"Музыка" 7 класс
рабочая программа по музыке (7 класс) на тему
Рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 76 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО
Директор МБОУ СОШ № 4 Председатель НМС на заседании ШМО
__________В. В. Бондарь _______Л. Н. Преутесей учителей___________
Приказ №620 от 31.08.2015 протокол №4 от 31.08. 2015 протокол №4 от 31.08.2015
Рабочая программа
учебного курса
«Музыка»
7 класс
Программа рассчитана на 35 часов
Разработчик: Мирон А.Г., учитель музыки
г. Радужный, 2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для учащихся 7 классов (уровень основного общего образования) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по музыке под редакцией Д.Б. Кобалевского в адресованном учащимся учебнике музыка 7 класс. / В.В Алеева, Т.Н. Науменко. Музыка 7 класс. М.: Просвещение, 2006».
Уровень основного общего образования является основным этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение учащихся общеобразовательных программ основного общего образования, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающихся. Через знакомство с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи – песня, романс, хоровая музыка, опера, балет.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03. 2004;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года №1089;
- 3-е издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006год;
- утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 14.12.2006 №321 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации, а так же будет частично привлекаться учебно-методические комплекты других авторов (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 7 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» 7 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Цель программы предмета «Музыка» способствовать формированию основ духовно-нравственного воспитания школьников посредством приобщения к музыкальной культуре как важнейшему развитию гармоничного развития личности.
Доминирующая идея учебного предмета: Целью уроков музыки в 7 классе является расширение представлений учащихся о жизненном содержании музыки, о преобразующей роли музыки в жизни человека, в жизни общества. В процессе этого учебного года учащимся предстоит решить проблему: какое воздействие оказывает музыка на жизнь человека, на его поведение и деятельность, на его мысли, чувства, переживания. Причем две стороны вопроса о связи музыки с жизнью – «жизнь рождает музыку» и «музыка воздействует на жизнь» - должны решаться в неразрывном единстве.
Тема первого полугодия «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» реализуется через мысль, что музыка воздействует на жизнь человека и в этом ее огромная сила. Дети должны осознать, что музыка – это отражение человеческих чувств и настроений, и воздействие музыки на жизнь происходит через воздействие на человека, его характер, его отношение к жизни. Музыка оказывает влияние на всю деятельность человека, его отношение к миру, к людям, на его идейные и нравственные идеалы, на все его жизненное поведение.
Тема второго полугодия «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» раскрывается через решение проблемы, в чем заключается способность музыки оказывать влияние на жизнь человека. Учащиеся должны понять, что сила воздействия музыки определяется двумя ее важными качествами: красотой и правдой. Музыка, в которой есть красота и правда, может украсить жизнь, обогатить духовный мир человека, сделать человека лучше, добрее, умнее, разделить с ним горе и радость.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.
Место предмета в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе основного общего образования на изучение предмета «Музыка» в 7 классе 1 учебный час в неделю. Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов.
Программа базируется на межпредметных связях с математикой (арифметикой и алгеброй), литературой, историей, мировой художественной культурой, изобразительным искусством, физикой, технологией; и сочетается с внеучебной деятельностью: внеклассными мероприятиями, занятиями в сводном школьном хоре, занятиями в школьном вокально-инструментальном ансамбле, участием в конкурсах и т.д.
Отличительной особенностью программы является то, что в программу учебного курса «Музыка» в 7 классе добавлены следующие содержательные аспекты и темы:
- взаимосвязь музыки с литературой;
- характерные особенности духовной музыки (истоки духовной музыки; жанры духовной музыки: знаменный распев, молитва; жанр молитвы в музыке современных композиторов);
- особенности музыкального хореографического спектакля;
- современная музыка XX века (образы природы в музыке композиторов XX века; музыка современности; интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах);
- мастерство исполнителя (на примере творчества Рахманинова С.В., Скрябина А.Н., Шаляпина Ф.И., Собинова Л.В.);
- стилистические особенности музыкального языка Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Стравинского И., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В.
В связи с освоением новых содержательных аспектов и тем значительно обновлен и добавлен следующий музыкальный материал:
- духовная музыка (знаменный распев; произведения Рахманинова С.В., Чеснокова П.Г., Гаврилина В.);
- современная музыка (Свиридов Г., Гаврилин В., Шнитке А., Журбина А.).
Роль программы в образовательном маршруте обучающегося. В учебно-тематическом планировании отражена реализация образовательной программы школы - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России; обеспечение качественных образовательных услуг для социализации личности; экологизация учебно-воспитательного процесса; внедрение инновационных технологий в образовательный процесс.
Срок реализации рабочей программы. На 2015-2016 учебный год в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 4, количество часов, отведенных на изучение учебного предмета «Музыка» в 7 классе на учебный год составляет – 35 часов (1 час в неделю).
Ведущие формы и методы, технологии обучения. При организации учебного процесса по предмету «Музыка» используются педагогические технологии обучения:
- культуровоспитывающая технология дифференцированного подхода по интересам деятельности (И.Н.Закатова);
- технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко).
