Урок в 8 классе "Есть ли у красоты свои законы" по программе "Искусство"
план-конспект урока по музыке (8 класс) на тему

Урок искусства в 8 классе по программе «Искусство 8 – 9 класс»  Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой.
Тема раздела: «Красота в искусстве и жизни»  Тема урока: «Есть ли у красоты свои законы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл est_li_u_krasoty_svoi_zakony.docx716.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок искусства для 8-го класса на тему: «Есть ли у красоты свои законы».

Емельяненко Юлия Витальевна, учитель музыки

Тип урока: урок углубления знаний.

Цель: развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как форме освоения мира

Задачи:

- расширять сферу познавательных интересов в области искусства и  формировать у учащихся целостный взгляд на мир во всём его многообразии и единстве;

- дать общее представление о специфике выразительных средств различных искусств;

- формировать опыт эмоционально-образного восприятия;

- углубить понятия выразительности и изобразительности в музыке, живописи, архитектуре, литературе;

- выявить и закрепить у учеников понимание терминов «гармония», «симметрия», «ритм», «композиция», «золотая пропорция (золотое сечение)».

- создать условия для развития у учащихся культуры устной речи, расширение словарного запаса;

- активизация творческих способностей учащихся.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, музыкальный центр, текст цитат.

Ход урока:

- Архитектурное сооружение (храм или просто дом, изба), живописная картина или произведение графики, скульптура или изделие народных умельцев, церковное песнопение или народная песня, спектакль, кинофильм или крупное сочинение для симфонического оркестра – все они созданы по законам. И это законы красоты. Каковы же они?

 Основная часть 

- Первый закон попробуем найти в высказываниях  различных людей.

Цитаты:

  1.  «Вера в себя и поиски истины образуют …» (Николай Рерих, художник, писатель, философ).
  2. «Все хорошо и прекрасно в …, в соответствии с самим собой» (В. Белинский, русский мыслитель, писатель, литературный критик, публицист, философ).
  3. «Из разнообразия возникает совершенная  ...» (Гераклит, древнегреческий философ).

- Предлагаю вам найти слово (понятие), встречающееся во всех высказываниях.  (У детей это могут быть слова «порядок», «стройность», «сочетание», «согласие», «равновесие».  Я выписываю эти слова на доске. Называем искомое слово - гармония. Следует отметить, что все авторы вкладывают несколько разный смысл в понятие “гармония”.)

- Что же есть гармония? (ответы детей) Даю определение. Гармония  (греч.  harmonia) —  это  созвучие,  согласие,  соразмерность,  соподчиненность  частей  целого. В древнегреческой философии — организованность космоса, в противоположность хаосу. Итак, главные, общие для всех видов искусства законы, определяющие прекрасное, основаны на гармонии.

- Древние  греки,  открывшие  понятие  гармонии,  тесно  связывали  ее  с понятием меры.  «Меру во всем соблюдай»,  —  советовали  древнегреческие мудрецы.  

- Найдём ещё один закон красоты.  Посмотрим несколько изображений.

http://licey1matem.at.ua/_fr/0/0677044.jpg http://bse.sci-lib.com/pictures/19/10/243454810.jpg http://club.foto.ru/gallery/images/photo/2004/11/10/307357.jpg http://assets2.lookatme.ru/assets/article_image-image/78/a7/154225/article_image-image-article.jpg http://bm.img.com.ua/img/prikol/images/large/1/8/161881_296439.jpghttp://www.fotochel.ru/photos/NikZhilin_6nWw5lV1267370944_pre.jpg http://clubcanon.ru/uploads/gallery/album_3/gallery_15477_3_47172.jpghttp://cranbrook.homestaging.com/files/2012/07/Living-Room3.jpg

- Что интересного вы заметили? Симметрия! Действительно симметричные объекты окружают нас буквально со всех сторон, мы имеем дело с симметрией везде, где наблюдается какая-либо упорядоченность. Симметрия (от греческого symmetria - "соразмерность") - противостоит хаосу, беспорядку. Получается, что симметрия – это уравновешенность, упорядоченность, совершенство, красота. “Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство”, говорил немецкий математик и физик  Герман Вейль.

- Кто знает, что такое палиндром? Это перевертень, симметричное число, слово или фраза, одинаково читающиеся как слева направо, так и справа налево. Например: Анна, казак и др. Попробуйте собрать фразу-палиндром из нескольких слов (слова на слайде по отдельности):

суток скоро сорок коту (коту скоро сорок суток)

молоко около Миши (около Миши молоко)

давно он в аду (он в аду давно)

- Весь мир можно рассматривать как проявление единства симметрии и асимметрии, но даже асимметричное в целом сооружение может являть собой гармоничную композицию из симметричных элементов.

- Попробуем найти ещё один закон красоты. Повторите за мной (прохлопываю несколько ритмов). Что мы делали? Отстукивали различные ритмы. Ритм в искусстве определяет характер композиции.

Типичный  признак  ритма  —  определенная  закономерность  в  повторяемости  явлений, форм,  элементов.  В музыке, например, пунктирный ритм  характерен  для  марша, под него удобно шагать, а мерное чередование ровных  длительностей  удобно  для пения колыбельной  песни. А какие инструменты лучше всего передают ритм? Да, ударные.

Послушаем мелодию.

