Статья: "Стилевые и вокальные особенности в работе над хоровым произведением"
статья по музыке на тему

Москвина Ольга Сергеевна

Статья: "Стилевые и вокальные особенности в работе над хоровым произведением" адресована педагогам-хормейстерам как дополнительная информация об особенностях музыкальных стилей, вокальных технических приемов, языковых и мелодических отличий.  В стастье рассказывается о взаимосвязи вокального и хорового исполнительства, о преодолении вокальных трудностей в работе над хоровым произведением. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

Дом детского творчества  «СОЮЗ»

Выборгского района Санкт-Петербурга

Статья

«Стилевые и вокальные особенности в работе над хоровым произведением»

Педагог дополнительного образования

Москвина Ольга Сергеевна

Санкт-Петербург

2016

Стиль – основная задача исполнительства.

          Первое, о чем мне хотелось бы сказать, это о взаимосвязи вокального и хорового исполнительства. Речь пойдет о трех основных вокальных стилях: это речитативный, певучий и колоратурный стили. Речитативный вокальный стиль тяготеет более всего к воспроизведению эмоционально-смысловых модуляций речи, интонационно и ритмически почти вплотную приближаясь к последней. В певучем стиле выразительным средством служит кантилена – широко развитая мелодия. Такая мелодия передает главное чувство, основную мысль целого. В то же время в мелодии, в ее интонационных подъемах и спадах, все динамических нюансах, в акцентах, в ритме может быть выделен особый смысл, значение отдельных моментов содержания. Отличительная черта колоратурного стиля – обилие музыкальных украшений: всевозможные фиоритуры, пассажи, гаммы, арпеджио, трели и так далее.

          Эти стили в той или иной степени присутствуют и в хоровой музыке. Не редко именно они придают произведению необходимый колорит и эмоциональную окраску. Однако в своей практике я сталкивалась с дирижерами, которые очень мало придают значения происхождению вокальной мелодии. Если сразу определить природу  темы, мелодии, то это поможет быстрее найти необходимую краску в исполнении данного произведения или отрывка и певческий звук станет отражением стиля. Это в первую очередь касается музыки эпохи барокко. Традиция исполнения произведений Баха, Букстехуде, Генделя, Гайдна, Вивальди диктует определенный взгляд на эталон звучания. И мало сказать, что это должно быть просто инструментальное звучание. Многие вокальные произведения подразумевают тембр конкретного инструмента: скрипки, флейты, трубы, горна. В хоровой музыке мы часто сталкиваемся с изобразительными элементами, с имитациями, подражанием духовым инструментам. Как правило, в большей степени это относится к партии мужских голосов (обработки русских народных песен, переложения инструментальных произведений для хора). Многие современные композиторы даже ставят такие пометки в нотах: например – подражая звуку валторны.

          Следующим главным моментом является Слово. Выразительность слова – один из главных помощников в вокальном исполнительстве. Это можно рассматривать с нескольких позиций. Первая: в одну и ту же фразу можно вложить разный смысл. Это делается за счет модуляций голоса. Динамические оттенки речи, акценты и тембровые краски голоса придают словам определенный смысл. Вторая: на каком языке исполняется произведение. Последнее занимает главенствующее положение. Возможно, об этом не так много пишут, но «высокая комиссия» оценит в первую очередь именно это. Просто научиться читать на иностранном языке – мало. Необходимо знать элементарный перевод и иметь чувство стиля языка. Это нужно для того, чтобы исполнение зарубежных сочинений имело такую же логику, как и исполнение произведений на русском языке.  Как известно каждый язык имеет свою мелодику, следовательно, и в музыкальном изложении подчеркиваются наиболее индивидуальные черты, оттенки речи. Важно не пройти мимо этого. Научится и в иностранном тексте выделять главное. Тогда музыка не будет звучать безразлично к смыслу исполняемого, и Слово, вступив в область музыки, станет новой категорией интонационного выражения мысли и чувств – пением.

Способы преодоления вокальных трудностей в работе над хоровым произведением.

