Историко-героическая опера "Иван Сусанин" в творчестве К.Кавоса и М.И.Глинки.
статья по музыке (5 класс) на тему

Лебедева Ольга Владимировна

Истоки возникновения жанра историко-героической оперы а России, сравнительный анализ сюжетов опер К Кавоса и М.И.Глинки, история постановки оперы Глинки "Иван Сусанин" или "Жизнь за царя".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Историко-героическая опера «Иван Сусанин»

в творчестве К.А.Кавоса и М.И.Глинки

  1. История русской оперы.

Русская опера — ценнейший вклад в сокровищницу мирового музыкального театра. Зародившись в эпоху классического расцвета итальянской, французской и немецкой оперы, русская опера в XIX в. не только догнала другие национальные оперные школы, но и опередила их. Многосторонний характер развития русского оперного театра в XIX в. способствовал обогащению мирового реалистического искусства. Произведения русских композиторов открыли новую область оперного творчества, внесли в него новое содержание, новые принципы построения музыкальной драматургии, приблизив оперное искусство к другим видам музыкального творчества, прежде всего к симфонии.

 История русской классической оперы неразрывно связана с развитием общественной жизни России, с развитием передовой русской мысли. Этими связями опера отличалась уже в XVIII в., возникнув как национальное явление в 70-е гг., эпоху развития русского просветительства. Формирование русской оперной школы шло под влиянием просветительских идей, выражавшихся в стремлении правдиво изобразить народную жизнь.

 Таким образом, русская опера с первых своих шагов складывается как искусство демократическое. Сюжеты первых русских опер нередко выдвигали антикрепостнические идеи, характерные и для русского драматического театра и русской литературы в конце XVIII в. Однако эти тенденции тогда еще не сложились в цельную систему, они выражались эмпирически в сценах из жизни крестьян, в показе притеснения их помещиками, в сатирическом изображении дворянства.

 Первые русские оперы представляли собой пьесы с музыкальными эпизодами по ходу действия. Разговорные сцены имели в них очень важное значение. Музыка первых опер была тесно связана с русской народной песней: композиторы широко пользовались мелодиями бытовавших народных песен, обрабатывали их, делая основой оперы.

 Русская опера развивалась в борьбе за свое национальное своеобразие. Политика царского двора и верхушки дворянского общества, покровительствовавших иностранным труппам, была направлена против демократизма русского искусства. Деятелям русской оперы приходилось учиться оперному мастерству на образцах западноевропейской оперы и одновременно отстаивать независимость своего национального направления. Эта борьба на долгие годы стала условием существования русской оперы, принимая на новых этапах новые формы.

 Оперный театр пользовался в XVIII в. большой популярностью. Постепенно опера из столицы проникла в усадебные театры. Крепостной театр на рубеже XVIII и XIX вв. дает отдельные высокохудожественные образцы исполнения опер и отдельных ролей. Выдвигаются талантливые русские певцы и актеры, как, например, певица Е. Сандунова, выступавшая на столичной сцене, или крепостная актриса театра Шереметева П. Жемчугова.

 Художественные достижения русской оперы XVIII в. дали толчок бурному развитию музыкального театра в России в первой четверти XIX в.

  1. Зарождение героико-патриотической оперы в России.

Связи русского музыкального театра с определяющими духовную жизнь эпохи идеями особенно усиливаются в годы Отечественной войны 1812 г. и в годы декабристского движения. Тема патриотизма, отраженная в исторических и современных сюжетах, становится основой многих драматических и музыкальных спектаклей. Идеи гуманизма, протест против социального неравенства вдохновляют и оплодотворяют театральное искусство.

