Дополнительная общеобразовательная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты». Ансамбль. Срок реализации 5 лет.
рабочая программа на тему

Дополнительная общеобразовательная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты». Ансамбль. Срок реализации 5 лет.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа»

закрытого административно – территориального образования

городского округа Звёздный городок Московской области

«Принято»

Решением Педагогического совета

МБУ ДО «ДМШ» ЗАТО городского округа

Звёздного городка МО

Протокол №1 от «31» августа 2017 года

«Утверждаю»

директор МБУ ДО «ДМШ»

ЗАТО городского округа

Звёздный городок МО

__________С. Г. Новичихина

«31» августа 2017 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

ПРОГРАММА по учебному предмету

ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ

Составитель

Исупова И. А.

Звёздный городок, 2017 г.

Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка                                                        

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы;

- Срок реализации учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Методы обучения;

- Материально-техническое обеспечение

II.        Содержание учебного предмета                                                

- Годовые требования по классам;

 - Сведения о затратах учебного времени;

III. Формы и методы контроля, система оценок                                 

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

IV.        Методическое обеспечение учебного процесса                        

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

V.        Списки рекомендуемой нотной и методической литературы        

I. Пояснительная записка

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Данная программа разработана для обучения игре на классической шестиструнной гитаре по учебному предмету «Ансамбль», на основе примерной программы Министерства культура РФ по учебному предмету по.01.уп.02. Ансамбль (разработчики программы: Н.М. Бурдыкина, И.И. Сенин, Москва 2012 г.), с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты» (ФГТ).

В общей системе профессионального музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру. В последние годы увеличилось число различных по составу ансамблей: как учебных, так и профессиональных. Музыкальная школа, являющаяся начальным звеном профессионального музыкального образования, должна предоставлять учащимся полную палитру начальных музыкальных умений и навыков.

Творческая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения – залог интереса к этому виду искусства – музыке.

Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности. Коллективное инструментальное музицирование – это одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. При этом отмечается, что для учащихся средних способностей, игра в ансамбле становится прекрасной возможностью участвовать в концертном выступлении, вселяет в нерешительных веру в собственные силы, поддерживает робких, способствует психологической раскованности, помогает быстрее и ярче раскрыться.

Игра в ансамбле служит средством овладения, освоению специфики исполнительского искусства, познанию его закономерностей и своеобразия интерпретационных решений, диктуемых различием жанров и стилей исполняемой музыки, предусматривает расширение музыкального кругозора, знакомство их с музыкальной литературой.

Учебный предмет «Ансамбль» неразрывно связан с учебным предметом «Специальность», а также со всеми предметами дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусства "Народные инструменты".

Предмет «Ансамбль» расширяет границы творческого общения инструменталистов - народников с учащимися других отделений учебного заведения, привлекая к сотрудничеству флейтистов, ударников, скрипачей и исполнителей на других инструментах. Ансамбль может выступать в роли сопровождения вокальным ансамблям академического или эстрадного пения, хору и др.

        Занятия в ансамбле – накопление опыта коллективного музицирования, ступень для подготовки игры в оркестре.

  1. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы

В данной программе объём затрачиваемого учебного времени указан в соответствии с учебным планом данного конкретного образовательного учреждения.

Внесены небольшие изменения в репертуар программы, используемого в процессе обучения. Предлагаемый программой репертуар является примерным и не исключает включения в репертуар музыкальных произведений иных композиторов, более широкого спектра музыкальных жанров.

