Особенности работы над текстом в хоровом произведении для детей
методическая разработка на тему
Методическая разработка урока старшего хора музыкально-хоровой студии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx | 412.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества Сормовского района»
Методическая разработка урока:
«Особенности работы над текстом в хоровом произведении для детей»
Автор-составитель:
Краюхина Анна Ивановна,
педагог ДО
Нижний Новгород
2017 год
Название: Музыкально-хоровая студия, старший хор
Направление: эстетическое
Дополнительная образовательная программа объединения музыкально хоровой студии, старший хор, возраст 11-15 лет
Срок реализации - 7 лет обучения. Количество детей в хоре – 35-45 человек
Раздел в программе:
Тема: Особенности работы над текстом в хоровом произведении для детей
Место проведения: Центр Детского Творчества.
Время проведения: 17.10.2017 год
Цель урока: научить детей правильному произношению поэтического текста
в хоровых произведениях путём различных распевок и
скороговорок, а также добиться ясного понимания текста.
Тип урока: закрепление навыков и умений.
Задачи:
Обучающие: 1. Разбор понятия – дикция и атака звука (мягкая, твёрдая) ;
2. Работа над чётким произношением и над правильной дикцией
в хоровом произведении;
3. Выявление средств музыкальной выразительности, при
которых текст станет понятней и заиграет яркими красками;
4. Работа над чистотой интонации в условиях чёткого
произношения слова.
Воспитывающие: 1. Любовь к пению стихотворного текста;
2. Творческое ориентирование и
художественно-эстетический вкус у детей;
3. Работоспособность и выносливость.
Развивающие: 1. Коммуникабельность;
2. Творческая память и воображение (фантазия);
3. Познавательный интерес учеников.
Методы:
*Словесные: обсуждение и анализ текста
*Наглядные: показ стендов на данную тему
*Практические: выполнение распевок на дикцию и чёткое произношение
Регламент занятия: 45 минут.
Оборудование: 1. Рояль;
2. Ноты;
3. Раздаточный материал (хоровые партии).
План урока:
- Организационный момент – 1 мин;
- Блок распевок на чёткое произношение слова и попадание в резонаторы – 7 мин.;
- Знакомство с понятием «дикция» и сороговорки – 10 мин.;
- Дыхательная гимнастика – 3 мин.;
- Работа над музыкальным произведением с анализом поэтического текста – 20 мин.:
муз. В. Ребикова, сл. А. Пушкина «Румяной зарёю покрылся восток»
(a cappella)
- Итог урока (+домашнее задание) – 3 мин.
Хоровое искусство – это обязательный синтез музыки и слова в условиях работы целого коллектива.
*По выражению К.С. Станиславского, хоровое или вокальное произведение, где слово – «Что», а музыка – «Как», создаётся синтетический образ, в котором музыка обогащает поэтический текст песни, делает его более выразительным и возвышенным. Перед участниками хора наряду с музыкально-исполнительскими задачами встают задачи овладения словесно-речевой формой произведений, раскрытия их содержания, а это в значительной степени зависит от того, насколько ясно слушатели поняли главную мысль, а исполнители свободно, без напряжения воспроизвели каждое слово. Поэтому анализ поэтического текста в единстве с музыкой способствует более глубокому изучению всех сторон музыкальной формы хорового произведения , пониманию замысла композитора, более эмоциональному восприятию художественного образа (Барабаш О.С)
Ход занятия:
Этап учебного занятия | Задача этапа | Содержание деятельности | Ожидаемая деятельность обучающихся |
I этап – организационный. II этап – подготовительный. III этап – основной. IV этап -контрольный. V этап – итоговый. | Подготовка детей к занятию. - Блок распевок Обеспечить мотивацию обучения и принятие цели занятия -Знакомство с понятием «дикция», «атака звука», небольшое обсуждение -Скороговорки Организация целенаправленной познавательной деятельности детей. - Дыхательная гимнастика - Подготовка к работе над произведением Работа над текстом произведения. -Анализ поэтического текста -Введение упражнений для правильного произношение текста Закрепить изученный материал (Исполнение произведения).