Рабочая программа по русскому языку 7 класс (ФГОС), 2015-2016 год
рабочая программа по русскому языку (7 класс)
Программа составлена с учётом авторской программы по русскому языку под редакцией С.И. Львовой, В.В. Львова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_kl_lvov_fgos.docx | 148.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Пречистенская средняя общеобразовательная школа
Утверждена приказом директора школы
№_________ от ___________________
Рабочая программа учебного курса
Русский язык
7 а, б класс
Программа составлена на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений . 5-11 классы: основной курс, элективные курсы/ автор- составитель С.И. Львова.
Разработчик: Булыгина Наталия Владимировна, учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
п. Пречистое
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» разработана на основе следующих нормативно- методических документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, № 273
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253 года № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 4 октября 2010 г. N 986 г. Москва "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений".
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
- Основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /(сост. Е.С. Савинов). - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / (под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова). – М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы/ М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
- Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2015-2016 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области;
- Приказ ОУ от № …………………….
Программа составлена с учётом авторской программы по русскому языку под редакцией С.И. Львовой, В.В. Львова. М: Издательский центр «Мнемозина», 2009.
Используемый УМК
- Программа по русскому языку для 5-11 кл. / Автор-составитель : С.И.Львова. М.: Мнемозина, - 2009.
- С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 3 частях. – 8-е издание, переработанное. – М.: Мнемозина, 2012.
Обоснование выбора УМК под редакцией В.В. Львова.
Разделы учебника «Русский язык. 7 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.). В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи - речеведческие понятия и виды работы над текстом –пропорционально чередуются с грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
В основе концепции разработанного авторами курса русского языка лежит деятельностно-системный подход к русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся, формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков
- Особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. В этом смысле каждый урок является уроком развития речи.
- В основу курса положен триединый подход к языковому явлению: анализ значения, формы и функции.
- Программа способствует реализации внутрипредметных связей.
- Большое внимание уделяется развитию навыков использования в речи элементов русского речевого этикета.
- Систематически и целенаправленно демонстрируется эстетические функции русского языка.
- Курс отличает внимание к вопросам истории русского языка, обращение к этимологии слов.
- Программа реализует идею дифференцируемого подхода к обучению.
- Культуроведческий аспект проявляется в использовании сведений по истории языка, информации о русских ученых-лингвистов.
- Программа составлена с учетом принципа преемственности.
Учебная деятельность в планировании направлена на развитие речи учащихся, предусматривает овладение нормами литературного языка, обогащение словаря и грамматического строя ученической речи. В речемыслительной деятельности прослеживается единство творчества и развития речи и мышления учащихся.
Вклад предмета «Русский (родной) язык» в достижение целей основного общего образования
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе.
Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Главными целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.); - освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Изучение русского языка в 7 классе на базовом уровне среднего (основного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- Освоение знаний в устройстве и функционировании родного языка, норм современного русского литературного языка.
- Развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.
- Формирование умений и навыков использования языка в устной и письменной речи.
- Воспитание интереса и бережного отношения к языковой культуре родного края.
В соответствии с этой целью ставятся ЗАДАЧИ в 7 классе:
- Углубить знания учащихся о функциональных разновидностях русского языка (разговорная речь, официально-деловой, научный, публицистический и художественный стили речи).
- Продолжить изучение морфологии русского языка (наречия, служебные части речи, междометия).
- Закрепить навыки фонетического орфоэпического, лексического, морфемно-словообразовательного и морфологического разборов.
- Совершенствовать умение в сжатой и подробной форме излагать тексты разных стилей и жанров.
- Совершенствовать умение создавать собственные монологические высказывания в разных стилях и жанрах речи.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единение народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
- Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
- Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
- Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В примерной программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков.
В первом дается перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования. Во втором перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
- коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);
- познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);
- регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).
Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения.
Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.
Место курса «Русский (родной) язык» в базисном учебном (образовательном) плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 ч. В том числе: в 5 классе — 175 ч, в 6 классе — 210 ч, в 7 классе — 140 ч, в 8 классе —105 ч, в 9 классе — 105 ч.