  1. Срок реализации учебного предмета «Ансамбль»

Срок реализации программы учебного предмета «Ансамбль» (классическая гитара) - 5 лет, продолжительность учебных занятий с 1 - 5 годы обучения составляет 36 недель в год. Реализации данной программы осуществляется с 3 по 8 классы (по образовательным программам со сроком обучения 8-9 лет)

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

5-й год

Полугодия

1

2

3

4

7

8

7

8

9

10

Количество недель

17

19

17

19

17

19

17

19

17

19

Аудиторные занятия

17

19

17

19

17

19

17

19

17

19

180

Самостоятельная работа

17

19

17

19

17

19

17

19

17

19

180

Максимальная учебная нагрузка

34

38

34

38

34

38

34

38

34

38

360

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета классической шестиструнной гитаре по учебному предмету «Ансамбль» при 5-летнем сроке обучения составляет 360 часов.  Из них: 180 часа – аудиторные занятия, 180 часа – самостоятельная работа.

  1. Форма проведения учебных занятий

Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 2 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут один раз в неделю.

 

  1. Цель и задачи учебного предмета

        Цель:

- развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.

Задачи:

  • формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
  • стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
  • расширение кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром;
  • решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
  • развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;
  • обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
  • формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса для игры в ансамбле.

6. Методы обучения

Выбор методов обучения по предмету «Ансамбль» зависит от:

  • возраста учащихся;
  • их индивидуальных способностей;
  • от состава ансамбля;
  • от количества участников ансамбля.

        Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  - словесный (рассказ, объяснение);

  - метод показа;

  - частично – поисковый (ученики участвуют в поисках решения поставленной задачи).

Предложенные методы работы с ансамблем народных инструментов в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и зада учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на русских народных инструментах.

7. Материально – техническое обеспечение

        Материально – техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

        В образовательном учреждении должно быть достаточное количество музыкальных инструментов - гитар, пюпитров для нот, подставок для ног.

II. Содержание учебного предмета

Составы ансамблей, практикуемые в детской музыкальной школе, могут быть разнообразными. Это – дуэты, трио и т.д. Возможен вариант создания ансамбля гитаристов, где при определенных условиях допустимо участие в одном ансамбле учеников разных классов (младшие, средние, старшие).

Ансамбли могут быть составлены как из однородных инструментов, (гитар), так и из различных групп инструментов, куда могут входить скрипка, флейта, вокал и др.

Инструментальный состав, количество участников в ансамбле могут варьироваться.

  1. Требования по годам обучения

В ансамблевой игре так же, как   и в сольном исполнительстве, требуются определенные музыкально-технические навыки владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:

  • сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
  • навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

Первый год обучения

В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы (2 пьесы возможно, как ознакомление). Репертуар ансамбля преимущественно: произведения композиторов классиков западноевропейской и русской музыки, обработки народных песен и танцев. Возможно включение в репертуар произведений и других музыкальных стилей.

Учебный элемент

Теория

Практика

Общее кол-во часов

1

Расширение музыкального и познавательного кругозора ученика.

(беседы о музыке, ансамблях, инструментах, составах различных ансамблей, слушание музыки в аудио- и видеозаписей).

1

1

2

Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле

2

2

3

Учебно-техническая работа

4

13

17

4

Художественная работа

3

9

12

5

Этап достижения эстрадной готовности

          1

3

4

Всего:

36

Расширение музыкального и познавательного кругозора ученика:

беседы о музыке, ансамблях, инструментах, составах различных ансамблей, слушание музыки в аудио- и видеозаписей.

Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат. Распределение ролей в ансамбле (1, 2, 3 и т.д. гитара) планируется менять по мере необходимости и целесообразности.

Учебно-техническая работа -  разбор и разучивание партий в режиме чтения с листа или домашней подготовки; определение целесообразной аппликатуры, способов звукоизвлечения (тирандо, апояндо), приемов игры (арпеджиато, глиссандо, расгеадо, и др.) и штрихов (стаккато, легато); игра со счетом (и без него), с дирижированием преподавателя (и без него) для выработки навыков одновременного звукоизвлечения; работа над общим темпом. Работа над умение слышать звучание своей партии и партии партнера. Изучение музыкальных понятий, терминов (ансамбль, ауфтакт, обработка народной песни и др.)

 Художественная работа - работа над динамикой, характером произведения с установкой учителя, а также самостоятельно. Работа над ярким исполнением каждой партии.

