Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Конспект урока
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Конспект урока по теме "Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Ты, Моцарт, бог и сам того не знаешь", 5 класс, приложение к презентации. Урок - исследование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_muzyki_5_klassa.docx | 289.96 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Писатели и поэты о музыке и музыкантах
"Ты, Моцарт, Бог и сам того не знаешь".
Цель: повторить биографию В. А. Моцарта; провести анализ языково-образной стилистики его произведений; познакомить с термином «реквием»; завершить разучивание песни.
Планируемые результаты: школьники познакомятся с тождеством «Моцарт»=гениальность», научатся узнавать на слух изобразительные и выразительные средства «Реквиема», продолжат работать над продолжительным дыханием при пении, выразительным исполнением, образным содержанием песни.
ХОД урока
Организационный момент
Учитель: Музыкальное приветствие : ( Я приветствую сейчас мой любимый пятый класс
Ученики: И учителя сейчас поприветствует весь класс
Учитель: Ребята, сегодня вы разделились на три группы и заняли места за «круглыми столами». Вам предлагается выступить в роли музыковедов. Музыковеды ведают чем?
- Музыкой.
- Да, это люди, которые изучают, исследуют, рассуждают о вопросах музыки. Вы уже имеете определенный багаж знаний о музыке и поэтому можете попробовать себя в этой роли.
Введение в тему урока: Откройте пожалуйста учебник на стр. 4-5 и вспомните тему главы в рамках которой мы знакомимся с новыми темами.
Ученики:- Музыка и литература.
- Мы продолжаем разговор о музыке и литературе, о связи этих видов искусств.
-Откройте учебник на стр.8, прочитайте начало первого абзаца и вы узнаете о чем мы будем говорить на уроке.
- Во многих литературных произведениях говорится о музыке и музыкантах…
Итак, тема урока «Писатели и поэты о музыке и музыкантах» (СЛАЙД 1 ОТКРЫТЬ) По щелчку
Но сегодня мы будем рассматривать эту тему на примере творчества одного великого композитора-классика.
фамилия, которого пока остается скрытой и под музыку которого вы вошли в класс.
Слайд 1 По щелчку: Ты, …….бог…
Тема урока «Ты,…………..бог, и сам того не знаешь». Эта строчки из трагедии А. С. Пушкина «……………….и Сальери)
- Итак, первое, что нам предстоит узнать?
- Скрытую фамилию композитора.
Итак, вы музыковеды и можете определить по музыкально-образному строю произведения эпоху, автора музыкального произведения.
Кроме этого вам будет предложено разгадать чайнворд, который поможет определить фамилию таинственного композитора
Учитель: Сейчас прозвучит финал «Маленькой ночной серенада».. Каждой группе экспертов будет предложено отдельное задание, выполнив которое вы определите фамилию композитора и некоторые особенности его музыки.
Ваша задача определить эпоху, в которую могла бы звучать эта музыка, выбрать из предложенных карточек, карточку с фамилией композитора, который сочинил это музыкальное произведение (и чья фамилия пока не вписана в тему урока)?
Первой группе музыковедов предложено разгадать чайнворд из музыкальных терминов и определений. Из первых букв угаданных слов сложится фамилия композитора. Кроме этого вы должны сообщить о нем краткие сведения…Для этого вы можете воспользоваться необходимыми средствами. (словарем библиографическим) Интернетом, если он есть в ваших телефонах.
ВТОРАЯ ГРУППА музыковедов определяет форму произведения из трех предложенных: (куплетная, трехчастная, рондо). Также вам нужно узнать и рассказать нам, что значит непонятное слово? (серенада). Вы так же можете воспользоваться средствами, который вам необходим и имеется у нас в класс.
ТРЕТЬЯ ГРУППА - определит эпоху, характер музыки, чувства; выберет из предложенных карточек, карточку с фамилией композитора… Какое жизненное содержание и состояние души композитора запечатлела эта музыка.