 В начале XIX в. еще нельзя говорить об опере в полном значении этого слова. Большую роль в русском музыкальном театре играют смешанные жанры: трагедия с музыкой, водевиль, комическая опера, опера-балет. До Глинки русская опера не знала произведений, драматургия которых опиралась бы только на музыку без каких-либо разговорных эпизодов. Опера начала XIX в. развивала традиции предшествующего периода. Характерным явлением были бытовые представления, сопровождавшиеся народными песнями. Итальянскому композитору К. А. Кавосу (1775—1840), с юных лет работавшему в России и приложившему много сил для развития русского оперного исполнительства, принадлежит первая попытка создать историко-героическую оперу. В 1815 г. он поставил в Петербурге оперу «Иван Сусанин», в которой, основываясь на одном из эпизодов борьбы русского народа против польского вторжения в начале XVII в., попытался создать национально-патриотический спектакль. Эта опера отвечала настроениям общества, пережившего освободительную войну против Наполеона. Оперу Кавоса выгодно выделяют среди современных произведений мастерство музыканта-профессионала, опора на русский фольклор, живость действия. Все же она не возвышается над уровнем многочисленных «опер спасения» французских композиторов, шедших на той же сцене; Кавос не смог в ней создать народно-трагической эпопеи, которую создал через двадцать лет Глинка, использовав этот же сюжет. С 30-х гг. XIX в. русская опера вступает в свой классический период. Основоположник русской оперной классики М. И. Глинка (1804—1857) создал историко-трагедийную оперу «Иван Сусанин» (1830) и сказочно-эпическую — «Руслан и Людмила» (1842). Эти оперы положили начало двум важнейшим направлениям русского музыкального театра: исторической опере и волшебно-эпической. Творческие принципы Глинки были претворены и развиты последующим поколением русских композиторов.

 Глинка сложился как художник в эпоху, осененную идеями декабризма, что позволило ему поднять идейно-художественное содержание своих опер на новую, значительную высоту. Он был первым русским композитором, в творчестве которого образ народа, обобщенный и глубокий, стал в центре всего произведения. Тема патриотизма в его творчестве неразрывно связана с темой борьбы народа за независимость.

 Предшествующий период русской оперы подготовил появление опер Глинки, но качественное их отличие от более ранних русских опер очень значительно. В операх Глинки реализм художественной мысли проявляется не частными своими сторонами, но выступает как целостный творческий метод, позволяющий дать музыкально-драматическое обобщение идеи, темы и сюжета оперы. По-новому понимал Глинка проблему народности: для него она обозначала не только музыкальную разработку народных песен, но и глубокое, многостороннее отражение в музыке жизни, чувств и мыслей народа, раскрытие характерных черт его духовного облика. Композитор не ограничивался отражением народного быта, но воплотил в музыке типичные черты народного мировоззрения. Оперы Глинки представляют собой целостные музыкально-драматические произведения; в них нет разговорных диалогов, содержание выражено средствами музыки. Вместо отдельных, неразвитых сольных и хоровых номеров комической оперы Глинка создает крупные, развернутые оперные формы, с подлинно симфоническим мастерством развивая их.

  1. Историко-героическая опера в творчестве К.А.Кавоса и М.И.Глинки.

Кавос Катерино Альбертович (30 X 1775, Венеция - 28 IV (10 V) 1840, Петербург) - русский композитор и дирижёр. По национальности итальянец. Учился у Ф. Бьянки. В 1797 дебютировал как композитор "Патриотическим гимном в честь гражданской гвардии", который был исполнен в театре "Фениче" (Венеция). В конце 1798 - начале 1799 переехал в Россию. С 1799 служил при дирекции императорских театров в Петербурге, с 1806 капельмейстер русской оперы, с 1822 инспектор придворных оркестров, с 1832 директор музыки. Преподавал в Театральной школе и других учебных заведениях Петербурга. Кавос  внёс большой вклад в развитие русского музыкального театра, его творчество способствовало формированию репертуара, воспитанию певцов и музыкантов. У него учились выдающиеся русские оперные артисты В. М. и С. В. Самойловы, О. А. Петров, А. Я. Воробьёва-Петрова, M. M. Степанова. Под руководством Кавоса были поставлены многие русские и иностранные оперы, в том числе впервые "Жизнь за царя" Глинки (1836). Композитор написал свыше 50 музыкально-театральных произведений различных  жанров. Не обладая ярким дарованием, Кавос  был опытным и образованным музыкантом, внимательно следившим за развитием современной ему русской культуры.  Катерино Альбертович владел чувством сцены, умел находить верные средства для обрисовки драматических ситуаций. Он расширил формы ранней русской оперы, обогатил её выразительные средства, в частности усилил роль оркестра. Его оперы написаны на русские сказочные, былинные и исторические сюжеты. Большой популярностью пользовалась опера-водевиль "Казак-стихотворец" (либретто Шаховского), в к-рой композитор удачно выбрал и обработал украинские народные песни. Мелодии народных песен  и танцев также занимают большое место в его патриотических дивертисментах. В сотрудничестве с балетмейстером И. И. Вальберхом и Ш. Дидло,  Кавос создал балеты на анакреонтические и романтические сюжеты. Писал музыку и к драматическим спектаклям.

