Использование педагогических технологий для повышения мотивации обучения музыке в музыкальной школе
материал по музыке на тему

Сорокина Татьяна Анатольевна

В докладе рассмотрены наиболее эффективные традиционные и инновационные педагогические технологии, повышающие учебную мотивацию детей в музыкальной школе.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад Сорокиной Татьяны Анатольевны на тему:

"Использование педагогических технологий для повышения мотивации обучения музыке в музыкальной школе".

        Проблемой мотивации учения занимались многие представители советских и зарубежных ученых, психологов, педагогов, музыкантов: К.Д. Ушинский, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Л.С. Выготский и др. Например, В.И. Петрушин исследовал мотивацию в обучении школьников, занимающихся музыкой. Г.М. Цыпина, В.М. Подуровский занимались повышением активности и стимуляции учебной работы. Г.Г. Нейгауз, А.П. Щапов, Л.Г. Арчажникова, СЕ. Фейнберг, В. Ражников. Ю.Б Алиев разработали методику проблемно-творческого приобщения ученика к музыке, А.К.Маркова разработала программу формирования мотивации учения школьников, Н.Ф. Талызиной предложены пути формирования учебной мотивации.        

        Когда учитель использует различные формы формирования мотивации учения, ему следует помнить, что внешние, пусть даже и благоприятные условия  могут оказать влияние на мотивацию учения  только в преломлении их через внутреннее отношение к ним самого ученика. Поэтому учителю необходимо предусмотреть ситуации, задания, упражнения, направленные на формирование отдельных аспектов этой внутренней позиции ученика, его открытого, активного, устойчивого и осознанного отношения к воздействиям учителя.

        Работа учителя, направленная на поддержание и развитие мотивационной сферы, по мнению А. В.Марковой включает в себя следующие виды воздействий:

- учитель должен укрепить и поддержать у школьника позитивные мотивационные установки которые сложились ранее;

- учитель должен создать такие  условия при которых  у школьников появились бы новые мотивы, цели, а также  новые качества,  такие как устойчивость, осознанность, действенность и др.;

- коррекция неправильных мотивационных установок, изменение внутреннего отношения ребенка к уровню своих возможностей и перспективе их развития.

        Пути формирования учебной мотивации: "Наблюдение за работой учителей показывает, что этому необходимому условию успешности обучения не всегда уделяется должное внимание. Многие учителя часто  исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательные эмоции учащихся. В таких случаях деятельностью учащихся движет желание избежать  наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки .Если учебная деятельность радости не приносит - это сигнал неблагополучия. Даже взрослый человек не может длительное время работать на отрицательных эмоциях"

        

             Для того чтобы учение учащихся было целенаправленным, наблюдения необходимо проводить по следующим признакам:

- характер деятельности учащихся в процессе выполнения практических работ (пассивное или активное; недобросовестное или добросовестное; длительное и напряженное выполнение работы или с перерывами и отвлечениями; внимание устойчивое  на протяжении всего занятия или только его части);

- желание  выполнять задания неоцениваемые и необязательные  (ведение записей при слушании учителя или во время работы с учебником; повторное, более тщательное выполнение задания; стремление узнать, новые  приемы и способы выполнения задания);

- характер умственной деятельности учащихся (самостоятельное выявление причинно-следственных связей и закономерностей или копирование действий преподавателя; склонность к репродуктивным или продуктивным способам деятельности.);

- избирательность отдельных этапов деятельности (привлекает выполнение практической части, желание участвовать в составлении плана работы, коллективном обсуждении итогов работы; оказание помощи товарищам.);

- отношение к выполнению задания (полностью или частично выполняет требования, предъявляемые учителем; выполняет задание старательно или небрежно; участвует в групповых формах работы или стремится их избежать);

- увлеченность и эмоциональный подъем при изучении предмета (стремление к самостоятельности, увлеченность, удовлетворенность проделанной работой, полученными знаниями.);

- отношение учащихся к окончанию работы (убегает с урока сразу после звонка или стремится задержаться, поговорить с учителем и т.п.);

- отношение учащихся к помощи преподавателя и товарищей, их оценкам;

- включенность в деятельность (ориентируется в предстоящей деятельности, быстро включается в работу; ориентируется, но в работу не включается; не хочет делать);

- качество знаний (объем и  полнота, понимание и  осмысление, прочность усвоенного материала, успешность выполнения заданий, умение находить и устранять допущенные ошибки).

        Как работать с детьми, у которых не сформирована мотивация на учебную деятельность?

         На уроках рекомендуется предоставлять свободу выбора репертуара и поддерживать активность учащихся, делать акцент на развитие воображения, умение изобретать, и находить новые неожиданные пути для разрешения встающих проблем, импровизировать на уроках. "Сыграй или спой, как ТЫ хочешь".

Воспитанию положительной мотивации учения по мнению многих исследователей способствуют следующие факторы:

- включенность ученика в разные виды коллективной деятельности;

- общая атмосфера в школе и классе;

-отношения учителя с учащимся, помощь учителя в виде советов, наталкивающих самого ученика на правильное решение;

-привлечение учителем к оценочной деятельности и формирование  адекватной самооценки учеников.

