«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
план-конспект урока по музыке на тему

Цель: сопоставить звучание народных и профессиональных инструментов.

Проблема: Какой инструмент изображает птичку? На каком инструменте играл Садко? Как звучит голос деревянного духового инструмента флейты?

Планируемые результаты:

предметные: научатся определять выразительные и изобразительные возможности (тембр, голос) музыкальных инструментов, владеть первоначальными певческими навыками, исполнять композиторские песни в удобном диапазоне;

метапредметные: регулятивные - формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя; познавательные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; коммуникативные - использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы;

личностные: развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования, чувство сопричастности к культуре

своего народа

Ресурсный материал: фонозаписи - «Былинный наигрыш» Д. Локшина, оркестровая сюита № 2 «Шутка» И.-С. Баха, «Мелодия» из оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика», тема птички из симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк», фрагмент 1-й части концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» В. Кикты.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Мы сегодня с вами и нашей Музой пойдем в концертный зал слушать музыку и увидим настоящих музыкантов, играющих на разных музыкальных инструментах.

П. Сообщение темы урока.

- С некоторыми музыкальными инструментами вы уже знакомы, с другими вам предстоит сегодня познакомиться, увидеть их и услышать, как они звучат. Ведь тема нашего урока - «Музыкальные инструменты».

III. Работа по теме урока.

1. Просмотр слайдов. Работа с учебником (с. 28).      Вы бывали в концертном зале?

-Посмотрите, как выглядит концертный зал. (Показ иллюстрации концертного зала) Красиво?

-Как узнать о концерте? (Художник рисует афишу.)

-Но пока мы еще не вошли в концертный зал, я хочу вам напомнить о правилах поведения.

- Проходить к своему месту в зале следует лицом к зрителям.

- Во время звучания музыки не вставать с места и не ходить.

-Музыку нужно слушать в полной тишине.

-Нужно подготовиться к слушанию.

-Представить, о чём рассказывает музыка.

-Необходимо соблюдать эти правила, оказавшись в концертном зале. .

-Откройте учебник. Вот мы уже й в концертном зале. Посмотрите, как много ребят пришли послушать музыку. Кто мы теперь в концертном зале? (Слушатели.)

- Сядьте поудобнее, скоро начнется концерт. Интересно, на каких музыкальных инструментах будут играть музыканты? В концерте участвует Муза.

 Слушание музыкальных произведений.

Звучит «Шутка» И.С. Баха

Сегодня на нашей музыкальной гостиной, я вам расскажу о замечательном инструменте, который называется флейта.

Флейты тонкий голосок

Словно звонкий ручеек,

Кормит влагой он поля,

И звенит в ответ земля.

Благодарно шепчут ивы,

Летний яркий луг красивый.

Птички радостно поют,

Звонкий щебет там и тут.

Громче флейты звук, сильней —

Заливается ручей,

Вторят братцу родники,

Звон доносится с реки.

Тише флейточка звучит —

Ручеек устал и спит.

Тишина — он видит сон,

Замер флейты перезвон.

-И действительно звучание флейты похоже на пение птиц, на журчание ручейка. Вот послушайте сами

-Какое настроение передает звучание флейты: серьезное, тяжелое или беззаботное, шутливое?(Шутливое.)

-Произведение, которое вы прослушали, так и называется -«Шутка». Его написал немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах, который жил более трехсот лет назад. (Показывает портрет композитора.)

-Люблю волшебной флейты звуки И слушаю их нежный перелив, Склонивши голову и руки, В груди дыхание затаив. Звучит «Мелодия» из оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика».

- Как звучала мелодия флейты в этом произведении?

(Грустно, печально, нежно.)

У нас появились совсем другие чувства. Эту удивительную музыку написал немецкий композитор Кристоф Глюк. (Показывает портрет композитора.) Называется она «Мелодия».

Композиторы И. Бах и К. Глюк жили очень давно, а мы и сейчас слушаем их музыку, и она нам очень нравится. Ведь хорошая музыка - на века. Она будет звучать и через сотни лет.

Но флейта может не только выражать разные чувства, но и изображать их. Послушайте, кого может изобразить звучание флейты.

Звучит тема птички из симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк».

Кого изобразило звучание флейты? (Птичку.)

Что птичка делает? (Летает.) Посмотрите, она залетела на страницу учебника.

Как флейте удалось изобразить летающую птичку? (Звучала мелодия быстро, легко, весело.)

Сейчас вы услышите уже знакомый вам инструмент, угадайте какой. Звучат «Былинные наигрыши» Д. Локшина.

Какой музыкальный инструмент прозвучал? (Гусли.)

Какой былинный герой играл на гуслях? (Садко.)

Как он извлекал звук гуслей? (Бряцая по струнам или защипывая их пальцами.)

