ПРОЕКТ "Этническое составляющее в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста"
проект по музыке на тему
на примере обучения игре на тувинских музыкальных инструментах детей в средней, старшей и подготовительной группах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_etnicheskoe_sostavlyayushchee_v_esteticheskom_vospitanii.doc | 60 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Тыва
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного типа «Сказка»
ПРОЕКТ
Этническое составляющее в эстетическом воспитании
детей дошкольного возраста
(на примере обучения игре
на тувинских музыкальных инструментах детей в средней,
старшей и подготовительной группах)
Авторы разработки:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного типа «Сказка», тел.: 2-12-50; 2-14-59, факс: 8394332-12-50
- Руководитель проекта: Кужугет Айлана Оолаковна , Зам по ВМР
«Сказка» г. Ак-Довурак,
- Ответственные исполнители проекта:
Ондар Шорана Саяновна – музыкальный руководитель
Куулар Арина Делеговна – воспитатель.
- Участники проекта:
Дожулаа Чодураа Камааевна – педагог-психолог;
Иргит Хорагай Кызыл-ооловна – учитель информатики
г. Ак-Довурак – 2013
Актуальность проекта. Музыкальное воспитание является одним из важнейших составных частей общего и художественно-эстетического воспитания и образования детей. В связи с изменившимися условиями социальной жизни нашего общества становится актуальной разработка новых методик преподавания музыки в единстве с дидактическими задачами современной общеобразовательной системы.
В начале ХХI века в ходе модернизации российского общего образования и в связи с повышением интереса к традиционной культуре, к ее историческим корням, и с развитием таких наук, как «этнопедагогика» и «этнопсихология» стала очевидной необходимость пересмотра концепции музыкального образования детей, как в общеобразовательных, так и в дошкольных учреждениях.
Изучение детьми фольклорного наследия, освоение игры на традиционных музыкальных инструментах является одним из приоритетных направлений современной педагогики ввиду значимости осознания своих корней и первоисточников как исторической памяти в ряду устного народного творчества.
Проблема организации эстетического воспитания на основе фольклорного материала определяется следующим аспектом – созданием условий, обеспечивающих полноценное внедрение проекта и качественного проведения эксперимента, определяемых как внешними, так и внутренними факторами.
Внешние факторы: нехватка финансовых средств, связанная с недостаточной оснащенностью необходимыми материалами и инструментарием.
Внутренние факторы: возможная недостаточность подготовленности коллектива образовательного учреждения.
Объект эксперимента
Процесс художественно-эстетического воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет эксперимента
Содержание современных образовательных технологий личностно-ориентированного образования с использованием принципа индивидуально-творческого подхода, направленного на удовлетворение интересов и потребностей каждого ребенка в разнообразных видах творческой деятельности.
Основная цель инновации – формирование у детей основ музыкальной культуры как части их духовной культуры и ориентировано на развитие и социализацию личности как представителя этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в условиях мировой цивилизации.
Основная цель музыкального образования в дошкольном учреждении – формирование у детей основ музыкальной культуры как части их духовной культуры. Основными составляющими этого процесса являются включение детей в тувинскую этномузыкальную среду и овладение начальными навыками игры на музыкальных инструментах. В дошкольном учреждении занятия музыкой предполагают развитие воображения и фантазии детей, понимание соотношения форм природы с формами искусства, развитие способности ощущать их общность. Для детей дошкольного возраста это в первую очередь интерес к разнообразным чувственным впечатлениям и эмоциональная отзывчивость на них, готовность отнестись ко всему как к живому, и также их богатый игровой опыт. В основе музыкального воспитания детей лежит идея такого преподавания музыкального искусства, которое бы сочетало специфику природы ребенка дошкольного возраста с природой самой традиционной культуры. Такого искусства, которое было вскормлено молоком матери – колыбельной песней как образца музыкального искусства народа.
