ПРОЕКТ «Создание эффективных условий по формированию музыкальной культуры учащихся».
проект по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Цель:
Развитие музыкальной культуры учащихся.
Гипотеза:
Если создать благоприятную среду для развития музыкального восприятия, то будет формироваться высокий уровень музыкальной культуры учащихся.
Задачи:
Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство.
Формирование эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству.
Становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.
Формирование системы общечеловеческих ценностей.
Развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности.
Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач.
Этапы реализации проекта:
1). Выбор темы.
2). Изучение теории.
3). Исследование: диагностика и анкетирование родителей и учащихся по данной теме.
4). Описание результатов, прогнозирование дальнейшей работы по данному направлению.
Изучение теории.
1. Березовчук Л. Н. Музыка и мы: Самоучитель элементарной теории музыки. - СПб.: Бояныч,1995.
2. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке. - М.: Просвещение,2005.
3. Критская Е.Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка. Пособие для учителя. – М.: Просвещение,2001.
4.Музыкальное образование в школе. Учебное пособие. Под ред. Л. В. Школяр. – М.: Издательский центр «Академия»,2001.
5.Рачина Б. С. Путешествие в страну музыки. Учебно - методическое пособие. – СПб.: ГУПМ, «МиМ – Экспресс»,1997.
6.Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Русская музыка в школе. Методические очерки. – М.: Мирос,1998.
7. Усачёва К.О., Школяр Л.В. Музыкальное искусство: Учебник - М.: Вентана - Графф,2002.
8. Школяр Л. В., Красильникова М. С., Критская Е. Д. Теория и методика музыкального образования детей. Научно – методическое пособие. – М.: Флинта: Наука,1999.
Исследование: диагностика и анкетирование родителей и учащихся по данной теме.
Проблема наблюдения за развитием детей в соприкосновении их с музыкой и окружающим миром является по своей сути равноценной проблеме обучения детей музыке и воспитания детей музыкой. Провозглашая ориентированность учебно-воспитательного процесса на развитие личности ребёнка, я считаю, что необходимо обратить внимание на важность диагностики музыкальной культуры учащихся. Такое исследование позволяет не только получить развёрнутое и достаточно детализированное представление об уровне сформированности музыкальной культуры, но и попытаться ответить на вопросы: каков современный ребёнок, что его волнует, что он слышит вокруг себя, как музыка воспринимается ребёнком и влияет на его психологическое развитие.
В исследовании я использовала:
1. Тест.
2. Анкетирование учащихся.
3. Анкетирование родителей.
1. Тест по методике «Градусник», с помощью которого исследовалось воздействие музыкального искусства на самочувствие, активность, настроение учащихся 4,5,6 классов, на примере «Рондо в турецком стиле» В. Моцарта.
Учащимся предлагается матрица и значение баллов:
Параметры измерения | До прослушивания | После прослушивания | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
С (самочувствие) | ||||||||||
А (активность) | ||||||||||
Н (настроение) |
1 – очень плохое
2 – плохое
3 – удовлетворительное
4 – хорошее
5 – отличное
Результаты (4а класс):
До прослушивания: После прослушивания:
Самочувствие 52,1% Самочувствие 82,6%
Активность 56,5% Активность 91,3%
Настроение 69,5% Настроение 95,7%
Результаты (5а класс):
До прослушивания: После прослушивания:
Самочувствие 43,4% Самочувствие 78,5%
Активность 65.2% Активность 91,3%
Настроение 73,9% Настроение 95,7%
Результаты (6а класс):
До прослушивания: После прослушивания:
Самочувствие 73% Самочувствие 88,5%
Активность 50% Активность 88,5%
Настроение 84,6% Настроение 96,2%
Итоги (общие показатели):
До прослушивания После прослушивания
Самочувствие 56.1% Самочувствие 83.2%
Активность 57.2% Активность 90.4%
Настроение 76% Настроение 95.9%
Вывод:
Результаты теста показывают благоприятное воздействие классической музыки на настроение, активность и самочувствие учащихся.
2. Анкетирование учащихся дополнило сведения о роли музыкального искусства в жизни каждого ребёнка.
Цель:
Наиболее глубокое изучение влияния музыки на ребёнка.
Предлагаемые вопросы:
- Как ты относишься к музыке?
- Для чего нужна музыка в жизни?
- Какую музыку ты любишь слушать?
- Может ли музыка повлиять на твоё самочувствие?
- Что тебе больше нравиться делать на уроках музыки?
Вот некоторые ответы учащихся 4-6 классов:
- музыка улучшает настроение (часто встречающийся ответ);
- помогает глубже заглянуть к себе в душу;
- почувствовать себя действительно человеком;
- музыка меня «понимает», а я её;
- помогает мечтать, чувствовать и понимать оттенки жизни, очистить мысли, раскрыться, остаться наедине с самим собой, стать добрее, светлее и т. п.;
- учит, развивает, лечит, воспитывает…;
- урок музыки поднимает настроение;
На уроках музыки детям больше всего нравиться слушать музыкальные произведения и петь.
