Слушание музыки. Программа
рабочая программа по музыке на тему
Программа учебного предмета «Слушание музыки» разработана на основе с
учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты», «Хоровое пение».
Программа создана с учетом учебных планов и федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы, обучающей игре на музыкальных инструментах.
Программа базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом положении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков, сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. Освоение образцов музыкального фольклора предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности, как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры. Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, её жанрово-стилистические особенности. Через опыт общения с музыкой у детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке; осваиваются основные сферы музыкального искусства, виды музыкальной деятельности (исполнение, сочинение, слушание), принципы развития музыки (повтор, вариационность, контраст), особенности формы музыкальных сочинений (одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная, рондо, вариации), жанры музыки (песня, танец, марш, сюита, опера, балет, симфония, инструментальный концерт, кантата, соната, оперетта, мюзикл и др.), основные средства музыкальной выразительности и своеобразие, специфика их преломления в музыкальной речи композитора в конкретном произведении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slushanie_muzyki_programma.docx | 67.61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Коммунаровская детская школа искусств».
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»,
«СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ
ИНСТРУМЕНТЫ», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»,
«ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
Предметная область
ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ
ПРОЕКТ
примерной программы по учебному предмету
ПО.02.УП.02.СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
«Одобрено» педагогическим советом МБОУ ДОД «Коммунаровской ДШИ» «____» ______________ 2013 год. | Утверждаю: Директор МБОУ ДОД «Коммунаровской ДШИ» _____________________ «_____» _____________ 2013 год. |
Разработчики: Шибина Надежда Евгеньевна – старший преподаватель хорового отделения «Коммунаровской ДШИ».
Рецензенты:
1.
2.
I. Пояснительная записка.
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Слушание музыки» разработана на основе с
учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты», «Хоровое пение».
Программа создана с учетом учебных планов и федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы, обучающей игре на музыкальных инструментах.
Программа базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом положении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков, сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. Освоение образцов музыкального фольклора предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности, как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры. Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, её жанрово-стилистические особенности. Через опыт общения с музыкой у детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке; осваиваются основные сферы музыкального искусства, виды музыкальной деятельности (исполнение, сочинение, слушание), принципы развития музыки (повтор, вариационность, контраст), особенности формы музыкальных сочинений (одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная, рондо, вариации), жанры музыки (песня, танец, марш, сюита, опера, балет, симфония, инструментальный концерт, кантата, соната, оперетта, мюзикл и др.), основные средства музыкальной выразительности и своеобразие, специфика их преломления в музыкальной речи композитора в конкретном произведении.
2. Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки».
Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки» для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 3 года.
3. Объем учебного времени и виды учебной работы.
Вид учебной работы, нагрузки, аттестации | Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации. | Всего часов | |||||
Классы | 1 | 2 | 3 | ||||
1 полугодие | 2 полугодие | 1 полугодие | 2 полугодие | 1 полугодие | 2 полугодие | ||
Аудиторные занятия | 16 | 16 | 16 | 17 | 16 | 17 | 98 |
Самостоятельная работа | 8 | 8 | 8 | 8,5 | 8 | 8,5 | 49 |
Максимальная учебная нагрузка | 24 | 24 | 24 | 25,5 | 24 | 25,5 | 147 |
Вид промежуточной аттестации | контр. урок | контр. урок | зачет |
4.Форма проведения учебных аудиторных занятий.
Реализация учебного плана по предмету «Слушание музыки» проводится в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.
Для учащихся 1-3 классов занятия по предмету «Слушание музыки» предусмотрены 1 раз в неделю по 1 часу.
5. Цель и задачи учебного предмета.
Цель программы – формирование музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи программы:
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки, как основы музыкальной грамотности;
- развитие активного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего, и накопление багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства;
- воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
Программа обучения построена таким образом, что каждый год имеет единую стержневую тему, вокруг нее объединяются остальные разделы содержания, постепенно укрупняется масштаб изучения, нарастает сложность поставленных задач (концентрический метод).
Первый год обучения посвящен способам показа тематического материала и тому, как влияют на характер музыки лад, темп, ритм, фактура. Речь идет о том, как понимать интонацию и слышать музыкально-звуковое пространство во всем его красочном многообразии.
Второй год обучения посвящен изучению способов музыкального развития, вопросам восприятия музыки как музыкальной речи (музыкальный синтаксис, развитие музыкальной фабулы), а также тому, как в процессе этого развития раскрывается образное содержание произведения.
На третьем году обучения решается задача восприятия художественного целого. Учащиеся приобретают первое представление о музыкальных жанрах и простых формах, постепенно осознают жанр как особый тип изложения, а форму - как результат развития интонаций. Это помогает восприятию художественного целого.