Примерная программа по русскому (родному) языку для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 661 ч. Вариативная часть программы составляет 74 ч и формируется авторами рабочих программ.
Авторская программа С.И. Львовой рассчитана на 170 часов, поэтому в программу внесены изменения.
Объём учебной нагрузки в 7 классе составит 140 часов (4 часа в неделю). Уровень обучения – базовый. Данная рабочая программа рассчитана на один год.
Отличия от авторской программы:
Распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса представленной авторами программы имеет рекомендательный характер и может корректироваться с учётом конкретных особенностей учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Содержание тем учебного курса
№ п/п | Тема | Количество часов по программе С.И. Львовой | Количество часов по рабочей программе учителя |
1. | Введение. Язык как развивающееся явление | 2 | 1+2ч старта=3 |
2 | Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6 классах) | 39 | 40 |
3. | Текстоведение | 17 | 13 |
4. | Морфология: Наречие Самостоятельные и служебные части речи: Самостоятельные и служебные части речи Предлог Союз Частица Междометие | 86 40 46 1 9 15 18 3 | 76 34 39 1 9 14 12 3 |
5 | Омонимия слов разных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений. | 10 | 5 |
6 | Повторение изученного | 6 | 6 |
7. | Резервные часы | 10 | 0 |
8 | Всего: | 170 | 140 |
Содержание учебного предмета (140 часов)
Введение (1ч.)
Язык как развивающееся явление. Исторические изменения русского языка.
Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6 классах)
Фонетика. Орфоэпия (2ч)
Звуки русской речи. Омонимы. Виды омонимов: лексические, графические (омографы), фонетические (омофоны), грамматические (омоформы).
Словообразование самостоятельных частей речи (4ч.)
Основные способы образования слов. Способы образования наречий. Словообразовательная пара и словообразовательная цепочка. Неморфемные способы образования слов (переход слова из одной части речи в другую, сращение частей словосочетания в одно слово).
Лексикология и фразеология (5ч).
Особенности лексического значения слова (слова однозначные и многозначные, использование слов в прямом и переносном значениях). Смысловая связь разных слов в русском языке (синонимы, антонимы, омонимы). Особенности употребления слов в речи (общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы; нейтральные, книжные, разговорные слова; устаревшие слова и неологизмы). Происхождение слов (исконно русские слова, заимствованная лексика).
Грамматика: морфология и синтаксис
Морфология (5ч.)
Склоняемы части речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение). Глагол. Постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола. Деепричастие. Причастие. Образование причастий и деепричастий
Синтаксис (4ч.)
Виды предложений. Простые и сложные предложения. Простое осложненное предложение.
Орфография. Правописание морфем (9ч.)
Н, нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Слитные, раздельные и дефисные написания. Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными, прилагательными, местоимениями.
Пунктуация (3ч.)
Постановка знаков препинания в конце предложения, внутри простого предложения, между частями сложного предложения, в предложениях с прямой речью.
Культура речи. Правильное употребление слов самостоятельных частей речи (8ч.)
Орфоэпические, грамматические, лексические нормы.
Текстоведение (13ч.)
Текст как произведение речи. Типы речи (описание, повествование, рассуждение). Точность и логичность речи. Структура текста. Виды связи предложений в тексте: последовательная (цепная) и параллельная. Языковые средства выразительности. Выразительная речь. Фонетические средства выразительности. Словообразовательные средства выразительности. Лексические средства выразительности. Морфологические средства выразительности. Синтаксические средства выразительности: попарное соединение однородных членов предложения, одинаковое построение рядом расположенных предложений –параллелизм, риторический вопрос. Рассуждение как тип речи.
Структура текста-рассуждения. Сочетание разных типов речи в тексте.
Морфология
Наречие (29ч.)
Общее значение наречий и их употребление в речи. Разряды наречий по значению. Местоименные наречия. Слова категории состояния. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Слитное и раздельное написание не и ни с наречиями. Слитное, раздельное и дефисное правописание наречий. Правописание н, нн в наречиях на -о (-е).Суффиксы –о и –а на конце наречий. О и е (ё) на конце наречий после шипящих. Употребление ь на конце наречий после шипящих. Наречия в словосочетании и предложении. Наречия в тексте.
