Календарно-тематическое планирование по музыке 7 класс ФГОС (2015-2016)
календарно-тематическое планирование по музыке (7 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по музыке в помощь педагогам при составлении рабочей программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_po_muzyke_7_klass_2015-2016_fgos_reshetnikova_s.g.doc | 191 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ п/п | Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Требования к результатам | Контрольно- оценочная деятельность | Информацион-ное сопровож-дение, цифровые и электронные образователь-ные ресурсы | Д.З. | ||||
план | факт | Учащийся научится | Учащийся сможет научиться | Вид | Форма | |||||||
Тема года: «Содержание и форма в музыке». Всего часов 35 часов Первая четверть: 9 часов Введение: «Об единстве содержания и формы в музыке». Всего: 1 час | ||||||||||||
1 | О единстве содержания и формы в художественных произведениях Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 1 | Постановка проблемы, связанной с изучением главной темы года. Воплощение глубинной сущности явлений в произведениях искусства - важнейший критерий подлинного творчества. Что составляет «магическую единственность» замысла и его воплощения. Художественный материал: Поэзия Ф. Тютчев. Не то, что мните вы, природа ... Живопись И. Репин, И. Айвазовский. Пушкин у моря. Музыка А. Вивальди. Лето. III часть. Из цикла «Четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года» (слушание). Песенный репертуар: Ю. Шевчук. Что такое осень (пение) | 1.Эмоционально воспринимать образы различных видов искусства. 2. Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музы- кой и другими видами искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). | Рассуждать о яркости образов в музыке и других видах искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике) | Текущий | Устный опрос | Презентация | §1 | |||
1 | Раздел:1 «Содержание в музыке» Всего: 3 часа | |||||||||||
1.1 | 2 | Музыку трудно объяснить словами (1 ч) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Почему музыку трудно объяснить словами. Способность музыки выражать без слов чувства человека, его внутренний мир. Музыкальный материал: Ш. Азнавур. Вечная любовь (слушание); Я.Дубравин, стихи М. Пляцковского. Когда играет музыкант (пение) | 1. Рассуждать о значении искусства в жизни современного человека (с учетом критериев, представлен- ных в учебнике). | Изучать специфику современной популярной зарубежной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности | Тематический | Устный опрос | ФЦИОР | §2 | ||
1.2 | 3 | В чем состоит Сущность музыкального содержания (2 ч) Урок закрепления знаний | 1 | Особенности воплощения содержания в литературе, изобразительном искусстве, музыке. «Загадки» содержания в художественном произведении. Роль деталей в искусстве. Художественный материал: Живопись С. дель Пьомбо, Несение креста. Музыка Т. Альбинони: Адажио (слушание). Песенный репертуар: Ю. Мигуля. Быть человеком (пение) | 1. Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. | Оценивать художественные произведения с позиции красоты и правды. Анализировать способы воплощения содержания в музыкальных произведениях | Текущий | Взаимоопрос | Презентация | §3 | ||
1.3 | 4 | В чем состоит сущность музы- кального содер- жания (продолжение) Урок закрепления знаний | 1 | Обобщение важнейшее свойство музыкального содержания (на примере I части «Лунной сонаты Л. Бетховена). Музыкальный материал: Л. Бетховен. Соната N 14 для фортепиано. I часть (слушание); Л. Бетховен, русский текст Э. Александровой. Дружба (пение) | 1. Анализировать способы воплощения содержания в музыкальных про- изведениях. 2. Воспринимать и оценивать музы- кальные произведения с точки зрения единства содержания и формы (с учетом критериев, представленных в учебнике). | Осваивать выдающиеся образцы западноевропейской музыки (эпоха венского классицизма) | Текущий | Синквейн | §3 продолжение | |||
2 | Раздел: 2 «Каким бывает музыкальное содержание» Всего: 5 часов | |||||||||||
