ПРОЕКТ «Создание эффективных условий по формированию музыкальной культуры учащихся».
проект по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Цель:
Развитие музыкальной культуры учащихся.
Гипотеза:
Если создать благоприятную среду для развития музыкального восприятия, то будет формироваться высокий уровень музыкальной культуры учащихся.
Задачи:
Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство.
Формирование эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству.
Становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.
Формирование системы общечеловеческих ценностей.
Развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности.
Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач.
Этапы реализации проекта:
1). Выбор темы.
2). Изучение теории.
3). Исследование: диагностика и анкетирование родителей и учащихся по данной теме.
4). Описание результатов, прогнозирование дальнейшей работы по данному направлению.
Изучение теории.
1. Березовчук Л. Н. Музыка и мы: Самоучитель элементарной теории музыки. - СПб.: Бояныч,1995.
2. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке. - М.: Просвещение,2005.
3. Критская Е.Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка. Пособие для учителя. – М.: Просвещение,2001.
4.Музыкальное образование в школе. Учебное пособие. Под ред. Л. В. Школяр. – М.: Издательский центр «Академия»,2001.
5.Рачина Б. С. Путешествие в страну музыки. Учебно - методическое пособие. – СПб.: ГУПМ, «МиМ – Экспресс»,1997.
6.Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Русская музыка в школе. Методические очерки. – М.: Мирос,1998.
7. Усачёва К.О., Школяр Л.В. Музыкальное искусство: Учебник - М.: Вентана - Графф,2002.
8. Школяр Л. В., Красильникова М. С., Критская Е. Д. Теория и методика музыкального образования детей. Научно – методическое пособие. – М.: Флинта: Наука,1999.
Исследование: диагностика и анкетирование родителей и учащихся по данной теме.
Проблема наблюдения за развитием детей в соприкосновении их с музыкой и окружающим миром является по своей сути равноценной проблеме обучения детей музыке и воспитания детей музыкой. Провозглашая ориентированность учебно-воспитательного процесса на развитие личности ребёнка, я считаю, что необходимо обратить внимание на важность диагностики музыкальной культуры учащихся. Такое исследование позволяет не только получить развёрнутое и достаточно детализированное представление об уровне сформированности музыкальной культуры, но и попытаться ответить на вопросы: каков современный ребёнок, что его волнует, что он слышит вокруг себя, как музыка воспринимается ребёнком и влияет на его психологическое развитие.
В исследовании я использовала:
1. Тест.
2. Анкетирование учащихся.
3. Анкетирование родителей.
1. Тест по методике «Градусник», с помощью которого исследовалось воздействие музыкального искусства на самочувствие, активность, настроение учащихся 4,5,6 классов, на примере «Рондо в турецком стиле» В. Моцарта.
Учащимся предлагается матрица и значение баллов:
Параметры измерения | До прослушивания | После прослушивания | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
С (самочувствие) | ||||||||||
А (активность) | ||||||||||
Н (настроение) |
1 – очень плохое
2 – плохое
3 – удовлетворительное
4 – хорошее
5 – отличное
Результаты (4а класс):
До прослушивания: После прослушивания:
Самочувствие 52,1% Самочувствие 82,6%
Активность 56,5% Активность 91,3%
Настроение 69,5% Настроение 95,7%
Результаты (5а класс):
До прослушивания: После прослушивания:
Самочувствие 43,4% Самочувствие 78,5%
Активность 65.2% Активность 91,3%
Настроение 73,9% Настроение 95,7%
Результаты (6а класс):
До прослушивания: После прослушивания:
Самочувствие 73% Самочувствие 88,5%
Активность 50% Активность 88,5%
Настроение 84,6% Настроение 96,2%
Итоги (общие показатели):
До прослушивания После прослушивания
Самочувствие 56.1% Самочувствие 83.2%
Активность 57.2% Активность 90.4%
Настроение 76% Настроение 95.9%
Вывод:
Результаты теста показывают благоприятное воздействие классической музыки на настроение, активность и самочувствие учащихся.
2. Анкетирование учащихся дополнило сведения о роли музыкального искусства в жизни каждого ребёнка.
Цель:
Наиболее глубокое изучение влияния музыки на ребёнка.
Предлагаемые вопросы:
- Как ты относишься к музыке?
- Для чего нужна музыка в жизни?
- Какую музыку ты любишь слушать?
- Может ли музыка повлиять на твоё самочувствие?
- Что тебе больше нравиться делать на уроках музыки?
Вот некоторые ответы учащихся 4-6 классов:
- музыка улучшает настроение (часто встречающийся ответ);
- помогает глубже заглянуть к себе в душу;
- почувствовать себя действительно человеком;
- музыка меня «понимает», а я её;
- помогает мечтать, чувствовать и понимать оттенки жизни, очистить мысли, раскрыться, остаться наедине с самим собой, стать добрее, светлее и т. п.;
- учит, развивает, лечит, воспитывает…;
- урок музыки поднимает настроение;
На уроках музыки детям больше всего нравиться слушать музыкальные произведения и петь.