Культура речи. (5ч.). Правильное употребление наречий. Орфоэпические, грамматические, лексические нормы.
Служебные части речи и междометия
Роль служебных частей речи (1ч.)
Предлог (9ч.)
Предлог как служебная часть речи. Разряды предлогов. Производные и непроизводные предлоги. Правописание производных предлогов. Предлог в предложении и тексте.
Союз (14ч.)
Союз как служебная часть речи. Разряды союзов. Сочинительные и подчинительные союзы. Роль союза и. Простые и составные союзы. Союзные слова. Правописание союзов. Союз в предложении и тексте.
Частица (12ч.)
Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Правописание частиц. Частицы не и ни. Частицы в предложении и тексте. Культура речи. Правильное употребление предлогов, союзов и частиц. Орфоэпические и грамматические нормы.
Междометие (3ч.)
Междометия и звукоподражательные слова. Трудные случаи разграничения языковых явлений
Омонимия слов разных частей речи (5ч.)
Омонимия и многозначность. Использование омонимии как средства художественной выразительности. Различение грамматических омонимов.
Повторение изученного в 7-ом классе (6ч.)
Правописание: орфография и пунктуация. Культура речи.
Добавлены часы на
- стартовую, контрольную работу за полугодие и итоговую контрольную работу + анализ контрольных работ,
- обобщение и повторение изученного, т.к. это предусмотрено особенностями учебно-воспитательного процесса в данном образовательном учреждении.
Таким образом, часы распределены с учётом возникающих трудностей при изучении тем, с учётом запланированных видов практической деятельности, а также в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) и Примерной программы по русскому языку.
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов | Контрольные работы | Развитие речи |
Введение. Язык как развивающееся явление | 1 | 1ч. + работа над ошибками | 1 |
Фонетика. Орфоэпия | 2 | ||
Словообразование самостоятельных частей речи | 4 | ||
Лексика и фразеология | 5 | 2 | |
Грамматика: морфология | 5 | ||
Грамматика: синтаксис | 4 | 2 | |
Правописание: орфография и пунктуация. Орфография | 9 | ||
Пунктуация | 3 | ||
Культура речи. Правильное употребление слов самостоятельных частей речи. | 8 | 1ч. + работа над ошибками | |
Текстоведение | 13 | 1ч. + работа над ошибками | 2 |
Морфология. Наречие | 29 | 1ч. + работа над ошибками 1ч. + работа над ошибками | 2 |
Культура речи. Правильное употребление наречий. | 5 | 1ч. + работа над ошибками | |
Самостоятельные и служебные части речи | 1 | ||
Предлог | 9 | 2 | |
Союз | 14 | 1ч. + работа над ошибками | 2 |
Частица | 18 | 2 | |
Культура речи. Правильное употребление предлогов, союзов и частиц. | 4 | 1ч. + работа над ошибками | |
Междометие | 3 | ||
Омонимия слов разных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений | 5 | ||
Повторение изученного в 7 классе | 6 | 1ч. + работа над ошибками | |
Итого: | 140 | 9 | 15 |
Календарно-поурочное планирование
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Требование к результатам освоения содержания предметных программ
Направленность предмета на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации метапредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекция).