Посмотрите на Музу, какой большой инструмент в ее руках. Кто знает, как он называется?(Арфа.) Как изящно выглядит арфа, как крыло большой бабочки, на котором натянуто множество струн. Этот инструмент появился в Древнем Египте. На арфе играли и в убогой хижине, и во дворце фараона, и в роскошных храмах. В Европу её привезли древние восточные купцы. Этот необычный инструмент с нежным голосом понравился жителям европейских стран. Древнерусские певцы-сказатели исполняли свои песни под звон гуслей, которые иногда называют лежачей или горизонтальной арфой. Арфе своим существованием обязаны сотни различных музыкальных инструментов. В их числе гитара и гусли, мандолина и бандура, скрипка и рояль.

Звучит фрагмент 1-й части концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» В. Кикты.

Как звучит этот инструмент?

Какое настроение нам передало звучание арфы?

Интересно, а кого может изобразить звучание арфы? Послушайте.

Звучит «Кукушка» Л. К. Дакена.

Кого мы слышим в звучании арфы? (Кукушку.) Почему вы так думаете?

Как арфе удалось изобразить пение кукушки?

На нашем концерте прозвучало много инструментов: свирель, гусли, флейта и арфа. Подумайте и скажите, какие из этих инструментов являются родственными? (Свирель - флейта, гусли-арфа.)

Почему вы так считаете? (Похожи внешне, одинаково извлекается звук.)

3. Вокально-хоровая работа.

Разучивание литовской народной песни «Дудочка».

IV. Итог урока.

С какими музыкальными инструментами мы с вами познакомились? (Флейта и арфа.)

Какие музыкальные инструменты являются родственными для флейты и арфы? (Свирель и гусли.)

Музыка каких композиторов прозвучала сегодня в концерте?

Назовите понравившиеся вам произведения.

Домашнее задание: нарисовать музыкальные инструменты, звучание которых сегодня прослушали.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnye_instrumenty.docx18.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

           «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Цель: сопоставить звучание народных и профессиональных инструментов.

Проблема: Какой инструмент изображает птичку? На каком инструменте играл Садко? Как звучит голос деревянного духового инструмента флейты?

Планируемые результаты:

предметные: научатся определять выразительные и изобразительные возможности (тембр, голос) музыкальных инструментов, владеть первоначальными певческими навыками, исполнять композиторские песни в удобном диапазоне;

метапредметные: регулятивные - формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя; познавательные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; коммуникативные - использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы;

личностные: развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования, чувство сопричастности к культуре

своего народа

Ресурсный материал: фонозаписи - «Былинный наигрыш» Д. Локшина, оркестровая сюита № 2 «Шутка» И.-С. Баха, «Мелодия» из оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика», тема птички из симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк», фрагмент 1-й части концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» В. Кикты.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Мы сегодня с вами и нашей Музой пойдем в концертный зал слушать музыку и увидим настоящих музыкантов, играющих на разных музыкальных инструментах.

П. Сообщение темы урока.

- С некоторыми музыкальными инструментами вы уже знакомы, с другими вам предстоит сегодня познакомиться, увидеть их и услышать, как они звучат. Ведь тема нашего урока - «Музыкальные инструменты».

III. Работа по теме урока.

1. Просмотр слайдов. Работа с учебником (с. 28).        Вы бывали в концертном зале?

-Посмотрите, как выглядит концертный зал. (Показ иллюстрации концертного зала) Красиво?

-Как узнать о концерте? (Художник рисует афишу.)

-Но пока мы еще не вошли в концертный зал, я хочу вам напомнить о правилах поведения.

- Проходить к своему месту в зале следует лицом к зрителям.

- Во время звучания музыки не вставать с места и не ходить.

-Музыку нужно слушать в полной тишине.

-Нужно подготовиться к слушанию.

-Представить, о чём рассказывает музыка.

-Необходимо соблюдать эти правила, оказавшись в концертном зале. .

-Откройте учебник. Вот мы уже й в концертном зале. Посмотрите, как много ребят пришли послушать музыку. Кто мы теперь в концертном зале? (Слушатели.)

- Сядьте поудобнее, скоро начнется концерт. Интересно, на каких музыкальных инструментах будут играть музыканты? В концерте участвует Муза.

 Слушание музыкальных произведений.

Звучит «Шутка» И.С. Баха

Сегодня на нашей музыкальной гостиной, я вам расскажу о замечательном инструменте, который называется флейта.

Флейты тонкий голосок

Словно звонкий ручеек,

Кормит влагой он поля,

И звенит в ответ земля.

Благодарно шепчут ивы,

Летний яркий луг красивый.

Птички радостно поют,

Звонкий щебет там и тут.

Громче флейты звук, сильней —

Заливается ручей,

Вторят братцу родники,

Звон доносится с реки.

