Урок по музыке "Приют спокойствия, трудов и вдохновенья".
план-конспект урока по музыке по теме

Студеновская Людмила Ивановна

Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу - саму жизнь. Однако у каждого вида искусства - свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких, запоминающихся читателям, слушателям, зрителям художественных образах.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок по теме: Приют спокойствия   трудов и вдохновенья…

Урок по музыке в 4 классе по программе Г.Сергеевой, Е.Критской.

                Учитель ГБОУ школа 594 Студеновская Людмила Ивановна.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок диалог.

Цель урока: Увидеть красоту Родины через взаимосвязь музыки, поэзии, живописи.

Задачи:

Воспитательная

  • развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям,
  • систематизировать жизненно - музыкальный опыт детей.

Образовательная:

  •  знакомство с музыкальным термином пастораль;
  •  знакомство с поэзией Пушкина и его родовым имением;
  • понять взаимосвязь музыки, поэзии, живописи.

Развивающая:

  • развить умение излагать свои мысли о живописи, музыки, поэзии.
  • развитие художественного воображения.

Материально - техническое обеспечение:

  • презентация «Унылая пора! Очей очарованье».
  •  МР3 проигрыватель:

        Г. Свиридов «Осень»;

        Г.Свиридов «Пастораль»;

        П.Чайковский «Осенняя песнь».

  • портреты:  А. Пушкина,

                      Г. Свиридова,

                      П. Чайковского.

                

                                 Ход урока:

Сегодня мы отправляемся под звуки музыки  Г. Свиридова

и  П.И. Чайковского в осеннее путешествие в село Михайловское, родовое имение А.С. Пушкина,        а помогут нам в этом:

  • стихи А.С. Пушкина;
  • музыка Г. Свиридова и П. И. Чайковского;
  • осенние пейзажи.

                            Звучит музыка.

Больше всех времён года А.С. Пушкин любил осень:

                                                                          На экране слайды  1,2,3,4,5:

            «Приветствую тебя, пустынный уголок,

              Приют спокойствия, трудов и вдохновенья….»

Так называл А.С.Пушкин свое родовое имение – село Михайловское.

Его неяркая, неброская природа очаровала поэта и вдохновила его на создание многих замечательных произведений.

Сейчас это музей - заповедник «Михайловское». (учитель читает стихи и рассказывает о музее).

        « Приветствую тебя, пустынный уголок,

        Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

        Где льётся дней моих невидимый поток

        На лоне счастья и забвенья»

Село Михайловское известно как памятные пушкинские места, связанные с жизнью и творчеством великого поэта. За Михайловским закрепилось определение поэтической родины Пушкина. Здесь, на древней псковской земле, окреп его поэтический талант, расцвел его гений.

  • Ребята, кто из вас был в музее – заповеднике?
  • Какие впечатления навевают вам эти места?

  Ответы детей.

                                                                                   Слайд 6:

Больше всех времён года А.С. Пушкин любил осень.

           «Унылая пора! Очей очарованье!

             Приятна мне твоя прощальная краса»…

Первая фраза  Пушкина грустная. Настраивает на минорный лад, на тишину, покой. «Унылая пора!» - грустно, тоскливо… и вдруг « Очей очарованье!» -  как меняется настроение автора?

           Прослушивание трёх пьес:

        «Осенняя песнь» Чайковского,

        «Осень» Свиридова,

        «Пастораль» Г.Свиридова.

                                                                                     Слайд 7:

Пастораль – это жанр в живописи, литературе, рисующий простую сельскую жизнь.

Ответы  детей.

                                                                                     Слайд 8:

Картина художника Виктора Попкова «Осенние дожди».

  • Что мы видим на ней?
  • Как вы думаете, о чём думает А.С. Пушкин? Какое у него настроение?
  • Подумайте, близок ли характер музыки П.И.Чайковского стихам А.Пушкина и картине «Осенние дожди»?
  • В каком ладу написана пьеса, меняется ли в ней настроение?

Ответы детей.

Картина В. Попкова – это не только дивная осенняя пора. Она несёт в себе тревожное предчувствие.

Какие мысли бродят в голове поэта, какие гениальные замыслы навевает на него этот унылый и мрачный пейзаж? Об этом мы можем только догадываться.

                                                                                      Слайд 9:

    Дети записывают в тетрадь.

«Унылая пора! Очей очарованье!» - А.С. Пушкин – поэт

 «Осенняя песнь» -  П.И. Чайковский – композитор.

 «Осень», «Пастораль» - Г. Свиридов, тоже – композитор.

«Осенние дожди» - В.Попков – художник.

                                                                                     Слайд10:

                                       Рефлексия.

  1. О каком уголке нашей Родины мы сегодня говорили?
  2. С чьим именем связано это прекрасное место?
  3. Какие произведения А.С.Пушкина вы уже знали и с какими познакомились сегодня?
  4. Каких композиторов и какие произведения вы узнали сегодня на уроке?
  5. Какое музыкальное произведение произвело на вас особенное впечатление и почему?
  6. Понравился ли вам урок и что понравилось особенно?

 О Родине может рассказать не только композитор но и в своих произведениях о ней рассказывают поэты, художники. А рассказывают они каждый по- своему, что мы сегодня и увидели.  У каждого искусства свой язык, свои выразительные средства  для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких, запоминающихся читателям, слушателям, зрителям художественных образах. Искусство П.И.Чайковского, Г.Свиридова, А.С.Пушкина, В.Попкова – это родственный взгляд на мир. Они все очень сильно любили свою Родину.

Молодцы, ребята! Мы сегодня много узнали интересного (выставление оценок).

Домашнее задание: Нарисовать рисунок по теме урока.

                 Список использованной литературы:

1.Сергеева Г.П., Критская Е.Д. «Уроки музыки 1-4 класс». Москва. «Просвещение», 2010.

2.Сергеева Г.П., Критская Е.Д. «Музыка», учебник для учащихся общеобразовательных школ. Москва. «Просвещение» 2011.

3.Электронные ресурсы :http//ru.vikipedia.org.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная "Приют спокойствия, любви и вдохновенья"

Литературная гостиная посвящена жизни А.С.Пушкина в лицее....

Презентация и конспект урока в 4 классе. "Приют спокойствия, трудов и вдохновенья..."

Презентация и конспект. Урок музыки с использованием современных компьютерных технологий в 4 классе. "Приют спокойствия, трудов и вдохновенья..." (по программе Сергеева, Критская)...

конспект урока по теме "Приют спокойствия, трудов и вдохновенья"

Цель: знакомство учащихся с образами пушкинской осени через различные виды искусстваЗадачи: 1.     Показать, как музыка, изобразительное искусство и литература разными путями...

Презентация к уроку "Приют спокойствия, трудов и вдохновенья"

Цель: знакомство учащихся с образами пушкинской осени через различные виды искусстваЗадачи: 1.     Показать, как музыка, изобразительное искусство и литература разными путями...

Урок в 4 классе по теме: «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

Урок в 4 классе по теме: «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» по программе Е.Д. Критской. УМК "Школа России"....

урок музыки в 4 классе приют спокойствия, трудов и вдохновенья

урок музыки в 4 классе приют спокойствия, трудов и вдохновенья...