Конспект урока литературы в 9 классе Тема урока: «Приют спокойствия, трудов и вдохновения»
план-конспект занятия по литературе (9 класс) на тему

Урок-путешествие в Михайловское.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока52 КБ
Package icon Презентация2.87 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 9 классе

Тема урока: « Приют спокойствия, трудов и вдохновения»

Учитель – Яковлева Антонина Николаевна

Цели:

- познакомить учащихся с музеем- заповедником « Михайловское» ;

-показать, какое значение имело Михайловское в жизни и творчестве поэта;

-формировать умение анализировать лирическое стихотворение;

- развивать творческие способности и познавательный интерес учащихся к предмету;

- воспитывать любовь к творчеству А.С.Пушкина;

- воспитывать чувство патриотизма на творчестве А.С.Пушкина.

Форма урока – урок-путешествие.

Тип урока - комбинированный

Оборудование: выставка произведений, написанных в Михайловском; портрет А.С.Пушкина; презентация через мультимедиа ; текст элегии « Вновь я посетил» у каждого ученика ; Толковый словарь С.И.Ожегова ; романс М.Глинки « Я помню чудное мгновенье».

На доске записаны слова: светелка и флигель.

Ход урока.

Учитель: Человеческая память хранит много имен , но есть среди них  такие, которые произносишь с особым волнением и гордостью. Одно из них – имя Александра Сергеевича Пушкина. Пушкин к каждому из нас приходит в раннем детстве и не покидает всю жизнь. Творчество Пушкина – это чистейший родник, припадая к которому, мы черпаем вдохновение и нравственную чистоту. Этот родник вечен.

  А теперь настало самое время познакомиться с теми местами, которые связаны с именем А.С.Пушкина. Я приглашаю вас совершить заочную экскурсию в Михайловское, родовое имение А.С.Пушкина. ( Под звон бубенцов и бегущей тройки на экране высвечивается общий вид Михайловского).

  1-ый экскурсовод:

 Михайловское… Во всем здесь ощущается присутствие А.С.Пушкина. На протяжении почти всей творческой жизни поэт был связан с этими местами:

         В разные годы

         Под вашу сень, Михайловские рощи, являлся я.

         Когда вы в первый раз увидели меня.., тогда я был

         Веселым юношей, беспечно, жадно,

         Я приступил лишь только к жизни.

 В центре Михайловского над рекой Сороть возвышается господский дом Пушкиных « скромная семьи моей обитель».

               ( Высвечивается на экране дом Пушкиных».)

 В нем воссоздан кабинет поэта . ( Высвечивается на экране кабинет).

В Михайловском Пушкин создал свыше 130 произведений. Среди них трагедия « Борис Годунов», поэмы: « Цыганы» и « Граф Среди них трагедия « Борис Годунов», поэмы: « Цыганы» и « Граф Нулин», 4 и 5 главы « Евгения Онегина», стихотворение « Деревня» и др.

    2-ой экскурсовод:

  В Михайловском был большой парк. ( Высвечивается на экране).

Уже при жизни А.С.Пушкина парк был старый и запущенный, но в нем хорошо сохранились Еловая и Липовая аллеи. Еловая аллея – это ровная дорога, соединяющая лес, парк и усадьбу. По обеим сторонам дороги небольшие прямоугольные пруды.

 3-йй экскурсовод: Липовая аллея – одна из красивейших аллей парка.

  ( Высвечивается на экране).

 Придание присвоило этой аллее название « Аллея Анны Керн», в память о бессмертном стихотворении « Я помню чудное мгновенье», посвященного А.П.Керн, посетившей Михайловское летом 1825 года. ( Демонстрируется портрет А.П.Керн).

Она приехала в имение Тригорское к своей тете Парасковье Александровне Осиповой.  Шквал чувств испытал поэт, когда узнал, что Анна на берегу Сороти.( Звучит музыка). А потом фантастическое кружение по лунным пятнам аллей. Камень, о который споткнулась спутница, Пушкин незаметно положил в карман. На второй день Анна Петровна уезжала. Утром Пушкин пришел в Тригорское и на прощанье подарил ей отпечатанную главу « Евгения Онегина», в которой лежал вчетверо сложенный листок со стихотворением « Я помню чудное мгновенье».

 Учитель: Прошло 15 лет после встречи А.С.Пушкина и А.П.Керн , но удивительная история этого стихотворения продолжалась. Судьбе было угодно, чтобы путь его еще раз скрестился с жизненным путем Анны Керн.

  Красотой стихов Пушкина пленился композитор Михаил Глинка , который переложил их на музыку. Романс был посвящен тоже Керн , но только Екатерине, дочери Анны Петровны , в которую был страстно влюблен композитор.( Звучит романс).

