Презентация "Упражнения для распевания хора и солистов"
презентация к уроку по музыке на тему

Разумова Надежда Ильинична

Занятия хора как правило начинают с распевания, здесь можно выделить 2-е функции: разогревание и настройка голосового аппарата певцов к работе, развитие вокально хоровых навыков, достижения качественного и красивого звучания в произведениях. Распевание строится на специальных упражнениях, которые подбираются соответственно возрасту, техническим задачам и уровню музыкального развития детей. Работа над упражнениями должна приносить не только техническую пользу певцам, но и пробуждать в них интерес к хоровому пению. Упражнения могут быть самыми различными и преследовать многообразные цели: развивать голос, расширять его диапазон, укреплять дыхание, настраивать позиционно высоко, вырабатывать кантилену, ровность голоса, его подвижность, гибкость, чистоту интонации, развивать гармонический слух, четкость дикции, единую манеру звукообразования и т.п. Есть упражнения, которые носят комплексный характер то есть развивают различные навыки одновременно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_dlya_raspevaniya_hora.pptx3 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Упражнения для распевания хора и солистов Подготовила концертмейстер МБОУ « Килемарская СОШ» Разумова Надежда Ильинична

Слайд 2

Основные гласные для распевания: А, О, У, Э, И. Основные согласные для распевания: М, Л, Н, С, З. МА-МЭ-МИ-МО-МУ На-НЭ-НИ-НО-НУ ЗА-ЗЭ-ЗИ-ЗО-ЗУ

Слайд 3

Чтобы добиться хорошего УНИСОНА не нужно забывать самое главное правило пения: петь надо очень тихо, только тогда можно услышать каждого ученика, и каждый ученик услышит сам себя и своих соседей. Только тогда он сможет сравнить своё интонирование с интонированием других поющих, понять, правильно ли он поёт и, если надо, подкорректировать своё исполнение в «правильную сторону».

Слайд 4

Очень полезно петь любую гамму в нисходящем движении; во-вторых, мелодические скачки на какие-либо интервалы; в третьих, можно разнообразить гармонический материал в аккомпанементе.

Слайд 5

При разучивании этого упражнения, нужно обратить внимание ребят на тяготение в ТОНИКУ всех звуков и в восходящем, и в нисходящем движении. Обязательно нужно во время пения показывать рукой движение звуков вверх или вниз и фиксировать остановку на ТОНИКЕ. Эту распевочку нужно петь с названиями нот, чтобы слух учеников закреплял за интонированием каждого звука его «личное имя».

Слайд 6

Задача певца – передать смысл произведения, раскрыть художественный образ. Поэтому каждое слово в вокальном произведении должно звучать ясно, понятно, четко и выразительно. Такое мастерство в передаче слова не приходит само собой. Это результат большой работы и над вокалом, и над дикцией. Для улучшения дикции существует прекрасное средство – скороговорки. Скороговорка – это специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка.

Слайд 7

Как разучивать скороговорки? Сначала скороговорки нужно проговаривать в медленном темпе, потом темп увеличивать. “ Пробалтывание ” текста в “никуда”, безо всякого смысла, не принесёт пользы. Важно видеть то, о чём идет речь в скороговорке, рисовать в своём воображении различные жизненные обстоятельств, представлять, например, то ласковую просьбу, то взволнованный рассказ, то требовательное обращение. И таким образом, одну и ту же скороговорку можно произнести с совершенно разными эмоциональными оттенками. Также очень полезно сначала проговаривать скороговорки беззвучно и медленно. А потом произносить вслух, постепенно увеличивая темп. Помимо проговаривания обязательно пропевайте скороговорки, так как произношение слов в пении и в речи несколько различно. Пойте скороговорки на одном звуке, по звукам трезвучия, по звукам гаммы.

Слайд 8

Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков Саша шустро сушит сушки, Саша высушил штук шесть. И смешно спешат старушки Сушек Сашиных поесть. Тары-бары-растабары, У Варвары куры стары, Куры старенькие, Растабаренькие .

Слайд 9

Баркас приехал в порт Мадрас . Матрос принёс на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса Порвали в драке альбатросы. Ужа оса ужалила, ежу ужасно жаль его. Кто колпак переколпакует и перевыколпакует ? У пчелы, у пчелки Почему нет челки? Отвечаю почему: - Челка пчелке на к чему. Рыла свинья белорыла , тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

Слайд 10

Сыпется (4р.) песок. С-с-с-с Слышится (3р.) сыпучий голосок. Ветер песню напевает С-с-с-с И песочек насыпает. С-с-с-с С-с-с-с С-с-с-с С-с-с-с С-с-с-с С-с-с-с

Слайд 11

Ча-ча-ча-ча (2р.) Печка очень горяча. Чи-чи-чи-чи - (2р.) Печёт печка калачи. Чу-чу-чу-чу (2р.) Будет всем по калачу. Чо-чо-чо-чо (2р.) Осторожно, горячо!