Помимо былинных и сказочных сюжетов предметом его творчества становится и история России. Появляются его оперы: «Крестьяне», поставленная в 1814 г. и изображавшая русскую патриотическую готовность умереть за веру и царя; «Сокол князя Ярослава», «Откупщик Бражкин», «Юность Иоанна III», «Иван Сусанин» — эта последняя опера пользовалась заслуженным успехом и считается лучшей из опер Кавоса. Это — наиболее значительное произведение Катерино Кавоса. Значение этой оперы очень важно для русской музыкальной истории — она оказалась предтечей нового русского направления и среди прочего одноименной оперы М. И. Глинки. Эта опера(либретто А. А. Шаховского), отражает патриотический  подъём, связанный с Отечественной  войной 1812. В ней особенно выделяются хоровые сцены, решённые в народном духе, героический же образ русского крестьянина снижен сентиментально-морализующей трактовкой сюжета.

. Это двухактная опера. Текст бал написан князем А. И. Шаховским. Сюжет обращен к реальным событиям в истории России 17 века, к подвигу крестьянина Ивана Осиповича Сусанина. Обращение к русской истории было неслучайным. Россия стала для Кавоса второй родиной. «Подвиг крестьянина Ивана Сусанина, который завёл вражеский отряд поляков в непроходимую чащу и погиб, часто эксплуатировался литературой. …победа над Наполеоном всколыхнула народное самосознание, пробудила интерес к собственной истории, победам и поражениям предыдущих войн. К образу героя-аристократа постепенно стал приближаться образ народного героя. Идеально на эту роль подходил Иван Сусанин, народный герой русско-польской войны XVII века», — пишет музыкальный критик Виктор Коршиков, объясняя причины, побудившие обратиться к теме. Опера была поставлена в Петербургском Большом Каменном театре 19 октября 1815 года.

Однако драматически образы в опере Кавоса были достаточно просты и схематичны, но по музыкальной части она делала огромный шаг вперед: впервые была дана развернутая полифоническая обработка для хора и оркестра русской народной песни (ария «Не бушуйте, ветры буйные»).

Аналитическому разбору этого произведения Кавоса посвящена статья музыкального исследователя Виктора Коршикова «Два „Ивана Сусанина“»:В хоровой  песне крестьян „Не бушуйте, ветры буйные“ чувствуется начало того русского хорового стиля, который был впоследствии использован Глинкой, Римским-Корсаковым и Бородиным и достиг зенита у Модеста Мусоргского. В этом фрагменте были  использованы принципы народных подголосков, а басы, которые прежде считались орнаментом для хора, вели основную мелодию. Случай уникальный для начала XIX века. Вообще наиболее яркие исполнения в опере Катерино Кавоса были именно хоровые.

«Иван Сусанин. Народная опера с хорами.  Музыка Катарино Кавоса, текст Александра Шаховского». Такая афиша появилась перед входом в Петербургский оперный театр ранним утром 19 октября 1815 года. А к вечеру в театр съехался высший свет. Петербургское общество, привыкшее к итальянской опере и французскому языку, не могло решить, как отнестись к столь необычному творению, как опера по русскому либретто, на сюжет русской истории и, главное, написанному русским композитором, хотя и итальянского происхождения.

Известно, что поляки шли на помощь своему воеводе Буркевичу. Заплутали. Дорогу им вызвался показать крестьянин Иван Сусанин. Но вместо этого завел их в болото, где с ними и погиб. Однако при творческом подходе литераторов к родной истории стало считаться, будто поляки направлялись в Кострому с единственной целью – уничтожить 16-летнего боярина Михаила Романова, который в то время на самом деле еще и ведать не ведал о своем будущем избрании на царский престол.

Наиболее известным художественным произведением о подвиге Ивана Сусанина была тогда драма Николая Полевого «Костромские леса». Её и положил в основу либретто драматург Александр Шаховский. Правда, его не устроил творческий взгляд Полевого, изменившего некоторые аспекты реальной жизни, и Шаховской решил обновить сюжет по-своему...