А также размышлять, отвечать, мечтать, танцевать, слушать рассказ учителя, понимать смысл произведения и т. д. .
Вывод:
Детям нравиться слушать не только современную, но и классическую музыку.
Она развивает, учит, воспитывает, помогает чувствовать, думать, анализировать.
3. Большую роль в исследовании музыкального опыта ребёнка играет выяснение понимания родителями роли музыкальной культуры в его жизни. Для анкетирования родителей я выбрала следующие вопросы, на которые они отвечали анонимно, в письменном виде:
1. Каким, на Ваш взгляд, должен быть ребёнок, чтобы его можно было считать культурным в области музыки?
2. Что необходимо для достижения Вашим ребёнком определённого уровня музыкальной культуры?
3. В чём Вы видите помощь семьи в решении этой задачи?
В результате такого исследования я получила представление о том, какую роль играют родители в формировании музыкальной культуры ребёнка.
Определённая часть родителей осознают роль музыки и искусства в обществе и в жизни ребенка, понимают, что необходимо для развития определённого уровня музыкальной культуры ребёнка. Но также прослеживается:
- недооценивание музыки как действенного вида искусства в духовном становлении личности ребёнка;
- пассивная позиция определённой части родителей;
- не хватает разумной организации музыкальной среды, стимулирующей развитие ребёнка;
- отсутствие традиций музыкального воспитания в большинстве современных семей.
Я считаю, что воспитание музыкой – важное и очень ответственное дело, так как она не только обогащает учащихся духовно, учит видеть и чувствовать красоту, но и помогает проявлять и укреплять лучшие качества личности.
Для развития познавательного интереса учащихся и их творческих способностей, создаю проблемные ситуации, которые помогают реализовывать творческий потенциал, способствуют самореализации.
Таким образом, учащиеся 6 класса, в сотрудничестве с учителем, приняли участие в создании презентации к открытому уроку по теме: «Музыка возвышает и облагораживает человека».
Музыкальное образование и воспитание опирается на принцип признания самоценности музыкального искусства, который позволяет учащимся через интонационно-образную природу музыки познавать мир и самого себя в этом мире.
С помощью полученных знаний, умений, навыков у учащихся развивается интерес к музыке, желание исполнять музыкальные произведения. Как результат этого процесса:
- успешные выступления в районных олимпиадах по музыке;
- создание школьного хора и ансамбля, которые принимают участие в школьных, городских и районных мероприятиях;
- активное участие солистов в школьных, городских и районных мероприятиях.
Я считаю, что необходимо продолжать исследования с помощью диагностики, чтобы проследить динамику развития музыкальной культуры учащихся. Продолжать работать над становлением и развитием ценностных ориентаций учащихся средством музыкального искусства для повышения заинтересованности и готовности к сотрудничеству.
4.На основании проделанной работы мною написан реферат по теме: «Воздействие музыкального искусства на нравственно-эстетическое воспитание личности».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение классического наследия в формировании музыкальной культуры учащихся
Значение классического наследия в формировании музыкальной культуры учащихся...
Презентация "Использование здоровьесберегающей технологии для создания благоприятных условий по формированию коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка"
Презентация даёт краткое представление о здоровьесберегающей технологии, её актуальности, принципах урока здоровьесберегающей направленности, здоровьеохранных действиях на уроке....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/01/picture-199618-1385914693.jpg)
Статья "ОТ СОЗДАНИЯ МЕДИЙНОЙ ПРОДУКЦИИ К ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ"
Ключевые слова: интегрированное медиаобразование, английский язык, информационная грамотность, медийная продукция, молодёжный журнал.Аннотация. В данной статье рассматриваются формы и приемы формирова...
Презентация к проекту «Создание эффективных условий по формированию музыкальной культуры учащихся».
Презентация к проекту «Создание эффективных условий по формированию музыкальной культуры учащихся»....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/04/picture-418629-1664874180.jpg)
Проект "Туристско-краеведческая деятельность как основа социализации личности и формирования коммуникационной культуры учащихся в условиях общеобразовательной школы для повышения уровня мотивации у учащихся"
Туристическая деятельность – одна из форм повышения мотивации учащихся к изучению истории своей малой Родины.Решает ряд воспитательных и образовательных задач...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/10/picture-1261233-1597064597.jpg)
Создание благоприятных условий для формирования навыков самостоятельности учащихся на уроках физической культуры
Самостоятельная деятельность по физической культуре...
Создание наиболее эффективных условий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида
Использование на уроках трудового обучения в совокупности таких технологий как информационно-коммуникационных, игровых, проблемного метода, проектирования, личностно-ориентированного подхода дае...