"Музыка" 7 класс
рабочая программа по музыке (7 класс) на тему
Рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_muzyke_7_klass_pravlennaya.doc | 76 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО
Директор МБОУ СОШ № 4 Председатель НМС на заседании ШМО
__________В. В. Бондарь _______Л. Н. Преутесей учителей___________
Приказ №620 от 31.08.2015 протокол №4 от 31.08. 2015 протокол №4 от 31.08.2015
Рабочая программа
учебного курса
«Музыка»
7 класс
Программа рассчитана на 35 часов
Разработчик: Мирон А.Г., учитель музыки
г. Радужный, 2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для учащихся 7 классов (уровень основного общего образования) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по музыке под редакцией Д.Б. Кобалевского в адресованном учащимся учебнике музыка 7 класс. / В.В Алеева, Т.Н. Науменко. Музыка 7 класс. М.: Просвещение, 2006».
Уровень основного общего образования является основным этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение учащихся общеобразовательных программ основного общего образования, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающихся. Через знакомство с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи – песня, романс, хоровая музыка, опера, балет.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03. 2004;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года №1089;
- 3-е издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006год;
- утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 14.12.2006 №321 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации, а так же будет частично привлекаться учебно-методические комплекты других авторов (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 7 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» 7 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Цель программы предмета «Музыка» способствовать формированию основ духовно-нравственного воспитания школьников посредством приобщения к музыкальной культуре как важнейшему развитию гармоничного развития личности.
Доминирующая идея учебного предмета: Целью уроков музыки в 7 классе является расширение представлений учащихся о жизненном содержании музыки, о преобразующей роли музыки в жизни человека, в жизни общества. В процессе этого учебного года учащимся предстоит решить проблему: какое воздействие оказывает музыка на жизнь человека, на его поведение и деятельность, на его мысли, чувства, переживания. Причем две стороны вопроса о связи музыки с жизнью – «жизнь рождает музыку» и «музыка воздействует на жизнь» - должны решаться в неразрывном единстве.
Тема первого полугодия «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» реализуется через мысль, что музыка воздействует на жизнь человека и в этом ее огромная сила. Дети должны осознать, что музыка – это отражение человеческих чувств и настроений, и воздействие музыки на жизнь происходит через воздействие на человека, его характер, его отношение к жизни. Музыка оказывает влияние на всю деятельность человека, его отношение к миру, к людям, на его идейные и нравственные идеалы, на все его жизненное поведение.
Тема второго полугодия «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» раскрывается через решение проблемы, в чем заключается способность музыки оказывать влияние на жизнь человека. Учащиеся должны понять, что сила воздействия музыки определяется двумя ее важными качествами: красотой и правдой. Музыка, в которой есть красота и правда, может украсить жизнь, обогатить духовный мир человека, сделать человека лучше, добрее, умнее, разделить с ним горе и радость.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.
Место предмета в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе основного общего образования на изучение предмета «Музыка» в 7 классе 1 учебный час в неделю. Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов.
Программа базируется на межпредметных связях с математикой (арифметикой и алгеброй), литературой, историей, мировой художественной культурой, изобразительным искусством, физикой, технологией; и сочетается с внеучебной деятельностью: внеклассными мероприятиями, занятиями в сводном школьном хоре, занятиями в школьном вокально-инструментальном ансамбле, участием в конкурсах и т.д.
Отличительной особенностью программы является то, что в программу учебного курса «Музыка» в 7 классе добавлены следующие содержательные аспекты и темы:
- взаимосвязь музыки с литературой;
- характерные особенности духовной музыки (истоки духовной музыки; жанры духовной музыки: знаменный распев, молитва; жанр молитвы в музыке современных композиторов);
- особенности музыкального хореографического спектакля;
- современная музыка XX века (образы природы в музыке композиторов XX века; музыка современности; интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах);
- мастерство исполнителя (на примере творчества Рахманинова С.В., Скрябина А.Н., Шаляпина Ф.И., Собинова Л.В.);
- стилистические особенности музыкального языка Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Стравинского И., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В.
В связи с освоением новых содержательных аспектов и тем значительно обновлен и добавлен следующий музыкальный материал:
- духовная музыка (знаменный распев; произведения Рахманинова С.В., Чеснокова П.Г., Гаврилина В.);
- современная музыка (Свиридов Г., Гаврилин В., Шнитке А., Журбина А.).
Роль программы в образовательном маршруте обучающегося. В учебно-тематическом планировании отражена реализация образовательной программы школы - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России; обеспечение качественных образовательных услуг для социализации личности; экологизация учебно-воспитательного процесса; внедрение инновационных технологий в образовательный процесс.
Срок реализации рабочей программы. На 2015-2016 учебный год в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 4, количество часов, отведенных на изучение учебного предмета «Музыка» в 7 классе на учебный год составляет – 35 часов (1 час в неделю).
Ведущие формы и методы, технологии обучения. При организации учебного процесса по предмету «Музыка» используются педагогические технологии обучения:
- культуровоспитывающая технология дифференцированного подхода по интересам деятельности (И.Н.Закатова);
- технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко).