 Написана была первая русская опера в стиле французской „опера комик“ — диалоги занимали почти столько же места, сколько и музыка.  Шаховской изменил финал: его Сусанин не умирает смертью героя, а блуждает с польским отрядом по лесу от дерева к дереву в разных концах сцены и ждет, когда явится русский отряд, убьет поляков и освободит его. Сусанин Шаховского сам объясняет свой подвиг односельчанам по ходу дела так: „По лесу с гостями я буду гулять, а вам нужно русский отряд подозвать. Все русские воины поляков убьют, а после меня к вам домой доведут“. Так оно в конце концов и случилось. И довольные селяне поют хвалу соседу, нагулявшемуся с доброжелательными гостями по просторам сцены».

Конечно, столь наивная трактовка образов и героев, и врагов не могла удовлетворить проснувшееся в России чувство патриотического самосознания, она не достигала ожидаемого трагедийного пафоса. Поэтому можно сказать, что нового музыкального творения на ту же тему уже ждали. Этим новым музыкальным творением стала опера с аналогичным названием молодого композитора Михаила Глинки. Кавос не только согласился принять к постановке новую оперу, которая явно конкурировала с его собственной, но и стал ее первым дирижером; эта постановка прошла 9 декабря 1836 г. и стала последней для К.Кавоса. И при этом он вовсе не собирался снимать с репертуара своё произведение. Обе оперы, не мешая друг другу, шли на одной сцене. Более того, некоторые актёры исполняли одни и те же партии в разных спектаклях. До середины XIX века обе оперы постоянно исполнялись на столичных сценах, а в 50-х годах произведение Кавоса пользовалось даже большей популярностью, чем опера Глинки. Одним из актёров, участвовавших в обеих постановках, был  Осип Петров, ученик Кавоса. В обоих спектаклях с одинаковым сюжетом он исполнял одну и ту же роль главную партию Ивана Сусанина и прославился исполнением в обеих постановках.

В музыкальном смысле у оперы были определенные достоинства. В хоровой песне крестьян «Не бушуйте, ветры буйные» чувствуется начало того русского хорового стиля, который был впоследствии использован Глинкой, Римским-Корсаковым и Бородиным и достиг зенита у Модеста Мусоргского. В этом фрагменте были использованы принципы народных подголосков, а басы, которые прежде считались орнаментом для хора, вели основную мелодию. Случай уникальный для начала 19 века. Вообще наиболее яркие исполнения в опере Катерино Кавоса были именно хоровые.

Маша и Алексей – эквиваленты Антониды и Богдана Собинина у Глинки – представляют лирическую часть оперы. Жаль только, что Кавос простроил их любовный дуэт на теме «Камаринской». Маша Сусанина – наиболее развитый в опере образ. В ней – душевная лирика, которая повлияла и на создание образов глинковских Антониды и Людмилы.

А более всего разочаровывает... образ самого Сусанина. Единственное соло «народного героя» - шуточная куплетная песня, которой он развлекает поляков во время «прогулки». И ни одной арии. Даже в ансамблях он почти не участвует.

Образы поляков получились однотонно комическими – даже между собой они разговаривают на ломаном русском языке. А уж настолько верят русскому крестьянину Сусанину, что ни о каком подозрении к вражескому персонажу и речи нет. Они даже доверяют ему свои тайные намерения – убить царя и завоевать Москву. А при появлении русского отряда столь искренне наивно удивлены, что не в силах осознать происходящее.

И тем не менее воздадим должное этой первой русской опере. В спектакле выступали выдающиеся певцы начала 19 века – Пётр Злов, Елизавета Сандунова, Надежда Репина, Василий Самойлов и Алекспндр Бантышев.

Конечно, столь наивная трактовка образов и героев, и врагов не могла удовлетворить проснувшееся в России чувство патриотического самосознания, она не достигала ожидаемого трагедийного пафоса. Поэтому можно сказать, что нового музыкального творения на ту же тему уже ждали.

Основной контраст между операми Кавоса и Глинки в том, что Глинка писал о русском народе и силе духа, а Кавос ставил своей задачей создание музыкального произведения, которым публика будет наслаждаться.