7. Методы обучения.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- объяснительно-иллюстративные (объяснение материала происходит в ходе знакомства с конкретным музыкальным примером);
- поисково-творческие (творческие задания, участие детей в обсуждении, беседах);
- игровые (разнообразные формы игрового моделирования).
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета оснащаются пианино/роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений.
Помещения должны быть со звукоизоляцией и своевременно ремонтироваться.
II. Учебно-тематический план.
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов по разделам и темам учебного предмета.
Первый год обучения.
№ | Тема. | Кол-во часов |
1. | Музыка вокруг нас. Её роль в повседневной жизни человека. Характеристика музыкального звука (высота, длительность, окраска). | 4 |
2. | Песни, танцы и марши – основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Метроритм. Пластика танцевальных движений. Музыка осени. | 4 |
3. | Азбука каждому нужна. Мелодический рисунок и его выразительные свойства. Музыкальные инструменты. | 4 |
4. | Музыка в жизни ребенка. Сказочные сюжеты в музыке. Добрый праздник среди зимы. | 4 |
5. | Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Музыкальная интонация. Музыкальные пейзажи (утро, вечер). | 6 |
6. | Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов (музыкальный портрет, сказка, знакомство с новыми тембрами музыкальных инструментов). | 6 |
7. | Пространственно-звуковой образ звучащих тембров. Музыка театра. | 4 |
Всего часов: | 32 |
Второй год обучения.
№ | Тема. | Кол-во часов |
1. | Музыкальные образы родного края. Связь образа с исходными типами интонаций: пение, речь, движение, звукоизобразительность. Контраст как средство выразительности. | 3 |
2. | Мир ребенка в музыкальных интонациях и образах. Понятие о структурных единицах: мотив, фраза, предложение. Сравнительный анализ детских альбомов П. Чайковского и С. Прокофьева. | 8 |
3. | Духовная музыка России. Колокольные звоны, молитва, хорал в музыке разных композиторов. | 6 |
4. | Русская народная музыка; музыка в народном стиле. Мотив, напев, наигрыш, вариации и т.п. Русский народный оркестр. Виды вокального исполнения (дуэт, трио, квартет, канон). | 5 |
5. | Музыкальный театр: опера и балет; симфонический оркестр; дирижер; музыкально-художественное содержание спектакля. | 5 |
6. | Концертный зал: музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке; взаимодействие тем, тембров и групп инструментов; партитура. | 6 |
Всего часов: | 33 |
Третий год обучения.
№ | Тема. | Кол-во часов |
1. | Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Патриотические музыкальные образы Русской державы. | 4 |
2. | Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. | 4 |
3. | Мир духовной музыки: образ материнства в музыке, поэзии, изобразительном искусстве; образ праздника в искусстве. | 4 |
4. | Народное творчество: жанр былины; народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Яркие поэтические образы, особенности мелодии и ритма. | 4 |
5. | Музыкальный театр: темы – характеристики главных героев; интонационно-образное развитие в опере и балете; контраст; мюзикл как жанр легкой музыки; особенности содержания музыкального языка и исполнения. | 6 |
6. | Концертный зал: инструментальный концерт; мастерство композиторов и исполнителей; музыкальная форма (3-х частная; вариационная); контрастные образы сюиты, симфонии. | 6 |
7. | Джаз – музыка XX века: особенности ритма и мелодики; импровизация; известные исполнители. Мастерство композитора. | 5 |
Всего часов: | 33 |
III. Содержание учебного предмета.
Годовые требования. Содержание разделов
Первый год обучения
Раздел 1: Музыка вокруг нас. Её роль в повседневной жизни человека. Характеристика музыкального звука (высота, длительность, окраска).
Самостоятельная работа: художественно-изобразительной творчество; душевный отклик на прослушанные музыкальные зарисовки.
Музыкальный материал:
- П.И. Чайковский фрагменты из балета «Щелкунчик»,
- П.И. Чайковский пьесы из «Детского альбома» и цикл «Времена года»,
- Обработки народных хороводов, наигрышей, танцев в исполнении народных инструментов.
Раздел 2: Песни, танцы и марши – основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Метроритм. Пластика танцевальных движений. Музыка осени.
Самостоятельная работа: сочинения музыкальных «шагов», «пульса» мелодии, песни, танца, марша; изобразительная модель мелодий.
Музыкальный материал:
- П.И. Чайковский «Детский альбом»: «Марш деревянных солдатиков», «Сладкая греза», «Полька», «Вальс»;
- П.И. Чайковский «Осенняя песнь»;
- р.н.п. «Осень, осень»;
- Т. Попатенко «Скворушка прощается»;
- В. Павленко «Капельки».
Раздел 3: Азбука каждому нужна. Мелодический рисунок и его выразительные свойства. Музыкальные инструменты.
Самостоятельная работа: работа с графикой мелодических линий; кроссворд по пройденным музыкальным примерам.
