Урок в 5 классе "Можем ли мы увидеть музыку?"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Художественно-педагогическая идея урока:
Народ хочется сделать: сплю и вижу его, ем и помышляю о нём, пью – мерещится он мне, он один цельный, большой, неподкрашенный и без сусального»
М. Мусоргский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Можем ли мы увидеть музыку?" | 629.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Можем ли мы увидеть музыку» урок в 5 классе
М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»
Художественно-педагогическая идея урока:
Народ хочется сделать: сплю и вижу его, ем и помышляю о нём, пью – мерещится он мне, он один цельный, большой, неподкрашенный и без сусального» М. Мусоргский
Сегодня наш урок я хочу начать с неизвестного вам музыкального произведения.
(звучит на фортепиано произведение «В деревне» М. Мусоргского)
Скажите, интонация песен какого народа здесь слышна? (русского).
Значит, в музыке чувствуется широта, раздолье, мощь. А как построено само произведение, с чего оно начинается?
(звучит отрывок)
(начинается с песни, мелодия песенная). Эта песня внезапно врывается? (нет, издалека слышна). И что же происходит потом? Эта тихая песня так и осталась в своих рамках? (нет, она вылилась, вышла и вздохнула). А что вы себе представили, когда звучала эта музыка? (широта в природе – поле, бесконечное пространство, где-то вдали идут люди с работы и поют, вот они подходят ближе и мы отчётливо слышим слова песни. Люди устали,но в них есть та скрытая сила, непонятная другим, сила любви к своему дому, к родным, к своей земле). Мы послушали отрывок из пьесы Модеста Мусоргского «В деревне»
Международная организация ЮНЕСКО объявила 1989 год – годом Мусоргского. А это значит, что во всех концертных залах целый год звучала музыка Модеста Петровича. Скажите, а за что так полюбили музыку Мусоргского? (она красивая, её можно слушать и представлять картины, он, наверное, много написал). Конечно, и ещё за его колоссальную силу духа. За Россию, за то, как он понимал, чувствовал, слышал её. И вообще, Мусоргский – это масса народная, это русский дух. Это Россия, которой нет исхода, которая будет всегда. А ещё заслуга Мусоргского в том, что он великий историк. Он так глубоко отразил в своих произведениях историю нашей страны, сто его можно поставить в пример многим профессионалам. Вот сегодня мы и услышим, как удалось М. Мусоргскому изобразить исторический перелом в судьбе русского государства в опере «Хованщина». Постарайтесь на своём внутреннем экране увидеть время действия и портрет главных героев.
(слушание отрывка «Рассвет на Москве-реке»)
По характеру, какие песни напоминает музыка? (русские.) Значит, главное действующее лицо – народ.
О чём говорит музыка, какую рисует картину? Как звучит сама мелодия – льётся или рвётся? (льётся). А краски какие? (тёмные и через них прорывается свет)
(показ на доске первой картины)
Посмотрите, через густоту прорывается свет и ему нужно приложить много усилий, чтобы пробить темноту. Послушайте дальше, это удалось?
(слушание темы набата)
Здесь есть добро? (нет, это тревога, настороженность, даже злость). Краски ещё более сгущены, а вы обратили внимание, что нового появилось в звучании? (колокол)
В старые времена колокол для чего служил людям? (извещал о беде, собирал народ)
(показ на доске второй картины)
Посмотрите, это состояние изображено здесь – что-то непонятное и тревожное и звон колоколов. Как сильно потускнели краски, будто выросла стена. Послушайте, а теперь что победит свет или темнота?
(слушание финала произведения)
(победил свет). Мелодия полилась как в начале произведения, но уже более уверенно.
(показ на доске третьей картины)
И тёмные краски рассеиваются, и пройдёт ещё какое-то мгновение, и они исчезнут навсегда. Вспомните, как звучали инструменты?
(слушание фрагмента финала)
(все инструменты заколыхались) Это приём в музыке называется вибрато. Именно такого звучания оркестра хотел добиться Мусоргский в финале своего произведения.
Дайте сами название этому произведению по последней картине, всмотритесь в неё внимательно. Как называется явление в природе, когда после темноты становиться зыбким воздух и свет? (рассвет). Теперь прочитайте название вместе со мной…
(на доске заранее написано «…на Москве-реке», я дописываю первое слово)
«Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина». Мусоргский изобразил в опере время правления Петра 1. Как раз тот момент, когда Пётр 1 решил ввести новые реформы в старую Русь, а князь Хованский организовал заговор, для того чтобы водворить на Руси старые порядки.
Но какими бы не были поступки людей, главное одно – они должны нести добро.
(исполнение песни М. Минкова «Дорога добра»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: "И ты увидишь, мир прекрасен.."
Урок составлен в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования. Согласно действующему Базисн...
Конспект открытого урока в 5 классе. Можно ли увидеть музыку? Можно ли услышать живопись?
Цель урока: 1. Знакомство с новым материалом. 2. Развитие вокально-хоровых навыков и навыков исполнительского мастерства. 3. Накопление слушательского опыта. 4. Воспитание познавательного ин...
урок экологии 9 класс «Как жить сегодня, чтобы увидеть завтра?»
Урок экологии в 9 –бТема: «Как жить сегодня, чтобы увидеть завтра?»Эпиграф: «Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам»....
Урок музыки. Тема урока: Можем ли мы увидеть музыку? (Мужественные, героические образы в искусстве)
Тема урока: «Можем ли мы увидеть музыку?». На первый взгляд эти два вида искусства (музыка и живопись), с...
Урок музыки в 5 классе "Можем ли мы увидеть музыку" с презентацией.
Урок музыки в 5 классе, 3 четверть. "Музыка и изобразительное искусство".1 урок. Тема "Можем ли мы увидеть музыку".Тип урока: введение в тему "Музыка и изобразительное искусство".Цель: выявить с учащи...
Презентация к уроку музыки по теме "Можем ли мы увидеть музыку" 5 класс
Презентация к уроку музыки по теме "Можем ли мы увидеть музыку" 5 класс...
Урок музыки в 5 классе по теме «Можем ли мы увидеть музыку»
Урок музыки в 5 классеуровень преподавания - базовыйпо теме «Можем ли мы увидеть музыку»Цель: показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира.Задачи:· Образовательные: показать в...