Творческое взаимодействие
статья по музыке на тему
В статье представлены размышления автора о том, как театральная деятельность, организуемая педагогом образовательной школы, в силу коллективного характера и синтетической основы театрального искусства, способствует формированию у учащихся умений творческого взаимодействия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Творческое взаимодействие | 66.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Раковская Наталья Ириковна
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 163 Центрального района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
ТВОРЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В РАБОТЕ НАД ПОСТАНОВКОЙ ШКОЛЬНОГО СПЕКТАКЛЯ
В статье представлены размышления автора о том, как театральная деятельность, организуемая педагогом образовательной школы, в силу коллективного характера и синтетической основы театрального искусства, способствует формированию у учащихся умений творческого взаимодействия. Определены этапы (организационный, развивающий, рефлексивный) творческого взаимодействия учащихся начальной и основной школы, некоторые методы, приемы, комплекс творческих заданий и упражнений.
Ключевые слова: творческое взаимодействие, алгоритм, формирование умений, взаимоотношения, рефлексия.
Заниматься театром – увлекательнейшее занятие. Несколько лет существует театральный коллектив в моей школе. Дети вырастают, меняется состав театральных групп, но раз от раза остаются в работе основополагающие принципы, которые постепенно складываются в некую систему работы театрального объединения. Самым главным при создании театра является создание коллектива. Сознание того, что работая вместе, коллектив делает одно большое и интересное дело, способно принести огромную радость и педагогу, и детям.
Я не представляю, зачем создавать театр, если это не театр единомышленников. И неважно, какое количество человек участвуют в постановке спектакля, какого возраста эти участники, чем они будут заниматься при создании спектакля. Главное - единение в творчестве, доверие, взаимопонимание, сознание того, что «мы вместе».
Прежде всего, это диктует сама синтетическая природа театра. Театр включает в себя практически все виды искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство, хореографию и др. Отсюда и особенность театрального искусства: коллективность творческого процесса.
Постановка спектакля с большим коллективом требует четкого сконструированного алгоритма работы. Алгоритм должен был стать простым, понятным и сформировался он достаточно быстро.
1 шаг - объединение двух возрастных категорий: младших школьников и учащихся основной школы. Это организационный этап, который решает задачи обеспечения жизнедеятельности нового коллектива, а также формирования умений творческого взаимодействия на основе тренингов, театральных упражнений, отдаленно связанных с постановкой конкретного спектакля. Для создания комфортных условий в процессе организации совместной деятельности используются игровые технологии.
Немаловажную роль для решения этой задачи играют совместные встречи по различным поводам, начиная с праздников заканчивая решением проблемных ситуаций в коллективе.
Праздники участники любят проводить вместе. Появляется возможность вволю пообщаться друг с другом и младшим, и старшим. В традициях коллектива на таких встречах использовать различные игры (в том числе и театральные, типа «Разыграй соседа», «Мимолетность», «Ассоциации» или «Превращения»). Пришлось по душе ребятам задание «Три слова». Ведущий предлагает три не связанных по смыслу слова, которые по правилу игры нужно «связать» в миниатюре за короткий срок времени. Главное, чтобы группа сумела актерскими средствами продемонстрировать задуманный смысл. Большой плюс этого задания – совместная творческая работа, где обязательно участвуют дети разного возраста.
Иногда, появляются сценки на самих себя, друг на друга, на педагога, на зрителя. И тут вступает железное правило, выработанное опытом поколений коллектива – «пародируем любя!».
Когда у участников, помимо репетиций, есть возможность узнать друг друга на «неформальных» встречах - это объединяет коллектив на творческих «подмостках» и не только, а также во много раз облегчает понимание психологических проблем какого-либо ребенка при решении сценической задачи в постановке спектакля. Жизнедеятельность любого коллектива, и нашего также регулируют правила, совместно выработанные и «отредактированные» временем.
Эти «законы» озвучиваются самими участниками театрального объединения во время занятий. Они озвучиваются, «формируются» во время рефлексии. Их немного, они просты и понятны, продиктованы самой театральной работой. Наверное, можно обобщить их так: «Мы ничего не делаем за другого,- все делаем вместе с ним». Любые недоразумения, конфликты нужно также решать сообща. Но высказываться можно только вне репетиционного времени, уже на рефлексии. Творчество, тем более коллективное, возможно только в дружеской, доверительной атмосфере. Позитивный настрой, уважительное отношение старших к младшим, младших к старшим участникам, внимательное - педагога к проблемам коллектива и каждого участника в отдельности дает твердую основу для плодотворной творческой работы, долголетия коллектива.
