урок музыки в 4 классе приют спокойствия, трудов и вдохновенья
план-конспект урока по музыке на тему
урок музыки в 4 классе приют спокойствия, трудов и вдохновенья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_priyut_spokoystviya_trudov_i_vdohnovenya.docx | 29.85 КБ |
moy_samoanaliz.docx | 23.21 КБ |
priyut_spokoystviya_trudov_i_vdokhnovenya.pptx | 1.25 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки
учитель музыки Дьяконова Татьяна Александровна
Шептуховская средняя общеобразовательная школа
(районный семинар учителей музыки 20.10.2016 г.)
Программа: авторы - Е.Г. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
Раздел: «День, полный событий».
Тема урока: «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья»
Класс: 4
Тип урока: урок открытия нового знания.
Форма проведения: урок – размышление.
Цель урока (обучающая, развивающая, воспитательная):
осознавать музыкальную речь как способ общения между людьми;
развивать возможность осмысления народной и профессиональной музыки;
воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству.
Планируемые результаты:
понимать особенности построения музыкальных и литературных произведений;
знать смысл понятий: лирика в поэзии и музыке, названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации;
уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;
уметь наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания содержания музыкальных образов.
Материально-техническое оснащение: фортепиано, музыкальный центр, компьютер.
Образовательные ресурсы:
учебник «Музыка. 4 класс», авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина;
нотная хрестоматия, 4 класс;
фонохрестоматия, 4 класс;
комплекс медиауроков по музыке, 4 класс;
презентация «Пушкин в Михайловском».
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
Приветствие: Распевка – приветствие «Здравствуйте».
Я здороваюсь везде – дома и на улице,
Даже «здравствуй» говорю я соседской курице.
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, маленький дубок! Здравствуй, легкий ветерок!
Здравствуй, утро! Здравствуй, день!
Мне здороваться не лень.
Распевка «Осенняя песня».
Листья пожелтели, птицы улетели. Осенью, осенью.
Лужи на дороге, холод на пороге. Осенью, осенью.
Теплые сапожки – не промокнут ножки. Осенью, осенью.
Хмурая погода, грустная природа. Осенью, осенью.
2. Актуализация знаний.
Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы вновь встречаемся с музыкой и литературой на страницах нового раздела. Что вы можете сказать о ваших прошлых уроках?
Ученики: Раздел называется «День, полный событий» и говорили мы о произведениях Александра Сергеевича Пушкина.
Учитель: Посмотрите на рисунки в нашем кабинете, вспомните, что вы исполнили, когда распевались. Как, по вашему, о чем мы сегодня будем говорить?
Ученики: Сегодня на уроке мы встретимся с осенними произведениями, ведь осень самое любимое время года Александра Сергеевича Пушкина.
Учитель: Итак, осень будет царствовать в стихах и музыке на нашем уроке. Что привлекало поэта в этом времени года, чем осень интересна нам?
Ученики: Красивая природа, спокойствие, немного печали, возможность задуматься.
3. Усвоение новых знаний.
Ученик читает стихотворение:
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум, и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Учитель: Удивительные слова. В каждой строчке мы видим новую картину. Попробуем соединить это стихотворение с музыкой. Какой она будет?
Ученики: Мелодия будет спокойной, немного печальной, ведь мы прощаемся с цветными красками, с птицами, с теплом. Нас ожидает зима.
Звучит «Октябрь. Осенняя песня» П.И. Чайковского (исполняет учитель, на экране осенние слайды).
Учитель: Созвучна эта музыка со стихами А.С. Пушкина?
Ученики: Да, конечно. В музыке чувствуется и настроение человека, и дыхание природы.
Учитель: Это произведение написал композитор, который отразил всю прелесть русской природы в музыке. Петр Ильич Чайковский создал цикл фортепианных пьес «Времена года» и каждому месяцу посвятил отдельную пьесу. Как, по вашему, какой месяц мы услышали, и какое название вы ему бы добавили?
Ответы учеников.
Разминка (пальцы, кисти рук, плечи)
Дождик бегает по крыше, (бом, бом, бом)
По веселой, звонкой крыше. (бом, бом, бом)
Дома, дома посидите, (бом, бом, бом)
Никуда не выходите, (бом, бом, бом)
Почитайте, поиграйте. (бом, бом, бом)
Я уйду, тогда – гуляйте. (бом, бом, бом)
Игра на свирелях (русская народная песня «Во саду ли, в огороде» - тема из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»).