2.1 | 5 | Музыка, которую можно объяснить словами (1 ч) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Воплощение содержания в произведениях программной музыки. Программность обоб- щающего характера (на примере концерта «3има» из цикла «Четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года» А. Вивальди). Музыкальный материал: А. Вивальди. 3има. I часть. Из цикла «Четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года» (слушание); Е. Подгайи,. Осенний вокализ (пение) | 1. Анализировать содержание музы- кальных произведений (с учетом критериев, представленных в учебнике) 2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения. | Находить ассоциативные связи между образами музыки, поэзии и изобразительного искусства | Текущий | Устный опрос | Видео | §4 | ||
2.2 | 6 | Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского (1 ч) Урок обобщения и систематиза-ции знаний | 1 | Свойство программности - расширять и углублять музыкальное содержание. Соотнесение образов поэтического и музыкального произведений (на примере стихотворения Н. Некрасова «Тройка» и пьесы П. Чайковского «На тройке» из фортепианного цикла «Времена года» П. Чайковского). Художественный материал: Поэзия Н. Некрасов. Тройка (фрагмент). Музы к а П. Чайковский. Ноябрь. На тройке. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание). Песенный репертуар: А. Ермолов, стихи А. Богословской: Осенний блюз (пение) | 1. Анализировать содержание музы- кальных произведений (с учетом критериев, представленных в; учебнике). 2. Воспринимать и оценивать музы- кальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения. | Анализировать многообразие связей музыки и литературы. Выявлять круг образов в музы- кальном произведении. Рассуждать о яркости и контраст- ности в музыке (с учетом критериев, представленных в учебнике) | Текущий | Интернет-ресурсы | Видео презентация | §5 | ||
2.3 | 7 | Восточная тема у Н. Римского- Корсакова: «Шехеразада» (1 ч) Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | Тема Востока в творчестве русских композиторов. Воплощение конкретизирующей про- граммности в музыкальных образах, темах, интонациях (на примере I части из симфонической сюиты «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова). Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». I часть (слушание); М. Магомаев, стихи. А. Горохова. Шехеразада (пение) | 1. Анализировать содержание музы- кальных произведений (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2. Воспринимать и оценивать музы- кальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения. | Находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства. Самостоятельно подбирать сходные произведения изобразительного искусства к изучаемой музыке. Использовать образовательные ресурсы Интернет для поиска произведений изобразительного искусства | Текущий | Устный | ФЦИОР | §6 | ||
2.4 | 8 | Когда музыка не нуждается в словах (1 ч) Урок обобщения и систематиза-ции знаний | 1 | Осуществление музыкального содержания в условиях отсутствия литературной программы. Коллективное обсуждение вопроса, связанного с воплощением музыкального образа Этюда ре-диез минор А. Скрябина (интерпретация В. Горовица). Музыкальный материал: А. Скрябин. Этюд ре-диез минор, соч. 8 N 12 (слушание); А. Варламов, стихи М. Лермонтова. Горные вершины (пение) | 1. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения. 2. Выявлять возможности преобразующего значения музыки. | Высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных музыкальных произведений, Принимать участие в коллективном обсуждении музыкальных воп- росов проблемного содержания. Узнавать наиболее яркие произведения отечественных композиторов академической направленности | Тематический | Устный опрос | Видео | §7 | ||
закл | 9 | Знакомство с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей. Урок обобщения | 1 | Е. Мравинского, А Свешникова, Г. Фон Караяна | Узнавать наиболее яркие произведения | Высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных музыкальных произведений в исполнении выдающихся музыкантов. | Тематический | Устный опрос | Интернет-ресурсы | Сообщение,презентация | ||
3 | Вторая четверть: 7часов Раздел: 3 «Музыкальный образ» Всего: 3 часа | |||||||||||