Музыкальный материал:
- В. Герчик «Нотный хоровод»;
- Д. Кабалевский «Песня о школе»;
- Русский народный наигрыш «Полянка» (свирель);
- Русский народный наигрыш «Во кузнице» (рожок);
- Импровизация на тему русской народной песни «Как под яблонькой» (гусли);
- С. Прокофьев симф. сказка «Петя и волк» (фрагмент);
- К. Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвредика»;
- И.С. Бах «Шутка» из оркестровой сюиты № 2.
Раздел 4: Музыка в жизни ребенка. Сказочные сюжеты в музыке. Добрый праздник среди зимы.
Самостоятельная работа: пение музыкального материала колядок, понимание духовного смысла праздника (чтение дополнительной литературы о Рождестве).
Музыкальный материал:
- Л. Книппер «Почему медведь зимой спит?»;
- В. Кикта «Орнамент» часть 1 «Фрески Софии Киевской»;
- Ф. Груббер «Тихая ночь»;
- у.н.к. «Щедрик»;
- Колядки «Рождество Христово», «Все идут, спешат на праздник…», «Пойдем вместе в Вифлеем», «Ночь тиха над Палестиной», «Поспешают к Вифлеему пастушки».
- П.И. Чайковский «Марш», «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик».
Раздел 5: Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Музыкальная интонация. Музыкальные пейзажи (утро, вечер).
Самостоятельная работа: подготовка характеристики, звучащей на уроке музыки (настроение, средства выразительности (темп, ритм, динамика, музыкальные инструменты и т.п.), образ).
Музыкальный материал:
- Г. Струве «Моя Россия»;
- Я. Дубравин «Добрый день»;
- И. Кадомцев «Песенка о солнышке, радуге и радости»;
- А. Шнитке «Пастораль»;
- Г. Свиридов «Пастораль»;
- П. Чайковский «Зимнее утро»;
- Э. Григ «Утро»;
- Е. Крылатов «Колыбельная Умки»;
- А. Островский «Спят усталые игрушки»;
- Б. Флисс, В. Моцарт «Колыбельная»;
- В. Гаврилин «Вечерняя музыка».
Раздел 6: Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов (музыкальный портрет, сказка, знакомство с новыми тембрами музыкальных инструментов).
Самостоятельная работа: активная работа в характеристике музыкальных образов, пластическом интонировании; закрепление музыкального песенного материала, имитация движений игры на музыкальных инструментах; слуховой контроль звучащих музыкальных тембров.
Музыкальный материал:
- В. Моцарт «Менуэт»;
- П. Чайковский «Баба-Яга»;
- С. Прокофьев «Болтунья»;
- э.н.п. «У каждого свой музыкальный инструмент»;
- И. Кондари «Менуэт» (лютня);
- Обр. р.н.п. «Тонкая рябина» (гитара);
- Ж. Рамо «Тамбурин» (клавесин);
- К. Дакен «Кукушка» (фортепиано).
Раздел 7: Пространственно-звуковой образ звучащих тембров. Музыка театра.
Самостоятельная работа: знание имен и фамилий композиторов и названия музыкальных произведений, звучащих на уроке; умение двигаться в ритме музыки; осмысленное восприятие звучащей музыки.
Музыкальный материал:
- И. Дунаевский «Выходной марш», «Галоп»;
- В. Кикта «Слон и скрипочка»;
- Д. Кабалевский «Клоуны»;
- Р. Щедрин «Золотые рыбки» из балета «Конек-горбунок»;
- М. Красев номера из оперы-игры «Муха-Цокотуха»;
- М. Коваль опера «Волк и семеро козлят»;
- Г. Гладков фрагменты из мультфильма «Бременские музыканты».
Второй год обучения.
Раздел 1: Музыкальные образы родного края. Связь образа с исходными типами интонаций: пение, речь, движение, звукоизобразительность. Контраст как средство выразительности.
Самостоятельная работа: подготовка к устному опросу, включающему в себя: знание авторов и названий произведений, характер музыки, знание певческого материала.
Музыкальный материал:
- М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»;
- Ю. Чичков «Здравствуй, Родина моя!»;
- Г. Струве «Моя Россия»;
- А. Александров «Гимн России»;
- М. Глинка «Патриотическая песня».
Раздел 2: Мир ребенка в музыкальных интонациях и образах. Понятие о структурных единицах: мотив, фраза, предложение. Сравнительный анализ детских альбомов П. Чайковского и С. Прокофьева.
Самостоятельная работа: самостоятельный разбор музыкальных произведений (характер, средства музыкальной выразительности), репетиция ритмического рисунка музыки (тактирование размеров 2/4, 3/4), знание певческого материала, сочинение своих песенок на предложенные стихи.
