группы. Эта тема выбрана не случайно, т. к. проблема патриотического воспитания детей, начиная с дошкольного возраста, стоит особенно остро. А приближающееся событие юбилея Великой Победы подтолкнуло нас к этой теме. Проектная деятельность стала одним из наиболее эффективных методов, позволяющих успешно решать задачи патриотического воспитания во взаимодействии детей и взрослых.
Цель проекта:
Воспитание гражданско-патриотических чувств у детей-дошкольников, воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам.
Задачи:
1.Способствовать воспитанию у каждого ребёнка нравственно-патриотических чувств к Родине, ветеранам войны, воинам российской армии. Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищает Родину.
2. Формировать представление о прошлом и настоящем малой Родины детей-устьянском районе, о героях-земляках, защищавших свою Родину;
3. Расширить знания о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны;
Вид проекта:
Образовательный, групповой, краткосрочный.
Сроки реализации:
1 апреля 2015-12 мая 2015гг.
Участники проекта:
Участниками данного проекта стали дети 5-7 лет, педагоги ДОУ, родители и социум.
Подготовительный этап-сбор информации, работа с методической литературой, составление работы над проектом.
Практический этап-реализация проекта.
Реализация проекта «Если мы войну забудем, вновь придёт война» позволила задействовать различные виды детской деятельности: познавательную, художественно-речевую, игровую, музыкальную, театрализованную, продуктивную. В реализации этого проекта огромную помощь нам оказали родители группы «Гномики»,ими была организованна экскурсия на Родину Розы Шаниной село «Едьма» , также приняли участие в оформлении Стены Памяти.
Экологический проект «Берегите воду». Тема проекта посвящена году экологии в России и направлена на развитие театрализованных способностей дошкольников. В ходе проекта использовались различные виды музыкальной и познавательной деятельности: танцы и песни, беседы и чтение познавательной литературы, по данной теме. Итогом всего проекта стала экологическая сказка «Капелька». Данный материал оформлен и представлен на районном смотре-конкурсе методических материалов на лучшую постановку экологического воспитания в ДОО «Сохраним свою планету» (номинация «Экологический театр»), где получил высокую оценку жюри и принял участие в региональном конкурсе «Окрылённые детством» ( слайд с капелькой).
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно , разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Современные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения"
Обзор программ и технологий, используемых музыкальными руководителями в ДОУ....
Современные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личност...
Программа «Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя.
Применение здоровьесберегающих образовательных технологий повышает результативность музыкального воспитательно-образовательного процесса: способствует обеспечению устойчивого интереса ребё...
Современные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ
Здоровьесберегающие технолгии в ДОУ :дыхательная гимнастика;артикуляционная гимнастика;речь с движением или игры со словом...
Проект: «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе музыкального руководителя».
В данном проекте говорится о необходимости использования информационно-коммуникационных технологий при организации с детьми непосредственно-образовательной деятельности в образовательной области...
Конкурс «Сказкотерапия» — современная технология в работе музыкального руководителя ДОУ»
Публикация в издании "Солнечный свет", февраль 2022 год. В статье рассматривается значение использования метода игротерапии в работе с детьми в рамках раннего музы...
« Использование инновационные технологий в работе музыкального руководителя ДОУ.»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение...