Открытый урок по музыке в 1 кл "Опера-сказка"
план-конспект урока по музыке на тему

Домников Андрей Николаевич

Тема: Опера-сказка.

 

Цель: формирование музыкального кругозора детей через творческое воображение, фантазию, умение мыслить музыкальными образами

Задачи:

Познакомить воспитанников с музыкальными произведениями оперы, созданных на основе сказочных сюжетов.

Научить воспитанников слушать и понимать музыку оперы, получая при этом высокое эстетическое наслаждение.

Сформировать навыки осмысления и анализа музыкального материала.

Тип учебного занятия: комбинированный.

Форма проведения занятия:  беседа.

Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, элементы продуктивного, словесный метод обучения (объяснение, беседа), наглядный метод.

Методическое обеспечение занятия: иллюстрации оперы, рисунки иллюстраций из сказки "Волк и семеро козлят", портрет композитора М. Коваля, понятийные карточки, наглядный материал.

Оборудование: Музыкальный центр, СД-диски. Проектор.

Музыкальное оформление: М. Коваль фрагменты из оперы "Волк и семеро козлят": темы Всезнайки, Топтушки, Бодайки, Болтушки, Малыша, песенка мамы Козы, хор "Целый день поём, играем", заключительный хор "Семеро козлят".

Ход занятия

Организационный момент. Изучение новой темы урока.

Педагог: Всем нам с раннего детства известна русская народная сказка под названием "Волк и семеро козлят". Кто помнит её содержание?

Воспитанники: (Дети поочерёдно вспоминают сюжет сказки).

Педагог: Правильно, там говорится про то, что в избушке на лесной опушке жила-была коза с козлятами. Коза каждый день уходила пастись в лес, а козлята оставались дома. Мама Коза наказывала своим детям: никому дверь не открывать, а то придёт серый Волк и утащит их в лес. Весело играли козлята дома, но однажды обхитрил их Волк притворился мамой-козой, запел тонким голоском:

Козлятушки, ребятушки, 
Отопритеся, отворитеся.
Ваша мать пришла,
Молока принесла.

Открыли козлята дверь, впустили Волка. Собрал он всех в мешок и унёс в тёмный лес. Только самый маленький козлёнок спрятался в печку и уцелел. Он рассказал маме-Козе про волка:

Композитор Мариан Викторович Коваль написал на сюжет этой сказки детскую оперу. Но прежде, чем мы познакомимся с ней, узнаем, что такое опера.

Опера - это музыкальный спектакль. В нём все действующие лица поют в сопровождении оркестра.

В опере объединены различные виды искусства: музыка (солисты, хор, оркестр), драматическое действие, т.е. какое-то событие, а также изобразительное искусство (декорации, костюмы, грим) и танцы. Как я уже сказала, в опере все действующие лица не говорят, а поют. Основа оперы - либретто (словесный текст).

Итак, к опере пишутся слова, которые называются либретто.

Композитор Мариан Викторович Коваль на сюжет русской народной сказки "Волк и семеро козлят" написал детскую оперу - такую, чтобы её могли исполнять не взрослые, а сами дети. Сейчас мы познакомимся с некоторыми отрывками из этой оперы.

Педагог: Как мы помним, у козы было семеро козлят.(показ иллюстрации к сказке).

Но в сказке не называются их имена. А вот в опере композитор каждому козлёночку дал своё имя. Имена у них очень смешные: Всезнайка, Топтушка, Бодайка, Болтушка, Мазилка, Дразнилка и самого маленького козлёнка звали Малыш. Они все очень весёлые. И музыка первого отрывка, где мы с ними познакомимся, тоже весёлая. Это их общая песенка, которой мы можем подпевать.

Там есть такие слова:

Семеро, семеро, семеро козлят, Весело, весело, весело шумят:

Весело Всезнайке, весело Бодайке, Весело Топтушке, весело Болтушке,

Весело Мазилке, весело Дразнилке. Ну, давайте, братцы, Прыгать и бодаться. (дети разучивают песенку козлят).

