Рабочая программа по музыке и пению для классов СКК 2-4, 5-7 VIII вида с ОВЗ.
рабочая программа по музыке по теме
Цель данной программы: формирование у школьников музыкальной культуры, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки с учётом психофизических и интеллектуальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_skk_8_vida_2-7klassy_s_ovz.docx | 77.63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8
с углубленным изучением отдельных предметов
г. Когалыма
(МАОУ «Средняя школа №8»)
Согласовано Руководитель ШМО учителей музыки_ Трапезникова Н.В.___________ Дата 26.09.16г. | Утверждаю Заместитель директора по УВР Попова Г.В.____________ Дата _26.09.16г. |
Рабочая программа
по музыке и пению
для классов СКК 2-4, 5-7 VIII вида с ОВЗ
на 2016-2017 учебный год
Учитель музыки
Трапезникова Наталья Вениаминовна
(I квалификационная категория)
Музыка и пение (2-4)
Пояснительная записка.
Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря развитию технических средств и компьютерных технологий музыка стала одним из распространённых и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни. Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств.
Цель программы: формирование у школьников музыкальной культуры, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки с учётом психофизических и интеллектуальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи образовательные:
формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
формировать музыкально-эстетический словарь;
формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
совершенствовать певческие навыки;
развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память, способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
Задачи воспитывающие:
Помочь самовыражению детей с ограниченными возможностями здоровья через занятия музыкальной деятельностью;
Способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
Содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
активизировать творческие способности.
Задачи коррекционно-развивающие:
корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
корригировать нарушения звукопрозносительной стороны речи.
Принципы обучения:
коррекционная направленность обучения
оптимистическая перспектива образования
индивидуализация и дифференциация процесса обучения
комплексное обучение на основе передовых психолого -медико-педагогических технологий
Отличительные особенности программы:
интегрированный подход к изучению тем по слушанию музыки;
обновление нотно-музыкального материала для разучивания;
использование ИКТ для создания материальной базы урока (дидактического, наглядного материала, создание фонотеки);
Формы, методы, приёмы обучения
Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку. Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов:
«Пение», «Слушание музыки», «Элементы музыкальной грамоты».
В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы применяются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков.
Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня – основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.
Основной задачей подготовительной части урока является уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе. Для этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, весёлой музыки танцевального характера, выполнение танцевально-ритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра на простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к колыбельной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия – убеждение и внушение.
Раздел «Слушания музыки» включает в себя прослушивание и дальнейшее обсуждение 1-3 произведений. Исполнение самим педагогом способствует созданию на уроке тёплой эмоциональной атмосферы, служит положительным примером, стимулирующим самостоятельные занятия школьников.
Формирование вокально-хоровых навыков является основным видом деятельности в разделе «Пение». Во время одного урока обычно исполняется 1-3 песни. Продолжая работу над одним произведением , класс знакомится с другим и заканчивает изучение третьего. В течение учебного года учащиеся выучивают от 10 до 15 песен.
Объём материала для раздела «Элементы музыкальной грамоты»сводится к минимуму. Это связано ограниченными возможностями усвоения умственно отсталыми детьми отвлечённых понятий, таких как изображение музыкального материала на письме и др., опирающихся на абстракно-логическое мышление.
Форма проверки результатов освоения программы по каждому году обучения:
Индивидуальный опрос, хоровое пение, сольное пение, творческие задания, музыкальные тесты.
Количество часов: 2-4 класс – 35ч.(1 час в неделю), 5-7 – 35 часов (1ч. в неделю)
Программа составлена с учётом возрастных особенностей учащихся начальной и средней школы.
Методическое обеспечение программы:
Оборудование класса
Шумовые музыкальные инструменты: фортепиано
Технические средства обучения:
Компьютер, музыкальный центр, видеопроектор, экран.
Музыкально-дидактические пособия:
Ауди и видео записи, компакт-диски, звучащие игрушки, музыкально-дидактические игры, нотная и методическая литература
Форма организаций занятий
Основной формой организации занятий является урок музыки и пения.
В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности. Наличия темы используются уроки:
доминантные
комбинированные
тематические
комплексные
интегрированные
Характеристика ожидаемых результатов.
Класс | Знать | Уметь |
2 класс | высокие и низкие, короткие и долгие звуки; музыкальные инструменты и их звучание (орган, арфа, флейта); характер и содержание музыкальных произведений; музыкальные коллективы (ансамбль, оркестр) | Исполнять без сопровождения простые, хорошо знакомые песни; различать мелодию и сопровождение в песне и инструментальном произведении, исполнять выученные песни ритмично и выразительно |
3 класс | музыкальную форму (одночастную, двухчастную, трёхчастную, рондо); музыкальные инструменты и их звучание (виолончель, саксофон, балалайка | Выделять мелодию в песне и музыкальном произведении; распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками; сохранять при пении округлое звучание в верхнем регистре и мягкое звучание в нижнем регистре; воспроизводить знакомую мелодию песни путём беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента |
4 класс | современные детские песни для самостоятельного исполнения; звучание динамических оттенков (форте – громко, пиано – тихо); народные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли. Гармонь, трещотки, свирель, деревянные ложки.); особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно); язык современной детской песни, её содержание | петь хором, выполняя требования художественного исполнения; ясно и чётко произносить слова к песням подвижного характера; исполнять выученные песни без сопровождения, самостоятельно; различать по характеру и звучанию марши, танцы |
2 класс.
ПЕНИЕ
Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.
Развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами.
Развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении звучания).
Развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог.
Развитие умения контролировать слухом качество пения.
Развитие музыкального ритма, умения воспроизводить фразу или куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента.
