Работа над полифоническими произведениями И.С.Баха на примере трехголосной инвенции Соль мажор
статья по музыке на тему
Произведения И.С. Баха занимают важное место в репертуаре учащихся ДМШ. В своей работе я раскрыла методы, которые помогают моим ученикам в изучении сложной полифонической музыки. Исполнительский анализ Соль-мажорной инвенции, который затрагивает все важнейшие стороны работы, важен для успешного овладения изучаемого произведения.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Работа над полифонией И.С. Баха
на примере трехголосной инвенции Соль мажор
Инвенции Иоганна Себастьяна Баха уже около трех веков входят в репертуар для юных музыкантов. Благодаря художественной содержательности и полифоническому мастерству инвенции обладают высокой ценностью и прочно входят в педагогический репертуар.
Известно, что Бах записывал для своего сына Вильгельма Фридемана первоначальные варианты этих пьес в нотную тетрадь, а затем в 1723 году была сделана окончательная редакция. Так появились 15 двухголосных инвенций и 15 трехголосных симфоний.
Полифоническая музыка имеет свои специфические особенности, которые зачастую трудны исполнителям. Здесь необходим и полифонический слух, и владение разнообразным туше, и умение понять логику развития музыкальной ткани, и, наконец, обширные теоретические знания, без которых невозможно по-настоящему овладеть полифоническим произведением. Думается, что ученику, взявшемуся за исполнение трехголосных инвенций Баха, уже известны такие определения как имитация, противосложение, интермедия, стретта, секвенция, тем не менее не лишне напомнить ученику их смысл.
Бах не ставил ремарки в своих сочинениях, что затрудняет изучение его произведений. Нередко разные редакторы по-разному трактуют его музыку. Это часто вызывает споры среди музыкантов. Изучение музыки той эпохи – барокко, знание её исполнительских традиций помогает понять произведения Баха.
На примере Соль-мажорной трехголосной инвенции будут показаны пути, ведущие к пониманию исполнения полифонической музыки.
Трехголосная инвенция № 10 (Соль мажор)
У каждой из инвенций Баха свое «лицо», свой характер. Соль-мажорная инвенция – не исключение. Сколько бодрости, энергии, мягкого юмора привнесено композитором в эту пьесу! Музыка полна свежести, лукавства, необычайной пластики. Конечно, это непрограммное произведение, но невольно возникают образы или ручейка, весело бегущего среди лесных овражков, или ветерка, играющего листвой деревьев…
Тема. В инвенции, основанной на имитационной технике, есть смысл говорить о первоначальной мелодии в верхнем голосе как о теме. В ней заложен основной смысл. Тема состоит всего из двух тактов. Начинается с синкопированной тоники – «соль», затем поступенное движение наверх, энергичный квартовый скачок к вершине – «ми», после чего поток шестнадцатых устремляется вниз и вновь восходящий скачок, только более широкий, на септиму, и остановка на опеваемом «си». Тема очень текуча: этому способствует гаммообразное движение шестнадцатыми. Гармоническая основа темы очень ясная: T – S – D – T.
Исполнять тему нужно гибко, выразительно, ровно по динамике и хорошим legato. Несмотря на подвижный темп следует избегать суеты, излишней аффектации.
Основной штрих инвенции – legato. Работу над туше надо начинать с самого начала работы над темой. Следить, чтобы была идеальная ровность. Общая линия плавная, каждый звук должен слышен отчетливо, но без чрезмерной атаки.
Обратить особое внимание на самый первый звук темы, на синкопу. Она должна прозвучать легко, энергично, колко. Первый звук дает импульс дальнейшему бегу шестнадцатых, как камешек, брошенный в воду, дает жизнь кругам на воде. Синкопа без акцентировки перестает быть синкопой, ее надо обязательно подчеркнуть.Ученик нужно почувствовать лукавый задор синкопы, иначе, при формальном выполнении указания учителя выделить синкопу, она станет вялой, тяжелой, безжизненной.
Форма. Чтобы охватить всю форму в целом, надо просмотреть движение темы в различных голосах, а также выяснить тональный план инвенции. По форме Соль-мажорная инвенция напоминает фугетту, в ней можно выделить три части.
Первая часть – экспозиция: тема проводится поочередно во всех трех голосах, но обращает на себя внимание, то обстоятельство, что в верхнем голосе она проводится дважды. Порядок вступления темы и ее тональный план таков: в верхнем голосе (Т) – в среднем (D) – в верхнем (D) – в нижнем (Т). Таким образом, это обычный тональный план экспозиции фуги с ее чередованием тонической и доминантовой тональности.
После проведения темы в нижнем голосе идет небольшая интермедия, приводящая к средней части инвенции. Средняя часть начинается в тональности e-moll, что является характерным для средних частей фуг. Немного варьированная тема проходит в различных голосах и в разных тональностях первой степени родства, в том числе и в минорных, что придает ей новый оттенок.
Условно среднюю часть можно разделить на два раздела Второй раздел начинается после проведения темы в среднем голосе в тональности h-moll (такт 22-й) и представляет собой переход к репризе, когда вновь звучит тема в основной тональности в среднем голосе (такт 26-й).
В средней части затрагиваются следующие тональности: e-moll, a-moll, h-moll.
Интересно, что в средней части встречается раздел, аналогичный экспозиционному: после проведения темы в нижнем голосе появляется секвенционная цепочка, построенная но второй половине темы (такт 16-й).
В репризе тема звучит только дважды: в среднем, а затем в верхнем голосе. Вновь слышна знакомая секвенционная цепочка. Реприза чуть короче экспозиции.