        Также формированию мотивации способствует необычная форма преподнесения материала которая вызывает удивление и интерес у учащихся, занимательные примеры, эмоциональная речь учителя, познавательные игры, беседы, анализ жизненных ситуаций, разъяснение учителем значимости учения и использований школьных знаний в будущей жизни, умелое применение учителем методов поощрения и наказания.

         Широкое распространение различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий в системе общего образования требует от современного педагога школы искусств знания тенденций инновационных изменений и вероятность их использования в собственной практике. Сфера музыкального образования долгое время оставалась достаточно консервативной и практически не использовала технологических инноваций. Это было связано с тем, что педагогика искусства отличается ярко выраженной спецификой, обусловленной индивидуальным характером обучения, обращенным к эмоциям и духовному миру человека, развитие которого всегда уникально, неповторимо и не подлежит технологическому описанию.

        В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса. (В.П.Беспалько).

Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).

В более благоприятных условиях с точки зрения возможности внедрения инновационных педагогических технологий находятся предметы музыкально - теоретического цикла.

         На этих уроках можно выделить информационные технологии, под которыми понимаются структуры взаимосвязанных процессов переработки информации с применением компьютерно-программных средств.

Очень удобна при изучении музыкально-теоретических понятий на уроках сольфеджио и теории музыки адаптированная (адаптивная) система обучения (АСО) А.С. Границкой.

На первом этапе объяснение, все работают самостоятельно, учитель - индивидуально. На втором этапе организуется взаимоконтроль учащихся. На третьем этапе - обособленная самостоятельная работа и самоконтроль. Эта технология позволяет преподавателю уделить внимание каждому учащемуся.

         Личностно ориентированные технологии предусматривают приоритет субъект-субъектного обучения, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве.

Однако нельзя назвать данные технологии инновационными, так как для музыкального образования они являются концептуальной основой педагогического процесса и являются традиционными. Даже занимаясь в группах, педагог обязан учитывать индивидуально-психологические особенности и перспективы развития каждого ученика.

         В современной общеобразовательной практике большое распространение получили игровые технологии обучения, которые характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, возможностями альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериями оценки результатов работы, управлением эмоционального напряжения.

         Очень интересна проблемно-развивающая технология обучения (М. М. Махмутов, Н. Г. Мошкина и др.), специфическими функциями которой являются: формирование критического мышления учащихся; формирование умений и навыков активного речевого общения учащихся; формирование положительных эмоций; организация деятельности преподавателя по построению диалоговых конструкций и их реализации в процессе обучения.

Данная технология с успехом может использоваться на уроках музыкальной литературы, хотя многие из методов этой технологии уже давно и широко применяются в практике и вряд ли могут называться инновационными.

 Нетрадиционными, инновационными технологиями на уроках теоретического цикла  можно назвать следующие (Ягненкова Н.В.):

 - интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;

 - уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж;

- уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, откровение (исповедь), урок-презентация;

 - уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, регламентированная дискуссия, телепередача, и.т.д.

 - уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника,

- уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж;

 - перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, "Следствие ведут знатоки", "Что? Где? Когда?", утренник, концерт, инсценировка, "посиделки", и др.

 Практически все названные виды уроков могут быть использованы в образовательном процессе ДМШ.

Широкий простор для использования технологии метода проектов на уроках музыкальной литературы и слушания музыки.

Этот метод предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены (видеофильм, альбом, доклад).

Предложенные методы и технологии, несомненно, расширяют возможности современного образовательного процесса. Поэтому их необходимо активно внедрять в практику преподавания в детской музыкальной школе.

В книге А.К. Колеченко "Эциклопедия педагогических технологий" приведен еще ряд примеров педагогических технологий, которые могут использоваться на уроках в ДМШ:

Ищу ошибки.

 Технология может широко применяться на уроках сольфеджио и музыкальной литературы. Вызывает интерес у учащихся, развивает внимательность, сотрудничество при работе в малых группах.

Консультанты на уроке (шефы).

Данная инсценировка является одной из сильных в достижении обучающих, развивающих, воспитывающих целей. Известно, что когда человек учит других, то он сам начинает глубже понимать материал и его запоминать. Технология может использоваться не только на уроках теоретического цикла, но и может быть эффективной на уроках специальности.

Цепочка (опрос)

Данная технология может применяться как при проверке знаний урока, так и разделов учебного предмета. Педагог предлагает учащимся придумать вопросы по пройденной теме или разделу. Ученики по очереди задают вопросы группе и сами оценивают ответы.

- Взаимоконтроль.

Группа разбивается на учителей и учеников. Ученики отвечают своим учителям. Педагог в момент работы класса может подходить к отдельным учащимся и помогать, уточнять их ответ.

