Конспект урока литературы в 9 классе Тема урока: «Приют спокойствия, трудов и вдохновения»
план-конспект занятия по литературе (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 9 классе
Тема урока: « Приют спокойствия, трудов и вдохновения»
Учитель – Яковлева Антонина Николаевна
Цели:
- познакомить учащихся с музеем- заповедником « Михайловское» ;
-показать, какое значение имело Михайловское в жизни и творчестве поэта;
-формировать умение анализировать лирическое стихотворение;
- развивать творческие способности и познавательный интерес учащихся к предмету;
- воспитывать любовь к творчеству А.С.Пушкина;
- воспитывать чувство патриотизма на творчестве А.С.Пушкина.
Форма урока – урок-путешествие.
Тип урока - комбинированный
Оборудование: выставка произведений, написанных в Михайловском; портрет А.С.Пушкина; презентация через мультимедиа ; текст элегии « Вновь я посетил» у каждого ученика ; Толковый словарь С.И.Ожегова ; романс М.Глинки « Я помню чудное мгновенье».
На доске записаны слова: светелка и флигель.
Ход урока.
Учитель: Человеческая память хранит много имен , но есть среди них такие, которые произносишь с особым волнением и гордостью. Одно из них – имя Александра Сергеевича Пушкина. Пушкин к каждому из нас приходит в раннем детстве и не покидает всю жизнь. Творчество Пушкина – это чистейший родник, припадая к которому, мы черпаем вдохновение и нравственную чистоту. Этот родник вечен.
А теперь настало самое время познакомиться с теми местами, которые связаны с именем А.С.Пушкина. Я приглашаю вас совершить заочную экскурсию в Михайловское, родовое имение А.С.Пушкина. ( Под звон бубенцов и бегущей тройки на экране высвечивается общий вид Михайловского).
1-ый экскурсовод:
Михайловское… Во всем здесь ощущается присутствие А.С.Пушкина. На протяжении почти всей творческой жизни поэт был связан с этими местами:
В разные годы
Под вашу сень, Михайловские рощи, являлся я.
Когда вы в первый раз увидели меня.., тогда я был
Веселым юношей, беспечно, жадно,
Я приступил лишь только к жизни.
В центре Михайловского над рекой Сороть возвышается господский дом Пушкиных « скромная семьи моей обитель».
( Высвечивается на экране дом Пушкиных».)
В нем воссоздан кабинет поэта . ( Высвечивается на экране кабинет).
В Михайловском Пушкин создал свыше 130 произведений. Среди них трагедия « Борис Годунов», поэмы: « Цыганы» и « Граф Среди них трагедия « Борис Годунов», поэмы: « Цыганы» и « Граф Нулин», 4 и 5 главы « Евгения Онегина», стихотворение « Деревня» и др.
2-ой экскурсовод:
В Михайловском был большой парк. ( Высвечивается на экране).
Уже при жизни А.С.Пушкина парк был старый и запущенный, но в нем хорошо сохранились Еловая и Липовая аллеи. Еловая аллея – это ровная дорога, соединяющая лес, парк и усадьбу. По обеим сторонам дороги небольшие прямоугольные пруды.
3-йй экскурсовод: Липовая аллея – одна из красивейших аллей парка.
( Высвечивается на экране).
Придание присвоило этой аллее название « Аллея Анны Керн», в память о бессмертном стихотворении « Я помню чудное мгновенье», посвященного А.П.Керн, посетившей Михайловское летом 1825 года. ( Демонстрируется портрет А.П.Керн).
Она приехала в имение Тригорское к своей тете Парасковье Александровне Осиповой. Шквал чувств испытал поэт, когда узнал, что Анна на берегу Сороти.( Звучит музыка). А потом фантастическое кружение по лунным пятнам аллей. Камень, о который споткнулась спутница, Пушкин незаметно положил в карман. На второй день Анна Петровна уезжала. Утром Пушкин пришел в Тригорское и на прощанье подарил ей отпечатанную главу « Евгения Онегина», в которой лежал вчетверо сложенный листок со стихотворением « Я помню чудное мгновенье».
Учитель: Прошло 15 лет после встречи А.С.Пушкина и А.П.Керн , но удивительная история этого стихотворения продолжалась. Судьбе было угодно, чтобы путь его еще раз скрестился с жизненным путем Анны Керн.
Красотой стихов Пушкина пленился композитор Михаил Глинка , который переложил их на музыку. Романс был посвящен тоже Керн , но только Екатерине, дочери Анны Петровны , в которую был страстно влюблен композитор.( Звучит романс).
4-ый экскурсовод:
Впервые А.С.Пушкин побывал в Михайловском летом 1817 года. Сдав последний лицейский экзамен, 18 – летний юноша приехал вместе со своей семьей в псковское имение Михайловское, принадлежавшее его матери, урожденной Ганнибал. Со ската высокого холма, на котором расположено имение, открывается великолепный вид на широкую долину, где между холмами вьется голубая Сороть.
