Урок/занятие с элементами профориентации «Правоохранительные органы в Российской Федерации» 7 класс
методическая разработка по обществознанию (7 класс)
Автор: Офилат Р.Я. – учитель географии и обществознания
МБОУ «Цветочненская СШ им К.С. Трубенко» Белогорского района Республики Крым
- Тема - «Правоохранительные органы в Российской Федерации»
- Целевая аудитория: обучающиеся 7 классов
- Цель сформировать у учащихся представление о системе правоохранительных органов РФ; ознакомить учащихся с функциями правоохранительных органов; на конкретных примерах показать, что их основная функция - обеспечение законности и правопорядка
- Задачи
- Сформировать представление о правоохранительных органах РФ и их функциях;
- Познакомить с юридическими профессиями.
- Планируемые результаты
Предметные: познакомиться с понятием «правоохранительные органы»; изучить функции правоохранительных органов; знание юридических профессий
Метапредметные:
- Коммуникативные – развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии
- Регулятивные – самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, цели урока; искать и выделять необходимую информацию.
- Познавательные – анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, давать определение понятий.
Личностные: воспитывать уважение к людям, которые охраняют правопорядок в обществе, чувство отвественности за свои действия и свой профессиональный выбор.
- Актуальность и обоснование выбора темы
Федеральный государственный стандарт основного общего образования нового поколения определяет необходимость профориентации. В ФГОС отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы.
Изучение темы "Основы российского права" в курсе обществознания в 7 классе позволяет раскрыть роль изучения права с позиций профориентации, ведь право является основой многих профессий (судья, нотариус, юрисконсульт и т.д.). Это можно сделать через проведение специальных занятий профориентационной направленности, один из вариантов которых представлен в данной разработке. Для проведения урока можно использовать резервное время или повторительно-обобщающий урок по теме "Основы российского права"
Актуальность данного урока заключается в повышении мотивации подростков на дальнейшее познание юриспруденции с целью самоопределения в выборе будущей профессии, адекватным способностям, желаниям личности. Данная тема урока позволяет углубить правоведческие знания, знакомит с основами профессиональной деятельности юриста. Направлена на удовлетворение познавательных интересов школьников в юридической области. Данная тема может и должна заинтересовать тех, кто стремится связать своё будущее с профессией правоведа и тех, кто просто хочет повысить уровень своей правовой культуры.
Профориентационные цели мероприятия: познакомить учащихся с существованием профессий, связанных с предметом «право»; показать актуальность данного предмета при выборе своей будущей профессии.
Новизна данной разработки – это наличие разнообразных впечатлений о мире профессий, которые позволяют обучающимся анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно, осознано делать выбор профессии.
Использование информационно-компьютерной технологии позволяет:
- повысить уровень интереса к рассматриваемому вопросу или проблеме;
- повысить эффективность предлагаемых теоретических сведений через одновременный показ демонстрационного материала с высокой степенью наглядности;
- повысить уровень мотивации обучаемого на контакт с новой областью знаний;
Использование предложенных материалов позволит педагогам в интересной форме познакомить детей с различными профессиями в юридической сфере, а также использовать данный материал для проектно-исследовательской деятельности в области профориентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obshchestvoznaniya_pravoohranitelnye_organy_v_rossiyskoy_federatsii_7_klass.docx | 26.15 КБ |
pravoohranitelnye_organy_rf_7_klass.pptx | 835.55 КБ |
prilozheniya.docx | 153.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Республиканский конкурс методических разработок
по профориентации обучающихся
«Мастерская профориентации» в 2024 году
Общее образование
Категория
Урок/занятие с элементами профориентации
Номинация
Урок обществознания «Правоохранительные органы в Российской Федерации» 7 класс
Название конкурсной работы
Автор: Офилат Раиса Яковлевна
Учитель географии и обществознания
Муниципального бюджетного
общеобразовательноого учреждени
«Цветочненская средняя школа имени
К. С. Трубенко» Белогорского района
Республики Крым
- Актуальность и обоснование выбора темы
Федеральный государственный стандарт основного общего образования нового поколения определяет необходимость профориентации. В ФГОС отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы.
