программа по учебному предмету ПО.02.УП.02.СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
рабочая программа по музыке по теме
рабочая программа создана для проведения уроков по предмету "слушание музыки " для 1-3 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slushanie_muzyki_sosnog.docx | 80.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования детей
Сосногорская Детская Школа Искусств
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО», «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
Предметная область ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ
2013 г.
«Рассмотрено» Методическим советом образовательного учреждения ____________________________ (дата рассмотрения) | «Утверждаю» Директор Бервено Е.В ______________ (подпись) ______________________________ (дата утверждения) |
Разработчик:
Думбурович Л.Л., преподаватель теоретических дисциплин
Рецензент – Скрябина И.В.
Рецензент – Шишкина И.П.
Содержание:
- Пояснительная записка…………………………………………….4
- Учебно-тематический план ………………………………………6
- Содержание учебного предмета…………………………………..8
- Требования к уровню подготовки обучающихся………………..15
- Формы и методы контроля, система оценок…………………….16
- Методическое обеспечение учебного процесса ………………...17
- Список литературы и средств обучения………………………......19
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Слушание музыки» разработана на основе с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты», «Хоровое пение».
Предмет «Слушание музыки» направлен на создание предпосылок для творческого, музыкального и личностного развития учащихся, формирование эстетических взглядов на основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия музыкальных произведений, приобретение детьми опыта творческого взаимодействия в коллективе.
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и ориентирована на:
- развитие художественных способностей детей и формирование у обучающихся потребности общения с явлениями музыкального искусства;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, способствующей приобретению навыков музыкально-творческой деятельности;
- формирование комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
«Слушание музыки» находится в непосредственной связи с другими учебными предметами, такими, как «Сольфеджио», «Музыкальная литература» и занимает важное место в системе обучения детей. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области теории и истории музыки, а также необходимым условием в освоении учебных предметов в области музыкального исполнительства.
Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки» для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 3 года.
3
Вид учебной работы, нагрузки, аттестации | Затраты учебного времени, график промежуточной | Всего часов | |||||
Классы | 1 | 2 | 3 | ||||
1 полугодие | 2 полугодие | 1 полугодие | 2 полугодие | 1 полугодие | 2 полугодие | ||
Аудиторные занятия | 16 | 16 | 16 | 17 | 16 | 17 | 98 |
Самостоятельн ая работа | 8 | 8 | 8 | 8.5 | 8 | 8.5 | 49 |
Максимальная учебная нагрузка | 24 | 24 | 24 | 25.5 | 24 | 25.5 | 147 |
Вид промежуточной аттестации | контр. урок | контр. урок | зачет |
Объем учебного времени и виды учебной работы
Вид учебной работы, нагрузки, аттестации | Затраты учебного времени, график промежуточной | Всего часов | |||||
Классы | 1 | 2 | 3 | ||||
1 полугодие | 2 полугодие | 1 полугодие | 2 полугодие | 1 полугодие | 2 полугодие | ||
Аудиторные занятия | 16 | 16 | 16 | 17 | 16 | 17 | 98 |
Самостоятельн ая работа | 8 | 8 | 8 | 8.5 | 8 | 8.5 | 49 |
Максимальная учебная нагрузка | 24 | 24 | 24 | 25.5 | 24 | 25.5 | 147 |
Вид промежуточной аттестации | контр. урок | контр. урок | зачет |
Программа адаптирована под местные условия, содержит региональный компонент.
Основной формой обучения предмета «Сольфеджио» является урок.
Форма проведения учебных аудиторным занятий
Реализация учебного плана по предмету «Слушание музыки» проводится в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек. Для учащихся 1-3 классов занятия по предмету «Слушание музыки» предусмотрены 1 раз в неделю по 1 часу.
Цели программы:
- формирование художественно-образного восприятия и мышления, как основы развития эстетическо-творческой личности;
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- выявление одаренных детей в области музыки с целью их подготовки к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусств.
Задачи:
Обучающие:
- формирование у учащихся эмоционального отношения к искусству;
- активизация интеллектуального развития, связанного с мышлением, вниманием, памятью;
- ознакомление с основными музыкальными терминами,
- освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства;
- формирование первоначальных навыков слухового наблюдения музыки, а также произвольного внимания в процессе слушания музыкальных произведений.
Развивающие:
- развитие в процессе занятий творческого потенциала, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;
- развитие способностей к сопереживанию, осознание своих эстетических впечатлений, трансформацией этих переживаний в словесную форму и зрительные образы;
Воспитательные:
- воспитание устойчивого интереса и любви к музыке;
- воспитание художественного вкуса и потребности в общении с искусством.
Основополагающие принципы программы
- принцип увлеченности, согласно которому в основе занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие творческих способностей обучающихся;
- принцип сотрудничества и единства требований, при котором отношение к обучающимся строится на доброжелательной и доверительной основе;
- принцип природосообразности, учитывающий возраст обучающихся, уровень их интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнений заданий различной степени сложности;
- принцип сознательного усвоения обучающимися учебного материала; ориентирует на развитие музыкального мышления обучающихся во всех формах общения с музыкой;
- принцип тождества и контраста, сходства и различия реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка;
- принцип систематичности, последовательности, наглядности обучения;
- принцип комплексного подхода.
