Рабочая программа "Мир вокального искусства"
рабочая программа по музыке на тему
Рабочая программа для вокального ансамбля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programmamir_vokalnogo_iskusstva.doc | 199.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации г. Усть-Илимска
«Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Рабочая программа
Дополнительного образования
«Мир вокального искусства»
(7-15 лет.)
Разработчик программы:
Голубева Н.Н.,
учитель музыки, 1КК
г.Усть-Илимск
2015/2016 уч.г.
Пояснительная записка
Голос – это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. Именно в этот период важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое направлено на развитие творческого потенциала, и может обеспечить комплексное становление личностных образовательных результатов школьников.
Вокально-хоровое пение, являясь наиболее доступным и массовым видом музыкального исполнительства, способствует вовлечению детей в творческий процесс, их музыкальному развитию, формированию общей культуры личности.
Включение в структуру дополнительного образования детей в школе специальных программ, направленных на развитие навыков сольного и ансамблевого пения народных и современных песен с музыкальным сопровождением, предоставляет широкие возможности для самовыражения и самоактуализации школьников. Программа реализуется во внеурочной деятельности, ориентирована на ФГОС нового поколения, главной целью которого стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание благоприятной развивающей среды в школе.
Целевой аудиторией авторской комбинированной программы «Мир вокального искусства» являются учащиеся в возрасте 7-15 лет.
Программа разработана на основании:
- экспериментальной авторской программы дополнительного образования Г.А. Суязовой «Мир вокального искусства». 1-4 кл. Программа, разработки занятий, методические рекомендации. - Волгоград: Учитель, 2008 г. - 138 с.;
- примерной программы «Хоровое и вокальное исполнительство» для хоровых отделений ДМШ и ДШИ». - Москва: Научно-методический центр по художественному образованию, 2003 г. - 138 с.;
- методических рекомендаций по формированию репертуара для хоровых коллективов и вокальных ансамблей / Авт.-сост. Л.Л. Шувалова. Вологда: Областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации, 2011 г. - 96 с.;
- авторской программы по хору для музыкальных и общеобразовательных учреждений Т.Н. Овчинниковой. - М.: Просвещение, 1986 г.
Новизна программы определяется ее направленностью на подготовку обучающихся общеобразовательной школы, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь на «любительском» уровне и не ориентированы на получение углубленной подготовки в рамках музыкальной школы. Актуальность программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к современной эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей. При этом по программе могут обучаться дети не только разного возраста, но и с разными стартовыми способностями. В программе представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся. Поэтапная структура программы с повторяющимися темами дает возможность начать ее освоение со второго этапа, обучающимися, прибывшими из других образовательных учреждений.
Таким образом, отличие программы в том, что она:
- позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Искусство»;
- ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп в вокальном ансамбле за 3 года обучения соразмерно личной индивидуальности;
- может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников.
Цель реализации программы – формирование музыкальной культуры школьников средствами вокального искусства.
Задачи:
- сформировать и развить вокальные умения и навыки;
- обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
- развить музыкальные способности, (музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память);
- развить индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений;
- воспитать устойчивый интерес к музыке, потребность в музыкальном самообразовании.
В программе особое внимание уделяется постановке певческого голоса, развитию вокальных навыков ребенка, учитывая их возрастные особенности. При грамотной постановке голоса у детей не только развивается музыкальный слух и голос, но и улучшается здоровье, развиваются органы дыхания.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации. Включение других видов деятельности на занятиях (игра на простейших музыкальных инструментах, импровизация, музыкально-ритмические движения), активизирует музыкальное развитие, повышает эмоциональную отзывчивость детей.
Программа раскрывает примерное содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работа с текстом, изучение творчества отдельных композиторов.
Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).
Наиболее подходящей формой для реализации данной программы является вокальный ансамбль. Вокальная работа позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса: регистры и диапазон соответствующий возрастным особенностям (чтобы подобрать материал для индивидуальной работы), особенности звуковедения. Репертуарный план ансамбля основывается на современной музыке, песнях советских композиторов. В школе создан вокальный ансамбль «Элегия», состоит из двух групп, соответственно этапам обучения. Младшая группа называется «Солнечные капельки».
Срок реализации программы – 3 года обучения.
Структура и состав ансамбля, продолжительность и регулярность занятий
В вокальном ансамбле занимаются дети 7-15 лет, которые распределяются по группам, в зависимости от возраста и вокального развития. Для правильного формирования учебных групп проводится предварительное прослушивание каждого ребенка. Программа вокального ансамбля предполагает 2-х этапный принцип организации обучения.
Этап | Год обучения | Группа | Возраст детей | Регулярность занятий | Продолжительность одного занятия |
I | 1 | Младшая «Солнечные капельки» | 7-11 лет | 2 раза в неделю | 1 час |
II | 2-3 | Старшая «Элегия» | 9-15 лет | 2 раза в неделю | 1 час |
Основной принцип обучения - коллективное ансамблевое творчество, форма обучения - репетиция.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения, осуществляется познание и самопознание.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие художественного вкуса и сценической культуры;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- формирование культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентностей;
- овладение основами работе в коллективе.
Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества.
- овладение основами музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе
Учебно-тематический план
(1-й год обучения)
№п/п | Тема занятий | Часы | Формы проведения занятий | ||
Общее кол-во | Теория | Прак- тика | |||
Вокально-хоровая работа | |||||
Введение, знакомство с голосовым аппаратом. | 2 | 1 | 1 | Групповое | |
Певческая установка. Дыхание. | 8 | 2 | 6 | Групповое | |
Распевание. | 8 | 0 | 8 | Групповое | |
Развитие голоса. | 10 | 2 | 10 | Групповое | |
Звуковедение. Использование певческих навыков. | 12 | 4 | 8 | Групповое | |
Знакомство с различной манерой пения. Дикция. Артикуляция. | 6 | 2 | 4 | Групповое | |
Беседа о гигиене певческого голоса. | 2 | 2 | 0 | Групповое | |
Нотная грамота. | 4 | 4 | 0 | ||
Работа над сценическим образом. Движения под музыку. | 8 | 0 | 8 | Групповое | |
Концертно-исполнительская деятельность | |||||
Репетиции, праздники, выступления. | 12 | 0 | 12 | Репетиции, конкурсы, праздники | |
Итого | 72 | 19 | 53 |
Планируемые результаты 1 года обучения.
В результате обучения пению в вокальной студии воспитанник должен:
знать, понимать:
- строение артикуляционного аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
- гигиену певческого голоса;
- понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
- основы музыкальной грамоты;
- различные манеры пения;
- место дикции в исполнительской деятельности.
уметь:
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- петь короткие фразы на одном дыхании;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
- петь легким звуком, без напряжения;
- на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
- уметь делать распевку;
- к концу года спеть выразительно, осмысленно.
владеть:
- певческим дыханием;
- правильным певческим формированием гласных в сочетании с
согласными.
Учебно-тематический план
(2-й год обучения)
№ п/п | Тема занятий | Часы | Формы проведения занятий | ||
Общее кол-во | Теория | Прак- тика | |||
Вокально-хоровая работа | |||||
Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использо-вание певческих навыков | 8 | 2 | 6 | Групповое | |
Знакомство с произведения ми различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. | 4 | 4 | 0 | Групповое | |
Овладение собственной манерой вокального исполнения. Выявление индивидуальных красок голоса. | 4 | 0 | 4 | Групповое | |
Дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа. | 6 | 2 | 4 | Групповое | |
Использование элементов ритмики. Движения под музыку. Сценическая культура. | 6 | 0 | 6 | Групповое | |
Дикция. Вокальные навыки. | 8 | 2 | 6 | Групповое | |
Беседа о гигиене певческого голоса. | 2 | 2 | 0 | Групповое | |
Нотная грамота. | 4 | 4 | 0 | ||
Работа с солистами. | 12 | 0 | 12 | ||
Работа над сценическим образом. | 6 | 2 | 4 | Групповое | |
Концертно-исполнительская деятельность | |||||
Репетиции, праздники, выступления. | 12 | 0 | 12 | Репетиции, конкурсы, праздники | |
Итого | 72 | 18 | 54 |
Планируемые результаты 2 года обучения.
В результате обучения пению в вокальной студии воспитанник должен:
знать, понимать:
- певческую установку;
- дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
- жанры вокальной музыки;
- произведения различных жанров;
- великих вокалистов России и мира;
уметь:
- правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- точно повторить заданный звук;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- правильно показать самое красивое индивидуальное звучание голоса;
- петь чисто и слаженно в унисон;
- петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
- дать критическую оценку своему исполнению;
- характеризовать выступления великих вокалистов
- использовать элементы ритмики и движения под музыку;
- работать в сценическом образе;
владеть:
- правильной постановкой при пении;
- правильным звукообразованием (мягкая «атака»);
- четкой дикцией.
Учебно-тематический план
(3-й год обучения)
№ П№ п/п | Тема занятий | Часы | Формы проведения занятий | ||
Общее кол-во | Теория | Прак-тика | |||
Вокально-хоровая работа | |||||
Введение, владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Собственная манера исполнения вокального произведения. | 6 | 2 | 4 | Групповое | |
Работа над собственной манерой вокального исполнения. Сценическая культура. | 8 | 0 | 8 | Групповое | |
Дыхание. Певческая позиция. Отработка полученных вокальных навыков. | 10 | 2 | 8 | Групповое | |
Дикция. Расширение диапазона голоса. | 8 | 0 | 8 | Групповое | |
Использование элементов ритмики. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. | 8 | 0 | 8 | Групповое | |
Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. | 10 | 0 | 10 | Групповое | |
Беседа о гигиене певческого голоса. | 4 | 4 | 0 | Групповое | |
Работа над сценическим образом. | 6 | 0 | 6 | Групповое | |
Концертно-исполнительская деятельность | |||||
Репетиции, праздники, выступления. | 12 | 0 | 12 | Репетиции, конкурсы, праздники | |
Итого | 72 | 8 | 64 |
Планируемые результаты 3 года обучения.
