Открытый урок: Работа над полифоническим произведением в классе фортепиано.
учебно-методический материал

Ермолович Лариса Герасимовна

Цели:

Образовательная:

  • ознакомить с оновными чертами стиля произведения,
  • осмыслить единство формы
  • достичь артикуляционной точности и выразительности исполнения

Развивающая:

  • способствовать формированию интереса кмузыке(умение анализировать, сравнивать, обобщать

Воспитательная:

  • сформировать основу культуры исполнителя

Задачи:

Осмысленное исполнение произведения: умение слышать партию каждого голоса, сочетание голосов, их развитие.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок

Тема урока:

Работа над полифоническими произведениями И.С. Баха в классе фортепиано

        

И.С.Бах Маленькая прелюдия g moll

Ученик: Гамова Дарья – 4 класс

Преподаватель: Ермолович Лариса Герасимовна

Цели:

1.Образовательная:

  • Ознакомить с основными чертами стиля произведения.
  • Осмыслить единство формы.
  • Достигнуть артикуляционной точности и выразительности исполнения.

2.Развивающая:

  • Способствовать формированию  интереса к музыке (формирование  умения     анализировать, сравнивать, обобщать).

3.Воспитательная:

  •   Формировать основу культуры исполнителя.

Задачи:

Осмысленное исполнение произведения: умение слышать партию каждого голоса, сочетание голосов, их развитие.

План:

  1. Характерные особенности полифонического изложения.
  2. Главные задачи, стоящие при изучении полифонического произведения
  3. Некоторые черты исполнения музыки И.С.Баха.

  1. Характерные особенности полифонического изложения.

   Одной из типичных особенностей фортепианной литературы является ее полифоническая многоплановость. На протяжении истории своего развития литература эта впитала различные свойства вокальной, оркестровой, органной, клавесинной полифонии, что способствовало ее разнообразию, как по содержанию, так и по стилевым жанровым особенностям.

   Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству: развитое полифоническое мышление и владение полифонической фактурой. Поэтому умение слышать полифоническую ткань, исполнять полифоническую музыку учащийся развивает и углубляет на всем протяжении обучения.

   На начальном этапе обучения значительную часть педагогического материала составляют народные и детские песни в легкой обработке на фортепиано.

   Разучивая каждый голос отдельно, ученик познакомится с особенностями подголосков в русской народной песне, с их самостоятельностью и вместе с тем – общностью.

   Основные принципы работы над произведением (изучение нотного текста, анализ и выбор средств выражения, работа над звуком, динамика, темп) сохраняются и при изучении музыки полифонического склада.

   Важнейшая черта полифонии – наличие нескольких одновременно звучащих и развивающихся мелодических линий – необходимость слышать и вести каждый голос в отдельности и всю совокупность голосов в их взаимосвязи.

  1. Главные задачи, стоящие при изучении полифонического произведения.

   В 2-х голосном сочинении надо работать над каждым голосом – уметь вести его, (применять нужные штрихи) ощущать направленность развития, хорошо интонировать.

   Чувствовать и понимать выразительность каждого голоса и при их совместном звучании.

   Забота о точности голосоведения заставляет с особым вниманием относиться к аппликатуре. Специфичность – частые подмены пальцев для выдерживания голосов, перекладывания.

   Большое внимание следует уделить напевности звучания отдельных голосов и выработке соответствующих навыков, т.к. в этом часто заключается одно из основных требований при исполнении полифонических сочинений.

   Необходимо соблюдать артикуляционные и динамические моменты. Это очень важно для индивидуализации каждого голоса, для того, чтобы услышать каноническое строение пьесы, чтобы сочетание голосов получилось достаточно рельефным.

   Для понимания полифонического произведения необходимо с самого начала представлять себе форму, тему и ее характер, слышать все ее проведения.

   Совмещение горизонтального, линеарного слышания, с одновременным слышанием голосов по вертикали.

   Выразительность звучания каждого голоса приводит к тому, что образуются созвучия, в результате чего нивелируется гармоническая основа.

   Ученик должен почувствовать музыкально-конструктивное начало. При разучивании полифонического произведения следует сначала играть сравнительно насыщенным звуком: должна хорошо, ясно звучать вся музыкальная ткань.

  1. Некоторые черты исполнения музыки И.С.Баха

   Музыка И.С.Баха требует иного подхода к выразительности исполнения, нежели произведения других жанров и стилей.

   Необходимо почувствовать стройность замысла, часто – стройность этой музыки, диктующие и соответствующий выбор выразительных средств: среди них- особенности динамического плана, временная собранность.

   Произведениям И.С.Баха характерна темповая сдержанность. Активные по характеру и движению сочинения утратят характерную для них упругость ритмического пульса, если играть их слишком быстро.

  Особенность исполнения музыки Баха заключается в том, что его сочинения не терпят нюансовой пестроты.

   Возможны длительные нарастания, значительные кульминации, большие обострения, исполняемые в одном плане звучания, или сопоставления контрастных разделов с контрастной же тембровой, динамической окраской, но не постоянная смена красок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по самостоятельной работе над музыкальным произведением в классе фортепиано

Данные рекомендации предлагаются для использования в самостоятельной работе студентам, обучающимся по специальности «Музыкальное образование» при изучении дисциплины «Основной музыкальный инструмент (...

«Работа над музыкальным произведением в классе фортепиано»

Работа педагога в музыкальной школе очень сложна: он имеет дело с учениками самой различной степени одаренности, ему приходится развивать сложнейшие исполнительские навыки, укладываясь в жесткую норму...

Открытый урок с уч-ся 2-го класса фортепиано "Работа над музыкальной фразой, стилем и художественным образом в музыкальных произведениях малых форм"

Тема урока:  «Работа над фразами, стилем и художественным образом в фортепианных произведениях разных эпох».Цель урока:       1.    Раскрыть и выразить в исполн...

Ломаченкова Е.В. Мастер-класс, тема: Специфика работы над джазовыми произведениями в классе фортепиано.

Цель: ввести в педагогический репертуар обучающихся современный музыкальный материал на основе джазовой музыки.Задачи:            - научить обучающихся  понимать и г...

Методическая разработка "Этапы работы над музыкальным произведением в классе фортепиано"

Методическая разработка  "Этапы работы над музыкальным произведением в классе фортепиано" Рассматриваются три основных этапа работы над произведениями в классе фортепиано....

Открытый урок «Работа над полифоническими произведениями на примере трехголосной фуги До мажор»

laquo;Работа над полифоническими произведениями на примере трехголосной фуги До мажор»Цель урока: систематизация и обобщение знаний полифонии и более глубокое их осмысление.Задачи:Образовательн...

Конспект открытого урока "Работа над музыкальным произведением на уроке фортепианного ансамбля"

Работа над музыкальным произведением на уроке фортепианного ансамбля. Обучение вести диалог с партнером, понимать его, слушать.Работа над выразительностью звука, вокальными свойствами мелодии, передач...