Использование разнообразных музыкальных средств (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен.
Работа над чистотой интонирования и устойчивостью книсона. Пение выученных песен ритмично и выразительно с сохранением строя и ансамбля.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Развитие умения дифференцировать части музыкального произведения.
Развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении.
Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: саксофон, виолончель, балалайка.
Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, металлофоне.
Обучение детей игре на балалайке, ложках (или других доступных народных инструментах).
Музыкальный материал для пения
1 ч е т в е р т ь.
Веселые путешественники. Из одноименного кинофильма. Музыка М. Старокадомского, слова С. Михалкова.
Песенка Крокодила Гены. Из мультфильма «Чебурашка». Музыка В. Шаинского, слова А. Тимофеевского.
Первоклашка. Из кинофильма «Утро без отметок». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина.
Дружба школьных лет. Музыка М. Парцхаладзе, слова М. Пляцковского.
2 ч е т в е р т ь.
Снежная песенка. Музыка Д. Львова-Компанейца, слова С. Богомазова.
Почему медведь зимой спит? Музыка Л. Книппера, слова А. Коваленкова.
Новогодний хоровод. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко.
3 ч е т в е р т ь.
Стой, кто идет? Музыка В. Соловьева-Седого, слова С. Погореловского.
Праздничный вальс. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.
Песня Чебурашки. Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского.
Бескозырка белая. Музыка В. Шаинского, слова З. Александровой.
4 ч е т в е р т ь.
Пойте вместе с нами. Музыка и слова А. Пряжникова.
Белые кораблики. Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина.
Чунга-Чанга. Из мультфильма «Катерок». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина.
Голубой вагон. Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского. Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника.
Музыкальные произведения для слушания:
Ф. Шуберт. Аве Мария.
Дж. Бизе. Ария Тореадора. Из оперы «Кармен».
В. Моцарт. Аллегро. Из «Маленькой ночной серенады», к. 525.
М. Теодоракис. Сиртаки.
П. Чайковский. Вальс цветов. Из балета «Щелкунчик».
Е. Крылатов. Крылатые качели. Из телефильма «Приключения Электроника».
Ф. Шуберт. Музыкальный момент. Соч. 94, № 3.
Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.
Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Прекрасное далеко. Из телефильма «Гостья из будущего». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.
Бу-ра-ти-но. Из телефильма «Приключения Буратино». Музыка А. Рыбникова, слова Ю. Энтина.
Облака. Музыка В. Шаинского, слова С. Козлова.
Кабы не было зимы. Из мультфильма «Зима в Простоквашино». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
музыкальную форму (одночастная, двухчастная, трехчастная, четырехчастная);
музыкальные инструменты и их звучание (виолончель, саксофон, балалайка).
Учащиеся должны уметь:
выделять мелодию в песне и инструментальном произведении;
сохранять при пении округлое звучание в верхнем регистре и мягкое звучание в нижнем регистре;
распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками;
сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на один слог;
воспроизводить хорошо знакомую песню путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента
Учебно-тематический план
2 класс (35 часов)
1 четверть | 9ч. |
Летние музыкальные впечатления | 1 |
Как изменяется музыка | 1 |
Приём повтора | 1 |
Контраст элементов музыкальной речи | 2 |
Сказка в музыке | 2 |
Приём варьирования в музыке | 1 |
Музыкальная живопись. Обобщение. | 1 |
2 четверть | 7ч. |
Интонация | |
Виды музыкальной интонации | 1 |
Вопросительная интонация | 1 |
Интонация скороговорки | 1 |
Зерно интонации | 1 |
Изобразительные интонации | 1 |
Шутливые интонации в музыке | 1 |
Обобщающий урок по теме «Интонация» | 1 |
3 четверть | |
Развитие музыки | 10ч. |
Виды музыкального развития | 1 |
Динамическое развитие Динамические оттенки в музыке. | 2 |
Исполнительское развитие | 1 |
Инструмент скрипка в оркестре | 1 |
Исполнительское развитие. Виолончель | 1 |
Исполнительское развитие. Инструмент саксофон | 1 |
Музыкальный инструмент народного оркестра балалайка | 1 |
Ударные музыкальные инструменты | 1 |
Обобщение темы «Развитие музыки» | 1 |
4 четверть Построение (формы) музыки | 9ч. |
1-частная форма произведений | 1 |
2-частная форма произведений | 2 |
3-частная форма произведений | 1 |
Фома рондо | 2 |
Обобщение темы «Построение музыки» | 2 |
Урок-концерт | 1 |
Теоретических | 29 |
Практических | 4 |
3 класс.
ПЕНИЕ.
Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.
Развитие умения петь без сопровождения инструмента несложные, хорошо знакомые песни.
Работа над кантиленой.
Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии: звуки высокие, низкие, средние: восходящее, нисходящее движение мелодии и на одной высоте.
Развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх).
Развитие умения определять сильную долю на слух.
Развитие умения отчетливого произнесения текста в быстром темпе исполняемого произведения.
Формирование элементарных представлений о выразительном значении динамических оттенков (форте — громко, пиано — тихо).
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Сказочные сюжеты в музыке. Характерные особенности. Идейное и художественное содержание. Музыкальные средства, с помощью которых создаются образы.
Развитие умения различать марши (военный, спортивный, праздничный, шуточный, траурный), танцы (вальс, полька, полонез, танго, хоровод).
Формирование элементарных представлений о многофункциональности музыки (развлекательная, спортивная, музыка для отдыха, релаксации).
Формирование представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и др.
Игра на музыкальных инструментах.
Закрепление навыков игры на уже знакомых музыкальных инструментах.