  • Правильная фразировка

            Мы часто говорим о фразировке, когда хор начинает топтаться на месте. Таким                 образом, мы стараемся придать музыке движение. Но бывает, что уже и движение     есть, а музыка не звучит. В этом случае хормейстер забывает, что правильная фразировка помогает избежать вокальных трудностей. Иногда фразировка подчиняется не только главной мысли, не только главному слову в мелодии, а и тесситурным особенностям фразы. В первую очередь это касается высокой тесситуры, где высоким нотам иногда придается главенствующее значение, тогда как логическое ударение приходится на другой участок фразы с умеренной тесситурой. В этом случае нужно не заострять внимание хора на этих нотах, постараться сделать их проходящими. Также существует и другая крайность: мелодия с неразвитым диапазоном, вплоть до пропевания фразы на одной ноте. Во избежание однообразия необходимо сразу определить вершину, и какую роль в данном фрагменте играет слово. Как правило, слово в таких местах несет главную смысловую нагрузку.

  • Акцентуация

            Акцентуация также служит помощником для исполнителя. Возможно, что мелодия не очень рельефна и есть опасность безразличного исполнения. Акценты на главных совах помогут оживить музыку, и даже скрыть техническое неудобство пения. Например, если тесситура внезапно из длительного нахождения вверху падает вниз на большой интервал, то за счет подачи активного слова, (а может быть даже акцентированного, в зависимости от ситуации), можно избежать неровности звучания голоса.

  • Правильность распределения дыхания

          Умение отдыхать на паузах и не только.

  • Наполнение звука

          Драматургия музыкального изложения требует от исполнителя глубины понимания  и чувствования музыки. Наполнение звука самая сложная задача, особенно для  исполнителей хоровой музыки. В первую очередь это связано с вокальными данными музыканта, затем с его  коммуникативной стороной развития, но еще и с таким человеческим качеством, как умение обнажать свои чувства перед другими людьми. Закомплексованность, зажатость, неуверенность в себе отражаются и на звуке: робкий, дрожащий, интонационно неустойчивый и так далее.

           Хочу привести пример из своей практики. В своей педагогической работе с детьми (12-13 лет), не имеющими хороших музыкальных задатков, никогда не соприкасавшихся с музыкой я действовала методом убеждения, что каждый из них имеет голос. Он «сидит» в животе или иными словами находится внутри нас. Задача певца – достать голос изнутри. Надо сказать, что это дало свои результаты. Дети непроизвольно стали задумываться над тем, как это сделать. Таким образом, мы решили одну очень важную задачу: мы были застрахованы от провокации форсировать звук. Дети стали стараться вытянуть звук из себя. И я видела, что их шаги в верном направлении.

           Каждый исполнитель является художником. Он сам рисует картинку, работая над произведением. Для того чтобы слушатель воспринял музыку так, как вы ее задумываете, необходимо вложить в нее свою душу, глубоко проникнуть в содержание и научиться передавать свои эмоции публично.      

Литература.

1. Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Статья А. Доливо «Речитативы в вокальном искусстве», М. 1962.

2. Вопросы культуры речи. Статья А.Оголевец «Слово и музыка в вокально-драматических жанрах». вып.1, М. 1955.

3. П. Левандо, Хоровая фактура. Ленинград, Музыка, 1984.

4. П. Левандо, Хороведение. Ленинград, 1971.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над штрихами (legato, staccato) в хоровом произведении «Vois sur ton chemin», музыка Bruno Coulais

Работа над штрихами (legato, staccato) в хоровом произведении «Vois sur ton chemin», музыка Bruno Coulais   22.03.2011 г. Открытый урок Л.А. Сопиной, преподавателя вокально-хорового отде...

Применение интегративных связей в работе над музыкальным произведением (на примере вокально-хоровой и фортепианно-исполнительской деятельности.

В данной статье, исходя из определения понятия интеграция, анализа общих предпосылок, описывается возможность интегративных связей вокально-хоровой и фортепианно-исполнительской деятельности. На каждо...

Письменная аннотация на вокально – хоровое произведение

Составление методических рекомендаций по составлению аннотации к вокально-хоровому произведению.Разучивание школьной песни...

"Вокальная работа на хоровом отделении" открытый урок по хору, 2-3 классы.

"Вокальная работа на хоровом отделении" открытый урок по хору, 2-3 классы....

Особенности работы над текстом в хоровом произведении для детей

Методическая разработка урока старшего хора музыкально-хоровой студии....

Теория и методика работы над вокально-хоровым произведением

Теория и методика работы над вокально-хоровым произведением...

Индивидуальные особенности ребёнка в вокальной работе детского хорового коллектива

В материале описывается влияние индивидуальных особенностей ребёнка на развитие его певческих навыков....