Учитель: Откройте учебники на странице 42.
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья.
Где льётся дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Мы с вами в Михайловском, в родовом имении Пушкиных. Необыкновенно хороши окрестности Михайловского, особенно сосновые леса с маленькими прозрачными озерами, холмы с извилистыми песчаными дорогами и тропинками, хорош весь этот простор не уныло пологой равнины, а богатой суровой роскошью северной природы. Здесь можно было часами ходить пешком и целые дни проводить верхом на лошади. Осенью 1824 г. начинается знаменитый период жизни А.С. Пушкина, заполненный чтением, творческим трудом и спокойным сельским досугом в обществе любимой няни. Музыка и стихи, которые сейчас прозвучали, перенесли нас в эти удивительные места.
Ученики читают стихи А.С. Пушкина.
На экране Презентация «А.С. Пушкин в Михайловском».
Звучит «Осень» Г.В. Свиридова.
4. Закрепление новых знаний.
Учитель: На страницах учебника вы нашли имя нашего курского композитора Георгия Васильевича Свиридова и услышали знакомую мелодию. Но там есть второе произведение – «Пастораль». Как, по вашему, что оно может обозначать? Давайте вначале услышим его.
Звучит «Пастораль» Г.В. Свиридова.
Ответы учеников: Падает листва, музыка «плачет», неторопливый темп, это осень за окном, музыка связана с сельским пейзажем.
Учитель: Это лирическое произведение, показывающее деревенский пейзаж, называется пастораль.
Исполнение песни Т. Попатенко «Скворушка прощается».
Учитель: Посмотрите вместе с Александром Сергеевичем Пушкиным на нашу природу (картина В. Попкова «Осенние дожди»).
Ученики: На картине тишина, покой, есть возможность помечтать, посмотреть вдаль.
Учитель: Мы сегодня с вами говорили о любимом времени года А.С. Пушкина (осень), посмотрели на места, где он был счастлив (Михайловское). Слушали музыкальные произведения (перечислить), рисующие осенний пейзаж. Говорили о разных выразительных средствах в живописи, музыке, стихах.
Исполнение: «Песня о России» музыка В. Локтева, слова О. Высотской.
5. Домашнее задание. стр. 42-43, прочитать, ответить на вопросы, вспомнить стихи
А.С. Пушкина о зиме.
6. Рефлексия.
Что больше всего вам запомнилось на уроке?
Выбери одну из цветных нот:
Я работал на уроке много и с увлечением;
Мне было интересно, но я был не очень активен;
Я сегодня работал не очень хорошо, но на следующем уроке буду более активен.
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока музыки в 4 классе.
Учитель: Дьяконова Татьяна Александровна.
Тема урока: Приют спокойствия, трудов и вдохновенья.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. Данный урок представлен в разделе «День, полный событий», помогает учащимся познакомиться с музыкальной культурой: историей и традициями, творчеством композиторов, художников, поэтов. Тема рассчитана на 1урок.
Тип урока: открытия нового знания.
При выборе форм и методов учебной деятельности были учтены особенности данного класса. В классе – 8 человек. По типу темперамента преобладают сангвиники, уровень развития – средний. Большинство ребят имеют интерес к предмету и активно участвуют в работе на уроке.
Цель урока:
- осознавать музыкальную речь как способ общения между людьми;
- развивать возможность осмысления народной и профессиональной музыки;
- воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству.
При организации учебной деятельности я старалась спланировать работу, опираясь на комплексный подход. Деятельность учащихся была разнообразной, соответствующей уровню возможностей школьников и направленной на формирование УУД.
На данном уроке реализовывались задачи формирования УУД: регулятивных, коммуникативных, познавательных, личностных.
Регулятивные:
- планирование собственных действий в процессе восприятия музыки;
- осмысленность и обобщенность учебных действий ;
- коррекция;
- оценка.
На этапе целеполагания урока учащиеся самостоятельно поставили цель урока. Прогнозировали, осуществляли контроль и коррекцию исполнительской деятельности.
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска;
-овладение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкальных сочинений.
На этапе закрепления учащиеся выполняли задания требующие анализа музыкального произведения. Учились моделировать музыкальный материал, выдвигать гипотезы на этапе формирования новых понятий и способов действий.