3.1 | 10 | Лирические образы в музыке (1 ч) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Воплощение содержания в художественных произведениях малой и крупной формы (на примере картин «Юный нищий» Э. Мурильо и «Триумф Цезаря» А. Мантенья). Связь между образами художественных произведений и формами их воплощения. Выражение единого образа в форме миниатюры. Особенности лирического художественного образа. Мотивы печали и прощания в прелюдии соль-диез минор, соч. 32 N 12 С. Рахманинова. Художественный материал: живопись Э. Мурильо. Юный нищий; А. Мантенья. Триумф Цезаря; И Левитан. Золотая осень. Поэзия Н. Рубцов. Журавли. Фрагмент. Музыка С. Рахманинов. Прелюдия соль-диез минор, соч. 32 N 12 (слушание). Песенный репертуар: И. Мипютин ; стихи Е Допматовского. Лирическая песенка. Из кинофильма «Сердца четырех» (пение) | 1. Анализировать особенности воп- лощения лирических образов в музыке. 2. Наблюдать за развитием одного образа в музыкальном произведении. | Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобрази- тельного искусства. Самостоятельно подбирать сходные литературные произведения, произведения изобразительного искусства к изучаемой музыке | Итоговый | Тест, музыкальная викторина | Презентация | §8 | ||
3.2 | 11 | Драматические образы в музыке (1 ч) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Характерные особенности драматических образов в музыке. контраст образов, тем, средств художественной выразительности в музыке драматического характера (на при- мере вокальной баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта). Музыкальный материал: Ф. Шуберт, стихи И. В. Гёте. Лесной царь (слушание); Г. Струве, стихи Л. Кондратенко. Матерям погибших героев (пение) | 1. Анализировать особенности воп- лощения драматических образов в музыке. 2. Анализировать приемы взаимо- действия различных образов в драматических произведениях. | Рассуждать о яркости и контраст- ности образов в драматических про- изведениях. Воспринимать и сравнивать музы- кальный язык в драматических про- изведениях, содержащих контрастные сопоставления образов, тем | Текущий | Творческое задание | Презентация | §9 | ||
3.3 | 12 | Эпические образы в музыке (1 ч) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Русские былины, песни, причитания как источники эпического содержания в художественном произведении. Особенности экспонирования эпических образов в музыкальном искусстве (на примере Вступления к опере «Садко» Н. Римского-Корсакова). Итоговое обобщение в рамках темы «Музыкальный образ». Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Окиан-море синее. Вступление к опере «Садко» (слушание); Г. Струве, стихи К. Ибряева. Вечное детство (пение) | 1. Анализировать особенности воплощения эпических образов в музыке. 2. Наблюдать за развитием одного образа в музыкальном произведении. | Сравнивать особенности музы- кального языка в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания | Текущий | Творческое задание | Презентация | §10 | ||
4 | Раздел: 4 «О чем «рассказывает» музыкальный жанр» Всего: 4 часа | |||||||||||
4.1 | 13 | «Память жанра» (1 ч) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| 1 | Способность музыкальных жанров вызывать определенные образные представления (ассоциативность жанра). Использование композиторами ассоциативных жанров для воплощения определенного содержания (на примере Полонеза ля-бемоль мажор Ф. Шопена). Музыкальный материал: Ф. Шопен, Полонез ля-бемоль мажор, соч. 53 N 6. Фрагмент (слушание); Ты река ль, моя реченька. Русская народная песня, обработка Л. Лядовой (пение) | Понимать взаимосвязь между жанром музыкального произведения и его содержательным воплощением
| Исследовать взаимосвязь жанровых и интонационных основ музыки. | Текущий | Устный опрос | Презентация | §11 | ||
4.2 | 14 | Такие разные, песни, танцы, марши Комбинирован-ный урок | 1 | Взаимодействие и взаимообогащение народ- ных и профессиональных музыкальных жанров. Воплощение народной песенности в произведениях композиторов-классиков (на примере финала Симфонии N 4 П. Чайковского). Музыкальный материал: П. Чайковский. Симфония N 4. IV часть. Фрагмент (слушание); В. Берковский, С. Никитин, стихи М. Величанского. Под музыку Вивальди (пение) Содержательность жанра марша. Общность и отличие в маршах из балета «Щелкунчик» П. Чайковского и оперы «Аида» Дж. Верди. Музыкальный материал: П. Чайковский. Марш. Из балета «Щелкун- чик» (слушание); Дж. Верди. Марш. Из оперы «Аида» (слушание) Разнообразие вальсов. Череда сцен, действующих лиц, состояний в Большом вальсе из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского. Состояние мечтательной грусти в вальсе си минор Ф. Шопена. Музыкальный материал: П. Чайковский. Вальс. Из оперы «Евгений Онегин» (слушание); Ф. Шопен. Вальс си минор, соч. 69 N 2 (слушание) | 1. Осознавать взаимосвязь жанровых и интонационно-образных воплощений в музыке (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2. Наблюдать за развитием одного образа в музыке. 