Слушание Африка – Там-тамы

- Как вы думаете, с какого континента она пришла, почему? (Африка)

Но ритм является  и  характерным  свойством  любого живого  организма. Биоритмы  —  условие  его  существования.  Ритм передает  движение. Это своего рода мера времени. Напишите, что в природе подчинено ритму (смена  дня  и  ночи,  времен  года,  фаз  луны и  т. д.) 

- Мы наш сегодняшний урок тоже строим в определённой последовательности: введение в тему, постановка проблемы, раскрытие основных понятий, подведение итогов и заключение. То есть, мы выстраиваем композицию урока. Что же такое – композиция и где она встречается? (Ответы детей)

- Композиция (от лат.  composito  —  сочинение,  составление,  соединение,  примирение)  в  искусстве  —  построение, внутренняя  структура произведения,  его целостность  и  соразмерность  составляющих  частей.

- Построение подчиняется опять же мере, пропорции. Особенно  важную  роль  в  искусстве  играет  золотая  пропорция — пропорция  золотого  сечения, применявшаяся  со времен Античности.  Кто из вас знает, в чём её смысл?

http://www.abc-people.com/data/leonardov/pic_z-2.gif          a : b = b : c

- Золотое сечение получается при  делении  отрезка  на  две неравные  части таким образом, что  меньшая  часть  так  относится  к большей,  как  большая  ко  всей  длине  отрезка.  Золотое  сечение  вселяет одновременно чувства покоя и жизненной  силы и потому воспринимается  как прекрасное. Считается, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход Пифагор, древнегреческий философ и математик в VI веке до н. э. Леонардо да Винчи ввёл термин  «золотое  сечение».

  Ветка цикория и золотое сечениеВетка цикория и золотое сечение

Золотое сечение в природе

Золотые пропорции в частях тела человека http://www.lastech.mv74.ru/e107_files/mediagallery/images/leonardo.jpg 

И тело человека подчинено этому закону!

http://s004.radikal.ru/i208/1202/73/d1b9033477d4.jpg     http://pages.marsu.ru/iac/resurs/gorelysheva/21.jpg 

И архитектура.

http://hudozhnikam.runwww.hudozhnikam.ru/zolotoe_sechenie/ris20.png        И живопись …

- Согласно современным представлениям золотое деление – это асимметричная симметрия. Лучшие  произведения  искусства  —  архитектуры, музыки, живописи,  литературы —  построены  по  правилам  золотого  сечения.

        «Музыка ужасна, когда ни такта в ней, ни меры нет», - говорил Уильям Шекспир. Послушаем же одного из самых гармоничных композиторов. Как вы думаете, кто это будет?  (Ответы детей) В. А. Моцарт!

- Как вы думаете, а как проявляется золотое сечение в музыке? Мы на плоскости рисовали отрезок 8 см, а музыка звучит во времени и отрезок у нас будет временной. 8см = 8 минут. Мы услышим 1 часть Симфонии № 40 Моцарта, она звучит 8 минут. 1 часть – это две темы, два образа, 2 героя. Один из них взволнован (напеть главную партию), другой – изыскан, несколько отстранен (напеть). Между ними столкновение, развитие образов, но автор должен прийти к утверждению мысли одного какого – то героя. Вот этот возврат, он должен произойти на какой минуте? (на 5- ой).

Просмотр видеофильма «Число Фибоначчи. Золотое сечение».

- Итак, назовите законы красоты. (Ответы детей) Да, это гармония,  симметрия, ритм, пропорции, композиция. Они  —  базовые понятия  и  в  природе,  и  в  искусстве,  и в  науке.

- Древнегреческий  философ  и  математик  Пифагор  и  его  последователи утверждали,  что  все  прекрасно  благодаря числу. Они  создали  учение о  гармонии  сфер,  утверждая,  что  расстояния  между  планетами  соответствуют числовым  отношениям  музыкальной гаммы,  определяющей  целостность  и благозвучие  Космоса. И так думали не только древние. "Даже в ничтожнейших музыкальных элементах мы ощущаем проявление тех же сил, которые приводят в движение самые отдаленные звездные туманности», - говорил композитор Пауль Хиндемит. Композиция нашего урока завершается …

Д/З: напишите дома мини-сочинение на тему «Красота для меня – это…»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коспект урока искусства в 8 классе "Красота в искусстве и в жизни человека"

На уроке даётся представление о том, как менялись идеалы прекрасного в разные эпохи у разных народов, рассматривается, что является мерилом красоты. Урок сопровождается мультимедийной презентацией....

Методическая разработка урока по изобразительному искусству 5класс. «Красота народного костюма»

Учебная  программа  по  изобразительному  искусству  для  5-7  классов  составлена  на  основе  примерной  программы  по...

Презентация к уроку по теме "Откровенье вечной красоты", 8 класс.

Презентация к уроку искусства в 8 классе на тему "Откровенье вечной красоты" по программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской....

Урок в 8 классе "Есть ли у красоты свои законы" по программе "Искусство"

Урок искусства в 8 классе по программе «Искусство 8 – 9 класс»  Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой.Тема раздела: «Красота в искусстве и жизни» Тема урока: «Есть ли у красоты свои за...

Внеурочная деятельность "Красота своими руками"

Работы, которые делают учащиеся на внеурочной деятельности....

Программа кружка по декоративно-прикладному творчеству "Красота своими руками" для учащихся 7-9 классов

Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства, эмоции...