Основная особенность курса русского языка по данной программе – его ориентация на интенсивное речемыслительное развитие ребёнка. Это проявляется прежде всего в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности: умение осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной форме (говорить и слушать), а также в развитии врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников. Курс отличается ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико-орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка. При этом максимально учитываются закономерности и этапы речевого развития учащихся. Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ
Результаты | Ученик научится | Ученик получит возможность: |
Личностные | 1) пониманию русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 3) потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; 4) стремлению к речевому самосовершенствованию; 6) самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | 1) Осознания себя как носителя одного из величайших языков мира 2) Понимания роли русского языка как языка межнационального и международного общения; 3) Осознать свою причастность к сохранению чистоты и богатства языка, к расширению сферы его влияния 4) совершенствовать свою речь в процессе работы с различными письменными источниками и в устной речевой практике |
Метапредметные | Аудирование и чтение: | 1. Сохранять и передавать информацию,, полученную в результате чтения; 2. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; 4. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; 5. Оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; 6. Находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; 9. Решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах |
Предметные | 1.Производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами; 2.Составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами; 3.Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала. По орфографии. 1.Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; 2.Находить и исправлять орфографические ошибки. 3.Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами. По пунктуации. 1.Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты. По связной речи. 1.Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. 2.Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). 3.Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы. | 1) усвоения основ научных знаний о родном языке; понимания взаимосвязи его уровней и единиц; |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА
В результате изучения русского языка ученик 7 класса должен
знать/понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета.
уметь:
Речевая деятельность.
Аудирование. Адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух; осознавать коммуникативную цель аудирования и в соответствии с ней организовывать свою работу; выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи; составлять план текста, полный и сжатый пересказ (устный или письменный); обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника.
Чтение. Осознавать коммуникативную цель чтения и в соответствии с ней организовывать свою работу; дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста; выделять информацию иллюстрирующую, аргументирующую; находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение; проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты текста, делить текст на части и т.п.); составлять тезисный план исходного текста; владеть ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым видами чтения; прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух.
Говорение. Сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства; создавать собственные высказывания, соответствующие требованию точности, логичности и выразительности речи; строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана; формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т.п.; размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные); уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации.
Письмо. Сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства; создавать собственные высказывания, соответствующие требованию точности, логичности и выразительности речи; писать тексты-размышления на лингвистические, а также на морально-этические темы дискуссионного характера; соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные); уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы с связном тексте; использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста; редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии.
Текстоведение. Анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи; рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста; устанавливать в тесте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением; определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте.
Фонетика и орфоэпия. Проводить фонетический и орфоэпический разбор слов; правильно произносить широко употребляемые наречия и служебные части речи; анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.
Морфемика и словообразование. По типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов; определять способы образования слов разных частей речи; анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря; составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов (простые случаи); с помощью школьного этимологического словарика комментировать исторические изменения в морфемной структуре слов.
Лексикология и фразеология. Соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами лексических словарей; находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора; проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении.
Морфология. Различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи; правильно, уместно и выразительно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения.
Орфография. Владеть правильным способом применения изученных правил орфографии; учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания; аргументировать тезис о системном характере русской орфографии.
Синтаксис и пунктуация. Составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме; определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи; различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в речи. Устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Формы и методы контроля достижения планируемых результатов
В качестве измерителей уровня усвоения программы используется следующие формы:
| Технологии, методики, используемые учителем:
|
Пути решения поставленных в программе задач:
Объяснительно-иллюстративные методы | Репродуктивные методы | Проблемно-сообщающие методы | Методы устного изложения | Наглядные методы обучения | Формы обучения | Дидактическое обеспечение |
Рассказ Беседа с опорой на правило Письменное упражнение Анализ схем, таблиц, плана, фактов, явления | Пересказ Списывание готового материала, выполнение задания по образцу Работа с книгой Воспроизведение правила нахождение подобия с опорой на таблицу | Объяснение причин разного правописания Сообщение алгоритмов с последующим анализом Частично-поисковые методы: Эвристическая беседа Комментированное письмо с выводом | Рассказ Объяснение Беседа Дискуссия | Использование современных педагогических технологий, в том числе ИКТ Практические методы обучения: Упражнения Дидактические игры | Деловая игра Аукцион Конкурс Зачет Общественный смотр знаний Взаимообучение | Раздаточный материал Тестовые задания на печатной основе Тестовые задания в электронном виде Справочная литература Репродукции картин известных художников Коллекция презентаций к каждому уроку |
Среди традиционных видов работы по развитию речи (выразительно прочитать текст, озаглавить его, определить основную мысль, а также сочинений и изложений), предлагаются следующие:
- работа с разными видами словарей (толковым, орфоэпическим, синонимов, эпитетов, словообразовательным )
- редактирование текста
- текстоведческий анализ текста (тема, основная мысль, тип речи, стиль, средства связи предложений.)
