Открытый урок «Работа над полифоническими произведениями на примере трехголосной фуги До мажор»
учебно-методический материал на тему

«Работа над полифоническими произведениями на примере трехголосной фуги До мажор»

Цель урока: систематизация и обобщение знаний полифонии и более глубокое их осмысление.

Задачи:

Образовательные – развитие навыков полифонического мышления. Передача содержания музыки, поиск нужного соотношения голосов, помочь учащемуся определить методические линии голосов, значение каждого, слышать их взаимосвязь и находить средства исполнения, создающие дифференциацию голосов, разноплановость их звучания.

Воспитательные: развитие культуры звука, культуры исполнения, привитие интереса к полифонической музыке.

Развивающие: расширение кругозора по теме «Полифония». Развитие внимания, мышления, воображения.

Оборудование:

фортепиано

ноты

компьютер

экран

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока

Предмет – специальность (фортепиано)

Ф.И. учащегося – Левкович Марина

Класс – 6 класс

Преподаватель – Дамер С.В.

Тема урока:

«Работа над полифоническими произведениями на примере трехголосной фуги До мажор»

Цель урока: систематизация и обобщение знаний полифонии и более глубокое их осмысление.

Задачи:

Образовательные – развитие навыков полифонического мышления. Передача содержания музыки, поиск нужного соотношения голосов, помочь учащемуся определить методические линии голосов, значение каждого, слышать их взаимосвязь и находить средства исполнения, создающие дифференциацию голосов, разноплановость их звучания.

Воспитательные: развитие культуры звука, культуры исполнения, привитие интереса к полифонической музыке.

Развивающие: расширение кругозора по теме «Полифония». Развитие внимания, мышления, воображения.

Оборудование:

фортепиано

ноты

компьютер

экран

 

Структура урока

Организационный этап

- приветствие;

- сообщение цели, задач и хода работы на уроке.

      2.   Основная часть

        - теоретическая часть,

        - работа над фугой До мажор И.С. Баха.

      3.   Заключительный этап

        - оценка;

        - домашнее задание.

Ход урока:

Особое место в фортепианном классе занимает работа над полифонией. Изучение многослойной музыки – основа основ воспитания и обучения пианиста. Необходимо развивать у учеников умение слышать и вести одновременно несколько методических линий, что представляет немалую трудность. Полифонию принято подразделять на имитационную и контрастную. Все мы начинаем работу над полифонией с обработок р.н.п., в которых основная мелодия сопровождается подголосками, например, «На горе, горе» обр. Лысенко, «Отчего соловей», «Подблюдная» А. Лядова.

Примером контрастной полифонии могут стать клавирные пьесы типа Маленьких прелюдий И.С. Баха. Обычно в таких пьесах главный голос – верхний. Но довольно часто встречаются сочинения, в которых голоса более взаимосвязаны и оказывают взаимную «поддержку», предавая друг другу право выступления на первый план со своим выразительным элементом мелодии.

К имитационной полифонии относятся такие формы, как канон, инвенция, фуга. В таких сочинениях голоса равноценно развиты, «полноправны», но также подчиняются закону «взаимной уступчивости».

Педагог: Марина, как ты думаешь, есть некоторые отличия между инвенцией и фугой?

Марина: Да, фуга, всегда начинается одноголосно, с проведением темы. Инвенция – часть двухголосно, с изложением темы и одновременно противосложения. В некоторых инвенциях форма двухчастная, с определенным окончанием 1 части, а форма фуги ближе к 3х частной, без ясно выраженной остановки на гранях частей: беспрерывность движения является отличительной особенностью строения фуги.

Прежде чем начать работу над трехголосной фугой До мажор, я хочу спросить:

Педагог: Марина, какие ты уже играла полифонические произведения?

Марина: Маленькую прелюдию Ре минор, двухголосную инвенцию Ля минор, трехголосную инвенцию Соль мажор.

Педагог: Марина, скажи, пожалуйста, кто написал трехголосную фугу До мажор?

Марина: И.С. Бах

Педагог: Что ты можешь рассказать об этом композиторе?

Марина:

        2 слайд: Родился И.С. Бах в небольшом городе Эйзенахе, в музыкальной семье. Первым учителем музыки Иоганна был его отец.