Обучение детей игре на фортепиано.
Музыкальный материал для пения
П е р в а я ч е т в е р т ь
Осень. Музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева.
Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.
Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.
Песня о волшебниках. Муз. Г.Гладкова, сл.Ю.Энтина
В т о р а я ч е т в е р т ь
«Ах,вы,сени,мои сени» рус. Нар. Песни
Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка»
Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.
«Новогодняя полька» сл..Г.Ладонщикова. муз. Т.Попатенко
Розовый слон. Музыка С. Пожлакова, слова Г. Горбовского.
Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского.
Т р е т ь я ч е т в е р т ь
Не плачь, девчонка! Музыка В. Шаинского, слова Б. Харитонова.
Пусть всегда будет солнце! Музыка А. Островского, слова Л. Ошанина.
Полька. Чешская нар.песня-танец
Уконготванэ. Детская песня племени банту
Ч е т в е р т а я ч е т в е р т ь
Ах вы, сени мои, сени. Русская народная песня.
Песня о волшебниках. Музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового.
Во кузнице. Русская народная песня.
Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром».
Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Родная песенка. Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского.
Музыкальные произведения для слушания:
Старинный русский вальс «Берёзка»
Н. Римский-Корсаков. Песня индийского гостя. Из оперы «Садко».
Ж. Оффенбах. Канкан. Из оперетты «Парижские радости».
Монте. Чардаш.
В. Моцарт. Турецкое рондо. Из сонаты для фортепиано ля минор, к. 331.
Э. Григ. В пещере горного короля. Шествие гномов.
Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».
П. Чайковский. Баба-Яга. Из «Детского альбома», музыка из балета «Щелкунчик», «Спящая красавица»
М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила».
Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане».
Ужасно интересно все то, что неизвестно. Из мультфильма «Тридцать восемь попугаев». Музыка В. Шаинского, слова Г. Остера.
Три белых коня. Из телефильма «Чародеи». Музыка Е. Крылатова, слова Л. Дербенева.
Песенка странного зверя. Из мультфильма «Странный зверь». Музыка В. Казенина, слова Р. Лаубе.
В Подмосковье водятся лещи. Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского.
Наша школьная страна. Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева.
Дважды два — четыре. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
«Старт даёт Москва», «Герои спорта», «До свиданья, Москва» музыка А.Пахмутовой
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
современные детские песни для самостоятельного исполнения;
значение динамических оттенков (форте — громко, пиано — тихо);
народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка);
особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);
особенности музыкального языка современной детской песни, ее идейное и художественное содержание.
Учащиеся должны уметь:
петь хором, выполняя требования художественного исполнения;
ясно и четко произносить слова к песнях подвижного характера;
исполнять хорошо выученные песни без сопровождения, самостоятельно;
различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы.
Учебно-тематический план
3 класс (35 часов)
I четверть Сказочные сюжеты в музыке | 9ч. |
Сказка в музыке | 1 |
Сказка в музыке Н.А. Римского-Корсакова (опера «Садко», опера «Сказка о Царе Салтане») | 2 |
Сказка в музыке М.И.Глинки | 2 |
Сказка в музыке Э.Грига | 2 |
Сказка в музыке П.И.Чайковского | 1 |
Обобщение темы «Сказочные сюжеты в музыке» | 1 |
II четверть | |
Сказочные образы в русском фольклоре | 7ч. |
Музыкальные образы сказочных персонажей русских народных сказок | 2 |
Пословицы, поговорки, загадки, частушки | 1 |
Состав и звучание оркестра русских народных инструментов (домра, балалайка, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки) | 3 |
В гостях у Деда Мороза Дед Мороз – персонаж славянского фольклора | 1 |
III четверть Марш, танец и песня – основа всей музыки | 10ч. |
Разновидности маршей (военный, спортивный, праздничный, шуточный, траурный) | 3 |
Танцы народов мира | 3 |
(вальс, полька, полонез, танго, хоровод) | |
Песни на разных языках Песни и танцы коренных народов севера. | 2 |
Звуковысотность в музыке. | |
Обобщающие уроки по теме «Песня, танец, марш – основа всей музыки» | 2 |
IV четверть Многофункциональность музыки | 9 |
Представление о многофункциональности музыки | 2 |
Спортивная музыка | 2 |
Музыка для отдыха | 2 |
Музыка для релаксации | 1 |
Развлекательная музыка | 1 |
Урок-концерт «До свиданья, начальная школа» | 1 |
теоретических | 29 |
практических | 4 |
4 класс.
Пение.
Исполнение одноголосных песен в диапазоне от ля малой октавы до ре 2.
С наступлением мутационного периода следует знать правила пения:
ограничить время вокальных занятий;
категорически избегать громкого, форсированного звучания;
не кричать при речи и пении;
при первых признаках переутомления пение следует прекратить;
пользоваться мягкой атакой;
дыхание при пении должно оставаться спокойным и равномерным;
уметь петь с классом чисто и слаженно
Слушание музыки
М. И. Глинка (1804—1857) — великий русский композитор. Основные этапы творческой биографии. Оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» — вершина творчества композитора. Самобытность музыки М. Глинки.
П. И. Чайковский (1840—1893) — великий русский композитор. Основные этапы творческой биографии. Музыка для детей — «Детский альбом». Отражение картин природы в музыке — «Времена года». Балетная музыка — «Щелкунчик» и «Лебединое озеро». Значение творчества композитора.
Н. А. Римский-Корсаков (1844—1908). Основные этапы творческой биографии. Особенности тематики оперного творчества. Опера «Снегурочка» (весенняя сказка), создание оперы, ее содержание. Опера «Садко» — история создания оперы, ее содержание, жанр былины, народный характер музыки, использование народных песен. Опера «Сказка о царе Салтане», создание оперы и ее содержание.