5-ый экскурсовод:
На пересечении нескольких парковых дорожек, в восточной части парка стоит беседка, гдепарк и усадьба замыкаются прудами. В середине верхнего пруда – « Остров уединения», любимый уголок поэта.( Высвечивается «Остров уединения» ).
В 1824 году поэт возвращается в Михайловское ссыльным. Это был один из самых тяжелых периодов в его жизни. В одиночестве и неволе дни тянулись монотонно. Но постепенно мир полей и дубрав, простонародный быт, дружба с крестьянами, поездки к добрым соседям Осиповым-Вульф помогли поэту обрести душевное равновесие.
6-ой экскурсовод:
Поэт много читает, переписывается с друзьями, но переписка не могла заменить живого общения с близкими людьми, поэтому самым радостным событием в его уединенной жизни был приезд И.И.Пущина, товарища по Лицею.
( Высвечивается на экране приезд Пущина в Михайловское).
« Я оглядываюсь, вижу на крыльце Пушкина : босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не помню, что тогда со мной происходило. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату. На дворе страшный холод, но в иные минуты человек не простужается» - вспоминал потом Пущин. Итогом этой встречи стало стихотворение « Мой первый друг..» ( Ученик читает стихотворение).
7-ой экскурсовод:
Рядом с домом Пушкиных среди кустов сирени и жасмина стоит маленький флигелек. Он был построен в конце 18 века одновременно с господским домом. В нем помещались светелка и баня. (Высвечиваются на экране дом няни и баня).
Учитель: Ребята, что такое светелка и флигель? Давайте послушаем, как дается толкование этих слов в Толковом словаре С.И.Ожегова. ( Ученик дает справку).
Экскурсовод: При Пушкине в светелке жила няня Арина Родионовна, крепостная крестьянка Ганнибалов. В семье Пушкиных она прожила 31 год.
Домик няни – это единственная постройка пушкинского времени, сохранившаяся до 1944 года. Его сожгли фашисты. В 1947 году флигель был восстановлен. В светелку поэт приходил, когда ему было особенно одиноко. Своей няне поэт посвятил немало стихов.
( Ученик читает стихотворение « В твою светлицу..»
8-ой экскурсовод:
В годы Михайловской ссылки талант Пушкина расцвел и окреп. В сентябре 1826 года закончилась ссылка поэта. Но уже на следующий год он приезжает сюда, чтобы « отдохнуть от рассеянной жизни столицы и чтобы писать о свободе». В 1835 году он вновь в родном гнезде. Здесь Пушкин написал свою прощальную элегию « Вновь я посетил..»
( Ученик читает элегию, а на экране высвечивается мельница, о которой упоминается в стихотворении).
Учитель: Ребята, давайте заглянем в творческую мастерскую поэта и проанализируем это стихотворение).
Ученик рассказывает историю создания стихотворения.
Элегия « Вновь я посетил..» была написана 26 сентября 1835 года в Михайловском. Это итоговое произведение поэта. В нем Пушкин подводит итог своих раздумий о смысле жизни, о своей судьбе и в то же время говорит о будущем, выражает утверждение жизни.
Стихотворение написано в очень трудное для поэта время. Тягостное и двусмысленное положение при дворе усугубилось пожалованием камер-юнкерского звания, нелепого и смешного в его возрасте, неоплатные долги, расстройство хозяйственных дел, конфликт со светским обществом – все это сужало круг его жизненного пространства.
Поездка на полтора месяца в Михайловское в начале сентября 1835 года и явилась такой попыткой вырваться из замкнутого круга столичной жизни. Пребывание в Михайловском вызвало волну воспоминаний о прошлом и раздумья о будущем.
Учитель:
- Какова тема данного стихотворения?
- Каков жанр стихотворения?
- А что такое элегия?
- На сколько частей можно разделить элегию? ( На 3 части. 1-я – вступительная, посвященная приезду Пушкина в Михайловское и воспоминаниям ,с ним связанными, 2-я – центральная, в которой описывается холм лесистый и молодая роща, 3-я – заключительная, где поэт обращается к молодому поколению).
- Какие картины предстают перед вами?
- Каков пейзаж в стихотворении?
Среди мыслей о прошлом облик няни становится особенно близким и дорогим поэту.
( Зачитать).
В этих , полных признательности стихах, сожаление о прошлом, благодарная память няне.
- Что связывает творчество Пушкина с образом няни? ( Личные воспоминания, горячая признательность за ее заботу).
- Кому противопоставляет поэт ее простую и цельную натуру, ее мудрость? ( Светскому обществу).
Что же занимает центральное место в стихотворении? ( Описание 3 сосен и молодой рощи). Зачитать.