Слайд 12

«Звуки музыки» До - воробышка гнездо Ре - деревья во дворе Ми - котёнка накорми Фа - в лесу кричит сова Соль - играет детвора Ля - запела вся земля Си - поём мы для того, Чтобы вновь вернуться к до

Слайд 13

Дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой . Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом: восстанавливают нарушенное носовое дыхание, улучшают дренажную функцию бронхов, положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани, повышают общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшают нервно - психическое состояние организма. Упражнения выполняются количество раз, кратное 8

Слайд 14

Упражнение «Обними плечи» Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя. Упражнение «Насос». Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот. Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.

Слайд 15

Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова. «Жевательная резинка»: Четыре раза слегк а прикусить зубами кончик языка. Повторить 4 раза. Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все далее стоящие поверхности. Покусывайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его. «Щеточка»: Сделайте языком круговые движения между губами и зубами с закрытым ртом. Повторите в противоположном направлении. «Иголочка»: Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь. «Лошадка»: Пощелкайте языком, изменяя форму рта. Обратите внимание на изменение щелкающего звука. Попытайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки. «Массажист»: Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутренние поверхности. «Обезьянка» : Выверните наружу нижнюю губу, обнажив десны и придав лицу обиженное выражение. Приподнимите верхнюю губу, обнажив десны и придав лицу подобие улыбки. «Мартышка»: Сделайте нижней челюстью круговые движения « вперед-вправо-назад-влево-вперед ». Соедините движение нижней челюсти « вперед-вниз » с поднятием верхней губы с обнажением десен. Соедините движение челюсти «вперед-назад» с выворачиванием нижней и верхней губ, обнажением десен, приподниманием мышц под глазами и наморщиванием носа. Глаза широко открыты, брови приподняты. В этом положении сделайте 4 резких движения языком «вперед-назад» при неподвижной челюсти и губах. При этом надо не задерживать дыхание, дышать спокойно и бесшумно.

Слайд 16

Одной из важнейших задач распевания является не только подготовка голосового аппарата к работе, но и формирование у обучающихся основных певческих навыков. К ним мы можем отнести: певческую установку; певческое дыхание и опору звука; высокую вокальную позицию; точное интонирование; ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса; использование различных видов звуковедения ; дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.

Слайд 17

Для развития и укрепления вокальных навыков даются вокально-технические упражнения. Регулярное выполнение упражнений позволит: 1. Закрепить необходимые условные рефлексы 2. Сконцентрировать творческое внимание 3. Настроить сложный процесс звукообразования 4. Пробудить эмоциональную сферу 5. Пробудить творческую фантазию Признаки неправильного пения – першение в горле, боль, зажим шейных мышц. Признаки правильного пения – расслабление гортани, комфорт, зевание.

Слайд 18

Пение – удивительное искусство. Оно развивает музыкальный слух, эмоциональную отзывчивость, способствует развитию внимания, памяти, мышления. Вокальные упражнения служат условием развития слухового внимание, памяти и качества личности ребенка, а также обеспечивают развитие музыкальных способностей с опорой на органы чувств, помогают ребенку овладеть средствами художественной выразительности и обогащают его речь. Обучение пению- процесс достаточно сложный и длительный, требующий, как от педагога, так и от ребенка большого терпения и умения. «Нет ни искусства без упражнения, ни упражнения без искусства» – Протагор. Результат будет положительным только в том случае, если воспитатели, специалисты и родители понимают важность этой работы и оказывают всяческую поддержку.

Слайд 19

Благодарю за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по хору .Тема: Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре

"Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре."Цель:развитие навыков двухголосного пения в младшем хоре...

Григорианский хорал - основа культуры католического Запада. Теория и видеозаписи концерта знаменитого Григорианского хора Парижа в Санкт-Петербурге.

Григорианский хорал — литургическое пение Католической Церкви на латинском языке, одноголосное и без участия музыкальных. инструментов. Текстовую основу григорианского хорала составляют книги Свя...

Разработка открытого урока по хору "Игровые моменты в вокально-хоровой работе над произведениями в хоре 1 класса,развитие музыкальных способностей".

В данной разработке представлены различные игровые формы и методы  вокально-хоровой работы  над музыкальным произведением в хоре....

Распевание хора

Распевание - необходимый процесс, который готовит певцов к предстоящей работе.Вокальные задачи в процессе распевания.Элементарные навыки певческого вдоха и выдоха.Правильное формирование гласных.Разви...

Презентация "Распевание в младшем хоре"

Презентация выполнена в Программе Microsoft Office Power Point 2010 на основе интерактивного приема Г.О.Аствацатурова "Сорбонки" по МК Н.Н.Покровковой "Сорбонки". Упражнения для распевания представлен...

Распевание в младшем хоре

Методическая разработка "Распевание в младшем хоре"....