- В целом все принципы ориентированы на формирование личностного отношения обучающихся к музыкальному искусству.
Формы реализации
Основные знания и навыки учащиеся приобретают на уроке.
Формы работы на уроке весьма разнообразны:
- урок-беседа
- урок-выставка рисунков
- урок – концерт из собственных сочинений
- урок-исследование
- урок-экскурсия
- комплексный урок
Постоянная фронтальная работа со всей группой позволяет осуществлять опрос всех учащихся на каждом уроке. Кроме того, в конце каждой темы предусмотрены итоговые уроки, на которых знания проверяются в виде:
- викторины
- теста
- решения кроссвордов
Домашняя работа учащихся может быть в форме:
- заданий-рисунков
- сочинений-рассказов, стихов
- музыкальных импровизаций
- составления собственных кроссвордов
Перевод обучающегося в следующий класс проводится решением педсовета на основании оценки обучающегося.
Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
- Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
Учебно-тематический план
1 класс
№ № | Наименование раздела, темы | Вид Учебного занятия | Общий объем времени (в часах) | ||
Максима льная учебная нагрузка | Самосто ятельная работа | Аудиторные занятия | |||
1 | Основы русского народного творчества | урок | 58 | 16 | 32 |
Итого | 58 | 16 | 32 |
2 класс
№ № | Наименование раздела, темы | Вид Учебного занятия | Общий объем времени (в часах) | ||
Максима льная учебная нагрузка | Самосто ятельная работа | Аудиторные занятия | |||
1 | Из чего состоит музыка? (элементы музыкальной речи) | урок | 16,5 | 5,5 | 11 |
2 | Музыка и движение: марши | 7,5 | 2,5 | 5 | |
3 | Музыка и движение: танцы | 16,5 | 5,5 | 11 | |
4 | Детская музыка | 7,5 | 3 | 6 | |
Итого | 49,5 | 16.5 | 33 |
3 класс
№ № | Наименование раздела, темы | Вид Учебного занятия | Общий объем времени (в часах) | ||
Максима льная учебная нагрузка | Самосто ятельная работа | Аудиторные занятия | |||
1 | Легенды о музыке | 6 | 2 | 4 | |
2 | Жанры вокальной музыки | 15 | 5 | 10 | |
3 | Жанры инструментальной музыки. | 13,5 | 4,5 | 9 | |
4 | Музыка в театре. | 9 | 3 | 6 | |
5 | Изобразительность в музыке | 6 | 2 | 4 | |
Итого | 49,5 | 16,5 | 33 |
Содержание программы
Программа по предмету «Слушание музыки» реализуется в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства, рассчитанной на 8-9 лет обучения.
Первый класс
1..Общая характеристика понятия «русское народное творчество.
Основные признаки фольклора: анонимность, устность, коллективный автор, вариантность, исторический отбор, красота и совершенство.
Сравнение народного и профессионального искусства.
Музыкальный материал: М. И. Глинка «Камаринская», М. Мусоргский опера «Хованщина» Песня Марфы (лирическая «Исходила младенька»), П. Чайковский Симфония №4, финал (хороводная «Во поле береза»).
2.Детский фольклор. Потешки, прибаутки, Скороговорки. Дразнилки. Загадки. Небылицы. Считалки. Русские и коми народные игры. Русские и коми народные сказки
Особенности детского фольклора, простота языка, ритмики.
Музыкальный материал: «Ладушки», «Сорока», «Скок, скок», «Идет коза рогатая», «Андрей-воробей», «Бобры», «Дед Сысой», П. Чайковский «Детский альбом», «Игра в лошадки», «Баба-Яга», «Нянина сказка», С. Прокофьев «Детская музыка», «Пятнашки».
Видеоряд: м/ф «Ладушки», «Два веселых гуся», «Рыжий, рыжий», «Небылицы», «Путаница», «Ехал Ваня», «Апельсин».
3.Семейно-бытовые обряды: колыбельные, пестушки, величальные, корильные. Характерные особенности жанров. Музыкальный материал: народные колыбельные, колыбельная Волховы из оперы «Садко» Н. Римского – Корсакова, М. Глинка хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин».
Видеоряд: м/ф «Колыбельные», русская колыбельная из сб. «Колыбельные мира».
4.Хороводы. Древнее происхождение хороводов. Хоровод, как разновидность русского народного театра. Региональные особенности хороводов. Виды хороводов. Музыкальный материал: «Стреловая», «А мы просо сеяли», «Заплетися плетень», «Доли-Шели».
Видеоряд: фрагменты из м/ф «Снегурочка».
5. Русские народные инструменты.
Богатство и разнообразие русских народных инструментов. Скоморохи. Струнные: гусли, гудок, домра, балалайка, колесная лира.
Духовые: свирель, жалейка, рожок, дудка, кугиклы, волынка.
Ударные: бубен, ложки, трещотки, бубенцы.