Этап достижения эстрадной готовности – проигрывание произведений целиком в полном составе ансамбля, работа над сценической культурой (выход на сцену, поклон и т.д.). 

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения:

Дуэты

Моцарт Л. Бурре

Гендель Г. Сарабанда

Карминум Г. Гальярда

В.Калинников Киска

В.Дашкевич Ходят кони

Старинная французская песня

Плывет, плывет лодка (аргентинская народная песня)

Трио

А.Барриос Менуэт

Ш.Чокали Мелодия

При долинушке (р.н.п.)

Ты пойди моя коровушка домой (рн.п.) обр. А Иванова –Крамсого

Смешанные ансамбли (для гитары с флейтой, скрипкой, домрой, ф-но, голосом)

Шпаковский И. «Утренний танец»

М.Джулиани Менуэт

Савка и Гришка (белорусская народная песня) обр. А.Монахова

Е.Поплянова Колыбельная луны

Второй год обучения

В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы (2 пьесы возможно, как ознакомление). Репертуар ансамбля преимущественно: произведения композиторов классиков западноевропейской и русской музыки, обработки народных песен и танцев. Возможно включение в репертуар произведений и других музыкальных стилей.

Учебный элемент

Теория

Практика

Общее кол-во часов

1

Расширение музыкального и познавательного кругозора ученика.

(беседы о музыке, ансамблях, инструментах, составах различных ансамблей, слушание музыки в аудио- и видеозаписей).

1

1

2

Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле

2

2

3

Учебно-техническая работа

4

13

17

4

Художественная работа

3

9

12

5

Этап достижения эстрадной готовности

          1

3

4

Всего:

36

Расширение музыкального и познавательного кругозора ученика:

беседы о музыке, ансамблях, инструментах, составах различных ансамблей, слушание музыки в аудио- и видеозаписей.

Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат. Распределение ролей в ансамбле (1, 2, 3 и т.д. гитара) планируется менять по мере необходимости и целесообразности.

Учебно-техническая работа -  разбор и разучивание партий в режиме чтения с листа или домашней подготовки; определение целесообразной аппликатуры, способов звукоизвлечения (тирандо, апояндо), приемов игры (арпеджиато, глиссандо, расгеадо, и др.) и штрихов (стаккато, легато); игра со счетом (и без него), с дирижированием преподавателя (и без него) для выработки навыков одновременного звукоизвлечения; работа над общим темпом. Работа над умение слышать звучание своей партии и партии партнера. Изучение музыкальных понятий, терминов (ансамбль, ауфтакт, обработка народной песни и др.)

 Художественная работа - работа над динамикой, характером произведения с установкой учителя, а также самостоятельно. Работа над ярким исполнением каждой партии.

Этап достижения эстрадной готовности – проигрывание произведений целиком в полном составе ансамбля, работа над сценической культурой (выход на сцену, поклон и т.д.).

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения:

Дуэты

Карулли Ф. Пьеса

Гайдн И. Andante

Дуранте Ф. Гальярда

Радольт Л. Канон

Рехин И. «Смерть бабочки», «Хорошее настроение».

Санз Т. Павана

Донауров С. «Я встретил вас» обр. Лермана Д.

Дварионас Г. Вальс

Ивановичи И. Вальс «Воспоминание»

Калинин В. Серенада

Лебедев В. Обработка русской нар. песнми «Камаринская»

Хренников Т. Колыбельная

Трио

Сарабанда ре минор

Кюффнер И. Романс

Лебедев В. (обр.) «Как под яблонькой»

Моцарт В. Менуэт

Смешанные ансамбли (для гитары с флейтой, скрипкой, домрой, ф-но, голосом)

Монтеверди К. «Скерцо»

Рамо Д. «Ригодон»

Госсек Ф. «Гавот»

Джулиани М. «Андантино»

Третий год обучения

В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы (2 пьесы возможно, как ознакомление), различных по жанру и образно-художественному содержанию. Репертуар ансамбля наряду с произведениями композиторов классиков западноевропейской и русской музыки, обработок народных песен и танцев, содержит произведения полифонического склада, аккомпанемент.  Возможно включение в репертуар произведений и других музыкальных стилей.