Педагог: Давайте послушаем этот хор, тихонечко подпевая героям оперы.

(Слушание хора "Семеро козлят", разучивание текста и мелодии с сопровождением).

Физминутка. (Исполнение песни "Семеро козлят" с танцевальными движениями каждого козлёнка)

Педагог: Теперь мы послушаем и разучим песенки каждого козлёнка. Обратите внимание на то, что все песенки весёлые, лёгкие, забавные, задорные. У козлят всегда хорошее настроение, и они не привыкли унывать.

(Идет поочерёдное прослушивание и знакомство с песенками козлят).

Песенка Всезнайки.

Этот козлёнок всегда всё знает, поэтому его так и зовут - Всезнайка. Вот и своей песенке он сообщает, что знает, где дома спрятана банка с вкусным вареньем. Разучим слова песенки:

А я знаю за лежанкой

Прячет мать с вареньем банку.

 

А спустя некоторое время этот козлёнок продолжает петь свою песенку с такими словами:

 

Пусть танцуют, пусть играют,

В сладком толк Всезнайка знает.

(разучивают слова песни с сопровождением)

 

Песенка Топотушки.

Козлёнок по имени Топотушка во время игры козлят скачет верхом на венике. Вот какие слова в его песенке:

Я на венике верхом
Объезжаю всё кругом.
Ты беги, Мазилка, вслед,
Ну, догонишь или нет?

 

Песенка Бодайки.

Третий козлёнок - Бодайка. Его песенка самая простая, она состоит из одного слова: "Забодаю, забодаю!"

 

Песенка Болтушки.

Запоминайте слова песенки козлёнка по имени Болтушка:

Вот Всезнайка и Топтушка
Говорят, что я Болтушка,
Говорят, что много вру,

А я правду говорю.

 

Песенка Малыша.

У самого младшего козлёнка по имени Малыш - самая грозная и решительная песенка. Потому что все козлята играют в военный парад, а Малыш назначен в нём командиром. Вот какие слова в его песенке:

Стойте, друзья,
Командиром стал я 
По команде сдвойте ряд
Начинаем наш парад.

 

После этой песенки идёт большой инструментальный отрывок, во время которого козлята маршируют. Вот и мы сейчас вместе с малышом исполним его песенку, а потом встанем и промаршируем под звуки военного марша.

(дети разучивают песенку Малыша)

Педагог: Мы познакомились с песенками козлят, теперь настала пора познакомиться с мамой Козой. Мы послушаем песенку, которую она поёт своим козлятам, когда укладывала их спать. А как называются песни, которые поются детям перед сном?

Воспитанники: (ответы детей)

Педагог: Правильно колыбельные. И, наверное, ещё не слыша этой песенки, вы можете угадать, какой у неё будет характер? Какими бывают колыбельные песни и как их исполняют?

Воспитанники: (идут ответы детей - тихими, ласковыми, негромкими, неторопливыми, спокойными).

Педагог: Верно, вот такую же песенку-колыбельную написал для мамы Козы в своей опере композитор М. Коваль. Мама Коза укачивает деток спать и каждого из них называет по имени.

Спи, дочурочка, Болтушка,
Спи, забавник, Топотушка,
Не бодайся мой Бодайка,
Баю-баюшки, Всезнайка,
Перестань шалить Дразнилка,
Не мешай уснуть Мазилке, 
Крепко спи меньшой Малышка, 
Тише, детки, тише, тише.

Педагог: Давайте не только внимательно послушаем этот музыкальный отрывок, но и немного покачаем корпусом в такт музыке, словно помогая маме укладывать детей спать. (прослушивание "Колыбельной мамы Козы).

Педагог: Мы с вами выучили почти все песенки козлят, осталось разучить их общий хор, который называется так - "Целый день поём, играем".

И слов в нём немного: Целый день поём, играем.