Колокола, гармоника.
Музыкальный материал: М. Глинка «Иван Сусанин» Эпилог, колокольный звон, Н. Римский-Корсаков «Садко» 1 картина Ария Садко (гусли), П. Чайковский «Детский альбом» «Камаринская», «Мужик на гармонике играет». Звучание народных музыкальных инструментов.
Коми народные инструменты
Ударные: пу барабан, пубедьяс, тотшкодчан, пупаньяс, жыннян,
торган, сярган.
Духовые:сюмoд киль,каля пoлян, чипсан, пoлянъяс, сей полян..
Струнные: сигудок, балалайка.
Гармонь
Музыкальный материал: звучание чипсанов, сигудка, пу барабана, жынняна.
Видеоряд: м/ф «Русские потешки».
6. Русский народный костюм. Региональные особенности народного костюма. Северный и южный костюм. Женский, мужской костюм. Головные уборы. Прическа, косметика
Коми народный костюм. Особенности народного костюма разных регионов Республики Коми. Музыкальный материал: А. Варламов «Красный сарафан».
7. Календарные обряды и песни: Святки. Календарно-земледельческий цикл древних славян. Обряд колядования. Колядки, подблюдные песни, гадания.
Музыкальный материал: «Ой, авсень», «Павочка», «Щедровочка», «Слава». П. Чайковский «Времена года» «Декабрь».
Видеоряд: м/ф «Рождество», «Ночь перед рождеством».
8. Былины. Герои былин. Региональные особенности былин. Поэтика былин. Особенности композиции, языка. Исполнители и собиратели былин. Былины в русской музыке.
Музыкальный материал: «Былина об Илье Муромце», « Про Добрыню», «Высота».
Эпические коми сказания. Герои: Пера-богатырь, Кудым–Ош.
Музыкальный материал: Я. Перепелица балет «Яг Морт».
Видеоряд: м/ф «Добрыня Никитич», «Илья Муромец», «Илья Муромец и соловей-разбойник», «Сказ о Пере», «Сказание о Кудым-Оше», «Яг Морт»
9. Исторические песни. Тематика исторических песен: Монголо-татарское иго, Иван Грозный, Ермак, Степан Разин, Петр Первый, Суворов и.т.п. Жанры исторических песен.
Музыкальный материал: «Как за речкою, да за Дарьею», «Грозный царь Иван Васильевич», «Бородино», Н. Римский-Корсаков «Сеча при Керженце».
Видеоряд: м/ф «Сеча при Керженце».
10.Календарные обряды и песни: Масленица. Древнее языческое происхождение обряда. Проводы зимы. Дни масленичной недели и их значение.
Музыкальный материал: «А мы масленицу дожидаем», «Прощай, масленица», «Блины», Н. Римский-Корсаков «Снегурочка», Пролог, хор «Проводы масленицы», П. Чайковский «Времена года» «Февраль». И. Стравинский балет «Петрушка».
Видеоряд: м/ф «На масленице», «Снегурочка».
11. Русский народный театр. Вертеп. Петрушка. Скоморохи. Похороны Костромы.
Музыкальный материал: И. Стравинский «Петрушка», «Костромушка».
Видеоряд: м/ф «Снегурочка» (пляска скоморохов), «Кострома», х/ф «Садко».
12. Семейно-бытовые обряды и песни: свадьба. Наиболее важные моменты свадебного обряда: сватовство, сговор, рукобитие, пропои, девичник, расплетание косы, сбор невесты к венцу, встреча свадебного поезда жениха, выкуп невесты, родительское благословление молодых, венчание, свадебный пир. Мелодическое богатство и красота свадебных песен, жанровое многообразие. Использование свадебных песен в произведениях русских композиторов-классиков.
Музыкальный материал: «На море утушка», «Ты, река ль, моя реченька», «Звонили звоны», Н. Римский-Корсаков «Снегурочка» Свадебный обряд.
Видеоряд: х/ф «Каменный цветок».м/ф «Снегурочка».
Похороны, плачи и причитания. Похоронный и поминальный обряды. Древнее происхождение плачей и причитаний. Плачи и причитания в русских операх.
Музыкальный материал: плачи в народном исполнении, А. Бородин «Князь Игорь» Плач Ярославны.
Видеоряд: Бородин опера «Князь Игорь», Плач Ярославны.
13. Календарные обряды и песни: веснянки. Древнее происхождение веснянок, праздник «сороки», заклички жаворонков.
Музыкальный материал: «Ой, кулики», П. Чайковский концерт №1, финал.
Видеоряд: м/ф «Соломенный жаворонок».
14. Лирическая протяжная песня. Время возникновения жанра. Особенности поэтики, мужская и женская традиции. Мелодические особенности лирических протяжных песен.
Музыкальный материал: «Лучинушка», «Вниз по матушке, по Волге», М. Мусоргский опера «Хованщина», Ария Марфы.
15. Городской фольклор. Время зарождения городского фольклора. Многожанровость: канты, романсы, ямщицкие, солдатские, студенческие песни. Тексты.