Выявить качество и уровень полученных умений и навыков Подведение итогов деятельности. Оценка деятельности детей на занятии. Настрой детей на следующее занятие. Рефлексивный этап - выяснить настроение детей по окончании занятия, отношение к изученному материалу. Домашнее задание. | Педагог входит в класс и здоровается с детьми: - Здравствуйте, дети! Начинаем распеваться: 1)настройка, разогрев голоса, ощущение резонаторов: на закрытый рот «ммм» (на одном звуке и на двух по четвертям, восьмым и шестнадцатым) 3)для сопрано: ли-и-и-и-йа-а-а (на стаккато, вверх) 4)для альтов: ми-мэ-ма-мо-му (вниз по тетрахорду) - Я очень рада вас видеть! Садитесь! -Сегодня мы проведём урок на тему «Особенности работы над текстом в хоровом произведении». Поэтому попробуйте мне ответить на вопрос: что такое «дикция»? -Вы совершенно правы. И сейчас я вам дам более полное понятие этого значения. Под дикцией подразумевается чёткое, внятное и ясное произношение звуков нашего языка с правильной артикуляцией, с понятным произношением фразы или отдельного слова. Для того чтобы правильно артикулировать, для начала нужно широко и свободно открывать рот, чтобы звуки ни в коем случае не произносились сквозь зубы. -Ребята, теперь ответьте мне на вопрос, что такое «атака звука» и какая она бывает? -Чем же отличается мягкая и твёрдая атака звука? Всё правильно, ребята. Мы всё разобрали, поэтому сейчас попробуем с вами произнести несколько скороговорок: 1)На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора. 2)Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа была тупа. 3)Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу.
1)Вдыхаем носом, при этом расширяются рёбра, удерживаем дыхание на секунду и выдыхаем на слог «тссс» как можно дольше, при этом рёбра сужаются обратно. 2) Также вдыхаем носом, задерживаем дыхание на секунды и отрывисто выдыхаем на слог «Ф-ф-ф», при этом должна хорошо ощущаться опора. Как будто прыгает мячик. - Ребята, прежде чем петь хоровое произведение, нужно обязательно выразительно прочитать поэтический текст. Вы согласны со мной?
-Давайте прочитаем его вместе и разберёмся о чём же он: Румяной зарёю
- Ребята, кто мне скажет, о чём же повествует нам данный текст? -Молодцы! Все ответы абсолютно верные. -А теперь, уже зная о чём стихотворение, прочтём его ещё раз в ритме, который написал композитор, скандируя каждое слово и проговаривая окончания: «Рру-мя-но-ой за-а-рёё-ю». Так вы не только чётко будете произносить текст, но и появится правильное ощущение опоры, диафрагма станет работать, дыхание не будет сбиваться. -Ребята, почувствовали ли вы точку опоры и активную работу дыхания, выполняя данное упражнение? -Теперь с таким же ощущением опоры и чётким произношением, давайте попробуем спеть первую фразу: «Румяной зарёю покрылся восток», но сначала ответьте мне, к какому слову мы должны стремиться здесь, когда будем петь и как нужно пропеть конец фразы? -Правильно! - Хорошо, теперь перейдём к серединке и разберём её. Как вы считаете, чем должна отличатся фраза «Седые туманы плывут к облакам» от первой фразы? Должны ли мы её спеть как-то иначе? -Ребята, а за счёт каких музыкальных средств композитор здесь хочет добиться ощущения статики? -Правильно. Давайте споём среднюю часть. -Хорошо! Мы с вами осмыслили поэтический текст, проговорили текст разными способами, разобрали фразы в музыкальном контексте. Я думаю, что мы готовы исполнить произведение целиком, готовы? -Только сначала ответьте мне, где у нас смысловая и звуковая кульминация произведения? И как её нужно спеть? -Отлично! Тогда давайте встанем и споём от начала до конца, не забывая о дикции и фразах. А главное, передавая характер произведения и настроение частей. -Ребята, молодцы, вы очень старались! Скажите же мне, пожалуйста, что самое главное при пении хорового произведения с поэтическим текстом, да ещё и без фортепианного сопровождения? Педагог обращается к детям: -Дорогие ребята, вы сегодня отлично работали и выполняли разные упражнения и задания. -Как ваше настроение после такой насыщенной работы? -Вам посмотреть на изучаемое произведение совершенно другой стороны, со стороны текста?