3. Понимать значение народного муэыкального творчества в сохранении и развитии общей культуры народа. | Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, оркест- ровке) музыку отдельных выдаю- щихся композиторов прошлого (П. Чайковского) Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму, оркестровке) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого (П. Чайковского, Дж. Верди) | Текущий | Взаимоопрос | Видео | §12 | ||
4. 3 | 15 | Искусство исполнительской интерпретации в музыке. Урок закрепления знаний |
1 | Понятия: «интерпретация», «аранжировка». Что объединяет эти понятия, в чём состоит различие. . | 1. Осознавать взаимосвязь жанровых и интонационно-образных воплощений в музыке (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях. 3. Воспринимать и сравнивать музы- кальный язык в произведениях раз- ного смыслового и эмоционального содержания. | Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, оркест- ровке) музыку отдельных выдаю- щихся композиторов | Текущий | Взаимоопрос | Интернет-ресурсы | сообщение | ||
4.4 | 16 | Искусство исполнительской интерпретации в музыке. Урок закрепления знаний |
1 | Понятия: «интерпретация», «аранжировка». Что объединяет эти понятия, в чём состоит различие. Интерпретация вокальной и инструментальной музыки. | 1. Осознавать взаимосвязь жанро- вых и интонационно-образных воплощений в музыке (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2. Выявлять круг музыкальных об- разов в различных музыкальных произведениях. | Воспринимать особенности инто- национного и драматургического развития в произведениях сложных форм. Воспринимать и сравнивать музы- кальный язык в произведениях раз- ного смыслового и эмоционального содержания. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, оркест- ровке) музыку отдельных выдаю- щихся композиторов | Итоговый | Тест | Интернет-ресурсы | презентация | ||
5 | Третья четверть всего: 11 часов Введение. Раздел: 5 «Форма в музыке» Всего: 1 час | |||||||||||
5.1 | 17 | «Сюжеты» и «герои» музы- кального произведения (1ч) Урок закрепления знаний и систематизации знаний. | 1 | Особенности воплощения художественного замысла в различных видах искусства. Метафорический смысл понятий сюжет и герой по отношению к музыкальному произве- дению. Средства выразительности как главные носители содержания и формы в музыке. Музыкальный материал: Р. Вагнер. Антракт к ПI действию. Из оперы «Лоэнгрин» (слушание); Е. Крылатое, стихи Н.Добронравова. Я верю только мачтам и мечтам (пение) | 1. Понимать характерные особенности музыкального языка. 2. Воспринимать и оценивать музы- кальные произведения с точки эрения единства содержания и средств музыкальной выразительности. | Рассуждать о яркости и контраст- ности образов в музыке | Текущий | Взаимоопрос | Видео | §13 | ||
6 | Раздел: 6 «Что такое музыкальная форма» Всего: 2 часа | |||||||||||
6.1 | 18 | «Художест- венная форма - это ставшее зри- мым содержание» (2 ч) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Понимание музыкальной формы в узком и широком смысле. Единство содержания и формы - непременный закон искусства (на примере стихотворения «Сонет к форме» В. Брюсова). Связь тональности музыкального произведения с его художественным замыслом, характером (на примере «Лакримоза» из Реквиема В. А. Моцарта и Серенады Ф. Шуберта). Художественный материал: Поэзия В. Брюсов. Сонет к форме. Живопись, архитектура, декоративно-прикладное искусство Собор Нотр-Дам в Париже; Микеланджело. Внутренний вид купола собора св. Петра; Братья Лимбирг, Крещение. Из Роскошного часослова герцога Беррийского; Микеланджело. Мадонна Дони; О. У. Пьюджнн. Готический диван; Вид лестницы Библиотеки Лауренциана. Музыка В. А. Моцарт. Реквием. Лакримоза (слушание); Ф. Шуберт. Серенада (слушание). Песенный репертуар: А.3ацепин, стихи Л.Дербенева. Есть только миг. Из кинофильма «Земля Санникова» (пение) | 1. Воспринимать и оценивать произведения искусства с точки зрения единства содержания и формы (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2. Понимать характерные особенности музыкального языка (с учетом критериев, представленных в учебнике). | Различать характерные признаки видов искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). Понимать специфику деятельности композитора, поэта и художника (с учетом критериев, представленных в учебнике). | Текущий | Устный опрос | ФЦИОР | §14 | ||