Музыкальный материал: «Вдоль по- Питерской», «Выхожу один я на дорогу», «Тонкая рябина», «Степь да степь».
16. Современный фольклор: частушки. Жанровое разнообразие современных песен. Частушки и страдания, музыкально-поэтические особенности: афористичность, метафора, разнообразие напевов.
Музыкальный материал: частушки в эстрадном исполнении.
17. Календарные обряды и песни. Семик. Праздник цветения молодой растительности. Время празднования. Украшение березы. Плетение венков, кумление.
Музыкальный материал: «Ну-ка, кумушка», «Ты не радуйся кленик-ясень», «Ай, во поле липенька».
Купала. Обрядовое очищение огнем. Купание в воде и росе. Цветение папоротника.
Ночь на Лысой горе.
Музыкальный материал: «Ой, рано на Ивана», «Купальская», М. Мусоргский «Ночь на Лысой горе».
Видеоряд: м/ф «Фантазия».
Второй класс
- «Из чего состоит музыка?» (Средства выразительности)
1.Мелодия. Особенности строения мелодий. Мотив, фраза, предложение, кульминация, каданс.
Музыкальный материал: Потешки, р.н.п. «Исходила младешенька», Рубинштейн «Мелодия, Глюк «Мелодия», Рахманинов «Мелодия».
2.Ритм. Влияние ритма на характер произведения.
Музыкальный материал: Равель «Болеро», Брамс «Венгерский танец №5», «Лезгинка».
3.Гармония, консонанс, диссонанс. Значение гармонии. Лад. Мажор, минор, пентатоника, гамма Римского – Корсакова, целотонный лад, тональность.
Музыкальный материал: Бах Прелюдия C-dur, Глинка «Венецианская ночь», Свиридов «Весна и осень», Гайдн симфония № 103, 2ч.
4.Фактура. Виды фактуры: полифоническая, аккордовая, гомофонно-гармоническая, подголосочная.
Музыкальный материал: Шопен Прелюдия c-moll, Прокофьев симфония №7, 1ч., р.н.п. «Во поле береза», Бородин Хор поселян из оперы «Князь Игорь», Гайдн Симфония № 103 1 ч., Бах фуга c-moll.
5.Темп. Темпы быстрые, умеренные, медленные. Итальянские обозначения темпов.
Музыкальный материал: Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик», Бетховен соната №14, Хачатурян Андантино, Гайдн симфония №103 финал.
6. Динамика, штрихи, регистры.
Музыкальный материал: Шостакович Симфония № 7, эпизод нашествия, Чайковский «Игра в лошадки», Штраус «Полька-пиццикато».
7.Тембр. Тембры человеческого голоса. Мужские голоса: ас, тенор, баритон. Женские голоса: контральто, меццо-сопрано, сопрано. Дискант. Голоса смешанного хора.
Музыкальный материал: Глинка Ария Сусанина, Бородин Ария Кончака, Чайковский Ария Онегина, Глинка Песня Вани, Бизе Ария Кармен, Римский-Корсаков Ария Снегурочки.
8. Тембр. Инструменты симфонического оркестра.
Музыкальный материал: Прокофьев «Петя и волк», Бриттен «Путеводитель по оркестру».
Видеоряд: м/ф «Петя и волк».
9.Арфа, лютня, гитара. История возникновения, разновидности.
Музыкальный материал: Дебюсси «Лунный свет», неизв. Автор XVI века: Канцона.
- Музыка и движение.
О жанрах в музыке.
1. Марши:
1. Походные
Музыкальный материал: Агапкин «Прощание славянки», Марш Преображенского полка.
2. Церемониальные
Музыкальный материал: Верди Марш из оперы «Аида», Мендельсон Свадебный марш, Шопен Траурный марш.
Видеоряд: Верди Марш из оперы «Аида», Мендельсон балет «Сон в летнюю ночь», Свадебный марш.
3. Сказочные
Музыкальный материал: Прокофьев Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам», Глинка Марш Черномора, Чайковский Марш из балета «Щелкунчик».
Видеоряд: Прокофьев опера «Любовь к трем апельсинам», Марш, Чайковский балет «Щелкунчик», Марш, Глинка опера «Руслан и Людмила», Марш Черномора».
2. Танцы:
1.Народные танцы: Гопак, Трепак, Камаринская, Лезгинка, Тарантелла, «Барыня», «Бульба».
Музыкальный материал: Глинка «Камаринская», Мусоргский Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка», Чайковский Трепак из балета «Щелкунчик», бел.нар. танец «Бульба», Хачатурян Лезгинка из балета «Гаянэ», Гаврилин Тарантелла из балета «Анюта».
Видеоряд: Чайковский балет «Щелкунчик», Трепак, Глинка опера «Руслан и Людмила», Лезгинка, Гаврилин балет «Анюта», тарантелла», концерт ансамбля И. Моисеева (Гопак, Бульба, Тарантелла)
2.Старинные танцы XVI века: Павана, Чакона, Гальярда, Пассакалия.
Музыкальный материал: Равель «Павана на смерть инфанты», Бах Чакона для скрипки соло, Неизв. автор XVI века Гальярда, Гендель Пассакалия.
