Ритмы, несущие здоровье
статья по музыке по теме
Роль уроков музыки и ритмики в реабилитации и оздоровлении детей с нарушением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ritmy_nesushchie_zdorove.docx | 23.95 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Ритмы, несущие здоровье.
Главной целью музыкально - эстетического воспитания в коррекционном образовательном учреждение является создание условий для реализации права учащегося с проблемами здоровья на качественное музыкально – эстетическое образование в соответствии с его психо - физическими возможностями и способностями. Ритмика является одним из предметов, входящих в систему музыкального воспитания. Важная задача предмета - развитие их художественно- эстетического вкуса, музыкальности; - формирование музыкально- ритмической координации; -развитие танцевальных способностей; -развитие гибкости тела; - научить детей двигаться в характере музыки, образного содержания, передавая её темповые, динамические, метро-ритмические особенности В условиях школы для детей с ограниченными возможностями здоровья «коррекционная ритмика» - это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных психо-коррекционных упражнений происходит коррекция и развитие высших психических функций, улучшается качественные характеристики движения, развиваются личностные качества, саморегуляция, произвольность движений и поведения. . Музыкально - ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психо - эмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т. е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью ритма развивает у детей внимание, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной личности. Ритмика является одной из своеобразных форм музыкотерапии, средством специально подобранных методов и приемов, направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально- волевой сферы. На уроках коррекционной ритмике для детей с нарушением зрения можно выделить основных направления работы с детьми:
Оздоровительное: музыкально – ритмические движения, упражнения служат и задачам физического воспитания. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, координации, ориентировке в пространстве, укрепляют вестибулярный аппарат, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения Занятия ритмикой способствует укреплению у детей мышечного корсета, формированию правильного дыхания, развитию моторных функций, выработки правильной осанки, грации движений, что способствует оздоровлению всего детского организма в целом, и это достигается :
- через создание условий для комфортного самочувствия на занятиях; - выполнение заданий, адекватных возможностям ребенка; - активное использование физминуток, динамических пауз для здоровья сбережения.
Образовательное: уроки ритмики помогают усвоить основные музыкально - теоретические понятия, развивают музыкальный слух, память, чувство ритма, активизирует восприятие музыки;
Воспитательное: на занятиях ребенок соприкасается с миром искусства, получает представление о танце и балетном искусстве, приобретает опыт общения, совместного действия, творчества, сопереживания, сотрудничества со сверстниками и взрослыми, овладевает целым рядом навыков в области сценического движения.
Музыкально - ритмические навыки осваиваются в процессе разучивания игр, плясок песен, хороводов, упражнений. Особое значение в развитии моторики, ритма, внимания, слуха уделяется игровым песням, тат как они являются одним из основных видов деятельности детей и важным средством воспитания, создание ситуации успеха, отдавая предпочтение стимулирующим приемам воздействия на личность ребенка
Коррекционно - развивающее : учебные и коррекционные задачи реализуются с учетом возраста, уровня восприятия учебного материала, уровня физических возможностей ребенка с использованием индивидуально- ориентированный материал, чтобы раскрыть способности каждого ребенка, Это специально подобранный репертуар, который разучивается с подгруппами или индивидуально. При этом ставится задача - подведение детей к выразительному самостоятельному исполнению композиции – танца, публичное выступление на концертах. Важным элементом урока являются релаксационные музыкальные упражнения, способствующие снятию, мышечного и эмоционального напряжения. На уроке развиваются творческие способности детей. Занятия ритмикой способствует общему развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, исправлению недостатков общей и речевой моторики, эмоционально- речевой сферы. Активно применяется театрализация на занятиях по ритмике. Художественное слово, элементы сказок, загадки помогают «разбудить» воображение детей, обострить восприятие, повысить интерес к процессу и результату. Для развития мелкой моторики рук применяется пальчиковая гимнастика.
Известно, что дети с удовольствием перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу. Сюжетно-образное движение связано с элементами подражательства, поэтому их часто называют имитационными. Это относится и к музыкальным играм, которые пользуются у детей большой любовью, вызывают веселое, бодрое настроение, ибо в них наряду с музыкально-двигательными заданиями присутствует элемент занимательности, а не редко и соревнования - кто скорее, кто лучше, кто более ловкий, смелый, находчивый, кто более четко выполнит то или иное задание и т.д.
Сюжетно-ролевая ритмика представляет собой совокупность средств физического воспитания, музыки, игры–драматизации и содержания сказок, обеспечивающих интеграцию двигательной и познавательной деятельности школьников.
Сказка активизирует его воображение, заставляет сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у него появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям.
Таким образом, кроме учебных и коррекционных задач используются различные виды воспитательного воздействия на учащихся с нарушениями зрения с целью адаптации в окружающем социуме. Результатом этого воздействия является:
- Эмоциональная и физическая разгрузка,
- Совместное взаимодействие, коммуникативность, инициативность. стремление к лидерству
- подготовка внеклассных мероприятий, конкурсов.
Уроки ритмики строятся по принципу чередования видов деятельности: интеллектуальной, физической, эмоциональной нагрузки. Итогом уроков ритмики является: эмоциональный заряд, позитивное настроение, воспитание художественного вкуса, познание красоты и силы своего тела, физическое развитие в соприкосновении с музыкой.
Таким образом, занятия ритмикой в коррекционной работе является мощным эмоционально-положительным фактором, при котором появляется возможность сочетать подачу учебного материала с использованием здоровьесберегающих технологий.
Приобщение детей к удивительному миру музыки и танца способствует их всестороннему эстетическому развитию, оздоровлению и сохранению самого ценного, что есть у наших детей – их здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ритм. О чём рассказывает музыкальный ритм. 6 класс
Разработка урока музыки в шестом классе с презентацией по программе В.В. Алеева, Т.И.Науменко. В уроке были использованы различные виды деятельности, каждый из которых логически мотивирован и це...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ПУТИ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ПУТИ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
Статья "Ритм жизни - в деятельности "РИТМА" (дополнительное образование)
Помимо школьного пространства существует «пространство жизни, в котором дети не будущее, а реально действующее, имеющие немало настоящих проблем, решающие нередко совсем не детские задачи, вступающие ...
Презентация к уроку "Биологические ритмы и их влияние на здоровье человека"
Для использования на уроке...
Урок музыки в 3 классе: "Острый ритм - ритм джаза".
Урок музыки в 3 классе: "Острый ритм - ритм джаза"....
Городская акция «В ритме ЗОЖ», посвященная Всемирному Дню Здоровья
7 апреля 2019 года по всему миру отмечали День здоровья. В этом году по решению всемирной организации здравоохранения темой праздника стал «Всеобщий охват услугами здравоохранения».Нижнева...