Музыкальный материал:
- П. Чайковский «Полька», «Камаринская», «Вальс», «Марш деревянных солдатиков», «Нянина сказка», «Баба-Яга»;
- С. Прокофьев «Вальс», «Утро», «Вечер», «Прогулка», «Тарантелла», «Шествие кузнечиков», «Марш», «Ходит месяц над лугами», «Сказочка»;
- Р. Паулс «Сонная песенка»;
- А. Том «Вечерняя песня».
Раздел 3: Духовная музыка России. Колокольные звоны, молитва, хорал в музыке разных композиторов.
Самостоятельная работа: делать разбор музыкальных произведений, определять общий характер музыки, знать названия и авторов, находить простейшие ассоциации между музыкальными, живописными, поэтическими произведениями, разбираться в строении звучащей музыки, владеть певческим материалом.
Музыкальный материал:
- М. Мусоргский «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов»;
- Церковные звоны: Праздничный перезвон, Красный Лаврский трезвон;
- С. Прокофьев фрагменты из кантаты «Александр Невский»;
- Напев Оптиной Пустыни «О Преславного чудесе»;
- П. Чайковский «В церкви», утренняя молитва;
- Народные славянские песнопения, колядки.
Раздел 4: Русская народная музыка; музыка в народном стиле. Мотив, напев, наигрыш, вариации и т.п. Русский народный оркестр. Виды вокального исполнения (дуэт, трио, квартет, канон).
Самостоятельная работа: ориентироваться в записи несложных оркестровых партитур к музыкальным миниатюрам, различать музыку по настроению, характеру, определять на слух звучание мажора и минора, различать жанры р.н.п. и особенности музыкального языка народной песни, сочинять песенки-заклички, петь свободно и легко.
Музыкальный материал:
- Вариации на тему р.н.п. «Светит месяц»;
- р.н.плясовая «Камаринская»;
- А. Абрамов «Реченька»;
- р.н.п. «Калинка»;
- р.н.песня-игра «Бояре, а мы к вам пришли…»;
- С. Прокофьев «Ходит месяц над лугами»;
- П. Чайковский «Камаринская»;
- Русские народные масленичные песни.
Раздел 5: Музыкальный театр: опера и балет; симфонический оркестр; дирижер; музыкально-художественное содержание спектакля.
Самостоятельная работа: владеть знаниями изученных жанров и форм музыки, уметь музицировать на элементарных музыкальных инструментах, определять и сравнивать характер, настроение, средства музыкальной выразительности, внимательно слушать музыкальные произведения, запоминать названия и авторов, знать персонажей музыкальных произведений, понимать их настроение и чувства, владеть певческим материалом.
Музыкальный материал:
- С. Прокофьев «Вальс», «Полночь» из балета «Золушка»;
- М. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»;
- С. Прокофьев «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам»;
- П. Чайковский «Марш» из балета «Щелкунчик»;
- М. Глинка: увертюра, сцена из первого действия, заключительных хор из финала оперы «Руслан и Людмила»;
- С. Прокофьев симф. сказка «Петя и волк».
Раздел 6: Концертный зал: музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке; взаимодействие тем, тембров и групп инструментов; партитура.
Самостоятельная работа: подготовка к устному опросу, включающему знания изученных музыкальных произведений и имен авторов; характеристика настроения музыки и её содержательные изменения, определение на слух состава исполнителей (хор, оркестр), владеть знаниями элементарных понятий в области музыкальной грамоты.
Музыкальный материал:
- М. Мусоргский «Картинки с выставки»: «Богатырские ворота», «Прогулка», «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Лиможский рынок»;
- В. Моцарт симф. № 40, увертюра к опере «Свадьба Фигаро»;
- И.Бах пьесы из альбома «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»;
- И. Бах «За рекою старый дом»;
- Г. Свиридов фрагменты из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель»;
- М. Глинка «Жаворонок»;
- П. Чайковский «Песня жаворонка», концерт № 1 (фрагмент).
Третий год обучения.
Раздел 1: Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Патриотические музыкальные образы Русской державы.
Самостоятельная работа: устный опрос: внимательное изучение музыкального материала, сравнительный анализ произведений, исполнение вокальных произведений с инструментом и без, знание традиций родного края, размышление о эмоциональном характере музыки и её образном содержании.
Музыкальный материал:
- П. Чайковский симф. № 4 часть 2;
- П. Чайковский «Благословляю вас, леса»;
- Н. Римский-Корсаков «Звонче жаворонка пенье»;
- Г. Свиридов «Романс»;
- Кант «Радуйся, Русская земля»;
- Кант «Орёл Российский»;
- «Марш лейб-гвардии Преображенского полка»;
- Старинная солдатская песня «Солдатушки, бравы ребятушки»;
- С. Прокофьев номера из кантаты «Александр Невский»;
- М. Глинка фрагменты из оперы «Иван Сусанин».
Раздел 2: Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей.