3.XVII век: Аллеманда, Куранта, Сарабанда, Жига – старинная сюита.
Музыкальный материал: Бах Французская сюита c-moll.
4.XVII-XVIII век: менуэт, гавот, экосез, мазурка, полонез, контрданс.
Музыкальный материал: Боккерини Менуэт, Гайдн Менуэт из симфонии №45, Люлли Гавот, Прокофьев Гавот из симфонии №1, Шопен Мазурка C-dur, Полонез A-dur, Огиньский Полонез, Бетховен Экосез, Контрданс.
Видеоряд: Глинка опера «Иван Сусанин» 2 действие. (полонез, мазурка)
5.XIX век: вальс.
Музыкальный материал: Штраус «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки венского леса», Шопен вальс №7, Свиридов Вальс, Хачатурян Вальс, Глинка Вальс-Фантазия. И.Шатров «На сопках Манчжурии», Е.Дрейзин «Березка».
Видеоряд: Штраус вальс «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки венского леса» (концерт Венского симфонического оркестра).
6.XIX век: Галоп, полька, краковяк
Музыкальный материал: Прокофьев Галоп, Штраус Полька, Глинка Краковяк.
Видеоряд: Глинка опера «Иван Сусанин» 3 действие (краковяк). Прокофьев балет «Золушка» Галоп.
7.XX век: танго, рег-тайм, фокстрот, твист, рок-н-ролл, чарльстон, кэк-уок.
Музыкальный материал: А.Вильельдо Аргентинское танго, М.Блантер «Джон Грей», Дебюсси «Кукольный кэк-уок», С.Джоплин «Артист эстрады».
- ДЕТСКАЯ МУЗЫКА.
1.П.И. Чайковский «Детский альбом». Видеоряд: м\ф «Детский альбом».
2.Р.Шуман «Альбом для юношества».
3. Д. Шостакович «Детская тетрадь».
4.С.Прокофьев «Детская музыка»
5.К.Дебюсси «Детский уголок».
Третий класс
I. Легенды о музыке.
1. Былина о Садко.
Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков опера «Садко».
2.Легенда об Орфее.
Музыкальный материал: Глюк опера «Орфей» (фрагменты).
3.Аполлон и Пан. Олимп, музы.
Видеоряд: м/ф «Садко», «Прометей».
I.Жанры вокальной и инструментальной музыки.
1.Песня: современная песня: массовая, песни бардов.
Музыкальный материал: Дунаевский «Песня о Родине», Александров «Священная война», Окуджава «Давайте восклицать», Розенбаум «Покажите мне Москву», Высоцкий «Песня о друге», Никитины «Под музыку Вивальди».
2. песня эпохи Возрождения.
Музыкальный материал: Неизв. автор XVI века Вилланела и канцона, И. Керль Канцона, Монтеверди Мадригал.
3.Романс, ария. История возникновения жанра, разновидности.
Музыкальный материал: «Я встретил вас», Шереметьев «Я вас любил», Абаза «Утро туманное», Чайковский Романс, Шостакович Романс, Свиридов Романс, Бах Ария.
4.Серенада. История развития жанра. Серенады вокальные и инструментальные.
Музыкальный материал: Шуберт Серенада, Глинка «Я здесь, Инезилья», Гайдн Серенада для оркестра, Моцарт «Маленькая ночная серенада».
Видеоряд: Россини опера «Севильский цирюльник» (фрагмент).
5.Баллада. Особенности жанра. Роль текста.
Музыкальный материал: Шуберт «Лесной царь», Глинка «Ночной смотр», Глинка «Баллада Финна».
6.Русские гимны. Исторический обзор темы. Роль и значение гимна, как государственного символа.
Музыкальный материал: Козловский «Гром победы, раздавайся», Львов «Боже, царя храни», Александров «Гимн СССР», Дегейтер «Интернационал», Глинка «Патриотическая песня», Александров «Гимн России».
Инструментальные жанры.
1.Этюд. История развития жанра Этюды для фортепиано, скрипки.
Музыкальный материал: Шопен Этюды №1, №12, №13, Лист Этюд «Мазепа», Паганини Каприс №9, №24.
2.Ноктюрн. Особенности жанра.
Музыкальный материал: Фильд Ноктюрн, Глинка «Разлука», Чайковский Ноктюрн, Шопен Ноктюрн des-dur, Бородин Квартет №2, ноктюрн, Григ Ноктюрн.
3.Баркарола. Выразительные возможности жанра.
Музыкальный материал: Чайковский «Времена года» Баркарола, Шуберт Баркарола, Мендельсон Песня венецианского гондольера.
4.Скерцо. Скерцо в симфонии, самостоятельное произведение. Особенности жанра.
Музыкальный материал: Бах «Шутка», Мендельсон Скерцо «Сон в летнюю ночь») Бетховен Симфония №3 III ч. Щедрин Юмореска.
5.Концерт. История развития жанра, разновидности.
Музыкальный материал: Мендельсон Концерт для скрипки с оркестром, Чайковский Концерт №1 для фортепиано с оркестром I ч., Моцарт Концерт для кларнета с оркестром.
