Урок по музыке для 5 класса "Диалог музыки и живописи"
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Бондарь Бэлла Августовна

Данный урок проводился в 5 классе по программе по музыке Г. Сергеевой и Е.Критской и учебнику « Музыка» 5 класс вышеназванных авторов. Программа рассчитана на 35 учебных часов в год с одним уроком в неделю. Учебный курс по музыке в 5 классе построен на показе связи музыки с другими искусствами, в частности с литературой (1 полугодие) и Изобразительным искусством (2 полугодие). Данный урок открывает тему «Музыка и изобразительное искусство».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan.doc66.5 КБ
Microsoft Office document icon tablica_emocionalnyh_sostoyaniy.doc21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья на  сайте педагогического клуба «Наука и творчество»

https://sites.google.com/site/klybnаyka

Урок музыки в 5 классе  « Диалог музыки и  живописи»

Предметы эстетического, здоровьесберегающего, профориентанционного и технологического направления (музыка)

 Бондарь Бэлла Августовна

Учитель музыки и искусства

МБОУ «Школа № 54» г. Казани

Цель урока:  Дать представление о неразрывной связи   двух искусств -                    музыки и живописи.

Задачи урока:

  • Развивать эстетические вкусы учащихся;
  • Приобщать их к «Золотому фонду» русского искусства;
  • Прививать любовь и интерес к музыке;
  • Показать, что существует связь между музыкой и другими видами искусства через знакомство с образцами русской музыки и  живописи;
  • Научить слушать и слышать музыку.

Оборудование урока:

1.Компьютер

2.Мультимедиапроектор

3.Экран.

4.Компьютерная  презентация по теме урока.

5. Таблица эмоциональных состояний (на парте)

 Музыкальный ряд: 

  1. А.П.Бородин «Богатырская симфония»  (фрагмент 1 части)
  2. Г.В.Свиридов «Зимняя дорога» из музыки к к/ф «Метель»
  3. П.И.Чайковский «Подснежник» из цикла «Времена года» (видеоролик)
  4. «Давным-давно была война», муз. А.Зацепина, слова Л.Дербенёва
  5. «Я рисую этот мир», муз. А.Ермолова (для исполнения)

Изобразительный ряд:

  1. В.М.Васнецов «Богатыри»; пейзажи русских художников;          
  2. В.Суриков - зимние  пейзажи на тему «Зимняя дорога»
  3. Х.Якубов «Перед приговором»

    Ход урока.

1. Введение в тему урока. Постановка проблемы. Слайд1

Учитель:- В этом году на уроках музыки мы говорим о связи музыки с другими видами искусства, доказали, что музыка связана с литературой, что эти два вида искусства не живут друг без друга, зависят друг от друга и взаимообогащают друг друга. Но музыка связана не только с литературой.

     -Предлагаю послушать фрагмент  симфонии  известного  русского композитора XIX века А.П.Бородина.  (Звучит фрагмент «Богатырской симфонии» А.П.Бородина) Слайд 2

    -Давайте охарактеризуем его при помощи «Таблицы эмоциональных состояний» Как звучало это произведение? (Ответы детей.)

    -А сейчас перед вами три  репродукции картин русских художников. Попробуйте сказать, какая из картин больше всего по характеру подходит к музыке, которую мы только что прослушали? (дети определяют картину). Слайд 3

Учитель: -  По каким признакам вы выбрали именно эту картину русского художника

В.М.Васнецова «Богатыри»? Попробуйте определить характер картины с помощью «Таблицы эмоциональных состояний». ( Ответы детей). 

Слайд 4  

  -Что же  у нас получилось? Музыкальное произведение и картина художника характеризуются одними и теми же словами. Что это значит? (ответы детей о связи музыки и живописи, об одной теме музыки и живописи). Поэтому тема нашего урока звучит так: «Диалог музыки и живописи».       Слайд 5    (Дети записывают тему урока в тетрадях).

2.Связь музыки и живописи. Знакомство с жанрами.

