Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Конспект урока
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Борисова Ирина Анатольевна

Конспект урока по теме "Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Ты, Моцарт, бог и сам того не знаешь", 5 класс, приложение к презентации. Урок - исследование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_muzyki_5_klassa.docx289.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

"Ты, Моцарт, Бог и сам того не знаешь".

Цель: повторить биографию В. А. Моцарта; провести анализ языково-образной стилистики его произведений; познакомить с термином «реквием»; завершить разучивание песни.

Планируемые результаты: школьники познакомятся с тождеством «Моцарт»=гениальность», научатся узнавать на слух изобразительные и выразительные средства «Реквиема», продолжат работать над продолжительным дыханием при пении, выразительным исполнением, образным содержанием песни.

ХОД урока

Организационный момент

Учитель: Музыкальное приветствие : ( Я приветствую сейчас мой любимый пятый класс

Ученики: И учителя сейчас поприветствует весь класс

Учитель: Ребята, сегодня вы  разделились на три группы и заняли  места за «круглыми столами». Вам предлагается выступить в роли музыковедов. Музыковеды ведают чем?

- Музыкой.

- Да, это люди, которые изучают, исследуют, рассуждают о вопросах музыки. Вы уже имеете определенный багаж знаний о музыке и поэтому можете попробовать себя в этой роли.

Введение в тему урока:  Откройте пожалуйста учебник на стр. 4-5 и вспомните тему главы в рамках которой мы знакомимся с новыми темами.

Ученики:- Музыка и литература.

- Мы продолжаем разговор о музыке и литературе, о связи этих видов искусств.

-Откройте учебник на стр.8, прочитайте начало первого абзаца и вы узнаете о чем мы будем говорить на уроке.

- Во многих литературных произведениях говорится о музыке и музыкантах…

Итак, тема урока «Писатели и поэты о музыке и музыкантах» (СЛАЙД 1 ОТКРЫТЬ) По щелчку

Но сегодня мы будем рассматривать эту тему на примере творчества одного великого композитора-классика.

фамилия, которого пока остается скрытой и под музыку которого вы вошли в класс.

Слайд 1 По щелчку: Ты, …….бог…

Тема урока «Ты,…………..бог, и сам того не знаешь». Эта строчки из трагедии А. С. Пушкина  «……………….и Сальери)

- Итак, первое, что нам предстоит узнать?

- Скрытую фамилию композитора.

Итак, вы музыковеды и можете определить по музыкально-образному строю  произведения эпоху, автора музыкального произведения.

Кроме этого вам будет предложено разгадать чайнворд, который поможет определить фамилию таинственного композитора

Учитель:  Сейчас прозвучит финал «Маленькой ночной серенада».. Каждой группе экспертов будет предложено отдельное задание, выполнив которое  вы определите фамилию композитора и некоторые особенности его музыки.

Ваша задача определить эпоху, в которую могла бы звучать эта музыка, выбрать из предложенных карточек, карточку с фамилией  композитора, который сочинил это музыкальное произведение  (и чья фамилия пока не вписана в тему урока)?

Первой группе музыковедов  предложено разгадать чайнворд из музыкальных терминов  и определений. Из первых букв угаданных слов  сложится фамилия композитора. Кроме этого вы должны сообщить о нем краткие сведения…Для этого вы можете воспользоваться необходимыми средствами. (словарем библиографическим)  Интернетом, если он есть в ваших телефонах.  

ВТОРАЯ ГРУППА музыковедов определяет форму произведения из трех предложенных: (куплетная, трехчастная, рондо). Также вам нужно узнать и рассказать нам, что значит непонятное слово? (серенада). Вы так же можете воспользоваться средствами, который вам необходим и имеется у нас в класс.

ТРЕТЬЯ ГРУППА - определит эпоху,  характер музыки, чувства; выберет из предложенных карточек, карточку с фамилией композитора… Какое жизненное содержание и состояние души композитора запечатлела эта музыка.