Учебный элемент

Теория

Практика

Общее кол-во часов

1

Расширение музыкального и познавательного кругозора ученика.

1

1

2

Исполнение несложного аккомпанемента

2

2

3

Повторение репертуара.

1

1

4

Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле

1

2

3

5

Дальнейшая учебно-техническая работа

3

13

16

6

Дальнейшая художественная работа

2

7

9

7

Этап достижения эстрадной готовности.

1

3

4

Всего:

36

Расширение музыкального и познавательного кругозора ученика: Слушание музыки в аудио- и видеозаписей, посещение концертов, беседы о музыке, композиторах.

Исполнение несложного аккомпанемента: исполнение аккомпанемента бас-аккорд с использованием главных трезвучий лада.

Повторение репертуара – периодическое повторение ранее выученных произведений с целью накопления репертуара.

 Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат. Распределение ролей в ансамбле (1, 2, 3 и т.д. гитара) планируется менять по мере необходимости и целесообразности.

Учебно-техническая работа -  разбор и разучивание партий, подбор оптимальной аппликатуры, способов звукоизвлечения и приемов игры, штрихов (стаккато, легато), работа над общим темпом. Настройка инструмента, роль затакта в пьесах с трёхдольным метром, работа над пьесами с большими фразами, сильные - слабые такты, трёхчастная форма, понятие о периоде.

 Художественная работа - работа над динамикой, характером произведения с установкой учителя, а также самостоятельно. Работа над умением ярко исполнить свою партию. Формирование простейших навыков коллективного музицирования: ярко выявить свою партию – «солирование»; отойти на второй план – «аккомпанирование». Флажолеты, вибрато, тремоло в пьесах.

Этап достижения эстрадной готовности – проигрывание произведений целиком в полном составе ансамбля, работа над сценической культурой (выход на сцену, поклон и т.д.).

     

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения

Дуэты

Бах И.С. Бурре. Менуэты

Бах И.С. Менуэт из оркестровой сюиты A-moll. Обр. Лермана Д.

Вебер К. Романс

Каччини Д. «Аве Мария» пер. Трынкова И.

Леннон Д., Маккартни П. «Вчера»

Моцарт В. Менуэт (из оперы «Дон Жуан»

Рехин И. «Вечное движение»

Трио

Скарлатти Д. Ария.

Смешанные ансамбли (для гитары с флейтой, скрипкой, домрой, ф-но, го-лосом)

Джулиани М. «Канцонетта»

Гурилев А. «Матушка – голубушка»

Глинка М. «Ходит ветер у ворот»

Мелеттих Н. «Фурлана»

Четвертый год обучения

В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы (2 пьесы возможно, как ознакомление). Программа предусматривает изучение разнообразного ансамблевого репертуара: это оригинальные гитарные ансамбли; переложения произведений композиторов разных стилей и эпох, русской музыки, сочинений современных авторов, обработки народных песен и танцев.

Учебный элемент

Теория

Практика

Общее кол-во часов

1

Расширение музыкального и познавательного кругозора ученика.

1

1

2

Ознакомление с историей исполнительского искусства в гитарном ансамбле

2

2

3

Повторение репертуара

1

1

4

Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле

1

2

3

5

Дальнейшая учебно-техническая работа

3

13

16

6

Дальнейшая художественная работа

2

8

10

7

Этап достижения эстрадной готовности.

1

2

3

Всего:

36

Расширение музыкального и познавательного кругозора ученика: Слушание музыки в аудио- и видеозаписей, посещение концертов, беседы о музыке, композиторах.