С. С. Прокофьев (1891—1953) — классик советской музыки, пианист. Основные этапы творческой биографии. Кантата «Александр Невский»; главная идея — патриотизм.
Д. Б. Кабалевский (1904—1987). Основные этапы творческой биографии. Фортепианные пьесы: «Кавалерийская», «Клоуны», «Барабанщик», «Марш-рондо». Кантата «Реквием».
Музыкальная грамота
Закрепление знаний, полученных в 5 классе.
Графическое изображение нот на нотном стане до 1 — до 2.
Пение гаммы до мажор вверх и вниз с одновременным их показом по графической записи.
Ознакомление с длительностями: целая — очень долгая, половинная — долгая, четверть — короткая, восьмая — очень короткая.
Музыкальные произведения для слушания.
1-я четверть
М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»: романс Антониды, ария Сусанина — «Чую правду», хор «Славься!», мазурка и полонез.
Опера «Руслан и Людмила»: увертюра, марш Черномора, рондо Фарлафа. Песни на слова Н. В. Кукольника — «Жаворонок» и «Попутная песня».
2-я четверть
П. И. Чайковский. Произведения для фортепиано: «Детский альбом» и «Времена года». Балет «Щелкунчик»: марш, танцы (испанский — шоколад, арабский — кофе, китайский — чай); танец пастушков и танец Феи Драже.
Балет «Лебединое озеро» — танец маленьких лебедей.
Песни: «Детская песенка» («Мой Лизочек»), «Колыбельная песня» и «Осень».
3-я четверть
Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане»; фрагменты: «Полет шмеля», «Три чуда». Опера «Снегурочка»; фрагменты: песня Садко — «Ой ты, темная дубравушка», хороводная песня Садко — «Заиграйте, мои гусельки» и песня гостей (варяжского, индийского и веденецкого).
4-я четверть
С. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»; фрагмент — хор «Вставайте, люди русские!». Балет «Золушка» — вальс.
Музыкальный материал для пения.
1-я четверть
«Милый мой хоровод» — р.н.п.
«Песня о Москве» — муз. И. Дунаевского, сл. М. Лисянского и С. Аграняна.
«Ты, соловушка, умолкни» — муз. М. Глинки, сл. В. Забеллы.
«Песня о герое» — греч. песня в обр. В. Локтева.
«Славься!» — муз. М. Глинки из оперы «Иван Сусанин».
«Школьный корабль» — муз. Г. Струве, сл. Я. Акима.
« Звуки музыки» - муз. Э.-Уэбера
2-я четверть
«Сторона моя» — муз. И. Космачева, сл. Л. Дербенева.
«Зимний вечер» — р.н.п. на слова А. Пушкина.
«Звездопад» — муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова.
«С чего начинается Родина» — муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского.
«Рыба-кит» — музыка и слова Ю. Кима.
«Дубинушка» — р.н.п. в обр. А. Новикова.
3-я четверть
«Уголок России» — муз. В. Шаинского, сл. Е. Шевелевой.
«В сыром бору тропинка» — р.н.п.
«Заиграйте, мои гусельки» — муз. Н. Римского-Корсакова из оперы «Садко».
«Прощальный вальс» — муз. А. Флярковского, сл. А. Дидурова.
«Колокола» — муз. А. Крылатова, сл. Ю. Энтина.
«Наши мамы» — муз. Э. Колмановского, сл. И. Шаферана.
4-я четверть
«Дороги» — муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина.
«Баллада о солдате» — муз. В. Соловьева-Седого, сл. М. Матусовского.
«Девчонки и мальчишки» — муз. А. Островского, сл. И. Дика.
«Школьные годы» — муз. Д. Кабалевского, сл. Е. Долматовского.
«Московские окна» — муз. Т. Хренникова, сл. М. Матусовского.
«Хотят ли русские войны?» — муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко.
Дополнительный материал для пения
«День Победы» — муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.
«За того парня» — муз. М. Фрадкина, сл. Р. Рождественского.
«Катюша» — муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского.
«Школьная песня» — муз. А. Феркельмена, сл. Г. Пагирева.
«Песня о Родине» — муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача.
«Я шагаю по Москве» — муз. А. Петрова, сл. Г. Шпаликова.
«Кукушка» — польская н.п.
«Слети к нам, тихий вечер» — муз. А. Тома, сл. К. Ушинского.
«Родина» — совр. рус. песня.
«Воет ветер в чистом поле» — муз. М. Глинки, сл. В. Забеллы.
«Песня о Москве» — муз. Г. Свиридова, сл. А. Барто.
«Песня о России» — муз. В. Локтева, сл. О. Высотской.
Учебно-тематический план
4 класс (35ч.)