Выберете для себя задания и я включаю «Маленькую ночную серенаду». (Листочки чистые для ответов на столах)
Чайнворд Сдайд 2 (включить)
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 |
- Благодаря её звучанию мы запоминаем песню или музыкальное произведение. П. И. Чайковский называл её «душой» музыкального произведения.
- Музыкально-театральный жанр, где пение –главное средство раскрытия содержания, характера и взаимоотношения героев.
- С их помощью мы записываем годы жизни композитора.
- Сольная вокальная партия в опере (она даёт характеристику героя)?
- Второе название фортепиано (сценический, концертный вариант)
- Музыкальное средство выразительности, означающее «скорость»?
ОТВЕТЫ МУЗЫКОВЕДОВ
Учащиеся 1 гр: Разгадав чайнворд мы определили, что скрытая фамилия композитора - Моцарт
СЛАЙД (ЧАЙНВОРД) – Моцарт
Учащиеся 2 группы: Произведение – «Маленькая ночная серенада» Музыка легкая, танцевальная, игривая… 18 века – (дворцы. Салонность (камерность), парики, дамы, кавалеры, галантность, утонченность, изысканность) Слушали подобную в филармонии. Жизненное кредо композитора – жизнь прекрасна и удивительна…
Учащиеся 3 группы: Форма музыкального произведения – рондо (круг) (гл. тема-рефрен чередуется с эпизодами). Эта форма выбрана для того, чтобы показать что в жизни бывают разные моменты, краски, чувства, но что-то главное, хорошее и светлое всегда ря дом, жизнь прекрасна и своим постоянством и разнообразием.
СЛАЙД 6 (ТЕМА урока)
ЗАЧИТЫВАЮ ПОЭТИЧЕСКИЕ СТРОКИ О МУЗЫКЕ Моцарта (: Музыка Моцарта – праздник для хора, Прошлых столетий бесценный привет, Сколько в ней солнца, огня и простора, Сколько надежды на новый рассвет.
ОПРЕДЕЛЯЕМ ЦЕЛЬ УРОКА
Учитель: А какова цель нашего урока? Что мы сегодня должны узнать, с чем или с кем познакомиться?
Ученики: Цель:
- Сформировать представление о том, как в творчестве писателей и поэтов использовались произведения великого австрийского композитора В. А. Моцарта и факты его жизни
Ученики: Задачи:
- Повторить отдельные факты биографии В. А. Моцарта
- Познакомиться с музыкальными произведениями В. А. Моцарта
- Определить, как жизнь и музыка В. А. Моцарта повлияли на творчество писателей и поэтов.
С одним произведением мы уже сегодня познакомились: с его стилистикой, образным строем. И, прежде чем пойдем дальше, давайте немного разомнемся.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА…
Продолжим!
СЛАЙД (9)
Учитель: «Ты Моцарт, Бог и сам того не знаешь…». Эти строки из трагедии Александра Сергеевича Пушкина «Моцарт и Сальери",.
Антонио Сальери – композитор, современник, друг Моцарта, но и тайный завистник композитора. В трагедии описывается, как Моцарт исполняет свое новое произведение, а Сальери послушав, произносит:
Какая глубина!
Какая смелость и какая стройность!
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;
Я знаю, я.
Моцарта действительно были завистники среди его коллег композиторов.
Чтобы это понять в чем могла быть причина зависти, я предлагаю музыковедам прочитать выдержки из биографии Моцарта и определить, что в его жизни необычного, особенного вызывающего зависть коллег. И второй вопрос: как называют человека обладающего такими способностями?
Учитель: Прочитайте предложенные тексты вслух
- В четыре года малыш написал свой первый концерт для клавира, причем такой сложный, что вряд ли кто-либо из европейских виртуозов мог бы его исполнить. Когда любящий отец отнял у малыша неоконченную нотную запись, он изумленно воскликнул:
- Но этот концерт так труден, что его никто не сможет сыграть!
- Какие глупости, папа! - возразил Моцарт,- его может сыграть даже ребенок. Например я.
- В Болонской академии существовало правило не принимать никого в члены академии моложе двадцати шести лет. Но для Моцарта было сделано исключение. Он стал академиком Болонской академии в четырнадцать лет.