На этом этапе также формируются умения творческого взаимодействия в процессе выполнения специальных упражнений и заданий. Более всего для этого этапа подходит метод стимулирования, позволяющий, сформировать мотивацию к сотворчеству, метод дискуссии, позволяющий аргументировать свою точку зрения; метод рефлексии, который может помочь детям разного возраста понять позицию партнеров по взаимодействию.
2 шаг – постановка объединенным коллективом спектакля.
Это уже этап развивающий, в ходе которого основной задачей становится развитие умений творческого взаимодействия в процессе работы непосредственно над спектаклем.
На этом этапе используются две формы работы: групповая и общая репетиция. И именно на общих репетициях младшие школьники получают неоценимое понимание творческого взаимодействия со старшими участниками, имеющими опыт совместной творческой работы.
При решении данной задачи обязательными и своевременными являются задания, направленные на выявление «единственно верной» для данной мизансцены, роли, характера героя интонации в речи, мимике, пластике, т.е. те творческие методы, которые позволят понять логику героя. Прорабатывание характеров персонажей требует серьезного обсуждения. Поступки героев, их мотивация могут быть восприняты в разновозрастном коллективе неодинаково.
При этом часто возникают рассуждения о возможных вариантах развития характера героя, споры. И здесь удачно «ложится» метод создания проблемных ситуаций. Обсуждая и разыгрывая мизансцену появляется возможность совместного творческого поиска. Часто понимание «как это сделать» становится возможным только при объединении умений, интуиции и знаний, основанных на взаимоуважении и взаимоподдержке.
Присутствие всех участников спектакля на репетициях обязательно. Креативные идеи, опыт старших участников незаменим для создания образов персонажей, доставшихся младшим школьникам. И очень часто идеи, высказанные младшими ребятами, оказываются очень разумными.
«Зритель» на спектакле – такой же герой, что и на сцене. Спектакль без зрительского восприятия «здесь и сейчас» теряет свою привлекательность как искусство. Спектакль корректируется зрительским восприятием. Школьный спектакль предлагается прежде всего детской аудитории. Ребенок – зритель искренен в получении эмоции и в отдаче ее. Поэтому «зритель» на репетиции - самый главный участник процесса постановки спектакля. На него возложена огромная ответственность – он «лакмусовая бумага».
При выборе спектакля также учитываются мнения младших и старших участников коллектива. Предложения тех и других обязательно внимательно выслушиваются, обсуждаются, аргументировано отвергаются или принимаются. Неоднократно возвращаясь к интересным предложениям, сообща обсуждая их, выявляя достоинство пьесы, загруженность в этом спектакле всех членов коллектива, принимается решение о постановке спектакля. Это важный этап постановки школьного спектакля.
Роль рефлексии в жизни коллектива в период постановки спектакля трудно переоценить. Она направлена и на критическое отношение к результату, и на обсуждение организации процесса совместной работы, и на понимание своей роли в этом процессе. Именно в эти минуты приходит осознание того, что организовывать совместные действия можно и нужно.
Еще одно правило, выработанное участниками объединения: «больше на один». (Анализируя действия товарища, найди положительных моментов хотя бы на один больше, чем неудачных.)
Работа над спектаклем тем сложна и в тоже время интересна, увлекательна, что она проводится при коллективном решении возникающих творческих задач.
3 шаг – подведение итогов (представление спектакля)
Рефлексивный - анализ проделанной работы, результата своего личного вклада в общее дело и достижений других участников, размышления о собственном росте, о своем положении в коллективе. Младшие участники слушают, высказывают, расстраиваются, радуются, убеждают, анализируют, «проживают» яркие моменты сценической работы вместе со старшими, приобретая неоценимый опыт коллективной творческой жизни. Наконец, мечты о будущем и о своем «месте» в этом, ставшим родным, коллективе.
Хочется привести некоторые высказывания – размышления детей, участвующих в постановке спектакля «Синяя птица» по мотивам пьесе М. Метерлинка
- Эта сказка о нас самих. Тильтиль и Митиль ищут Синюю Птицу, которая поможет соседской девочке обрести счастье, здоровье. А в конце сказки понимают, что никто кроме них ей не поможет. Девочке нужна была дружба. Никто не сможет быть счастливым в одиночестве.