6. 2 | 19 | «Художест-венная форма - это ставшее зримым содержание (2 ч) Урок закрепления знаний | 1 | Особенности претворения ладотональности в Увертюре к опере «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта («торжествующая жажда жизни). Выражение мотива тоски и одиночества в пьесе «Шарманщик» из вокального цикла «Зимний путь» Ф. Шуберта. Музыкальный материал: В. А. Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро» (слушание); Ф. Шуберт. Шарманщик. Из вокального цикла «3имний путь» (слушание); А. Рыбников, стихи Р. Тагора. Последняя поэма (слушание) | 1. Воспринимать и оценивать музы- кальные произведения с точки зрения единства содержания и формы. 2. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях. | Воспринимать и сравнивать музы- кальный язык в произведениях раз- ного смыслового и эмоционального содержания. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого (В. А. Моцарта, Ф. Шуберта) | Текущий | Взаимоопрос | ФЦИОР | §14,продолжение | ||
7 | Раздел: 7 «Виды музыкальных форм» Всего: 8 часов | |||||||||||
7.1 | 20 | Почему музы- кальные формы бывают больши- ми и малыми (1 ч) Урок закрепления знаний и систематизации знаний. | 1 | Причины (источники) обращения композиторов к большим и малым формам (на примере I части Симфонии N 5 Л. Бетховена и пьесы «Игра воды» М. Равеля). Общее и индивидуальное в музыкальной форме отдельно взятого произведения. Музыкальный материал: Л. Бетховен. Симфония N 5. I часть (слушание); М. Равель. Игра воды. Фрагмент (слушание); Л.Дубравин, стихи М. Пляцковского Снежинка (пение) | 1. Воспринимать и оценивать музы- кальные произведения с точки зрения единства содержания и формы. 2. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях. 3. Воспринимать и сравнивать музы- кальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. | Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке. Анализировать приемы взаимо- действия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров | Текущий | Устный опрос | §15 | |||
7.2 | 21 | Музыкальный шедевр в шест- надцати тактах (период) (1 ч) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Музыкальная форма период, особенности ее строения. Изысканность и лаконизм музыкального образа, воплощенного в форме музыкального периода (на примере Прелюдии ля мажор Ф. Шопена). Музыкальный материал: Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 N 7 (слушание); С. Ваневич. Пусть будет радость в каждом доме. Финал оперы «История Кая и Герды» (пение) | 1. Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (форма музыкального периода). 2. Воспринимать и оценивать музы- кальные произведения с точки зрения единства содержания и формы. 3. Понимать характерные особенности музыкального языка. | Наблюдать за развитием одного образа в музыкальном произведении | Текущий | Устный опрос | Видео | §16 | ||
7. 3 | 22 | О роли повторов в музыкальной форме (1 ч) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Композиционные повторы в искусстве как выражение цельности, симметрии устойчи- вой завершенности. Репризность как важная основа звуковой организации музыки (на примере Венгерско- го танца N 5 И. Брамса). Художественный материал Архитектура Собор Нотр-Дам в Париже. А. Фет. Свеж и душист твой роскошный венок ... Музыка И. Брамс. Венгерский танец N 5 (слушание) | 1. Выявлять круг музыкальных образов в музыкальном произведении. 2. Исследовать специфику музы- кального формообразования (с учетом критериев, представленных в учебнике). | Наблюдать за сопоставлением музыкальных образов (музыкаль- ных тем). Рассуждать об общности и разли- чии формообразующих средствв музыке, литературе и изобрази- тельном искусстве (с учетом критериев, представленных в учебнике) | Текущий | Устный опрос | Презентация | §17 | ||