- К каким поэтическим средствам прибегает поэт, воссоздавая эту картину?
( Эпитеты, метафоры ,олицетворения). Учащиеся ищут в тексте художественно-изобразительные средства.
Учитель: Здесь метафора разрастается в целый метафорический ряд. Все это как бы подготавливает дальнейшее философское обобщение, основной образ стихотворения.
_ Каков же основной образ стихотворения? ( Образ молодой рощи).
- Что он олицетворяет? ( Вечное движение жизни).
- А по характеру какое это стихотворение? ( Философское).
- А почему это стихотворение философское?
_ Какова тональность стихотворения? Меняется ли она в элегии?
Учитель: Давайте прочитаем заключительную часть стихотворения. Какое впечатление она производит? ( Радостное, оптимистическое).
Поэт видит бессмертие в вечной смене материи, в развитии жизни. Поэт приветствует молодость, те новые поколения, которые придут ему на смену. В этом и есть идея стихотворения, ее лирический и философский подтекст. Это идея вечного обновления природы, идея бессмертия: на смену старому вырастает новое.
Как же выражена эта идея в стихотворении?
( В образе неизменно обновляющегося леса).
Эта элегия есть завещание поэта, обращенное к будущим человеческих деяний.
Учитель: Ребята, мне понадобится ваша помощь. Я нашла старую книгу стихов А.С.Пушкина. Время наложило свой отпечаток: многие слова стерлись и стали непонятными. Давайте попробуем восстановить текст стихотворения.
( Учащиеся на месте пропусков вставляют имена прилагательные).
После прочтения восстановленного текста выбирается лучший вариант.
Учитель: На этом мы завершаем работу в творческой гостиной и продолжаем экскурсию.
9-ый экскурсовод:
В последний раз Пушкин побывал в Михайловском в 1836 году, когда хоронил мать у стен Святогорского монастыря, который был построен в 1569 году по приказу Ивана Грозного для защиты восточной окраины Воронича,- важной крепости на подступах к Пскову. У монастырских стен в пушкинские времена устраивались ярмарки, которые любил посещать поэт. У стен монастыря покоится прах близких А.С.Пушкина. 18 февраля 1837 года тело поэта было погребено у восточной стены Успенского собора.
( Высвечивается на экране могила поэта).
Ученик читает стихотворение « И где мне смерть пошлет судьбина…»
Учитель: Наша экскурсия подошла к концу, но хочется верить, что это только начало большого настоящего путешествия в поэтический мир А.С.Пушкина. И если вы сегодня на уроке испытали волнение, тревогу, боль, вдохнули аромат Михайловских рощ – значит , мы путешествовали не зря.
Сегодня на уроке прозвучали стихи А.С.Пушкина. А какие темы были затронуты в этих стихах? ( Любви, дружбы, родины).
Какое же значение имело Михайловское в жизни и творчестве поэта?
Домашнее задание: 1. Письменное размышление « О чем я думаю ,читая стихотворение « Вновь я посетил…»?
2. Я мысленно вхожу в Михайловское….. ( по выбору учащихся).
Подписи к слайдам:
Творческая гостиная
………. день потух; …….. ночи мглаПо небу стелется одеждою ………….;Как привидение, за рощею ………Луна …….. взошла.Все …….. тоску на душу мне наводит.Далеко, там, луна в сиянии восходит;Там воздух напоен …….. теплотой;Там море движется ………пеленой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 10 классеТема урока: Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту. (Часть С).
Цели урока: Обучающая: подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту. (Часть С, ЕГЭ); Развивающая: совершенствовать монологическую и диаллогическую речь, развивать аналитическое ...
Литературная гостиная "Приют спокойствия, любви и вдохновенья"
Литературная гостиная посвящена жизни А.С.Пушкина в лицее....
Урок по музыке "Приют спокойствия, трудов и вдохновенья".
Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу - саму жизнь. Однако у каждого вида искусства - свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизнен...
Презентация к уроку "Приют спокойствия, трудов и вдохновенья"
Цель: знакомство учащихся с образами пушкинской осени через различные виды искусстваЗадачи: 1. Показать, как музыка, изобразительное искусство и литература разными путями...
Урок в 4 классе по теме: «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»
Урок в 4 классе по теме: «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» по программе Е.Д. Критской. УМК "Школа России"....
урок музыки в 4 классе приют спокойствия, трудов и вдохновенья
урок музыки в 4 классе приют спокойствия, трудов и вдохновенья...
Конспект урока литературы "Прошлое, настоящее и будущее России в трудах русских философов и стихотворениях поэтов "серебряного века", 11 класс.
Конспект урока литературы "Прошлое, настоящее и будущее России в трудах русских философов и стихотворениях поэтов "серебряного века", 11 класс....