Изучение темы "Основы российского права" в курсе обществознания в 7 классе позволяет раскрыть роль изучения права с позиций профориентации, ведь право является основой многих профессий (судья, нотариус, юрисконсульт и т.д.). Это можно сделать через проведение специальных занятий профориентационной направленности, один из вариантов которых представлен в данной разработке. Для проведения урока можно использовать резервное время или повторительно-обобщающий урок по теме "Основы российского права"
Актуальность данного урока заключается в повышении мотивации подростков на дальнейшее познание юриспруденции с целью самоопределения в выборе будущей профессии, адекватным способностям, желаниям личности. Данная тема урока позволяет углубить правоведческие знания, знакомит с основами профессиональной деятельности юриста. Направлена на удовлетворение познавательных интересов школьников в юридической области. Данная тема может и должна заинтересовать тех, кто стремится связать своё будущее с профессией правоведа и тех, кто просто хочет повысить уровень своей правовой культуры.
Профориентационные цели мероприятия: познакомить учащихся с существованием профессий, связанных с предметом «право»; показать актуальность данного предмета при выборе своей будущей профессии.
- Тема урока - Правоохранительные органы в Российской Федерации
- Класс – 7
- Цель сформировать у учащихся представление о
системе правоохранительных органов РФ; ознакомить учащихся с функциями правоохранительных органов; на конкретных примерах показать, что их основная функция - обеспечение законности и правопорядка
- Задачи
- Сформировать представление о правоохранительных органах РФ и их функциях;
- Познакомить с юридическими профессиями.
- Планируемые результаты
Предметные: познакомиться с понятием «правоохранительные органы»; изучить функции правоохранительных органов; знание юридических профессий
Метапредметные:
- Коммуникативные – развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии
- Регулятивные – самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, цели урока; искать и выделять необходимую информацию.
- Познавательные – анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, давать определение понятий.
Личностные: воспитывать уважение к людям, которые охраняют правопорядок в обществе, чувство отвественности за свои действия и свой профессиональный выбор.
Оборудование и материалы: раздаточный материал- рабочие листы и «Профессиограммы», презентация, учебник, видеоролик «Правоохранительные органы», мультимедийный комплекс.
Список использованных источников:
- Обществознание. 7-й класс: учебник / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лабезникова, А. В. Половникова [и др.]. – Москва: Просвещение, 2023. – 144 с.
- Профессиограммы https://pudschool.ucoz.ru/documents/011.professiogrammy.pdf
- Генератор ребусов http://kvestodel.ru/generator-rebusov
Тип урока. Урок усвоения новых знаний.
Методы и методические приемы: проблемный, эвристический, частично-поисковый, информационный
Формы организации деятельности обучающихся: групповая, индивидуальная.
Ход урока.
- Организационный момент.
Приветствие учащихся. Поверка готовности к уроку.
- Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.
Слайд 1
- «Найти общее». Перед вами находятся три изображения, между которыми нужно найти то, что их связывает.
Слайд 2
- Ребус
Сообщение темы урока. Формулирование целей
Слайд 3
- Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
- Что такое правоохранительные органы?
- Назовите известные вам правоохранительные органы.
Работа с видеороликом «Правоохранительные органы».
Учебник стр 126 – определение. Рабочий лист ( приложение 1) задание 1-2
- Назовите основные задачи правоохранительных органов.
- На какие группы делят правоохранительные органы?
- Приведите примеры правоохранительных органов каждой группы
Проверка выполнения работы –слайды 4-5
Правоохранительные органы — это специальные уполномоченные государством органы, которые охраняют закон и правопорядок, защищают права и свободы граждан, ведут борьбу с преступностью [1].
Наверняка вы все слышали такое понятие ЮРИСТ? Кто такие юристы?
Слайды 6-7
Юрист – это общее название для многих профессий. Это такие профессии как адвокат, прокурор, следователь, пристав и т.д.
Профессия юриста является одной из самых древних в истории цивилизации. Она появилась вместе с правом. Ее роль возрастала по мере развития законодательства, повышения регулирующего значения права в жизни общества. Знание права и умение его применять стало важным условием для осуществления многих функций государства.