 

 4-ый экскурсовод:

 Впервые А.С.Пушкин побывал в Михайловском летом 1817 года. Сдав последний лицейский экзамен, 18 – летний юноша приехал вместе со своей семьей в псковское имение Михайловское, принадлежавшее его матери, урожденной Ганнибал. Со ската высокого холма, на котором расположено имение, открывается великолепный вид на широкую долину, где между холмами вьется голубая Сороть.

5-ый экскурсовод:

 На пересечении нескольких парковых дорожек, в восточной части парка стоит беседка, гдепарк и усадьба замыкаются прудами. В середине верхнего пруда – « Остров уединения», любимый уголок поэта.( Высвечивается «Остров уединения» ).

  В 1824 году поэт возвращается в Михайловское ссыльным. Это был один из самых тяжелых периодов в его жизни. В одиночестве и неволе дни тянулись монотонно. Но постепенно мир полей и дубрав, простонародный быт, дружба с крестьянами, поездки к добрым соседям Осиповым-Вульф помогли поэту обрести душевное равновесие.

 6-ой экскурсовод:

Поэт много читает, переписывается с друзьями, но переписка не могла заменить живого общения с близкими людьми, поэтому самым радостным событием в его уединенной жизни был приезд И.И.Пущина, товарища по Лицею.

            ( Высвечивается на экране приезд Пущина в Михайловское).

 « Я оглядываюсь, вижу на крыльце Пушкина : босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не помню, что тогда со мной происходило. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату. На дворе страшный холод, но в иные минуты человек не простужается» - вспоминал потом Пущин. Итогом этой встречи стало стихотворение « Мой первый друг..» ( Ученик читает стихотворение).

 7-ой экскурсовод:

Рядом с домом Пушкиных среди кустов сирени и жасмина стоит маленький флигелек. Он был построен в конце 18 века одновременно с господским домом. В нем помещались светелка и баня. (Высвечиваются на экране дом няни и баня).

 

Учитель: Ребята, что такое светелка и флигель? Давайте послушаем, как дается толкование этих слов в Толковом словаре С.И.Ожегова. ( Ученик дает справку).

Экскурсовод: При Пушкине в светелке жила няня Арина Родионовна, крепостная крестьянка Ганнибалов. В семье Пушкиных она прожила 31 год.

 Домик няни – это единственная постройка пушкинского времени, сохранившаяся до 1944 года. Его сожгли фашисты. В 1947 году флигель был восстановлен. В светелку поэт приходил, когда ему было особенно одиноко. Своей няне поэт посвятил немало стихов.

            ( Ученик читает стихотворение « В твою светлицу..»

 

8-ой экскурсовод:

 В годы Михайловской ссылки талант Пушкина расцвел и окреп. В сентябре 1826 года закончилась ссылка поэта. Но уже  на следующий год он приезжает сюда, чтобы « отдохнуть от рассеянной жизни столицы и чтобы писать о свободе». В 1835 году он вновь в родном гнезде. Здесь Пушкин написал свою прощальную элегию « Вновь я посетил..»

         ( Ученик читает элегию, а на экране высвечивается мельница, о которой упоминается в стихотворении).

  Учитель: Ребята, давайте заглянем в творческую мастерскую поэта и проанализируем это стихотворение).

 Ученик рассказывает историю создания стихотворения.

Элегия « Вновь я посетил..» была написана 26 сентября 1835 года в Михайловском. Это итоговое произведение поэта. В нем Пушкин подводит итог своих раздумий о смысле жизни, о своей судьбе и в то же время говорит о будущем, выражает утверждение жизни.

  Стихотворение написано в очень трудное для поэта время. Тягостное и двусмысленное положение при дворе усугубилось пожалованием камер-юнкерского звания, нелепого и смешного в его возрасте, неоплатные долги, расстройство хозяйственных дел, конфликт со светским обществом – все это сужало круг его жизненного пространства.

  Поездка на полтора месяца в Михайловское в начале сентября 1835 года и явилась такой попыткой вырваться из замкнутого круга столичной жизни. Пребывание в Михайловском вызвало волну воспоминаний о прошлом и раздумья о будущем.

       Учитель:

- Какова тема данного стихотворения?

- Каков жанр стихотворения?

- А что такое элегия?

- На сколько частей можно разделить элегию? ( На 3 части. 1-я – вступительная, посвященная приезду Пушкина в Михайловское и воспоминаниям ,с ним связанными, 2-я – центральная, в которой описывается холм лесистый и молодая роща, 3-я – заключительная, где поэт обращается к молодому поколению).

- Какие картины предстают перед вами?

- Каков пейзаж в стихотворении?

Среди мыслей о прошлом облик няни становится особенно близким и дорогим поэту.

   ( Зачитать).

 В этих , полных признательности стихах, сожаление о прошлом, благодарная память няне.

- Что связывает творчество Пушкина с образом няни? ( Личные воспоминания, горячая признательность за ее заботу).

- Кому противопоставляет поэт ее простую и цельную натуру, ее мудрость? ( Светскому обществу).

Что же занимает центральное место в стихотворении? ( Описание 3 сосен и молодой рощи).   Зачитать.