        3 слайд: С 19 века и плоть до наших дней не утихает интерес к произведениям Иоганна Себастьяна Баха. Творчество непревзойденного гения поражает своими масштабами. Величайший композитор известен во всем мире. Его имя знают не только профессионалы и любители музыки, но и слушатели, которые не проявляют особого интереса к «серьезному» искусству. С одной стороны, творчество Баха является неким итогом. Композитор опирался на опыт предшественников. Он отлично знал хоровую полифонию эпохи Возрождения, немецкую органную музыку, особенности итальянского скрипичного стиля.

        С другой стороны, Бах был непревзойденным новатором, который сумел открыть новые перспективы для развития мировой музыкальной культуры.

        4 слайд: Творческое наследие Баха очень богато. Он создал свыше 1000 произведений. Жанры, к которым он обращался, были самые разнообразные. Творчество Баха можно условно разделить на четыре основные жанровые группы:

        Органная музыка.

        Вокально-инструментальная.

        Музыка для различных инструментов (скрипки, клавира и других).

        Музыка для инструментальных ансамблей.

        5 слайд: Произведения каждой из вышеуказанных групп относятся к определенному периоду. В Веймаре были сочинены самые выдающиеся органные композиции. В Лейпциге же написано большинство вокально-инструментальных.

        6 слайд: Стиль творчества Баха формировался на основе различных школ и жанров. Иоганн Себастьян Бах органично вплетал в свои произведения самые лучшие созвучия. Для того, чтобы понять музыкальный язык итальянских и французских композиторов, он переписывал их сочинения.

Педагог: Можно сделать вывод: Творчество Баха относится к стилю, который прочно утвердился в музыкальном искусстве. Это классицизм эпохи высокого барокко. Для баховского музыкального стиля характерно владение необычайным мелодическим строем, где в музыке доминирует главная идея. Благодаря искусству техники контрапункта одновременно могут взаимодействовать сразу несколько мелодий. Немецкий композитор был настоящим мастером полифонии. Ему были присущи склонность к импровизации и блестящая виртуозность.

Скажи, пожалуйста, что такое фуга?

Марина: Фуга (от латинского бег, бежать), форма полифонической музыки. В классической фуге звучит несколько голосов, каждый из которых повторяет (имитирует) заданную тему, это произведение, написанное по особым, весьма строгим правилам.

Педагог: Есть несколько способов работы над фугой.

        Слайд 7

Формы работы над фугой

1. Ознакомление с пьесой по голосам.

2. Обработка первого проведения темы: определение характера, мотивного строения.

3. Изучение таких моментов, как переход среднего голоса из одной руки в другую (т. 4, 14, 20, 23, 28, 29)

4. Работа над двухголосием в партии одной руки.

5. Соединение верхнего голоса со средним и нижнего со средним.

6. Сочетание всех голосов, поиски динамических средств.

7. Игра по частям и целиком.

8. Возвращение к отделке неудавшихся деталей, неясно исполняемого голосоведения, окраски голосов.

Педагог: как ты уже сказала, фуга относится к имитационной полифонии, то есть голоса равноценно развиты «полноправны», но также они подчиняются закону взаимной уступчивости в построении ансамбля. Всегда следует помнить, что в полифонии нет слова «Я», а есть слово «МЫ».

(ученица исполняет трехголосную фугу До мажор)

Фуга состоит из 3х частей: Экспозиции, разработки и репризы. Экспозиция открывается темой в основной тональности. Какая она по характеру?

Марина: Она по характеру очень волевая, звучит как настойчивое убеждение, ее не следует играть суетливо. Обязательно надо чувствовать единый стержень. Пальцы должны быть активные, не вязнуть в клавишах.

Вторую тему следует сыграть просветленно, она звучит в тональности доминанты соль-мажоре.

Третья – самая убедительная, этому способствует и регистр, и динамика. При игре этой темы нельзя проходить мимо «диалога» между верхним и средним голосом. После показа темы во всех голосах экспозиции, следует первая интермедия, использующая мотивы темы (5, 6, 7 т.). Она подготавливает кульминацию, подводя к тональности доминанты соль-мажор. Интермедия построена на интонациях вопроса-ответа. Здесь следует отступить в звуке. Обязательно прослушать нисходящий ход в среднем голосе и дослушать четверти.

Педагог: В этой тональности басовый голос начинает проведение темы, но не заканчивает его, а средний – снова повторяет проведение в соль мажоре, исполняя его уже полностью. Линия баса должна прозвучать очень выразительно, ее следует играть весом руки. Это усилит контраст с певучестью верхнего и среднего голосов и подчеркнет их самостоятельность.