Среди нетрадиционных видов работы – работа с портфолио учащегося по русскому языку, презентация исследовательских работ обучающихся на общешкольной конференции.
Контрольные работы | Уроки развития речи | Примерная тематика проектов в 7 классе |
У. 2. Стартовая диагностическая работа по русскому языку | У. 22. Подготовка к домашнему сочинению по картине К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво» | Портреты слов. |
Имена и ники в компьютерном общении. | ||
У. 15. Контрольная работа «Разделы лингвистики» | У. 25. Изложение (на материале упражнения 200) | Школьные прозвища. |
Современные жаргонизмы школьников. | ||
Примеры языковой игры в рекламе. | ||
У. 63. Контрольная работа – зачёт по разделу «Текстоведение» | У. 50. Подготовка к сочинению по картине А. А. Пластова «Первый снег» | Современный компьютерный фольклор. |
Игры со словами. | ||
У. 80. Контрольная работа: разученный диктант с элементами изложения и сочинения (на материале упр. 568) | У. 89. Сжатое изложение (на материале упр. 587) | О словах паразитах в нашей речи |
У. 91. Контрольный диктант с языковым анализом по теме «Правописание наречий» У. 105. Контрольный зачёт по теме «Наречие» | У. 112. Изложение (по материалам упр. 695) | Почему мы допускаем речевые ошибки? |
Синонимы, антонимы, омонимы в русских пословицах. | ||
У. 131. Контрольный диктант с языковым анализом по теме «Союз» | У. 126. Изложение (на основе упражнения 773) | Синонимы, антонимы, омонимы в фольклорных загадках. |
У. 150. Контрольная работа по теме «Предлог, союз, частица» | У. 143. Изложение с элементами сочинения по материалам упр. 879 | Изобразительно-выразительные средства в русских пословицах. |
У. 167-168. Итоговый контрольный диктант с языковым анализом и творческим заданием по итогам года | и другие … |
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:
1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);
2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
3) объем различных видов контрольных работ;
4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются:
1) знание полученных сведений о языке;
2) орфографические и пунктуационные навыки;
3) речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается для 7 класса – 100-120 слов. При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Для 7класса он состоит из 25 – 30 слов.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 8 классе 25 различных орфограмм и 8-10 пунктограммы.
До конца первой четверти сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса: 110-120 слов в контрольном диктанте, 25-30 слов в словарном диктанте.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
- в переносе слов;
- на правила, которые не включены в школьную программу;
- на еще не изученные правила;
- в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
- в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
- в исключениях из правил;
- в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
- в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
- в случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
- в написании Ы и И после приставок;
- в случаях трудного различия НЕ и НИ (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
- в собственных именах нерусского происхождения;
- в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
- в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
Грамматическое задание оценивается отдельной оценкой.
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Оценка контрольного словарного диктанта
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 8 классе проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения в 7 классе – 200-250 слов. Примерный объем сочинений в 7 классе – 1,5 – 2,0 страницы.
С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- Стилевое единство и выразительность речи;
- Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических
Примечания.
При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета | Допускаются: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» | Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибки, или 4 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверно в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускаются не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5кл. – 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибок), а также 4 грамматические ошибки. |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 7 речевых недочетов и 6 недочетов в содержании. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методического обеспечение
Используемый УМК:
1. Программа по русскому языку для 5-11 кл. / Автор-составитель : С.И.Львова. М.: Мнемозина, - 2009.
2. С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 3 частях. – 8-е издание, переработанное. – М.: Мнемозина, 2012.
Литература для учителя:
| Литература для учащихся:
|
Лингвистические словари для учителя и обучающегося:
- Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 2003
- Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3-е изд. — М., 1994.
- Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.
- Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.
- Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. — М., 2004.
- Львова С. И. Краткий словообразовательный словарь школьника. — М., 2004.
- Молоткова А.И. Фразеологический словарь русского языка – М.: Рус. яз., 1978.