Личностные:
- эмоциональный настрой;
- понимание социальных функций музыки в жизни людей.
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
На протяжении всего урока учащиеся проявляли своё эмоциональное отношение к материалу в движении под музыку, в чтении стихов.
Коммуникативные:
-формирование умения отвечать на поставленный вопрос, аргументировать, организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Дети учились оформлять свои мысли, высказывать свою точку зрения, доказывать, обсуждать. Учились сотрудничать. Участвовали в коллективном исполнении музыкального материала.
Урок был ориентирован на использование деятельностных методов и приемов. Формы и методы были выбраны мной исходя из объёма и сложности материала. На уроке применялись индивидуальная и фронтальная формы.
Виды деятельности:
- слушание музыки;
- пение;
- музыкально-пластическое движение;
- арттерапевтическая деятельность;
- музыкальная импровизация;
- игра на свирелях.
Методы организации и осуществления учено-познавательной деятельности:
• объяснительно-иллюстративный;
• наглядно-слуховой;
• частично-поисковый.
стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
• ситуация занимательности;
• сравнение, анализ, обобщение;
• приём сопоставления со смежными видами искусств.
по источнику информации и характеру деятельности:
• словесные;
• наглядные;
• драматизации;
• практические.
по назначению и дидактическим задачам:
• приобретение и применение знаний;
• формирование умений и навыков;
• повторение.
Средства обучения:
- компьютер;
- компьютерные презентации и видеофрагменты;
- фортепиано;
- музыкальный центр.
Всех учащихся на уроке задействовала в силу их возможностей. Учащиеся включались в самостоятельную музыкально-творческую деятельность (поисковую, музыкально-исполнительскую, музыкально-пластическую).
На протяжении всего урока осуществлялся контроль знаний в форме беседы, индивидуальных ответов, игровой форме.
Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий произведён в соответствии с целями урока.
Своих целей урок достиг, как показало закрепление и рефлексия, учащиеся были заинтересованы темой и активно выполняли учебные действия. Темп урока сохранялся на протяжении всего занятия. Взаимодействие на уроке осуществлялось через создание творческой атмосферы, через организацию поисковых форм работы, взаимопонимание, доверие, доброжелательные отношения учителя и учеников.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Унылая пора! Очей очарованье!
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…
Пастораль – это жанр в литературе, живописи, рисующий простую сельскую ж изнь
«Осенняя песнь», как образ октября, безусловно, русским пейзажем настроения, отвечающим подобного же содержания русским осеням в живописи»
«Осенние дожди» Виктор Попков
А. Пушкин П. Чайковский В. Попков Поэт композитор художник «Унылая пора! Очей очарованье!» «Осенняя песнь» («Октябрь») «Осенние дожди» Синонимы из словаря эмоций, передающие настроение произведения Синонимы из словаря эмоций, передающие настроение произведения Синонимы из словаря эмоций, передающие настроение произведения
Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная гостиная "Приют спокойствия, любви и вдохновенья"
Литературная гостиная посвящена жизни А.С.Пушкина в лицее....
Презентация и конспект урока в 4 классе. "Приют спокойствия, трудов и вдохновенья..."
Презентация и конспект. Урок музыки с использованием современных компьютерных технологий в 4 классе. "Приют спокойствия, трудов и вдохновенья..." (по программе Сергеева, Критская)...
Урок по музыке "Приют спокойствия, трудов и вдохновенья".
Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу - саму жизнь. Однако у каждого вида искусства - свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизнен...
Конспект урока литературы в 9 классе Тема урока: «Приют спокойствия, трудов и вдохновения»
Урок-путешествие в Михайловское....
конспект урока по теме "Приют спокойствия, трудов и вдохновенья"
Цель: знакомство учащихся с образами пушкинской осени через различные виды искусстваЗадачи: 1. Показать, как музыка, изобразительное искусство и литература разными путями...
Презентация к уроку "Приют спокойствия, трудов и вдохновенья"
Цель: знакомство учащихся с образами пушкинской осени через различные виды искусстваЗадачи: 1. Показать, как музыка, изобразительное искусство и литература разными путями...
Урок в 4 классе по теме: «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»
Урок в 4 классе по теме: «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» по программе Е.Д. Критской. УМК "Школа России"....