Все большее признание завоевывают Интернет-технологии, они открывают новые возможности как перед педагогами, так и перед учащимися; успешно внедряются в сферу музыкального образования, оказывая значительную помощь в различных вопросах деятельности преподавателей ДМШ.

        Современные педагогические технологии позволяют повысить мотивацию обучения музыке, развить творческое воображение, способствуют росту исполнительского мастерства, позволяют проводить исследовательскую работу. Становится вполне очевидным, что современный педагог должен хорошо владеть не только базовой методикой обучения, но и знанием педагогических технологий и умением применять их в учебном процессе.

Преподаватели нашей школы активно используют и внедряют в образовательный процесс интернет-технологии, цифровые и электронные ресурсы: аудио и видеоматериалы, графические, текстовые и другие документы, телевизоры, мультимедийное устройство, компьютеры, проигрыватели. Преподавтели стали чаще использовать презентации с использованием мультимедийного устройства. В средних и старших классах можно использовать Интернет-ресурсы для поиска нужных нот на сайтах, для прослушивания изучаемого произведения в различных исполнениях. Такая работа способствует получению новых знаний, развитию умения анализировать, сопоставлять и делать необходимые выводы.

Использование возможностей цифрового фортепиано позволяет  учащимся погрузиться в эпоху средневековья и Возрождения, словно бы играя в сопровождении лютни и клавесина.

Предлагаю сделать совместный проект преподавателей и учащихся музыкальной художественной школ на тему «Картинки с выставки», в котором повествование о творчестве «Могучей кучки» и музыкальные номера будут сопровождаться живописными работами детей. Здесь четко будет  прослеживаться связь музыки с живописью, литературой, поэзией.

Кроме знаний и умений, наши учащиеся должны получать заряд позитивных эмоций, яркие впечатления от классических и современных произведений. Таким образом, создается единение рационального мышления  и эмоционального восприятия, что очень важно как для подготовки к экзамену, классному или общешкольному концерту, так и к серьёзным региональным, всероссийским и международным конкурсам.

                Умелая организация действий учащихся на основе учебного материала становится мощным фактором повышения мотивации к творчеству.

        Заглянуть во внутренний мир каждого ученика и раскрыть его творческую индивидуальность – задача преподавателей ДМШ, решить  которую помогают современные образовательные технологии. И если к  безграничным возможностям Интернета, к исследовательской работе учащихся, добавить собственный искренний интерес, сделать учеников своими творческими партнерами, учиться вместе с детьми, а иногда и у них, быть энтузиастом, тогда наша работа, дорогие коллеги, будет всегда успешной.

        Благодаря такой работе у многих учащихся появляется более позитивное отношение к обучению музыке. Они будут проявлять интерес к сочинительству, подбору популярных, современных мелодий, более активно интересоваться музыкальными занятиями Будет появляться желание играть "для себя", "для души", через музыку выражать что-то свое, общаться с другими людьми, слышать и слушать.

        Планируя уроки , стремиться не допускать однообразия, так как это ведет к быстрому утомлению и потере интереса учащихся к содержанию урока. С первых уроков учащийся  имеет возможность действовать активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает вопросы проблемного, творческого характера, что  свою очередь способствует развитию познавательного интереса.    

     

1. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. - Волгоград: Учитель, 2008.

 2. Ягненкова Н.В. Возможности практического применения некоторых инновационныхпедагогических технологий на предметах теоретического цикла в ДШИ. - http://festival.1september.ru/articles/581644 (25.09.2012).

 3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий.- М: Каро, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий для повышения мотивации обучения физики

Использование инновационных технологий для повышения мотивации обучения физики...

Доклад «Использование метода проектов для повышения мотивации обучения английскому языку»

Доклад Использование метода проектов для повышения мотивации обучения английскому языку...

Выступление на тему: Использование ИКТ, как средства повышения мотивации к логопедическим занятиям в школе.""

Желание изменить, сделать работу логопеда более эффективной побудило провести анализ существующих развивающих компьютерных программ для детей (в том числе для детей с нарушениями в развитии). На сегод...

Использование информационных технологий для повышения мотивации обучающихся

Занятие все чаще проходит в напряженном ритме, перед преподавателем ставится вопрос о том, как оптимально распределить время занятия. Ведь организация процесса обучения таким образом, чтобы обучающиес...

"Перевернутый урок-инновационная педагогическая технология для повышения мотивации обучающихся в средней школе в условиях ФГОС"

Данная презентация подготовлена для выступления на городской педагогической конференции на тему: "Создание условий для раскрытия потенциала каждого обучающегося в системе общего и дополнительного...

Использование инновационных технологий для повышения мотивации обучения физики в непрофильных классах.

Статья рассказывает о различных методах применения инновационных технологий на уроках и внеклассных занятиях. Использование инновационных технологий обеспечивает широкую самостоятельность учащихся, со...

Использование образовательных технологий, способствующих повышению мотивации учащихся на уроках в начальных классах

Учитель года - 2023 "Методическая мастерска" - Использование образовательных технологий, способствующих повышению мотивации учащихся на уроках в начальных классах...