Самостоятельная работа: разбирать музыкальные произведения, соотносить содержание с использованными выразительными средствами, определять на слух основные жанры музыки, исполнять певческий материал с сопровождением и без, петь легко и свободно, следить за дыханием и дикцией.
Музыкальный материал:
- Э. Григ «Утро»;
- П. Чайковский «Утренняя молитва»;
- С. Прокофьев «Болтунья», фрагменты из симф. сказки «Петя и волк»;
- С. Прокофьев «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта»;
- М. Мусоргский «С няней», «Тюильрийский сад» из цикла «Детская»;
- П. Чайковский «Нянина сказка».
Раздел 3: Мир духовной музыки: образ материнства в музыке, поэзии, изобразительном искусстве; образ праздника в искусстве.
Самостоятельная работа: подготовка к устному опросу, включающему: понимание духовной музыки и знание её особенностей; творчески, ярко, эмоционально передавать в пении характер музыки, владеть правильным дыханием, динамическими оттенками, четко произносить текст; знать певческие голоса и виды хоровых составов.
Музыкальный материал:
- Ф. Шуберт «Аве Мария!»;
- С. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся!»;
- В. Гаврилин «Мама»;
- Церковные песнопения: Величание, Баллада о князе Владимире.
Раздел 4: Народное творчество: жанр былины; народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Яркие поэтические образы, особенности мелодии и ритма.
Самостоятельная работа: ориентироваться в знании музыкальных инструментов России, видов оркестров (народный, симфонический); знать творчество Н.А. Римского-Корсакова; исполнять вокальные произведения легко, свободно с грамотной певческой постановкой и четкой дикцией.
Музыкальный материал:
- Н. Римский-Корсаков «Былина о Добрыне Никитиче»;
- М. Глинка «Песня Баяна» из оперы «Руслан и Людмила»;
- Н. Римский-Корсаков «Песня Садко», «Океан - море синее» из оперы «Садко»;
- Н. Римский-Корсаков «Песня Леля», хор «Проводы масленицы» из оперы «Снегурочка».
Раздел 5: Музыкальный театр: темы – характеристики главных героев; интонационно-образное развитие в опере и балете; контраст; мюзикл как жанр легкой музыки; особенности содержания музыкального языка и исполнения.
Самостоятельная работа: знание творчества композиторов М. Глинки, К. Глюка, П. Чайковского, разбираться в жанрах и формах изучаемых произведений, инструментах симфонического оркестра, певческих голосах, видов хоров и оркестров, понимать особенности мюзикла.
Музыкальный материал:
- М. Глинка опера «Руслан и Людмила»: речитатив и ария Руслана (2 д.), увертюра, каватина Людмилы (1 д.), сцена Наины и Фарлафа, рондо Фарлафа (2 д.);
- К. Глюк опера «Орфей и Эвредика»: хор фурий, «Мелодия» (2 д.);
- Н. Римский-Корсаков опера «Снегурочка»: ария Снегурочки (пролог), шествие и каватина царя Берендея, ария Снегурочки (4 д.), пляска скомороха, хор «Свет и сила»;
- П. Чайковский балет «Спящая красавица»: интродукция, вальс, кода и финал 1-го действия;
- Р. Роджерс фрагменты из мюзикла «Звуки музыки»;
- А. Рыбников фрагменты из мюзикла «Волк и семеро козлят на новый лад».
Раздел 6: Концертный зал: инструментальный концерт; мастерство композиторов и исполнителей; музыкальная форма (3-х частная; вариационная); контрастные образы сюиты, симфонии.
Самостоятельная работа: подготовка к устному опросу, включающему: знание значений слов: концерт, сюита, симфония, соната, каприс; групп, инструментов симфонического оркестра; знание произведений и имен авторов их написавших; самостоятельно делать музыкальный разбор.
Музыкальный материал:
- П. Чайковский концерт для фортепиано с оркестром № 1 (финал);
- П. Чайковский «Мелодия»;
- Н. Паганини каприс № 24;
- Э. Григ сюита «Пер Гюнт»: «Утро», «В пещере горного короля», «Танец Анитры», «Смерть Озе», «Песня Сольвейг»;
- Л. Бетховен фрагменты «Героической» симфонии, сонаты № 14 «Лунная», «К Элизе», «Сурок».
Раздел 7: Джаз – музыка XX века: особенности ритма и мелодики; импровизация; известные исполнители. Мастерство композитора.
Самостоятельная работа: подготовка к устному опросу, включающему: исполнение вокальных произведений с сопровождением и без сопровождения, прохлопывание ритма знакомой песни; понимание особенностей джаза; знание творчества Георгия Свиридова, ориентация в певческих голосах, видах оркестров и хоров; узнавать на слух выученный, за учебный год, музыкальный материал.