Ознакомление с историей исполнительского искусства в гитарном ансамбле (история возникновения гитарных ансамблей по выбору на примере: Ида Прести – Александр Лагойя, Джон Вильямс – Джулиан Брим, Лос Ромерос, Джон Маклафлин – Ал Ди Меола – Пако де Лусия; дуэты и трио композиторов, писавших для гитарных ансамблей: М.Джулиани, Ф Таррега, А.Виницкий).

Повторение репертуара – периодическое повторение ранее выученных произведений с целью накопления репертуара.

 Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат. Распределение ролей в ансамбле (1, 2, 3 и т.д. гитара) планируется менять по мере необходимости и целесообразности.

Учебно-техническая работа -  разбор и разучивание партий в режиме чтения с листа или домашней подготовки, выбор целесообразной аппликатуры, способов звукоизвлечения (тирандо, апояндо), приемов игры и штрихов (стаккато, легато), совершенствование полученных приемов и исполнительских навыков. Дальнейшее изучение музыкальных понятий (мотив, пульс, образность и др.) Работа над умение соблюдать и чувствовать единство темпа. Формирование способности слышать звучания ансамбля в целом.

 Художественная работа - работа над соблюдением динамического баланса партий, образом и стилем произведения.

Этап достижения эстрадной готовности – проигрывание произведений целиком в полном составе ансамбля, работа над сценической культурой (выход на сцену, поклон и т.д.).

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения

дуэты

Зюзин Ю., Матяев А. (обр.) р.н.п. «То не ветер ветку клонит»

Мачадо С. Карнавал

Джулиани М. Лендлер

Кюффнер Й. Романс (12 Kleine Duos)

Де Калл Л. Менуэт (Duo Facile №2)

Лебедев В. Обработка р.н.п. «Камаринская»

 Грибоедов А. Вальс

Гендель Г. Ария

Иванов-Крамской А. (обр.) «Утушка луговая» Р.н.п.

Карулли Ф. Andantino

Ларичев Е. (обр.) «Из под дуба» Р.н.п. «Отдавали молоду» Р.н.п.

Хренников Т. «Колыбельная Светланы»

Сор Ф. Вальс

Мачадо С. Байао

Кватромано Венесуэльский вальс «Отъезд» обр. А.Мамон

Карулли Ф. Ляргетто из «Серенады» для 2-х гитар

Зубченко О. Прелюд – мимолётность

Линнеман М. «Три греческие миниатюры»

Бах И.С. Менуэт. Ария

Венко Д. «Бианка»

Сор Ф. Дуэт

Рехин И. «Венгерский танец»

Циполли Д. Фугетта

трио

Бах И.С. Гавот из английской сюиты №3 пер. А.Иванова-Крамского

Анидо М. Л. Аргентинская народная мелодия

Иванов-Крамской А. (обр.) р.н.п «Утушка луговая»

Гильермо Г. «Испанское каприччио»

Прокофьев С. Гавот из «Классической симфонии» пер. А.Иванова-Крамского

Таррега Ф. Полька

Лученок И. «Майский вальс» обр. Г.Винокурова

Гранадос Э. Испанский танец №3 обр. Э.Торлаксона

Грибоедов А. Вальс обр. Г.Винокурова

Гендель Г. Пассакалия

Чурленис М. Фугетта

квартеты

Мачадо С. Фрево

Чилийская народная песня «Mantelito Blanco» аран. Э.Торлаксон

Gauffriau J. Четыре эскиза

Японская народная мелодия «Сакура» аранж. L.Sollory

Сусато Т. Семь танцев

        Торлаксон Э. «Camino de Felanitx»

Cardoso J. Choro «Prequicoso»

 «La Cucaracha» мексиканская народная  песня  аран. J.Eriksson

Rak. S. Rumba

Леннон, Маккартни «And I love her» обр. О.Ионкиной

                                смешанные ансамбли

Паганини Н. Соната №6 (скрипка - гитара)

Brade W. Paduana (2 флейты, гитара)