6.Квартет. Особенности жанра, состав квартета.
Музыкальный материал: Гайдн «Кайзер» - квартет.
7.Кантата. История развития жанра, его особенности. Содержание кантаты Баха.
Музыкальный материал: Бах «Кофейная» кантата.
8.Оратория. История развития жанра, его особенности. Содержание оратории «Самсон» Г. Генделя.
Музыкальный материал: Гендель Оратория «Самсон» (фрагменты).
III. Музыка в театре.
1.Музыка в драматическом театре
Э. Григ «Пер Гюнт».
Видеоряд: м\ф «Гномы и горный король».
2.Опера. Строение оперы, особенности жанра, либретто, драматургия, ария, речитатив, хор.
М. И. Глинка Опера «Руслан и Людмила».
Видеоряд: Глинка опера «Руслан и Людмила», фрагменты.
3. Балет. История развития балета. Классический балет, характерный танец, вариации, кордебалет.
П. И. Чайковский Балет «Щелкунчик».
П. И. Чайковский Балет «Лебединое озеро».
Видеоряд: Чайковский балет «Щелкунчик», фрагменты, балет «Лебединое озеро», фрагменты.
IV.Изобразительность в музыке.
1.М.П.Мусоргский «Картинки с выставки».
2.К.Сен-Санс «Карнавал животных».
3.П.Дюка «Ученик чародея».
4.А.Вивальди «Времена года».
Видеоряд: м\ф «Картинки с выставки», «Фантазия», «Времена года».
Требования к уровню подготовки обучающихся
По окончании учебного курса первого года обучения, обучающиеся должны знать и уметь следующее:
Знать
• основные сведения о русском и коми фольклоре
• основные жанры русской и коми народной музыки
• народные календарные праздники, обычаи, приметы
• важнейшие народные промыслы
• основные русские и коми народные музыкальные инструменты
• элементы и особенности народного крестьянского костюма
Уметь
• исполнять народные песни, хороводы
• владеть начальными навыками постановки дыхания и голоса
• владеть начальными навыками ансамблевого исполнения
• владеть начальными хореографическими и артистическими навыками исполнения хороводных песен
• анализировать особенности музыкального языка
По окончании учебного курса второго года обучения, обучающиеся должны знать и уметь следующее:
Знать
• основные элементы музыкальной речи
• инструменты симфонического оркестра
• жанры маршевой и танцевальной музыки
• фамилии композиторов изучаемых произведений
Уметь
• осознавать основные средства выразительности
• осознавать и определять марш и маршевость, танец и танцевальность в музыке
• эмоционально откликаться на прослушанную музыку
• узнавать на слух основные темы прослушанной музыки
По окончании учебного курса третьего года обучения, обучающиеся должны знать и уметь следующее:
Знать
• основные жанры вокальной музыки
• основные жанры инструментальной музыки
• -основные жанры вокально-инструментальной музыки
• основные жанры музыки для театра
• музыкальные термины
Уметь
• осознавать и определять основные средства выразительности
• определять на слух жанр произведения
• узнавать на слух основные темы прослушанной музыки
Формы и методы контроля, система оценок
1.Аттестация: цели, виды, формы, содержание.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Виды аттестации по предмету «Слушание музыки»: текущая, промежуточная, итоговая.
Текущий контроль знаний, умений и навыков происходит на каждом уроке в условиях непосредственного общения с учащимися и осуществляется в следующих формах:
- беседа, устный опрос, викторины по пройденному материалу;
- обмен мнениями о прослушанном музыкальном примере;
- представление своих творческих работ (сочинение музыкальных иллюстраций, письменные работы по графику, схеме, таблицы, рисунки).
Программа «Слушание музыки» предусматривает промежуточный контроль успеваемости учащихся в форме итоговых контрольных уроков, которые проводятся во 2, 4, 6 полугодиях. Контрольный урок проводится на последнем уроке полугодия в рамках аудиторного занятия в течение 1 урока. В 6 полугодии проводится итоговый зачет, оценка по которому заносится в свидетельство об окончании школы.
Требования к промежуточной аттестации
класс | Форма промежуточной аттестации / требования | Содержание промежуточной аттестации |
1 | Итоговый контрольный урок - обобщение пройденного понятийного и музыкального материала. | Первоначальные знания и представления о некоторых явлениях народного творчества: Жанры детского фольклора, календарные праздники, жанры народной песни. |
2 | Итоговый контрольный урок - обобщение пройденного понятийного и музыкального материала. Наличие первоначальных знаний и представлений о средствах выразительности, элементах музыкального языка, инструментах симфонического оркестра. Наличие умений и навыков: слуховое восприятие элементов музыкальной речи, интонации; умение передавать свое впечатление в словесной характеристике (эпитеты, сравнения) | Первоначальные знания и представления о некоторых музыкальных явлениях: звук и его характеристики, метр, фактура, кантилена, речитатив, соло, кульминация, диссонанс, консонанс, марши, некоторые танцевальные жанры, инструменты симфонического оркестра. |
3 | Итоговый контрольный урок (зачет). Наличие первоначальных знаний и музыкально-слуховых представлений о музыкальных жанрах. Наличие умений и навыков: умение передавать свое впечатление в словесной характеристике с опорой на элементы музыкальной речи и средства выразительности; зрительно-слуховое восприятие особенностей музыкального жанра, навык творческого взаимодействия в коллективной работе. | Первоначальные знания и музыкально-слуховые представления: об исполнительских коллективах; о музыкальных жанрах. |
Оценка знаний и умений – процесс, помогающий успешному течению всей учебно-воспитательной работы. Система учета и оценки должна отражать уровень знаний и навыков, которыми овладел обучающийся за определенный период времени. Оценка должна быть объективной, стимулировать процесс обучения, способствовать формированию адекватной самооценки. Контроль за учебной деятельностью должен быть систематическим.