Предпочтительными для этого возраста учащихся формами и методами учебной деятельности являются следующие методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличяускасом, Э. Б. Абдуллиным, Г. П. Сергеевой:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод перспективы и ретроспективы;
- метод проектов.
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируются несколько предметов. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Отражение жизни человека в жанрах народных песен», «Народные музыкальные инструменты Руси», «Кто такие скоморохи?», «Музыка на народных праздниках», «Современные исполнители народных песен», «Известные исполнители и исполнительские коллективы», «Вечные темы жизни в классическом музыкальном искусстве прошлого и настоящего» и т.д.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.
Формы контроля знаний, умений и навыков: опрос, беседы, составление и решение кроссвордов, викторин, выполнение практических работ.
В течение учебного года на уроках «Музыки» будет проводиться:
- входной контроль (сентябрь);
- тематический контроль (конец четверти);
- итоговый контроль (май).
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Учащиеся 7 классов к концу года должны:
Знать:
- триединство музыкальной деятельности (композитор, исполнитель - слушатель);
- основные жанры народной, профессиональной, религиозной и современной музыки
- особенность претворения «вечных» тем искусства и жизни в произведениях жанров (опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, г, кантате, оратории, мессе и др.);
Уметь:
- эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей;
- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации;
- ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи; осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;
- выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля на основе действия музыки с другими видами искусства;
- использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
Ключевые компетенции учебного предмета.
Содержание обучения музыке структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе развиваются и совершенствуются коммуникативная, информационная, учебно-исследовательская компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Информационная компетенция – самостоятельная подготовка текстового и музыкального материала, сообщения с использованием различных источников информации: книг, учебников, энциклопедий, Интернета. Владение навыками использования информационных устройств: компьютера, принтера, модема.
Учебно-исследовательская компетенция - выделять причинно-следственные связи; давать сравнительную характеристику; давать определение терминов и понятий.
Учебно-тематический план
Тема раздела | К-во часов | В том числе на: | |||
Лекции | Слушание музыки | Тестирование | |||
1 | Особенности музыкальной драматургии сценической музыки | 16 | 8 | 4 | 4 |
2 | Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. | 19 | 9 | 5 | 5 |
Содержание программы
I раздел: Особенности музыкальной драматургии сценической музыки. (16 часов)
Стиль, как отражение эпохи, национального характера. Индивидуальности композитора: Россия—Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-этнические, драматические, лирические, комические и другие.) Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Музыка к драматическому спектаклю. Опера: увертюра, ария, речитатив. Ансамбль, хор, сцена. Балет: сольные и массовые танцы, музыкально-хореографические сцены. Приемы симфонического развития образов. Мастерство исполнителя (искусство внутри искусства): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.
II раздел: Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.(19 часов)
Осмысление жизненных явлений и их противоречий. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла. Стили муз творчества и исполнения присущие разным эпохам. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах. Транскрипция как жанр классической музыки. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя, скрипки, ее создатели и исполнители.
Формы контроля уровня обученности
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол. часов | Формы контроля |
I. Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции | |||
1. | Особенности музыкальной драматургии сценической музыки | 16 | Входная диагностика. Музыкальная викторина Тестирование |
II. Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции. | |||
2 | Особенности драматургии камерной и симфонической музыки | 19 | Интонационно-образный анализ/ Пластическое интонирование Защита проектов. Итоговый контроль в виде тестирования и « фонетического диктанта. |
Литература и средства обучения
1.В.М.Самигулина «Музыка» 7 класс.-Волгоград: Учитель, 2006.159с. 2.Э.Б.,Бейдер Т. А.,Вендрова Т. Е.,Кадабнова И. В.,Критская Е.Д., Сергеева Г. П., Тарасова Г.С. под научным руководством Д.Б. Кобалевского-Волгоград: Издательство «Учитель», 2006. Методика работы с учебниками «Музыка» 5-8 классы. Пособие для учителя Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина-М.: Просвещение, 2002 | |
Дополнительная | |
-Воспитание музыкой».-М.; Просвящение,1991 М: Просвещение,1989 -Гришанович Н.М., Суханова А.И. «Музыка».5 класс.-М.:Просвящение,1987. -Искусство Т.7,ч.1:энциклопедия для детей-М., Аванта+,1997-686стр.иллюстр. -Искусство Т.7,ч.2:энциклопедия для детей-М.: Аванта+,2000-652стр.,иллюстр. -Терра -Лексикон: Иллюстрированный энциклопедический словарь-М.: Терра,1988-672 стр., иллюстр. | -Науменко Т. И., Аллеев В.В. Музыка. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных уч. заведений – 2001.-Дрофа, 160с.;ил.,нот. -Сергеева Т.С. Шмагина-4е изд.дораб.-М.: Просещение,2002 -Искусство Т.7,ч.1:Энциклопедия для детей-М.: +,1997-686стр,иллюстр. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/10/picture-107663.jpg)
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/21/picture-175696-1403343937.jpg)
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/29/picture-96746-1511985909.jpg)
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-229100-1538157938.jpg)
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-229100-1538157938.jpg)
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/01/picture-980585-1512101993.jpg)
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....