Лей Ф. «История  любви» обр. О.Ионкиной (вокал, 2 гитары)

Фрадкин М. Песня о любви «На тот большак»  обр. М.Рожков – А. Шумидуб  (балалайка, гитара)

И. Шпаковский «Утренний танец» Партия гитары О. Зубченко

Ж. Рамо  «Ригодон» переложение для гитары В. Славского

Масснэ Ж. «Элегия»

Шопен Ф. «Желание»

Чайковский П. «Романс Полины»

Грибоедов А. «Вальс»

Чайковский П. «Полька»

Вивальди А. Соната (виолончель, гитара)

Джулиани М.  Андантино (флейта/скрипка - гитара)

Шуберт Ф. Серенада (вокал, гитара)

Бах И.С. Сицилиана (скрипка, гитара)

Фибих З. «Поэма»

Семензато Д. «Шоро»

Минисетти Ф. Вечер в Венеции

Каркасси М. Сицилиана

Пятый год обучения

В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы (2 пьесы возможно, как ознакомление). Программа предусматривает изучение разнообразного ансамблевого репертуара: оригинальные гитарные ансамбли; переложения произведений композиторов разных стилей и эпох, русской музыки, сочинений современных авторов, обработки народных песен и танцев. Репертуар содержит произведения крупной формы (простая трехчастная, рондо, вариационная). Исполнение ансамблевых музыкальных произведений с более сложным ритмическим рисунком и мелкими длительностями.

Учебный элемент

Теория

Практика

Общее кол-во часов

1

Расширение музыкального и познавательного кругозора ученика.

1

1

2

Ознакомление с принципами аранжировок

1

2

3

3

Повторение репертуара

1

3

4

Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле

1

2

3

5

Дальнейшая учебно-техническая работа

3

11

14

6

Дальнейшая удожественная работа

2

7

9

7

Этап достижения эстрадной готовности.

1

2

3

Всего:

36

Расширение музыкального и познавательного кругозора ученика: Слушание музыки в аудио- и видеозаписей, посещение концертов, беседы о музыке, композиторах.

Ознакомление с принципами аранжировок для гитарного ансамбля, вариационное изложение материала – целесообразность дублирования голосов (в мелодич., басовом голосах, в аккомпанементе) – в унисон, в октаву, проведение мелодии в разных голосах; буквенное обозначение аккордов, изучение аккордов в разных позициях (трезвучия, септаккорды).

Повторение репертуара – периодическое повторение ранее выученных произведений с целью накопления репертуара.

 Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат. Распределение ролей в ансамбле (1, 2, 3 и т.д. гитара) планируется менять по мере необходимости и целесообразности.

Учебно-техническая работа -  разбор и разучивание, подбор целесообразной аппликатуры, способов звукоизвлечения, приемов игры и штрихов. Совершенствование и применение полученных приемов и исполнительских навыков. Дальнейшее изучение музыкальных терминов и понятий. Работа над синхронным исполнением, постоянным ощущением общности движения. Формирование способности самостоятельно анализировать музыкальное произведение (форму, жанр, стиль).

Художественная работа - работа над динамикой, характером и стилем произведения. Стремление к целостному исполнению различных по форме произведений, выстраивание главных и частных кульминаций. Самостоятельное использование выразительных средства для раскрытия музыкального образа.

Этап достижения эстрадной готовности – проигрывание произведений целиком в полном составе ансамбля, работа над сценической культурой (выход на сцену, поклон и т.д.).

  Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения

дуэты

Григ Э. Вальс пер. Н.Иванова-Крамская

Мачадо С. Пакока

Сор Ф.Аллегретто

Семензато Д. Шоро

Молеттих Н. Фурлана пер. П.Агафошина

Глазунов А. Вальс

Гомес В. Романс

Ларичев Е. Вариации на тему русской народной песни «Ой, полным-полна коробушка»

Ларичев Е. Вариации на тему русской народной песни «Тонкая рябина».