Программа будет строиться в соответствии с общими теоретическими положениями отечественной методики базового музыкального образования, а также будет основана на концептуальных положениях развивающего обучения детей и направлена на решение следующих задач:
- воспитание любви и интереса к тувинской музыке; обогащение музыкальных впечатлений детей дошкольного возраста;
- знакомство с разнообразными жанрами традиционного музыкального наследия тувинского народа, с музыкальными инструментами, образно-эмоциональное восприятие детьми музыки через игровые элементы;
- содействие возникновению избирательного отношения к произведениям и способствование развитию музыкального вкуса;
- развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия детьми лучших образцов традиционной музыки и накопление на его основе багажа музыкальных впечатлений;
- развитие мелодического, тембрового и гармонического слуха на основе использования музыкально-дидактической игры, приемов моделирования на материале тувинской музыки.
Гипотеза проекта
При создании условий, гарантирующих корректное введение программы эстетического воспитания на основе фольклорного материала, то у детей должно:
- расшириться интонационно-образной словарь, первоначальные знания о музыке, необходимые для ориентации ребенка в разнообразном мире этнического музыкального искусства;
- развиться творческий потенциал личности;
- расшириться эмоциональная сфера;
- развиться практические навыки пения и игры на тувинских народных музыкальных инструментах;
Новизна проекта – впервые в Республике Тыва делается попытка приобщения детей дошкольного возраста к богатейшей традиционной музыкальной культуре тувинцев через освоение игры на тувинских народных музыкальных инструментах.
Этапы с указанием сроков
- Подготовительный этап: 2013-2014 уч. год
- создание необходимых условий для обеспечения эффективного проведения
эксперимента;
- проведение работ по финансовому обеспечению экспериментальной работы (создание материальной базы нововведений, приобретение необходимых музыкальных инструментов, научно-методической литературы, дидактического материала для организации учебно-воспитательной работы);
- проведение работ по повышению мотивации в участии педагогов и родителей в экспериментальной работе;
- создание творческой рабочей группы на время проведения экспериментальной работы;
- привлечение общественности к управлению проектом через связь дошкольного образовательного учреждения с родительским комитетом и попечительским советом.
- Практический этап
С 2013-2014 по 2015-2016 уч. годы – реализация заложенных в проекте организационных и учебных программ:
- фиксация исходного состояния объекта экспериментирования с помощью выявленных результатов диагностической работы;
- реализация запланированной программы в содержании проекта;
- отслеживание результатов процесса реализации;
- корректировка нововведений в случае необходимости.
- Заключительный этап
2013-2014 учебный год
- обработка данных мониторинга;
- соотнесение полученных результатов освоения опыта с поставленными целями эксперимента;
- корректировка гипотезы в соответствии с полученными результатами;
- оформление и описание хода реализации эксперимента и его результатов.
Разработка и выбор конкретных методик и методов исследования
- Эмпирические – изучение литературы по теме эксперимента, нормативных, инструктивно-методических документов, анализ проводимой работы, проверка теоретических построений методами наблюдения, опроса, тестирования, обобщения опыта.
- Теоретические – описание, анализ, установление связи между фактами, сравнение, обобщение, систематизация.
База проведения инновационного проекта
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного типа «Сказка» г. Ак-Довурак Республики Тыва.
Работа с участниками проекта
- Для достижения внутренней и внешней мотивации у всех участников образовательного процесса проводится разъяснительная работа по значимости эксперимента, подробное изложение его целей и предполагаемых результатов.
- Также проводится работа по оказанию помощи педагогам в овладении методологией проведения экспериментальной работы в форме семинаров, мастер-классов, мозгового штурма, тренингов, собеседования и курсов повышения квалификации.
Для родителей и воспитанников будет проводиться разъяснительная работа, социально-психологические тренинги, лекции, консультации, совместные мероприятия и т.д.
Анализ условий
- В результате опроса родителей и анкетирования педагогов выявился высокий уровень заинтересованности в проведении экспериментальной работы в МДОУ д/с комбинированного вида «Сказка» г.Ак-Довурак.
- В педагогическом коллективе создан благоприятный для творческой работы морально-психологический климат.
