Проектная технология в работе музыкального руководителя в условиях ФГОС дошкольного образования
статья по музыке на тему

Уварова Марина Рудольфовна

Работа в режиме к ФГОС требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, направленных на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей..В данном выступлении мною представлен опыт работы по использованию в деятельности ДОУ проектного метода – инновационного и актуального, который влияет на качество образования, профессионализм и компетентность педагогов, способствует развитию  креативности, объединяет знания полученные педагогами в ходе методических мероприятий ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnye_tehnologii_v_rabote_muzykalnogo_rukovoditelya.docx21.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проектная технология в работе музыкального руководителя в условиях ФГОС дошкольного образования

Уварова Марина Рудольфовна

 "Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка.

                      Ни одно из искусств не обладает такой действенной воспитательной силой, как музыка, являющаяся средством духовного самосознания человека.

Дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребенка с элементарными основами музыкального искусства, начинает формироваться его личностное отношение к музыкальным образам, закладываются предпосылки музыкального вкуса.

Основная задача педагога – приобщить ребенка к удивительному и прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности детей, помочь через художественное восприятие музыкальных образов осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать нравственно – эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемое.

Работа в рамках реализации ФГОС ДО требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, направленных на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Успешно эти задачи решаются через использование в деятельности ДОУ проектной технологии  - инновационной и актуальной в наше время.

Эффективность проектной деятельности обусловлена особым  взаимодействием  разных разделов образовательной программы. Решая поставленные задачи, воспитатели и музыкальный руководитель тесно сотрудничают в рамках подготовки и реализации проектов. Особенностью проектной деятельности является то, что  тематика проектов может быть разнообразна. Отсюда и разнообразие видов деятельности, методов и форм работы с детьми - беседы, чтение стихов и художественной литературы, разучивание подвижных, пальчиковых, дидактических игр, коллективные и индивидуальные работы по аппликации, рисованию, лепке, физкультурные развлечения, cпортивные досуги, сбор и рассматривание разных природных материалов на прогулке (для игры по сенсорике, рассматривание репродукций и составление рассказа по картине, разучивание песен, ритмических движений, танцев, хороводов, ритмодикломаций, слушание музыкальных произведений, посещение музея, экскурсии в парк и т. д.

В своей работе я использовала методическую литературу, которая позволила убедиться в эффективности данной технологии и внедрить ее в образовательную деятельность с детьми:

- учебно-методическое пособие «Проектная технология в работе с дошкольниками», составитель  Н. А. Полякова,  

- публикацию в журнале «Ребёнок в детском саду» по теме «Педагогическое проектирование в ДОУ», автор  Л. Д. Морозова,  «Проектный метод в музыкально-ритмической деятельности»,  работы И. Ю. Жуйковой.

В практике работы, совместно с педагогами и специалистами образовательного учреждения были разработаны и реализованы различные образовательные проекты.

И первым опытом в этом направлении стал проект «Традиции Устьянского района», который был разработан  совместно с учителем – логопедом ОУ Переславцевой С.Н. и воспитателем Филимоновой И.Ю. в рамках инновационного проекта образовательного учреждения  «Родной свой край люби и знай». Участниками данного проекта стали дети 5-7 лет, педагоги ДОУ, родители и учреждения социального окружения.

Актуальность данного проекта в том, что  мы на протяжении многих лет приобщаем детей  к изучению традиций родного края.  Дошкольника  отличает доверчивость, ему присущи подражательность, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Поэтому период дошкольного возраста наиболее благоприятен для воспитания любви к своей малой Родине.

Целью проекта являлось формирование у детей дошкольного и младшего школьного возраста представления о себе как о будущих гражданах Устьянского края, достойных продолжателях и хранителях его культурных традиций.

Задачи представлены на слайде:

1. Разработать систему мероприятий с целью повышения заинтересованности педагогов в изучении традиций Устьянского района, истории родного края.

- Изучить литературу и подобрать материал;

-Оказать консультативную помощь участникам образовательного процесса через привлечение компетентных органов (музей.,библиотека, ДК, коллективы народного творчества и т.д.)