Виды контроля:
Контроль педагога может быть фронтальным, групповым, парным и индивидуальным.
Оценка знаний и умений осуществляется по 5 – балльной системе и фиксируется в журнале.
Критерии оценки
• Оценка 5 баллов: высокий уровень усвоения материала, обучающийся на уроках дает полные ответы. Домашние задания выполняются в полном объеме и вовремя.
• Оценка 4 балла: средний уровень усвоения материала, ответы обучающегося не совсем полные. Качество выполнения домашних заданий ниже требуемого.
• Оценка 3 балла: низкий уровень усвоения материала, ответы обучающегося односложные, низкое качество выполнения домашних заданий, низкий темп работы.
Обязательно учитываются старания обучающегося, его отношения к занятиям, степень самостоятельности.
• Оценки 1 и 2 балла ставятся очень редко, в случае регулярного невыполнения заданий.
Методическое обеспечение программы
Согласно учебному плану, основной формой обучения являются групповые занятия один раз в неделю. Это обусловливает предельную насыщенность каждого урока. Урок включает в себя проверку домашних заданий, знакомство с новым теоретическим и музыкальным материалом, и хотя бы частичное закрепление пройденного.
Типы занятий, используемые в процессе обучения:
- вводное занятие,
- изучение нового материала,
- формирование умений и навыков,
- закрепление и развитие знаний, умений, навыков,
- практическая работа (слушание музыки, пение, игра на инструменте, рисование),
- самостоятельная работа,
- творческая работа,
- обобщающая работа, повторение
- контрольная работа.
Необходимо напомнить, что важнейшей задачей обучения является поддержание познавательного интереса учащихся. С этой целью нужно разнообразить уроки. Помимо беседы эвристического типа, проводятся «уроки-выставки», во время которых ребята воплощают свои впечатления от прослушанного произведения в рисунках; «уроки-концерты», в которых учащиеся исполняют произведения, выученные в классе по специальности с последующим анализом (2-3 годы обучения). Для того чтобы проверить знания и умения, приобретенные ребятами, проводятся несколько контрольных уроков:
- Опрос в устной форме, по итогам пройденной темы.
- Викторины, конкурсы с подарками, пользующиеся большой популярностью.
- Небольшие письменные работы, рассчитанные на 10 минут. Они не вызывают перегрузки учащихся и в тоже время расширят возможность разностороннего выявления их знаний.
Виды домашних заданий:
- Рисование рисунка, отражающего содержание прослушанной музыки.
- Сочинение небольшого музыкального фрагмента (например, мелодия в объеме 4-8 тактов).
- Решение кроссвордов.
- Составление собственных кроссвордов.
- Решение тестов.
Этапы педагогического контроля
Вид контроля | Цели, задачи | Содержание | Формы | Критерии |
Входящий Промежуточный Итоговый | Пробуждение интереса у обучающихся, формирование групп Определение уровня знаний, умений, навыков Определение уровня освоения программы | Выявление музыкальных способностей Материал по изучаемой теме Освоение всех тем образовательной программы | Устные Устный опрос, тест, кроссворд, викторина Контрольный урок | Диагностический Пятибалльная система Пятибалльная система |
Условия реализации программы
Для успешного освоения образовательной программы помимо методических пособий и дидактических материалов необходимо следующее:
- Учебный кабинет (размер:25 кв. м),
- парты -6 шт.,
- стулья 14 шт.
- фортепиано – 1 шт.
- телевизор – 1шт.
- музыкальный центр – 1 шт.
- видеомагнитофон – 1 шт.
- проигрыватель – 1 шт.
- грамзаписи, аудио, видеокассеты, CD диски,
- нотная доска,
- наглядные материалы.
- нотные сборники.
Работа с родителями
Проведение родительских собраний (сентябрь) - знакомство с программой обучения,
Проведение бесед с родителями с целью выявления некоторых особенностей в развитии детей, (сентябрь, октябрь),
Проведение родительских собраний с целью выявления проблем в обучении, посещении занятий (январь),
Проведение родительских собраний по итогам обучения детей (май).
Список литературы
Для педагога:
- Васина – Гроссман В. Первая книжка о музыке. М., 1976.
- Виноградов Г. Детский фольклор. Л.1978.
