Урок -презентация "Современная фортепианная музыка на примере детских альбомов российского композитора Андрея Классена «Фортепианные пьесы» для фортепиано соло и в 4 руки в 2-х частях и «Музыкальные эскизы» в 2-х альбомах".
методическая разработка по музыке на тему

Ганоцкая Наталья Андреевна

Важным и полезным представляется изучение фортепианной музыки современных композиторов. Наш урок знакомит с биографией и творчеством композитора Андрея Классена. Пьесы из его альбомов проиллюстрировали обучающиеся моего класса. Ко всем пьесам перед каждым выступлением засчитывались составленные мною методические и исполнительские рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-prezentatsiya.doc56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым

«Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат

лицей искусств».

УРОК-ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Тема: Современная фортепианная музыка на примере детских альбомов российского композитора

Андрея Классена «Фортепианные пьесы»

для фортепиано соло и в 4 руки в 2-х частях

и «Музыкальные эскизы» в 2-х альбомах.

Преподаватель

По классу фортепиано

Ганоцкая Наталья Андреевна

2016 г


Урок презентация:

Темы: Современная фортепианная музыка на примере детских альбомов российского композитора Андрея Классена «Фортепианные пьесы» для фортепиано соло и в 4 руки в 2-х частях и «Музыкальные эскизы» в 2-х альбомах.

Данные об авторе:

Автор: Ганоцкая Наталья Андреевна.

Место работы, должность:

Регион: Республика Крым, г. Керчь, ГБОУРК «КУВКИ лицей искусств»; преподаватель по классу фортепиано.

Характеристика урока.

Уровень образования: дополнительное образование детей.

Целевая аудитория: педагог дополнительного образования.

Классы: от 0 до 6 кл.

Предмет: Искусство, Музыка.

Цель урока: На примере творчества композитора Андрея Классена познакомить обучающихся с произведениями фортепианной музыки современных композиторов.

Тип урока: Урок комплексного применения ЗУН обучающихся.

Обучающихся в классе: 16.

Используемые учебники и учебные пособия: 

Альбомы фортепианных пьес Андрея Классена «Фортепианные пьесы. Для фортепиано соло в 4 руки в 2-х частях» и «Музыкальные эскизы» в 2-х альбомах.

Используемая методическая литература: 

- Смирнова Т.И. Интенсивный курс по фортепиано. Методические рекомендации. – М. 2003.

- Бочкарёв С.И. Психология музыкальной деятельности – М. 1988 г.

- Милич Б. Воспитание ученика – пианиста. – К 1997 г.

- Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – 1978 г.

- Ляховицкая С. Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре. – Л 1977 г.

Используемые ЦОР:

Презентация с методическими рекомендациями по разучиванию и исполнению каждой пьесы.

Краткое описание:

Важным и полезным представляется изучение фортепианной музыки современных композиторов. Наш урок знакомит с биографией и творчеством композитора Андрея Классена. Пьесы из его альбомов проиллюстрировали обучающиеся моего класса. Ко всем пьесам перед каждым выступлением засчитывались составленные мною методические и исполнительские рекомендации.

Ход урока:

I. Современная фортепианная музыка, её значимость и место в детском  репертуаре.

В учебном процессе современной музыкальной школы наряду с традиционным классическими образцами детской музыки, уже прошедших испытание временем, важным и полезным представляется изучение фортепианной музыки 20-21 столетий, в том числе композиторов – наших современников.

Творческий педагог всегда стремится расширить и обновить учебный репертуар юных пианистов, не смотря на наработанный обязательный классический репертуар для различного уровня подготовки детей. Современные композиторы, сочиняющие для детей, стараются сочинять таким образом, чтобы музыкальные произведения были доступны восприятию и техническим возможностям ребёнка, отличались ярким выражением определённого настроения. Если ребёнку музыка близка и понятна, если она затрагивает «тоненькие струнки» его души, у него появляется настойчивость и трудолюбие, желание достичь успешного результата. И тогда у ребёнка раскрываются лучшие качества и черты его характера и занятия музыкой вызывает положительные эмоции, и гармонизируют его психику.

При исполнении пьес современных композиторов, ещё не вошедших в  «эталонный список» любая трактовка, любая интерпретация будут возможны и уместны и уж точно не вызовут ненужных сравнений с фортепианной классикой прошлого. Таким образом, приобщение ребёнка к музыкальному языку современного фортепианного искусства является одной из актуальных педагогических задач на сегодняшний день.