7. 4 | 23 | Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»: двухчаст- ная форма (1 ч) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Куплетно-песенные жанры в рамках двухчастной формы. Запев и припев - главные структурные единицы вокальной двухчастности (на примере романса «Венецианская ночь» М. Глинки). Особенности производного контраста (воплощение двух граней одного художественного образа). Состояние душевного покоя, радос- ти и очарования в звуках романса. Музыкальный материал: М. Глинка, стихи И. Козлова. Венециан- ская ночь (слушание, пение) | 1. Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (двухчастная форма). 2. Наблюдать за развитием и сопос- тавлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем. | Размышлять о яркости и контр- астности образов в музыке. Раскрывать особенности музы- кального воплощения поэтического образа (в устном ответе) | Текущий | Устный опрос | Презентация | §18 | ||
7. 5 | 24 | «Ночная серенада Пушкина - Глинки: трехчастная форма (1 ч) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Реализация музыкального образа в трехчастной форме (на примере романса М. Глинки «Я здесь, Инезилья ... » ). Производный контраст между разделами формы. Выразительная роль деталей. Музыкальный материал: М. Глинка, стихи А. Пушкина. Я здесь, Инезилья ... (слушание); А. Гречанинов, стихи народные. Призыв весны (пение) | 1. Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (трехчастная форма). 2. Наблюдать за развитием образа на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем. 3. Понимать характерные особенности музыкального языка. | Раскрывать особенности музы- кального воплощения поэтического образа (в устном ответе). Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого (М. Глинки) | Текущий | Взаимо опрос | Презентация | §19 | ||
7. 6 | 25 | Многомерность образа: форма рондо ( 2 ч) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Художественные особенности формы рондо (на примере стихотворения В. Брюсова «Рондо» ). Роль рефрена и эпизодов в форме музыкального рондо. Сопоставление двух содержательных планов в романсе «Спящая княжна» А. Бородина. | 1. Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (рондо). | Наблюдать за развитием образа, сопоставлением его фрагментов на основе сходства и различия музы- кальных тем | Текущий | Устный опрос | Презентация | §20 | ||
7. 7 | 26 | Многомерность образа: форма рондо ( 2 ч) Урок закрепления знаний и систематизации знаний. | 1 | Многоплановость художественного образа в рондо «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и «Джульетта» С. Прокофьева Художественный материал: Поэзия В. Брюсов. Рондо. Музыка А. Бородин. Спящая княжна (слушание, участие в исполнении); С. Прокофьев. Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта» (слушание) | Анализировать приемы взаимо- действия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных жанров. | Рассуждать об общности и разли- чии выразительных средств музыки и литературы (с учетом критериев, представленных в учебнике) | Текущий | Творческое задание | Презентация | §20 продолжение | ||
7. 8 | 27 | Образ Великой Отечественной войны в« Ленинград- ской» симфонии Д.Шостаковича: вариации (1 ч) Урок закрепления знаний и систематизации знаний. | 1 | Реализация принципа повторности и развития в форме вариаций. Динамика образа в «Эпизоде нашествия» из «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича Обобщение по теме «Форма в музыке» (обновление содержания в рамках известных форм, значимая роль повторности в процессе музыкального формообразования). Художественный материал: П о э з и я А. Ахматова. Первый дальнобой- ный в Ленинграде. Музыка Д. Шостакович. Симфония N 7 «Ленинг- радская». часть. Фрагмент «эпизод нашест- вия» (слушание). Песенный репертуар: В. Синявский, стихи В. Владимирова. Благодарим, солдаты, вас! (пение) | 1. Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (вариации). 2. Анализировать приемы развития образа в музыкальном произведении. 3. Рассуждать об общности и разли- чии выразительных средств музыки и литературы (с учетом критериев, представленных в учебнике) | Выявлять типологические особенности в музыкальном формообразовании Самостоятельно подбирать сходные поэтические произведения к изучаемой музыке (с учетом критериев Дневника музыкальных раз- мышлений) | Итоговый | Тест | Презентация | §21 | ||
8 | Четвертая четверть: 8 часов Введение. Раздел: 8 «Музыкальная драматургия» Всего: 7 часов | |||||||||||