- Зайцева Е. Русское народное творчество. Программа 1993.
- Золотницкий. Д История музыки для музыкальных школ, лицеев, гимназий. С.-П. 2001.
- Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М., 1984.
- Калинина Г. Пособие по музыкальной литературе. Вып. I. М., 1997.
- Лагутин. А, Владимиров В. Музыкальная литература для 4 класса. М. 1974.
- Музыкальная литература для ДМШ 1-й год обучения. Л. 1970.
- Науменко Г. Жаворонушки М.1986. вып 4.
- Народное музыкальное творчество отв. ред. Пашина О. С.-П.2005.
- Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки: учеб.пособие по музыкальной литературе для преподавателей ДМШ. М., 1999.
- Озаровская О. Пятиречие. Сказки. Л. 1981.
- Рзянкина А. Войдемте в мир музыки. Л. 1968.
- Смолина Е. Современный урок музыки Ярославль 2006.
- Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями. Санкт-Петербург, 1997.
- Фролов А. Музыкальная литература для 3 класса ДМШ. С.-П. 2002
- Царева Н. Слушание музыки Методическое пособие. М. Росмэн 2002
Для обучающихся:
- Лагутин А, Владимиров В. Музыкальная литература для 4 класса. М. 1974.
- Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М., 1984.
- Островская Я. Фролова Л. Музыкальная литература в определениях и нотных примерах. 1 год обучения. С-П. 2006.
- Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями. С-П. 1997.
- Царева Н. Уроки госпожи Мелодии . 1-3 класс М. 2002
ПРИЛОЖЕНИЕ I
Список видеоматериалов:
1 класс
- :м/ф «Ладушки».
- «Два веселых гуся».
- «Рыжий, рыжий».
- «Небылицы».
- «Путаница».
- «Ехал Ваня».
- «Апельсин».
- «Колыбельные»,
- русская колыбельная из сб. «Колыбельные мира».
- «Снегурочка».
- «Русские потешки».
- «Рождество».
- «Ночь перед рождеством».
- «Добрыня Никитич».
- «Илья Муромец»
- «Илья Муромец и соловей-разбойник»
- «Сказ о Пере».
- «Сказание о Кудым-Оше».
- «Яг Морт».
- «Сеча при Керженце».
- «На масленице».
- «Кострома».
- «Соломенный жаворонок».
- х/ф «Каменный цветок»
- опера Бородина «Князь Игорь» Плач Ярославны.
- м/ф «Фантазия».
2 класс
- м/ф «Петя и волк».
- Верди Марш из оперы «Аида»,
- Мендельсон балет «Сон в летнюю ночь», Свадебный марш,
- Прокофьев опера «Любовь к трем апельсинам», марш.
- Марш, Чайковский балет «Щелкунчик».
- Марш, Глинка опера «Руслан и Людмила», Марш Черномора».
- Чайковский балет «Щелкунчик», Трепак
- Глинка опера «Руслан и Людмила», Лезгинка.
- Гаврилин балет «Анюта», Тарантелла»
- концерт ансамбля И. Моисеева Гопак, Бульба, Тарантелла.
- Глинка опера «Иван Сусанин» 2 действие. Полонез, Мазурка.
- Штраус вальс «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки венского леса» (концерт Венского симфонического оркестра).
- Глинка опера «Иван Сусанин» 3 действие (краковяк).
- Прокофьев балет «Золушка» Галоп.
- м\ф «Детский альбом».
3 класс
- м/ф «Садко».
- м/ф «Прометей».
- Россини опера «Севильский цирюльник» (фрагмент).
- м/ф «Гномы и горный король».
- Глинка опера «Руслан и Людмила», фрагменты.
- Чайковский балет «Щелкунчик», фрагменты.
- балет «Лебединое озеро», фрагменты.
- м\ф «Картинки с выставки».
- м/ф «Фантазия».
- м/ф«Времена года».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа ФГТ по учебному предмету ПО.02.УП.01. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА ДЛЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Программа рассчитана на 8 лет обучения. Рекомендована к обучению....
ПРОГРАММА по учебному предмету «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ»
Программа по учебному предмету "Слушание музыки" является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Фортепиано&quo...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по предмету "Основы музыкальной грамоты и слушания музыки"
Данная дополнительная программа предназначена для преподавателей раннего эстетического отделения ДШИ и ДМШ. Срок реализации программы: 1 год, возраст учащхся: 6-7 лет...
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» предметная область «Искусство» для обучающихся 0, 2 и 4 классов (I вариант) на 2020 – 2021 учебный год
Программа составлена на основе:АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I).Программы специальных коррекционных общеобразовательных учрежден...
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение» предметная область «Искусство» для обучающихся 0 - 5 классов с ТНМР (II вариант) на 2020 – 2021 учебный год
Программа составлена на основе: АООП образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II).Программы образования учащихся с умеренной и тяже...
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» предметная область «Искусство» для обучающихся 1, 3 и 5 классов (I вариант) на 2021 – 2022 учебный год
Программа составлена на основе:Программа составлена на основе:Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 5-8 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...