Профессии юриста принадлежит важная социальная роль. Юристы защищают интересы личности, ее права, свободы, собственность, интересы общества, государства от преступных и иных противоправных посягательств. Они призваны вести борьбу за справедливость, гуманность, законность, правопорядок. Социальная роль юриста особенно возрастает в правовом государстве, где соблюдению и исполнению юридических норм придается важнейшее значение.
В зависимости от содержания юридической работы, сферы ее применения, форм и методов ведения она делится на следующие виды: правосудие, прокурорский надзор, оказание юридической помощи гражданам и организациям (адвокатская деятельность), совершения нотариальных действий, правовая работа в государственных органах, на предприятиях в учреждениях и организациях. Существование различных видов юридической работы обусловливает специализацию юристов, без которой квалифицированное и успешное выполнение того или иного вида работы маловероятно.
Давайте познакомимся с некоторыми юридическими профессиями.
Работа в группах: 4 группы, каждая получает Профессиограмму (приложение 2) и заполняет таблицу в рабочем листе (задания 3-4).
- Разгадайте ребусы и определите, какие юридические специальности мы рассмотрим?
- Используя материалы Профессиограммы заполните таблицу:
Профессия | Содержание работы | Какие знания и умения необходимы | Профессиональные качества | Привлекает ли вас эта профессия (+/-) |
Презентация работы групп.
- Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.
- Назовите основыне задачи правоохранительных органов?
- Приведите примеры правоохранительных органов?
Обсуждение результатов, заполнения таблицы.
- Чем была полезна сегодняшняя работа на уроке?
- Какие формы работы на уроке понравились? Не понравились?
- Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания
Слайд 9 – 10 §18, стр 120-127
Творческое задание (по выбору):
- подготовить творческую работу о профессии, связанной с правом (презентация, эссе-размышление, рисунок).
- Взять интервью у специалиста юридической специальности, подготовить видеоотчет.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разгадай р ебус и определи тему урока
Правоохранительные органы в Российской Федерации
Правоохранительные органы — это специальные уполномоченные государством органы, которые охраняют закон и правопорядок, защищают права и свободы граждан, ведут борьбу с преступностью.
Кто такой ЮРИСТ? СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ защита интересов личности, ее права, свободы, собственность, интересы общества, государства от преступных и иных противоправных посягательств. борьба за справедливость, гуманность, законность, правопорядок ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ п равосудие прокурорский надзор оказание юридической помощи гражданам и организациям (адвокатская деятельность) с овершения нотариальных действий, правовая работа в государственных органах, на предприятиях в учреждениях и организациях
Работа в группах
РЕФЛЕКСИЯ - Чем была полезна работа на уроке ? - Какие формы работы на уроке понравились? Не понравились?
Домашнее задание §18, стр 120-127 Творческое задание (по выбору): подготовить творческую работу о профессии, связанной с правом (презентация, эссе-размышление, рисунок). Взять интервью у специалиста юридической специальности, подготовить видеоотчет.
Юрист — представитель милиции, Юрист — представитель суда, Прокуратуры , юстиции, В заводах, отделах труда, Юрист — профессия откровенная, Отзывчивая и неизменная, Участливая и устремленная, И , как часы, заведенная. СПАСИБО ЗА УРОК!!!
Предварительный просмотр:
Приложение 1
ФИ _______________________________________________________
Рабочий лист
Тема урока: __________________________________________________________________
Используя информацию видеоролика и определение стр 126 учебника выполните задания:
- Назовите основные задачи правоохранительных органов.
- _____________________________________________________________
- _____________________________________________________________
- _____________________________________________________________
- Заполните схему:
- Разгадайте ребусы[3] и определите, какие юридические специальности мы рассмотрим?
