Особенности работы над текстом в хоровом произведении для детей
методическая разработка на тему

Краюхина Анна Ивановна

Методическая разработка урока старшего хора музыкально-хоровой студии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx412.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества Сормовского района»

Методическая разработка урока:

«Особенности работы над текстом в хоровом произведении для детей»

C:\Users\admin\Desktop\4849-raskraska-Deti-poyut.jpg                                                   

                                                                   

                                                                   Автор-составитель:  

                                                                   Краюхина Анна Ивановна,

                                                                   педагог ДО

Нижний Новгород

2017 год

Название: Музыкально-хоровая студия, старший хор
Направление: эстетическое  
Дополнительная образовательная программа объединения музыкально хоровой студии, старший хор, возраст 11-15 лет
Срок реализации - 7 лет обучения. Количество детей в хоре – 35-45 человек
Раздел в  программе:
Тема: Особенности работы над текстом в хоровом произведении для детей
Место проведения: Центр Детского Творчества.
Время проведения: 17.10.2017 год

Цель урока: научить детей правильному произношению поэтического текста    

                       в хоровых произведениях путём различных распевок и

                       скороговорок, а также добиться ясного понимания текста.

Тип урока: закрепление  навыков и умений.

Задачи:

Обучающие: 1. Разбор понятия – дикция и атака звука (мягкая, твёрдая) ;

                       2. Работа над чётким произношением и над правильной дикцией

                           в хоровом произведении;

                       3. Выявление средств музыкальной выразительности, при

                           которых текст станет понятней и заиграет яркими красками;

                       4. Работа над чистотой интонации в условиях чёткого

                           произношения слова.

Воспитывающие: 1. Любовь к пению стихотворного текста;

                               2. Творческое ориентирование и

                                   художественно-эстетический вкус у детей;

                                3. Работоспособность и выносливость.

Развивающие: 1. Коммуникабельность;

                          2. Творческая память и воображение (фантазия);

                          3. Познавательный интерес учеников.

Методы: 
*Словесные: обсуждение и анализ текста
*Наглядные: показ стендов на данную тему
*Практические: выполнение распевок  на дикцию и чёткое произношение


Регламент занятия: 45 минут.

Оборудование: 1. Рояль;

                             2. Ноты;

                             3. Раздаточный материал (хоровые партии).

План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин;
  2. Блок распевок на чёткое произношение слова и попадание в резонаторы  – 7 мин.;
  3. Знакомство с понятием «дикция» и сороговорки – 10 мин.;
  4. Дыхательная гимнастика – 3 мин.;
  5. Работа над музыкальным произведением с анализом поэтического текста – 20 мин.:

муз. В. Ребикова, сл. А. Пушкина «Румяной зарёю покрылся восток»

(a cappella)

  1. Итог урока (+домашнее задание) – 3 мин.

Хоровое искусство – это обязательный синтез музыки и слова в условиях работы целого коллектива.

*По выражению К.С. Станиславского, хоровое или вокальное произведение, где слово – «Что», а музыка – «Как»,  создаётся синтетический образ, в котором музыка обогащает поэтический текст песни, делает его более выразительным и возвышенным. Перед участниками хора наряду с  музыкально-исполнительскими задачами встают задачи овладения словесно-речевой формой произведений, раскрытия их содержания, а это в значительной степени зависит от того, насколько ясно слушатели поняли главную мысль, а исполнители свободно, без напряжения воспроизвели каждое слово. Поэтому анализ поэтического текста в единстве с музыкой способствует более глубокому изучению всех сторон музыкальной формы хорового произведения , пониманию замысла композитора, более эмоциональному восприятию художественного образа (Барабаш О.С)

Ход занятия:

Этап учебного занятия

Задача этапа

Содержание деятельности

Ожидаемая деятельность обучающихся

I этап – организационный.













II этап – подготовительный.


III этап – основной.

IV этап -контрольный.









V этап – итоговый.

Подготовка детей к занятию.
- Организация внимания

- Блок распевок









Обеспечить мотивацию  обучения и принятие цели занятия

-Знакомство с понятием «дикция», «атака звука», небольшое обсуждение

-Скороговорки

Организация целенаправленной познавательной деятельности детей.

- Дыхательная гимнастика

- Подготовка к работе над произведением

Работа над текстом произведения.

-Анализ поэтического текста

-Введение упражнений для правильного произношение текста


Закрепить изученный материал (Исполнение произведения).Выявить качество и уровень полученных умений и навыков

Подведение итогов деятельности. Оценка деятельности детей на занятии.









Настрой детей на следующее занятие. Рефлексивный этап - выяснить настроение детей по окончании занятия, отношение к изученному материалу.

Домашнее задание.

Педагог входит в класс и здоровается с детьми:

- Здравствуйте, дети!