Очень весело живём.

(дети разучивают и исполняют хор "Целый день поём, играем")

Итог урока.

Педагог: Итак, сегодня вы познакомились с оперой, как она называется?

Кто запомнил композитора, который сочинил эту оперу?

Что такое опера?

Какие виды искусства объединены в опере?

(музыка, драматическое действие, изобразительное искусство, танцы)

Музыка - солисты, хор, оркестр; драматическое действие - событие;

изобразительное искусство - декорации, костюмы, грим; танцы - хореография.

Как называются слова в опере? (либретто).

Домашнее задание: нарисуйте одного из понравившихся вам козлёночков и опишите его характер, что он любит, чем занимается.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx151.88 КБ
Файл 30._opera-skazka.pptx497.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Домников А.Н.  13.05.16. 1 кл  Музыка.

Тема: Опера-сказка.

Цель: формирование музыкального кругозора детей через творческое воображение, фантазию, умение мыслить музыкальными образами

Задачи:

Познакомить воспитанников с музыкальными произведениями оперы, созданных на основе сказочных сюжетов.

Научить воспитанников слушать и понимать музыку оперы, получая при этом высокое эстетическое наслаждение.

Сформировать навыки осмысления и анализа музыкального материала.

Тип учебного занятия: комбинированный.

Форма проведения занятия:  беседа.

Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, элементы продуктивного, словесный метод обучения (объяснение, беседа), наглядный метод.

Методическое обеспечение занятия: иллюстрации оперы, рисунки иллюстраций из сказки "Волк и семеро козлят", портрет композитора М. Коваля, понятийные карточки, наглядный материал.

Оборудование: Музыкальный центр, СД-диски. Проектор.

Музыкальное оформление: М. Коваль фрагменты из оперы "Волк и семеро козлят": темы Всезнайки, Топтушки, Бодайки, Болтушки, Малыша, песенка мамы Козы, хор "Целый день поём, играем", заключительный хор "Семеро козлят".

Ход занятия

Организационный момент. Изучение новой темы урока.

Педагог: Всем нам с раннего детства известна русская народная сказка под названием "Волк и семеро козлят". Кто помнит её содержание?

Воспитанники: (Дети поочерёдно вспоминают сюжет сказки).

Педагог: Правильно, там говорится про то, что в избушке на лесной опушке жила-была коза с козлятами. Коза каждый день уходила пастись в лес, а козлята оставались дома. Мама Коза наказывала своим детям: никому дверь не открывать, а то придёт серый Волк и утащит их в лес. Весело играли козлята дома, но однажды обхитрил их Волк притворился мамой-козой, запел тонким голоском:

Козлятушки, ребятушки, 
Отопритеся, отворитеся.
Ваша мать пришла,
Молока принесла.

Открыли козлята дверь, впустили Волка. Собрал он всех в мешок и унёс в тёмный лес. Только самый маленький козлёнок спрятался в печку и уцелел. Он рассказал маме-Козе про волка:

Композитор Мариан Викторович Коваль написал на сюжет этой сказки детскую оперу. Но прежде, чем мы познакомимся с ней, узнаем, что такое опера.

Опера - это музыкальный спектакль. В нём все действующие лица поют в сопровождении оркестра.

В опере объединены различные виды искусства: музыка (солисты, хор, оркестр), драматическое действие, т.е. какое-то событие, а также изобразительное искусство (декорации, костюмы, грим) и танцы. Как я уже сказала, в опере все действующие лица не говорят, а поют. Основа оперы - либретто (словесный текст).

Итак, к опере пишутся слова, которые называются либретто.

Композитор Мариан Викторович Коваль на сюжет русской народной сказки "Волк и семеро козлят" написал детскую оперу - такую, чтобы её могли исполнять не взрослые, а сами дети. Сейчас мы познакомимся с некоторыми отрывками из этой оперы.

Педагог: Как мы помним, у козы было семеро козлят.(показ иллюстрации к сказке).