Конечно, границы частей размытые, так как в полифонических произведениях, написанных в форме фуги, редко бывают четкие кадансы. Однако можно разделить эту инвенцию на следующие разделы: экспозиция – 1-10 такты, средняя часть – 11-25 такты, реприза – 26-33 такты.
Разобравшись в форме, ученик становится более уверенным, начинает видеть выход в лабиринте полифонического произведения.
Голосоведение. Для того, чтобы овладеть инвенцией, в которой имеется три развитых, самостоятельных голоса, нужно хорошо знать каждый из голосов.
Следует прибегнуть к привычным способам разучивания по голосам: по одному, по парам в различных комбинациях; поучить разными штрихами, с динамическими противопоставлениями голосов, особенно, находящихся в близком соседстве и т.п.
При игре парами голосов надо обратить особое внимание на такты 8-10, 16-19. Они трудны для исполнения тем, что невольно задерживаются те восьмые, которые не должны задерживаться, а также бросается, не додерживается половинная нота. Вообще стоит обратить внимание на долгие звуки, о которых часто забывают и не доигрывают до конца. Таких моментов в инвенции Соль мажор очень много и нельзя допускать ученической небрежности исполнения, постоянно развивая слух ученика, Трехголосная инвенция Соль мажор Баха достаточна трудна для исполнителей с маленькой, плохой растяжкой пальцев.
При работе по голосам, которая заключает в себе и звуковедение, и аппликатурные задачи, необходимо сразу выяснить все моменты цезур. Паузы в этой инвенции встречаются редко, но не только паузы являются цезурами. Ученику следует знать и такие признаки цезур как остановка на длинном звуке, повторность мелодико-ритмических фигур и другие. Все цезуры надо выявить и соблюдать. Без цезур исполнение станет монотонным и бессмысленным.
Артикуляция. Уже говорилось, что основной штрих в Соль-мажорной инвенции – legato. Особо трудно плавно и ровно исполнять средний голос из-за, того, что он часто распределен между обеими руками. Темп быстрый и нужна большая ловкость, чтобы вовремя «подхватить» мелодию и притом без всяких толчков. Для этого нужна большая сосредоточенность, выдержка, чтобы не внести молниеносными движениями рук суету в гибкое, свободное движение музыки. Без долгой тренировки хорошего результата трудно ожидать.
В отдельных моментах появляется штрих non legato. В основном, когда звучит линия четвертных звуков (например, первая мелодия в басу в начале пьесы). Важна ровность, каждый звук должен быть дослушан до конца, но не передержан.
Темп. В различных редакциях указывается подвижный, быстрый темп, что безусловно соответствует характеру. Будучи исполнена в спокойном темпе, музыка приобретает слишком «ученый» и скучный характер.
При работе медленный темп оправдан, так как дает возможность вслушаться в течение музыки, постигнуть ее музыкальную значимость. Хотя понятно, что исполнение инвенции, а, следовательно, и темп, зависят от возраста и возможностей исполнителя. Не забудем, что инвенции Бах писал для учеников.
Жизнерадостность, моторный характер инвенции не предполагает сентиментальных замедлений в каденциях.
Динамика. Прежде всего надо найти определенную краску для этого произведения, для его характера. В редакции Бузони преобладает forte. Мне представляется более уместным следующее: экспозиция – mezzo forte, средняя часть – piano - mezzo piano, реприза – forte. Именно такая динамика соответствует моему представлению о светлой музыке этой инвенции. Хорошо, что сочинения И.С. Баха дают возможность для самых различных интерпретаций. Конечно, не в стиле будет делать резкие динамические волны (cresc., dim.), но играть ровно, без малейших изменений динамики, – значит лишить музыку гибкости, свободы. Следует вырабатывать хороший музыкальный вкус.
Я рассказала о тех методах, которые использую в работе со своими учениками над полифоническими произведениями. Считаю изучение произведений Баха обязательным для каждого ребенка. Инвенции И.С. Баха – та ступенька, что ведет к дальнейшему постижению музыки величайшего композитора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Работа над полифоническими произведениями для обучающихся 2-4 года обучения" (класс баяна, аккордеона) 2014г.
Рассматриваются методы работы над полифоническими произведениями...
Работа над полифоническим произведением в младших классах ДМШ на примере Фугетты e moll Доменико Циполи.
Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения игры на фортепиано. Изучение полифонии воспитывает у учащихся способность слышать и воспринимать как отдельные элементы ...
Конспект «Работа над полифоническим произведением как основа исполнительского мастерства"
Конспект открытого занятия...
Открытый урок «Работа над полифоническими произведениями на примере трехголосной фуги До мажор»
laquo;Работа над полифоническими произведениями на примере трехголосной фуги До мажор»Цель урока: систематизация и обобщение знаний полифонии и более глубокое их осмысление.Задачи:Образовательн...
Открытый урок: Работа над полифоническим произведением в классе фортепиано.
Цели: Образовательная:ознакомить с оновными чертами стиля произведения,осмыслить единство формыдостичь артикуляционной точности и выразительности исполненияРазвивающая:способствовать формированию инте...
Методическая разработка урока по теме: «Работа над полифоническим произведением на примере «Маленькой прелюдии до минор И.С. Баха ».
В разработке представлены основные методы работы над полифоническим произведением на примере «Маленькой прелюдии до минор И.С. Баха »с учащимися исполниетельских отделени...
Как работать над полифоническими произведениями
По сути все фортепианные произведения полифоничны в той или иной степени. Полифонические произведения сложны для исполнения. Некоторые способы работы над полифонией представлены в данной статье....