Начинаем распеваться:

1)настройка, разогрев голоса, ощущение резонаторов: на закрытый рот «ммм» (на одном звуке и на двух по четвертям, восьмым и шестнадцатым)
2)активизация артикуляционного аппарата: ди-би-ди-би-ди-би-ди-би-да (по нижнему тетрахорду вверх и вниз)

3)для сопрано: ли-и-и-и-йа-а-а (на стаккато, вверх)

4)для альтов: ми-мэ-ма-мо-му (вниз по тетрахорду)
5)упражнение на дикцию и активизацию внимания: до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до (затем от ноты «ре» и так далее  до ноты «си»)

- Я очень рада вас видеть! Садитесь!

-Сегодня мы проведём урок на тему «Особенности работы над текстом в хоровом произведении». Поэтому попробуйте мне ответить на вопрос: что такое «дикция»?

-Вы совершенно правы. И сейчас я вам дам более полное понятие этого значения. Под дикцией  подразумевается чёткое, внятное и ясное произношение звуков нашего языка с  правильной артикуляцией, с понятным произношением фразы или отдельного слова. Для того чтобы правильно артикулировать, для начала нужно широко и свободно открывать рот, чтобы звуки ни в коем случае не произносились сквозь зубы.

-Ребята, теперь ответьте мне на вопрос, что такое «атака звука» и какая она бывает?

-Чем же отличается мягкая и твёрдая атака звука?

Всё правильно, ребята. Мы всё разобрали, поэтому сейчас попробуем с вами произнести несколько скороговорок:

1)На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

2)Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа была тупа.

3)Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу.


-А сейчас мы с вами встанем, немножко расслабимся и отдохнём с помощью дыхательных упражнений:

1)Вдыхаем носом, при этом расширяются рёбра, удерживаем дыхание на секунду и выдыхаем на слог «тссс» как можно дольше, при этом рёбра сужаются обратно.

2) Также вдыхаем носом, задерживаем дыхание на секунды и отрывисто выдыхаем на слог «Ф-ф-ф», при этом должна хорошо ощущаться опора. Как будто прыгает мячик.

-Мы отдохнули и можем работать над произведением. Садимся и открываем произведение Ребикова «Румяной зарёю покрылся восток»

- Ребята, прежде чем петь хоровое произведение, нужно обязательно выразительно прочитать поэтический текст. Вы согласны со мной?

 

-Давайте прочитаем его вместе и разберёмся о чём же он:

Румяной зарёю
Покрылся восток.
В селе, за рекою,
Потух огонёк.
Росой окропились
Цветы на полях.
Стада пробудились
На мягких лугах.

Седые туманы
Плывут к облакам,
Гусей караваны
Несутся к лугам.
Проснулися люди,
Спешат на поля,
Явилося Солнце,
Ликует земля.

                

- Ребята, кто мне скажет, о чём же повествует нам данный текст?

-Молодцы! Все ответы абсолютно верные.

-А теперь, уже зная о чём стихотворение, прочтём его ещё раз в ритме, который написал композитор, скандируя каждое слово и проговаривая окончания: «Рру-мя-но-ой за-а-рёё-ю». Так вы не только чётко будете произносить текст, но и появится правильное ощущение опоры, диафрагма станет работать, дыхание не будет сбиваться.

-Ребята, почувствовали ли вы точку опоры и активную работу дыхания, выполняя данное упражнение?

-Теперь с таким же ощущением опоры и чётким произношением, давайте попробуем спеть первую фразу: «Румяной зарёю покрылся восток», но сначала ответьте мне, к какому слову мы должны стремиться здесь, когда будем петь и как нужно пропеть конец фразы?


-Правильно!

- Хорошо, теперь перейдём к серединке и разберём её.

Как вы считаете, чем должна отличатся фраза «Седые туманы плывут к облакам» от первой фразы? Должны ли мы её спеть как-то иначе?

-Ребята, а за счёт каких музыкальных средств композитор здесь хочет добиться ощущения статики?

-Правильно. Давайте споём среднюю часть.

-Хорошо! Мы с вами осмыслили поэтический текст, проговорили текст разными способами, разобрали фразы в музыкальном контексте. Я думаю, что мы готовы исполнить произведение целиком, готовы?

-Только сначала ответьте мне, где у нас смысловая и звуковая кульминация произведения? И как её нужно спеть?

-Отлично! Тогда давайте встанем и споём от начала до конца, не забывая о дикции и фразах. А главное, передавая характер произведения и настроение частей.

-Ребята, молодцы, вы очень старались! Скажите же мне, пожалуйста, что самое главное при пении хорового произведения с поэтическим текстом, да ещё и без фортепианного сопровождения?


Педагог обращается к детям:

-Дорогие ребята, вы сегодня отлично работали и выполняли разные упражнения и задания.

-Как ваше настроение после такой насыщенной работы?

-Вам посмотреть на изучаемое произведение совершенно другой стороны, со стороны текста?