Тема урока | Количество часов |
1 четверть «Музыка и литература» | 9ч. |
Искусство в нашей жизни | 1 |
Что я знаю о песне. Песенное творчество русских композиторов. Песни разных народов мира. Жанры народных песен. | 4 |
Опера. Виды опер. | 1 |
Балет. Виды балета. | 1 |
Песня в симфонической музыке. | 1 |
Резерв. Итоговый урок по теме «Музыка и литература» | 1 |
2 четверть «Музыка и литература» | 7ч. |
Музыка – главный герой сказок | 1 |
Сказки о музыке разных народов мира. | 1 |
Музыка – главный герой басен | 1 |
Чудо музыки в повестях К.Паустовского | 1 |
Творчество Э.Грига | 1 |
Музыка в жизни героев А.Гайдара | 1 |
Музыка в кинофильмах | 1 |
Форма в музыке | |
III четверть Музыка лёгкая и серьёзная | 10ч. |
«Музыка лёгкая и серьёзная» | 1 |
Лёгкое и серьёзное в танцевальной музыке Разновидности танцев русских композиторов. | 2 |
Лёгкое и серьёзное в песне | 1 |
Ансамбль – значит вместе Камерная и симфоническая музыка. | 2 |
Современные музыкальные инструменты (Синтезатор, электрогитара) | 1 |
Авторская песня | 2 |
Современные исполнители эстрадной песни | 1 |
IV четверть | 9ч. |
Программная музыка Особенности творчества композиторов: М.И. Глинка, П.И.Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков | 3 |
Жанры музыкальных произведений (опера, балет, романс, соната, серенада, симфония, квартет) | 3 |
Обобщение темы «Программная музыка» | 2 |
Урок-концерт «Мы любим петь» | 1 |
теоретических | 29 |
практических | 4 |
МУЗЫКА И ПЕНИЕ (5-7)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребенка. Благодаря развитию технических средств музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни. Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств.
Цель программы: формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки с учётом психофизических и интеллектуальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи образовательные:
формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
формировать музыкально-эстетический словарь;
формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
совершенствовать певческие навыки;
развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
Задачи воспитывающие:
помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия
музыкальной деятельностью; способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию
эмоционального напряжения; содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и
свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную
отзывчивость; активизировать творческие способности.
Задачи коррекционно-развивающие:
корригировать отклонения в интеллектуальном развитии; корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Принципы обучения:
коррекционная направленность обучения
оптимистическая перспектива образования
индивидуализация и дифференциация процесса обучения
комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий
Отличительные особенности программы:
интегрированный подход к изучению тем по слушанию музыки;
обновление нотно- музыкального материала для разучивания;
использование ИКТ для создания материальной базы урока (дидактического, наглядного материала, создание музыкальной фонотеки);
включение в изучаемый материал произведений тамбовских авторов и сведений по музыкальному краеведению.
Формы, методы, приёмы обучения
Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся
воспринимать музыку. Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской ) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музыкальной грамоты». В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков, раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная(зарубежная и отечественная) песня - основа формирования вокально- хорового репертуара классного хора.
В работе с солистами и при инсценировании песен внимание направляется на чистоту интонации, строя, ансамбля.
Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Творческое раскрытие образа песни - главная причина совершенствования вокально - технических приёмов исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению играет «концертное» исполнение песен. Обращать внимание на режим исполнения песенного репертуара, связанный с трудностями мутационного периода учащихся.
В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем.
Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.
При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя яркие примеры звучания музыки разных эпох, стилей, жанров, особенностей творчества различных композиторов.
Характеристика ожидаемых результатов
уметь слушать музыку, беседовать о характере, особенностях формы произведения;
пропевать главную тему инструментального произведения голосом;
ваполнять индивидуальные задания творческого характера: рисунки на тему произведения, сочинять небольшие сочинения, рассказы о музыке;
исполнять ритмическое сопровождение к музыке на музыкальных инструментах;
включать полученные знания в инсценировку сказок, жизненных ситуаций.
Форма проверки результатов освоения программы по каждому году обучения:
индивидуальный, фронтальный опрос по разучиваемым песням, по материалам слушания музыки и музыкальной грамоте;
музыкальные тесты
Количество учебных часов по каждому году обучения
5-7 класс – 35ч.
Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся среднего звена
Методическое обеспечение программы. Оборудование класса.
Музыкальные инструменты:
(фортепиано, аккордеон, синтезатор, инструментарий К. Орфа и др.);
технические средства обучения:
(магнитофон, СД-проигрыватель, музыкальный центр, видеоаппаратура, диапроектор)
музыкально-дидактические пособия:
(аудио- и видеозаписи, компактдиски, диапозитивы, звучащие игрушки, музыкально-дидактические игры, нотная и методическая литература).
Форма организаций занятий
Основной формой организации занятий является урок музыки и пения.
В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются уроки:
доминантные
комбинированные
тематические
комплексные
интегрированные
Основные требования к умениям учащихся 5-7 классов
Класс | Знать | Уметь |
5 класс | роль музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей; размеры музыкальных произведений; паузы; народные музыкальные инструменты их звучание (домра, гусли. баян, аккордеон, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, балалайка) | Самостоятельно начинать пение после вступления; осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным звуком; контролировать слухом пение окружающих; применять полученные знания при художественном исполнении музыкальных произведений |
6 класс | Несколько песен и самостоятельно исполнять их; музыкальные профессии, специальности; инструменты симфонического оркестра их звучание: духовые деревянные (гобой, кларнет, фагот); духовые медные (туба, труба, тромбон, валторна); ударные (литавры, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты, треугольник); струнные инструменты; правила поведения при занятиях любыми видами музыкальной деятельности | Самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью сдерживать эмоционально-поведенческие отклонения на занятиях и во время концертных выступлений; инсценировать песни |
7 класс | Известные классические и современные произведения из программы по слушанию, самостоятельно определять их, указывать автора; жанры музыкальных произведений: опера, балет, симфония, романс, серенада,; музыкальные термины: бас, аккорд, аккомпанемент; современные электро-музыкальные инструменты | Исполнять вокально-хоровые упражнения; контролировать правильность самостоятельного исполнения в сопровождении фонограммы |
5 класс
Содержание изучаемого материала.
Слушание музыки.
Лёгкая и серьёзная музыка, их взаимосвязь. Лучшие образцы лёгкой музыки в исполнении эстрадных коллективов; произведения современных композиторов, лирические песни, танцевальные мелодии. Исполнение народных песен. Мелодий из классических сочинений в произведениях лёгкой музыки.