- К каким поэтическим средствам прибегает поэт, воссоздавая эту картину?

    ( Эпитеты, метафоры ,олицетворения). Учащиеся ищут в тексте художественно-изобразительные средства.

 Учитель: Здесь метафора разрастается в целый метафорический ряд. Все это как бы подготавливает дальнейшее философское обобщение, основной образ стихотворения.

_ Каков же основной образ стихотворения? ( Образ молодой рощи).

- Что он олицетворяет? ( Вечное движение жизни).

- А по характеру какое это стихотворение? ( Философское).

- А почему это стихотворение философское?

_ Какова тональность стихотворения? Меняется ли она в элегии?

  Учитель: Давайте прочитаем заключительную часть стихотворения. Какое впечатление она производит? ( Радостное, оптимистическое).

 Поэт видит бессмертие в вечной смене материи, в развитии жизни. Поэт приветствует молодость, те новые поколения, которые придут ему на смену. В этом и есть идея стихотворения, ее лирический и философский подтекст. Это идея вечного обновления природы, идея бессмертия: на смену старому вырастает новое.

 Как же выражена эта идея в стихотворении?

   ( В образе неизменно обновляющегося леса).

 Эта элегия есть завещание поэта, обращенное к будущим человеческих деяний.

  Учитель: Ребята, мне понадобится ваша помощь. Я нашла старую книгу стихов А.С.Пушкина. Время наложило свой отпечаток: многие слова стерлись и стали непонятными. Давайте попробуем восстановить текст стихотворения.

   ( Учащиеся на месте пропусков вставляют имена прилагательные).

После прочтения восстановленного текста выбирается лучший вариант.

  Учитель: На этом мы завершаем работу в творческой гостиной и продолжаем экскурсию.

  9-ый экскурсовод:

 В последний раз Пушкин побывал в Михайловском в 1836 году, когда хоронил мать у стен Святогорского монастыря, который был построен в 1569 году по приказу Ивана Грозного для защиты восточной окраины Воронича,- важной крепости на подступах к Пскову. У монастырских стен в пушкинские времена устраивались ярмарки, которые любил посещать поэт. У стен монастыря покоится прах близких А.С.Пушкина. 18 февраля 1837 года тело поэта было погребено у восточной стены Успенского собора.

   ( Высвечивается на экране могила поэта).

Ученик читает стихотворение « И где мне смерть пошлет судьбина…»

  Учитель: Наша экскурсия подошла к концу, но хочется верить, что это только начало большого настоящего путешествия в поэтический мир А.С.Пушкина. И если вы сегодня на уроке испытали волнение, тревогу, боль, вдохнули аромат Михайловских рощ – значит , мы путешествовали не зря.

 Сегодня на уроке прозвучали стихи А.С.Пушкина. А какие темы были затронуты в этих стихах? ( Любви, дружбы, родины).

 Какое же значение имело Михайловское в жизни и творчестве поэта?

       Домашнее задание: 1. Письменное размышление « О чем я думаю ,читая  стихотворение « Вновь я посетил…»?

         2. Я мысленно вхожу в Михайловское…..  ( по выбору учащихся).



Подписи к слайдам:

Тема урока: «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья»
Творческая гостиная
………. день потух; …….. ночи мглаПо небу стелется одеждою ………….;Как привидение, за рощею ………Луна …….. взошла.Все …….. тоску на душу мне наводит.Далеко, там, луна в сиянии восходит;Там воздух напоен …….. теплотой;Там море движется ………пеленой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 10 классеТема урока: Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту. (Часть С).

Цели урока: Обучающая:  подготовка  к сочинению-рассуждению по исходному тексту. (Часть С, ЕГЭ); Развивающая: совершенствовать монологическую и диаллогическую речь, развивать аналитическое ...

Литературная гостиная "Приют спокойствия, любви и вдохновенья"

Литературная гостиная посвящена жизни А.С.Пушкина в лицее....

Урок по музыке "Приют спокойствия, трудов и вдохновенья".

Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу - саму жизнь. Однако у каждого вида искусства - свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизнен...

Презентация к уроку "Приют спокойствия, трудов и вдохновенья"

Цель: знакомство учащихся с образами пушкинской осени через различные виды искусстваЗадачи: 1.     Показать, как музыка, изобразительное искусство и литература разными путями...

Урок в 4 классе по теме: «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

Урок в 4 классе по теме: «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» по программе Е.Д. Критской. УМК "Школа России"....

урок музыки в 4 классе приют спокойствия, трудов и вдохновенья

урок музыки в 4 классе приют спокойствия, трудов и вдохновенья...

Конспект урока литературы "Прошлое, настоящее и будущее России в трудах русских философов и стихотворениях поэтов "серебряного века", 11 класс.

Конспект урока литературы "Прошлое, настоящее и будущее России в трудах русских философов и стихотворениях поэтов "серебряного века", 11 класс....