II. Биография и творчество композитора А. Классена.

Андрей Классен, российский композитор, родился 14 января 1955 г в шахтёрском городке Сарани под Карагандой в семье ссыльных немцев. Родители прекрасно владели музыкальными инструментами, были самоучками. Не получив сами должного образования, родители дали профессиональное музыкальное образование Андрею и его сёстрам. Андрей Классен закончил в 1974 г Темиртаусское музыкальное училище (в Казахстане) и в 1979 г в Новосибирске консерваторию по классу фортепиано. В 1990 г вслед за родителями и сёстрами со своей семьёй он переехал жить в Германию и проработал до 2000 г в музыкальной школе Вейнсберга. Он открывает свою частную школу, где вместе с сёстрами и детьми преподает. Ещё с 90-х годов Андрей начал сочинять, началось с небольших пьесок- размышлений, которые он называл музыкальными зарисовками. Позже начали появляться характерные пьесы, которые Андрей писал для своих многочисленных учеников. Так же были написаны пьесы, входящие в 2 альбома «Музыкальные эскизы», где ученики часто являлись первыми исполнителями новых пьес. Пишет музыку для других инструментов, для хора. Сейчас Андрей Классен руководит четырьмя хорами в Германии, пишет для них песни, делает аранжировки, так же продолжает писать пьесы для фортепиано.

III. Пьесы из фортепианных альбомов: «Фортепианные пьесы. Для фортепиано соло в и 4 руки» в 2-х частях и «Музыкальные эскизы» в 2-х альбомах.

Сборник пьес «Фортепианные пьесы. Для фортепиано соло и в 4 руки» композитор создавала несколько лет. В первую часть вошли 26 характерных пьес для фортепиано соло, а во вторую часть вошли ансамбли в 4 руки, в 10 рук.

Пьесы написаны в различных жанрах – танцевальных, шарж, программная музыка. Названия пьес, данные самим композитором, передают тонко настроение пьес, что помогает пробуждению и развитию образного восприятия у обучающихся и направляют воображение и исполнение детей в нужном  направлении.

1. Пьеса «Петух и куры» - программная.

Для передачи образов петуха и курочек используются такие средства музыкальной выразительности, как штрих стаккато, акценты, меняющийся размер. Полезно с учеником сочинить подтекстовку и необходимо добиться отчётливой артикуляции  при игре.

Трудность пьесы – в исполнении  точного ритма  при смене размера и динамики в подвижном темпе.

Пьесу исполнит Погребняк Настя, обучающаяся в 1-м классе.

2. Ирландская песня – это коротенькая пьеса с выразительной мелодической линией, передающей широту и напевность. Может быть уместна подтекстовка начальной фразы: «О, Ирландия, родная!».

Трудность в исполнении ученика – это игра глубоким легато, «пропевание» мелодии пальцами на первом плане, а сопровождении играть мягче и тише, особенно когда в середине мелодию ведёт левая рука.

Пьесу исполнит сейчас Вислоушкина Ира, обучающаяся в 0 классе.

3. Полька – это жанровое произведение, написанное в простой трёхчастной форме, лёгкий, весёлый танец. Для передачи характера польки композитор использовал штрих стаккато.

Трудность в исполнении – добиться отчётливой артикуляции (стаккато) и координации в руках при смене динамики, в подвижном темпе, передать праздничный, искристый характер музыки.

Пьесу исполнит Менлязова Эльвина, обучающаяся 1-го класса.

4. Птички – программная пьеса.

Изображение различных местных жителей (в данной пьесе птичек) на фортепиано способствует развитию воображения, художественного сочинения, а так же овладения приёмами артикуляции на фортепиано.

Трудность в исполнении – добиться лёгкости, непринуждённости в исполнении трелей и штриха стаккато, а так же в координационном взаимодействии рук в быстром темпе и на разной динамике.

Пьесу сыграет Сейед-Халилолахи Люсия, обучающаяся 2-го класса.

5. Караван – это программная пьеса, написанная в 3-х частной форме. Первая и репризная третья части передают картину движения каравана по пустыне. В левой руке используется бас остинато, передающий монотонность шагов, а в правой руке сдержанная мелодия в виде реплик, отражающих палящий зной, горячий песок. Средняя часть – это отдых у колодца в оазисе, меняется тональность, темп, в левой руке пружинящий ритмический рисунок передаёт радостный характер в этой части.