Петренко М. Вальс

Анидо М. «Аргентинская мелодия».

Бах И.С. Инвенция. Прелюдия.

Гендель Г. Увертюра. Allemanda.

Скарлатти Д. Соната.

Сор Ф. Старинный испанский танец.

трио

Лядов А.  «Музыкальная табакерка» пер. Н.Иванова-Крамская

Иванов-Крамской А.  Вальс

Френкель Я. «Журавли» обр. Г.Винокурова

Новиков А. «Смуглянка» обр. Ионкиной О. и Ионкина А.

Шуберт Ф. Баркарола обр. В.Захарова

Иванов-Крамской А. Вариации на тему русской народной песни «Полосынька»

Ларичева Г. Вариации на тему русской народной песни «Ой, да ты, калинушка»

Ларичев Е. Вариации на тему русской народной песни «Ивушка»

«Испанский народный танец» в обр. Колосова В.

Шуберт Ф. Баркарола.

Хачатурян А. «Вакханалия» из балета «Спартак».

квартеты

Шостакович Д. Прелюдия №4 обр. Г.Винокурова

Alvarez F.M. венесуэльский вальс «La Partida»

Cardoso J. «Samba d’ouro»

Роблес «Полет кондора»

Хачатурян А. «Танец с саблями» из балета «Гаянэ».

Барриос А. Cueca (чилийский танец) обр. Э.Торлаксон

смешанные ансамбли

Кост Н. Романс для гобоя (скрипки) и гитары пер. Н.Ивановой-                                                                       Крамской

Делиб Л. «Пиццикато» из балета «Сильвия» пер. М.Рожков – А. Шумидуб (балалайка, гитара)

Кошкин Н. «Продавец цикад» (2 гитары, контрабас)

И.С. Бах – Ш. Гуно «Ave Maria»

Крейслер Ф. Прекрасный розмарин

Иванов-Крамской А. Вальс

Хюттл В. Мелодия.

Хенкль М. Романс.

Лядов А. Музыкальная табакерка.

Джулиани М. Рондо №3.

Каркасси М. Дуэт на тему Россини.

Иванов А. Экспромт

III. Формы и методы контроля, система оценок

1. Формы контроля усвоения учебного материала:

- контрольные уроки;

- академические концерты;

- открытые концерты для родителей;

- школьные концерты, общегородские мероприятия;

- конкурсы, фестивали.

 

Контрольные уроки проводятся преподавателем, ведущим предмет и является формой текущего контроля. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается:

- отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;

- качество выполнения предложенных заданий;

- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы;

- темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.

Академические концерты проводятся в конце учебных полугодий и являются как промежуточной аттестацией, так и в конце курса обучения – итоговой. Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе.

Открытые концерты для родителей, школьные концерты – являются неотъемлемой частью образовательного процесса и также являются показателем развития на определенном этапе обучения.

Конкурсы, фестивали где всегда присутствует момент соперничества -необходимый стимул для активизации и заинтересованности в занятиях обучающегося, новый опыт в развитии, показателем развития на определенном этапе обучения.

Каждая форма проверки может быть, как дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной.

Участие в значимых общешкольных и общегородских мероприятиях, конкурсах и фестивалях может приравниваться к выступлению на академических концертах, зачетах и экзаменах.

  1. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.  

Критерии оценки качества исполнения        

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Таблица 4

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, причиной которых является отсутствие домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. С учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

IV. Методическое обеспечение учебного процесса

1. Методические рекомендации педагогическим работникам

При подборе репертуара преподаватель должен руководствоваться принципами постепенности и последовательности обучения.

Программа предусматривает изучение разнообразного ансамблевого репертуара: это оригинальные гитарные ансамбли; переложения произведений композиторов разных стилей и эпох (от классической западноевропейской и русской музыки до сочинений современных авторов, обработки народных песен и танцев).