Музыкальный материал:
- Дж. Гершвин «Я поймал ритм» из мюзикла «Безумная девчонка»;
- Дж. Гершвин фрагменты из оперы «Порги и Бесс», «Голубая рапсодия»;
- Г. Свиридов музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»: «Весна», «Осень», «Тройка»;
- Г. Свиридов «Снег идет» из маленькой кантаты «Снег идет»;
- В. Моцарт симф. № 40 (1 и 4 части);
- Л. Бетховен симф. № 9 (финал).
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Раздел содержит перечень знаний умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Слушание музыки»:
- наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
- способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;
- умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств;
- первоначальные представления об особенностях музыкального языка и средствах выразительности;
- владение навыками восприятия музыкального образа и умение передавать свое впечатление в словесной характеристике (эпитеты, сравнения, ассоциации).
Педагог оценивает следующие виды деятельности учащихся:
- умение давать характеристику музыкальному произведению;
- создание музыкального сочинения;
- «узнавание» музыкальных произведений;
- элементарный анализ строения музыкальных произведений.
V. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости является систематичность и учет индивидуальных особенностей обучаемого.
Текущий контроль знаний, умений и навыков происходит на каждом уроке в условиях непосредственного общения с учащимися и осуществляется в следующих формах:
- беседа, устный опрос, викторины по пройденному материалу;
- обмен мнениями о прослушанном музыкальном примере;
- представление своих творческих работ (сочинение музыкальных иллюстраций, письменные работы по графику, схеме, таблицы, рисунки).
Программа «Слушание музыки» предусматривает промежуточный контроль успеваемости учащихся в форме итоговых контрольных уроков, которые проводятся во 2, 4, 6 полугодиях. Контрольный урок проводится на последнем уроке полугодия в рамках аудиторного занятия в течение 1 урока. Рекомендуется в 6 полугодии провести итоговый зачет, оценка по которому заносится в свидетельство об окончании школы.
Требования к промежуточной аттестации.
класс | Форма промежуточной аттестации / требования. | Содержание промежуточной аттестации |
1 | Итоговый контрольный урок - обобщение пройденного понятийного и музыкального материала. • Наличие первоначальных знаний и представлений о средствах выразительности, элементах музыкального языка. • Наличие умений и навыков: - слуховое восприятие элементов музыкальной речи, интонации; - умение передавать свое впечатление в словесной характеристике (эпитеты, сравнения); - воспроизведение в жестах, пластике, графике, в песенках-моделях ярких деталей музыкальной речи (невербальные формы выражения собственных впечатлений). | • Первоначальные знания и представления о некоторых музыкальных явлениях: звук и его характеристики, метр, фактура, кантилена, речитатив, скерцо, соло, тутти, кульминация, диссонанс, консонанс, основные типы интонаций, некоторые танцевальные жанры, инструменты симфонического оркестра. • Музыкально-слуховое осознание средств выразительности в незнакомых произведениях с ярким программным содержанием: Э.Григ, детские альбомы П.И.Чайковского, И.С.Баха, С.С.Прокофьева, Г.В.Свиридова, Р.К.Щедрина, В.А.Гаврилина. |
2 | Итоговый контрольный урок. • Наличие первоначальных знаний и музыкально-слуховых представлений о способах развития темы и особенностях музыкально-образного содержания. • Наличие первичных умений и навыков: - умение охарактеризовать некоторые стороны образного содержания и развития музыкальных интонаций; - умение работать с графическими моделями, отражающими детали музыкального развития в незнакомых произведениях, избранных с учетом возрастных и личностных возможностей учащихся. | • Первоначальные знания и музыкально-слуховые представления: - выразительные свойства звуковой ткани, средства создания музыкального образа; - способы развития музыкальной темы (повтор, контраст); - исходные типы интонаций (первичные жанры); - кульминация в процессе развития интонаций. • Осознание особенностей развития музыкальной фабулы и интонаций в музыке, связанной с театрально-сценическими жанрами и в произведениях с ярким программным содержанием. |
3 | Итоговый контрольный урок (зачет). • Наличие первоначальных знаний и музыкально-слуховых представлений о музыкальных жанрах, простых формах, инструментах симфонического оркестра. • Наличие умений и навыков: - умение передавать свое впечатление в словесной характеристике с опорой на элементы музыкальной речи и средства выразительности; - зрительно-слуховое восприятие особенностей музыкального жанра, формы; - умение работать с графической моделью музыкального произведения, отражающей детали музыкальной ткани и развития интонаций; - навык творческого взаимодействия в коллективной работе. | • Первоначальные знания и музыкально-слуховые представления: - об исполнительских коллективах; - о музыкальных жанрах; - о строении простых музыкальных форм и способах интонационно- тематического развития. • Музыкально-слуховое осознание и характеристика жанра и формы в произведениях разных стилей: И. С. Бах, К. В. Глюк, В. Моцарт, Л. Бетховен, А. Шнитке, Э. Григ, Н. А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С. С. Прокофьев, Д. Кабалевский, В. Кикта. |
Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание выразительных средств (согласно календарно-тематическому плану), владение первичными навыками словесной характеристики.