Предпочтительными для этого возраста учащихся формами и методами учебной деятельности являются следующие методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличяускасом, Э. Б. Абдуллиным, Г. П. Сергеевой:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод перспективы и ретроспективы;
- метод проектов.
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируются несколько предметов. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Отражение жизни человека в жанрах народных песен», «Народные музыкальные инструменты Руси», «Кто такие скоморохи?», «Музыка на народных праздниках», «Современные исполнители народных песен», «Известные исполнители и исполнительские коллективы», «Вечные темы жизни в классическом музыкальном искусстве прошлого и настоящего» и т.д.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.
Формы контроля знаний, умений и навыков: опрос, беседы, составление и решение кроссвордов, викторин, выполнение практических работ.
В течение учебного года на уроках «Музыки» будет проводиться:
- входной контроль (сентябрь);
- тематический контроль (конец четверти);
- итоговый контроль (май).
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Учащиеся 7 классов к концу года должны:
Знать:
- триединство музыкальной деятельности (композитор, исполнитель - слушатель);
- основные жанры народной, профессиональной, религиозной и современной музыки
- особенность претворения «вечных» тем искусства и жизни в произведениях жанров (опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, г, кантате, оратории, мессе и др.);
Уметь:
- эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей;
- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации;
- ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи; осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;
- выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля на основе действия музыки с другими видами искусства;
- использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
Ключевые компетенции учебного предмета.
Содержание обучения музыке структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе развиваются и совершенствуются коммуникативная, информационная, учебно-исследовательская компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Информационная компетенция – самостоятельная подготовка текстового и музыкального материала, сообщения с использованием различных источников информации: книг, учебников, энциклопедий, Интернета. Владение навыками использования информационных устройств: компьютера, принтера, модема.
Учебно-исследовательская компетенция - выделять причинно-следственные связи; давать сравнительную характеристику; давать определение терминов и понятий.
Учебно-тематический план
Тема раздела | К-во часов | В том числе на: | |||
Лекции | Слушание музыки | Тестирование | |||
1 | Особенности музыкальной драматургии сценической музыки | 16 | 8 | 4 | 4 |
2 | Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. | 19 | 9 | 5 | 5 |
Содержание программы
I раздел: Особенности музыкальной драматургии сценической музыки. (16 часов)
Стиль, как отражение эпохи, национального характера. Индивидуальности композитора: Россия—Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-этнические, драматические, лирические, комические и другие.) Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Музыка к драматическому спектаклю. Опера: увертюра, ария, речитатив. Ансамбль, хор, сцена. Балет: сольные и массовые танцы, музыкально-хореографические сцены. Приемы симфонического развития образов. Мастерство исполнителя (искусство внутри искусства): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.
II раздел: Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.(19 часов)
Осмысление жизненных явлений и их противоречий. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла. Стили муз творчества и исполнения присущие разным эпохам. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах. Транскрипция как жанр классической музыки. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя, скрипки, ее создатели и исполнители.
Формы контроля уровня обученности
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол. часов | Формы контроля |
I. Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции | |||
1. | Особенности музыкальной драматургии сценической музыки | 16 | Входная диагностика. Музыкальная викторина Тестирование |
II. Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции. | |||
2 | Особенности драматургии камерной и симфонической музыки | 19 | Интонационно-образный анализ/ Пластическое интонирование Защита проектов. Итоговый контроль в виде тестирования и « фонетического диктанта. |
Литература и средства обучения
1.В.М.Самигулина «Музыка» 7 класс.-Волгоград: Учитель, 2006.159с. 2.Э.Б.,Бейдер Т. А.,Вендрова Т. Е.,Кадабнова И. В.,Критская Е.Д., Сергеева Г. П., Тарасова Г.С. под научным руководством Д.Б. Кобалевского-Волгоград: Издательство «Учитель», 2006. Методика работы с учебниками «Музыка» 5-8 классы. Пособие для учителя Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина-М.: Просвещение, 2002 | |
Дополнительная | |
-Воспитание музыкой».-М.; Просвящение,1991 М: Просвещение,1989 -Гришанович Н.М., Суханова А.И. «Музыка».5 класс.-М.:Просвящение,1987. -Искусство Т.7,ч.1:энциклопедия для детей-М., Аванта+,1997-686стр.иллюстр. -Искусство Т.7,ч.2:энциклопедия для детей-М.: Аванта+,2000-652стр.,иллюстр. -Терра -Лексикон: Иллюстрированный энциклопедический словарь-М.: Терра,1988-672 стр., иллюстр. | -Науменко Т. И., Аллеев В.В. Музыка. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных уч. заведений – 2001.-Дрофа, 160с.;ил.,нот. -Сергеева Т.С. Шмагина-4е изд.дораб.-М.: Просещение,2002 -Искусство Т.7,ч.1:Энциклопедия для детей-М.: +,1997-686стр,иллюстр. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....