Тише флейточка звучит —

Ручеек устал и спит.

Тишина — он видит сон,

Замер флейты перезвон.

-И действительно звучание флейты похоже на пение птиц, на журчание ручейка. Вот послушайте сами

-Какое настроение передает звучание флейты: серьезное, тяжелое или беззаботное, шутливое?(Шутливое.)

-Произведение, которое вы прослушали, так и называется -«Шутка». Его написал немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах, который жил более трехсот лет назад. (Показывает портрет композитора.)

-Люблю волшебной флейты звуки И слушаю их нежный перелив, Склонивши голову и руки, В груди дыхание затаив. Звучит «Мелодия» из оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика».

- Как звучала мелодия флейты в этом произведении?

(Грустно, печально, нежно.)

У нас появились совсем другие чувства. Эту удивительную музыку написал немецкий композитор Кристоф Глюк. (Показывает портрет композитора.) Называется она «Мелодия».

Композиторы И. Бах и К. Глюк жили очень давно, а мы и сейчас слушаем их музыку, и она нам очень нравится. Ведь хорошая музыка - на века. Она будет звучать и через сотни лет.

Но флейта может не только выражать разные чувства, но и изображать их. Послушайте, кого может изобразить звучание флейты.

Звучит тема птички из симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк».

Кого изобразило звучание флейты? (Птичку.)

Что птичка делает? (Летает.) Посмотрите, она залетела на страницу учебника.

Как флейте удалось изобразить летающую птичку? (Звучала мелодия быстро, легко, весело.)

Сейчас вы услышите уже знакомый вам инструмент, угадайте какой. Звучат «Былинные наигрыши» Д. Локшина.

Какой музыкальный инструмент прозвучал? (Гусли.)

Какой былинный герой играл на гуслях? (Садко.)

Как он извлекал звук гуслей? (Бряцая по струнам или защипывая их пальцами.)

Посмотрите на Музу, какой большой инструмент в ее руках. Кто знает, как он называется?(Арфа.) Как изящно выглядит арфа, как крыло большой бабочки, на котором натянуто множество струн. Этот инструмент появился в Древнем Египте. На арфе играли и в убогой хижине, и во дворце фараона, и в роскошных храмах. В Европу её привезли древние восточные купцы. Этот необычный инструмент с нежным голосом понравился жителям европейских стран. Древнерусские певцы-сказатели исполняли свои песни под звон гуслей, которые иногда называют лежачей или горизонтальной арфой. Арфе своим существованием обязаны сотни различных музыкальных инструментов. В их числе гитара и гусли, мандолина и бандура, скрипка и рояль.

Звучит фрагмент 1-й части концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» В. Кикты.

Как звучит этот инструмент?

Какое настроение нам передало звучание арфы?

Интересно, а кого может изобразить звучание арфы? Послушайте.

Звучит «Кукушка» Л. К. Дакена.

Кого мы слышим в звучании арфы? (Кукушку.) Почему вы так думаете?

Как арфе удалось изобразить пение кукушки?

На нашем концерте прозвучало много инструментов: свирель, гусли, флейта и арфа. Подумайте и скажите, какие из этих инструментов являются родственными? (Свирель - флейта, гусли-арфа.)

Почему вы так считаете? (Похожи внешне, одинаково извлекается звук.)

3. Вокально-хоровая работа.

Разучивание литовской народной песни «Дудочка».

IV. Итог урока.

С какими музыкальными инструментами мы с вами познакомились? (Флейта и арфа.)

Какие музыкальные инструменты являются родственными для флейты и арфы? (Свирель и гусли.)

Музыка каких композиторов прозвучала сегодня в концерте?

Назовите понравившиеся вам произведения.

Домашнее задание: нарисовать музыкальные инструменты, звучание которых сегодня прослушали.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные инструменты. Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста.

Музыкальные инструменты.Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста. Описание игры: Дети стоят в зале  в кружочке ( если еще не могут то в хаот...

Музыкальный инструмент Фортепиано. Программа для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств)

Детские музыкальные школы и школы искусств призваны воспитывать гармонически развитого, творчески активного человека.Педагог инструментального класса в первую очередь призван формировать и развивать э...

Олимпиада по музыке для учащихся старших классов (проводилась в рамках школьной Недели музыки) Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, музыкальных инструментах. Закрепление интереса к музыкальному искусству.

Олимпиада по музыке для учащихся старших классов (проводилась в рамках школьной Недели музыки) Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, му...

Звонкие голоса Музыкальные инструменты. Духовые музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты. Духовые музыкальные инструменты....

Звонкие голоса Музыкальные инструменты. Струнные музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты. Струнные музыкальные инструменты....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» (аккордеон) для дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства»

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (аккордеон)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общераз...