Выберете для себя задания и я включаю «Маленькую ночную серенаду». (Листочки чистые для ответов на столах)

Чайнворд  Сдайд 2 (включить)

1

2

3

4

5

6

  1. Благодаря её звучанию мы запоминаем песню или музыкальное произведение. П. И. Чайковский называл её  «душой» музыкального произведения.
  2. Музыкально-театральный жанр, где пение –главное средство раскрытия содержания, характера и взаимоотношения героев.
  3. С их  помощью мы записываем годы жизни композитора.
  4. Сольная вокальная партия  в опере (она даёт характеристику героя)?
  5. Второе название  фортепиано (сценический, концертный вариант)
  6. Музыкальное средство выразительности, означающее «скорость»?

                                  ОТВЕТЫ МУЗЫКОВЕДОВ

Учащиеся 1 гр: Разгадав чайнворд мы определили, что скрытая фамилия композитора - Моцарт

СЛАЙД (ЧАЙНВОРД) – Моцарт

Учащиеся 2 группы: Произведение – «Маленькая ночная серенада» Музыка легкая, танцевальная, игривая…   18 века – (дворцы. Салонность (камерность), парики, дамы, кавалеры, галантность, утонченность, изысканность) Слушали подобную в филармонии. Жизненное кредо композитора  – жизнь прекрасна и удивительна…

Учащиеся 3 группы: Форма музыкального произведения  – рондо (круг) (гл. тема-рефрен чередуется с эпизодами). Эта форма выбрана для того, чтобы показать что в жизни бывают разные моменты, краски, чувства, но что-то главное, хорошее и светлое всегда ря дом, жизнь прекрасна и своим постоянством и разнообразием.

СЛАЙД 6 (ТЕМА урока)

ЗАЧИТЫВАЮ ПОЭТИЧЕСКИЕ СТРОКИ О МУЗЫКЕ Моцарта (: Музыка Моцарта – праздник для хора, Прошлых столетий бесценный привет, Сколько в ней солнца, огня и простора, Сколько надежды на новый рассвет.

ОПРЕДЕЛЯЕМ ЦЕЛЬ УРОКА

Учитель: А какова цель нашего урока? Что мы сегодня должны узнать, с чем или с кем познакомиться?

Ученики:  Цель:

  • Сформировать представление о том, как в творчестве писателей и поэтов использовались произведения великого австрийского композитора В. А. Моцарта и факты его жизни

Ученики:  Задачи:

  • Повторить отдельные факты биографии В. А. Моцарта
  • Познакомиться с музыкальными произведениями В. А. Моцарта
  • Определить, как жизнь и музыка В. А. Моцарта повлияли на творчество писателей и поэтов.

С одним произведением мы уже сегодня познакомились: с его стилистикой, образным строем. И,  прежде чем пойдем дальше, давайте немного разомнемся.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА…

Продолжим!

СЛАЙД (9)

Учитель: «Ты Моцарт, Бог и сам того не знаешь…». Эти строки из трагедии Александра Сергеевича Пушкина «Моцарт и Сальери",.

Антонио Сальери – композитор,  современник, друг Моцарта, но и тайный завистник композитора. В трагедии описывается, как Моцарт исполняет свое новое произведение, а Сальери послушав,  произносит:

Какая глубина!

Какая смелость и какая стройность!

Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;

Я знаю, я.

 Моцарта действительно были завистники среди его коллег композиторов.

Чтобы это понять в чем могла быть причина зависти, я предлагаю музыковедам прочитать выдержки из биографии Моцарта и определить, что в его жизни необычного, особенного вызывающего зависть коллег. И второй вопрос: как называют человека обладающего такими способностями?

Учитель: Прочитайте предложенные тексты вслух

  1. В четыре года малыш написал свой первый концерт для клавира, причем такой сложный, что вряд ли кто-либо из европейских виртуозов мог бы его исполнить. Когда любящий отец отнял у малыша неоконченную нотную запись, он изумленно воскликнул:
    - Но этот концерт так труден, что его никто не сможет сыграть!
    - Какие глупости, папа! - возразил Моцарт,- его может сыграть даже ребенок. Например я.

  1. В Болонской академии существовало правило не принимать никого в члены академии моложе двадцати шести лет. Но для Моцарта было сделано исключение. Он стал академиком Болонской академии в четырнадцать лет.
    Когда отец поздравлял его, он сказал:
    - Ну теперь, дорогой отец, когда я уже академик, можно я пойду на полчаса просто погулять?