Письменные задания - умение работать с графическими моделями произведений, отражающими детали музыкального развития и выбранными с учетом возрастных и личностных возможностей учащихся.
Критерии оценок текущего контроля успеваемости учащихся.
- 5 (отлично) – соответствует высокому и качественному уровню освоения данной программы, как в рамках своего класса, так и в объёме всего цикла.
- 4 (хорошо) – уровень знаний и умений достаточно высокий, допускающий незначительные помарки и недочеты, но в целом производящий положительное впечатление.
- 3 (удовлетворительно) – уровень знаний стандартный, но не демонстрирующий должного качества освоения программы.
График промежуточной и итоговой аттестации.
Класс | Вид контрольного прослушивания | Месяц проведения | Программные требования |
1 класс | Контрольный урок | декабрь | 1. Викторина, 2. Контроль теоретического материала, 3. Устный опрос. |
Контрольный урок | май | 1. Викторина, 2. Контроль теоретического материала, 3. Устный опрос. | |
2 класс 3 класс | Контрольный урок | октябрь | 1. Викторина, 2. Контроль теоретического материала, 3. Устный опрос. |
Контрольный урок | декабрь | 1. Викторина, 2. Контроль теоретического материала, 3. Устный опрос. | |
Контрольный урок | март | 1. Викторина, 2. Контроль теоретического материала, 3. Устный опрос. | |
Контрольный урок | май | 1. Викторина, 2. Контроль теоретического материала, 3. Устный опрос. |
VI. Методическое обеспечение учебного процесса.
Методические рекомендации педагогическим работникам.
Изучение учебного предмета «Слушание музыки» осуществляется в форме мелкогрупповых занятий.
В основу преподавания положена вопросно-ответная (проблемная) методика, дополненная разнообразными видами учебно-практической деятельности.
Наиболее продуктивная форма работы с учащимися младших классов - это уроки - беседы, включающие в себя диалог, рассказ, краткие объяснения, учебно-практические и творческие задания, где слуховое восприятие дополнено, нередко, двигательно-пластическими действиями. Педагог, добиваясь эмоционального отклика, подводит детей к осмыслению собственных переживаний, использует при этом беседу с учащимися, обсуждение, обмен мнениями. Процесс размышления идет от общего к частному и опять к общему на основе ассоциативного восприятия. Через сравнения, обобщения педагог ведет детей к вопросам содержания музыки.
Программа учебного предмета «Слушание музыки» предполагает наличие многопланового пространства музыкальных примеров. Оно создается при помощи разнообразия форм, жанров, стилевых направлений (в том числе, современной музыки). Учащиеся накапливают слуховой опыт и получают определенную сумму знаний. Однако все формы работы направлены не просто на знания и накопление информации, а на приобретение умений и навыков музыкально-слуховой деятельности - ключа к пониманию музыкального языка.
В программе учебного предмета «Слушание музыки» заложен интонационный подход в изучении музыкальных произведений. Интонация и в речи, и в музыке является носителем смысла. Путь к глубокому изучению музыкальной ткани и музыкального содержания проходит через интонацию. Сам процесс непрерывного слухового наблюдения и слежения заключается в способности интонирования мотивов, фраз внутренним слухом. Интонационный слух лежит в основе музыкального мышления.
С целью активизации слухового внимания в программе «Слушание музыки» используются особые методы слуховой работы. Прослушивание музыкальных произведений предваряется работой в определенной форме игрового моделирования. Особенностью данного метода является сочетание всех видов деятельности, идея совместного творчества. Слушание музыки сочетается с практическими заданиями по сольфеджио, теории, с творческими заданиями.
На уроке создаются модели - конструкции, которые иллюстрируют наиболее яркие детали музыкального текста и вызывают множественный ассоциативный ряд. С помощью таких моделей - конструкций обучающимся легче понять и более общие закономерности (характер, герой, музыкальная фабула).
Приемы игрового моделирования:
- отражение в пластике телесно-моторных движений особенностей метроритма, рисунка мелодии, фактуры, артикуляции музыкального текста;
- сочинение простейших мелодических моделей с разными типами интонации;
- графическое изображение фразировки, звукового пространства, интонаций;
- игры-драматизации (песни-диалоги, мимические движения, жесты-позы) с опорой на импровизацию в процессе представления;
- исполнение на инструментах детского оркестра ритмических аккомпанементов, вариантов оркестровки небольших пьес.