8. 1 | 28 | О связи музы- кальной формы и музыкальной драматургии (1 ч) Урок закрепления знаний и систематизации знаний. | 1 | В чем состоит принципиальное отличие между музыкальной формой и музыкальной драматургией. Осуществление драматургии в форме музыкального произведения (процесс - результат). Особенности взаимодействия статики и динамики в пьесе «Старый замок» из фор- тепианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Художественный материал: Живопись Школа П. дела Франческа. Вид идеального города; А. Альдорфер. Битва Александра. Поэзия Т. Готье. Средневековье. Музыка М. Мусоргский. Старый замок. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание). Песенный репертуар: А. Пахмутова, стихи Р. Рождественского. Просьба (пение) | 1. Наблюдать за развитием одного образа в музыке. 2. Воспринимать особенности драматургического развития в произведениях малых форм. 3. Анализировать приемы развития одного образа в музыкальном произведении. 4. Понимать характерные особенности музыкального языка. | Находить ассоциативные связи между «планами выражения» музы- ки и изобразительного искусства | Текущий | Устный опрос | Презентация | §22 | ||
8. 2 | 29 | Музыкальный порыв (1 ч) Урок закрепления знаний и систематизации знаний. | 1 | Порывы, мечты и фантазии в «Фантастических пьесах» Р. Шумана (на примере пьесы «Порыв»). «Рельеф» и «фон» в драматургии пьесы «Порыв», их взаимодействие. Сравнение пьес «Старый замок» М. Мусоргского и «Порыв» Р. Шумана с точки зрения различного воплощения музыкальной драматургии (статика и динамика). Музыкальный материал: Р. Шуман. Порыв. Из фортепианного цикла «Фантастические пьесы» (слушание); ......... (пение) | 1. Воспринимать особенности инто- национного и драматургического развития в произведениях простых и сложных форм. | Выявлять круг музыкальных образов в музыкальных произведениях. Анализировать приемы взаимо- действия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных музыкальных форм | Текущий | Устный опрос | Презентация | §23 | ||
8.3 | 30 | Развитие об- разов и персона- жей в оперной драматургии (1 ч) Комбинированный урок | 1 | Особенности оперной драматургии (развитие образов и персонажей). Трансформация музыкального образа в опере М. Глинки «Жизнь за царя» (на примере сравнения образа поляков в Сцене польского бала (П действие) и в Сцене в лесу (IV дейст- вие). Музыкальный материал: М. Г липка. Мазурка. Из оперы «Жизнь за царя». Фрагмент (слушание); М. Г липка. Хор поляков из «Сцены в лесу». Из оперы «Жизнь за царя». Фрагмент (слушание); Г. Комраков ; стихи В. Рябцева. Вечный огонь (пение) | 1. Воспринимать особенности инто- национного и драматургического развития в оперных произведениях. 2. Наблюдать за развитием музы- кального образа в музыке. 3..Понимать характерные особенности музыкального языка. 4. Воспринимать и сравнивать музы- кальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания | Анализировать приемы развития музыкального образа. | Текущий | Устный опрос | Презентация | §24 | ||
8.4 | 31 | Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь» ( 2 ч) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| 1 | Воплощение эпического содержания в опере А. Бородина «Князь Игорь». Противопоставление двух образных сфер как основа композиционного строения оперы. Роль хоровых сцен в оперном спектакле. Многогранные характеристики музыкальных образов (ария князя Игоря, ария хана Кончака). Родство музыкальных тем в арии князя Игоря и в плаче Ярославны (проявление арочной драматургии). Обобщение по теме «Оперная драматургия». Музыкальный материал: А. Бородин. Опера «Князь Игорь». Фрагменты: Хор «Слава» из Интродукции; хор бояр | 1. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы. 2.Наблюдать за сопоставлением контрастных музыкальных образов. 3. Воспринимать особенности инто- национного и драматургического развития в оперных произведениях. 4. Понимать характерные особенности музыкального языка . | Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях (их фрагментах). | Текущий | Устный опрос | Видео | §25 | ||