Когда отец поздравлял его, он сказал:
- Ну теперь, дорогой отец, когда я уже академик, можно я пойду на полчаса просто погулять?
- В Ватикане всего один раз в год исполнялось гигантское девятиголосное сочинение для двух хоров. По приказу Папы Римского партитура этого произведения тщательно охранялась и никому не показывалась. Но Моцарт, прослушав всего лишь раз это произведение, записал его на слух. Он хотел сделать подарок для своей сестры Наннель - преподнести ей ноты, которые имеются только у Папы Римского.
СЛАЙД 9 (с комментариями учителя)
- ОБУЧАЮЩИЕСЯ (определяют что Моцарт ВУНДЕРКИНД и ГЕНИЙ (щелч. Заголовок слайда)
Учитель: Объясните, как вы понимаете эти слова
Одарённые де́ти, или вундерки́нды (от нем. Wunderkind, дословно — чудесное дитя) — дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.
Гений — человек с чрезвычайно выдающимися творческими способностями
Молодцы, справились хорошо.
Идем дальше:
СЛАЙД 10 (с комментариями о тайнственной жизни композитора)
Ребята, откройте учебник на стр. 44 и прочитайте текст со слов: Многочисленные легенды сложены о его жизни и смерти….до последнего сочинения, его «лебединой песни- «Реквиема»
Сейчас мы обратимся к этому произведению, но прежде давайте прочитаем в учебнике на стр. 45 что же такое - «Реквием» ЗАПИШИТЕ в ТЕТРАДЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ «Реквием». (первое предложение)
Выключить проектор
Какая же «Дымка тайны» сопутствовала сочинению Реквиема. Вот как пишет в трагедии Моцарт и Сальери А. С. Пушкин.
Трактир. За столом сидят Моцарт и Сальери:
Моцарт:
Признаться
Мой Requiem меня тревожит.
Но странный случай.
Не сказывал тебе я?
Так слушай.
Недели три тому, пришёл я поздно
Домой. Сказали мне, что заходил
За мною кто-то. Отчего - не знаю,
Всю ночь я думал: кто бы это был?
И что ему во мне? Назавтра тот же
Зашёл и не застал опять меня.
На третий день играл я на полу
С моим мальчишкой. Кликнули меня;
Я вышел. Человек, одетый в чёрном,
Учтиво поклонившись, заказал
Мне Requiem и скрылся. Сел я тотчас
И стал писать - и с той поры за мною
Не приходил мой чёрный человек;
А я и рад: мне было б жаль расстаться
С моей работой, хоть совсем готов
Уж Requiem. Но между тем…
Мне совестно признаться в этом.
Мне день и ночь покоя не даёт
Мой чёрный человек. За мною всюду
Как тень, он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам-третий
Сидит. и ответим на вопрос
Трудно давалось сочинение Реквиема Моцарту и об этом он пишет в письме своему другу. Давайте прочитаем отрывок из письма на стр.45 и ответим на вопрос № 2
(О каких чувствах…), который изложен после письма (О каких чувствах…).
Прочитайте сначала вопрос.
Теперь прочитаем текст письма и ответим на поставленный вопрос. (стр.45)
Выполним задание в учебнике № 3, (послушать и ответить на вопрос…) на стр.45
СЛУШАНИЕ «LACRIMOZO»
Lacrymosa - плавно, печально. В самой мелодии интонации как тихо падает слеза. Звучание напоминает молитву о прощении человека.
- Вот как подействовала музыка на Булата Окуджаву, что появилось удивительное стихотворение, которое называется: «Вот музыка та, под которую…»
Вот музыка та, под которую
Мне хочется плакать и петь.
Возьмите себе оратории,
И дробь барабанов, и медь.
Возьмите себе их в союзники
Легко, до скончания дней…
Меня же оставьте с той музыкой:
Мы будем беседовать с ней.
Это все, что мы должны были сегодня изучить.
Подведем итоги.
Музыку каких композиторов вы слушали на уроке
Кто такой вундеркинд?
