Технологическая карта урока музыки
план-конспект занятия по музыке (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh_karta_uroka_muzyki_mironova_l.f._maou_sosh_17.doc | 74.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ
- Ф.И.О. учителя Миронова Лилия Фархатовна
- Класс 5 А
- Предмет музыка
- Тема и номер урока в теме «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера»
- УМК «Музыка. 5 класс» Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина
- Оборудование к уроку: ноутбук, настольные папки-песенники, тесты
- Тип урока: Открытие нового знания
- Цель: Сформировать представление об особенностях оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с героями оперы М.И. Глинки « Руслан и Людмила»
Задачи:
1. Предметные
- Выявить особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто
оперы.
- Выявить разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы.
- Определить музыкальные портреты героев, интонационно-образный анализ на основе метода «тождества и контраста».
- Закрепить понятия: опера, увертюра, ария, рондо, контраст.
2. Метапредметные
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;
- Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в
процессе познания содержания музыкальных образов оперы;
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.
3. Личностные
- Формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;
- Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- Развитие образно-ассоциативного мышления на основе активного, прочувствованного восприятия музыки.
Этапы урока, время | Учебный материал | Метод, прием работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
2 мин. | Вокальная импровизация | Создает эмоциональный настрой. Музыкальное приветствие. | Музыкальное приветствие | Личностные: развитие творческих способностей Коммуникативные: развитие доброжелательности и эмоционально отзывчивости | |
7 мин. |
| Организация учебной мотивации | Настраивает учащихся на деятельность. - Как вы думаете, куда мы сегодня с вами отправимся? - И что увидим? - Какие виды музыкальных спектаклей вы ещё знаете? | Мотивируются на активную деятельность, заинтересовываются Выполняют задания мотивационной работы Отвечают на вопросы учителя | Регулятивные: самостоятельное выделение – формирование познавательной цели. Познавательные: умение структурирование знаний, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками, адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности. |
| Игра | - А на какой спектакль мы сегодня отправимся, узнаем, отгадав загадку. | Отгадывают загадку, и называют тему урока «опера». | ||
Беседа | А все ли вы знаете о жанре опера? В чем наша цель урока? | В ходе беседы выход на цель урока? Цель – выявить взаимосвязь музыки и литературы в опере, особенности воплощения характеров героев в музыке. | |||
10 мин | Экспозиция увертюры к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки | Метод интонационного постижения музыки | А как вы думаете, какого героя рисует эта музыка? Какое произведение легло в основу этой Оперы? | Слушают фрагмент увертюры. Отвечают на вопрос. Вспоминают термин - увертюра Определяют героя, дают ему характеристику | Личностные: формирование уважительного отношения к русской культуре, осознание национальной принадлежности; развитие эмоционального восприятия произведений искусства, оценка результатов собственной музыкальной исполнительской деятельности Познавательные: выявление взаимосвязь музыки и литературы в опере; закрепление понятий: опера, ария, солист, увертюра. Коммуникативные: выражать своё отношение, учитывать разные мнения. Регулятивные: проведение интонационно-образного анализа музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы. |
Выход на новый термин Либретто | (При помощи средств выразительности) Либретто - записывают в муз. словарик (тетрадь) | ||||
Ария Руслана «Дай, Перун, булатный меч мне по руке». | Метод интонационного постижения музыки | Какими интонациями охарактеризован Руслан? | Сравнивают мелодии увертюры и арии. Вспоминают термин - ария | ||
Наглядно-слуховой | Давайте споем темы арии? Исполнение тем Арии Руслана | Исполняют вместе с учителем. | |||
IV.Динамическая пауза. 3 мин | Под музыку «На зарядку становись!» | Прием пластического интонирование Импровизация | Предлагаю встать выполнить комплекс движений. Какие ещё движения можно здесь использовать? Спасибо, молодцы! | Выполняют движения за учителем Выполняют импровизационные движения Садятся на места | Личностные: развитие творческих способностей Коммуникативные: развитие доброжелательности и эмоционально отзывчивости |