А также размышлять, отвечать, мечтать, танцевать, слушать рассказ учителя, понимать смысл произведения и т. д. .
Вывод:
Детям нравиться слушать не только современную, но и классическую музыку.
Она развивает, учит, воспитывает, помогает чувствовать, думать, анализировать.
3. Большую роль в исследовании музыкального опыта ребёнка играет выяснение понимания родителями роли музыкальной культуры в его жизни. Для анкетирования родителей я выбрала следующие вопросы, на которые они отвечали анонимно, в письменном виде:
1. Каким, на Ваш взгляд, должен быть ребёнок, чтобы его можно было считать культурным в области музыки?
2. Что необходимо для достижения Вашим ребёнком определённого уровня музыкальной культуры?
3. В чём Вы видите помощь семьи в решении этой задачи?
В результате такого исследования я получила представление о том, какую роль играют родители в формировании музыкальной культуры ребёнка.
Определённая часть родителей осознают роль музыки и искусства в обществе и в жизни ребенка, понимают, что необходимо для развития определённого уровня музыкальной культуры ребёнка. Но также прослеживается:
- недооценивание музыки как действенного вида искусства в духовном становлении личности ребёнка;
- пассивная позиция определённой части родителей;
- не хватает разумной организации музыкальной среды, стимулирующей развитие ребёнка;
- отсутствие традиций музыкального воспитания в большинстве современных семей.
Я считаю, что воспитание музыкой – важное и очень ответственное дело, так как она не только обогащает учащихся духовно, учит видеть и чувствовать красоту, но и помогает проявлять и укреплять лучшие качества личности.
Для развития познавательного интереса учащихся и их творческих способностей, создаю проблемные ситуации, которые помогают реализовывать творческий потенциал, способствуют самореализации.
Таким образом, учащиеся 6 класса, в сотрудничестве с учителем, приняли участие в создании презентации к открытому уроку по теме: «Музыка возвышает и облагораживает человека».
Музыкальное образование и воспитание опирается на принцип признания самоценности музыкального искусства, который позволяет учащимся через интонационно-образную природу музыки познавать мир и самого себя в этом мире.
С помощью полученных знаний, умений, навыков у учащихся развивается интерес к музыке, желание исполнять музыкальные произведения. Как результат этого процесса:
- успешные выступления в районных олимпиадах по музыке;
- создание школьного хора и ансамбля, которые принимают участие в школьных, городских и районных мероприятиях;
- активное участие солистов в школьных, городских и районных мероприятиях.
Я считаю, что необходимо продолжать исследования с помощью диагностики, чтобы проследить динамику развития музыкальной культуры учащихся. Продолжать работать над становлением и развитием ценностных ориентаций учащихся средством музыкального искусства для повышения заинтересованности и готовности к сотрудничеству.
4.На основании проделанной работы мною написан реферат по теме: «Воздействие музыкального искусства на нравственно-эстетическое воспитание личности».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение классического наследия в формировании музыкальной культуры учащихся
Значение классического наследия в формировании музыкальной культуры учащихся...
Презентация "Использование здоровьесберегающей технологии для создания благоприятных условий по формированию коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка"
Презентация даёт краткое представление о здоровьесберегающей технологии, её актуальности, принципах урока здоровьесберегающей направленности, здоровьеохранных действиях на уроке....
Статья "ОТ СОЗДАНИЯ МЕДИЙНОЙ ПРОДУКЦИИ К ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ"
Ключевые слова: интегрированное медиаобразование, английский язык, информационная грамотность, медийная продукция, молодёжный журнал.Аннотация. В данной статье рассматриваются формы и приемы формирова...
Презентация к проекту «Создание эффективных условий по формированию музыкальной культуры учащихся».
Презентация к проекту «Создание эффективных условий по формированию музыкальной культуры учащихся»....
Проект "Туристско-краеведческая деятельность как основа социализации личности и формирования коммуникационной культуры учащихся в условиях общеобразовательной школы для повышения уровня мотивации у учащихся"
Туристическая деятельность – одна из форм повышения мотивации учащихся к изучению истории своей малой Родины.Решает ряд воспитательных и образовательных задач...
Создание благоприятных условий для формирования навыков самостоятельности учащихся на уроках физической культуры
Самостоятельная деятельность по физической культуре...
Создание наиболее эффективных условий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида
Использование на уроках трудового обучения в совокупности таких технологий как информационно-коммуникационных, игровых, проблемного метода, проектирования, личностно-ориентированного подхода дае...