Программа помогает пробуждению образного восприятия у ученика и направляет воображение и исполнение для создания нужных образов.

Трудность пьесы – в передаче образов при смене темпа, характера, размера, тональности в частях, а так же в исполнении точного ритмического рисунка в сопровождении.

6. Старая добрая карусель – быстрая весёлая пьеса, написанная в форме рондо для фортепиано в четыре руки. Карусель кружиться, сверкая огнями, по кругу возвращаясь через эпизоды к рефрену. И бегут, бегут карусельные лошадки, унося детей и взрослых в прекрасный мир детства.

Трудность исполнения – в передаче формы произведения с многочисленными репризами, в быстром темпе с отчётливой артикуляцией, в точности ритмического рисунка, смене динамики.

Пьесу исполняет Хорунжая Катя, 4 класс с педагогом.

7. Музыкальные эскизы по стилю напоминают романтические, а порой и драматические баллады. Это более развёрнутые музыкальные формы, имеющие сюжетную линию исполнения. «Пьесы удобны пианистические, хочется их играть и играть – руки отдыхают, а душа наслаждается!» - так отзываются о музыкальных эскизах исполнители их играющие.


8. Музыкальный эскиз №5.

Эскиз написан в трехчастной репризной форме – это кантиленная пьеса. Необходимо прочувствовать эмоциональное отношение к исполняемой мелодии. Её можно сравнить с волной, накатывающей на берег и той кульминационной точки, к которой она катиться.

Среднюю часть нужно играть тёплым, проникновенным звуком.

Сложность – в артикуляции звуков, то есть в способе произношения мелодический линии.

Эскиз исполнит Даниленко Настя, обучающаяся 4-го класса.

 

9. Музыкальный эскиз №13.

Это пьеса спокойного, меланхолического характера. Пьеса – воспоминание о пережитых событиях.

Сложность – научить ребёнка слушать себя, выстраивать звуковую перспективу и дифференциацию между мелодией и аккомпанементом, эмоционально откликаться на мелодию.

Эскиз исполнит Келямова Мавиле обучающаяся 4-го класса.

10. Музыкальный эскиз №1.

В этой пьесе есть гармонического склада вступление. Это баллада прощания, грусти, скорби о прошедших счастливых днях.

Трудность – научить исполнять мелодию с внутренне эмоциональной наполненностью, фортепианному туше, соотношению мелодии и аккомпанемента.

Исполнит эскиз Вислоушкина Настя, обучающаяся 5 класса.

Ежегодно с целью расширения и обновления учебного репертуара юных пианистов я с обучающимися своего класса изучаем новые фортепианные пьесы современных композиторов. Сегодня прозвучали пьесы из 3-х фортепианных сборников современного российского композитора Андрея Классена.

Его пьесы доступны, полезны, актуальны. Они поспособствовали развитию технических и музыкальных способностей у детей. Музыка Классена помогала им познавать мир, рождая в обучающихся хорошие чувства  и хорошие мысли.

Всё талантливое или доброе в искусстве должно становиться общественным достоянием, так и пьесы Андрея Классена я рекомендую преподавателям нашего отдела для пополнения уже существующего репертуара, так как хорошая музыка воспитывает так же как и хорошая книга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе, музыке и изобразительному искусству для учащихся 6-х классов "Молчаливый ход часов"

Урок направлен на развитие у учащихся эмоционального отношения к миру, создание условий для формирования историко-культурного мышления и общекультурной компетенции, духовного мира ученика, нравственно...

Урок по теме: «Музыка и живопись в творчестве русских композиторов и художников»

Музыка и живопись в творчестве русских композиторов и художников. Портреты русских композиторов А. Бородина, М. Глинки, С. Прокофьева. • Репродукции с картин русских художников И. Репина, В. Васнец...

Презентация к уроку музыки по теме: «Образы песен зарубежных композиторов» 6 класс

Презентация позволяет расширить представления учащихся по  изучаемой теме.......

Конспект урока « Романтизм в музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов. М.И.Глинка»

Тема урока: « Романтизм в музыке.  Стилевые особенности в творчестве русских композиторов.  М.И.Глинка»Тип урока: комбинированыйДидактическое обеспечение: мультимедийная презента...

Технологическая карта урока географии по теме Государственная территория России. Типы российских границ ( 8 класс)

Технологическая карта урока географии по теме Государственная территория России. Типы российских границ ( 8 класс)...