- Для полного достижения поставленных целей образовательное учреждение на 100% укомплектовано педагогическими кадрами. Коллектив детского сада имеет достаточный внутренний потенциал для совершенствования учебно-воспитательного процесса, для повышения творческой активности и повышения профессиональной компетентности путем самообразования, участия в кожуунных, республиканских семинарах и т.д.
- Материально-техническая база для ныне существующей численности посещающих детский сад детей отвечает требованиям государственного стандарта.
- Однако для реализации эксперимента и оптимизации учебно-воспитательного процесса необходимо повышение квалификации педагога-психолога.
Также необходимы:
- оснащение познавательной, дидактической литературой для детей;
- оснащение ИКТ;
- оснащение программными комплексами и методической литературой для педагогов, текстовыми описаниями новых педагогических технологий.
Ожидаемые результаты:
- Будет разработан учебно-методический комплекс по обучению детей традиционным музыкальным инструментам.
- Будут выявлены эффективные технологии.
- В ходе музыкального образования, обучения детей дошкольного возраста на традиционных музыкальных инструментах будет выявлен комплекс уточняющих и детализирующих методических приемов.
Приложение
Сведения об участниках проекта:
Кужугет Айлана Оолаковна – заместитель по ВМР, образование высшее , общий педагогический стаж работы 26 лет, по ВМР – 3 года, имеет I квалификационную категорию. Награждена грамотой от Отдела образования за участие в конкурсе «Воспитатель года - 2005», от Городского профкома, грамота от Хурала Представителей, от Управления Образования.
Дожулаа Чодураа Камааевна - педагог-психолог, образование высшее, общий педагогический стаж работы 16 лет, педагогический стаж по специальности 5 лет. Награждена грамотой от Управления Образования администрации г. Ак-Довурак, благодарность от Управления Образования, сертификат от Городского методобъединения педагогов-предметников ДОУ г. Ак-Довурак.
Ондар Шорана Саяновна - музыкальный руководитель, образование среднее специальное, общий педагогический стаж работы 21 лет, имеет I квалификационную категорию. Награждена грамотой от Управления Образования, «Воспитатель года – 2014 г.» -диплом II степени, грамота от РОПРОН РТ, Благодарность Министерства образования и науки РТ -2016 г.
Куулар Арина Делеговна – воспитатель, образование высшее, педагогический стаж работы 23 лет, имеет I квалификационную категорию. Награждена грамотой за участие конкурса «Воспитатель года - 2009», обладатель гранта Председателя администрации «Лучший воспитатель ДОУ» г. Ак-Довурак, а также награждена почетными грамотами Управления Образования и Председателя администрации г. Ак-Довурак, грамота от РОПРОН РТ, почетная грамота Министерства образования и науки РТ -2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством изобразительного искусства
В данной статье я хочу рассказать о важности изобразительного искусства с раннего дошкольного возраста. Если вы хотите воспитать из своего малыша Эйнштейна, чаще давайте ему в руки кисто...
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста на занятиях изобразительным искусством средствами народной культуры
На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка. В последнее время возросл...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ КАК РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Начальный этап жизни—один из наиболее важных в развитии человека поскольку ранние впечатления достаточно глубокие и оставляют отпечаток на всю жизнь. Порой они становятся...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ КАК РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Начальный этап жизни—один из наиболее важных в развитии человека поскольку ранние впечатления достаточно глубокие и оставляют отпечаток на всю жизнь. Порой они становятся...
Образовательное пространство мини-музея в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста
В данной статье представлен опыт использования мобильного мини-музея на базе ДОУ...
Предлагаю Вашему вниманию конспекты НОД в области "Художественно-эстетическое развитие" (музыка), которые апробированы в ходе творческого проекта "Синтез искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста 6-7 лет"
Данные конспекты были проведены мною в ходе творческого проекта "Синтез искусств в вхудожественно- эстетическом развитии детей дошкольного возраста 6-7 лет" . Очень интересные занятия,...
Консультация для педагогов "Музыка, как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста".
Цель:Познакомить с теоретическими основами музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении....