Конспект урока на тему "Что родник искусство"
план-конспект урока по музыке на тему

Конспект урока на тему "Что родник искусство" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_rodnit_isskustvo_5_klass_1_chas.odt27.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  Дата: 19. 01. 2016г.                                                                                        Учитель: К. Ирина Леонидовна

 Класс: 5 «в»                                                                                                     Студентка: Ситдикова Айгуль                                                                                                    

                                                                                                                                 

Конспект урока музыки.

Тема четверти: «Гори ,гори ясно, чтобы не погасло!».

Тема урока: «Что роднит музыку с изобразительным искусством»

Цель деятельности: выявить общие и отличительные черты музыки и изобразительного искусства.

Тип урока: Урок изучение нового материала.

Планируемый результат:

Предметные:

1. Совершенствовать умение давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам музыки;

2.Формировать умение сопоставлять музыкальные и художественные образы;

Метапредметные:

1. Готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

2. Планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия;

Личностные:

Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
2. Воспитывать потребность общения с музыкой, желание слушать ее и исполнять. 3. Воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: Компьютер, проектор, музыкальный центр, доска, портреты.

Ход урока.

Этапы урока. Методы и приемы.

Хронометраж.

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

УУД.

1

Организационный момент.

5

Здравствуйте ребята меня зовут Айгуль Рафиковна я проведу у вам урок  музыки. Давайте с вами поздороваемся по музыкальному. Ребята, сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки, но уже через содружество с другим искусством. Ответ, с каким искусством, вы узнаете чуть позже.

На экране: картина И. Репина «Бурлаки на Волге»; звучит русская народная песня «Эй, ухнем!»

После того, как музыка отзвучит, учитель обращается к учащимся:

Всмотритесь в картину. Что изображено? Какое настроение? Что вы услышали?

 Бурлаки во время работы. Тяжело тянут гружёную баржу на берег. Слышится стон, медленный их шаг из последних сил.

Совершенно верно. Ещё вы слышали песню. О чём она? Связана ли эта песня с картиной?

В этой песни поётся о тяжёлом крестьянском труде. Такой же труд изображён на картине.

Совершенно верно. Слова - Эй, ухнем! ,потянем, ещё разок- точно описывают тяжёлый труд артели бурлаков во время работы. С каким же видом искусства  связана музыка?

С изобразительным искусством.

Правильно!

Посовещайтесь в группах и подумайте, какое сходство между картиной  и  музыкой вы нашли?

Образное содержание; смысл написания данных произведений искусств. Объединяет общая тема. Песня вызывает в воображении те же образы, что и на картине. Разные жанры. Песня - музыка и слова, вокальное исполнение; картина - наглядные образы, кисти, краски, полотно.

Я предлагаю вам назвать тему нашего урока. Как мы ее назовем? «Музыка и изобразительное искусство».

Запишите тему нашего урока в тетрадь.

Дети приветствуют.

Р: Организовать свое рабочее место под руководством учителя.

2

Изучение нового материала.

Слушание.    

Наглядность,

объяснение.

15

10

Мы будем  говорить о взаимоотношениях этих двух видов искусства всю четверть. Но тема нашего урока звучит с вопросом.  Давайте определим главный вопрос нашего урока.  Что роднит музыку с изобразительным искусством?  Позднее мы с вами попытаемся ответить на этот вопрос.

 Мы прослушали песню «Эй, ухнем!» и посмотрели картину И.Репина «Бурлаки на Волге» Познакомимся с ними поближе.

 Учитель предлагает  каждой группе задания, чтобы ближе ознакомить учеников

 с краткой информацией:

 1 группа:  раздаются карточки с вариантами о создании песни.

2 группа: раздаются карточки с  краткими сведениями о мотивации   художника на создание картины.

3 группа: выбрать из списка определения, которые больше всех подходят к целостному образу картины и песни.

После ознакомления с информационным материалом представитель от каждой группы   знакомит с ним класс.

Учитель предлагает подвести итоги задания, опираясь на правильные ответы детей:

Изначальное название песни- «Дубинушка»-бурлацкая- народная употребляемая при вбивании свай или дружной совместной работы для одновременного напряжения сил. Ф.И.Шаляпин исполнил её в 1885 году. Вдохновением на такое выразительное характерное исполнение послужила картина И.Репина «Бурлаки на Волге» В дальнейшем эта песня, стала революционной. Картина была написана художником в(1872-1873гг.) Мотивом для создания художественного шедевра послужило зрелище, которым был потрясён художник :на фоне с жизнерадостным обществом и живописной природой -тяжёлый труд бурлаков. Какие средства музыкальной выразительности использованы в песне , в вокальном исполнении , чтобы точно передать образ картины?  Давайте мы с вами прослушаем еще раз это произведение и вы ответите мне  на этот вопрос. Повторное слушание.  В медленном темпе, напоминающие ход рабочей артели, которые тяжело тянут судно с грузом на берег; нарастание  динамики и её уход, напоминают уже обессиливших людей; не яркие цвета красок картины и выразительное (минорное) мужское вокальное исполнение (бас), открывает весь  образ песни и картины. Создаётся впечатление целостного образа.