Учитель: - Искусство рождено жизнью. В ней, как в живительном роднике, и композитор, и поэт, и художник черпают источники своего вдохновения для создания произведений искусства. Вот почему мы находим так много общего между видами искусств, хотя каждое из них по-разному и своими средствами воздействуют на нас.  Да, музыка связана не только с литературой, но и с живописью. Эта связь выражается, прежде всего, в том, что часто композиторы и художники создают свои произведения на одну и ту же  тему, используют одни и те же  жанры. Что такое жанр? В переводе с французского это слово означает «вид искусства». Какие жанры музыки вы знаете? (дети называют). Слайд 6

Учитель: А вот знание вами жанров живописи  мы  сейчас проверим с помощью стихотворения поэта Э.Успенского:                        

                                                 

    «Если видишь: на картине нарисована река,

      Или ель и белый иней, или сад и облака,

      Или снежная лавина, или поле и шалаш

      Обязательно картина называется …(пейзаж)

Если видишь на картине  чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине, или розу в хрустале,

Или бронзовую воду, или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это…(натюрморт).

                                                       Если видишь, что с картины

                                                        Смотрит кто-нибудь на нас,

                                                        Или принц в плаще старинном,

        Или Колька, твой сосед,

                                                        Обязательно картина                                                                                 Называется…(портрет).

Учитель: Посмотрите на эти картины. К какому жанру они относятся?  Почему вы так думаете? (слайд с разными пейзажами) Слайд 7  Музыка может вызвать в нашем воображении какие-либо зрительные образы, даже определённые картины; всматриваясь в картины, мы можем услышать в своём воображении ту или иную музыку. Эти два искусства различны, но их жанры могут быть одинаковы. Как вы думаете, какой из жанров чаще всего встречается как в музыке, так и в живописи? Почему? (ответы детей)

Учитель: -  Перед вами несколько живописных пейзажей. Посмотрите, что их объединяет, какая тема? (ответы детей: зима, зимняя дорога). Слайд8.   А вот самый лучший музыкальный зимний пейзаж, по мнению многих искусствоведов, «нарисовал»  талантливый русский композитор  XX века Г.В.Свиридов. Слайд 9 Произведение имеет название, но я его пока не озвучиваю. Постарайтесь, послушав музыку, озаглавить его. Для этого нужно внимательно слушать, представив картину в своём воображении. В этом вам могут помочь и картины художников (дети предлагают варианты и вместе с учителем находят нужное название.) Слайд 10.

3.Этнокультурный компонент урока.

Учитель: - А сейчас я познакомлю вас с картиной нашего земляка, татарского художника  Харриса Якубова «Перед приговором». Слайд 12. Кому посвящена эта картина? (ответы детей) Слайд 11

Учитель: - Да, Муса Джалиль – человек, подвигом и талантом которого гордится не только народ Татарстана, но и весь российский народ. Памятник Джалилю есть не только в Казани, но и во многих других городах России и в Москве. Подвиг  героев в ВОВ – это вечная тема в  искусстве. Много музыкальных произведений посвящено этой  теме. А как вы думаете, какая музыка вокальная или инструментальная быстрее помогает нарисовать тот или иной образ? Почему?

 (ответы детей, подвести  к выводу о роли песни в выражении содержания и настроения  произведений живописи). 

Учитель: Мы много знаем военных песен, они звучат в дни наших праздников, но есть песни, которые  появились намного позднее, но тема величия героев в ней звучит так, же ярко и незабываемо. Слайды 13-21. Послушаем такую песню - «Давным-давно была война». (Звучит песня на фоне слайдов о войне.)

Учитель: Почему  именно эта песня  прозвучала у нас на уроке? (дети обсуждают и приходят к выводу о том, что, сколько бы лет не прошло, мы не должны забывать войну и её героев и в этом помогают нам произведения искусства)

4.Взаимосвязь  музыки и живописи. Проверочные задания.

Учитель: Вы, наверное, уже поняли, что музыка и живопись связаны между собой. Но не только общие темы и жанры объединяют эти два вида искусства.  Многие понятия из области живописи вошли в музыку и наоборот. Слайд 22. Назовите, какое понятие из музыки – в живопись, а какое из живописи  в музыку? (Материал на слайде). Давайте объясним каждое понятие. ( Дети с помощью учителя  объясняют смысл каждого понятия и определяют, к какому виду искусства они относятся)

Звуковая палитра

Цветовая гамма

Музыкальная живопись

Живописная музыка

Холодные и теплые тембры

Ритмический рисунок

Мелодическая линия

Светлые и сумрачные тона

Музыкальный портрет

Учитель: Слайд23. -А  сейчас мы проверим, как вы знаете знаменитых композиторов, художников и писателей. Разделимся на три команды: 1ряд будут художниками, 2 ряд – композиторами, 3 ряд – писателями.  Из общего списка нужно выбрать нужные вам фамилии знаменитых людей искусства.