Осваивая программу, учащиеся должны выработать примерный алгоритм слушания незнакомых произведений. В процессе обучения большую роль играют принципы развивающего (опережающего) обучения: поменьше давать готовых определений и строить педагогическую работу так, чтобы вызывать активность детей, подводить к терминам и определениям путем «живого наблюдения за музыкой» (Б. Асафьев). Термины и понятия являются итогом работы с конкретным музыкальным материалом, используются как обобщение слухового опыта, но не предшествуют ему. «Термин должен обобщать уже известное, но не предшествовать неизвестному» (А. Лагутин).
Слушая музыку, учащиеся могут выступать в роли «ученого-наблюдателя» (когда речь идет о элементах музыкального языка), воспринимать ее в формате сопереживания (эпитеты, метафоры), сотворчества. Главным на уроке становится встреча с музыкальным произведением. Сущность слушания музыки можно определить как внутреннее приобщение мира ребенка к миру героя музыки. Каждая деталь музыкального языка может стать центрообразующей в содержании урока, вызвать комплекс ассоциаций и создать условия для эстетического общения и вхождения в образный мир музыки.
VII. Материально-технические условия реализации программы.
Материально-технические условия реализации программы «Слушание музыки» должны обеспечивать возможность достижения обучающимися результатов, установленных настоящими Федеральными Государственными требованиями.
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Образовательное учреждение должно соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта.
Минимально необходимый для реализации в рамках программы «Слушание музыки» перечень аудиторий и материально-технического обеспечения включает в себя:
- учебные аудитории для мелкогрупповых занятий с роялем/фортепиано;
- учебную мебель (столы, стулья, стеллажи, шкафы);
- наглядно-дидактические средства: наглядные методические пособия, магнитные доски, интерактивные доски, демонстрационные модели (например, макеты инструментов симфонического и народных оркестров);
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийное оборудование (компьютер, аудио- и видеотехника, мультимедийные энциклопедии);
- библиотеку, помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, просмотровый видеозал/класс).
Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.
В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
VIII. Список рекомендуемой учебной и методической литературы.
Методическая литература.
- М. Браиловский «Жанровые и поэтические истоки работ Карла Орфа»;
- Д. Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?»;
- Д. Кабалевский «Беседы о музыке для юношества»;
- В. Конен «Этюды о зарубежной музыке»;
- Л. Михеева «Музыкальный словарь в рассказах»;
- Т. Попова «О музыкальных жанрах»;
- Т. Рзянкина «Войдемте в мир музыки»;
- Г. Свиридов. Сборник статей и исследований;
- А. Чернов «Как слушать музыку»;
- Б. Штейнпресс «Музыка XIX века. Популярный очерк».
- Б. Асафьев «Путеводитель по концертам: Словарь наиболее необходимых терминов и понятий». Москва, 1978
- Л. Бернстайн «Концерты для молодежи». Ленинград, 1991
- Л. Выгодский «Психология искусства». Москва, 1968
- Н. Гилярова «Хрестоматия по русскому народному творчеству. 1-2 годы обучения». Москва, 1996
- Н. Гильченок «Слушаем музыку вместе». СПб, 2006
- С. Газарян «В мире музыкальных инструментов». Москва, 1989
- Г. Науменко «Жаворонушки». Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. вып. 4. Москва, 1986
- Г. Головинский, М. Ройтерштейн «Книга о музыке». Москва, 1988
- А. Лядов «Песни русского народа в обработке для одного голоса и фортепиано». Москва, 1959
- Л. Мазель «Строение музыкальных произведений». Москва, 1979
Учебная литература.
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка» 1-4 класс начальной образовательной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический доклад на тему Актуальность современных программ по "Слушанию музыки" в ДМШ иДШИ
аналитическа работа 1.Слушание музыки-вид музыкальной деятельности.2.Сущность и особенности авторских программ по предмету "Слушание музыки".3.Эффективность творческих приемов,используемых в ли...
Программа дополнительного образования детей по предметам"Слушанье музыки" и "Музыкальная литература"
Программа дополнительного образования детей по предметам:"Слушанье музыки" и "Музыкальная литература" предназначена для учащихся ДМШ и ДШИ. Программа рассчитана на образовательный цикл продолжит...
Рабочая программа по предмету "Слушание музыки".
Рабочая программа предмета "Слушание музыки" предназначена для реализации ОП "Инструментальное исполнительство" и ОП "Хоровое пение". Рабочая программа разработана на основе примерной программы ...
программа по учебному предмету ПО.02.УП.02.СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
рабочая программа создана для проведения уроков по предмету "слушание музыки " для 1-3 классов....
Программа ФГТ по предмету "Слушание музыки"для фортепиано
Программа составлена по новым требованиям ФГТ...
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ. МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА Рабочая образовательная программа для театральных отделений ДШИ 5 лет обучения Аредакова А.В.
Очень удобная программа в обучении слушания музыки в ДШИ...
Программа ФГТ по учебному предмету ПО.02.УП.01. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА ДЛЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Программа рассчитана на 8 лет обучения. Рекомендована к обучению....