Вокальная музыка, основанная на синтезе музыки и слова.
Программная музыка: инструментальная, оркестровая, имеющая в основе литературный сюжет.
Особенности творчества композиторов: М.И.Глинки, П.И.Чайковского,
Н.А. Римского-Корсакова.
Жанры музыкальных произведений: опера, балет, соната, симфония, квартет, романс, серенада.
Современные электронные музыкальные инструменты: синтезатор, гитара, ударные инструменты.
Музыкальная грамота
Интонация в разговорной и музыкальной речи.
Мелодия, как основное выразительное средство.
Лад, тембр, ритм. Музыкальные термины: бас, аккорд, аккомпанемент.
Музыкальный материал для пения
1 четверть
«Дорога добра» муз. М.Минкова, сл. Ю.Энтина
«Листья жёлтые» муз.Р.Паулса, сл.Я.Петерса,
русский текст И.Шаферана
«Сторона моя» муз.И.Космачёва. сл.Л.Дербенёва
«Осень» муз. И сл. Ю.Шевчука
2 четверть
«Московские окна» муз.Т.Хренникова, сл.М.Матусовского
«Огромное небо» муз.О.Фельцмана, сл.Р.Рождественского
«Волшебник-недоучка» муз.А.Зацепина, сл.Л.Дербенёва
«Зима» муз.ЭХанка
«Песня остаётся с человеком» муз.А.Островского, сл. С.Острового
3 четверть
«Женька» муз.Е.Жарковского, сл.К.Ваншенкина
«Надежда» муз.А.Пахмутовой, сл. Н.Добронравова
«Мальчики» муз.Е.Жарковского, сл.Н.Владимова
«Самая хорошая» муз.Иванникова
«Крыша дома моего» муз.Ю.Антонова. сл.М.Пляцковского
IV четверть
«До свидания, мальчики» муз. и сл. Б.Окуджавы
«На безымянной высоте» муз.В Баснера, сл.М.Матусовского
«Майский вальс» муз.И.Лученка, сл.М.Ясеня
«Улица мира» муз.А.Пахмутовой, сл. Н.Добронравов
Музыкальные произведения для слушания
И.Бах «Ария», ре-мажор
И.Бах Токката и фуга ре-минор
Дж. Бизе Вступление к опере «Кармен»
Дж. Бизе «Хабанера» из оперы «Кармен»
М.Равель «Болеро»
Д.Россини Увертюра к опере «Севильский цирюльник»
И.Штраус «Вальс» из оперетты «Летучая мышь»
Ф.Шуберт «Серенада»
М.Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Жизнь за царя»
«Горные вершины» муз.А.Рубинштейна, сл.М.Лермонтова
Н.А.Римский-Корсаков опера «Садко»
Г.Свиридов «Время, вперёд»
А.Хачатурян «Танец с саблями»
П.И.Чайковский Концерт № 1 для ф-но с оркестром
Э Морриконе музыка из кинофильма «Профессионал»
Оркестр Поля Мориа, Д.Ласта, Ф.Папетти
Учебно-тематический план
5 класс (34ч.)
Тема урока | Количество часов |
1 четверть Музыкальный образ Песенно-хороводный образ России | 9ч. 2 |
Образы воспоминаний о подвигах советских людей в годы Великой отечественной войны | 2 |
Образы войны и мира | 2 |
Драматический образ | 2 |
Обобщение темы «музыкальный образ» | 1 |
2 четверть Музыкальный образ | 7ч. |
Лирический образ | 1 |
Образ борьбы и победы | 1 |
Картины народной жизни | 2 |
Романтический образ | 2 |
Обобщение темы «Музыкальный образ» | 1 |
3 четверть Народная музыка в творчестве композиторов | 10ч. |
Песенно-плясовые образы народной музыки в творчестве Ф.Листа, И.Брамса, А.Дворжака | 2 |
Народные интонации в сказках-операх Н.А. Римского-Корсакова «Садко», «Снегурочка», «Сказание о невидимом граде Китеже» | 2 |
Юмор в музыке Балет И. Стравинского «Петрушка» | 1 |
Юмор в музыке М.П.Мусоргского «Картинки с выставки» | 1 |
Героический эпос в творчестве русских композиторов А.П.Бородин опера «Князь Игорь» С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский» Д.Д.Шостакович Симфония №7 | 3 |
Обобщающий урок по теме « Народная музыка в творчестве композиторов» | 1 |
4 четверть Взаимосвязь видов искусства | 8 |
Связь литературы и музыки в фортепьянном цикле П.И.Чайковского «Времена года» | 2 |
Музыка А.Хачатуряна к драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад» | 1 |
Музыкальные иллюстрации Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель» | 1 |
Музыка к кинофильмам Творчество Э.Морриконе. Ф.Лея, А.Петрова, А.Зацепина, И.Корнелюка | 3 |
Урок-концерт | 1 |
теоретических | 29 |
практических | 4 |
6 класс.
Содержание изучаемого материала
Слушание музыки
Лёгкая и серьёзная музыка, их взаимосвязь. Лучшие образцы лёгкой музыки в исполнении эстрадных коллективов; произведения современных композиторов, лирические песни, танцевальные мелодии. Исполнение народных песен. Мелодий из классических сочинений в произведениях лёгкой музыки.
Вокальная музыка, основанная на синтезе музыки и слова.
Программная музыка: инструментальная, оркестровая, имеющая в основе литературный сюжет.
Особенности творчества композиторов: М.И.Глинки, П.И.Чайковского,
Н.А. Римского-Корсакова.
Жанры музыкальных произведений: опера, балет, соната, симфония, квартет, романс, серенада.