Педагогу по ансамблю можно рекомендовать частично составить план занятий с учетом времени, отведенного на ансамбль для индивидуального разучивания партий с каждым учеником. На начальном этапе в ансамблях из трех и более человек рекомендуется репетиции проводить по два человека, умело сочетать и чередовать состав. Педагог имеет право перераспределять время, отведенное на ансамбль для решения конкретных задач данного этапа ансамблевого музыцирования.

Педагог должен иметь в виду, что формирование ансамбля иногда происходит в зависимости от наличия конкретных инструменталистов в данном учебном заведении.  При определенных условиях допустимо участие в одном ансамбле учеников разных классов (младшие – средние, средние – старшие). В данном случае педагогу необходимо распределить партии в зависимости от степени подготовленности учеников.

В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения нот с листа желательно знакомство учеников с большим числом произведений, не доводя их до уровня концертного выступления.

На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное понимание учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом произведении в ансамбле.

Педагог должен обращать внимание на настройку инструментов, правильное звукоизвлечение, сбалансированную динамику, штриховую согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов.

При выборе репертуара для различных по составу ансамблей педагог должен стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на сложность материала, ценность художественной идеи, качество инструментовок и переложений для конкретного состава, а также на сходство диапазонов инструментов, на фактурные возможности данного состава. Грамотно составленная программа, профессионально, творчески выполненная инструментовка -  залог успешных выступлений.

В звучании ансамбля немаловажным моментом является размещение исполнителей (посадка ансамбля). Оно должно исходить от акустических особенностей инструментов, от необходимости музыкального контактирования между участниками ансамбля.  

2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся:

Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.

V. Список используемой литературы

                     

  1. Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М., 1987
  2. Вещицкий П. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аккорды и аккомпанемент. -  М., 1970
  3. Журнал «Гитарист» №1-2 изд. «Торопов» 1993г.
  4. Иванников П. «Ансамбли шестиструнных гитар»
  5. Иванова Л. «Ансамбли для гитары»
  6. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М., 1986
  7. Из репертуара народного артиста России Михаила Рожкова, сост. А.Шумидуб, вып. I, II, III – Москва, 1998
  8. Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь. http://www.abc-guitar.narod.ru
  9. Калинин В. «Ансамбли шестиструнных гитар» - Новосибирск, 2002
  10. Калинин В. «Юный гитарист» - Москва, «Музыка», 1997
  11. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М., 1986
  12. Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. Части I, II, III, IV– М., «Тоника» 1991
  13. Ларичев Е. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. – М., 1987
  14.  Линнеман М. «Дуэты для гитары»
  15. Музыкальный альманах «Гитара» Вып. I, II. -  М. 1986, 1990
  16. Музыкальный журнал «Мир гитары». Вып. I, II – 1993
  17. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. Сост. Гитман А. – М. «Престо» 1997
  18. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М., 1977
  19. Сеговия А. Моя гитарная тетрадь. – М., 1992
  20. Торлаксон Э. Первые гитарные уроки – сайт Исландской гитарной школы www.eythorsson.com 
  21. Хрестоматия гитариста О.Зубченко (ансамбли для гитары с духовыми, струнными инструментами и фортепиано) вып.1, вып.2 – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007
  22. Яблоков М. «Историко-биографический словарь-справочник мастеров классической гитары» 2 тома 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» по учебному предмету ПО.01.УП.01. «Специальность (домра) и чтение с листа».

Программа учебного предмета «специальность (домра) и чтение с листа», разработана на основе и с учётом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобра...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» по учебному предмету ПО.02.УП.03.МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА срок обучения 5(6) лет

Программа учебного предмета «Музыкальная литература» разработана на основе примерной программы по данному предмету ПО.02.УП.03,  рекомендованной Министерством культуры РФ (разработчик...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область В.03.Вариативная часть В03.УП.02. АНСАМБЛЬ

     Данная программа учебного предмета разработана с целью улучшения качества   игры  в  ансамбле  и  более  качественной  подготовки...