_____________________________________
_________________________________________
_________________________________
_________________________________________
- Изучите материалы Професиограммы и заполните таблицу:
Профессия | Содержание работы | Какие знания и умения необходимы | Профессиональные качества | Привлекает ли вас эта профессия (+/-) |
Приложение 2
Профессиограммы[2]
АДВОКАТ
Слово “адвокат” в переводе с латинского языка означает “призываемый на помощь”. Адвокаты - лица, избравшие своей профессией оказание юридической помощи нуждающимся в ней людям, предприятиям, учреждениям.
1. Содержание работы.
Адвокаты - знатоки права. Они дают консультации и советы по правовым вопросам, разъяснения и справки по законодательству: составляют жалобы, заявления и другие документы правового характера. Адвокаты выступают в качестве защитников подсудимых или представителей интересов потерпевшего, истца, ответчика. В ряде случаев они принимают участие непосредственно в судебном процессе (по всем делам о преступлениях несовершеннолетних). Адвокат может участвовать в качестве защитника с момента предъявления обвинения лицам, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту. В нашей стране каждый адвокат состоит членом коллегии адвокатов, через которую он и принимает все поручения по ведению дел и оказанию юридической помощи. Так, с учреждениями, организациями и т.д. коллегии адвокатов могут заключать договоры на ведение дел в судах, арбитражах.
Адвокат обязан использовать все предусмотренные законодательством средства и способы защиты в целях выяснения обстоятельств, оправдывающих обвиняемого или смягчающих его ответственность. Он не имеет права разглашать сведения, сообщенные ему обратившимся за помощью.
2. Знания, умения.
Должен знать: историю и современное состояние гражданского и уголовного права, психологию, логику, структуру и функции таких государственных органов, как суд и арбитраж, быть досконально знакомым с Конституцией РФ.
3. Профессионально важные качества.
Особенности работы адвокатов требуют от них таких качеств, как честность, высокое чувство ответственности, гражданственности, умения хранить профессиональные тайны. Очень важно для адвоката умение логично мыслить и четко, грамотно, языком понятным для окружающих, излагать свои мысли в устной и письменной форме. В своей деятельности адвокат постоянно опирается на организованную структуру знаний, поэтому ему необходима хорошая долговременная структурированная память, а также память эмоциональная, так как апеллируя к суду, он в эмоциональной форме воспроизводит эпизоды из жизни обвиняемых, характеризует их переживания. Помогают адвокату в работе и способность к концентрации внимания, выдержка, эмоциональная устойчивость.
Профессию адвоката можно получить в юридических институтах и на юридических факультетах университетов.
НОТАРИУС
Профессия нотариуса существовала еще в древнем Риме. Так называли писца, который составлял проекты сделок, различных договоров. Нотариальные органы удостоверяют бесспорные права или бесспорные факты, имеющие юридическое значение. Они юридически закрепляют права и законные интересы граждан, государственных учреждений, предприятий и организаций, предупреждая тем самым возможные правонарушения.
1. Содержание работы.
Нотариусы удостоверяют завещания, устанавливают право на наследство, решают вопросы о праве собственности, удостоверяют договоры о купле-продажи, обмене, займе, найме и пр. В деятельности нотариуса неразрывно переплетаются работа с документами и общение с людьми. Он обязан оформлять документы четко и грамотно, строго соблюдая все формальности. Он несет ответственность за все дело производство. Первая заповедь нотариуса - совершать действия только основанные на законах государства. Все работники нотариальной конторы обязаны соблюдать тайну совершаемых по поручению каких-либо граждан или организаций нотариальных действий.
2. Знания, умения.
Он должен знать законодательство, особенно в гражданской, брачно-семейной, земельной и трудовой части. В арсенале технических средств нотариальной конторы - копировальные машины, светоанализаторы, автоматизированные справочные устройства. Современному нотариусу необходимо уметь пользоваться этими средствами.
3. Профессионально важные качества.
Нотариус должен обладать большим объемом долговременной памяти, способностью к анализу (анализ обстоятельств дела). Государственного нотариуса отличают логичность мышления, принципиальность, твердость характера, честность. Он должен уметь войти в положение клиента не нарушая при этом дистанции, не поддаваясь уговорам и эмоциям.
Гуманность, терпеливость, выдержка, корректность, усидчивость при работе с документами, собранность, дисциплинированность, аккуратность - необходимые профессионально-важные качества нотариуса.