  1. В Ватикане всего один раз в год исполнялось гигантское девятиголосное сочинение для двух хоров. По приказу Папы Римского партитура этого произведения тщательно охранялась и никому не показывалась. Но Моцарт, прослушав всего лишь раз это произведение, записал его на слух. Он хотел сделать подарок для своей сестры Наннель - преподнести ей ноты, которые имеются только у Папы Римского.

СЛАЙД 9 (с комментариями учителя)

- ОБУЧАЮЩИЕСЯ (определяют что Моцарт ВУНДЕРКИНД и ГЕНИЙ (щелч. Заголовок слайда)

  Учитель: Объясните, как вы понимаете эти слова

Одарённые де́ти, или вундерки́нды (от нем. Wunderkind, дословно — чудесное дитя) — дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.

Гений — человек с чрезвычайно выдающимися творческими способностями

Молодцы, справились хорошо.

Идем дальше:

СЛАЙД 10 (с комментариями о тайнственной жизни композитора)

Ребята, откройте учебник на стр. 44 и прочитайте текст со слов: Многочисленные легенды сложены о его жизни и смерти….до последнего сочинения, его «лебединой песни- «Реквиема»

Сейчас мы обратимся к этому произведению, но прежде давайте прочитаем в учебнике на стр. 45 что же такое - «Реквием» ЗАПИШИТЕ в ТЕТРАДЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ  «Реквием». (первое предложение)

Выключить проектор

Какая же «Дымка тайны» сопутствовала сочинению Реквиема. Вот как пишет в трагедии Моцарт и Сальери А. С. Пушкин.

Трактир. За столом сидят Моцарт и Сальери:

Моцарт:

Признаться

Мой Requiem меня тревожит.

Но странный случай.

Не сказывал тебе я?

Так слушай.

Недели три тому, пришёл я поздно

Домой. Сказали мне, что заходил

За мною кто-то. Отчего - не знаю,

Всю ночь я думал: кто бы это был?

И что ему во мне? Назавтра тот же

Зашёл и не застал опять меня.

На третий день играл я на полу

С моим мальчишкой. Кликнули меня;

Я вышел. Человек, одетый в чёрном,

Учтиво поклонившись, заказал

Мне Requiem и скрылся. Сел я тотчас

И стал писать - и с той поры за мною

Не приходил мой чёрный человек;

А я и рад: мне было б жаль расстаться

С моей работой, хоть совсем готов

Уж Requiem. Но между тем…

Мне совестно признаться в этом.

Мне день и ночь покоя не даёт

Мой чёрный человек. За мною всюду

Как тень, он гонится. Вот и теперь

Мне кажется, он с нами сам-третий

Сидит. и ответим на вопрос

Трудно давалось сочинение Реквиема Моцарту и об этом он пишет в письме своему другу. Давайте прочитаем отрывок из письма на стр.45 и ответим на вопрос № 2

(О каких чувствах…), который изложен после письма (О каких чувствах…).

Прочитайте сначала вопрос.

Теперь прочитаем текст письма и ответим на поставленный вопрос. (стр.45)

Выполним задание в учебнике № 3, (послушать и ответить на вопрос…) на стр.45

СЛУШАНИЕ      «LACRIMOZO»

Lacrymosa - плавно, печально. В самой мелодии интонации как тихо падает слеза. Звучание напоминает молитву о прощении человека.

  • Вот как подействовала музыка на Булата Окуджаву, что появилось удивительное стихотворение, которое называется: «Вот музыка та, под которую…»

Вот музыка та, под которую

Мне хочется плакать и петь.

Возьмите себе оратории,

И дробь барабанов, и медь.

Возьмите себе их в союзники

Легко, до скончания дней…

Меня же оставьте с той музыкой:

Мы будем беседовать с ней.

Это все, что мы должны были сегодня изучить.

Подведем итоги.

Музыку каких композиторов вы слушали на уроке

Кто такой вундеркинд?

Кого из композиторов так называли?

Какое музыкальное произведение было последним в жизни Моцарта?