- Эта сказка помогает детям повзрослеть, а взрослым - вспомнить, что и они были детьми, и постараться этого больше не забывать.
- Синяя птица рядом, а человек ищет ее повсюду. Надо только остановиться, закрыть глаза и помечтать о ней – она и прилетит.
- Тильтиль и Митиль идут за «синей птицей», но возвращаются без нее. Самой синей птицей оказался скворец, который жил у них дома. Счастье – оно рядом!
- При открывании «неизвестных дверей» Тильтиль, главный герой, вначале путешествия пытается справиться с трудностями самостоятельно. Затем, понимая невозможность преодоления их, учится полагаться на своих попутчиков. И в конце пути не мыслит принятия решения без «согласования» со своими «помощниками» (сущностями вещей, стихий и животных).
И действительно, вырисовывается наглядный процесс развития типа поведения при построении взаимоотношений.
- авторитарно-исполнительский: (Я – Я)
Первая дверь – начало путешествия
Тильтиль: «Я себе слово дал – я не отступлю!»
- развивающе-сотворческий тип поведения (Я – Она)
Вторая дверь – середина пути
Тильтиль: «Я очень хочу помочь соседской девочке. Она на меня надеется. Открываю?»
- демократическо-сотруднический (Она - Мы - Я)
Третья и четвертая дверь – последняя надежда.
Тильтиль: «Соседская девочка больна – если у нас не получится поймать синюю птицу, то она не сможет стать счастливой».
Тильтиль: «Мы так далеко уже так зашли, мы через многое прошли – разве я волен отступить. Вы ведь поверили в меня. Вы так поддерживали меня. Я должен попытаться еще раз. Мы обязательно ее поймаем»
Работа над постановкой спектакля должна зажечь детское сердце, заставить трепетать, восхищаться, т.е. подарить ему (сердцу) праздник, сильную и положительную эмоцию.
Занимаясь в театре, учащиеся младшей и основной школы учатся так же умению чувствовать и даже регулировать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умению войти в продуктивный контакт, то есть творческому взаимодействию.
Литература
- Бершадский, М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии [Текст] / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. - М.:Центр «Педагогический поиск», 2003.- 256 с.
- Выготский, Л.С. Психология искусства Текст. / Л.С. Выготский. М.: Современное Слово, 1998. - 480 с.
- Гаврилова З.А. Технология формирования творческого взаимодействия учащихся в образовательном процессе школы искусств / З.А. Гаврилова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2010. – № 1 (45). – С.24-28.
- Гаврилова, З.А. Феноменологический анализ понятия «творческое взаимодействие» / З.А. Гаврилова // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 9. – С. 176-182.
- Загвязинский, В. И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1981. - 160 с.
- Амонашвили, Ш. А. Единство цели: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987. - 208 с.
- Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л. С. Выготский. М.: Просвещение, 1991. - 93с.
- Коротаева, Е.В. Педагогическое взаимодействие и технологии/ Е.В. Коротаева. Мин-во образования и науки. Уральский гос. пед. ун-т. – М.: Academia, 2007. - 256с.
- Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 1998. - 226с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого взаимодействия родителей и детей
Выступление на ШМО классных руководителей. Из опыта работы....
Технология коллективного творческого взаимодействия
В данном материале приводится технология проведения коллективного творческого дела...
Творческое взаимодействие хорового коллектива и педагога концертмейстера.
о взаимодействии хорового коллектива и концертмейстера....
Творческое взаимодействие учителя и ученика на уроке иностранного языка
В статье речь идет об эффективности сотрудничества на уроке ученик-учитель. Добившись полного взаимопонимания на уроке иностранного языка между участниками образовательного процесса, нельзя не о...
статья на тему: Детский музыкальный театр в школе как средство формирования умений творческого взаимодействия.
статья в методическом сборнике педагогических находок "Прогимназии "Сообщество" на тему: "Детский музыкальный театр в школе как средство формирования умений творческого взаимодействия"...
Творческое взаимодействие учителя и ученика на уроках русского языка и литературы как фактор развития коммуникативной компетенции
В статье описана система работы по воспитанию творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время....
Концепция обучения английскому языку на основе творческого взаимодействия
Мой взгляд на методику преподавания английского языка....