В результате обучения пению в вокальной студии воспитанник должен:
знать, понимать:
- основные типы голосов;
- жанры вокальной музыки;
- типы дыхания;
- поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
- реабилитацию при простудных заболеваниях;
- особенности многоголосого пения;
- обоснованность сценического образа.
уметь:
- петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
- петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
- исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
- принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.
владеть:
- навыком пения высокой позиции;
- навыком правильным преодолением переходных нот;
- навыком красивого, выразительного пения;
- эмоциональным исполнением.
Мониторинг эффективности реализации программы
Педагогический мониторинг | Методы сбора информации |
Достижения школьников | Метод статистического анализа |
Изучение творческих способностей обучающихся | Оценка уровня творческого мышления Тест Е. Торренса |
Удовлетворенность учащихся | Анкетирование |
В 2011/2012-2013/2014 уч.г. данная программа дополнительного образования прошла апробацию на базе МБОУ СОШ № 9.
Форма подведения итогов: отчетный концерт для родителей.
Список рекомендуемой литературы для педагога
- Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983.
- Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975.
- Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. – М.: Музыка, 1971. – С.274-287.
- Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи // Материалы научной конференции. 1961. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
- Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
- Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007.
- Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М.: Просвещение. 1983.
- Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000.
- Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.
- Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
- Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М., Педагогика, 1970. – 232с.
- Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. – М.: Музыка, 1964.
- Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1968.
- Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
- Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
- Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М: Просвещение, 1984.
- Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. – Л-М.: Музгиз, 1939.
- Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М.-Л. Музыка, 1965.
- Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – Л., 1967.
- Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение, 1966.
- Полякова О. И. Работа с детским вокально-инструментальным ансамблем (методические рекомендации) // Модернизация профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сборник научных трудов. – М., МПГУ, 2002.
- Полякова О.И. Детские вокально-инструментальные ансамбли в системе дополнительного образования // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001. – Екатеринбург, 2001.
- Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.
- Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001 года. – Екатеринбург, 2001.
- Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.
- Полякова О.И. Проблема активизация творческого мышления обучающихся детской эстрадной студии // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Гуманитарные науки: Сборник статей. – М., МПГУ, Прометей, 2001.
- Полякова О.И., Клипп О.Я. Теоретические и методические основы вокальной и инструментальной эстрадой музыки. Учебное пособие. – М., 2004.
- Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер 2007.
- Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. – М., 1999.
- Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. – М., 2002.
- Современный урок музыки, творческие приемы и задания. Смолина Е.А. – Ярославль, 2006;
- Скучик Е. Основы акустики. Т.2. – М., 1959.
- Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 1992.
- Стулова Г.П. Современные методы исследования речи и пения. Вопросы физиологии пения и вокальной методики // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Выпуск XXV.– М. 1975.
- Тарасов Г.С. Психология музыкального воспитания. //Вопросы психологии. 1991. №2;
- Школяр Л.В. Некоторые штрихи к музыкально-психологическому портрету современного ребёнка// Теория и методика музыкального образования детей. – М., 1998.
Список полезных интернет-ресурсов для педагога
1. http://www.mp3sort.com/
2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
3. http://forums.minus-fanera.com/index.php
4. http://alekseev.numi.ru/
5. http://talismanst.narod.ru/
6. http://www.rodniki-studio.ru/
7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
8. http://www.lastbell.ru/pesni.html
9. http://www.fonogramm.net/songs/14818
10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm
11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
13. http://www.notomania.ru/view.php?id=207
14. http://notes.tarakanov.net/
15. http://irina-music.ucoz.ru/load
Список литературы для учащихся
Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;
- Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;
- Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998
- Журнал Звуковая дорожка, все выпуски.
- Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2006;
- Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002;
- Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.
- Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;
- Физика и музыка. Анфилов Г. – М.: 1962;
- Эффект Моцарта. Кэмпбелл Дон. – ООО «Попурри» 1999;
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под общ. ред. О.Г. Хинн. – М., 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дополнительному образованию "Вокальное искусство"
Рабочая программа "Вокальное искусство" разработана для работы с хоровым коллективом в системе дополнительного образования или при общеобразовательной школе. В программу включена работа не только с хо...
Рабочая программа по дополнительному образованию "Вокальное искусство"
Рабочая программа "Вокальное искусство" разработана для работы с хоровым коллективом в системе дополнительного образования или при общеобразовательной школе. В программу включена работа не только с хо...
Будущим вокалистам Электронное учебно-игровое средство Презентация Microsoft PowerPoint для самостоятельного развития исполнительских умений обучающихся по программе «Основы вокального искусства»
Данная презентация является электронным учебно-игровым средством, ориентированным на обеспечение взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятель...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир вокального искусства"
Рабочая программа курса «Мир вокального искусства» составлена и разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образовани...
Вокально-хоровые упражнения на занятиях кружка «Мир вокального искусства»
Примеры вокально-хоровых упражнений ....
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса "Мир вокального искусства"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокального искусства" для 5 класса...
Вокальный кружок "Мир вокального искусства"
Программа кружка вокального искусства для начальной школы....