2.Обогатить материально-техническую базу в учреждении по данной теме: приобрести необходимые материалы, использовать  ИКТ, пополнить библиотеку методической и художественной литературой по данной теме

3. Сформировать знания и представления у детей дошкольного возраста о традициях и истории Устьянского края: апробировать перспективный план мероприятий с детьми дошкольного возраста по данной теме (экскурсии, выставки, посещение краеведческого музея, развлечения, литературная викторина, отгадывание кроссвордов, музыкальные занятия , творческая мастерская); обогащать знания детей через создания в группах уголков краеведения.

4.Внести изменения в планирование воспитательно-образовательного процесса по региональному компоненту.

Реализация проекта осуществлялась по 4 направлениям: «Устьяны – столица северного меда», «Ветераны Великой Отечественной войны Устьянского района», «Прокопьевская ярмарка», «Природа Устьянского края». По каждому направлению был реализован ряд мероприятий.

По направлению  «Устьяны-столица северного мёда» особенно запомнились:  игра-викторина для старших дошкольников  «В гостях у пчёл», творческая мастерская  по тестопластике на тему «Мы на луг ходили, пчёлку мы лепили» для детей старшего дошкольного возраста, составление и разгадывание кроссворда «Что мы знаем о пчёлах».  Цикл мероприятий был завершен развлечением  «Устьяны-столица северного мёда».

По направлению «Ветераны Великой Отечественной войны Устьянского района» в тематический план работы были внесены изменения и включены мероприятия о героях Великой Отечественной войны: рассказ и подборка материалов  (ксерокопии фото, статей из газет, сборник «Она завещала нам песни и росы», МУК «Устьянский краеведческий музей) о снайпере Розе Егоровне Шаниной, рассказ о герое войны  Кашине  Николае Ивановиче. Разработаны сценарии, подготовлены и проведены мероприятия: праздник «Дню победы-наш салют»,  музыкально-литературная  композиции «Памяти павших будем достойны», подготовлена презентация и слайд-шоу «Вечная слава героям» к песне «День победы»

Интересная работа по направлению «Природа Устьянского края» была проведена совместно с педагогами подготовительной  группы.  Активное участие в работе принимали родители. В течение года они подбирали  и сами изготавливали фотографии самых ярких, самых красивых мест и явлений природы нашего района.  И так  у нас появился фотоальбом «Природа Устьянского края». А стихи Устьянских поэтов, также собранные родителями совместно с детьми, пополнили  нашу поэтическую картотеку.

Большая работа была проведена по направлению «Прокопьевская ярмарка»: рассказ и познавательная беседа о Прокопьевской ярмарке, подготовлена мультимедиа презентация, рассказ о истории возникновения села Бестужево ( М.Шалаурова со слов Е.Р.Кашиной)

Итоговым мероприятием по этому направлению явилось развлечение для детей дошкольного возраста «Осенняя ярмарка», которое стало в нашем учреждении традиционным.

2012 году – это ярмарка «Осенняя карусель»  в которой принял участие фольклорный коллектив «Разлапушки». Дети были разделены на четыре площадки: «Молодецкие забавы», «Игровая», «Весёлая частушка», «Желаний и загадок». После общего хоровода дети и взрослые отправились покупать ярмарочный товар.

2013 год –это «Город мастеров», где  мастера своего дела  передавали свои навыки и умения нашим дошколятам.

 2014 год – мы подготовили и провели игровую программу «Осенний винегрет». В соревновании участвовали  команда «Фруктов» и «Овощей». Дети с удовольствием танцевали и пели с весёлым клоуном  «Помидоркиным».

2015 год -  в гости к детям пришла весёлая Баба-Яга, переодетая в «Царицу Осень». Дети пели частушки, отгадывали загадки, играли в различные игры на следующих станциях: «Фруктовая», «Медовая», «Грибная», «Овощная».

2016 год- мы провели «Мастер-классы» на которых вместе с детьми изготовили  бусы из рябины, птичку из ткани, пчелу из рулона.

2017 год- в этом году мы побывали на пасеке деда Тимофея, играли в музыкальную игру «Мишки и пчёлы», танцевали с весёлой труженицей-пчёлкой и пробовали вкусный Устьянский мёд.