Современные электронные музыкальные инструменты: синтезатор, гитара, ударные инструменты.
Музыкальная грамота
Интонация в разговорной и музыкальной речи.
Мелодия, как основное выразительное средство.
Лад, тембр, ритм.
Музыкальные термины: бас, аккорд, аккомпанемент.
Музыкальный материал для пения
1 четверть
«Дорога добра» муз. М.Минкова, сл. Ю.Энтина
«Листья жёлтые» муз.Р.Паулса, сл.Я.Петерса,
русский текст И.Шаферана
«Сторона моя» муз.И.Космачёва. сл.Л.Дербенёва
«Осень» муз. И сл. Ю.Шевчука
2 четверть
«Московские окна» муз.Т.Хренникова, сл.М.Матусовского
«Огромное небо» муз.О.Фельцмана, сл.Р.Рождественского
«Волшебник-недоучка» муз.А.Зацепина, сл.Л.Дербенёва
«Зима» муз.ЭХанка
«Песня остаётся с человеком» муз.А.Островского, сл. С.Острового
3 четверть
«Женька» муз.Е.Жарковского, сл.К.Ваншенкина
«Надежда» муз.А.Пахмутовой, сл. Н.Добронравова
«Мальчики» муз.Е.Жарковского, сл.Н.Владимова
«Самая хорошая» муз.Иванникова
«Крыша дома моего» муз.Ю.Антонова. сл.М.Пляцковского
4 четверть
«До свидания, мальчики» муз. и сл. Б.Окуджавы
«На безымянной высоте» муз.В Баснера, сл.М.Матусовского
«Майский вальс» муз.И.Лученка, сл.М.Ясеня
«Улица мира» муз.А.Пахмутовой, сл. Н.Добронравов
Музыкальные произведения для слушания
И.Бах «Ария», ре-мажор
И.Бах Токката и фуга ре-минор
Дж. Бизе Вступление к опере «Кармен»
Дж. Бизе «Хабанера» из оперы «Кармен»
М.Равель «Болеро»
Д.Россини Увертюра к опере «Севильский цирюльник»
И.Штраус «Вальс» из оперетты «Летучая мышь»
Ф.Шуберт «Серенада»
М.Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Жизнь за царя»
«Горные вершины» муз.А.Рубинштейна, сл.М.Лермонтова
Н.А.Римский-Корсаков опера «Садко»
Г.Свиридов «Время, вперёд»
А.Хачатурян «Танец с саблями»
П.И.Чайковский Концерт № 1 для ф-но с оркестром
Э Морриконе музыка из кинофильма «Профессионал»
Оркестр Поля Мориа, Д.Ласта, Ф.Папетти
Учебно-тематический план
6 класс (34 ч.)
Тема урока | Количество часов |
1 четверть «Музыка и литература» | 9 |
Искусство в нашей жизни | 1 |
Что я знаю о песне | 4 |
Опера | 1 |
Балет | 1 |
Превращение песни в симфоническую мелодию | 1 |
Итоговый урок по теме «Музыка и литература» | 1 |
2 четверть «Музыка и литература» | 7 |
Музыка – главный герой сказок | 1 |
Почему сказки о музыке есть у всех народов | 1 |
Музыка – главный герой басен | 1 |
Чудо музыки в повестях К.Паустовского | 1 |
«Я отдал молодёжи жизнь, работу и талант» Творчество Э.Грига | 1 |
Музыка в жизни героев А.Гайдара | 1 |
Музыка в кинофильмах | 1 |
III четверть Музыка лёгкая и серьёзная | 9 |
Введение в тему «Музыка лёгкая и серьёзная» | 1 |
Лёгкое и серьёзное в танцевальной музыке | 2 |
Лёгкое и серьёзное в песне | 1 |
Ансамбль – значит вместе | 2 |
Современные музыкальные инструменты (Синтезатор, электрогитара) | 1 |
Бардовская песня | 2 |
Современные исполнители эстрадной песни | 1 |
IV четверть | 8 |
Программная музыка Особенности творчества композиторов: М.И. Глинка, П.И.Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков | 3 |
Жанры музыкальных произведений (опера, балет, романс, соната, серенада, симфония, квартет) | 3 |
Обобщение темы «Программная музыка» | 1 |
Урок-концерт «Мы любим петь» | 1 |
теоретических | 29 |
практических | 4 |
7 класс
Содержание изучаемого материала.
Музыкальный материал для пения
1 четверть
«С чего начинается Родина» муз.В.Баснера,сл.М.Матусовского
«Уголок России» муз. В. Шаинского, сл.Е.Шевелёвой
«Моя Москва» муз.И.Дунаевского. сл.М.Лисянского, С.Аграмяна
«Зори над Цною»муз.А.Карцова. сл.в.Космылина
2 четверть
«Есть только миг»муз.А.Зацепина. сл.Л.Дербенёва
«Разговор со счастьем» муз.А.Зацепина, сл.Л.Дербенёва
«Я тебя никогда не забуду» из рок-оперы «Юнона и Авось»
муз.АРыбникова. сл.А.Вознесенского
3 четверть
«Старый клён муз.А.Пахмутовой, сл.М.Матусовского
«Дуэт» муз.И.Шевченко
«Офицеры» муз и сл. О.Газманова
«Рассвет-чародей» муз.В.Шаинского. сл.М.Танича
4 четверть
«День Победы» муз.Д.Тухманова, сл. В.Харитонова
«Нам нужна одна победа» муз. и сл. Б.Окуджавы
«Ваши глаза» муз.Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина
«Тамбовочка» муз.А.Мачульского, сл.В.Дорожкиной
«Прощайте, голуби» муз. М.Фрадкина, сл. М.Матусовского.