У Глинки тоже были немалые трудности. Он был недоволен либретто, написанным, тем не менее, весьма популярными в то время писателями. Авторами либретто нового «Ивана Сусанина» стали Нестор Кукольник, Фёдор Соллогуб, барон фон Розен при участии одного из талантливейших поэтов своего времени Василия Жуковского. «Славься!» - это его стихи. Композитор много менял в либретто, основная часть которого вообще была сочинена уже после музыки. Больше всего Глинку огорчало, что Сусанин совершает свой подвиг во имя царя, а не России. Время требовало уже нового осмысления понятий патриотизма. В «Иване Сусанине» Глинка воспел героическое прошлое России. С большой художественной правдой воплощены в опере типические образы русского народа. В основу развития музыкальной драматургии положено противопоставление различных национальных музыкальных сфер.      

Когда опера была принята к постановке в Петербурге, один из государственных министров, посетив репетицию, посоветовал переименовать ее в «Жизнь за царя». Композитор долго не соглашался. Было предложено и другое название – «Смерть за царя». Потом, после  длительных царедворцовых совещаний, было принято решение, что «за царей» надо только жить, в результате чего название «Жизнь за царя» закрепилось и так и существовало до следующего, ХХ столетия. Но рассказом об истории названия оперы Глинки, мы забежали несколько вперёд...

...Итак, 32-летний Глинка отнёс партитуру в Петербургскую оперу, там уже в течение нескольких лет шла опера Катерино Кавоса, а художественный совет театра возглавлял... Катерино Кавос. Который не только согласился принять оперу к постановке, но и сам решил стать её первым дирижером. Кавос был одним из лучших дирижеров и музыкантов своего времени и не увидеть творческого успеха молодого конкурента он не мог. Как Истинный Художник он выбрал то, что считал лучшим. И при этом вовсе не собирался снимать с репертуара и своё произведение. Обе оперы, не мешая друг другу, ставились на одной сцене. Более того, некоторые актёры исполняли одни и те же партии в разных спектаклях.

На глинковской премьере Сусанина пел выдающийся бас своего времени Осип Петров (он, кстати, один из тех, кто играл Сусанина сразу в двух спектаклях). У Осипа Петрова был сын – тоже Осип Петров и тоже бас. И тоже выдающийся исполнитель той же самой партии. И отец, и сын были признаны лучшими исполнителями Сусанина до появления в этой роли Шаляпина. Антониду в первой постановке пела Мария Степанова, а Собинина – молодой певец Лев Леонов, сын известного композитора и пианиста англичанина Джона Фильда, который переехал из Англии в Россию в поисках лучшей жизни (и такие были времена!). Партию Вани исполняла жена Осипа Петрова, контральто Анна Воробьева.

Несмотря на мощные хоровые сцены и танцы, Глинка сумел отразить реалистические характеры всех персонажей. Сусанин – не просто герой, он еще и любящий отец. Прощание с Антонидой («Велят  идти, повиноваться надо...») и сцена символического прощания с Антонидой, Ваней и Собининым полны глубокой искренней горечи. Почему-то довольно часто из различных постановок глинковской оперы вырезают трио Антониды, Собинина и Вани в последнем действии. Глинка неоднократно настаивал, чтобы сцена смерти главного героя не переходила в радостный финал «Славься!». Десятимиутное трио памяти Сусанина даёт нужное эмоциональное пространство.

  1. Судьба оперы «Иван Сусанин» в современном культурном мире.

До середины 19 века обе оперы постоянно исполнялись на столичных сценах, а в 50-х годах произведение Кавоса пользовалось даже большей популярностью, чем опера Глинки. В 1842 году Милий Балакирев, создатель «Могучей кучки» и ученик Глинки, дирижировал «Жизнью за царя» в Праге. А вскоре опера была поставлена в Вене, Милане и Нью-Йорке...

После революции «Жизнь за царя» долгое время в СССР не исполнялась. Благодаря поэту Сергею Городецкому, который с помощью дирижёра Самуила Самосуда создал новое либретто, многие окрестили его «советским», опера Глинки была поставлена в Большом театре в 1939 году режиссёром Борисом Мордвиновым. В главных партиях выступили замечательные певцы Александр Пирогов, Валерия Барсова, Никандр Ханаев и Бронислава Златогорова. В это же время «Сусанин» ставится в Ленинграде Леонидом Баратовым и художником Фёдором Федоровским. Самая известная постановка была создана в 1945 году в Большом театре Баратовым и художником Петром Вильямсом. Там главные роли исполняли Максим Михайлов, Наталья Шпиллер, Георгий Нэлепп и Елизавета Антонова.