Кого из композиторов так называли?
Какое музыкальное произведение было последним в жизни Моцарта?
Что означает слово «Реквием»?
Какие контрастные произведения Моцарта вы слушали?
Какая легенда связана со смертью Моцарта?
Кто написал драму «Моцарт и Сальери»?
Почему Сальери называет Моцарта Богом?
ПЕРЕХОД К ИСПОЛНЕНИЮ ПЕСНИ
Учитедь:
Каково назначение хорошей музыки?
Ученики: Музыка помогает в трудные минуты, она окрыляет. Музыка «лечит душу» и в предстоящие праздничные дни такая музыка будет звучать – это музыка Рождества и Нового года. Давайте и мы обратимся к такой музыке, к песне…., которую начали разучивать на прошлом уроке…
- Но прежде мы должны?
- Ученики: Распеться.
(разучивание песни)
Учитель: Много звучало стихов, цитат о музыке. Д. З. сделайте подборку стихов, отрывком из прозы о музыке и музыкантах. Расскажите о своем «Музыкальном впечатлении, потрясении»
Учитель: Калифорнийские учёные исследовали влияние музыки на человека и выяснилось, что музыка Вольфганга Амадея Моцарта влияет на умственные способности людей. Кто слушает музыку этого австрийского композитора тот выигрывает в шахматы и лучше даются такие предметы как математика и иностранный язык. Поэтому я желаю вам больше слушать музыку Моцарта и быть здоровыми.
Вот на этом интересном факте я заканчиваю урок.
До свидания.
1 группа музыковедов: Композитор –автор прозвучавшего произведения фамилия, которого зашифрована в сканворде.
- Благодаря её звучанию мы запоминаем песню или музыкальное произведение. П. И. Чайковский называл её «душой» музыкального произведения.
- Музыкально-театральный жанр, где пение –главное средство раскрытия содержания, характера и взаимоотношения героев.
- С помощью них мы записываем годы композитора.
- Сольная вокальная партия в опере (она даёт характеристику героя)?
- Название концертного фортепиано?
- Музыкальное средство выразительности, означающее «скорость»?
2-я группа музыковедов должна определить в какой форме написано это произведение?. Что значит слово «Серенада». (Воспользуйтесь необходимыми средствами: музыкальный словарь, интернет в телефоне)
Выберете из трех вариантов:
Куплетная форма – характерна для песен.
Трехчастная форма –главная тема звучит 2 раза –в начале и –конце произведения. (формула: а-б-а)
Форма РОНДО (круг) – главная тема повторяется много раз (по кругу), чередуясь с эпизодами – другими темами.
Формула рондо:
3-я группа: определить эпоху, характер музыки, чувства; Какое жизненное содержание и состояние души композитора запечатлела эта музыка.
Н. А. Римский-Корсаков. Русский композитор 19 века | |
В. А. Моцарт. Австрийский композитор 18 века (1756-1791) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 5 классе «Писатели и поэты о музыке и музыкантах»
Урок по программе Г.П. Сергеевой в 5 классе, который расширяет представление учащихся о творчестве композитора В.А.Моцарта....
Конспект урока в 5 классе по теме "Писатели и поэты о музыке и музыкантах".
Конспект урока в 5 классе по теме "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"....
Урок в 5 классе ФГОС по музыке. Тема урока "Писатели и поэты о музыке и музыкантах".
В классе 13 учеников. Разделились на 4 группы, которые выполняют задания по карточкам. В каждой группе выбран учитель, который оценивает работу группы. Для выразительного чтения, заранее д...
Технологическая карта урока музыки "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"
Технологическая карта урока музыки "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"...
Презентация урока по музыке в 5 классе "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"
Презентация урока по музыке в 5 классе "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"...
Дополнительный информационный материал для 5 класса, раздел "Что роднит музыку и литературу?", тема урока: "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"
Информационный материал...
Конспект урока музыки в 5 классе "Писатели и поэты о музыке и музыкантах".
В помощь учителю музыки конспект урока о трех выдающихся композиторах....