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь рус. языка. Российская АН – М.: АЗЪ, 1995.
- Орфоэпический словарь русского языка/ С.Н.Борунова, В.Л.Воронцова, Н.А.Еськова; под ред. Р.И.Аванесова. – М.: Рус. яз., 1985.
- Панов Б. Т., Текучее А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. — М., 1981.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка – М.: Рус. яз., 1986.
- Тихонов А.Н. Словарь-справочник по русскому языку/ А.Н.Тихонова. – М.: Цитадель, 1996.
- Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. — 2-е изд. — М., 1991.
- Фразеологический словарь русского языка/ А.И.Молоткова – М.: Рус. яз., 1978.
- Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. – М.: Прозерпина, 1994.
- Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 4-е изд. — М., 1999.
Материально-техническое обеспечение предмета
I. Технические средства обучения
- Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
- Колонки (рабочее место учителя).
- Проектор.
- Интерактивная доска.
II. Программные средства
- Операционная система Windows ХР.
- Офисное приложение Microsoft Office 2007.
- CD Страна Лингвиния. Мультимедийная книжка, 2005.
- CD Репетитор « Русский язык». Весь школьный курс
- CD Репетитор « Тесты по пунктуации». Весь школьный курс
- «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
- 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
- Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
- Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
- Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
- Тестирующая программа для школьников «КРАБ»
Средства обучения:
- Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 5 класса (печатный и электронный варианты)
- Экранные пособия
- Тестовые задания по всем темам (печатный и электронные варианты)
- Обучающая программа-тренажёр по русскому языку. Фраза.
- Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5 класс.
- Интернет-ресурсы:
А) Библиотеки:
Интернет-ресурсы (для учащихся):
Словари:
- http://www.sork.ru – Словарь сокращений русского языка
- http://www.megakm.ru – Толковый словарь русского языка Ожегова
- http://www.slovari.ru – Русские словари (Институт им. Виноградова)
- http://www.gramota.ru – Он-лайновые словари (орфографический, орфоэпический, толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.)
- http://learning-russian.gramota.ru Электронные пособия по русскому языку для школьников
Тренажеры:
- http://www.repetitor.1c.ru – Тесты по пунктуации в режиме он-лайн
- http://www.gramotey.ericos.ru – Электронный тренажер «Грамотей»
- http://www.klyaksa.country.ru – Грамматический конкурс «Золотая клякса»
- http://www.golovolomka.hobby.ru – Головоломки со словами
для учителя
Справочно-информационные ресурсы:
- http://www.ruscenter.ru – РОФ «Центр развития русского языка»
- http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Русский язык»
- http://www.slovesnikk.ru – Сайт о русской словесности
- http://www.ruthenia.ru/apr - Архив петербургской русистики (Кафедра русского языка филологического факультета СПбГУ)
- http://www.edu.ru – образовательный портал
- http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Русский язык»
- http://www.gramma.ru -Культура письменной речи
- http://www.imena.org - Имена.org – популярно об именах и фамилиях
- http://slova.ndo.ru - Крылатые слова и выражения
- http://www.rusword.org - Мир слова русского
- http://www.lrc-lib.ru - Рукописные памятники Древней Руси
- http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/ Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник
- http://character.webzone.ru - Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты
- http://www.svetozar.ru - Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку
Материально-техническое обеспечение кабинета «Филологии» (каб. №34)
Для отражения количественных показателей используется следующая система символических обозначений:
- Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
- К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
- Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
- П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.)
Характеристика учебного кабинета. Выбор помещения, его рациональная планировка определяется санитарно-эпидемиологическими нормами (СанПиН 2.4.2. 178-02).