Что означает слово «Реквием»?

Какие контрастные произведения Моцарта вы слушали?

Какая легенда связана со смертью Моцарта?

Кто написал драму «Моцарт и Сальери»?

Почему Сальери называет Моцарта Богом?

ПЕРЕХОД К ИСПОЛНЕНИЮ ПЕСНИ

Учитедь:

Каково назначение хорошей музыки?

Ученики: Музыка помогает в трудные минуты, она окрыляет. Музыка «лечит душу» и в предстоящие праздничные дни такая музыка будет звучать – это музыка Рождества и Нового года. Давайте и мы обратимся к такой музыке, к песне…., которую начали  разучивать на прошлом уроке…

  1. Но прежде мы должны?
  2. Ученики: Распеться.

(разучивание песни)

Учитель: Много звучало стихов, цитат о музыке. Д. З. сделайте подборку стихов, отрывком из прозы о музыке и музыкантах. Расскажите о своем «Музыкальном впечатлении, потрясении»

Учитель: Калифорнийские учёные исследовали влияние музыки на человека и выяснилось, что музыка Вольфганга Амадея Моцарта влияет на умственные способности людей. Кто слушает музыку этого австрийского композитора тот выигрывает в шахматы и лучше даются такие предметы как математика и иностранный язык. Поэтому я желаю вам больше слушать музыку Моцарта и быть здоровыми.

Вот на этом интересном факте я заканчиваю урок.

До свидания.

1 группа музыковедов: Композитор –автор прозвучавшего произведения фамилия, которого зашифрована в сканворде.

  1. Благодаря её звучанию мы запоминаем песню или музыкальное произведение. П. И. Чайковский называл её  «душой» музыкального произведения.
  2. Музыкально-театральный жанр, где пение –главное средство раскрытия содержания, характера и взаимоотношения героев.
  3. С помощью них мы записываем годы композитора.
  4. Сольная вокальная партия  в опере (она даёт характеристику героя)?
  5. Название концертного  фортепиано?
  6. Музыкальное средство выразительности, означающее «скорость»?

2-я группа музыковедов должна определить в какой форме написано это произведение?.  Что значит слово «Серенада». (Воспользуйтесь необходимыми средствами: музыкальный словарь, интернет в телефоне)

Выберете из трех вариантов:

Куплетная форма – характерна для песен.

Трехчастная форма –главная тема звучит 2 раза –в начале и –конце произведения. (формула: а-б-а)

Форма РОНДО (круг) – главная тема повторяется много раз (по кругу), чередуясь с эпизодами – другими темами.

 Формула рондо:

3-я группа: определить эпоху,  характер музыки, чувства; Какое жизненное содержание и состояние души композитора запечатлела эта музыка.

https://fs00.infourok.ru/images/doc/310/309216/310/img18.jpg

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=320x1024:format=jpg/path/s32d82480aef8f908/image/iea94c3ce52da22ad/version/1437325157/image.jpg

Н. А. Римский-Корсаков. Русский композитор 19 века

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/65/836/65836696_Mozart.jpg

В. А. Моцарт. Австрийский композитор 18 века (1756-1791)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 5 классе «Писатели и поэты о музыке и музыкантах»

Урок по программе Г.П. Сергеевой в 5 классе, который расширяет представление учащихся о творчестве композитора В.А.Моцарта....

Конспект урока в 5 классе по теме "Писатели и поэты о музыке и музыкантах".

Конспект урока в 5 классе по теме "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"....

Урок в 5 классе ФГОС по музыке. Тема урока "Писатели и поэты о музыке и музыкантах".

В классе 13 учеников. Разделились на 4 группы, которые выполняют  задания по карточкам.  В каждой группе выбран учитель, который оценивает работу группы. Для выразительного чтения, заранее д...

Технологическая карта урока музыки "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"

Технологическая карта урока музыки "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"...

Презентация урока по музыке в 5 классе "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"

Презентация урока по музыке в 5 классе "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"...

Конспект урока музыки в 5 классе "Писатели и поэты о музыке и музыкантах".

В помощь учителю музыки конспект урока о трех выдающихся композиторах....