В ходе реализации  данного проекта у нас появилась и еще одна традиция:  ежегодно  отмечать народный календарный праздник широкой Масленицы. Дети вместе со взрослыми с  большим желанием принимают участие в этом  празднике: изготавливают  совместно с педагогами чучело  масленицы, разучивают песни и хороводы, принимают участие в различных играх, разыгрывают сценки и конечно с удовольствием пьют чай и кушают блины.

Продолжая работу по теме «Проектная деятельность в работе музыкального руководителя в рамках реализации ФГОС ДО» был разработан проект «Если мы войну забудем, вновь придёт война» для детей подготовительной группы. Эта тема выбрана не случайно, т. к. проблема патриотического воспитания детей, начиная с дошкольного возраста,  стоит особенно остро. А приближающееся событие юбилея Великой Победы подтолкнуло нас к этой теме. Проектная деятельность  стала одним из наиболее эффективных методов, позволяющих успешно решать задачи патриотического воспитания во взаимодействии детей и взрослых.  

Цель проекта:

Воспитание гражданско-патриотических чувств у детей-дошкольников, воспитание чувства гордости  за подвиг своего народа  в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам.

Задачи:

1.Способствовать воспитанию у каждого ребёнка нравственно-патриотических чувств к Родине, ветеранам войны, воинам российской армии. Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищает Родину.

2. Формировать представление о прошлом и настоящем малой Родины детей-устьянском районе, о героях-земляках, защищавших свою Родину;

3. Расширить знания о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны;

Вид проекта:

Образовательный, групповой, краткосрочный.

Сроки реализации:

1 апреля 2015-12 мая 2015гг.

Участники проекта:

Участниками данного проекта стали дети 5-7 лет, педагоги ДОУ, родители и социум.

Подготовительный этап-сбор информации, работа с методической литературой, составление работы над проектом.

Практический этап-реализация проекта.

Реализация проекта «Если мы войну забудем, вновь придёт война» позволила задействовать различные виды детской деятельности: познавательную, художественно-речевую, игровую, музыкальную, театрализованную, продуктивную.   В реализации этого проекта огромную помощь нам  оказали родители группы «Гномики»,ими  была  организованна экскурсия  на Родину Розы Шаниной  село «Едьма» , также приняли участие в оформлении Стены Памяти.

Экологический проект «Берегите воду». Тема проекта посвящена году экологии в России и направлена на развитие театрализованных способностей дошкольников. В ходе проекта использовались различные виды музыкальной  и познавательной деятельности:  танцы и песни, беседы  и чтение познавательной литературы, по данной теме. Итогом всего проекта стала экологическая сказка «Капелька». Данный материал оформлен и представлен на районном смотре-конкурсе методических материалов на лучшую постановку экологического воспитания в ДОО «Сохраним свою планету» (номинация «Экологический театр»), где получил высокую оценку жюри и  принял участие в региональном конкурсе  «Окрылённые детством» (  слайд с капелькой).

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить  творческое мышление, умение детей самостоятельно , разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения"

Обзор программ и технологий, используемых музыкальными руководителями в ДОУ....

Современные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ

Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личност...

Программа «Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя.

Применение  здоровьесберегающих образовательных технологий повышает результативность музыкального  воспитательно-образовательного процесса: способствует обеспечению устойчивого интереса ребё...

Современные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ

Здоровьесберегающие технолгии в ДОУ :дыхательная гимнастика;артикуляционная гимнастика;речь с движением или игры со словом...

Проект: «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе музыкального руководителя».

В данном проекте говорится о необходимости использования информационно-коммуникационных технологий при организации с детьми непосредственно-образовательной деятельности в образовательной области...

Конкурс «Сказкотерапия» — современная технология в работе музыкального руководителя ДОУ»

Публикация в издании "Солнечный свет", февраль 2022 год. В статье рассматривается значение  использования метода  игротерапии в работе с детьми в рамках раннего музы...

« Использование инновационные технологий в работе музыкального руководителя ДОУ.»

        Муниципальное дошкольное образовательное учреждение...