8 мин. | «Рондо Фарлафа» | Метод интонационного постижения музыки | Какого героя из этой же оперы рисует нам эта музыка? | Слушают. Дают характеристику. (При помощи средств выразительности) Определяют, к каким героям (положительным или отрицательным) его отнесем? | Личностные: Формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу; развитие образно-ассоциативного мышления на основе прочувствованного восприятия музыки. Регулятивные: Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов оперы; Познавательные: восприятие музыки и выражение своего отношение; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения. закрепление понятий: рондо, форма, контраст. |
Беседа
| Зачем в опере нужен отрицательный герой? Это особенность драматургии оперы | Отвечают, рассуждают, аргументируя своё мнение. | |||
Почему композитор выбрал для раскрытия образа Фарлафа форму рондо? | Вспоминаем определение-Рондо | ||||
Наглядно-слуховой | Исполняем рефрен из Рондо Фарлафа | Исполняют вместе с учителем. | |||
Метода «тождества и контраста» | Сравниваем, какими путями хотели достигнуть своей цели герои? | Образы добра и зла. | |||
4 мин | Беседа | На уроке мы познакомились с героями оперы М.И. Глинки. Какие особенности характера персонажей подчеркнул композитор в музыкальных образах? Как мы это узнали? В чем это проявилось, раскрылось? | Отвечают, аргументируя своё мнение. Обобщают, делают выводы. Музыка (при помощи средств выразительности) помогает ярче раскрыть образы литературных героев. В опере это происходит через их сольные номера. | Коммуникативные: формулирование и аргументирование собственного мнение, сотрудничество с учителем и одноклассниками. Познавательные: умение структурировать знания, осознанно строить речевое высказывание. Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение | |
Подведение итогов. 5 мин. | Тест на сопоставление. | Метод контроля | А сейчас давайте себя проверим, как мы ориентируемся в опере. | Выполняют тест на подготовленных листах
| Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Личностные: получают удовлетворённость, эмоциональный отклик Познавательные: понимание особенностей музыкального театра; степень сформированности представлении об особенностях построения оперы. Регулятивные: умения анализировать и оценивать свою деятельность; осознание качества и уровня усвоения. |
Метод обобщения | Делаем вывод. Удалось ли нам сегодня на уроке достичь цели? Проверяем тест. Сами ставим себе отметку. Дома закрепляем термины. | Делают вывод. Проверяют тест. Оценивают свои знания. | |||
1 мин. | Повторить разновидность вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы. | Записывают д/з в дневник | Личностные: формирование ответственности и самостоятельности в выполнении д/з Познавательные: повтор разновидности вокальных и инструментальных жанров и форм оперы с целью закрепления материала. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока музыки в 5 классе (ФГОС) программа Критской, тема: «Импрессионизм в музыке и живописи»
Данная публикация представляет собой технологическую карту открытого урока, в которой в сжатом виде последовательно изложены разделы урока и соответствующие им УУД.Тип урока: У...
Технологическая карта урока музыки в 5 классе по теме "Фольклор в музыке русских композиторов"
Технологическая карта урока музыки.Предмет: музыкаУчитель: Кириленко Татьяна ВладимировнаКласс: 5Авторы программы: Г.П.Сергеева, Е.Д.КритскаяУрок №5 согласно календарно-тематическому планированиюТема ...
Технологическая карта урока музыки. Музыка рассказывает обо всем
Технологическая карта урока музыки. Музыка рассказывает обо всем ...
Технологическая карта урока музыки в 4 классе по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. Тема: «Оркестр русских народных инструментов»
Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»Тема: «Оркестр русских народных инструментов»Тип урока: ОНЗ (Открытие новых знаний)Цели: Образовательный аспект :·...
Технологическая карта урока музыки в 5 классе. Тема урока: «Что роднит музыку и изобразительное искусство…»
Задачи урока:1. Образовательные - Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;Развивающие –1....
Технологическая карта урока музыки "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"
Технологическая карта урока музыки "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"...
Технологическая карта урока музыки 5 класс "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"
Подробный опробованный ход урока в контексте с требованиями ФГОС....