-Я очень рада! Мне тоже понравилось с вами так поработать.

-На дом я вам задаю ещё подумать над деталями текста и нужно выучить его наизусть.

-Наш урок подошёл к концу. До свидания, ребята!

-Здравствуйте!

Затем дети встают для распевания.

Выполняют данные упражнения.





Дети садятся.

 

Дают  свои варианты ответов:  - чёткое   произношение

-проговаривание и т.д.








Дети отвечают своими словами:

-Это вдох перед звуком и его начало

-Атака бывает мягкая и твёрдая


-Мягкая, когда вдох спокойный и не слишком короткий, а последующий звук произносится мягко

-При твёрдой атаке вдох короткий и упругий и последующий за ним звук такой же

Ребята стараются произнести скороговорки



Дети встаю со своих мест.

Выполняют дыхательную гимнастику вместе с педагогом.


Дети снова садятся и открывают нужную партию.

Ответы детей:

 Да, согласны!

Дети читают текст вместе с педагогом.










-Кто-то из детей отвечает, что текст о природе , об утреннем пейзаже и т.д.

Хор читает текст ещё раз, выполняя поставленную задачу.





Дети рассказывают свои ощущения.

Дети отвечают, что стремимся к слову «покрылся», а

 именно к слогу «кры» и что окончание фразы «сток» нужно спеть тише, но проговорив последнюю букву «к».

Дети поют по руке дирижёра.

Ответы ребят:

-Спеть фразу нужно очень гладко и ровно, будто стелится туман, в отличие от первой фразы, которая звучит торжественней и подвижней.

-За счёт одинакового ритмического рисунка (ровных четвертей)

Дети поют по руке дирижёра.


Дети отвечают:

-Да, мы готовы!

Ответ ребят:

-Кульминация находится в заключении: «Проснулися люди, спешат на поля, явилося солнце, ликует земля».

-Спеть её нужно торжественно ликующе, на форте, чётко и ясно проговаривая слова

Дети встают и исполняют разобранное произведение.

Ребята отвечают:

-Сначала проанализировать текст

- Чётко произносить слова, следить за дикцией

-Осмыслить и найти кульминацию каждой музыкальную фразу

Ответы детей:

-Отличное!

-Да, очень понравилось







Дети записывают задание.


Дети говорят «До свидания!»  и уходят.

   

Литература:

  1. Современный хормейстер. Сборник методических статей «Вокально-хоровые технологии», Автор-составитель Роганова И.В., Спб, издательство «Композитор. Санкт-Петербург», вып.2, 2014 - 250 с.
  2. Хороведение и управление хором. Дмитревский Г.А., Москва, издательство «МУЗГИЗ», 1957 - 106 с.
  3.  Хоровой класс: Теория и практика вокальной работы в детском хоре.  Стулова Г.П., Москва, издательство «Просвещение», 1988 - 126 с.

 C:\Users\admin\Desktop\DSC_4089.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над штрихами (legato, staccato) в хоровом произведении «Vois sur ton chemin», музыка Bruno Coulais

Работа над штрихами (legato, staccato) в хоровом произведении «Vois sur ton chemin», музыка Bruno Coulais   22.03.2011 г. Открытый урок Л.А. Сопиной, преподавателя вокально-хорового отде...

Методика работы над текстом объемных прозаических произведений (на примере романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" и поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души")

Данная методическая разработка - «Методика работы над  текстом объемных прозаических произведений" -  представляет собой опыт обобщения и конкретизации работы  с суворовцами IIкурса...

Статья: "Стилевые и вокальные особенности в работе над хоровым произведением"

Статья: "Стилевые и вокальные особенности в работе над хоровым произведением" адресована педагогам-хормейстерам как дополнительная информация об особенностях музыкальных стилей, вокальных технических ...

Реферат "Особенности работы с текстом учебника на уроках географии в 7-9 классах"

Формирование умения работать с текстом – это важная задача образования. Ведь текст – это тот источник информации, который обязательно используется человеком любой профессии в течение всей его жизни. В...

Подготовка к ГИА по обществознанию. Особенности работы с текстом.

ГИА проводится для оценки уровня общеобразовательной подготовки по обществознанию выпускников IX классов общеобразовательной школы. Задания КИМ для ГИА различаются по форме и уровню сложности, ко...

Конспект учебного занятия вокальной группы «Жемчужины» «Совершенствование приемов вокально-хоровой работы, работа над интонацией в исполняемом произведении» (3-й год обучения)

Представленный мной конспект занятия по вокалу рассчитан для работы с ансамблем среднего звена (9-11лет).Тема занятия: «Совершенствование приемов вокально-хоровой работы, работа над интонацией в...

Особенности работы с текстом при написании сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ 2024г.

Подготовка к сочинению ЕГЭ предполагает работу с текстами публицистического и художественного стилей. В данной разработке предлагается алгоритм работы над текстами публицистического и научного стилей....