Музыкальные произведения для слушания
И.Бах Токката и фуга ре-минор
Органные произведения И.Баха
И.Бах «Сарабанда»
Л.Бетховен «К Элизе»
Л.Бетховен Соната№8, соната№14
Л.Бетховен увертюра «Эгмонт»
И.Брамс «Венгерский танец №5»
Ф.Шуберт «Лесной царь»
Ф.Шопен Вальсы
Монти «Чардаш»
Ф.Лист «Венгерская рапсодия»
А.Дворжак «Славянский танец» ми-минор
Д.Верди «Песенка Герцога» из оперы «Риголетто»
Д.Гершвин «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс»
В.Моцарт увертюра к опере «Свадьба Фигаро»
В.Моцарт симфония №40
А.Бородин «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь»
М.Мусоргский «Картинки с выставки»
С.Прокофьев «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский»
Н.А.Римский-Корсаков Песня Садко «Заиграйте, мои гусли»,
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»,
Песня леля «Туча со громом сговаривалась»
Г.Свиридов «Романс» из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина
«Метель»
И.Стравинский балет «Петрушка»
А.Хачатурян «Вальс» к драме М.Лермонтова «Маскарад»
П.И.Чайковский «Времена года»
Д.Шостакович Симфония №7
Ф.Лей «Мелодия» из кинофильма «История любви»
Музыка Э Морриконе
Музыка Леграна из кинофильма «Миссия в Кабуле»
Музыка современных композиторов О.Газманова, И.Крутого, И.Матвиенко
Учебно-тематический план
7 класс (34ч)
Тема урока | Количество часов |
1 четверть Музыкальный образ Песенно-хороводный образ России | 9ч. 2 |
Образы воспоминаний о подвигах советских людей в годы Великой отечественной войны | 2 |
Образы войны и мира | 1 |
Лирический образ романсов и песен | 2 |
Драматический образ | 1 |
Обобщение темы «музыкальный образ» | 1 |
2 четверть | |
Музыкальный образ | 7ч. |
Тембровая окраска. Симфонический оркестр. | 1 |
Группы ударных инструментов. Образ борьбы и победы | 1 |
Картины народной жизни: обычаи и обряды | 2 |
Романтический образ | 2 |
Обобщение темы «Музыкальный образ» | 1 |
3 четверть Народная музыка в творчестве композиторов | 10ч. |
Песенно-плясовые образы народной музыки в творчестве Ф.Листа, И.Брамса, А.Дворжака | 2 |
Народные интонации в сказках-операх Н.А. Римского-Корсакова «Садко», «Снегурочка», «Сказание о невидимом граде Китеже» | 2 |
Юмор в музыке Балет И. Стравинского «Петрушка» | 1 |
Юмор в музыке М.П.Мусоргского «Картинки с выставки» | 1 |
Героический эпос в творчестве русских композиторов А.П.Бородин опера «Князь Игорь» С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский» Д.Д.Шостакович Симфония №7 | 2 |
Обобщающий урок по теме « Народная музыка в творчестве композиторов» | 1 |
4 четверть Взаимосвязь видов искусства | 8ч. |
Связь литературы и музыки в фортепьянном цикле П.И.Чайковского «Времена года» | 2 |
Музыка А.Хачатуряна к драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад» | 1 |
Музыкальные иллюстрации Г.Свиридова к повестям А.С.Пушкина | 2 |
Музыка к кинофильмам Творчество Э.Морриконе. Ф.Лея, А.Петрова, А.Зацепина, И.Корнелюка | 2 |
Урок-концерт | 1 |
теоретических | 29 |
Библиография
1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
2. Евтушенко И.В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей- сирот: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.
3. Лазарева В.К. Музыкально-ритмические занятия на уроках пения и музыки в начальных классах вспомогательной школы // Дефектология. - 1990. - №5.
4. Миловская СМ. Некоторые особенности музыкального воспитания умственно отсталых школьников // Эстетическое воспитание во вспомогательной школе. -М., 1972.
5. Музыка и пение: Программа для 1 - 4классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2007.
6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида коррекционных 5-9 классы : Сб.1. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. Под редакцией В.В.Воронковой
7. Ригина Г.С. Уроки музыки в начальных классах: Из опыта работы в первом и втором классах. Под редакцией Л.В.Занкова. - М.: Просвещение, 1979.
8. Д.Б.Кабалевский Сила искусства. Молодая гвардия, 1984.
9. Д.Б.Кабалевский Как рассказать детям о музыке? М.:Просвещение, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 5 специального (коррекционного) класса VIII вида
Данная рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Программы 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразователь...
Рабочая программа по музыке 7 специального (коррекционного) класса VIII вида
Данная рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Программы 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразователь...
Рабочая программа по предмету История России 7 класс для специальной коррекционной школы- интерната VIII вида
в данной программе изложены цели, задачи, пояснительная записка, календарное тематическое планирование по предмету история России для специальных коррекционных школ VIII вида...
Рабочая программа по предмету История России 8 класс для специальной коррекционной школы- интерната VIII вида
Данная рпограмма содержит цели, задачи, поясительную записку и поурочное календарное планирование по истории Россиидля специальных коррекционных школ VIII вида...
Рабочая программа по предмету История России 9 класс для специальной коррекционной школы- интерната VIII вида
Данная программа содержит цели, задачи, календарно- тематическое планирование по истории России для специальных коррекционных школ VIII вида...
Рабочая программа учебного предмета "Биология. Животные." 8 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Животные.» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образо...
Рабочая программа учебного предмета "Биология. Человек." 9 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Человек.» составлена на основании:«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образо...