-На дом я вам задаю ещё подумать над деталями текста и нужно выучить его наизусть. -Наш урок подошёл к концу. До свидания, ребята! | -Здравствуйте! Затем дети встают для распевания. Выполняют данные упражнения. Дети садятся.
Дают свои варианты ответов: - чёткое произношение -проговаривание и т.д.
-Это вдох перед звуком и его начало -Атака бывает мягкая и твёрдая
-При твёрдой атаке вдох короткий и упругий и последующий за ним звук такой же Ребята стараются произнести скороговорки Дети встаю со своих мест. Выполняют дыхательную гимнастику вместе с педагогом. Дети снова садятся и открывают нужную партию. Ответы детей: Да, согласны! -Кто-то из детей отвечает, что текст о природе , об утреннем пейзаже и т.д. Хор читает текст ещё раз, выполняя поставленную задачу. Дети рассказывают свои ощущения. Дети отвечают, что стремимся к слову «покрылся», а именно к слогу «кры» и что окончание фразы «сток» нужно спеть тише, но проговорив последнюю букву «к». Дети поют по руке дирижёра. Ответы ребят: -Спеть фразу нужно очень гладко и ровно, будто стелится туман, в отличие от первой фразы, которая звучит торжественней и подвижней. -За счёт одинакового ритмического рисунка (ровных четвертей) Дети поют по руке дирижёра.
-Да, мы готовы! Ответ ребят: -Кульминация находится в заключении: «Проснулися люди, спешат на поля, явилося солнце, ликует земля». -Спеть её нужно торжественно ликующе, на форте, чётко и ясно проговаривая слова Дети встают и исполняют разобранное произведение. Ребята отвечают: -Сначала проанализировать текст - Чётко произносить слова, следить за дикцией -Осмыслить и найти кульминацию каждой музыкальную фразу Ответы детей: -Отличное! -Да, очень понравилось
|
Литература:
- Современный хормейстер. Сборник методических статей «Вокально-хоровые технологии», Автор-составитель Роганова И.В., Спб, издательство «Композитор. Санкт-Петербург», вып.2, 2014 - 250 с.
- Хороведение и управление хором. Дмитревский Г.А., Москва, издательство «МУЗГИЗ», 1957 - 106 с.
- Хоровой класс: Теория и практика вокальной работы в детском хоре. Стулова Г.П., Москва, издательство «Просвещение», 1988 - 126 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над штрихами (legato, staccato) в хоровом произведении «Vois sur ton chemin», музыка Bruno Coulais
Работа над штрихами (legato, staccato) в хоровом произведении «Vois sur ton chemin», музыка Bruno Coulais 22.03.2011 г. Открытый урок Л.А. Сопиной, преподавателя вокально-хорового отде...
Методика работы над текстом объемных прозаических произведений (на примере романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" и поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души")
Данная методическая разработка - «Методика работы над текстом объемных прозаических произведений" - представляет собой опыт обобщения и конкретизации работы с суворовцами IIкурса...
Статья: "Стилевые и вокальные особенности в работе над хоровым произведением"
Статья: "Стилевые и вокальные особенности в работе над хоровым произведением" адресована педагогам-хормейстерам как дополнительная информация об особенностях музыкальных стилей, вокальных технических ...
Реферат "Особенности работы с текстом учебника на уроках географии в 7-9 классах"
Формирование умения работать с текстом – это важная задача образования. Ведь текст – это тот источник информации, который обязательно используется человеком любой профессии в течение всей его жизни. В...
Подготовка к ГИА по обществознанию. Особенности работы с текстом.
ГИА проводится для оценки уровня общеобразовательной подготовки по обществознанию выпускников IX классов общеобразовательной школы. Задания КИМ для ГИА различаются по форме и уровню сложности, ко...
Конспект учебного занятия вокальной группы «Жемчужины» «Совершенствование приемов вокально-хоровой работы, работа над интонацией в исполняемом произведении» (3-й год обучения)
Представленный мной конспект занятия по вокалу рассчитан для работы с ансамблем среднего звена (9-11лет).Тема занятия: «Совершенствование приемов вокально-хоровой работы, работа над интонацией в...
Особенности работы с текстом при написании сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ 2024г.
Подготовка к сочинению ЕГЭ предполагает работу с текстами публицистического и художественного стилей. В данной разработке предлагается алгоритм работы над текстами публицистического и научного стилей....