8.5 | 32 | Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь» ( 2 ч) Урок закрепления знаний | 1 | «Мужайся, княгиня» из I действия; хор «У летай на крыльях ветра» из П действия; ария князя Игоря из П действия; ария хана Кончака из П действия; плач Ярославны из IV действия (слушание); С. Соснин, стихи Я. Серпина, Родина (пение); В. Алексеенко, стихи Г. Новоселова. Подарок Родины (пение); М. Таривердиев, стихи Р. Рождественского, Песня о далекой Родине. Из телефильма «Семнадцать мгновений весны» (пение) | Воспринимать и сравнивать музы- кальный язык в произведениях (фрагментах крупных произведений) разного смыслового и эмоционально- го содержания. | Анализировать приемы взаимо- действия и развития одного,(нескольких) образов в пределах произведений крупных форм или их фрагментов. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности | Текущий | Взаимо опрос | Видео | §25 продолжение | ||
8.6 | 33 | Развитие музыкальных, тем в симфонической драматургии (2 ч) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| 1 | Главные особенности симфонической драматургии (последовательность, сочетание, развитие музыкальных тем). Строение симфонического цикла. Музыкальная тема как главный носитель идеи, мысли, содержания произведения. Знаком- ство с формой сонатного аллегро. Реализация сонатной формы в финале Симфонии N 41 В. А. Моцарта. Взаимодействие гомофонно-гармонической и полифонической форм письма. Роль коды как смыслового итога произведения | 1. Воспринимать и оценивать музы- кальные произведения с точки зрения единства содержания и формы. 2. Воспринимать особенности инто- национного и драматургического развития в симфонических произведениях. | Наблюдать за взаимодействием (столкновением) сходных и/или контрастных музыкальных тем. Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (сонатная форма). | Текущий | Устный опрос | Презентация | §26 | ||
8.7 | 34 | Развитие музыкальных, тем в симфониче- ской драматур- гии (2 ч) Урок закрепления знаний | 1 | «Юпитер», воплощающего идею «грандиозного синтеза». Музыкальный материал: В. А. Моцарт. Симфония N 41 «Юпитер». IV часть (слушание); В. А. Моцарт, русский текст К. Алемасовой. Светлый день (пение) | Понимать характерные особенности музыкального языка. Осваивать отдельные образцы, характерные черты западноевропей- ской музыки разных эпох. Понимать характерные черты венской классической школы | Анализировать приемы тематиче- ского развития в форме сонатного аллегро. | Итоговый | Тест | §26 продолжение | |||
Обобщающий урок по теме года. Всего: 1 час | ||||||||||||
35 | Формула красоты (1 ч) Искусство исполнительской интерпретации в музыке.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Итоговое обобщение темы «Содержание и форма» в музыке. Обсуждение главных выводов, отражающих неразрывную взаимосвязь содержания и формы. Понятия: «интерпретация», «аранжировка». Что объединяет эти понятия, в чём состоит различие. Интерпретация вокальной и инструментальной музыки. Знакомство с виртуальным пианино Virtual_MIDI_Keyboard_5_0 и его возможностями. Элементарные приёмы создания и аранжировки музыки | 1. Воспринимать и оценивать музы- кальные произведения с точки зрения единства содержания и формы. 2. Понимать характерные особенности музыкального языка | Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. | Текущий | Устный опрос | Видео | §27 презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематический план по технологии 5 класс Фгос 2
Подробный календарно-тематический план по технологии в 5 классах в соответствии фгос 2 поколения ООО...
Календарно-тематический план по физкультуре 5 класс (ФГОС)
Календарно-тематическое планирование по физической культуре для 5 класса (ФГОС) составлено на 105 часов в год при трехразовых занятиях в неделю на основе примерной программы, рекомендованной Мин...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (ФГОС), 2015-2016 год
Программа составлена с учётом авторской программы по русскому языку под редакцией С.И. Львовой, В.В. Львова...
Рабочая программа по литературе 7 класс (ФГОС), 2015-2016 год
Программа составлена с учётом авторской программе по литературе для общеобразовательных учреждений: 5-11 классы. Автор-составитель: Г.В. Москвин...
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС, 2015-2016 уч.год
Данная рабочая программа по биологии в 5 классе составлена в соответствии с требованиями...
Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС 2015- 2016 учебный год
Программа по литературе для 5 классасоставлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, в соответствии...
Календарно-тематическое планирование для 5 класса на 2015-2016 учебный год
Календарно-теманическое планирование для 5 класса составлено в соответствии с ФГОС второго поколения. В нём расписаны все УУД....