Но в сказке не называются их имена. А вот в опере композитор каждому козлёночку дал своё имя. Имена у них очень смешные: Всезнайка, Топтушка, Бодайка, Болтушка, Мазилка, Дразнилка и самого маленького козлёнка звали Малыш. Они все очень весёлые. И музыка первого отрывка, где мы с ними познакомимся, тоже весёлая. Это их общая песенка, которой мы можем подпевать.

Там есть такие слова:

Семеро, семеро, семеро козлят, Весело, весело, весело шумят:

Весело Всезнайке, весело Бодайке, Весело Топтушке, весело Болтушке,

Весело Мазилке, весело Дразнилке. Ну, давайте, братцы, Прыгать и бодаться. (дети разучивают песенку козлят).

Педагог: Давайте послушаем этот хор, тихонечко подпевая героям оперы.

(Слушание хора "Семеро козлят", разучивание текста и мелодии с сопровождением).

Физминутка. (Исполнение песни "Семеро козлят" с танцевальными движениями каждого козлёнка)

Педагог: Теперь мы послушаем и разучим песенки каждого козлёнка. Обратите внимание на то, что все песенки весёлые, лёгкие, забавные, задорные. У козлят всегда хорошее настроение, и они не привыкли унывать.

(Идет поочерёдное прослушивание и знакомство с песенками козлят).

Песенка Всезнайки.

Этот козлёнок всегда всё знает, поэтому его так и зовут - Всезнайка. Вот и своей песенке он сообщает, что знает, где дома спрятана банка с вкусным вареньем. Разучим слова песенки:

А я знаю за лежанкой

Прячет мать с вареньем банку.

А спустя некоторое время этот козлёнок продолжает петь свою песенку с такими словами:

Пусть танцуют, пусть играют,

В сладком толк Всезнайка знает.

(разучивают слова песни с сопровождением)

Песенка Топотушки.

Козлёнок по имени Топотушка во время игры козлят скачет верхом на венике. Вот какие слова в его песенке:

Я на венике верхом
Объезжаю всё кругом.
Ты беги, Мазилка, вслед,
Ну, догонишь или нет?

Песенка Бодайки.

Третий козлёнок - Бодайка. Его песенка самая простая, она состоит из одного слова: "Забодаю, забодаю!"

Песенка Болтушки.

Запоминайте слова песенки козлёнка по имени Болтушка:

Вот Всезнайка и Топтушка
Говорят, что я Болтушка,
Говорят, что много вру,

А я правду говорю.

Песенка Малыша.

У самого младшего козлёнка по имени Малыш - самая грозная и решительная песенка. Потому что все козлята играют в военный парад, а Малыш назначен в нём командиром. Вот какие слова в его песенке:

Стойте, друзья,
Командиром стал я 
По команде сдвойте ряд
Начинаем наш парад.

После этой песенки идёт большой инструментальный отрывок, во время которого козлята маршируют. Вот и мы сейчас вместе с малышом исполним его песенку, а потом встанем и промаршируем под звуки военного марша.

(дети разучивают песенку Малыша)

Педагог: Мы познакомились с песенками козлят, теперь настала пора познакомиться с мамой Козой. Мы послушаем песенку, которую она поёт своим козлятам, когда укладывала их спать. А как называются песни, которые поются детям перед сном?

Воспитанники: (ответы детей)

Педагог: Правильно колыбельные. И, наверное, ещё не слыша этой песенки, вы можете угадать, какой у неё будет характер? Какими бывают колыбельные песни и как их исполняют?

Воспитанники: (идут ответы детей - тихими, ласковыми, негромкими, неторопливыми, спокойными).

Педагог: Верно, вот такую же песенку-колыбельную написал для мамы Козы в своей опере композитор М. Коваль. Мама Коза укачивает деток спать и каждого из них называет по имени.