Пожалуйста, начинаем. Слайд23.  (Идёт работа с дальнейшим озвучиванием фамилий, подводятся итоги).                                                        

                                                     

                                                     Исаак Левитан

Сергей Рахманинов

Константин Паустовский

Виктор Васнецов

Иван Шишкин

Иван Крылов

Эдвард Григ

Пётр Чайковский

Михаил Лермонтов

5. Итог урока.

Учитель: Слайд24. Мы сегодня с вами увидели взаимосвязь музыки и изобразительного искусства и убедились в тои, что они друг друга дополняют и обогащают. «Музыка – сестра живописи» - это крылатое выражение принадлежит великому художнику эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Слайд24.  Как и музыка, живопись делает нашу жизнь ярче и выразительнее. Все вы любите рисовать, и рисуете всё, что нас окружает, нашу жизнь. Есть много стихотворений о музыке и живописи, песен о том, как  важно уметь  рисовать то, о чём мечтаешь, о самом лучшем в жизни.

Ученик читает стихотворение:

Скажи, скажи, художник, 
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер?
Какого цвета вечер?
Скажи, какого цвета
Зима, весна и лето?

Не зная этих истин,
Ты не сиди в квартире
 Возьми в дорогу кисти,
Глаза открой пошире,
Смотри какого цвета
Огромная планета.

 6.Вокально-хоровая работа.

Дети поют песню А.Ермолова «Я рисую этот мир» (учитель благодарит ребят и даёт оценку их исполнению) Слайды 25-31.

 

7. Обобщение  знаний и домашнее задание.

8.Учитель: Наступила весна, и хотелось бы, чтобы тема этого прекрасного времени года прозвучала у нас на уроке сегодня. Мы сейчас будем слушать произведение П.И.Чайковского из фортепианного цикла «Времена года». Мы уже с вами говорили, что в этом цикле ровно12 пьес, по количеству месяцев в году. И у нас сегодня на уроке пьес под номером 4. Название? Конечно, «Апрель». Но композитор  даёт ещё одно название для каждого месяца, подмечая самое главное, что можно увидеть в природе в апреле. Как вы думаете, что? (идёт дискуссия и определение второго названия с помощью учителя) Слайд 32.

 

Учитель: Нам надо помнить о том, что подснежник - исчезающий вид растений, и он занесён в красную книгу. Слушаем, смотрим  и представляем картину, которую рисовать вы будете дома в своих тетрадях. (Звучит музыка на фоне видеоролика). Слайд 33(нажать для показа видео)

Домашнее задание - Слайд 34.



Предварительный просмотр:

   

                        Таблица эмоциональных состояний

радостно               торжественно            нежно                 энергично

празднично           величественно          ласково               мужественно

бодро                    ликующе                    радушно              решительно

игриво                   восторженно             благородно        смело

задорно                 воинственно              застенчиво         гордо

напористо            сурово                         поэтично            могущественно

безмятежно          яростно                       мечтательно      сердито

добродушно        стремительно             заворожено        тоскливо

таинственно        зловеще                       изящно               тревожно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для урока музыки в 5 классе по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

Презентация составлена по теме " Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко для 5 класса....

Конспект урока (для презентации) по музыке для 5 класса по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

Конспект урока разработан специально для презентации по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" с контрольными вопросами по теме....

Конспект открытого урока на тему: «Импрессионизм в музыке и живописи.»

Конспект открытого урока на тему:"Импрессионизм в музыки и живописи" для 5 класса....

Урок в 5 классе на тему: Образы живописи в музыке. Живописность искусства.

Музыка является важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира....

Разработка урока по теме: "Полифония в музыке и живописи"

Цель: развитие у детей способности восприятия и постижения духовно-образного содержания произведений И.С. Баха...