Получить профессию нотариуса можно в техникуме, либо в ВУЗе.
СУДЬЯ
Основной принцип правосудия в нашей стране - единый и объективный суд, независимый от расовой и национальной принадлежности подсудимого, его социального и служебного положения. Результат деятельности суда - вынесение приговора по делу на основании глубокого и всестороннего исследования доказательств в соответствии с действующим законодательством.
1. Содержание работы.
Профессия судьи является одной из наиболее сложных юридических профессий. Судебные дела, рассматриваемые народным судьей, чрезвычайно разнообразны и по его объему, и по своему характеру (уголовные, гражданские дела, дела об административных нарушениях и т.д.). В ходе судебного следствия проводится подробнейший анализ и проверка объективности всей информации, собранной по данному делу. Судья наделен властными полномочиями, т.е. может применять власть от имени закона. Вся добытая в ходе процесса информация представляется в специальной форме: протокол, приговор, определение и пр.
2. Знания, умения.
Должен знать: гражданское и уголовное право, психологию, логику, Конституцию РФ, структуру и функции суда, прокуратуры, арбитража.
3. Профессионально важные качества.
Особенности работы судьи требуют от него таких профессионально важных качеств, как объективность, принципиальность, выдержанность, умение слушать, эмоциональная устойчивость, умение управлять чужой эмоциональной сферой. Судья также должен обладать избирательностью и переключаемостью внимания, большим объемом долговременной памяти, а также эмоциональной памятью, позволяющей воспроизводить пережитое преступником, жертвой. Необходимость анализировать в ходе судебного процесса, а где-то и догадываться интуитивно требует от людей этой профессии развитого логического и интуитивного мышления.
ПРОКУРОР
(от лат. procurare — управлять, ведать чем-либо, заботиться) — человек с юридическим образованием, уполномоченный представлять сторону обвинения в суде, а также следить за соблюдением законности практически во всех сферах жизни страны.
- Содержание работы.
Участие в судебных делах, как уголовного, так и гражданского характера. - Действия, направленные на опротестование решений суда, если они не соответствуют закону. Также прокурор может поставить под сомнения различную документацию и акты, передав разбирательства в суд. - Расследует административные нарушения и начинает производства по ним. - Контролирует процесс исполнения судебных приговоров и следит за соблюдением законов. - Работа с простыми гражданами. Каждый имеет право обратиться с жалобой в прокуратуру. Прокурор же обязан принять ее и рассмотреть, при необходимости – провести проверку, расследование и передать дело в суд. - Участвует в правотворческой деятельности. - Проведение следственных мероприятий с целью получения дополнительной и необходимой доказательной базы.
- Знания, умения.
Должен быть знаком с гражданским и уголовным кодексами, конституцией и другими документами, которые необходимы в его деятельности.
- Профессионально важные качества.
хороший интеллект, - аналитическое мышление, - хорошая память, - эмоциональная устойчивость, - самодисциплина, - честность, - высокое чувство ответственности и веры в свои силы, - коммуникабельность (умение находить общий язык с разными людьми).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона 1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие...
Презентация по обществознанию в 8 классе "Государственные органы Российской Федерации" 8 класс
Презентация по обществознанию в 8 классе "Государственные органы Российской Федерации" по учебнику ФГОС "Обществознание" О.Б.Соболева и В.Н.Чайка. Данная презентация позволит учителю досту...
«Всероссийский урок Конституции Российской Федерации» «Мы - граждане Российской Федерации».
Главная цель Всероссийского урока - формирование у школьников российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России. Задачи Всероссийского урока:- формировать пра...
Правоохранительные органы Российской Федерации
Презентация о системе провоохранительных органов....
Презентация "Правоохранительные органы Российской Федерации"
Правоохранительные органы Российской Федерации...
ОБЗР 8 класс Урок 6 - Тест "Состав и назначение Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинские символы Вооруженных Сил Российской Федерации"
ОБЗР 8 класс Урок 6 - Тест "Состав и назначение Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинские символы Вооруженных Сил Российской Федерации"...