Спи, дочурочка, Болтушка,
Спи, забавник, Топотушка,
Не бодайся мой Бодайка,
Баю-баюшки, Всезнайка,
Перестань шалить Дразнилка,
Не мешай уснуть Мазилке, 
Крепко спи меньшой Малышка, 
Тише, детки, тише, тише.

Педагог: Давайте не только внимательно послушаем этот музыкальный отрывок, но и немного покачаем корпусом в такт музыке, словно помогая маме укладывать детей спать. (прослушивание "Колыбельной мамы Козы).

Педагог: Мы с вами выучили почти все песенки козлят, осталось разучить их общий хор, который называется так - "Целый день поём, играем".

И слов в нём немного: Целый день поём, играем.

Очень весело живём.

(дети разучивают и исполняют хор "Целый день поём, играем")

Итог урока.

Педагог: Итак, сегодня вы познакомились с оперой, как она называется?

Кто запомнил композитора, который сочинил эту оперу?

Что такое опера?

Какие виды искусства объединены в опере?

(музыка, драматическое действие, изобразительное искусство, танцы)

Музыка - солисты, хор, оркестр; драматическое действие - событие;

изобразительное искусство - декорации, костюмы, грим; танцы - хореография.

Как называются слова в опере? (либретто).

Домашнее задание: нарисуйте одного из понравившихся вам козлёночков и опишите его характер, что он любит, чем занимается.

Раздаточный материал.

Задание 1.  «Маленькой ёлочке»

Задание 2.  «Антошка»

Задание 3. «Песня крокодила Гены»

Задание 4.  «День Победы»

Задание 5. «В пещере горного короля»

№ 1

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

№ 2

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

№ 3

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

№ 4

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

№ 5

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОПЕРА-СКАЗКА

Слайд 2

Персонажи-герои опер имеют свои музыкальные характеристики – мелодии-темы

Слайд 3

Герои опер могут петь по одному (солисты), вместе (хор) в сопровождении фортепиано или оркестра

Слайд 4

Знакомство с детской оперой 1. Пение 2. Движения 3. Музицирование 4. Танцевальные номера 5. Сценические действия

Слайд 5

ОПЕРА-СКАЗКА Волк и семеро козлят

Слайд 6

Каждое действующее лицо оперы характеризуется яркой мелодией – темой Каждый козлёнок имеет своё имя У каждого козлёнка свой музыкальный портрет

Слайд 7

Колыбельная мамы-Козы

Слайд 8

Игры козлят Тема Мазилки Тема Всезнайки Тема Бодайки Тема Болтушки Тема Дразнилки Тема Топотушка

Слайд 9

Воинственный марш

Слайд 10

Хор «Семеро козлят»

Слайд 12

Мама-Коза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Богатырская тема в музыке.Открытый урок по музыке 5 класс.

Предмет: музыка. Цель урока: Выявить какое эмоциональное воздействие оказывают на личность учащихся произведения музыки, изобразительного искусства, литературы. Тип урока: урок комплексного применения...

Сценарий открытого урока (предмет "Музыка") в 6-м классе "Протестное содержание музыкальных образов русской ROCK-музыки

Вниманию пользователей предлагается сценарий урока, созданного на основе педагогической технологии Л.П.Масловой....

Открытый урок по музыке 6 класс.Гармония. Что такое гармония в музыке.

Урок поможет  учащимся осознать и осмыслить, что значит музыкальная гармония. Урок способствует развитию эстетических чувств у школьников, приобщает к музыкальным ценностям на примере...

Открытый урок по музыке в 5 классе на тему "Картины природы в музыке"

Открытый урок по музыке в 5 классе на тему "Картины природы в музыке"...

Открытый урок по музыке «Музыка эпохи Возрождения» 7 класс

Открытый урок по музыке «Музыка эпохи Возрождения» 7 класс, разработанный в социо-игровой методике....

Открытый урок по музыке в 5 классе на тему:" Восток в русской музыке."

Восточная тема у русских композиторов 19 века....