Обратимся к учебнику: в изобразительном искусстве часто употребляют выражение -цветовая гамма, а рассуждая о произведениях музыкального искусства -звуковая палитра. Чтобы определить, существует ли переложение цвета в звуки, я предлагаю выполнить задание. Для этого возьмём листы с радугой. Под радугой пишем цвета, а напротив каждого, подбираем слова-эмоции и подбираем каждому цвету звук. Раскрашиваем радугу. Работать будем со стихотворением Е.Новичихиной «Цвета радуги»,которое изображено на экране (работа в парах).

Выполнение задания.

Работая над «волшебной радугой» вы заметили сходство изобразительного искусства и музыки?

7 основных цветов (радуга) и 7 нот в музыке. Правильно! Какого цвета получились ваши ноты?

(ученики озвучивают результаты своей работы в таблице)

Давайте сравним результаты вашей работы, вашего художественного видения со « Стихотворением о нотах» (на экране)Ученики выполняют данное задание.

Итак, давайте сравним результаты вашей работы ,вашего художественного видения со «Стихотворением о нотах» и сделаем вывод: существует переложение цвета в звуки?

Да! Музыка не смогла бы появиться без образного содержания, цвета, красок и наоборот.

Дети слушают, отвечаю.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

К: Участвуют в учебном диалоге.

4

Пение.

10

Послушайте песню «Птица-музыка» В. Синенко и скажите какой у нее характер и как бы вы ее назвали?

 О чём эта песня?

О музыке в образе птицы, солнечных ромашек, радуги.

Правильно! Существуют такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему, музыка становится живописной, словно рисует картину, образ или портрет, а выразительное исполнение усиливает образное впечатление. Давайте  убедимся в этом:  

Без чего не смогла бы появиться песня?

Песня не смогла бы появиться без поэтического текста, вызванным воображением поэта как «птицей-песней» и  представленной художественным образом ярких красок.

ВХр

Методы и приемы.

1. Интонационные:

-повтор одного звука

-хроматизм.

-собственный показ.

-помощь инструмента.

-показ звуковысотности.

-использование минусовки.

2. Ритмические:

-распевы.

-собственный показ.

-помощь инструмента.

-показ звуковысотности.

-использование минусовки.

3. Дикционные:

-окончание фраз словами с согласной в конце.

-распевы.

-собственный показ.

-помощь инструмента.

-показ звуковысотности.

-использование минусовки.

Молодцы ребята!

Дети поют.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

5

рефлексия

5

 Совершенно верно! Мы познакомились сегодня с произведениями музыки и изобразительного искусства. Что же объединяет  и  отличает эти два разных жанра?

Песня - вокальное произведение, музыкальный жанр, а живописная картина-шедевр изобразительного искусства. Музыка-это звуки, а картина-это краски.

Общее: Музыку и картины объединяют зрительные образы, возникающие у художников и композиторов, которые воплощают их в свои произведения; сила звука, темп, тембр перекликаются с насыщенностью цвета.

Правильно!Теперь обратимся к главному вопросу нашего урока: Что роднит музыку и изобразительное искусство?

На классном экране задание:

 Сейчас прозвучит музыка, которая нарисует чей-то портрет. А вот чей, вам нужно узнать. Кто это - обычный человек или персонаж сказки?Звучит пьеса «Баба-Яга» П. И. Чайковский, на экране картина В. Васнецова «Баба Яга».Молодцы!Спасибо за урок!

Дети отвечают и прощаются.

Р: Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока МХК по теме "Искусство скифов"

Этот материал представляет собой конспект урока МХК по теме "Искусство скифов". Урок проводился в 7 классе гуманитарного профиля. При его подготовке и проведении активно использовались ИКТ....

Конспект урока музыки и изобразительного искусства

Конспект урока иузыки и изобразительного искусства "Радуга музыкальной весны". Н аинтегрированном уроке поставлена цель: развитие творческих способностей у детей с помощью музыки.  В конспекте ук...

Конспект урока "Какие знания даёт искусство?"

урок "Искусство" в 9 классе- конспект, презентация и тест....

План - конспект урока по технологии. Тема: Искусство макияжа.

Урок посвящен 200 - летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Искусство макияжа на уроке рассматривается как -  грим в театральном  искусстве. По произведений М.Ю. Лермонтова "Маскарад" и "Демо...

план-конспект урока по английскому языку "Искусство и дизайн. Тадж Махал"

Урок составлен на основе рабочей программы по УМК - учебник курса «Английский в фокусе», пятый год обучения, 5-й класс (авторы Н.И.Быкова, М.Д.Поспелова, В.Эванс, Дж.Дули)....

Конспект урока по истории изобразительного искусства в 4 классе на тему: Искусство западной Европы (X-XIVв.в.).Романское и готическое искусства в архитектуре.

Формирования понятий о средневековом искусстве.Обобщение знаний о ведущей роли архитектуры в синтезе средневековья.Закрепление представлений об особенностях романского и готического искусства....