Наиболее значительная постановка «Сусанина» на Западе была осуществлена в миланском «Ла Скала». В главных ролях выступали выдающиеся певцы – Борис Христов, Рената Скотто, Жанни Раймонди и Джульетта Симонато. В 1988 году режиссёр Николай Кузнецов, художник Валерий Левенталь и дирижер Александр Лазарев поставили «Жизнь за царя» в Большом театре в возобновлённых декорациях первой постановки и со «старым» либретто. Главные партии исполнили Глеб Никольский, Елена Устинова, Александр Ломоносов и Елена Заремба. Несмотря на признание спектакля зрителем, он прошёл всего 23 раза и был снят со сцены.

В 1997 году Большой вновь возобновил «Сусанина». На этот раз с глинковским либретто и с его названием – «Иван Сусанин», в декорациях баратовского спектакля. Благодаря мастеру оперного дирижирования Марку Эрмлеру и таланту исполнителей (Владимир Маторин, Лариса Рудакова, Владимир Щербаков и Александра Дурсенева) спектакль получился на редкость живым. А в балетных сценах участвуют такие мастера, как Нина Семизорова и  Илзе  Лиепа. Символично, что помимо Владимира Маторина, в партии Сусанина выступает и молодой певец Максим Михайлов, заслуженный артист Чувашии, внук и председатель общества Максима Михайлова – великого русского баса.

С 1945 года (тоже не случайная дата в истории России!) спектаклем «Иван Сусанин» Глинки в различных постановках открывает ежегодный сезон Большой театр. Эта опера стала символом Большого театра Москвы. К сожалению, многим профессиональным западным музыкантам даже название оперы «Иван Сусанин» или «Жизнь за царя» мало что говорит. Правда, не так давно в США поступил в продажу компакт-диск с записью «Сусанина» в Большом театре 1947 года.

А что касается оперы Катерино Кавоса, историческое значение которой ничуть не меньше, чем оперы Глинки, то, похоже, она навсегда исчезла из репертуара. В начале ХХ века были попытки восстановить её в некоторых провинциальных театрах, но ни одна из них так и не завершилась спектаклем.

Русская классическая опера, развившаяся под воздействием философско-эстетической передовой мысли, под влиянием событий общественной жизни стала одной из замечательных сторон русской национальной культуры XIX в. Весь путь развития русского оперного творчества в прошлом веке шел параллельно великому освободительному движению русского народа; композиторов вдохновляли высокие идеи гуманизма и демократического просветительства, и их произведения являются для нас великими образцами подлинно реалистического искусства.

5. Список литратуры:

1.Литература: Зотов Р., Биография капельмейстера Кавоса, "Репертуар русского театра", 1840, кн. 10;

2. Дехтерева-Кавос С., Катерино Альбертович Кавос, "Русская старина", 1895, апрель;

3. Блох Г., К. А. Кавос, "ЕИТ". Сезон 1896-1897, прилож., кн. 2, СПБ, 1898;

4. Грачев П. М., К. А. Кавос, в кн.: Очерки по истории русской музыки 1790-1825, Л., 1956

5.Ю. В. Келдыш. Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.

6.Б.Вадецкий «Глинка» М; Советский писатель, 1983г.

7. Виктор Коршиков «Два “Ивана Сусанина”ст.''В Новом свете»,'' 18-24 февраля 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по музыкальной литературе "Вокальное творчество М.И.Глинки"

Открытый урок с учащимися третьего года обучения по музыкальной литературе....

Тест по творчеству М. И. Глинки

Тест поможет учащимся проверить свои знания о русском композиторе М. И. Глинке...

Урок музыки в 4 классе "География творчества М.И. Глинки"

Целью данного урока служит исследование влияния  музыкальных впечатлений, полученных от  путешествий    по странам мира, на творчество композитора, а главной задачей понять зн...

Презентация к внеклассному занятию "Жизнь и творчество М.И.Глинки"

Данная презентация знакомит учащихся с жизнью и творчеством великого композитора М.И .Глинки...

Творчество М.И.Глинки

Презентация, крторая дает представление не только о биографии компазитора, но и об истории создания его музыкальных произведений....