Следующая вторая интермедия 10 т. более динамична чем первая. В восходящей секвенции она устремляется к проведению темы в верхнем голосе (в До мажоре) и определяет этим кульминационный эпизод экспозиции фуги. Здесь обязательно нужно услышать начало и конец звена секвенции. Так как здесь проявляется тенденция к ускорению, нужно хорошо прослушать линию баса.

Развернутая третья интермедия 13 т. подготавливает разработку, и сама носит разборчивый характер: она тонально устойчива, уходит в минорный лад, вносит элемент драматизма. Нельзя не обратить внимание на то, что тема заканчивается не в до-мажоре, а в ре-миноре. Здесь уже начинается спор трех голосов. С ре-минора следует отступить в звуке, чтобы было легче затем прийти к форте. Особое внимание стоит уделить 2/16 после залигованной первой. Чтобы ее не толкнуть, следует спокойно опустить палей (пропустить через ухо). Нельзя оставлять без внимания разговор между средним и нижним голосами. Закончить интермедию спокойно и почувствовать сразу же новую окраску.

В разработке впервые тема проходит в миноре и тем самым она теряет свой первоначальный характер (с 16 т.).

Дальнейшее секвенционное развитие звучит как вопрос: «Что же произошло?»

С каждым разом звучание набирает силу. Чтобы не было ускорения, прослушать окончания мотивов и диалог между средним и верхним голосами.  

Затем следующая тема (20 т.). Трудность здесь заключается в том, что тема переходит из правой руки в левую. Это следует хорошо прослушать.

В верхнем голосе обратить внимание на скрытую полифонию: не «выкрикивать» повторяющийся звук «ми», а прослушать мелодический ход: «до – си – ля, до, си – ля – соль, ре диез – ля, соль – фа диез».

Реприза (26 т.) начинается с проведения темы в верхнем голосе в фа мажоре. Основная тональность закрепляется проведением темы средним, затем нижним голосами.

Над следующей темой (28 т.) нужно поработать очень тщательно (переход из правой руки в левую). Для обеспечения необходимого слухового контроля целесообразно вначале поучить только тему, а затем уде присоединять остальные голоса. Здесь ни в коем случае нельзя суетиться. Большое внимание следует уделить и правильности взятия аппликатуры.

После репризы следует небольшое заключение (с 31 такта). Оно звучит как краткий итог и утверждает тональность до мажор.

Таким образом, можно сделать следующий вывод:

Знание формы произведения, понимания сквозного движения полифонической фактуры; слуховой контроль, определяющий правильную звуковую градацию в окраске голосов, - вот те условия, которые помогают учащемуся в исполнении полифонических произведений.

Домашнее задание:

Продолжить работу над голосами:

- поиграть соответствующей аппликатурой и пропеть нужный голос;

- уметь вести и слушать его, ощущая направленность развития.

      2.   Для эмоционального настроя прослушать произведение в исполнении известных музыкантов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок: "Обучение анализу лирического произведения (на примере стихотворения А.А. Фета "Чудная картина")"

Открытый урок должен продемонстрировать возможности обучения анализу текста на материале лирического произведения....

Работа над полифоническим произведением в младших классах ДМШ на примере Фугетты e moll Доменико Циполи.

Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения игры на фортепиано. Изучение полифонии воспитывает у учащихся способность слышать и воспринимать как отдельные элементы ...

Работа над полифоническими произведениями И.С.Баха на примере трехголосной инвенции Соль мажор

Произведения И.С. Баха занимают важное место в репертуаре учащихся ДМШ. В своей работе я раскрыла методы, которые помогают моим ученикам в изучении сложной полифонической музыки. Исполнительский анали...

Открытый урок: Работа над полифоническим произведением в классе фортепиано.

Цели: Образовательная:ознакомить с оновными чертами стиля произведения,осмыслить единство формыдостичь артикуляционной точности и выразительности исполненияРазвивающая:способствовать формированию инте...

Методическая разработка урока по теме: «Работа над полифоническим произведением на примере «Маленькой прелюдии до минор И.С. Баха ».

В разработке представлены основные методы работы   над полифоническим произведением на примере  «Маленькой прелюдии до минор И.С. Баха »с учащимися исполниетельских отделени...

Конспект открытого урока "Работа над музыкальным произведением на уроке фортепианного ансамбля"

Работа над музыкальным произведением на уроке фортепианного ансамбля. Обучение вести диалог с партнером, понимать его, слушать.Работа над выразительностью звука, вокальными свойствами мелодии, передач...