РУССКИЙ ЯЗЫК
№ | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество | ||
Основная школа | Старшая школа | |||
Базов. | Проф. | |||
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) | ||||
1 | Федеральный Закон «Об образовании» | Д | Д | Д |
2 | Стандарт основного общего образования по русскому (родному) языку | Д | ||
3 | Стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень) | Д | ||
4 | Стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень) | Д | ||
5 | Примерная программа основного общего образования по русскому языку | Д | ||
6 | Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень) | Д | ||
7 | Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень) | Д | ||
8 | Авторские программы по русскому языку | Д | Д | |
9 | Учебник по русскому языку. 5 класс. | К | ||
10 | Учебник по русскому языку. 6 класс. | К | ||
11 | Учебник по русскому языку. 7 класс. | К | ||
12 | Учебник по русскому языку. 8 класс. | К | ||
13 | Учебник по русскому языку. 9 класс. | К | ||
14 | Учебник по русскому языку. 10 класс. |
| К | К |
15 | Учебник по русскому языку. 11 класс. | К | К | |
16 | Практикум по русскому языку. 5 класс. | К | ||
17 | Школьные словари русского языка: толковый, иностранных слов, синонимов, антонимов фразеологический,, орфоэпический, морфемный, словообразовательный, этимологический, словари трудностей русского языка и др. | Ф | Ф | Ф |
18 | Справочные пособия (энциклопедии, справочники по русскому языку) | П | ||
19 | Научная, научно-популярная литература по лингвистике | П | ||
20 | Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков) | Д | Д | Д |
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ | ||||
21 | Портреты выдающихся русских лингвистов. | Д | Д | Д |
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКЦИОННЫЕ СРЕДСТВА | ||||
22 | Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам курса русского (родного) языка. | Д/П | Д/П | Д/П |
23 | Мультимедийные тренинговые, контролирующие программы по всем разделам курса русского языка | Д/П | Д/П | Д/П |
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ | ||||
24 | Видеофильмы по разным разделам курса русского языка. | Д | Д | Д |
25 | Аудиозаписи и фонохрестоматии по разным разделам курса русского языка. | Д | Д | Д |
26 | Слайды (диапозитивы) по разным разделам курса русского языка. | Д | Д | Д |
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО) | ||||
27 | Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления карт и таблиц | Д | Д | Д |
28 | Экспозиционный экран (на штативе или навесной) | Д | Д | Д |
29 | Телевизор с универсальной подставкой | Д | Д | Д |
30 | Аудио-центр. | Д | Д | Д |
31 | Мультимедийный компьютер | Д | Д | П |
32 | Видеомагнитофон, видеоплейер. | Д | Д | Д |
33 | Сканер | Д | Д | Д |
34 | Принтер лазерный | Д | Д | Д |
35 | Копировальный аппарат | Д | Д | Д |
36 | Фото/видеокамера | Д | Д | Д |
37 | CD, DVD-проигрыватели | Д | Д | Д |
38 | Мультимедийный проектор | Д | Д | Д |
39 | Средства телекоммуникации | Д | Д | Д |
4УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | ||||
40 | Ящики для хранения таблиц | Д | Д | Д |
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ | ||||
41 | Шкаф 3-х секционный (с остекленной средней секцией) | П | П | П |
Лист регистрации изменений к рабочей программе по русскому языку
учителя: _____________________
№ п/п | Дата изменения | Причина изменения | Суть изменения | Корректирующие действия |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________
Подпись
Дата ___________________ Расшифровка подписи _______________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Истории древнего мира ФГОС 2015-2016
Рабочая программа по Истории древнего мира для 5 класса на основании:Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ; Федерального государственного стандарта...
Рабочая программа по алгебре 7 класс на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по алгебре для 7 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе примерн...
Рабочая программа по литературе 7 класс (ФГОС), 2015-2016 год
Программа составлена с учётом авторской программе по литературе для общеобразовательных учреждений: 5-11 классы. Автор-составитель: Г.В. Москвин...
Рабочая программа по истории 5 класс на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по истории Древнего мира по линии учебников А.А. Вигасин, Г.И. Годер. Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета. Тематическое планирование рассчитано на 70 часов ...
Рабочая программа по обществознанию 5 класс на 2015-2016 учебный год
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией Л.Н. Боголюбова и полностью ей соответствует. ...
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС, 2015-2016 уч.год
Данная рабочая программа по биологии в 5 классе составлена в соответствии с требованиями...
Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС 2015- 2016 учебный год
Программа по литературе для 5 классасоставлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, в соответствии...